Главная страница
qrcode

Как_стать_дизайнером не продав душу дьяволу. Зрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть


НазваниеЗрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть
АнкорКак стать дизайнером не продав душу дьяволу.pdf
Дата26.10.2017
Размер8.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44615
страница2 из 23
Каталогtatianarichy

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Esquire_UK_-_June_2016.pdf, Kak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf, steel_arch_2015.pdf.
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Глава1 
Качества,необходимыесовременному
дизайнеру
Культурнаяосведомленность/Коммуникабельность/
Честность
Пара слов о главных качествах, которые требуются современному графическому дизайнеру, или Как не дать злобным клиентам испохабить вашу работу

23
Культурнаяосведомленность
Адриан Шонесси
Каковы главные качества графического дизайнера? Было вре- мя, когда все мы хотели заработать на кусок хлеба и назваться дизайнером можно было, имея талант и владея несколькими профессиональными навыками. Сегодня нам нужно больше.
Современный дизайнер — это дипломат, бизнесмен, иссле- дователь, эстет, этик, новатор — универсальный человек. Но мне кажется, все необходимые дизайнеру качества могут быть сведены к трем важнейшим, которые следует поставить в один ряд с талантом и профессиональными умениями, — культурная осведомленность, коммуникабельность и честность. Это может показаться претенциозным и пугающим, однако вы убедитесь, я действительно перечислил повседневные качества; многие дизайнеры наделены ими от природы, а у некоторых они вы- рабатываются со временем в результате тяжелого и самоот- верженного труда.
Культурнаяосведомленность
Есть тысячи определений графического дизайна. Одно из них по- падает точно в цель, его дала американский дизайнер и писатель
Джессика Гельфанд: «Графический дизайн — это визуальный язык, объединяющий гармонию и баланс, цвет и свет, масштаб и напряжение, форму и содержание. Но это еще и идиомати- ческий язык, содержащий подсказки и каламбуры, символы и аллюзии, культурные и эмоциональные отсылки, которые воспринимаются как разумом, так и глазом».
1
Первая фраза — обычное обобщение графического ди- зайна, мало кто будет с ним спорить. Но вторая — это взрыв мозга. Гельфанд подчеркивает, что дизайн может пробуждать эмоции и провоцировать мыслительные реакции. Подсказки, каламбуры, символы, аллюзии, культурные и эмоциональные отсылки — важные элементы, они оказывают влияние и вызы- вают резонанс в ответ на визуальный дизайн. Чтобы сообщить эти черты своей работе, необходимо постоянно интересоваться всем, что происходит вокруг. Другими словами, развивать в себе ненасытное любопытство не к одному только графическому дизайну, но еще и к политике, к миру развлечений, к бизнесу, к технологиям, к искусству, к десятикегельному боулингу и к рестлингу в грязи.
Постойте-ка. Культурная осведомленность? Подразуме- ваются этакие олдскульные изыскания? Естественно, каждый дизайнер понимает, что, начиная новый проект, надо проделать
1
 Цит.по:Virginia Postrel,
TheSubstanceoftheStyle,
NewYork,HarperCollins,2003.

24
Глава1.Качества,необходимыесовременномудизайнеру
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу некую умственную (или физическую) работу и узнать все воз- можное по теме. Это правда, сбор информации — важный этап проектирования. Как-то раз у меня была встреча с людьми из художественной галереи. Они искали новую дизайнерскую фир- му, а я был настолько самонадеян, что предварительно ничего не узнал о потенциальных клиентах и положился на свои примерные представления, более того, я перепутал их с другой галереей.
Моя ошибка обнаружилась, и беседа прошла холодно. Излишне говорить, что заказ я не получил.
Под культурной осведомленностью я подразумеваю нечто более глубокое и более широкое, чем обычный поиск инфор- мации. Когда британского писателя Йена Синклера спросили, собирал ли он материал для своих книг, он ответил, что вся его жизнь — это сбор материала. Не могу придумать лучшего девиза для современного графического дизайнера. Без постоянного наблюдения, внимательного, критического рассмотрения и ус- воения всего, что происходит вокруг, успех и эффективность не придут.
За свою профессиональную жизнь графический дизайнер и типограф Эрик Шпикерман принимал на работу десятки — а возможно, сотни — дизайнеров. Я спросил, чего он ждет от кандидатов.
«Они должны быть эрудированы. Терпеть не могу людей, которые не читают. Терпеть не могу людей, которые не готовят или ничего не знают о музыке. Как работать с тем, кто ходит в McDonalds? Мне нужны люди, которые разбираются в кино, в музыке, которые читают книги. Известно, что не каждому графическому дизайнеру подвластны все измерения. Если он не читает, ничего больше не делает, я не могу работать с таким человеком. Мне нужна эрудированная команда, потому что мы как раз такие…»
2
Как-то я прочитал, что взломщики сейфов терли кончики пальцев наждачкой. Это обостряло чувствительность пальцев и позволяло лучше понять механизм замка, когда грабитель крутил диск, подбирая магическую комбинацию. То же самое и с графическим дизайном: нужно найти способы стать более восприимчивым к окружающему миру.
Иногда дизайнеры воображают, будто вселенная вра- щается вокруг графического дизайна. И когда мы работаем по четырнадцать часов в день и прокручиваем в уме решение прикладных задач с момента пробуждения и до отхода ко сну, бывает сложно вспомнить, что существует что-то еще, помимо
2
 Adrian Shaughnessy, Tony Brook,
StudioCulture,UnitEditions,2009.

