Главная страница
qrcode

Как_стать_дизайнером не продав душу дьяволу. Зрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть


НазваниеЗрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть
АнкорКак стать дизайнером не продав душу дьяволу.pdf
Дата26.10.2017
Размер8.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44615
страница5 из 23
Каталогtatianarichy

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Esquire_UK_-_June_2016.pdf, Kak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf, steel_arch_2015.pdf.
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Глава3 
Какнайтиработу
Работавсоставекрупнойфирмы/Работавнезависимой
студиидизайна/Обучениенарабочемместе/Стажировка/
Поисквакансий/Обращениевнезависимуюстудиюдизайна/
Собеседование/Послесобеседования/Портфолио/
Чегонасамомделехотятработодатели/
Обращениевстудиюприорганизации
Руководство по поиску хорошей работы, или Какого дизайнера действительно рассчитывают увидеть на собеседовании работодатели

49
Адриан Шонесси
Какнайтиработу
Дизайнеры с опытом работы или не страдающие от недостатка самоуверенности могут пропустить эту главу. Она предназначена для тех, кто недавно окончил учебу, только начинает карьерный путь и потому должен найти подходящую работу, а также для тех, кто иногда сомневается в себе и своих силах.
Людям обычно нужна работа, чтобы было чем платить за крышу над головой, за еду, книги, музыку и другие важные для жизни вещи. Но для дизайнеров есть одно более существенное соображение: нам нужно начать учиться тому, как быть графи- ческим дизайнером. Есть еще кое-что, о чем никогда не пишут в рекламных буклетах учебных учреждений: единственная при- чина, по которой мы идем учиться дизайну, — научиться учиться.
Потому что через 4–5 лет трудной учебы
1
мы все должны будем вернуться к истокам и начать заново. По моему опыту, свеже- испеченный выпускник школы дизайна становится эффективным и полезным работником в студии за полгода или полтора, но это только если его будут постоянно опекать и уделять ему много внимания. Время от времени встречаются выпускники дневного очного отделения, которые выходят из стен заведения полностью сформировавшимися и готовыми к профессиональной жизни.
Но это редкие случаи, и большинство выпускников вынуждены возвращаться на линию старта.
Так как же найти ту первую работу и какой выбор будет правильным? Прежде всего следует помнить, что в начале карьеры подойдет почти любая. Даже в грязных конторках, где дизайнеров и за людей-то не считают, есть чему поучиться и можно сделать первые шаги в профессии. Это не значит, что нужно браться за первую работу, которая подвернется. Нам всем необходим опыт, мы все должны трудиться и все, что мы видим и к чему прикасаемся, делает нас лучшими дизайнерами, чем мы были.
Мало что в жизни отнимает у молодого дизайнера столько сил, сколько поиск первой работы. Это невероятно сложное ис- пытание, и оно выпадает на нашу долю, когда мы менее всего к нему готовы.
2
Одни делают многочисленные безуспешные попытки, у других на поиск своей ниши уходят годы, некоторым это так и не удается. На следующих страницах я дам несколько наводок, которые помогут вам сделать поиск работы не таким болезненным.
Прежде чем мы начнем, должен заметить, что два лучших дизайнера из тех, кого я когда-либо нанимал, нарушали все правила, которыми я собираюсь с вами поделиться: во время
1
 КакотмечаетСтивенХеллер
встатье«Whatthiscountry
needsisagoodfive-yearDesign
Program»(www.journal.aiga.org):
«Наовладениенеобходимым
минимумомнужных
технологий,атакжеуймой
необязательныхтехник,уходит
годилибольше.Освоение
дизайнерскогоязыка,особенно
шрифтов,—непрерывный
процесс.Затемследует
обучениеипрактические
работывобластистарых
иновыхмедиа—печатных
иэлектронных,редакционных
ирекламных,статичных
идинамичных,неговоряуже
орисованииифотографии,—на
этотоженужновремя,особенно
наоттачиваниеэтихнавыков.
Инезабудьтеогуманитарных
науках».
 «Теоретические
фундаментальныезнаниятакже
важны,еслиихпреподают
правильно,однаковрасписании
сегодняпредусмотренотолько
поверхностноеознакомление
сними.Развеможетбудущий
дизайнеробойтисьбез
вербальныхнавыков.Яуже
молчуобумениичитать
ипроводитьисследование.
Необходимоэффективноосвоить
иих,иэтотакжепотребует
времени.Аведьещеестьбизнес-
теория,каждыйдизайнердолжен
пониматьосновныеделовые
процессы,которыесовершенно
упускаютизвиду,нацелившись
насозданиепродаваемого
портфолио».
2
 ДизайнериблогерАрминВит
пишет:«Бытьначинающим
графическимдизайнером
непростофизическии
эмоционально.Мывступаем
впрофессиональныймир,
обладаяталантом,потенциалом,
индивидуальностьюипервыми
навыками,втомвозрасте(около
23лет),когдамыуженедети,
новсеещенеответственные
взрослые».«TheYoungandNot
SoRestless»,Voice: AIGA Journal
of Design,4июня,2004.

