Главная страница
qrcode

Как_стать_дизайнером не продав душу дьяволу. Зрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть


НазваниеЗрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть
АнкорКак стать дизайнером не продав душу дьяволу.pdf
Дата26.10.2017
Размер8.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44615
страница6 из 23
Каталогtatianarichy

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Esquire_UK_-_June_2016.pdf, Kak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf, steel_arch_2015.pdf.
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Глава3.Какнайтиработу
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу быть фирменный бланк. Не нужно печатать его в 18 цветов и делать фольгирование. Достаточно простого черно-белого документа — однако придется очень постараться, чтобы он был привлекательным с визуальной точки зрения и функциональным с профессиональной. Фирменные бланки — неотъемлемая часть графического дизайна. Вы не графический дизайнер, пока не разработали хороший фирменный бланк, а популярность электронной почты не снизила значимость обычных писем.
Выбрав студию, выясните, кто занимается кадровыми вопросами. Часто информация об этом есть на сайте, а если нет — позвоните и узнайте имя и фамилию человека, которому можно написать (и уточните, как они правильно пишутся). Если звоните по телефону, то не лишним будет напомнить, какой важный человек секретарь компании. Зачастую он выполняет функции администратора, и, как правило, это влиятельная фи- гура с отточенной интуицией в отношении того, кого допускать к сотрудникам и руководству. Вежливое обращение к секретарю себя оправдывает (имеет смысл быть вежливым всегда и со всеми), особенно если это секретарь дизайнерской компании, у которого хорошо развито чутье на то, кто подходит, а кто — нет.
Итак, вы узнали, как зовут человека, ответственного за наем. Теперь нужно хорошее письмо. Правила просты. Пусть письмо будет коротким (одна страница). Оно должно быть грамотным и написанным по существу. Укажите, кто вы, чем занимаетесь и чего хотите. Ничего больше. Хотя есть еще кое-что: строчка-другая тонкой лести. Напишите, что знакомы с великолепной работой студии X для клиента Y, что нашли ее очень вдохновляющей. Не надо захваливать, хотя дизайнеры тщеславны и отреагируют на сдержанную, но заслуженную похвалу, как собака Павлова. Просто покажите, что хоть от- части знакомы с деятельностью компании, в которую хотите трудоустроиться.
Если в данный момент компании никто не требуется (что весьма вероятно), работодателю легко отделаться от вас фразой:
«Извините, вакансий нет». Поэтому всегда имеет смысл просить не о работе, а о собеседовании. В просьбе о собеседовании отказать не так просто, большинство дизайнеров — это симпа- тичные отзывчивые люди, которые проделали тот же путь, что и вы, и если их немного поупрашивать, они согласятся взглянуть на портфолио. Используйте природную доброту дизайнеров.
Приложите несколько примеров своих работ. Если вы веб-дизайнер, занимаетесь кино и видео или мультимедиа, вам