25
Коммуникабельность
Адриан Шонесси гарнитур, цветов и бумаги. Но лучших дизайнеров всегда отли- чает интерес к жизни за пределами профессионального мира; дизайн — это сфера деятельности, это стимулирующая и увле- кательная карьера, однако она не исключает другие увлечения.
3
Недизайнеры часто упрекают графических дизайнеров в том, что те зануды и заняты только собой и своими работами.
Вообще-то это оскорбление, поскольку единственное и самое важное, что дизайнер должен показать новым и потенциальным клиентам, — то, что он ориентируется в теме, в устройстве мира, в образе мыслей людей и их поступках. Замкнутый исключи- тельно на себе и сужающий область исследования дизайнер не сможет вдохновить клиента.
Тем не менее многие расценивают беседу с заказчиками как возможность поговорить о себе и похвастаться своими умениями и достижениями. Как правило, это те же, кто жалуется, что их ра- боты часто отвергают или что им не дают «делать то, что хочется».
И неудивительно. Они виновны в самом страшном преступлении, которое только может совершить графический дизайнер: демон- стрируют зацикленность на себе и собственный ограниченный кругозор. Для амбициозного дизайнера эта ошибка фатальна.
Чтобы побороть инстинкт саморекламы, на время встречи с кли- ентами я следую такому правилу: не говорить о себе, пока не по- просят. Вместо этого я даю клиентам возможность высказаться, расспрашиваю об их бизнесе, держу их в центре внимания. И тогда происходит небольшое чудо — они (как правило) смотрят мне в лицо и говорят: «Хорошо, а теперь расскажите о себе».
Парадокс в том, что, стремясь стать хорошими дизайнера- ми, мы полностью сосредоточиваемся на выбранном пути, а эта сосредоточенность зачастую ошибочно трактуется клиентами как зацикленность на себе и заставляет думать, что мы не сможем быть внимательными к их желаниям. Однако если мы сразу переходим к обсуждению проекта, если в состоянии показать, что ориентируемся в его культурном или деловом контексте, если готовы слушать, вместо того чтобы болтать о себе, клиенты лояльнее отнесутся к нашим идеям и воспримут нас всерьез.
Еще один парадокс: чем меньше отношения клиент–дизайнер завязаны на вас, тем вам это выгоднее.
Коммуникабельность
Современный дизайнер должен не только постоянно держать включенными свои камеры слежения за окружающим миром, но
3
 ДизайнерЛоррэйнУайлд
описываетпреимущества
«расширенияконтекста»своих
работследующимобразом:
«Раньшеяувлекаласьсбором
информации,теперьжебольше
действуюпонаитию.Ястала
лучшепониматьматериал,
переданныймневработу
писателями,редакторами,
кураторами,художниками
иархитекторамиит.д.Всегда
ответственноподходила
кизучениюматериала,нотеперь
вмоейголовецелаябиблиотека,
котораяпомогаетмнеувидеть
болееширокийконтекст,
связанныйстемой,скоторой
яработаю…»«Reputations»,Eye,
№36,2000.

