Главная страница
qrcode

Как_стать_дизайнером не продав душу дьяволу. Зрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть


НазваниеЗрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть
АнкорКак стать дизайнером не продав душу дьяволу.pdf
Дата26.10.2017
Размер8.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44615
страница7 из 23
Каталогtatianarichy

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Esquire_UK_-_June_2016.pdf, Kak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf, steel_arch_2015.pdf.
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   23
Глава4 
Фрилансилисозданиесвоейстудии
Фриланс/Фриланс:заипротив/Ктообращается
кфрилансерам/Созданиестудии/Партнерство/Хорошие
иплохиебизнесмены/Составлениебизнес-плана/
Профессиональныеконсультантыислужбы/Запуск/
Поискпомещения/Выборназвания/Айдентика
Сравнение профессиональной деятельности в качестве фрилансера и создания своей студии, или За и против свободного плавания и работы в коллективе

65
Адриан Шонесси
Фрилансилисозданиесвоейстудии
Раньше фриланс и основание своей студии были прерогативой исключительно закаленных в боях дизайнеров с десятилетиями опыта за плечами и хотя бы парой седых волос. Все изменилось.
Сегодня для молодых дизайнеров и выпускников начинать с фриланса, добывая клиентов где только можно или формируя студии, коллективы и партнерства, — это нормально. Вне вся- ких сомнений, наличие хоть какого-то опыта поможет в любом случае, но есть кое-что, что ускоряет дело: 1) огромное количе- ство выпускников школ дизайна по всему миру и 2) растущее количество возможностей для дизайнеров.
Некоторые эксперты бьют тревогу: дипломированных дизайнеров становится слишком много, а ряд возможностей для их самореализации будет сокращаться, а не увеличиваться.
Я твердо уверен, что они ошибаются. Несмотря на растущее количество выпускников школ дизайна по всему миру, возмож- ностей в смежных с коммуникациями и дизайном сферах тоже становится больше — просто они разительно отличаются от «ста- рых» возможностей. Кроме того, нынешняя порода выпускников хорошо подготовлена к жизни. Знание основных программных пакетов, например, позволяет каждому найти работу, начать бизнес или заняться интернет-деятельностью — коммерческой или культурной.
Мы дошли до точки, когда способность спроектировать и создать простой сайт так же важна, как умение водить ав- томобиль. Когда я недавно собеседовал с группой студентов одной из ведущих лондонских дизайнерских школ, только один из них намеревался работать в традиционном коммерческом графическом дизайне. Все остальные (восемь-девять человек) хотели быть кураторами в музеях и галереях, заниматься адми- нистративной стороной дизайна, исследованиями и связанной с дизайном предпринимательской деятельностью.
Следует обратить внимание еще вот на что: идея одной профессии на всю жизнь исчерпала себя. В этом нестабильном мире завтра нам всем придется научиться находить работу вез- де, где можно, менять род занятий по необходимости и быть постоянно открытыми любым возможностям и всему новому.
Базовое дизайнерское образование и навыки работы с про- граммными средствами формируют основу для успеха в этом новом прекрасном мире.
Я не питаю иллюзий по поводу препятствий и трудностей, ожидающих фрилансера и организатора студии. Они есть всегда.
Но призывающие быть осторожными люди не могут понять, что

66
Глава4.Фрилансилисозданиесвоейстудии
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу для многих выпускников и начинающих дизайнеров карьера — это нечто большее, чем просто способ заработать себе на жизнь.
Дизайн стал очень популярной профессиональной сферой, параллельные этому процессы — стремление к автономии, к про- явлению авторского начала и растущая потребность направить дизайн на общественное благо. Все это побуждает независимо мыслящих дизайнеров брать быка за рога, невзирая на мизерное вознаграждение и немаленькие трудности.
Итак, ввиду вышесказанного давайте разберемся, что значит быть фрилансером в сфере дизайна или как основать свою студию. Это нелегко, но таково все, за что стоит браться.
Фриланс
На сайте Министерства труда США в разделе «Справочник востребованных профессий» (Occupational Outlook Handbook,
2008–2009 Edition) отмечается, что в 2006 году в стране труди- лись около 261 тысяч графических дизайнеров и около 25% из них работали на себя. Касательно фриланса сказано следующее:
«Поскольку потребительские вкусы меняются быстро, дизайнеры должны обладать широким кругозором, быть открытыми для новых идей и влияний и быстро реагировать на смену тенденций.
Способность быть независимым и уметь работать в стрессовых обстоятельствах — одинаково важные качества. В этой сфере необходима самодисциплина, чтобы управлять своими проек- тами, планировать время, соблюдать сроки и производственные планы. Не менее значима способность вести бизнес и торговлю, особенно это касается тех, кто предпочитает фриланс или руко- водит своей фирмой».
1
Итак, и тому есть официальное подтверждение, мир ди- зайна — мир жесткой конкуренции. Зачем же усложнять себе жизнь еще больше и выбирать работу на себя, с ее рисками и неопределенностью? По моему опыту, фриланс подходит двум типам дизайнеров. Первый — это продуктивные индивиды со специализированными навыками: боги Photoshop, опытные полиграфисты, знатоки After Effects или флеш-анимации. Такой труд прилично оплачивается, и дизайнер знает, что по заверше- нии проекта он свободен и может взяться за другой или неделю повалять дурака дома. Сначала приходится потрудиться, чтобы обеспечить постоянный поток заказов, но со временем форми- руется клиентская база, приносящая регулярный доход.
1
 bls.gov/ooh/

67
Фриланс
Адриан Шонесси
Для второго типа лучше подходят слова «творческий одиночка». Это индивиды с ярко выраженным собственным взглядом на вещи, работать в коллективе им некомфортно.
Часто они не идут на компромиссы в том, что касается их проектов. Норвежский дизайнер Ким Хьортой олицетворяет лучшие качества независимо мыслящего фрилансера. Он работает в одиночку: «Я всегда так делал и мне так удобно».
В электронной переписке я попросил его перечислить пре- имущества и недостатки такой карьеры. «Я легко меняю вещи целиком, — утверждает он, — и часто в самом конце работы.
Мне не нужно это никому объяснять и аргументировать свое решение. Думаю, это преимущество. Знаю, что это точно так же может быть воспринято и как недостаток, но до сих пор я чувствовал, что это к лучшему».
Если вы все сделаете как надо, — если вы психологически готовы к такой жизни, — фриланс может стать правильным выбором, как с творческой, так и с финансовой точки зрения.
Если у вас хорошие клиенты, они четко и вовремя оплачивают ваши услуги, то финансовые преимущества работы на себя ощутимы. Специалисты по финансовым и налоговым вопросам скажут, что это самая благоприятная ситуация: при тщательном планировании и разумном управлении вы можете максимизи- ровать выгоды.
Не исключено, что у вас получится работать дома — в гараже
2
, лофте или свободной комнате. Но это подходит не всем, и многим людям перспектива провести дома целый день кажется малопривлекательной. С чисто практической точки зрения работа в одиночестве означает, что когда у вас возникнет затруднение, — а с трудностями сталкиваются все, — вы не смо- жете подойти к соседнему столу и получить незамедлительный ответ. Придется потратить часы на чтение мануала — на занятие, которое убивает волю к жизни. Но в других отношениях работа дома довольно соблазнительна: не нужно платить за аренду по- мещения и каждый день ездить на работу. Подумайте, не будет ли очевидно домашний адрес смотреться дешево и как-то даже некорректно? Более перспективная альтернатива работе дома — это аренда студии вместе с другими дизайнерами-фрилансерами, близкими вам по духу. Так вы сохраните творческий и финан- совый контроль над своей жизнью и в то же время сможете обмениваться идеями и ресурсами.
2
 ВинтервьюжурналуEye
(лето2000г.)дизайнер
ЛоррейнУайлдрассказала
опреимуществахработы
вгараже:«Вгаражеработается
хорошоипродуктивно.И,будто
родителиноворожденного,здесь
яопытнымпутемоцениваю,
чтогодитсядлямоихработ,
ачто—нет.Этокакантиофис,
этонежеланиецеликом
посвящатьсебяподдержанию
современныхкорпоративных
стандартовдизайнерской
продукции.Пространство
устроенотак,какудобномне.
Возможно,этосвязаностем,
чтоявырославДетройте,
гдегаражичастостановятся
местомдлятворчества(будьто
автомобилиилимузыка),или
свлияниеммоегоучителяПола
Рэнда,годамиработавшегона
своейкухне».

68
Глава4.Фрилансилисозданиесвоейстудии
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу
Фриланс:заипротив
Будьте готовы самостоятельно отвечать за финансовую ситуа- цию — платить налоги, выставлять счета, контролировать раз- ницу доходов и расходов, выбивать долги и вести дела с банком.
В книге The Professional Practice of Design Дороти Гослетт замеча- ет: «Многие дизайнеры хоть и признают необходимость ведения бухгалтерии и учета финансов, считают это скучным занятием и всегда откладывают утомительную рутинную работу на потом, если появляется что-то более интересное. Но хороший дизайн —
+ хорошее управление = хорошие доходы». Уравнение Гослетт
(впервые написанное в 1960 году) может лишить энтузиазма некоторых дизайнеров, но это неопровержимая правда. Широко признан факт, что дизайнеры плохо ведут дела. Зачастую так оно и есть, но это не аксиома. Можно научиться хорошо вести бухгалтерию, все дело в привычке.
Когда вы сами по себе, найти работу непросто. Друг- типограф однажды сказал мне, что начинать поиски работы, когда ты в ней нуждаешься, поздно. То есть искать заказы нужно, даже когда вам есть чем заняться. Легко сказать и легко сделать, если вы работаете в крупной студии с большим штатом, но если вы сами по себе, это превращается в тяжелую обязанность.
Гослетт пишет: «Это [поиск клиентов] станет главной задачей всей вашей карьеры как фрилансера: нужно найти клиентов, не только чтобы раскрутиться, но и чтобы оставаться на плаву. Эта борьба более или менее непрерывно продолжится до вашего вы- хода на пенсию и никогда не позволит вам почивать на лаврах».
Достаточно ли вы дисциплинированы для того, чтобы работать самостоятельно? В большинстве студий царит здоро- вый дух общей заражающей энтузиазмом деятельности — вы просто не сможете сидеть и ничего не делать, если все вокруг работают как проклятые. Иная ситуация, когда вы остаетесь на- едине с собой. Нужно быть более дисциплинированным. Нужно планировать. Нужно противостоять холодильнику и телевизору
(вообще-то, если телевизор может увлечь вас надолго, вам лучше подумать о смене профессии). Каждый день выходить из дома на работу и быть среди других — неплохо для творчества: уличные плакаты, архитектура, любимые магазины, лица в тол- пе, галереи, книжные магазины, походы в кафе за сэндвичами в обеденный перерыв — все это активирует восприимчивость дизайнера. Даже уродливые вещи — рекламный щит с плохим дизайном или низкопробные журналы — могут придать нашим мыслям направление. Если убрать все это, мы только потеряем.

69
Ктообращаетсякфрилансерам
Адриан Шонесси
Чтобы начать, нужно немногое, но придется купить про- граммное обеспечение, мебель и расходные материалы. Все это может потребовать финансового планирования, а значит, и помощи. Вам придется научиться оценивать стоимость проекта и назначать цену. Практические аспекты работы мы рассмотрим в разделе о ведении дел в студии. Наконец, постоянная проблема задержки платежей. Мало кто мучается совестью, заставляя дизайнера ждать оплаты. Это сокращает приток средств, мотает нервы и является причиной большинства не связанных с твор- чеством проблем независимого дизайнера. Трата времени на выбивание долгов — важная, хотя и безрадостная, часть жизни фрилансера.
3
Ктообращаетсякфрилансерам
Сотрудничество с фрилансерами привлекает клиентов по тем же причинам, что и работа со студиями или дизайнерскими компаниями:
1
Творческие причины. Делает ли этот человек то, что мне
надо?
2
Личные причины. Полажу ли я с этим человеком?
3
Финансовые причины. Действительно ли нанять этого
человека выгоднее, чем обращаться в студию?
В глазах многих клиентов фрилансер — это более деше- вый вариант, чем студия с ее расценками. Как фрилансер вы можете обратить это мнение себе на пользу, подчеркнув, что вы предлагаете то же, что и студия, но по более низкой цене.
Однако это может обернуться и против вас: некоторые клиенты предпочтут фрилансеру студию с рядом специалистов, пусть это и обойдется дороже.
Для того чтобы стать фрилансером, нужна смелость. Без нее начальный период на этом поприще, пока вы будете изучать основы бизнеса, окажется труднореализуемой и непосильной задачей. Во многом это похоже на открытие компании — един- ственное отличие в том, что и директор, и старший дизайнер, и младший дизайнер, и администратор — все это вы. Как мы увидим в следующем разделе, одно из огромных преимуществ компании — то, что вы являетесь частью группы. Пока у группы общие цели, у нее есть и комфорт и энергия, что характерно для
3
 Считается,чтовсовременном
бизнесебезагрессиине
обойтись.Еслиоплата
запаздывает,предполагается,
чтовынакинетесьнакого-
нибудьскриком.Ясоветую
действоватьотобратного.
Будьтесзаказчикамипредельно
вежливы,заведитедружбусих
финансовымиотделами—они
редкосостоятиззлодеев.
Получивпопочтечек,позвоните
ипоблагодарите.Дизайнеры
любят,когдаихработыхвалят,
тожеисбухгалтерами.

70
Глава4.Фрилансилисозданиесвоейстудии
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу коллективной работы. Фрилансер по другую сторону баррикад, он играет в одиночном разряде и ему требуется запас личной прочности и уверенности в своих силах, в отличие от члена груп- пы. Просто убедитесь, что вы достаточно сильны и выдержите давление.
Созданиестудии
Всегда думал, что нет ничего лучше, чем трудиться в эффектив- ной дизайнерской студии. Уверен, что то же говорят и о других рабочих местах в других сферах, но есть какое-то уникальное удовлетворение от работы в группе, производящей продукцию, на авторство которой каждый из участников группы может предъ- явить полное, совместное или частичное право. Это продукция эстетической, деловой или социальной направленности, неважно, какой именно, ведь пока сотрудники вовлечены в деятельность студии, у них есть возможность привнести свой вклад и полу- чить признание.
Авторство — индивидуальное и коллективное — ключ к успеху студии. Удовлетворение, которое дает «авторство», — одно из необходимых условий современной жизни. Многие компании и предприятия лишают своих сотрудников этого: составляют должностные инструкции, диктующие поведение и отношение. Кого-то это устраивает, а для кого-то становится проклятием. Хорошая студия дизайна держится на убеждении, что мы хотим создавать значимые и творческие вещи, на ко- торые можем предъявить индивидуальные или совместные авторские права. В постиндустриальном мире мы предпочитаем использовать наш мозг, а не мускулы, мы предпочитаем ис- точать идеи, а не пот. Помимо прочего, работа в студии — это род коллективной деятельности, и в лучших студиях все ее со- трудники равны, а такое единство усилий и устремлений редко встретишь где-либо еще.
Возможно, звучит чересчур идеалистично. В реальности большинство дизайнерских студий — это постоянный стресс, изнурительная работа, многие часы, проведенные вне дома, а также краткие моменты умеренной эйфории от результата творческого труда. Если взглянуть с этой стороны, то непонятно, как вообще можно захотеть основать студию дизайна и работать в ней. Однако число открывающих такие студии дизайнеров постоянно растет. Характерен пример студии Bibliothèque, ко- торой принадлежит дизайн этой книги: «Bibliothèque появилась

71
Партнерство
Адриан Шонесси сама собой, — говорит один из партнеров-основателей Мейсон
Уэллс. — Решение запустить свой бизнес было продиктовано творческими причинами, а не финансовыми. Мы все трое про- работали в других студиях около восьми лет (Джон Джеффри в Farrow, Тим Берд и я — в North), и постепенно стал ощущаться некий застой. Неважно, насколько вы творческий человек, все равно приходится перед кем-то отчитываться, эта общая тоска по поводу нехватки личного контроля явилась катализатором.
Наша тоска преобразовалась в позитивную энергию, и бизнес стал развиваться.
У всех троих, — продолжает он, — были идеи, которые не вписывались в рамки предыдущих мест работы. Сейчас мы обладаем контролем, что дает невероятную свободу. Мы работа- ем каждый по-своему и не должны ни перед кем отчитываться, кроме как перед самими собой. Это гораздо более органичный процесс, позволяющий нам контролировать каждый аспект, каждый шаг на пути к результату. Через год после этого мы были заняты проектами, о которых когда-то не смели и мечтать. Мы собрали превосходную клиентскую базу и достигли финансовой стабильности, превосходящей ту, что была у фирм, на которые мы работали раньше. Что важнее всего, Bibliothèque снова разо- жгла в нас страсть к дизайну».
Дизайнеры основывают студии по многим причинам. На- пример, достигнув возраста, когда внутренний голос велит взять свою творческую и финансовую судьбу в свои руки. Или не желая провести остаток жизни, работая на кого-то еще или думая, что ты способен сделать что-то лучше, нежели твой работодатель.
Толчком может послужить внезапное появление определенного клиента или даже встреча с единомышленником, потенциальным деловым партнером.
Это плавно подводит нас к первому золотому правилу основания студии: найдите партнера или партнеров. Редко кому удается самостоятельно основать студию, возглавить ее и от- вечать за действия группы сотрудников. Такие уникумы, безу- словно, есть, но встречаются они так же часто, как альпинисты, покоряющие Эверест в водолазных костюмах.
Партнерство
Когда вы решите, что вести дело с партнером / партнерами — хо- рошая идея, все, что вам нужно, — найти правильного человека / правильных людей. Необязательно выбирать из числа близких

72
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   23

перейти в каталог файлов


связь с админом