Главная страница
qrcode

курсовая. Основные причины школьной неуспеваемости Направление подготовки 37. 03. 01. Психология, профиль общий Выполнил Студент 3 курса Группа 771


Скачать 251.3 Kb.
НазваниеОсновные причины школьной неуспеваемости Направление подготовки 37. 03. 01. Психология, профиль общий Выполнил Студент 3 курса Группа 771
Дата14.12.2019
Размер251.3 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлакурсовая.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКурсовая
#158319
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
"Ленинградский государственный университет имени АС. Пушкина" Факультет психологии Кафедра психологии развития и образования Курсовая работа По дисциплине "Педагогическая психология" На тему" Основные причины школьной неуспеваемости" Направление подготовки 37.03.01. - Психология, профиль - общий Выполнил Студент 3 курса Группа 771
Орлянский Александр Александрович Научный руководитель Доц, к. псх. н.
Желателев Денис Валерьевич
Санкт-Петербург
2019
2 Содержание
3 Введение Одной из актуальных проблем таких учебных заведений как школа является предупреждение и преодоление школьной неуспеваемости. Такое явление как неуспеваемость детей в образовательных учреждениях также является одной из центральных проблем педагогической психологии и педагогике. Поэтому со стороны как психологов, таки педагогов данной проблеме уделялось особое внимание (АН. Леонтьев, АР. Лурия, МН. Данилов, А. А. Смирнов и другие. Прежде, чем продолжить необходимо сделать краткое уточнение такому понятию как неуспеваемость. Школьную неуспеваемость можно определить как отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, которые предусмотрены учебной программой. Неуспеваемость ребенка в учебе ведет к возникновению у него отвращения к любой учебной работе на фоне постоянного переживания неуспеха, что может проявляться в прогулах, порче учебного инвентаря учебников, тетрадей, дневников. На фоне неуспеваемости также складываются сложные, конфликтные отношения с учителями, что может приводить к появлению некоторых черт характера, например, конфликтность и озлобленность. Давление же, испытываемое со стороны родителей по поводу отсутствий успехов в учебе, лишь усугубляет ситуацию и ведет к дальнейшему изменению личности школьника. Причинами же неуспеваемости учащихся отмечают не только психологические факторы таких как индивидуальные психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза – мыслительных операций, недостаток в потребностно-мотивационной и познавательной сферах, дефекты речи, социальная запущенность, но и факторы, которые носят непсихологический характер педагогическая
4 запущенность, соматическая ослабленность ребенка вследствие длительных заболеваний, а также недостатки зрения и слуха и семейно-бытовые условия. При таком многообразии причин, проблема школьной неуспеваемости является уже не только психологической, педагогической, но также медицинской и социальной. Поэтому в последнее время прилагаются усилия к объединению специалистов различного профиля для повышения успеваемости учащихся Однако, несмотря на то, что проблеме школьной неуспеваемости уделяется достаточно пристальное внимание ученых разных профилей, число учащихся, которые в процессе обучения испытывают трудности, непрерывно растет. Именно этими обусловлена актуальность нашего исследования. Целью исследования является выяснение причин школьной неуспеваемости и рассмотрение ее особенностей у учащихся младших, средних и старших классов. Предмет причины школьной неуспеваемости и ее особенности Объект неуспеваемость детей, обучающихся в школе Задачи Определить взгляды ученых на проблему неуспеваемости Рассмотреть возрастные и психологические особенности учащихся Изучить последствия школьной неуспеваемости обучающихся.