26
Глава1.Качества,необходимыесовременномудизайнеру
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу и уметь общаться. Это не означает произносить впечатляющие монологи на конференциях или проводить блестящие презента- ции перед менеджерами высшего звена. Нет, я говорю о способ- ности обсуждать работу с клиентами и недизайнерами связно, убедительно и объективно, не засоряя речь профессионализмами и идиомами. Поскольку общение — это улица с двусторонним движением, здесь предполагается умение слушать и слышать.
Неспособность услышать другого — серьезный недостаток для дизайнера, это все равно что бежать дистанцию в костюме для дайвинга.
Но зачем я сделал акцент на обсуждении работы? Разве дизайн не говорит сам за себя? Ну да, это правда, графическая коммуникация выстраивается без письменных или устных ком- ментариев с разъяснением идеи, ведь не встанешь на улице у плаката, который разработал, не обратишь внимание прохожих на то, что шрифт Akzidenz-Grotesk подобран как отсылка к мо- дернистской рациональности и точности. Но я еще не встречал ни одного клиента, который при демонстрации проекта не по- требовал бы рассказать, почему было сделано так, а не иначе.
Если нам не удастся объяснить свои решения убедительно и объ- ективно, нашу работу могут отвергнуть. Как заметил Норман
Поттер в конструктивной книге What is a Designer: «Этот аспект профессии часто недооценивают: способность говорить понятно, по существу и убедительно была важной всегда».
4
Нельзя убедить клиентов в том, что наши идеи хоро- ши, а деньги были потрачены с умом, без четких аргументов, упорства и решительности. Но почему-то у многих дизайнеров огромные проблемы с этим. Все они прилагают усилия, чтобы удовлетворить целевую аудиторию, но столько же времени и энергии у них тратится на убеждение клиентов заплатить за их идеи. Это неотъемлемая часть жизни современного графи- ческого дизайнера: между ним и предполагаемой аудиторией
(конечными пользователями, или человеческими существами, как я их называю) всегда встает сторож (клиент).
Вот почему умение правильно преподнести свою идею не менее важно, чем сама идея. Когда отвергают хороший замысел, зачастую тому виной неправильная подача, а не сам замысел.
До сих пор я много говорил о клиентах, хотя подразумевал любого человека, перед кем нам нужно выступить. Неважно, чем конкретно вы занимаетесь, вам все равно придется прово- дить презентации. Дизайнеры в корпорациях или на небольших предприятиях часто выступают перед недизайнерами, младшие
4
 Norman Potter,WhatisaDesigner,
London,HyphenPress,2002.

27
Коммуникабельность
Адриан Шонесси дизайнеры в студиях отчитываются перед творческими дирек- торами, руководителями групп или старшими дизайнерами. Эти люди — «клиенты», и то, как мы относимся к ним, определяет их реакцию на нашу работу. Для амбициозного специалиста умение преподнести свою работу так же важно, как для кана- тоходца отсутствие страха высоты. Тем удивительнее тот факт, что мы, дизайнеры, часто не владеем подобным навыком. Во
2-й главе я рассмотрю более узкие аспекты презентации (этого эквивалента чайной церемонии), но сейчас просто подчеркну, что умение рассказать о работе, представить ее — черта всесторонне развитого дизайнера.
Чтобы помочь новичкам разработать необходимые вер- бальные навыки, я иногда прошу их не показывать мне свой проект, а вместо этого описать его. Так я побуждаю их говорить о своей работе объективно и с воодушевлением. Мне знакомы опытные дизайнеры, которые могут убедить клиентов подписать сложные (и дорогие) проекты благодаря лишь своей способно- сти веско и убедительно обрисовать идеи. Я также встречал на- ходчивых ребят, спасавших провальные презентации, озвучивая только что пришедшие в голову идеи в живой и наглядной фор- ме. Я не к тому, что вербальные презентации должны заменить демонстрацию макетов, ведь клиенты всегда хотят видеть, что они покупают. Но способность описывать идею — важная со- ставляющая любой презентации. Дизайнер, полагающий, будто достаточно бросить проект на стол и промолчать, скоро будет расставлять товары на полках в супермаркете, и о разработке упаковки для этих товаров ему можно забыть.
Как я уже сказал, общение — это улица с двусторонним движением. То есть независимо от того, насколько хорошо мы умеем рассказывать о своей работе, от нас требуется готовность слушать. Почему — станет понятно любому, у кого хватит со- образительности поставить себя на место своих клиентов: они нервничают, когда их просят дать денег на что-то, чего они не могут увидеть или потрогать. Это происходит примерно так: вы пришли в роскошный мебельный магазин и говорите продавцу, что хотите купить диван. «Конечно, — отзывается он. — У нас много замечательных диванов. Могу продать вам один, только я вам его не покажу». Если подобное случится, вы выйдете из этого магазина и пойдете в тот, где вам все покажут, по меньшей мере, вы захотите выбрать цвет и присесть на диван. Но когда клиенты покупают дизайн, особенно у начинающего и непрове- ренного специалиста, они до последнего не видят, что покупают.

28
Глава1.Качества,необходимыесовременномудизайнеру
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу
Этот аспект дизайна ответствен за провалы и неудачи больше, чем любой другой фактор взаимоотношений между дизайнерами и их клиентами. Внимательно слушая и идентифицируя важные для наших клиентов факторы, мы делаем для них менее риско- ванным предприятием и утверждение, и презентацию проекта, и сам творческий процесс.
Прежде чем продолжить, подчеркну, что эта книга для дизайнеров с собственной точкой зрения, другими словами, для тех, кто не позволит вытирать о себя ноги. Тряпки те, кто придерживается позиции, что дизайн должен давать клиентам в точности то, чего они хотят. Хотя в этом нет ничего плохого, всегда куча работы для тех, от кого заказчики обычно получают все, чего только ни пожелают, без всяких препирательств, без брифов и раскачивания лодки. Но для дизайнеров, стремящихся разрабатывать глубокие, вызывающие резонанс проекты, быть тряпкой — не вариант. Вот мы и подошли к самому главному аспекту коммуникации между исполнителем и заказчиком: кли- енты серьезно отнесутся к нашему мнению только в том случае, если мы будем уважать их мнение не меньше своего. Иными словами, необходим баланс интересов. Все великие работы состоялись потому, что было достигнуто равновесие мнений, когда и клиент и дизайнер чувствовали, что их слушают и что их позицию уважают. Когда удается найти это равновесие во взаимоотношениях, мы попадаем в десятку.
Эти рассуждения подводят нас к центральному конфлик- ту в графическом дизайне: между внутренним убеждением и внешней рациональностью. Что это значит? Мы идем в гра- фические дизайнеры, обнаружив в себе склонность к тому, что Джессика Гельфанд охарактеризовала как «объединение гармонии и баланса, цвета и света, масштаба и напряжения, формы и содержания». Что еще усложняет дело — мы по- чувствовали так называемую творческую интуицию, которой не всегда есть рациональное объяснение, тем не менее она реальная и крайне важная часть нашей жизни. На практике это означает, что мы используем шрифты, цвета, разметку и иллюстрации, опираясь на внутреннее эстетическое убеж- дение, — и если подумать, было бы странно предпочесть элементы, которые нам не по нраву. Даже точно следуя брифу, стиль и выразительные средства мы все равно выбираем на собственное усмотрение. И вот где противоречие: надо уметь представить внутренние убеждения, эту интуицию, как нечто рациональное и объективное.

29
Коммуникабельность
Адриан Шонесси
Дизайнер Руди Вандерланс определил проблему так: «Сле- дует очень внимательно слушать, когда клиент озвучивает свои желания, и ни в коем случае не приступать к проекту с заранее составленным мнением относительно того, как он должен выгля- деть. Я слишком часто начинал работу, уже решив использовать определенный шрифт или вычурный элемент, просто потому что мне на тот момент он казался подходящим. Но это не всегда было то самое, чего хотел клиент».
Это щекотливый вопрос для всех дизайнеров, даже для самых прагматичных и клиентоориентированных. Не каждый заказчик будет удовлетворен объяснением «Я сделал так, пото- му что мне так нравится», хотя зачастую именно этой причиной мы и руководствуемся. Но если мы все же хотим реализовать свои идеи, нужно уметь привести объективные доводы, кото- рые будут понятны клиенту. Дизайнер Майкл Бейрут посвятил данной теме пост On (Design) Bullshit в своем блоге на портале
Design Observer. Бейрут пишет: «Каждая демонстрация дизайна неизбежно, хотя бы отчасти, становится упражнением по литью воды. В процессе проектирования функциональные цели всегда сплетаются с бесчисленными интуитивными, даже иррацио- нальными решениями. Функциональные требования — в доме должна быть ванная комната, заголовки должны быть удобочи- таемыми, зубная щетка должна помещаться в рот — однозначны и зачастую измеримы. Но интуитивные решения в той или иной степени далеки от честного объяснения. Они звучат примерно так: „Просто я люблю набирать заголовки шрифтом Bodoni“ или
„Просто я люблю такие формы“ или „Просто я люблю облицо- вывать свои здания фарфоровой плиткой“. Обсуждая дизайн с клиентами, дизайнеры прямо говорят о функциональной составляющей своих решений и темнят, когда речь заходит об интуитивной, поскольку по опыту знают, что правда — „Просто мне так нравится“ — не прокатит».
На лекциях и встречах, когда я затрагивал вопрос о на- пускании тумана, то есть сокрытии истинных причин, личных и интуитивных убеждений, меня упрекали в потворстве ли- цемерию и даже мошенничеству. Поясняю. Я не собираюсь приукрашивать то, что делаю, и в любых взаимоотношениях с клиентами моя цель — поскорее достичь точки, в которой будет возможно говорить абсолютно откровенно и в которой клиенты смогут давать честные оценки и открыто реагировать. Но пока эта точка не достигнута — то равновесие, о котором я говорил выше, — мы вынуждены кружиться в ритуальном танце, когда

30
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов


связь с админом