57
Обращениевнезависимуюстудиюдизайна
Адриан Шонесси захочется послать диск. Постарайтесь подавить такое желание.
Вместо этого вложите несколько листов формата А4 с фото- графиями или образцами ваших работ, расположите их точно и аккуратно. Загруженным работой дизайнерам (надо думать, загружены все сотрудники студии, иначе они не стали бы на- нимать новых людей) некогда смотреть диски, на это уходит слишком много времени. Лучше дать им что-то, на что они смогут отреагировать сразу и что побудит их пригласить вас на собеседование. Если они согласятся с вами встретиться, тогда вы и покажете диски. Допустимо также прислать электронное письмо со ссылкой на сайт.
Если вы ищете работу, когда дизайн переживает период экономического застоя (подобное случается примерно каждые
10 лет, по моему опыту), вам, возможно, придется написать так много писем и зря сходить на столько собеседований, что вы начнете сомневаться в том, что выбрали подходящую профес- сию. Однако настойчивость, упрямство и нахальство принесут свои плоды.
9
Худшее, что может с вами случиться, — вы впадете в уны- ние. Когда поиски работы не увенчиваются успехом, нужно срочно что-то менять. Поищите способы улучшить свою пре- зентацию. Попробуйте переписать письмо и возьмите другие примеры работ. Если на них нет отклика, возможно, они не такие сильные или впечатляющие, как вам казалось. Вероятно также, что вы обращаетесь не к тем людям, так что пересмотрите список потенциальных работодателей. Пересмотр и здравая самооцен- ка — ключ к становлению хорошего дизайнера.
Также имеет смысл подумать, что может привлечь к вам внимание потенциальных работодателей. В 60-е годы прошлого века прекрасный итальянский дизайнер Джермано Фасетти по просьбе друга декорировал потолок книжного магазина в Лон- доне. Его работу увидел основатель Penguin Books Аллен Лейн и предложил Фасетти заняться обновлением дизайна книжных серий издательства — и это прославило его. Полагаю, вы не захотите прибегнуть к уловке, на которую пошел один дизайнер, отправивший ящик с живой саранчой творческому директору хорошо известного британского рекламного агентства (так он надеялся обратить на себя внимание). Творческий директор пригласил молодое дарование на собеседование, в ходе кото- рого показал себя большим любителем животных и отругал незадачливого соискателя за жестокое обращение с живыми существами.
9
 Несоветуюявлятьсявстудию
безприглашения.Правда,
однаждыкнампришел
начинающийдизайнер
ипотребовалвстречисомной.
Ябылвпечатленегонаглостью,
согласилсяипоитогам
собеседованияпредложил
емуработу—ноонбыл
изразрядагениев.

58
Глава3.Какнайтиработу
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу
Собеседование
Если контакт был установлен правильно, вскоре последует приглашение на собеседование. Каждое такое приглашение считайте победой. Подумайте, чего вы достигли: вы убедили занятого творческого директора, старшего дизайнера или главу студии отложить свои занятия и уделить вам время и внимание.
Поздравляю! Вы должны быть удовлетворены.
На собеседовании ваши личные характеристик подвергнут- ся столь же тщательному анализу, что и ваши работы. Манера поведения важна не меньше работ, которые вы показываете.
Прежде всего придите вовремя, будьте дружелюбны, предупреди- тельны и тактичны. Прошу прощения, если сообщаю очевидные для вас вещи, но я видел множество кандидатов, которые не придавали этим деталям ни малейшего значения. Не думайте, что у вас в запасе целая вечность. Потенциальный работодатель, возможно, сам скажет, сколько времени у него есть, но в любом случае ваша презентация не должна отнять у него более 15 минут
(включая вводные фразы, восхищение стильным сайтом студии и проспектом, что вы взяли в приемной).
Сейчас я скажу нечто настолько очевидное, что вам за- хочется захлопнуть книгу. Не делайте этого. Даже если все нижеследующее не про вас, передайте информацию другим, потому что таких «грешников» много. Я точно знаю, я провел десятки собеседований с дизайнерами, повинными в страшном
«грехе». О чем я говорю? Они плюнули в лицо интервьюера?
Сказали ему какую-то непристойность? Нет, хуже. Я говорю о ди- зайнерах, которые приходили ко мне, чтобы показать портфолио самим себе. Раньше я относился к этому спокойно. Дизайнер садился напротив и демонстрировал мне половину портфолио, а сам принимался разглядывать вторую половину. Я ничего не говорил и крутил головой. Сейчас я голосом строгого учителя спрашиваю: «Извините, кому вы показываете свое портфолио?»
Мое замечание, как правило, вызывает замешательство, и только когда я беру портфолио и разворачиваю его к себе, до соискателя начинает медленно доходить. Так что вот вам правило: показывая портфолио, разворачивайте его перед тем, кто проводит собесе- дование. Это же относится и к ноутбуку — поставьте его прямо перед интервьюером (здесь будет весьма уместным присесть, чтобы управлять презентацией). Я сказал, что это просто, но вы не представляете себе, сколько дизайнеров не заботятся о том, видит ли их работу человек, которому они ее показывают.
10
10
 Вскорепослетогокак
янаписалэтислова,уменя
былалекцияводном
изкрупныхбританских
дизайнерскихколледжей.
Нанейяподчеркнул,
чтоначинающиедизайнеры
частопоказываютпортфолио
«самимсебе».Одинили
двастудентанедоверчиво
засмеялись.Позднеевтот
жеденьяпровелсерию
семинаровсчетырьмяили
пятьюгруппамистудентов.
Большинствоизнихкорпели
надпроектомместной
радиостанции,иясогласился
оценитьто,чтоужебыло
сделанонатотмомент.Первая
жестуденткаположилаработу
прямопередсобойтак,что
большениктонемогничего
разглядеть.Яуказалейнаэто
исказал,чторадееошибке,
посколькуужезасомневался
всвоейправоте.

