Главная страница
qrcode

Как_стать_дизайнером не продав душу дьяволу. Зрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть


НазваниеЗрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть
АнкорКак стать дизайнером не продав душу дьяволу.pdf
Дата26.10.2017
Размер8.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44615
страница1 из 23
Каталогtatianarichy

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Esquire_UK_-_June_2016.pdf, Kak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf, steel_arch_2015.pdf.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23






Зрение первично по отношению к речи.
ДжонБергер,
«Искусствовидеть»
ББК
30.18
УДК
74.01
Ш78
ШонессиА.
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу. — СПб.: Питер,
2015. — 208 с.: ил.
ISBN 978-5-496-00854-9
Дизайнеры очень любят рассказывать о полете своей мысли и источниках вдохновения, но они гораздо менее открыты, когда речь заходит о таких важ- ных вопросах, как найти заказы, как определить расценки и что делать, когда клиент отказывается от заказа, на который было потрачено несколько месяцев.
Эта книга, выходящая уже во втором издании, призвана помочь решить про- блемы молодых дизайнеров, которые хотят зарабатывать, создавая творчески интересные работы, при этом не превратившись в бездушных роботов, меха- нически отрабатывающих очередной заказ. Книга написана дизайнером для дизайнеров, она сочетает в себе практические советы с философией дизайна, чтобы помочь молодым специалистам начать собственную карьеру.
Как управлять творческим процессом? Какой первый шаг для успешной ин- терпретации брифа заказа? Как генерировать идеи, когда заказ кажется пу- стым и скучным? Книга предлагает четкие и ясные инструкции и ответы на эти и многие вопросы, наряду с готовой деловой стратегией по созданию, запуску и продвижению дизайн-студии, поиском новых заказов и взаимодействием с клиентами.
Эта книга, впервые изданная в 2005 году, быстро получила признание в ди- зайнерских кругах и стала настоящим бестселлером. Новое издание книги до- полнено информацией о стратегии работы в цифровом пространстве, а также рядом интервью с несколькими именитыми дизайнерами.
6+
(Для детей старше 6 лет. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ.)
Заведующий редакцией П. Щеголев
Ведущий редактор Ю. Сергиенко
Переводчик Н. Римицан
Литературный редактор Л. Родионова
Художник С. Маликова
Корректор С. Беляева
Верстка Л. Родионова
ООО «Питер Пресс», 192102, Санкт-Петербург, ул. Андреевская (д. Волкова), д. 3, литер А, пом. 7Н.
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции
ОК 034-2014, 58.11.12.000 — Книги печатные профессиональные, технические и научные.
Подписано в печать 02.02.15. Формат 84х108/16.
Усл. п. л. 21,840. Тираж 2000. Заказ 0000
Отпечатано в соответствии с предоставленными материалами в ООО «ИПК Парето-Принт». 170546, Тверская область,
Промышленная зона Боровлево-1, комплекс №3А, www.pareto-print.
ISBN 978-1568989839 англ.
ISBN 978-5-496-00854-9
© 2010, Laurence King Publishing
© Перевод на русский язык ООО Издательство
«Питер», 2015
© Издание на русском языке, оформление
ООО Издательство «Питер», 2015
Права на издание получены по соглашению с Laurence
King Publishing. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Предисловиекновомуизданию

6
Предисловиекновомуизданию
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу
Признаться, я был очень удивлен, когда первое издание этой книги стало расходиться огромными тиражами по всему миру.
Цифры, конечно, не такие, как, скажем, у «Кода да Винчи», но с момента, когда книга «Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу» вышла в 2005 году, она была переведена на семь языков и свела меня со многими замечательными людьми, с которыми иначе я никогда бы не встретился.
Я написал эту книгу в 2004 году, и с тех пор многое слу- чилось. Искушенному наблюдателю за происходящим в между- народной дизайнерской среде она напомнит скоростной поезд, когда остановки мелькают так быстро, что не разобрать название.
Не успело первое издание увидеть свет, как уже частично уста- рело. Я написал книгу до того как большинство графических дизайнеров переключились на веб-дизайн, до того как цифровые устройства и Интернет потеснили бывшего гегемона — традици- онные СМИ — по всем фронтам, до того как блог-платформы превратили многочисленных дизайнеров в писателей, до того как в обществе возник новый всплеск интереса к дизайну; я написал ее в период относительного благоденствия — куча работы для каждого и море возможностей трудоустройства для вчерашних выпускников и начинающих дизайнеров.
Но не только графический дизайн изменился с того от- носительно спокойного 2004 года — весь мир изменился.
В 2008 году случился мировой финансовый кризис, когда каждая страна с развитой экономикой приблизилась к краю пропасти и глянула вниз. В то время я просыпался, включал радио и сразу погружался в хаос информации о неминуемом финансовом коллапсе. Люди, которыми мы привыкли восхищаться, — бан- киры — вдруг оказались ничем не лучше бандитов из вестерна; политики, на все лады расхваливавшие преимущества нерегу- лируемого финансового рынка, вдруг обрели вид букмекеров- неудачников, наблюдающих, как десять заездов подряд выигры- вают заведомые аутсайдеры; финансовые инновации, которые мы считали проявлением человеческого гения, приравнялись к экономическим преступлениям.
Спустя месяцы, однако, мое уныние пошло на убыль и снова сменилось оптимизмом. Да, мы, налогоплательщики, должны будем десятилетиями расплачиваться за спесь банкиров, да, некоторые наши друзья-дизайнеры остались без работы, и да, мои доходы как независимого дизайнера и писателя су- щественно снизились. Но за общим беспокойством и упадком я почувствовал кое-что еще. Я почувствовал, как стихает жажда

7
Адриан Шонесси
Предисловиекновомуизданию
прибыли и возрождается озабоченность вопросами обществен- ного блага. Я увидел, как изменился взгляд на то, как мы живем и как зарабатываем себе на хлеб насущный.
Удивительно, но наиболее отчетливо это ощущалось в художественных учебных заведениях. Ранее все студенты и выпускники стремились участвовать в «войнах стилей», де- лать радикально отличающиеся от других продукты, но теперь появился интерес к работе с ярко выраженной социальной подо- плекой. Внезапно повальное помешательство на стилистической составляющей стало казаться чем-то эгоистичным и отжившим свое, вместо этого молодые дизайнеры (и те, что постарше тоже) задались вопросом: как мои дизайнерские навыки могут улучшить наш мир? Внезапно стало актуальным использовать дизайн в социальных целях, например средствами дизайна по- пытаться повлиять на снижение уровня преступности, чтобы от этого выиграли все члены общества, а не только прослойка избранных эстетов.
Недавно я столкнулся с интересным случаем, когда дизайн спровоцировал социальные перемены. Трое студентов из элит- ной художественной школы в Лондоне поставили своей целью облагородить участок общественной земли рядом с жилым ком- плексом. По словам одного из троих, Ричарда Ноулса, проект был направлен на то, чтобы соседи перезнакомились друг с другом.
«Сначала мы не очень понимали, что именно хотим делать. Мы предложили несколько идей по благоустройству общей земли, которая не использовалась, и так начался диалог между нами и жильцами квартала. Нам показалось, что это хороший способ объединить людей, чтобы они могли вместе подумать, как по- ступить с общей зеленой зоной».
Хорошо, но не был бы здесь лучшим советчиком специ- алист по городскому планированию или социолог? Я спросил, как графический дизайн помог группе. «Думаю, он помог нам визуализировать идеи, так что мы смогли продолжить диалог с жильцами, — говорит Мей Сафват, другой член группы. — Мы подготовили кучу графиков и макетов, принесли их на встречу, и люди поняли, что мы имеем в виду». Ноулс тоже уверен, что на- выки в сфере графического дизайна стали существенной частью процесса: «Графический дизайн повлиял или нет, но дело пошло.
Мы начали собирать информацию, продумывать возможные зада- чи и пути их решения. Мы постоянно были в контакте с жителями, знавшими район лучше нас, и предложили вариант, о котором они уже думали, но не могли представить его себе визуально».

8
Предисловиекновомуизданию
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу
Несколько лет назад эти студенты, наверное, направили бы свои умения на создание обложки музыкального альбома или фирменного стиля художественной галереи или театра, но сегодня они предпочли работу над чисто общественным проектом. Я заметил большую перемену в самом определении понятия «графический дизайнер», которое возвращает нас к началу XX века, когда модернисты рассматривали дизайн как демократизирующую и вдохновляющую силу, нацеленную на общее благо.
Как бы я ни приветствовал это новое направление в дизай- не, я не меньше озабочен формой, цветом и текстурой. Другими словами, внешним видом вещей. По мне, содержание — не всегда самое главное: графический дизайн не обязан «решать пробле- мы» или облекать плотью и кровью эффективные бизнес-страте- гии или даже служить практической цели, например рекламного или информационного характера. Если дизайн удовлетворяет этим целям и остается визуально привлекательным, — а часто так и бывает, — тем лучше, но иногда достаточно волнующего сочетания шрифтов, форм, цветов и образов. Одна из моих лю- бимых книг — старый потертый каталог 70-х годов в бумажной обложке, в основном с немецкими логотипами. Я почти не знаю представленных в нем фирм и организаций и, соответственно, не представляю, какая идея стоит за логотипами и насколько точно она реализована. Просто мне безумно нравится рассматривать правильно выстроенные, отточенные образцы графической вы- разительности. Мне нравится, как они выглядят.
Зрительная восприимчивость предполагает, что внешний вид — достаточная причина для оценки визуального дизайна.
Но, конечно, такой взгляд предают анафеме многие дизайне- ры — и клиенты, — которые признают только то, что имеет под собой цель и концептуальное обоснование. Все это хорошо, но, к сожалению, эта позиция в большинстве случаев порождает плохой дизайн и однообразное воплощение. По-настоящему отличная работа получается, если дизайнер придерживается интуитивного и визионерского подходов. И, как я часто по- вторяю своим клиентам, лучший способ донести мысль — это отличаться от остальных.
Примат «внешних характеристик» справедлив еще по одной причине. Мое понимание истории базируется в основном на считанных визуальных кодах прошлых эпох, и никогда они не были такими явными, как в современной эре — эре графи- ческого дизайна. Мало что способно столь же эффективно

9
Адриан Шонесси
Предисловиекновомуизданию
вызывать в памяти исторические периоды, запахи и события, как графический дизайн. Когда я смотрю на простые и чистые геометрические формы букв Вима Кроувела или на психодели- ческий плакат Мартина Шарпа, сразу вспоминаю времена, когда были выполнены эти работы, и так с любым произведением, будь то тексты, одежда той эпохи или фотографии.
Джонатан Барнбрук говорит о таком прочтении культуры в интервью на с. 166. Он рассуждает о влиянии на свою работу психогеографии, то есть воздействия среды на эмоциональное состояние. Он говорит: «Графический дизайн — один из основ- ных доступных мне инструментов. Какой-то старый дорожный знак или какие-то мелкие детали в новом городе могут вызвать у нас отклик, о котором не предполагал дизайнер. Я пытаюсь отразить подобные чувства, в частности, в своих шрифтах. До- вольно трудно передать ностальгию, тоску, боль, утраченную красоту, но это возможно, благодаря эфемерной и броской природе дизайна. Я пытаюсь донести это в своих работах до других людей. Я пытаюсь донести это по-своему, логичными, но не поддающимися количественному измерению методами».
Таково и мое мнение: графический дизайн является частью нашей психологической, культурной и физической экосисте- мы, и эта книга представляет собой попытку помочь людям, которые видят мир так же, как я. Будучи читателем, вы имеете право поинтересоваться: чем это издание отличается от перво- го? Я отвечу: книга была существенно переработана. Выкинут устаревший и потерявший актуальность материал, были изучены новые перспективы. В дополнение к этому появились две новые главы (2-я и 8-я), посвященные основным переменам в дизайне.
Однако одно осталось неизменным — это по-прежнему книга для дизайнеров, которые, как я писал в предисловии к первому изданию (см. с. 15), считают, «что графический дизайн обладает культурной и эстетической ценностью, а не просто передает со- общения коммерческого содержания».
С тех пор как я написал эти слова, быть таким дизай- нером стало еще сложнее. Непросто создать имеющую цен- ность и значение работу. Тем не менее, учитывая культурные изменения, произошедшие во многих уголках мира, я считаю, что в ближайшие годы эта проблема может упроститься. Есть множество свидетельств того, что люди сыты по горло ничем не контролируемым обогащением определенных прослоек общества, войнами по лживым поводам, уничтожением пла- неты и жестокостью. Возможно, всего лишь возможно, стоит

10
Предисловиекновомуизданию
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу рассмотреть перспективу дизайна, преследующего иные цели, кроме усиления потребительства или коммерческой пропа- ганды.
Надеюсь, каждый, кто разделяет такой взгляд на графиче- ский дизайн, согласится, что борьба стоит того. Книга представ- ляет собой карту сражения и содержит советы по выживанию, а также идеи, которые помогут не стать жертвой войн в сфере графического дизайна.

ВступительноесловоСтефанаЗагмайстера
Предисловиекпервомуизданию

12
ВступительноесловоСтефанаЗагмайстера
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу
ВступительноесловоСтефанаЗагмайстера
Мне нравится быть дизайнером. Я люблю обдумывать идеи, дав свободу фантазии, а затем наблюдать, как они обретают форму, люблю сосредоточиться на проекте на целый день и даже после почти двадцати лет работы в этой области я все еще люблю до- ставать лист из принтера (если все задуманное удалось).
Сегодня так много фантастических дизайнеров, напри- мер Джонатан Барнбрук и Николас Блехман, подчеркивающих социальную роль дизайна, людей, создающих потрясающие формы, таких как М/М из Парижа, Наги Нода из Токио и Марк
Фэрроу из Лондона, людей, которые размывают границы между дизайном и технологиями, например Джон Маэда, Иоахим Саутер и их студенты, а также новое поколение, стоящее одной ногой в мире искусства, а другой — в мире дизайна, например молодая швейцарская группа Benzin и участники выставки Beautiful Losers, в числе которых Райан Макгиннесс и Шепард Фейри.
Недавно весенне-летний семестр я читал лекции в Бер- линском университете искусств. И был счастлив (хотя и немного удивлен) узнать, насколько умны студенты. Они образованнее, больше путешествуют и глубже знают культуру, чем мое поколе- ние в свое время. Среди моих учеников в Нью-Йоркской школе визуальных искусств есть студент Гарварда, специализирую- щийся на биологии, и арт-директор телеканала Comedy Central.
Прослеживаются новые тенденции и в критических об- зорах по дизайну, что демонстрируют альманах Стивена Хел- лера Looking Closer, журнал Emigre с огромным количеством образцов дизайна, книги Рика Пойнора No More Rules и Obey
the Giant, а также в значительной степени блоги, такие как
underconsideration.com и designobserver.com. Не думаю, что когда-либо ранее дизайн изучали столь скрупулезно и с таким энтузиазмом такое количество людей в стольких культурах.
Конечно, когда графический дизайн расширился как дисци- плина, он усложнился и сейчас включает в себя то, что актуально для десятка других профессий. Мои студенты сочиняют музыку, снимают кино и мультфильмы, занимаются скульптурой, они со- бирают компьютеры, пишут программы, осваивают шелкографию и офсетную печатью, фотографируют и рисуют. Легко забыть,

13
Адриан Шонесси
ВступительноесловоСтефанаЗагмайстера
что такие занятия, как, например, типографский набор и цветоде- ление, были закреплены за представителями разных профессий.
Во многих университетах это поняли, устранили традиционное разграничение между факультетами графики, дизайна продукта, новых медиа, архитектуры и кино/видео и теперь выпускают дизайнеров с по-настоящему многосторонними знаниями.
Дизайн усложнился и для меня: становясь старше, я вы- нужден сопротивляться повторению того, что делал раньше, желанию опереться на прежние успехи. Прежде чем открыть в 1993 году свою студию, я работал в M&Co, моей любимой на тот момент дизайнерской компании в Нью-Йорке. Когда Тибор
Колмен принял решение прикрыть лавочку и перебраться в Рим ради журнала Colors, мне показалось неправильным пойти работать во вторую любимую дизайнерскую компанию. Так что я открыл собственную студию и сосредоточился на другом интересном для себя деле — на музыке. У меня был опыт со- трудничества с крошечными и гигантскими дизайнерскими компаниями, и поскольку первые нравились мне значительно больше вторых, я изо всех сил старался не дать своей студии разрастись.
Чувствую, многие начинающие дизайнеры хотят иметь дело только с проектированием и считают вопросы ведения бизнеса и получения прибыли скучными. Однако правильная организация внутри студии и презентации проекта — короче говоря, то, что позволяет проекту состояться, — тоже часть дизайнерского процесса (причем критичная для качества самого процесса и конечного продукта), как подбор цветов или шрифтов.
За годы работы в M&Co я многому научился. Там поль- зовались табелем учета рабочего времени, и я подумал: раз он не слишком скучен и старомоден для них, то должен подойти и мне. Я рад, что стал вести такой табель, это единственный способ понять, сделали ли мы деньги на проекте или потеряли их. Если я не буду управлять финансовой ситуацией, скоро она станет управлять мной, и я лишусь своей дизайн-студии. Гораздо дешевле лежать на пляже с книгой, чем владеть неприбыльной фирмой.
Многое о том, как управлять своей студией, я почерпнул из книги The Business of Graphic Design. Это полезная книга о ведении бизнеса, в которой приведены доводы за и против собственного бизнеса, рассказано, как составлять бизнес-план и рассчитывать издержки. В ней описаны преимущества ведения дела в одиночку и в команде.

14
ВступительноесловоСтефанаЗагмайстера
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу
Еще на меня повлиял Квентин Крисп, о котором, к со- жалению, в основном вспоминают в связи с песней Стинга
An Englishman in New York, посвященной ему. Он читал лекции моему потоку и был очень интересной личностью, способной увлекать. От него мы услышали много мудрого, например та- кое: «Каждый, кто говорит правду, интересен». И я подумал: это легко, просто попытаюсь быть открытым и прямым, и это будет интересно.
Недавно я год не принимал заказы, используя это время, чтобы определиться, чем я не хочу заниматься (хотя раньше во- ображал, что должен). К своему удивлению, ежедневно я просы- пался в 6 утра и немного экспериментировал со шрифтами (без маячащих дедлайнов). Я решил, что предпочитаю образованного клиента, а не того, кого нужно чему-то учить. Тибор, например, придерживался правила иметь дело только с клиентами умнее себя (помните: умный клиент не обязан разбираться в дизайне).
Вернувшись в студию, я решил расширить спектр услуг и за- действовать четыре различные области: социальный дизайн, дизайн для деятелей искусства, корпоративный дизайн и дизайн для музыки.
Так как же дизайнеру не продать душу дьяволу? Не уве- рен, что я — тот, кто даст правильный ответ на этот вопрос, ведь некоторые частички души я все же не уберег. Однако если я и утратил какую-то часть души, то восстановил ее, взяв паузу на размышление. Обычно я настолько погружен в мелочи, что мне некогда охватить общий контекст. Поскольку я работал в разных городах, временами у меня образовывался естественный пере- рыв, дававший время на раздумья. Устав от переездов и решив обосноваться в Нью-Йорке, я стал организовывать такие пере- рывы искусственно: на год отказывался от заказов или семестр читал лекции в Берлине. Но даже трех дней, проведенных вне офиса, в другом городе, достаточно.
Надеюсь, эта книга поможет начинающим дизайнерам найти свой путь. Я не считаю дурацкую фразу «дизайнеры не чи- тают» истиной. У хорошей книги всегда будет хороший читатель.

15
Адриан Шонесси
Предисловиекпервомуизданию
Предисловиекпервомуизданию
Перефразируя слова Фрэнка Заппы, вот именно то, что нужно миру, — еще одна книга по графическому дизайну. Об этом написано почти столько же, сколько о звездных диетах или о приключениях. Однако для целеустремленного дизайнера суще- ствует несколько способов потратить час лучше, чем углубляться в чтение приятной книги по дизайну: нам нравится ощущать за- вистливое удивление при виде работы, автором которой хотел бы оказаться сам, и нас вдохновляет головокружительное много- образие графической выразительности. И, конечно, в той же мере, в которой мы наслаждаемся чужим результатом, мы рады выискивать в нем и недочеты. Для дизайнеров важно поворчать, и мы это очень хорошо умеем. Пусть временами книги по дизайну не без оснований упрекают в том, что они подпитывают широко распространенное заблуждение, будто бы дизайн — это не тре- бующая усилий работа, а известные дизайнеры, не напрягаясь, порхают от триумфа к триумфу, в целом, они хороши.
Тем не менее информацию, представленную в книгах по дизайну, нельзя назвать исчерпывающей. Когда мы жадно по- едаем глазами лакомые образчики, просматривая бесконечные книги, журналы и сайты, фиксирующие то, что происходит в дизайне, мы редко видим предысторию — черную работу, без которой невозможно ни одно начинание. Дизайнеры лег- ко делятся своими источниками вдохновения («Я без ума от пиктограмм Отла Айхера и люблю ту обертку от жевательной резинки со вкусом свеклы, которую привез из Осаки»), но не- охотно рассказывают о скучных и утомительных вещах, например о том, как они находят клиентов, сколько берут за работу и что делают, если клиент недоволен результатами трехнедельного труда и отказывается оплатить счет
1
. Если хотите больше узнать о профессии дизайнера, нужно разбираться в этих и других неприятных моментах (это такая же часть работы, как подбор кернинга и дизайн фирменного бланка).
Книга написана дизайнером для дизайнеров. В ней соче- таются практические советы и отвлеченные рассуждения, кото- рые помогут независимо мыслящим графическим дизайнерам разобраться в самых сложных профессиональных проблемах.
1
 КнигаСтефанаЗагмайстера
Made You Look—однаиз
немногих,посвященныхдизайну,
гдеавторпоказываеттрудовую
жизньдизайнерабезприкрас.
Загмайстерописываеткаксвои
неудачи(«зло»),такиуспехи,
детализируетсвоисчетаи
иллюстрирует,какдажелучшие
дизайнерымогутиспортить
своиработыподдавлением
назойливыхклиентов.

16
Предисловиекпервомуизданию
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу
Я добавил в название книги слова «не продав душу дьяволу», подчеркнув таким образом, что она адресована тем, кто убеж- ден: графический дизайн обладает культурной и эстетической ценностью, а не просто передает сообщения коммерческого содержания, тем, кто знает: люди становятся графическими дизайнерами, потому что им нравится заниматься творчеством, тем, кто считает: результат лучше, когда мнение дизайнера при- нимается во внимание, а не подавляется в угоду однообразия и пресности.
Эта книга стала реакцией на то, что никогда еще столько людей не обучалось графическому дизайну и не занималось им, как сегодня. Раньше его относили к ремесленным профессиям, а сейчас рассматривают как серьезное занятие с элементами шика. Сегодня можно сказать, что вы — графический дизайнер, и на вас не посмотрят так, будто вы заявили, что танцуете сальсу голышом. Модельеры, архитекторы и дизайнеры продуктов составляют новую культурную элиту: у Тома Форда, Фрэнка
Гери и Джонатана Айва часто берут интервью газеты, журналы и телевидение и относятся к ним с глубоким почтением. И хотя перед графическими дизайнерами не настолько преклоняются,
Дэвида Карсона, Питера Сэвилла, Стефана Загмайстера, Невил- ла Броуди и еще несколько человек можно назвать звездами дизайнерского космоса.
Согласно недавнему отчету Министерства труда, в Со- единенных Штатах работают 532 тысячи дизайнеров, из них
212 тысяч — графические дизайнеры.
2
В книге The Substance of
Style Вирджиния Пострел отмечает, что во всем мире регулярно выходит по меньшей мере 50 журналов по графическому дизайну
(в 1970 году их было три), и приводит слова своего партнера по фирме Pentagram, известного дизайн-критика Майкла Бейрута:
«Теперь любой графический объект — это только результат дизайнерского процесса».
Вокруг нас избыток дизайна, однако ему не хватает эмоцио- нальности и эстетической ценности. Он просто есть, он забивает артерии нашей визуальной жизни. Как отметила дизайнер Пола
Шер (также из Pentagram) в эссе, опубликованном в 1994 году в AIGA Journal: «Ежедневно я оказываюсь в супермаркетах, ап- теках, видеосалонах и т. д., явно обделенных вниманием нашего сообщества. Дизайн в них прост, старомоден, незамысловат... это плохой дизайн, тот самый безымянный плохой дизайн, который мы игнорируем, поскольку слишком заняты спорами на тему эстетики последнего плаката AIGA».
3
Преобладание
2
 Этототчетсредипрочихможно
найтиздесь:bls.gov/oco/
ocos090.stm
3
 «TheDevaluationofDesignbythe
DesignCommunity»,AIGAJournal,
NewYork,1994.Цит.по:Robyn
Marsack,«EssaysonDesign1:
AGI’sDesignersofInfluence»
(London:Booth-ClibbornEditions),
1997.

17
Адриан Шонесси
Предисловиекпервомуизданию
«плохого дизайна» — следствие постоянно растущей конку- ренции и глобализации в экономике, в этих условиях нельзя рисковать, доминирует стадность и все базируется на однооб- разии. Сегодня не представить даже, что мировой бренд может обратиться к современному дизайнеру, как, например, поступила
IBM, наняв Пола Рэнда, или что популярный глянцевый журнал предоставляет дизайнеру свободу, подобную той, что подарил
The Face Невиллу Броуди в 80-е годы. Фокус-группы и требования рынка задавили бы подобные инициативы в зародыше.
Сам по себе дизайн сегодня — сфера острой конкуренции, настолько острой, что многие дизайнеры запуганы, они робки и уступчивы. Это неудивительно — тяжело отстаивать собствен- ные принципы, когда сотни других фирм и индивидуальных дизайнеров согласны выполнить работу, если вы откажетесь.
Что плохого в том, чтобы дать клиентам желаемое? Разве ди- зайн — это не сфера услуг?
Рассуждения подводят нас к одному из главнейших споров около дизайна за последние годы. С одной стороны, кто-то счи- тает, что дизайн помогает решить определенные задачи бизнеса и что дизайнеры должны подавлять желание самовыразиться, и вместо этого им следует максимизировать эффективность содержания разработки. С другой стороны, есть люди, уверен- ные, что хотя дизайн, безусловно, решает задачи, он обладает еще и культурной и эстетической ценностью, а самовыражение дизайнера повышает, а не снижает его эффективность.
Среди профессиональных дизайнеров преобладает первая точка зрения. Но традиционный подход к графическому дизайну всегда критиковали радикалы в этой сфере, относящиеся к нему скептически, особенно когда в конце 90-х годов антиглоба- листское движение бросило вызов корпорациям-мастодонтам.
К тому же это не распространяется на другие области дизайна: от архитекторов или модельеров не требуют подавить свою личность — как раз напротив, больше всего мы ценим тех, кто способен вложить в работу собственную индивидуальность.
Парадоксально, что не прагматичный подход лежит в основе коммерческой действительности. В большей степени заметны те послания, где отчетливо видны следы индивидуальности дизайнера, — те, в которых содержится протест.
Подобные разногласия — это как расхождение во взгля- дах консерваторов и радикалов. Когда листаешь околодизай- нерские журналы и сайты, может показаться, что стремление к творческой свободе или самовыражению свойственно только

18
Предисловиекпервомуизданию
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу дизайнерам-суперзвездам, на деле же это всеобщее желание. Мы занялись графическим дизайном, потому что хотим что-то ска- зать. Мы хотим выступить с визуальным заявлением и предъявить авторские права на него, пусть даже оно будет очень скромным.
И даже те, кто настаивают, что дизайнер всегда подчинен тре- бованиям клиента, хотят выполнять работу по-своему. Другими словами, мне кажется, я не встречал дизайнера, который не стремился бы к самовыражению. Никто не любит, когда его идеи отвергают, искажают или выхолащивают. Почти в каждом дизай- нере — даже самом сговорчивом и услужливом — по команде
«Ой, а можно заменить это?» или «Просто сделайте вот так», которая часто срывается с уст заказчиков, просыпается упрямый осел, а внутренний голос как бы говорит: «Частичка моей души вложена в эту работу и без борьбы я не стану ее перекраивать».
Сложность в том, что все графические дизайнеры со- гласны: вне всяких сомнений, графический дизайн выполняет чисто практическую и утилитарную функцию. Дорожным знакам, медицинской упаковке, расписанию, финансовым, научным и техническим отчетам требуется безупречно ясное и недву- смысленное оформление. Все единодушны: здесь нет места личностному, и эксперимент здесь тоже неуместен. Неудачно спроектированный дорожный знак способен убить: смерть от типографики — такое в самом деле возможно. И все же по- кажите мне дизайнера, который не захочет решить подобные задачи наиболее характерным для себя способом!
Чтобы пояснить, что вы почерпнете из этой книги, про- ще указать, чего вы не почерпнете. Здесь ничего не сказано о том, как задать треппинг в программе верстки. Также ничего о «железе», ПО или об обновлениях в популярных операционных системах. На эти темы написана куча книг, и, по моему опыту, когда требуется, дизайнеры учатся подобным вещам у кого-то другого либо самостоятельно.
Книга не научит, каким дизайнером вы должны стать. Она написана безотносительно к стилям, трендам и школам. Ни слова о том, какие шрифты лучше, ничего о современных тенденциях в верстке, фотографии и иллюстрации. Никаких доказательств преимущества формального стиля перед вернакулярным или шрифта Helvetica перед Bodoni. Подобную информацию вы можете получить из книг и журналов, а также изучая историю графического дизайна, общаясь с коллегами и эксперимен- тируя. И хотя великий Йозеф Мюллер-Брокман говорил, что
«любой дизайн имеет политическую подоплеку»
4
, в этой книге
4
 ИнтервьюжурналуEye,№19,
1995.

19
Адриан Шонесси
Предисловиекпервомуизданию
политические взгляды по умолчанию определяются индивиду- альным выбором. Если, например, вам предложили разработать дизайн жестяной упаковки для напитка, содержащего сомнитель- ные химические компоненты, придется сделать нравственный выбор. Возможно, совесть не позволит вам взяться за этот заказ, но если счета требуют оплаты, будет тяжело ответить отказом.
Книга не научит, как поступить в такой ситуации, — только вы можете принять решение.
В книге не расписано, как подавать налоговую деклара- цию, как оформлять счета или как справляться со сложностями трудового законодательства. Есть гораздо более компетентные авторы, к тому же, по моему опыту, дизайнеры не интересуют- ся такого рода информацией и не очень хорошо ее усваивают, пока нет надобности. Однако если вы надеетесь выжить — как дизайнер-фрилансер или владелец небольшой студии, — при- дется овладеть этими навыками. Пусть я вас им и не обучу, зато вы узнаете, как найти бухгалтеров и других профессиональных консультантов, которые сделают это за вас.
5
Думается, сейчас читатель вправе спросить: так о чем же эта книга? Она дает ответы на некоторые вопросы, которыми постоянно задаются дизайнеры. Необходимость такого рода книги подтверждена разговорами со студентами и начинающими дизайнерами. Я часто бываю в дизайнерских колледжах, где меня спрашивают: «Как вы реагируете на плохие брифы?», «Как образумить клиента, который требует внести в работу необосно- ванные изменения?», «Как вы находите интересные заказы?»
Похожие вопросы я слышу от тех, кто в профессии два-три года:
«Как вам удается создавать хорошие работы и зарабатывать деньги?», «Как вы ставите на место клиентов, вмешивающихся в вашу работу?», «Как оградить себя от пожизненного состав- ления питчей низкобюджетных проектов?»
На меня сыпался град вопросов, как практических, так и отвлеченных, на которые графическим дизайнерам тяжело найти ответ. Школы искусств ориентированы главным образом на выпуск специалистов с «широким кругозором», и времени на их подготовку ко всем аспектам трудовой деятельности просто не хватает. Профессиональные глянцевые журналы расходуют всю энергию на освещение актуальных работ модных дизайнеров, но избегают прикладных вопросов. Критические и обзорные статьи тоже редко затрагивают практические стороны жизни дизайнера.
6
Покидая стены учебных заведений, выпускники сразу сталкиваются с нехваткой предложений и с необходимостью
5
 ВСШАвыходитжурнал
судачнымназваниемHow,
посвященныйпрактическим
вопросамдизайна,множество
полезныхстатейвнемоменее
привлекательныхаспектах
этойдеятельностизачастую
написанысамимидизайнерами.
ВВеликобританиииздается
Design Week,который,
какутверждаетредакция,
являетсяединственнымвмире
еженедельникомодизайне,
наегостраницахмного
вниманияуделяетсярешению
практическихзадач.
6
 Американскийписатель
идизайнерКеннет
Фицджеральдзатронулэтот
вопросвстатьеFanfare for the
Common Hack (Eye,№27,1998),
гдеонпризываеттеоретиков
неоставатьсяглухими
кдизайнерам-трудягам.

20
Предисловиекпервомуизданию
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу приобрести предпринимательские навыки, в которых предыду- щие поколения специалистов не нуждались вплоть до недавнего времени. Книга «Как стать дизайнером…» восполняет эти про- белы, предлагая советы и инструкции, она поможет независимо мыслящим дизайнерам закрыть уязвимые места.
Кому адресована эта книга? Можно сказать, что она для дизайнеров, принимающих общепринятую роль дизайна, кото- рые к тому же считают, что он играет роль еще и культурной и социальной движущей силы. Сузив фокус книги, добавлю: это практическое и теоретическое руководство для студентов профессиональных учебных заведений и для выпускников, на- ходящихся в начале карьерного пути. Но прежде всего эта книга для свободно мыслящих дизайнеров.
Кто я такой, чтобы говорить об этом? Я графический ди- зайнер-самоучка. Начинал стажером в большой студии в доциф- ровую эпоху. Неофициально я был приставлен к группе опытных дизайнеров, которые научили меня основам типографики, пока- зали техническую сторону подготовки оригинал-макета, выдали таблицу памятных цветов и оставили меня справляться со всем этим самостоятельно. Было ужасно страшно, но все-таки мне повезло. До того момента я болтался по жизни туда-сюда, ни за что не отвечая, но через пару недель уже верстал оригинал-маке- ты и рекламную продукцию на приемлемом уровне, и в награду меня взяли на полный рабочий день на должность младшего дизайнера. Можно сказать, графический дизайн спас мне жизнь.
До недавнего времени я занимал пост творческого ди- ректора в Intro. Эту компанию мы с Кэти Ричардсон основали в 1988 году. Мы получили несколько наград и завоевали скром- ную, но постоянно растущую в Великобритании и за ее пределами репутацию как надежная, хорошо управляемая и прогрессивная дизайнерская фирма. Среди наших клиентов были звукозаписы- вающие компании, крупные корпорации, художественные орга- низации, образовательные учреждения и медиакомпании, были даже Государственная служба здравоохранения и группы Primal
Scream и Stereolab. Мы оказались одними из первых сторонников нового подхода к дизайну с применением различных медиа, мы были в числе пионеров цифровой эпохи, объединивших дизайн и кинопроизводство (цифровое и аналоговое), прежде чем это стало обычным делом.
По мере роста компании (в один головокружительный момент количество сотрудников достигло сорока) я все меньше и меньше занимался дизайном. Будучи творческим директором,

21
Адриан Шонесси
Предисловиекпервомуизданию
я подыскивал и обучал начинающих специалистов и стал по- средником между нашими дизайнерами и клиентами. Я открыл в себе талант к отстаиванию идей дизайнеров и понял, что умение общаться — один из самых ценных навыков в нашем деле. В декабре 2003 года я ушел из Intro, чтобы стать фрилан- сером — арт-директором, писателем и консультантом. В Intro мы приблизились, насколько это возможно в ничего не проща- ющем мире, к тому, чтобы стать прибыльной (пусть небогатой) дизайнерской фирмой, создающей среди прочего передовые, новаторские вещи. Наше творчество, базирующееся на жестких бизнес-правилах, приносило свои плоды, но это был тяжелый труд, и после пятнадцати лет я ощутил переутомление. Intro по- прежнему преуспевает и делает великолепную работу.
В книге также изложены позиции ведущих дизайнеров.
В интервью они рассказывают, как подходят к решению рас- пространенных проблем, с которыми начинающие дизайнеры сталкиваются на заре карьеры.
И прежде чем мы начнем, добавлю: вы можете проигно- рировать любой совет из этой книги и все равно стать успешным и состоявшимся дизайнером. Все мои рекомендации вы вольны обнулить, ведь нет такого набора правил, следуя которым, вы превратитесь в совершенного графического дизайнера. В моем представлении здесь всегда есть место для вольнодумия, труд- ностей и отъявленного упрямства. Я не пытаюсь вылепить из чи- тателей инкубаторских дизайнеров. Наоборот. Все, чего я хочу, — это предоставить им серию подсказок советов и рекомендаций, которые помогут сделать трудовую жизнь приятнее, чтобы она приносила большее удовлетворение. Я хочу раскрыть темы, которые редко становятся предметом обсуждения, и осветить вопросы, которые по умолчанию считаются очевидными, одна- ко таковыми не являются. Хочу помочь вам избежать ошибок, которые совершил сам. Хочу, чтобы вы стали эффективным и финансово состоятельным графическим дизайнером, не про- дав попутно душу дьяволу.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов


связь с админом