Главная страница
qrcode

Как_стать_дизайнером не продав душу дьяволу. Зрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть


НазваниеЗрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть
АнкорКак стать дизайнером не продав душу дьяволу.pdf
Дата26.10.2017
Размер8.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44615
страница3 из 23
Каталогtatianarichy

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Esquire_UK_-_June_2016.pdf, Kak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf, steel_arch_2015.pdf.
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Глава1.Качества,необходимыесовременномудизайнеру
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу все понимают, что это туман, но куда без него. Что до меня, то туман в дизайне — это примерно как хорошие манеры в обще- стве: если бы мы всегда говорили что думаем, то обидели бы каждого, с кем вступили в контакт. Поэтому придуманы нормы и правила, позволяющие нам сосуществовать безболезненно.
И последнее. Мы должны эффективно общаться не только с нашими клиентами. С напарниками и с теми, кого мы нанима- ем на работу, выстраивать отношения нужно так, чтобы люди вдохновлялись нашими идеями и заражались энтузиазмом.
Также не стоит забывать о поставщиках и компаньонах, не говоря уже об айтишниках, банковских служащих, налоговиках и мойщиках окон.
Честность
После рассмотрения достоинств литья воды переход к восхвале- нию честности кажется странным. Что такое честность в дизайне?
Означает ли это быть верным самому себе и отстаивать то, во что веришь? Означает ли это в любой непонятной ситуации вести себя с клиентами профессионально? Или это означает делать лучшее, на что мы способны, на благо потенциальной аудито- рии? Ответ: все вышеперечисленное сразу. Несомненно, быть честным в безжалостном мире современного бизнеса непросто.
Честность часто становится разменной монетой. Мы меняем ее на работу, за которую получаем большие деньги, или держимся за нее, занимаясь любимым делом за мизерное вознаграждение, а то и бесплатно. Сложно оставаться честным и зарабатывать на жизнь. Но не невозможно.
Будучи дизайнерами, мы вольны выбрать любой вариант.
Некоторые преступления, например нарушение авторских прав, преследуются по закону, но в целом, в отличие от юристов и агентов по недвижимости, у дизайнеров нет специальных правил поведения. Мы свободны настолько, насколько нам по- зволяет рынок.
Я всегда наслаждался этой свободой, но в последние годы начал сомневаться, так ли она нужна. Сейчас я думаю, что дизайнеры и сам дизайн выиграли бы от наличия морального ко- декса. Это не просто мое мнение, явная потребность в этических рекомендациях прослеживается в дизайнерских блогах, о ней свидетельствует растущий интерес к социальному дизайну. Я за- мечаю ее и у своих студентов, которые стремятся делать работы с нравственным подтекстом. Бросается в глаза также, что, как

31
Честность
Адриан Шонесси правило, дизайнеры, обозначившие для себя моральные нормы, не сталкиваются с проблемами, хотя могли бы. Возьмем, к при- меру, студии, исповедующие экологичный подход к дизайну.
Раньше им приходилось бороться за клиентов, но сейчас многие мечтают работать без вреда для окружающей среды, поэтому эти студии востребованы на рынке. Подобное справедливо и для фирм, четко ограничивающих виды работ, которые они хотят и не хотят выполнять, когда-то таких фирм избегали, но сегодня они привлекают многие учреждения и организации, у которых есть собственные этические стандарты.
В прошлом профессиональные ассоциации дизайнеров предпринимали попытки составить этический кодекс, но иници- атива все время подрывалась изменениями морали в обществе и бизнесе или же проект терял актуальность в результате раз- вития технологий. В 1971 году в книге The Professional Practice
of Design Дороти Гослетт пишет о нормах поведениях, которые были приняты в SIAD (Обществе ремесленников и промышлен- ных дизайнеров, сегодня известном как Общество профессио- нальных дизайнеров). Одно из таких правил гласит: «Член [SIAD] не может брать на себя выполнение любой профессиональной задачи, над которой работает или работал другой дизайнер, за исключением случая, когда была достигнута договоренность с другим дизайнером, или если будет доказан факт расторжения первоначального договора».
В условиях современной рыночной экономики, когда раз- делываться с конкурентами можно в рамках закона, с одобрения правительства и влиятельных предпринимателей, запрет SIAD переманивать клиентов кажется слегка устаревшим. Или нет?
Недавно в беседе с другом, тоже дизайнером, я упомянул, что слышал, будто крупный известный на весь мир магазин в центре
Лондона подыскивает новых дизайнеров. Друг поблагодарил меня за информацию, но ответил, что не может быть соискате- лем, так как его друг дизайнер уже работает там. Меня поразила такая старомодность. Именно это я имел в виду, когда говорил о честности, о личной философии, от которой не отказываются, едва на горизонте замаячит приличный куш.
Конечно, есть множество путей быть честным. В самом приземленном смысле честность можно рассматривать просто как любовь к дизайну, когда клиенты видят нечто большее, чем профессиональную состоятельность. Или же она может при- нять практичную форму, например форму отказа от написания бесплатных питчей. Бесплатные питчи горячо обсуждаются

32
Глава1.Качества,необходимыесовременномудизайнеру
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу в современном дизайне. Сегодня мало какую работу можно получить, минуя конкурсный этап, а ведь зачастую конкурсные работы не оплачиваются. В эпоху прозрачной финансовой отчет- ности и новых правил проведения тендеров в Европе почти все общественные организации (и многие частные фирмы) обязаны выставлять заказы на открытый тендер, чтобы не дать шанса коррупции, протекционизму и фаворитизму.
На любой рабочей встрече дизайнеров обязательно всплы- вает вопрос о бесплатных питчах, профессиональные органи- зации по всему миру пытались сформулировать отношение к этой практике, но мало преуспели. Сейчас она настолько рас- пространена, что оставаться в стороне почти невозможно, если вы хотите побороться за привлекательные заказы. Однако питчи подрывают одно из фундаментальных условий хорошей работы: для достижения наилучшего результата дизайнеры и клиенты должны сотрудничать, чтобы вместе изучить все варианты, действуя открыто и доверяя друг другу. И это невозможно, когда речь идет о конкурсе. Неважно, насколько хорош бриф, у дизайнера не получится задать клиенту вопросы, которые он задал бы, будь заказ оформлен надлежащим образом. Дизайнер просто участвует в конкурсе, хуже того, в лотерее.
Когда мы объясняем это клиентам, разумные нас пони- мают и одобряют, но большинство видят только свою выгоду в том, чтобы получить — причем безвозмездно — множество дизайнов на свой бриф, из которых можно выбрать наиболее подходящий. Другими словами, клиентам выгодно не платить.
Несмотря на то что дизайнерам такие конкурсы не нравятся, они вряд ли станут менее популярными в ближайшее время. Более того, идет обратный процесс: сегодня на конкурс выставляют даже небольшие проекты. Хотя все это и продиктовано по- хвальным стремлением реализовывать проекты честно и про- зрачно, данный подход негативно сказывается на дизайнерах, вынужденных креативить за просто так.
Но что интересно, многие студии и независимые дизай- неры, занявшие принципиальную позицию и отказавшиеся от бесплатных питчей, как ни удивительно, довольно неплохо живут. На главной странице сайта компании Browns, которой руководит Джонатан Эллери, капслоком набрано: «МЫ НЕ
ЛЮБИМ ГОВОРИТЬ „НЕТ“, ТАК ЧТО, ПОЖАЛУЙСТА, НЕ ПРО-
СИТЕ НАС ПОУЧАСТВОВАТЬ В БЕСПЛАТНОМ КОНКУРСЕ ИЛИ
СДЕЛАТЬ СОМНИТЕЛЬНУЮ С ЭТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
РАБОТУ».
5
5
 ВIntroмыучаствовали
внеоплачиваемыхконкурсах,
еслиониоткрывалиперед
намивозможности,которые
впротивномслучаемы
рисковалиупустить.Поскольку
мыбылинеординарнойгруппой
дизайнеров,намнередко
давалиуайлд-кард—такклиент
демонстрировал,чтопривлек
кработеразноплановыестудии.
Используяэтивозможности,мы
частопобеждали.Мывыполняли
заданиетакжетщательно,как
иостальныеучастники,просто
унаспоявляласьвозможность
привнестисвежуюструю
вновуюдлясебясферу.Наши
конкуренты,давноизучившие
этуобласть,мыслилишаблонно.
Темнеменеепреждечем
подтвердитьсвоеучастие
вбесплатномконкурсе,мы
всегдапросиливознаграждение
(ииногда,кнашемуудивлению,
егополучали).Мынастаивали,
чтобынампредоставили
информациюодругихстудиях,
скоторыминампредстоит
конкурировать,итактично
(сквозьзубы)намекали,что
конкурс—далеконелучший
способвыбратьисполнителя.

33
Честность
Адриан Шонесси
Действует ли Browns себе во вред? Вовсе нет. Напротив, у них репутация достойной и принципиальной компании, которая продолжает привлекать крупных клиентов. Так возможно ли, чтобы верные своему кредо студии развивались, а не хирели?
Да просто дизайнеры, которые ни во что не верят, привлекают исключительно тех клиентов, которые не верят в них.
Как раз так и было со мной, когда я только начинал ра- ботать дизайнером. Я так стремился удовлетворить клиентов и работодателей, что не обнаруживал своего мнения и говорил им только то, что, как мне казалось, они хотели услышать.
Иными словами, следовал рыночной морали, и потому ко мне относились как к товару: мои услуги шли по бросовым ценам, а моя точка зрения не имела веса. Еще один парадокс: в мире без принципов люди зачастую больше уважают того, у кого принципы есть.
Честность необходима нам не только в работе. Мы должны быть честными по отношению к другим дизайнерам, к другим поставщикам услуг (работникам типографии, веб- программистам, техперсоналу) и ко всем людям, что встречают- ся нам в профессиональной жизни (от уборщиков до банковских служащих). Мы должны быть честными по отношению к творче- ству других дизайнеров, фотографов и иллюстраторов. Многие из нас в какой-то момент могли поступить нехорошо и неле- гально использовать шрифты, фотографии или графические пакеты — но это воровство, такое же, как если бы мы зашли в чужой дом и взяли чужие вещи. Что важнее всего, мы должны быть честными по отношению к трем «целевым группам», для которых и создается дизайн: к нашим клиентам, к предпо- лагаемой аудитории и к самим себе. Для разных дизайнеров эта тройка обладает разной степенью важности, но, по моему мнению, если мы хотим создать что-то значимое, потребности всех трех групп и ответственность перед ними должны быть равнозначными.
6
Отстаивая свои убеждения (творческие и этические) и кри- тически оценивая то, что нас, дизайнеров, просят сделать, мы обретаем самоуважение, а это первый шаг на пути к обретению уважения со стороны клиентов и других дизайнеров. Вы можете получить отказ или навлечь на себя гнев клиентов, но такова цена честности. Просто помните: она все равно ниже, чем цена самоуважения.
6
 ПитерСэвиллсказалвинтервью
лондонскойThe Times
(15сентября,2004)так:«Беда
сегодняшнегографического
дизайназаключенаввопросе:
когдавнегоможноверить?
Дизайнерзаэтобольшене
отвечает.Каждыйремесленник
вкакой-томоментпродает
душудьяволу.Янепродал,
ипосмотритенаменя.Яслыву
однимизсамыхизвестных
дизайнероввмире,ауменя
совсемнетденег».

34
Глава1.Качества,необходимыесовременномудизайнеру
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу
Заключение
До сих пор я рассматривал довольно абстрактные понятия, каса- ющиеся дизайнерской практики. В следующих главах я перейду к более приземленным вопросам: как найти работу, как под- готовить портфолио и как генерить хорошие идеи. Однако без знания культурного контекста, без умения общаться, а также без профессиональной и личной честности вы не вырастете как дизайнер. Кто-то рождается со всеми этими качествами, но кому-то приходится работать, чтобы их обрести. На это нужно время, и нужно быть готовым к разочарованиям и неудачам.

Глава2 
Профессиональныенавыки
Тайм-менеджмент/Исследование/Стратегия/Презентация/
Навыкиписьменнойречи
Ключевое «железо» и «софт» профессиональных навыков современного дизайнера, то есть сектор деятельности, не свя- занный с дизайном

36
Глава2.Профессиональныенавыки
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу
В предыдущей главе я перечислил три основных качества, необ- ходимых современному графическому дизайнеру для того, чтобы стать профессионалом и реализовать весь свой потенциал. Эти три качества — культурная осведомленность, коммуникативность и честность. Им нельзя научиться по учебнику. Они индивидуаль- ны и определяются жизнью — поступками и размышлениями о том, как надо жить и как действовать.
Но даже если дизайнер может похвастаться этими тремя качествами, остаются, по меньшей мере, еще два уровня способ- ностей, которые ему нужны.
Прежде всего — это практические навыки. То есть лю- бые навыки дизайнера, связанные с механической или ручной работой. Я подразумеваю знание софта и технической стороны печати, кодирования и теории цвета, а также умение подать ин- формацию в удобном, привлекательном и логичном виде. Таким навыкам можно научить, хотя лучше всего они осваиваются на практике — другими словами, нам могут преподать их основы, но овладеть ими целиком можно, только выполняя работу. Никакие книги и инструкции не научат верстать так же эффективно, как практическое задание. Это отличает графический дизайн от боль- шинства профессий (и вызывает подозрение у недизайнеров).
1
В этой главе мы рассмотрим еще один уровень — то, что дизайнер Майкл Бейрут называет «недизайнерской составляю- щей дизайнерского труда».
Тайм-менеджмент
Если уродующие работу клиенты — это самый любимый повод поворчать, то нехватка времени явно занимает второе после него место. Неважно, какой срок был отведен на проект, его всегда не- достаточно. Даже когда внимательный заказчик или деликатный работодатель великодушно предоставляют нам уйму времени, что мы делаем? Мы откладываем начало проекта до последнего и в результате выполняем задание за то же количество времени, которое было бы у нас, работай мы по обычной схеме «срок сдачи — вчера». И кому не приходилось готовить презентацию за минуты до ее начала? Это уж точно не обо мне.
Однако недостаток времени — на самом деле иллюзия.
Говоря, что у нас недостаточно времени, мы сознаемся, что плохо
умеем планировать свое время. Это объяснимо. Мы творческие люди в коммерческой среде, мы зависим от мириада факторов, многие из которых не можем контролировать. Я имею в виду
1
 Сосвойственнойему
проницательностьювеликий
немецкийдизайнерОтлАйхер
заметил:«Графическийдизайн—
этооднаизпоследних
свободныхпрофессий,
котораяневтиснутаврамки
карьерногороста,апотому
стандартыируководстваеене
регулируют.Карьерныйрост
здесьнезависитотрезультатов
проверок,испытаний,получения
сертификатов,призов,наград
ититулов.Графический
дизайнер—этографический
дизайнер».Цит.по:OtlEicher,The
worldasdesign,Wiley-VCH,1994.

37
Тайм-менеджмент
Адриан Шонесси плохие или постоянно изменяющиеся брифы, поздно сданные в работу материалы и частые корректировки технического за- дания; а также недоступность коллег или поставщиков услуг
(дизайнеры редко работают в изоляции — наша деятельность почти всегда завязана на других, и эти «другие» не всегда рабо- тают по тому же расписанию).
А теперь переходим к рассмотрению самого большого препятствия, не позволяющего нам эффективно планировать свое время: возникновение — или, что более вероятно, отсут- ствие — отличной идеи. В главе 9 мы увидим, как генерируются идеи и как можно подстегнуть творческий процесс, но сейчас я только замечу, что ожидание — и поиск — великого открове- ния является основной причиной, почему дизайнерам тяжело планировать время. Хорошие идеи — это не швейцарские по- езда, никакой регламент не может гарантировать их появление.
Разумеется, встречаются умные дисциплинированные дизайнеры, контролирующие время с метрономической точно- стью, они выдерживают внутренние дедлайны, координируют свои и чужие действия и сдают проекты точно в срок. Нельзя не восхищаться этими титанами личного тайм-менеджмента, однако нет прямой связи между способностью планировать свое время и качеством работы. Хотя существует взаимосвязь между тайм- менеджментом и профессионализмом: самый верный способ потерять клиента — это нарушить дедлайн. По этой причине, а также для сохранения душевного равновесия, мы должны научиться планировать время.
Серьезное препятствие здесь — не само время, а тревога, чувство леденящего страха, которое возникает, когда дедлайн подступает, а время убегает, как песок сквозь пальцы. Следует заметить, что легкое нервное напряжение, пожалуй, необходимо, когда над нами нависает дедлайн; если же его приближение нас не тревожит, это скорее признак недостатка энтузиазма, ответ- ственности и заинтересованности. Однако изводиться и гробить уйму нервных клеток вредно для творческого процесса.
Я понял и освоил тайм-менеджмент, когда мне открылась одна небольшая тайна о природе времени. Конечно, это не то открытие, которое заставило бы Стивена Хокинга волноваться о появлении соперника в области космологии, но оно позволило мне лучше справляться с тревогой по поводу времени. Пред- ставьте, что час ждете поезда на пустынной, пугающей станции поздно ночью. Это будет самый длинный час в вашей жизни.
Теперь представьте, что провели час за просмотром любимого

38
Глава2.Профессиональныенавыки
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу фильма или любимой телепередачи — шестьдесят минут про- летят так быстро, что вы готовы будете поклясться, что прошло всего полчаса. Однако час — это час, так в чем же разница между часом на вокзале и часом перед экраном телевизора? Единствен- ная разница — это наше ощущение времени: мы определяем, медленно оно течет или быстро.
Осознание того, что не мои клиенты, коллеги или даже часы, а именно я контролирую свое время, успокаивает меня.
Иногда, когда приближается дедлайн, я все еще чувствую укол страха, но справляюсь с ним, напоминая себе, что я хозяин своего времени. Один из моих способов — разбивать проект на небольшие легкопреодолимые этапы и делить каждую работу на последовательность маленьких шагов. Когда заданный срок распределен между несколькими небольшими целями, а не на- правлен на достижение единой масштабной, — наш контроль над временем усиливается.
Порядок, в котором мы будем выполнять работу, — еще более важный аспект тайм-менеджмента. В каждом проекте есть этап (или этапы), неприятный нам, та самая ж/д станция
поздно ночью. Вместо того чтобы разобраться с этим этапом сразу же, большинство из нас совершают ошибку, огромную ошибку, и оставляют его напоследок. И вот уже искажено наше ощущение времени и мы не можем грамотно распределить силы.
По возможности нужно сделать совершенно обратное.
2
Вот еще один фундаментальный закон тайм-менеджмента.
В ходе работы над большинством проектов мы переживаем взлеты и падения. Это неизбежно. Даже полезно (см. главу 9
«Творческий процесс»). Однако старайтесь не заканчивать каждую промежуточную стадию проекта в низкой точке. Решая задачу, мы часто испытываем желание отложить ее, обещая себе взяться за нее завтра с удвоенной силой. Иногда помо- гает. Мозг отдыхает и снова готов начать заново. Но чаще мы приступаем к делу опять без энтузиазма, отвлекаемся и ищем поводы заняться чем-нибудь другим. Но заканчивая проект на высокой точке, мы стремимся вернуться к работе — не тратим время на увиливание.
И вот третье золотое правило тайм-менеджмента. Плани- руя, мы обычно представляем себе, что весь отведенный срок будет целиком посвящен работе над проектом. В реальности все не так. Неизбежны заминки, перерывы и форс-мажорные обстоятельства — то неожиданно появляются клиенты, то закон- ченный и отосланный три дня назад заказ возвращают обратно
2
 Приведуяркийпример,как
делатьненадо.Этаи8-яглава—
новые.Всеостальныебыли
взятыизпервогоиздания
ипереработаны.Писатьновые
главынамногосложнее,
чемвноситьпоправкивуже
существующие.Ичтожесделал
я?Янаписалихвпоследнюю
очередь.Сторонитесьтех,
ктоговорятвамодно,асами
поступаютсточностьюдо
наоборот.

39
Исследование
Адриан Шонесси с требованием срочно внести изменения, то автобус ломается, и вы не попадаете на работу пораньше. Мы должны учитывать задержки при планировании. Тогда будет проще с дедлайнами и уровень внутренней тревоги перестанет зашкаливать.
Исследование
В Design Dictionary в статье «Исследование» («Research»)
3
от- мечается, что писатель и преподаватель Кристофер Фрайлинг выделяет три типа исследования дизайна: исследование самого дизайна, исследование в дизайнерских целях, а также исследо- вание посредством дизайна.
Часто бывая в специализированных учебных заведениях, я заметил, что почти все студенты интересуются последним из них. Понятно, что получение знаний на практике так привле- кательно для нового поколения, которое выросло — и было научено — с пониманием графического дизайна как чего-то большего, нежели просто рисование этикеток для шампуня. Но в рамках данной главы мне интересно рассмотреть прежде всего исследование ради дизайна.
В Design Dictionary оно обозначено как обеспечивающий
«определенным образом процесс (практический, активный) проектирования, результатом которого становится предмет материальной культуры…». Другими словами, это изучение, обеспечивающее нам готовый дизайн. Такой тип исследования часто называют «решением проблемы». Мысль, что дизайнеры решают проблемы — только и всего, — никогда мне не нрави- лась. Дизайнеры зачастую неплохо с ними справляются, но если мы определяем дизайн исключительно с этой позиции, то как бы признаем, что решение проблемы — первостепенная его задача.
Однако дизайнеры обладают намного большим потенциалом. Они могут воображать невообразимое, переживать озарения и пред- лагать новаторские идеи, подсказанные интуицией и пропитан- ные бунтарским духом (см. с. 133 «Дизайнерское мышление»).
Часто я получаю от клиента ворох бумаг со словами: «Вот вся информация, что мы собрали и проанализировали. Ждем от вас творческое предложение». Иногда такая «информация» полезна, но, как правило, это просто сырые данные по фокус- группам и опросникам для маркетинговых исследований. Кли- енты любят подобную информацию, поскольку она помогает им принимать прагматичные деловые решения и минимизировать риски. Но для дизайнера она может быть опасной, поскольку
3
 Design Dictionary: Perspectives on
Design Terminology,Birkh
äuser,
2008.

40
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов


связь с админом