5 Глава 1 1. Понятие неуспеваемость в психолого-педагогической литературе Ситуация, в которой результаты обучения и поведение не соответствуют воспитательными дидактическим требованиям школы, определяется как неуспеваемость. Данное явление имеет признаки, выражающиеся в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, а также слабо владеет такими мыслительными операциями как синтез, анализ, обобщение и другие. Систематическая неуспеваемость учеников ведет к педагогической запущенности, которая является комплексом негативных качеств личности, что противоречат требованиям школы и общества. Такое явление является крайне нежелательными опасным сточки зрения социальной, моральной и экономической, так как педагогически запущенные дети часто пополняют группы риска, бросая школу. Можно заключить, что неуспеваемость — это сложное явление учебно-образовательных учреждений, имеющее множество аспектов, и поэтому требующее разносторонних подходов при его изучении. Неуспеваемость можно определить более точно так это отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за определенное время знаниями, умениями и навыками, которые предусмотрены учебной программой. Неуспеваемость не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться, а обусловлена совокупностью причин, одна из которых является решающей Выявляет и анализирует причины школьной неуспеваемости с первых лет своего существования как науки именно педагогика. Впервые данная проблема была поднята в 17 веке Я. А. Коменским. В его "Великой дидактики" ряд разделов посвящен именно этому вопросу. Он, как и Аристотель, утверждал, что все дети от природы имеют стремление, предрасположение к знанию. Я. А. Коменский оспаривал мнение, предполагающее, что сама трудность вещей приводит к их непониманию, и писал, что до вершин знаний
6 доходят немногие, а те, которое в какой-либо мере приближаться к ним, достигают этого не иначе как с трудом. Он рекомендовал при подходе к детям учитывать различие в их способностях. [16] В качестве же причин неудовлетворительного обучения Я. А.
Коменский называл факторы двоякого происхождения. Факторы, воздействующие извне - с одной стороны, ас другой факторы личностного, физиологического и интеллектуального плана. К первым можно отнести воздействие родителей, учителей, товарищей, а ко вторым нарушения физического здоровья, органические поражения, являющиеся причиной недостатка развития, упрямство, отсутствие способностей и нежелание учиться. То есть причины неуспеваемости школьников заключаются в внешних и внутренних факторах [17] Ю. К. Бабанский и В. С. Цетлин выделили две группы неуспеваемости внешние и внутренние. К числу внешних исследователи отнесли причины социального плана снижение ценности образования в обществе, несовершенство организации учебного процесса, а именно перегрузки, несформированность приемов познавательной деятельности, проблемы в знаниях, неинтересные уроки, преобладание производящей деятельности, отсутствие индивидуального подхода. Также к данной группе относятся отрицательное влияние семьи. Одной же из главных внутренних причин неуспеваемости учеников ученые считали дефекты здоровья школьников, которое вызвано резким ухудшением материального благосостояния их семей. Также Ю. К. Бабанский предложил систему конкретных рекомендаций по выбору эффективных форм и методов предупреждения неуспеваемости на всестороннем изучении причин неудач школьников. [15,17] В. С. Цетлина дает определение неуспеваемости, суть его заключается в несоответствии подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - окончание темы, четверти, полугодия, года. Также В. С. Цетлин говорит о взаимосвязи неуспеваемости с отставанием, а также указывает, что
7 в неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания. Неуспеваемость есть итог процесса отставания. Так многообразные отставания при их непреодолении, разрастаются, переплетаясь друг с другом, образуют в итоге неуспеваемость. Само же отставание В. С. Цетлиной понимается как невыполнение определенных требований или требования, которое (невыполнение) имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который и служит временной рамкой для определения успеваемости. Также в данное понятие включен и процесс накапливания невыполнения требований, в том числе и каждый отдельный случай невыполнения. [18] МА. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения, а именно его противоречиями неуспеваемость возникает в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся итого, что от них требуется нарушается. Поддерживает его точку зрения В. Оконь, так каким определяется понятие неуспеваемость, как нарушение взаимодействия между участниками учебного процесса и внешними условиями. В свою очередь, А. А. Бударный связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения - его противоречиями. Отсюда следует, что в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся итого, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость. А. М. Гельмонт делил неуспевающих учащихся на две группы в связи с разными уровнями усвоения учебного материала. Это неуспевающие ученики, которые не могут уследить заходом объяснения учителя и имеют большие трудности при понимании текста учебника, и неуспевающие учащиеся, которые лишь частично справляются с анализом-синтезом, например, только тогда, когда речь идет о конкретных явлениях и предметах. Объединяет же данные группы нежелание напрягать собственные умственные силы, а также негативное отношение к более сложным формами методам работы. [1] Психологи НА. Менчинская, З. И. Калмыкова, НИ. Мурчковский и В. И. Зыкова выявили зависимость между способностями детей к обучению и
8 школьной успеваемости. Основные же причины неуспеваемости исследователи видели в личностных особенностях обучающихся, а именно неспособности к обобщению, слабой осознанности мыслительной деятельности, инертности, косности, пассивности, подражательности ума и явном несоответствии между уровнями интуитивно-практического и словесно-логического мышления. [15] В. И. Панов, В. П. Лебедева, А. Б. Орлов, В. В. Рубцов, В. И. Дубровина
- современные исследователи, которые раскрыли психодидактический подход к направлениям развития образования, уделив особое внимание учету индивидуальных психологических особенностей школьников при обучении. Основные психологические причины неуспеваемости ученые объединили в две группы недостатки развития мотивационной сферы и недостатки познавательной деятельности детей. [14,15]
1.1 Элементы неуспеваемости Прежде, чем перейти к определению элементов неуспеваемости, необходимо разграничить такие понятия как "отставание" "неуспеваемость. Каждый шаг в процессе обучения основывается на некотором уровне подготовленности детей, который повышается с усвоением новых знаний. Наряду с накоплением подготовленности (знаний, умений, навыков деятельности) накапливаться могут и пробелы, недоработки, недостатки в знаниях и умениях, способности учиться. Суммарная, комплексная неподготовленность учащегося, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения (четверть, полугодие и др, и есть неуспеваемость. [11] Отставание же соотносится с неуспеваемостью и как часть с целыми как момент процесса сего результатом. Отставание как момент, если его не устранить, может превратиться в процесс отставания и привести в конечном итоге к неуспеваемости. Преодолеть же неуспеваемость, то есть запущенные отставания, гораздо труднее, чем устранить отдельное отставание, отдельный элемент неуспеваемости. Следовательно, чтобы предупредить
9 неуспеваемость, важно знать ее элементы. В качестве элементов неуспеваемости могут быть выделены следующие недостатки учебной деятельности школьника
• затруднение в воспроизведении теоретических положений, воспринятых из рассказа учителя или текста учебника, неспособность ответить на вопросы, выделить главное, определить части изложения, оценить правильность рассказа другого учащегося, правильность его ответов на вопросы
• не усвоил понятий в системе, не может воспроизвести формулу, определение понятия, формулировка закона неправильно употребляет термины (не владеет терминологическим аппаратом учебной дисциплины, не замечает допущенных в этом ошибок
• не может применить закон, формулировку для решения задачи нового типа, самостоятельно проанализировать данные, составить план решения задачи, определить, в чем трудность поставленной увидеть проблему, не может сформулировать, какое новое знание получено в результате решения задачи. [11] Данный перечень может быть дополнен признаками слабой сформированности или отсутствия познавательных процессов
избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении сними, неохотно принимается за выполнение сложных заданий и упражнений, решение нетиповых задачи при возможности отдает предпочтение более легкой, привычной задаче
• не стремится к получение новых знаний теоретического характера, не проявляет интереса к научно-популярной, познавательной литературе
• не стремится к совершенствованию собственных умений и навыков, связанных с переработкой теоретического материала
10
• отвлекается в те моменты работы, когда требуется умственное напряжение, а также при объяснении сложного теоретического материала, новой тему, требующих активной умственной деятельности
• не стремится к оценке собственных достижений, равнодушен к своим успехом - неудачам, не испытывает интереса и затрудняется при необходимости оценки качества своей работы. [12] Стоит также отметить следующие специфические особенности слабоуспевающих учеников - существенно меньший запас знаний и представлений об окружающем мире, меньшая общая осведомленность (в сравнении с более успешно обучающимися сверстниками недостаточное знакомство с содержанием входящих в теоретические знания понятиями трудности в высказывании относительно правильности или неправильности предложенных умозаключений невозможность проведения анализа информации и обобщения по предложенным признакам трудности самостоятельного формулирования умозаключения на основе предложенных им простых по содержанию посылок склонность к слепому переносу определенных и привычных способов действия, которые эффективны в одних условиях, нов новых ситуациях не являются адекватны для решения поставленной задачи. [11]
1.2 Виды неуспеваемости В работах А. М. Гельмонта содержится определение видов неуспеваемости. Он выделил три вида неуспеваемости, исходя из количества учебных предметов и устойчивости отставания общее и глубокое отставание
- по многим или всем учебным предметов течение длительного времени частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - как правило, по одному
- трем наиболее сложным предметам, которыми обычно являются иностранный, русский языки и математика неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету. Во всех этих случаях А. М. Гельмонт
11 имеет ввиду фиксированную неуспеваемость, относя к неуспевающим тех учащихся, которые имеют множество неудовлетворительных оценок к концу четверти. [1,7] По мнению же ЮЗ. Гильбуха, неуспеваемость делится на общую и специфическую. Под первой подразумевается стойкое и относительно длительное отставание ученика по основным предметам школьной программы, а именно математике и языку. Неуспеваемость же специфическое затрагивает лишь один из этих предметов при удовлетворительной или хорошей успеваемости по остальным предметам школьного курса.
1.3 Типы неуспеваемости Предложили описал психолого-педагогическую типологию специфического отставания по учебному предмету ЮЗ. Гильбух. Им были описаны три типа отставания по учебному предмету учащиеся с низкой интенсивностью учебной деятельностью, учащиеся с низкой эффективностью учебной деятельности и с сочетанием этих признаков. [1, 5] Для первых характерно следующие поведенческие проявления часто отвлекаются на уроках, невнимательны, нарушают дисциплину. При получении замечаний школьники с таким типом отставания сосредотачиваются лишь на короткий промежуток времени. Учебным занятиям ими уделяется мало времени, отсутствует желание, мотивация заниматься предметом, вследствие того они увиливают от учебной нагрузки. При этому таких школьников уровень умственного развития достаточный, чтобы успешно усваивать материал по предмету. Причинами такого отставания ЮЗ. Гильбух видел в личностных особенностях учащегося - снижение интереса к предмету вследствие пробелов в знаниях, умениях, навыках по предыдущему материалу, а также в обучении недостатки в организации, формах и методах процесса обучения, недостатки в методике работы учителя. Примером может послужить то, что ученик, пропустив большое количество часов по учебному предмету, стал сталкиваться с трудностями при усвоении нового материала. Самостоятельно ученик не
12 справляется с препятствиями, а учитель и родители не предприняли мер помощи, что и привело к снижению интереса к занятиям. [1,7] Для учащихся с низкой эффективностью учебной деятельности по предмету свойственны внимательность и старательность, они также затрачивают много сил на занятия, ноне справляются Внутриличностные причины такого отставания - несформированность умений и навыков учения, недостатки познавательной сферы низкий уровень развития способности к обобщению и рассуждению, ригидность мыслительных процессов, низкий уровень пространственного воображения и восприятия, а также низкий уровень развития специальных способностей. Внеличностными причинами является отсутствие дифференцированного подхода к учащимся. [1,7] В одних случаях низкая эффективность учебной деятельности в области академического знания у школьников обусловлена низким уровнем развития специальных способностей. Причины неразвитости познавательных способностей могут быть обусловлены как внешними факторами, таки нейрофизиологическими. Со временем из-за длительных неудач в учебе, отсутствия систематической работы по преодолению неуспеваемости со стороны учителя, родителей происходит снижение интенсивности учебной деятельности. [1,7] В других случаях низкая эффективность учебной деятельности в академической области обусловлена пробелами знаний, умений, навыков по предыдущему материалу (пропуск по болезни. Мотивация учебной деятельности является внутренней, учебные способности развиты удовлетворительно, носам ученик не может наверстать пробелы в знаниях, умениях и навыках. Третий же тип является объединением признаков первых двух, то есть низкой эффективности и низкой интенсивности учебной деятельности. Сочетание негативных факторов, накрадывающихся друг на друга, приводит к более длительному отставанию, которое сложнее поддается коррекции. [1,7]
  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом