Главная страница

От редакционной коллегии


Скачать 81,67 Mb.
НазваниеОт редакционной коллегии
АнкорVseobschaya_istoria_iskusstv_tom_2_kniga_1_1960.pdf
Дата07.01.2018
Размер81,67 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVseobschaya_istoria_iskusstv_tom_2_kniga_1_1960.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#54906
страница1 из 35
Каталогid40625920

С этим файлом связано 4 файл(ов). Среди них: mrprintables-snake-finger-puppets.pdf, amin.docx, 12_Anatomia_zhivotnykh_i_izobrazhenie_zhivotnykh.pdf, Vseobschaya_istoria_iskusstv_tom_2_kniga_1_1960.pdf.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
Всеобщая история искусств. Том 2, книга первая Академия художеств СССР Институт теории и истории изобразительных искусств Всеобщая история искусств в шести томах Редакционная коллегия Б.В.Веймарн, Б.Р.Виппер, А.А.Губер, М.В.Доброклонский,
Ю.Д.Колпинский, В.Ф.Левинсон-Лессинг, А.А.Сидоров, А.Н.Тихомиров, А.Д.Чегодаев Государственное издательство "Искусство" Москва 1960
Титульный лист Академия художеств СССР Институт теории и истории изобразительных искусств Всеобщая история искусств том второй Искусство средних веков Книга первая Под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского
Государственное издательство "Искусство" Москва 1960 Титульный лист Всеобщая история искусств том II, книга первая Редакторы Р.Б.Климов и И.И.Никонова Оформление художников И.Ф.Рерберга и Е.А.Ганнушкина Художественный редактор В.Д.Карандашов Технический редактор А.А.Сидорова
Корректоры Н.Г.Антокольская и Н.Я.Корнеева Сдано в набор 9/XI 1959 г. Подп.в печ. 11/V г. Формат бумаги 84x108 1/16
Печ.л.64,625(усл.105,99). Уч.-изд.л.96,43 Тираж 70000 экз.А 02761. "Искусство, Москва, И, Цветной бульвар, 25. Изд 13928. Зак.тип.543. Управление полиграфической промышленности Ленсовнархоза Типография № 3 имени Ивана Федорова Ленинград. Звенигородская ул, д Цена 70 руб. С первого января 1961 груб Информация в конце книги
Второй том Всеобщей истории искусств, посвященный искусству средних веков, ввиду обилия материала разделен на две книги. Настоящая, первая книга содержит главы по искусству Византии, Армении и Грузии, южных славян, искусству Древней Руси, Украины и Белоруссии, искусству Западной и Центральной Европы эпохи переселения народов, романскому и готическому искусству Франции, Германии, Австрии, Нидерландов, Англии, Испании, Португалии, Италии, Чехословакии, Польши, Венгрии, Румынии, Скандинавских стран и Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы.
* От редакционной коллегии
* Введение
* Искусство Византии, Армении, Грузии, южных Славян древней Руси, Украины и Белоруссии o Искусство Византии
+ Истоки Византийского искусства искусство Италии, Греции, Передней Азии и Египта в 4-5 веках
+ Византийское искусство 6 века
+ Византийское искусство 7-8 веков
+ Византийское искусство 9 - середины 11 века
+ Византийское искусство середины 11 - начало 13 века
+ Византийское искусство 13-15 веков o Искусство Армении и Грузии
+ Искусство Армении
+ Искусство Грузии o Искусство южных славян
+ Искусство Болгарии
+ Искусство Сербии и Македонии o Искусство Древней Руси, Украины и Белоруссии o Искусство Древней Руси
+ Искусство Киевской Руси
+ Искусство периода феодальной раздробленности 12-13 веков

+ Искусство Новгорода и Пскова в 13-15 веках
+ Искусство Московского княжества 14 - первой половины 15 века
+ Русское искусство во второй половине 15 ив веке
+ Русское искусство 17 века o Украинское искусство 14-17 веков o Искусство Белоруссии 14-17 веков
* Искусство Западной и центральной Европы в эпоху переселения народов и образования варварских королевств o Искусство остготов и лангобардов в Италии и вестготов в Испании o Искусство ирландцев и англосаксов, искусство Скандинавского полуострова o Франкское искусство в период Меровингов o Искусство периода Каролингов
* Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма o Введение
+ Романское искусство
+ Готическое искусство o Искусство Франции
+ Романтическое искусство
+ Готическое искусство o Искусство Германии
+ Романское искусство
+ Готическое искусство o Искусство Австрии o Искусство Нидерландов o Искусство Англии o Искусство Испании o Искусство Португалии o Искусство Италии
+ Искусство Южной Италии