50
Глава3.Какнайтиработу
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу собеседования они вели себя не так, как вам буду рекомендовать я, и у них отсутствовали портфолио, которые сразу вызвали бы доверие. Однако у обоих были несомненные преимущества, хо- рошо заметные, несмотря на неумение проходить собеседование.
Также оба продемонстрировали твердые, как сталь, убеждения, что меня обезоружило. В результате я нанял их, хотя это шло вразрез с рациональными доводами.
Как назло, у обоих целая вечность ушла на то, чтобы стать эффективными сотрудниками студии, зато в конце концов оба превратились в блестящих дизайнеров. В общем, я верю в то, что почти всегда есть место альтернативному пути, который тоже подойдет, и если, следуя своим инстинктам, вы собираетесь по- ступить по-своему — тогда вперед. В мире конформизма быть другим — похвально.
В этой главе мы рассмотрим, как попасть в крупную ком- панию или найти пристанище в независимой студии дизайна.
Мы взвесим все за и против обоих вариантов и обсудим способы достижения желаемого.
Работавсоставекрупнойфирмы
Когда нужно найти работу, иногда правильный выбор уже сделан за нас. Например, вы хотите быть дизайнером в журнале, значит, работу вам почти наверняка придется искать в издательстве, потому что журналы в основном принадлежат издательским до- мам, хотя встречаются независимые студии, готовящие макеты по заказу клиентов из этого сектора. То же самое относится и к дизайнерам упаковки. Ряд торговых компаний и произво- дителей обладают собственными студиями для производства упаковки. Аналогичным образом, многие фирмы берут в штат веб-дизайнеров, телевизионные компании — видеодизайнеров, музеи, галереи и культурные организации обычно тоже имеют собственных дизайнеров.
Работа на корпорацию часто считается менее престижной в сравнении с работой на независимую студию, но и она мо- жет приносить и заработок, и удовольствие. Работа в составе крупной компании дает хорошую возможность узнать бизнес изнутри, насладиться периодом финансовой стабильности, когда вся наша энергия уходит на освоение профессии, и ли- шена проблем, с которыми сталкиваются в маленьких студиях дизайна (безнадежные долги, изнуряющий поиск заказов, жесткие сроки).

51
Работавсоставекрупнойфирмы
Адриан Шонесси
В Design Week была статья, в которой расписывались все за и против работы в крупной компании в Великобритании.
Среди преимуществ значились «более удобные часы работы… более адекватное соотношение между работой и свободным временем». В числе недостатков то, что «чаще всего офисы расположены в отдалении от городских дизайнерских узлов», что такая работа считается «непрестижной»
3
. Английский дизайнер Крис Эшуорт узнал обе стороны баррикад. После окончания учебы он создал свою студию, затем работал на неза- висимую студию дизайна и на MTV, прежде чем сменить Дэвида
Карсона на посту арт-директора журнала Ray Gun. Затем стал творческим директором Getty Images, гигантского электронного фотобанка. Сравнивая работу в независимой студии с работой в крупной компании, Эшуорт отмечает их существенное раз- личие и использует для их описания антонимические пары
«стабильность–нестабильность», «изоляция–взаимодействие»,
«свобода–сотрудничество», «локальный–глобальный», «за- метки–брифы».
Самый частый аргумент против работы в крупной компа- нии — дизайнер имеет дело с ограниченным количеством одно- типных проектов. Это справедливо, но так происходит далеко не всегда. К тому же, в начале карьеры даже полезно вновь и вновь выполнять одно и то же задание. Работе в крупной компании иногда недостает движухи и блеска независимой студии, когда отсутствие метафорической подстраховки служит стимулом, но в качестве первого шага по карьерной лестнице это выбор чаще всего верен.
В обоих случаях мы вникаем в детали и можем решить, что для нас лучше, только встречая людей. Есть еще кое-что, что следует добавить в наш список: плохих собеседований не бывает в принципе. Даже если собеседование прошло плохо, оно хорошее, я многое узнал о дизайне и о жизни, просто про- ходя собеседования. По крайней мере это научило меня самого проводить собеседования с дизайнерами, когда спустя годы я сам стал принимать их на работу. Также я понял, что каждый работодатель ищет кого-то особенного и как важны человеческие взаимоотношения в поиске работы. По этим причинам я советую проходить так много собеседований, как только возможно, — даже малоперспективные (откажетесь, если место вдруг пред- ложат), — чтобы оценить все плюсы и минусы работы в крупной организации и в независимой фирме, а также приобрести ценный навык прохождения собеседований.
3
 Hannah Booth,GoodCompany,
DesignWeek,23.09.2004.

52
Глава3.Какнайтиработу
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу
Работавнезависимойстудиидизайна
Студии дизайна — это сплав каторжного труда с потрясающим простором для деятельности. Всегда можно определить, какие студии — хорошие, по тому, как они удерживают баланс между этими двумя полюсами. Каторжный труд неизбежен — много часов работы за не самую высокую плату и минимум признания.
Но в самом начале мы не возражаем против этого, потому что, несмотря на непрерывное давление, случаются и волшебные моменты. Есть удовольствие от хорошо сделанной работы и вне- сенного (индивидуального или общего) вклада в достижения студии. Не менее важен и дух товарищества, который царит в маленьких фирмах, где все настроены на одну волну. Зачастую работа в студии — это лучшая работа, на которую может рас- считывать дизайнер
4
Конечно, не обходится без разочарований, личных не- удач и коллективных провалов. Но всегда помните, что мил- лионы людей поменялись бы с вами местами, если бы могли.
Остановите любого прохожего и спросите, чем бы он хотел заниматься, и большинство ответят: «Чем-нибудь творческим».
В постиндустриальном обществе никто не стремится выполнять неблагодарную работу. Все мечтают быть среди тех, кто «вно- сит свой вклад». У дизайнеров здесь привилегии: мы можем что-то создать и получаем деньги за отличные идеи, которые, возможно, влияют на жизнь миллионов наших сограждан. Если об этом помнить, разочарования переживаются легче и уже не так трудно мириться с тем, что служащие крупного банка всегда будут зарабатывать больше нас.
Обучениенарабочемместе
Это уже немодное понятие, но в сфере дизайна обучения на рабочем месте нет как такового. Есть учебная и производствен- ная практика, стажировка. Неважно, как это называется, мы все проходим это как необходимый и неизбежный этап на пути профессионального становления. Опыт необязательно должен быть удручающим. Мы учимся у более опытных дизайнеров и по- лучаем от них заряд энергии на будущее. В учебном заведении все примерно одного возраста и на равных участвуют в общей борьбе за обретение своего голоса и за начальный плацдарм на карьерном пути, а о реальной работе имеется только примерное представление. Когда мы начинаем работать по-настоящему,
4
 ВсвоемописанииBruce Mau
дляжурналаFast Company
(октябрь2000-го)СкоттКирснер
создаетпривлекательныйобраз
жизнистудии:«Просторное
помещениесвысокими
потолками,расположенное
водномиззданийнаокраине
китайскогокварталаТоронто,
заставленометаллическими
стеллажами,чертежными
столами,графическими
станциямииархитектурными
моделями.Встудииработают
десяткипрофессионалов.
Срокиподжимают,икурьеры
неуспеваютперевестидух,
выполняязаденьтысячи
поручений.Близитсявечер,
носотрудникиинедумают
расходитьсяподомам.
Вместоэтогоонидружно
набрасываютсянаподноссо
свежимифруктами,который
принеслаКэтиЙонассон—вице-
президентиуправляющий
директорфирмы».(На
русскомязыкестатьябыла
опубликованавжурнале
«Искусствоуправления»(№1(7).
2001).—Примеч. ред.)

53
Стажировка
Адриан Шонесси фантазии вытесняются реальностью, мы внезапно оказываемся рядом с людьми, уже далеко продвинувшимися по карьерной лестнице, умудренными опытом, состоявшимися профессио- нально и давно обретшими свой голос. Бывает, это вызывает некую неловкость. Некоторые молодые дизайнеры не могут оправиться от шока, столкнувшись с опытными дизайнерами, начинают сомневаться в себе, отмечая собственную несостоя- тельность. Это судьбоносный момент в жизни дизайнера, и от того, как мы с ним справимся, зависит наше будущее. К счастью, большинство начинающих общение с бывалыми дизайнерами вдохновляет и становится своевременным импульсом к личному росту и развитию.
Работа рядом с опытным коллегой в плане знаний даст больше, чем что-либо еще, особенно если этот коллега велико- душен и не отказывает в помощи, — а большинство именно таково. Именно тогда мы понимаем, какие гигантские пробелы в обучении нам еще предстоит восполнить: что мы не умеем организовывать свою работу, что верстка у нас, оказывается, очень грубая и сырая, что нам трудно вести диалог с клиентами, а брифы кажутся болезненно сковывающими. Тогда-то к нам и приходит осознание того, что мы совсем не так хороши, как нам казалось.
Кто-то на этом этапе может обрасти защитным панцирем, пытаясь отгородиться от того факта, что в некоторых областях ему не хватает знаний и опыта. Это опасно. Гораздо правиль- нее будет обратится за помощью. Мало кто откажется помочь новичку, даже если у него у самого горят сроки. Но попросить помочь все же надо: вас взяли как подмастерье и будьте готовы надоедать людям, если хотите, чтобы вас услышали. Всем своим видом демонстрируйте готовность и безграничный энтузиазм, показывайте, что вы хотите учиться.
5
Стажировка
Почти единственная возможность трудоустроиться на полный день — это пройти стажировку. Зачастую за успешной стажи- ровкой следует предложение о работе, я сам часто нанимал дизайнеров подобным образом. Проходя стажировку, нужно рассматривать ее, в первую очередь, как возможность чему-то научиться, а еще как реальный шанс произвести впечатление.
Подумайте, как показать себя незаменимым. Если это маленькая студия, отвечайте на телефонные звонки и в точности переда-
5
 ВотчтопишетАрминВит:
«Отнас,младшихдизайнеров—
самаяраспространенная
начальнаядолжность,—
ожидают,чтобудучи
учениками,мыстанемчасами
выполнятьнеблагодарную
работу,которая,понашему
мнению,неимеетотношения
кпрофессиональномуросту,
мыбудемвходитьвкурсдела
припокровительствестарших
дизайнеров,креативных
директоровиначальства.Так
можетпродолжатьсяочень
долго…ноесливыдостаточно
удачливыитрудитесьбокобок
свыдающимсядизайнером,
этоужеможетбытьназвано
обучениемнарабочемместе
ивдальнейшемстатьхорошим
воспоминанием».«TheYoung
andNotSoRestless»,Voice: AIGA
Journal of Design,4июня,2004.

54
Глава3.Какнайтиработу
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу вайте полученные сообщения, в обеденное время предлагайте загруженным коллегам принести им сэндвичи. Всегда появляй- тесь вовремя и не бегите сломя голову к двери по окончании рабочего дня. Дизайн — это ответственный подход и личная заинтересованность. Если вы хотите работать строго с девяти до пяти, идите служить в налоговую.
Я уже отмечал, что в том, чтобы быть графическим ди- зайнером, есть кое-какие привилегии, но за них придется за- платить, и цена — исполнение обязательств. Будьте готовы пойти на жертвы.
Не все стажировки одинаково выгодны в разных органи- зациях. Начинающий дизайнер вряд ли извлечет пользу, работая на студию, которая труд стажеров не оплачивает, — это верный признак того, что студия не дорожит своими кадрами. То же касается студий, где не предусмотрено обучение на месте и где новичку не выделяют наставника, — скорее всего, им просто нужна дешевая рабочая сила, таких фирм тоже следует избе- гать. Стажеры обязаны идти на жертвы, студии равным образом обязаны не эксплуатировать стажеров. Я говорил, что любой опыт — положительный, но нельзя допускать, чтобы вас экс- плуатировали. Насколько я помню, рабство отменено почти во всем мире, некоторым боссам не мешало бы вспомнить об этом.
Поисквакансий
Чтобы устроиться на работу, вы должны сначала узнать, где ее искать. Лишь немногих счастливчиков берут в штат под впечатлением от выставки выпускников. Остальным придется искать вакантные должности. Есть куча способов узнать, какие организации в данный момент набирают сотрудников. Посмо- трите в специализированных газетах и журналах, прошерстите
Интернет, поспрашивайте у знакомых. Можно также рассмотреть возможность отправки резюме в рекрутинговое агентство.
6
Многие главы компаний закрывают вакансии, просто обзвонив знакомых с вопросом, нет ли кого гениального на примете. Друзья, разыскивающие дизайнеров, спрашивали меня об этом много раз. Вот как полезно показать свое портфолио каждому, кто захочет его посмотреть, — может, вам и не пред- ложат работу, но вдруг проводившему собеседование позвонит кто-то еще с вопросом, нет ли у него кого на примете.
7
Самый верный способ найти работу — это выйти на контакт со студиями. Составьте список мест, где вы хотели бы
6
 Говорят,чтовстречаются
хорошиерекрутинговые
агентства.Однаковпоиске
талантовявсегдаобходился
собственнымисилами.Сам
смотр(навыставкахвыпускных
работ,вгостяхуколлег)уже
информативениполезен.
Вообщеявсегдасчитал,что
что-тонетакстойдизайнерской
компанией,порогкоторойне
обиваютмолодыедарования.
7
 Где-точерезчас,послетого
какянаписалэтотабзац,
мнепозвонилдруг-дизайнер
испросил,непопадалсялимне
недавнокто-нибудьподходящий.
Каквидите,этопроисходит
постоянно!

55
Обращениевнезависимуюстудиюдизайна
Адриан Шонесси работать, но помните, что ваши любимые студии любимы, скорее всего, всеми. Поэтому выбирайте не только высококлассные стильные или наиболее известные фирмы. Они получают мно- жество резюме от хороших дизайнеров, так что будьте умнее и загляните в менее освещенные в прессе уголки дизайнерского мира.
Обращениевнезависимуюстудиюдизайна
Обращаясь в независимую студию, полезно помнить, что дизай- нера судят не сколько по качеству работ, сколько по тому, как он инициирует контакт. Ваш телефонный звонок, электронное или обычное письмо будут тщательно изучены, подобно тому как в аэропорту служебная собака выискивает контрабанду в багаже. Сделаете все правильно — и считайте, вы приняты, а в противном случае будете искать работу еще очень долго.
Вы поразитесь, как много людей портят все дело при первом же обращении. Я получал письма, написанные от руки на вырванном из блокнота листке. Я получал письма от дизайнеров, которые не потрудились сделать собственный фирменный бланк.
Я получал письма, авторы которых даже не удосужились заранее узнать, как пишется моя фамилия
8
. Самое чудовищное, иногда я получал письма, в которых ко мне обращались «Дорогой сэр или мадам». Все адресованные «сэру или мадам» письма я сразу отправляю в корзину. Подобное обращение дает мне исчерпы- вающую информацию о написавшем письмо человеке: если он подходит к работе с такой же ленцой и так же не заморачивается, меня неизбежно ждут неприятности.
Оформить все надлежащим образом очень просто. Ре- шите, как вы хотите установить контакт — написать обычное письмо, отправить письмо по электронной почте, позвонить, — и сделайте это правильно. Считайте это своим первым про- фессиональным брифом, цель которого — заявить о своих уникальных качествах и способностях. Редко где студентов учат таким премудростям, поэтому вам придется учиться самостоя- тельно. Но это несложно.
Лично я отдаю предпочтение старому доброму письму.
Это самый неназойливый способ установить контакт, и он по- зволяет вам детально подготовить свое предложение. Что еще важнее, письмо — это простейшая форма графической комму- никации, хорошая проверка вашей способности сформулировать сообщение. Правило тут простое: прежде всего у вас должен
8
 Этонетщеславие.Мою
фамилиюнелегконаписать
правильно.Ноеслипретендент
даженеутруждаетсебясделать
всекакнадо,этоговоритотом,
чтоонбудетнебрежениленив
ивдругом,чтонедопустимодля
графическогодизайнера.

56
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов


связь с админом