59
Собеседование
Адриан Шонесси
Проводить такое собеседование — все равно, что прийти на концерт и обнаружить, что твое место за колонной. Первый закон презентации гласит: дайте интервьюеру увидеть работу.
Говорите о своих работах сдержанно. Избегайте ненужных подробностей и не лишайте собеседника возможности задавать вопросы. Если у него нет вопросов, значит, он, скорее всего, не заинтересовался вашими работами. Следите за колебаниями в атмосфере: если собеседник стал невнимательным и отвлека- ется, значит, испытание вы не выдержали. Ваши работы либо вы сами не увлекли его, так что нужно сменить подход. Наиболее вероятная причина — вы выдаете слишком много информации.
Ваш собеседник в состоянии оценить работы и без пространных объяснений, поэтому сопровождайте визуальный материал толь- ко необходимыми сведениями. Не медлите, но и не торопитесь, позвольте собеседнику самому определить скорость. Покажите, что вы увлечены и горды своей работой, что вам небезразлично все, что вы делаете, но дайте также понять, что вы несамодо- вольны и намерены развиваться.
Продемонстрировав свое портфолио, дождитесь коммен- тариев. Если повезет, вы услышите вердикт незамедлительно.
Даже если он не в вашу пользу, информация будет ценной, так что используйте ее для работы над ошибками и подготовки к следующему собеседованию.
Если портфолио произвело фурор и интервьюер заинте- ресовался вами, за этим, вероятно, последует вопрос, на какой оклад вы рассчитываете. Будьте осторожны: этот вопрос может означать, что в студии нет четкой зарплатной политики. Не дайте себя обмануть. Скажите, что вам должно хватать на жизнь и что вы открыты для разумных предложений, этим и ограничьтесь.
В большинстве студий знают, что они могут себе позволить, но надеются заполучить вас подешевле.
Если вам тут же предложили работу — такое случается, — попросите письменное подтверждение (в хорошей студии его вам предоставят в любом случае ). Теперь можете идти и праздновать.
Более вероятное развитие событий: интервьюер скажет вам
«оставаться на связи». Это хороший знак. Он свидетельствует о том, что вы произвели впечатление, и, что еще важнее, у вас появляется контактное лицо, человек, с которым вы имеете полное право связаться еще раз через несколько месяцев. После десятка хороших собеседований вы, может быть, и не получите предложения о работе, зато соберете отличный список контак- тов. Каждый, с кем вы встречаетесь, — потенциальный контакт.

60
Глава3.Какнайтиработу
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу
Послесобеседования
По завершении любого собеседования необходимо оставить что-то как напоминание о себе. В идеале что-нибудь маленькое и интересное, что легко сохранить. Подойдет открытка с кон- тактными данными, прикрепленная к листу бумаги формата А4 с двумя-тремя вашими лучшими работами. Или можете рискнуть и сделать что-нибудь необычное — изготовить вручную буклет, например. Как-то раз я собеседовал с начинающим дизайне- ром и, уходя, он вручил мне плакат формата А3, испещренный графиками и символами. Это была сложная схема, в которой отразились его попытки найти работу, там были указаны абсо- лютно все дизайнеры, с которыми он общался, и студии, куда он обращался (в том числе и несколько известных). На плакате цитировались телефонные переговоры и электронные письма
(одно из них от меня), лишь некоторые из них выставляли от- правителя в хорошем свете. Я был впечатлен смелостью этого дизайнера и его усердием, но все же меня слегка уязвило при- сутствие на плакате моего письма. Соискатель не получил работу, но это не значит, что он не был хорош.
Следующая важнейшая задача — самопродвижение в све- жеобретенной сети контактов. Не надо слишком усердствовать: трудозатраты должны быть небольшими, но эффективными.
Лучше всего подходят электронные и обычные письма — хотя телефонные звонки тоже могут сработать, поскольку адресат знает вас и согласится поговорить с вами охотнее, чем раньше.
Тут-то вы и убедитесь, как важно поддерживать хорошие отно- шения с секретарями. Только не надо надоедать. Балансируйте на тонкой грани между надоедливостью и информированием потенциальных работодателей о ваших успехах.
Отнеситесь к этому как к разработке собственной ре- кламной продукции. Пусть это будет нечто привлекательное и смелое, пусть будет заметен ваш прогресс. Возможно, при- дется специально выдумывать проекты: займитесь дизайном фирменных бланков для друзей или уже существующих сайтов, или инди-групп, делайте все, чтобы постоянно практиковаться и пополнять свое портфолио.
Портфолио
Ваше портфолио — это ваша витрина. Распечатано ли оно на бумаге или вы показываете его на ноутбуке, всегда действует

61
Портфолио
Адриан Шонесси одно правило: оно должно быть как можно более привлекатель- ным и броским. Продвигайте себя. Не думайте: «О, вот это их устроит». Не устроит. После личных качеств портфолио — это второй ценный фактор, который поможет вам найти работу.
Идеальный объем портфолио — восемь–десять ваших самых интересных работ. Если их будет больше, вы рискуете затянуть собеседование. Избегайте повторений, если у вас два похожих проекта, проявите твердость и покажите только один.
В идеале работы должны быть распечатаны на струйном цветном принтере — так дешевле, и так вы сможете часто вносить кор- рективы в портфолио. Распечатки должны быть самого высокого качества. Пусть это будут отдельные листы, которые собеседник сможет взять в руки и просмотреть в любом порядке. Отдельные ламинированные листы предпочтительнее листов, скрепленных скоросшивателем (вынимать и опять складывать — лишние действия)
11
. Каждая страница — это мини-портфолио. Можно показывать как законченные работы, так и стадии разработки.
Я бы не рекомендовал использовать формат, больший, чем А2.
В огромных портфолио есть что-то отталкивающее, да и опасны они для здоровья в ветреный день.
На листах портфолио должны присутствовать одинако- вые элементы оформления. Задайте сетку и сориентируйте по ней каждый из образцов. Это может оказаться сложным из-за разноплановости проектов (двумерных и трехмерных), но стоит попытаться, поскольку то, как вы представляете свои работы, важно не меньше самих работ. Гармонично оформленное порт- фолио получит больше баллов, чем портфолио без структуры и взаимосвязей, да и смотреть его приятнее.
Дизайнеры, имеющие дело с полиграфией, конечно, захотят показать законченные образцы — книги, проспекты, фирменные бланки. Сразу передайте все интервьюеру, не надо восторженно перебирать их, как будто вы видите их в первый раз, — а люди так и поступают, я вам точно говорю.
Не стоит показывать наброски. Искушенным работода- телям они все кажутся одинаковыми. Это как если бы новоис- печенные родители демонстрировали всем фото младенца: им фотографии кажутся восхитительными, чего не скажешь о тех, кто не связан с ребенком семейными узами. Однако я уверен, что кто-то из работодателей охотно рассматривает наброски, и если у вас есть те, которыми вы особенно гордитесь, — принесите, но советую достать их, только если вас попросят. Рабочие рисунки полезнее. Многие дизайнеры придают им большое значение, но
11
 Одинмойдруг,тоже
дизайнер,недавносказал,
чтонесталбырассматривать
дизайнера—дажеочень
талантливого—каквероятного
кандидатанавакантноеместо
всвоейстудии,еслибытот
принеспортфолиовпапке-
скоросшивателе.«Скорее
возьмукого-нибудьсхвостом
ирогами»,—добавилон.

62
Глава3.Какнайтиработу
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу прикладывать их к каждой работе необязательно. Двух или трех вполне хватит, и только в том случае, если они иллюстрируют, как развивалась ваша идея.
В чем принести работы? Сумку и коробку легко открыть, легко извлечь их содержимое, которое надежно защищено от износа, пока вы ходите по собеседованиям. Соблюдайте чистоту. Портфолио не должно выглядеть так, будто хранится в сыром подвале. Никто из работодателей не рассчитывает увидеть стильный чемодан от Филиппа Старка, но оригинальная папка или портфель добавят вам несколько очков. Помните, ваш потенциальный работодатель, возможно, годами лицезрит одинаковые тонкие черные портфели, так что неброская сумка с хорошим дизайном внесет свежую нотку.
И последнее: пометьте как-нибудь портфолио, чтобы оно мгновенно было готово к просмотру. Нередко портфолио открывают вверх ногами и приходится ждать, пока его перевер- нут. Это нюанс, но ваш успех может зависеть от таких нюансов.
Позднее мы вернемся к теме портфолио, когда затронем вопрос портфолио студий (там другой подход).
Чегонасамомделехотятработодатели
Спросите об этом у сотни работодателей, и получите сотню раз- личных ответов, однако я догадываюсь, что они ищут кого-то, с кем смогут поладить. В замкнутом и психологически небе- зопасном пространстве студии мы должны ладить с теми, кто работает рядом. Помните об этом, отправляясь на собеседование.
Подумайте, как вы убедите потенциального работодателя, что готовы много трудиться, легко приспосабливаетесь и хорошо ладите с окружающими. Нет нужды разглагольствовать о своем таланте — опытный дизайнер в состоянии оценить вашу проф- пригодность уже через несколько секунд просмотра портфолио.
Вас самого оценить сложнее, так что лучше помогите, подчер- кните, что не возражаете против муторных заданий, что будете рады ассистировать старшим дизайнерам, выкажите готовность принять обычаи студии, покажите, что уже кое-что знаете о ее работе, и, самое главное, верьте в себя и в свои работы.
Учитесь получать удовольствие от собеседований. Смотри- те на них как на бесценную возможность изучить мыслительные и рабочие процессы в дизайнерской сфере, как на возможность получить профессиональную оценку своих работ, как на способы оценить собственное развитие. Не бойтесь попросить честной

63
Адриан Шонесси
Заключение
оценки ваших работ, и если полученные комментарии кажутся обоснованными и стоящими, действуйте согласно им.
В будущем, возможно, вы сами будете проводить со- беседования с дизайнерами и посмотрите на это тяжелое ис- пытание с другой стороны. Возможно также, что вам придется столкнуться с дизайнерами, с которыми вы когда-то собесе- довали. Недавно меня представили Фреду Дикину, партнеру лондонской студии Airside и участнику группы Lemon Jelly. Он сказал, что много лет назад я проводил с ним собеседование.
Я напрягся и не вспомнил ту встречу (что говорит не в пользу моих способностей находить таланты). Я спросил, хорошо ли прошло собеседование. «Да, — ответил он. — Вы очень по- могли». Я вздохнул с облегчением.
Обращениевстудиюприорганизации
Все вышесказанное применимо и к поиску работы при предпри- ятии и организации, располагающих собственной студией, за одним возможным исключением — с вами будет собеседовать, скорее всего, не дизайнер, а, например, менеджер по маркетингу, менеджер по связям с общественностью или директор компании.
Когда собеседование проводит не дизайнер, нужен несколько иной подход. У вашего визави, безусловно, будут какие-то зна- ния о дизайне, но его интерес узконаправлен и связан только с компанией. Вам придется делать скидку на это и изъясняться более простым языком, избегая профессиональных терминов.
Не нужно идти на компромиссы, просто помните, что ваш со- беседник не является дизайнером.
Заключение
Для маленькой студии наем выпускника — или младшего дизайнера — рискованное дело. Попробуйте оценить свою профпригодность с позиции работодателя. Для него основной риск — финансовый, даже небольшой оклад может поставить студию в затруднительное положение. Могут быть и другие соображения. Сколько времени придется уделять новому со- труднику? Вольется ли он в коллектив? Но главное — как скоро вчерашний выпускник станет эффективной трудовой единицей? По моим представлениям, на это уходит от полугода до полутора лет, то есть довольно много времени, по меркам некрупного бизнеса.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов


связь с админом