+ Искусство Венеции
+ Искусство Ломбардии
+ Искусство Тосканы o Искусство Чехословакии
+ Романское искусство
+ Готическое искусство o Искусство Польши o Искусство Венгрии o Искусство Румынии o Искусство Скандинавских стран и Финляндии
+ Искусство Дании
+ Искусство Норвегии
+ Искусство Швеции
+ Искусство Финляндии o Искусство Латвии o Искусство Эстонии o Искусство Литвы
* Карты o Карта Византийской империи o Карта Армении и Грузии o Карта Болгарии, Сербии, Македонии o Карта Руси, Украины, Белоруссии o Карта Западной и центральной Европы в эпоху переселения народов и образования варварских королевств o Карта Франции o Карта Германии и Австрии o Карта Нидерландов o Карта Англии o Карта Испании и Португалии
o Карта Италии o Карта Чехословакии o Карта Польши o Карта Венгрии o Карта Румынии o Карта Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии o Карта Латвии, Литвы, Эстонии От редакционной коллегии Государственное издательство ИСКУССТВО Москва 1960 ВИИ том второй книга первая под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского Академия художеств СССР институт теории и истории изобразительных искусств Второй том Всеобщей истории искусств, посвященный искусству средних веков, ввиду обилия материала разделен на две книги. Настоящая, первая книга содержит главы по искусству Византии, Армении и Грузии, южных славян, искусству Древней Руси, Украины и Белоруссии, искусству Западной и Центральной Европы эпохи переселения народов, романскому и готическому искусству Франции, Германии, Австрии, Нидерландов, Англии, Испании, Португалии, Италии, Чехословакии, Польши, Венгрии, Румынии, Скандинавских стран и Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы. Во второй книге второго тома найдет освещение искусство эпохи феодализма на Арабском Востоке, в Азербайджане, Иране, Средней Азии, Афганистане, Турции, Индии, на Цейлоне, в Индонезии, Камбодже, Бирме, Лаосе, Вьетнаме, Таиланде, Непале, Китае, Корее, Монголии, Японии, а также искусство Центральной и Южной Африки, Австралии, Океании и Древней Америки. В каждой из книг второго тома Всеобщей истории искусств текст сопровождается цветными воспроизведениями, 400—450 тоновыми репродукциями с памятников средневекового искусства, а также картами, планами и чертежами. Авторами глав первой книги второго тома являются Введение к искусству средневековья — Ю. Д. Колпинский и Б. В. Веймарн. Искусство Византии — В. М. Полевой. Искусство Армении и Грузии — В. В. Шлеев. Искусство южных славян — А. В. Банк. Искусство Древней Руси — О. И. Сопоцинский. Искусство Украины 14—17 вв.—Л. П. Калиниченко и Ф. С. Уманцев.
Искусство Белоруссии 14—17 вв.— МС. Кацер и В. М. Макаревич. Искусство Западной и Центральной Европы эпохи переселения народов и образования варварских королевств — А. А. Губер, МВ. Доброклонский, ЛЯ. Рейн-гардт. Введение к искусству народов Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма — А. А. Губер, Ю. Д. Колпинский. Искусство Франции — А. А. Губер, МВ. Доброклонский, Ю. Д. Колпинский. Искусство Германии — А. А. Губер, МВ. Доброклонский, ЛЯ. Рейнгардт. Искусство Нидерландов — ЛЯ. Рейнгардт. Искусство Англии — МВ. Доброклонский, Е. В. Норина, Е. И. Ротенберг. Искусство Испании — Т. П. Каптерева, КМ. Малицкая. Искусство Португалии — Т. П. Каптерева, КМ. Малицкая. Искусство Италии — А. А. Губер, В. А. Лебедев. Искусство Чехословакии — Ю. Д. Колпинский. Искусство Польши — В. М. Полевой. Искусство Венгрии — АН. Тихомиров. Искусство Румынии — Г. Опреску (Румынская Народная Республика. Искусство Скандинавских стран и Финляндии — Е. И. Ротенберг. Искусство Латвии — МЛ. Иванов. Искусство Эстонии — И. П. Соломыкова. Искусство Литвы — Ю. М. Юргинис. Авторские материалы по миниатюре и прикладному искусству для ряда глав предоставили Е. В. Норина и Г. В. Ганевская. В редактировании отдельных глав принимали участие Т. П. Каптерева, ЛЯ. Рейнгардт, Е. И. Ротенберг, О. И. Сопоцинский, АД. Чегодаев. Подбор иллюстраций выполнен Е. И.
Ротенбергом, макет - Р. Б. Климовым и редакторами тома. Указатель составлен Н. П.
Киселевым, пояснения к иллюстрациям — Е. И. Ротенбергом. За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. - редколлегия приносит благодарность Институту изобразительных искусств Болгарской Академии наук, Государственному музею изобразительных искусств Венгерской Народной Республики, Художественному архиву Немецкой Академии искусств, Государственному институту искусств Польской Народной Республики, Институту истории искусств Академии наук Румынской Народной
Республики, