Главная страница
qrcode

Как_стать_дизайнером не продав душу дьяволу. Зрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть


НазваниеЗрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть
АнкорКак стать дизайнером не продав душу дьяволу.pdf
Дата26.10.2017
Размер8.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44615
страница14 из 23
Каталогtatianarichy

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Esquire_UK_-_June_2016.pdf, Kak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf, steel_arch_2015.pdf.
Показать все связанные файлы
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23
Глава7.Клиенты
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу о том, что жизнь дизайнера — это интеллектуальная деятель- ность, страстная убежденность в своих принципах и творческая искренность (если вы не знали, что это лейтмотив моей книги, — теперь знаете). Среди дизайнеров широко распространено мне- ние, что чем лучше мы как дизайнеры, тем хуже ведем бизнес.
Это полная чушь: чем лучше мы разбираемся в бизнесе, тем больше у нас шансов реализовать значимые и эффективные проекты, и чем профессиональнее мы, тем серьезнее будут вос- принимать нас клиенты. Это не означает, что мы должны стать корпоративными клонами и усвоить терминологию менеджеров.
4
Я к тому, что профессионализм в данном случае будет соотно- ситься со здравым смыслом.
Так, мы всегда должны проверять платежеспособность каждого нового клиента. Раньше я стеснялся это делать, но вско- ре жизнь показала, что клиенты, которые обижаются из-за про- верки, и есть самые ненадежные. Хорошие клиенты не возражают против таких проверок и рассматривают их как признак серьез- ной фирмы. Многие дизайнеры ненавидят бумажную работу, но мы должны настаивать на грамотном составлении коммерческих предложений и, при необходимости, на подписании договора, а также на письмах с подтверждениями на каждом этапе про- екта. Если студия не может сама позаботиться об этом, придется нанять хорошего менеджера проектов. Жизненно необходимо, чтобы все было оформлено и сделано по правилам, поскольку без этого мы можем остаться без средств к существованию, не говоря уже о том, как отнесутся к нам клиенты — большинство из них считают профессиональное поведение главным условием деловых отношений. Дизайнерам, которым сложно выполнять такие виды работ, возможно, недостает профессионализма.
Презентациядляклиента
Презентация для клиента — основная проверка коммуника- тивных способностей дизайнера. Это момент истины, когда мы обнажаем наши души — или, по меньшей мере, когда узнаем, будет ли у нас какой-то доход в ближайшие недели или месяцы.
Многие дизайнеры чувствуют себя неловко от того, что вынужде- ны стоять перед заполнившими комнату людьми и представлять свою работу, и для большинства из нас первые пять-шесть вы- ступлений — действительно порядочное испытание. Но никто не ожидает, что дизайнер окажется первоклассным оратором: не нужно быть Стивом Джобсом, чтобы показать свою работу.
4
 Многиедизайнеры
усваиваютманеруречисвоих
корпоративныхклиентов:
личнояникогдатакне
поступаю.Дажеработая
ссамымиконсервативными
людьми,ястаралсяговорить
простымязыком,привлекал
понятнуюлогикуиздравый
смысл—ивсегдачувствовал,
чтобольшинстволюдей,кого
явстречалвкорпоративной
сфере,ценилиэто.

125
Презентациядляклиента
Адриан Шонесси
Ничего страшного, если вы будете нервничать и говорить не- складно, главное, чтобы все звучало логично и адекватно. Ничего, если в речи будут шероховатости и запинки, просто убедитесь, что ваша презентация последовательна и интересна.
Впервые в жизни представляя клиенту работу в офи- циальной обстановке, я нервничал и потел, но я продолжил тренироваться, и со временем презентации перестали быть для меня каторгой, хотя не скажу, что не нервничал совсем. Иногда мне даже нравилось проводить презентации — это случалось, только когда я был полностью готов и когда страстно верил в то, что представляю. Если я был подготовлен хуже и меньше знал материал, по лбу ползли предательские капли пота. Самый важный фактор в проведении хорошей презентации — это под- готовка. Если мы не выверим каждый аспект своей презентации как следует, не стоит и идти.
Я всегда начинаю презентацию с повторения брифа. По- чему? Разумеется, клиент знает бриф — это же он его написал, разве не так? Да, он знает бриф, но клиенты часто жалуются, что дизайнеры не следуют брифу. Проговаривая его, мы показыва- ем, что на самом деле все поняли. Это не бесполезный прием, он успокаивает и задает презентации хорошее начало. Теперь, когда наши зрители согласно покивали, можно переходить не- посредственно к демонстрации работы.
И вот основное правило дизайнерской презентации: рас- скажите аудитории, что вы собираетесь показать, прежде чем начнете показывать. Вот и все. Попробуйте. Это действует. Однако большинство дизайнеров поступают прямо противоположным образом. Они бросают на стол готовую работу, над которой, возможно, трудились несколько недель, и начинают говорить о ней так, как будто клиент реализовывал ее вместе с ними.
Большая ошибка. Работа знакома нам до мелочей, но клиент видит ее впервые и даже может испытать легкий шок. Пока мы бубним, что сделали, бедный клиент не слушает. Он пытается привыкнуть к тому, что видит.
Объясните сперва, что собираетесь показать, покажите это, а затем помолчите, возможно, будут вопросы. Так мы по- можем клиентам пережить шок от нашей работы. И помните: он есть всегда — работа никогда не бывает той, какую они ожидали увидеть.
Я знаю дизайнеров, которые считают, что все это ерунда.
Покажи работу, и пусть она говорит сама за себя, в конце концов считается, что графический дизайн воздействует без пояснений

126
Глава7.Клиенты
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу или обоснований. Да, все так, но презентация — это не реальная жизнь, а искусственно созданная ситуация. Рассматривая новую работу, клиенты терзаются сомнениями. Если мы не представим убедительные доводы своим действиям и своей работе, чтобы клиент смог их понять, придется смириться с его неуверенностью и сомнениями.
Всегда имеет смысл дать клиентам время, чтобы сформу- лировать ответ. Слишком часто мы требуем незамедлительной реакции. Гораздо лучше попросить клиента: «Подумайте над этим и выскажите свое мнение». Возможно, у нас месяцы ушли на реализацию проекта, а теперь мы ждем, что клиент за секунду примет решение. Это нереально. По моему опыту, первая пре- зентация нередко получает негативную оценку, но если дать клиентам время на размышление, в итоге озвучивается положи- тельное решение. Это не всегда работает, особенно если клиент использует паузу, для того чтобы отнести работу и обсудить ее со своим окружением. Но стоит попробовать, если реакция на презентацию неудовлетворительная.
Не беря в расчет психологические стратегии и техниче- ские нюансы презентации, она всегда зависит от наших личных качеств. Дизайн должен быть хорошим, мышление логическим, подготовка безупречной, но если мы не произведем впечат- ления разумного, рационального и готового к сотрудничеству человека, наша работа пропадет втуне. Говорить нужно четко и дружелюбно, со всеми поддерживать зрительный контакт
(особенно с робким стажером, которого усадили впереди, чтобы набирался опыта). Нужно внимательно слушать вопросы и избе- гать говорить с кем-то параллельно или игнорировать очевидно
«глупые» вопросы. Ведите себя корректно, даже если клиент поступает неразумно.
Иногда клиенты задают бессмысленные вопросы, и очень тяжело противостоять искушению вылить им на голову ушат холодной воды. Но лучше попытаться как-то сдержаться. При- чина, по которой даже умные клиенты иногда задают глупые вопросы, — они строят догадки, как проходит производственный процесс в студии. Мы думаем, что они знают, но на самом деле такое бывает редко. Вы удивитесь, но иногда очень полезно рассказать клиентам, как устроена студия и каким образом мы пришли именно к этим решениям. Простое устранение ореола таинственности может улучшить отношение клиента к нам и ра- бочие взаимоотношения с ним — и уменьшить желание окатить его с головы до ног.

127
Презентациядляклиента
Адриан Шонесси
И последняя мысль: даже получив мгновенный ответ, мы редко слышим официальное «да» или официальное «нет» — особенно если составляем лишь часть серии коммерческих предложений, которые поступают клиенту. Обычно встреча за- канчивается словами «мы с вами свяжемся». Это необходимо учитывать и поступать так, чтобы презентация продолжила работать на нас даже после нашего ухода. Зачастую клиенту нужно будет показать наше предложение другим людям, так что нелишне приложить документ с кратким описанием идей.
Также необходимо тщательно продумать оформление документа.
Клиентка из крупной компании однажды сказала мне доволь- но кисло, что ее возмущает, когда консультанты по вопросам управления лепят свои логотипы на всю документацию, которую показывают ей. По ее мнению, это агрессивная самореклама.
Когда я вручаю документ клиенту, то всегда ставлю логотип его компании, чтобы именно он привлекал к себе внимание. Клиен- тоориентированная политика редко дает сбой.

Глава8 
Графическийдизайнсегодня
Переопределениепонятий/Социальныйдизайн/
Дизайнерскоемышление/Цифровойдизайн/Брендинг/
Этикавдизайне
Как глобальные тенденции в дизайне и культуре влияют на жизнь графического дизайнера, или Почему графический дизайн давно уже не ограничивается формой и цветом

129
Адриан Шонесси
Графическийдизайнсегодня
Раньше все было просто: графические дизайнеры считались ремесленниками без особого культурного статуса и получали умеренную плату за свой труд. Они разбирались в том, что ка- сается использования форм, цветов, привлекательной подачи информации и коммерческих объявлений. Конечно, индиви- дуальный вкус и мода тоже играли роль, хотя следует сказать, что многие консерваторы отвергали последние два фактора, которые считали поверхностными и «непрофессиональными».
По их мнению, работа дизайнера заключалась в отстраненной передаче сообщения клиента, без привнесения своих эстетиче- ских воззрений и модных стилистических приемов.
Но подобный подход устарел, как и картинка 1940 года, на которой оформитель рекламы стоит за чертежной доской с бутылочкой чернил в руках и кистью за ухом (вспомните рисунки Нормана Роквелла). Графический дизайн кардинально изменился. Он вторгся на территорию многих других дисци- плин — архитектуры, технологий, развлечения, моды, сферы услуг,
— он переплетается с написанием текстов, редактурой, наукой, искусством, книгоизданием и предпринимательством.
Чтобы оценить, насколько изменился графический дизайн, взгляните, как он использовался в избирательной кампании
Барака Обамы: дизайну уделялось не меньше внимания, чем речам самого кандидата в президенты.
1
Графический дизайн
— уже не эдакое масонское дви- жение, незримое для непосвященного. Каждый знает, что это, и кто угодно (имеющий компьютер) волен им заняться
— что было возможно, когда мы еще не начали беспокоиться из-за появления онлайн-генераторов логотипов
2
и программ — ком- поновщиков изображений
3
. Десятки профессий (журналистика, критика, аукционирование, написание энциклопедических статей) сегодня оккупированы энергичными пришельцами, купившими необходимое ПО, и графический дизайн попадает в число таких профессий. В эпоху, когда любой может занять их место, дизай- неры должны поставить перед собой два вопроса: какова наша роль в современной культуре и что представляет собой дизайн в эру электронного общения?
Далее мы рассмотрим новые пути эволюции графического дизайнера и некоторые новые веяния. Эти недавно проявившиеся аспекты — социальный дизайн, дизайнерское мышление — иногда трудно соотнести с повседневностью, особенно когда у нас слож- ности с оплатой налогов и счетов. Но если внимательно изучить тен- денции, то окажется, что многие из них стали частью нашей жизни.
1
 campaignstops.blogs.nytimes.
com/2008/11/20/the-o-in-obama
2
 logomaker.com
3
 vimeo.com/6496886

130
Глава8.Графическийдизайнсегодня
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу
Переопределениепонятий
С 80-х годов и далее определение графического дизайна из- менялось более радикально, чем когда-либо ранее. Дизайн стал более продуманным и профессиональным. Он оказался верным другом бизнеса, в результате чего статус
— и доход — дизайнеров стремительно взлетели вверх. В 90-е и далее этот процесс привел к тому, что дизайн шагнул в область брендинга.
И тогда строчка «дизайнер» на визитных карточках превратилась в строчку «бренд-консультант».
Среди нас всегда были инакомыслящие люди, ставившие под сомнение такую роль и функцию дизайна, и подобный взгляд еще больше распространился в 90-е, когда множество дизайнеров противостояли общей тенденции превращения про- фессии в придаток потребительства. Со временем эти взгляды стали радикальными: усилилась теоретическая составляющая, возросла этическая роль дизайна, возникло то, что можно на- звать эстетической политикой (стремление к нонконформизму).
Произошли и другие изменения. Дизайн трансформи- ровался под воздействием бурно развивающихся цифровых технологий и новых спецдисциплин: анимированной графики, информационного дизайна, веб-дизайна, дизайна интерфейсов.
Графический дизайн по-прежнему занимается формой, цветом и логическим представлением информации, но это дав- но не единственное его содержание. В современную эпоху он должен согласовываться с моральными, социальными и техно- логическими параметрами. А «дизайнерское мышление» считают ключевым компонентом поиска новых путей ведения бизнеса и участия в предпринимательской деятельности.
Смещение акцента с традиционной визуальной и эсте- тической природы дизайна представляет собой проблему для профессионалов в этой области. Дизайнеры воспринимают мир зрительно, и их по-прежнему учат в первую очередь гармони- зации визуального материала. Так, мы рассматриваем объект и бросаем фразочки типа: «Выглядит неплохо» или «О, только посмотри на этот отстой». Иными словами, мы запрограмми- рованы судить по внешнему облику вещи и решаем «плоха» она или «хороша», оперируя внутренним набором эстетических принципов и собственных убеждений.
Но в последние годы чисто эстетический подход к гра- фическому дизайну был дискредитирован. Истоки тенденции восходят к авторитетной книге писателя и дизайнера Виктора
Папанека «Дизайн для реального мира» (Design for the Real

131
Социальныйдизайн
Адриан Шонесси
World)
4
. Он пишет: «Одной из первых моих работ был дизайн настольного радио. Это был внешний дизайн: дизайн оболочки механических и электрических внутренностей. Это была моя первая и, надеюсь, последняя встреча с дизайном внешнего вида, модернизацией или косметическим дизайном».
Папанек убежден, что эстетика
— лишь малая часть от- ветственности дизайнера. Однако люди до сих пор озабочены внешним обликом вещей
— эстетическим преимуществом и ви- зуальным впечатлением. Вы можете возразить, что это больше относится к миру моды, влиянию окружения и психологическому стремлению соответствовать условностям. Но отказавшись от визуальной красоты, от любования формами и пропорциями, мы делаемся немного варварами. Лишь некоторые из самых неимущих слоев населения в некоторых самых отдаленных и не- развитых уголках мира больше всего заботятся о визуальном изобилии
Папанек прав, подчеркивая нашу культурную зациклен- ность на внешнем виде вещей. Это поверхностное отношение не выдерживает критики ввиду многочисленных факторов, таких как экологическая безопасность, общедоступное пользование природными ресурсами и общество, в котором ценится жизнь каждого человека, а не только того, кто красив, известен, та- лантлив и богат
Мы находимся в точке, в которой требуется новое опре- деление графического дизайна, не приуменьшившее бы значи- мость эстетического и при этом принявшее во внимание заботу об окружающей среде, которое было бы демократично (для каждого, не только для элит) и технологично (должно при- знавать, что технологии изменили то, как мы живем, работаем и развлекаемся).
Социальныйдизайн
Раньше у меня были сложности с пониманием термина «соци- альный дизайн». Когда определение давали сами дизайнеры
— бесплатная работа на благо общества или в благотворительных целях,
— это понятно. Но как совместить работу «на благо обще- ства»
— малооплачиваемую или неоплачиваемую — с необходи- мостью иметь доход в условиях капитализма?
Ответ на этот вопрос я нашел случайно, гостя у друга, руководителя успешной дизайнерской группы. Его фирма произ- водила планы/схемы расположения объектов в крупных городах
4
 Виктор Папанек.Дизайндля
реальногомира.М.:Д.Аронов,
2012.

132
Глава8.Графическийдизайнсегодня
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу по всему миру и процветала. Мой друг постоянно набирал новых сотрудников, в то время как прочие студии, наоборот, сокращали штат. Это стало ответом на вопрос: что такое социальный ди- зайн? Пять лет тому назад все эти одаренные люди трудились над проектами, призванными увеличить прибыль корпораций.
Теперь же они работали с той же степенью профессиональной ответственности, что и раньше в корпоративном секторе, но уже над социальными проектами.
Это стало открытием для меня. До тех пор я не осознавал, что социальный дизайн необязательно должен быть исклю- чительно добрым делом. Он может стать настоящей работой в реальном мире
— например, созданием планов расположения объектов в городах
Конечно, социальный дизайн
— не новое веяние. Он воз- ник, когда первые модернисты популяризировали концепцию общедоступного дизайна. В самом начале XX века качественный дизайн, объекты искусной работы и хорошая архитектура были прерогативой богачей, но в условиях индустриализации и массо- вого производства насладиться добротными, отлично спроекти- рованными вещами мог уже каждый. Однако во второй половине
XX века представление о дизайне как о средстве социального блага сменилось восприятием его как «смазки» потребительства, и для большинства графических дизайнеров обслуживание этого сектора стало основой профессиональной деятельности
Сегодня культурный климат вновь переменился, и «обще- ственное благо» неожиданно оказалось концепцией, понятной каждому, даже магнатам. Что произвело такой переворот в мас- совом сознании? Тому есть множество причин, но частичный коллапс всемирной банковской системы 2008 года стал одним из основных факторов. В результате экономического краха пра- вительства ряда стран сломя голову кинулись выручать десятки банков деньгами налогоплательщиков
. В свою очередь, это вызва- ло переоценку абсолютного капитализма и влезания в долги ради обретения роскошных вещей, спроектированных… дизайнерами
Другим фактором стало движение за охрану окружающей среды, которое росло и набирало обороты. Раньше лишь не- многие задумывались об этом, но постепенно экология стала приоритетной задачей для всех. Вдобавок деловая элита на- чала поддерживать идею этического поведения. Появились шоколадки со значком «справедливая торговля», а корпорации в плановом порядке занялись созданием себе «зеленой» репу- тации. Конечно, многие усматривают в этом оппортунизм, но из

133
Дизайнерскоемышление
Адриан Шонесси того хотя бы следует, что забота об общественном благе стала мейнстримом. Это крохотная, но постоянно растущая альтерна- тива бесконечному потреблению и накоплению.
Если дизайнеры должны зарабатывать себе на жизнь, оплачивать счета и налоги, нанимать других дизайнеров, то социальный дизайн следует вписать в реальные общественные и экономические условия, а не довольствоваться бессодер- жательной риторикой аналитических центров и дружелюбных социологов. Понятно, что вокруг «общественного блага» много лицемерия. Что же для среднестатистического дизайнера это означает на практике?
Это означает, что необходимо спросить себя: что я делаю и для чего я это делаю? Легко сказать, но не так просто сделать.
В настоящее время мы переживаем ощутимый сдвиг в сторону моральной и социальной ответственности во всех слоях обще- ства. Сдвиг не универсален, но его можно обнаружить в самых неожиданных местах. Некоторые учреждения, про которые никог- да такого не подумаешь, тоже активно вступают на территорию социальной ответственности.
Когда дизайнеры озабочены социальной проблематикой так же серьезно, как и эстетикой и концептуальной целостностью, она перестает быть балластной эмоцией. Она становится неотъ- емлемой частью установок, убеждений и навыков дизайнера.
Возможно, я просто принимаю желаемое за действительное.
Но это вряд ли
В школах дизайна, где я регулярно бываю, заметен огром- ный интерес к социальной составляющей дизайна. Кажется, она вытеснила предыдущую доминировавшую последние два десятилетия установку, сведенную к стилистике (тогда студенты хотели заниматься радикальным дизайном). На смену стилисти- ческим войнам пришли войны этические. Когда это поколение профессионалов составит значительный процент, дизайн больше не будет восприниматься просто как приятно пахнущая «смазка» для потребительства
Дизайнерскоемышление
Выражение «дизайнерское мышление» стало почти таким же расхожим, как и «социальный дизайн», эдаким модным терми- ном в прогрессивных деловых кругах. В статье Welcoming the
New, Improving the Old («Приветствуя новое, улучшая старое»)
5
, опубликованной в New York Times, Сара Бекман рассказывает,
5 nytimes.com/2009/09/06/
business/06proto.html

134
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23

перейти в каталог файлов


связь с админом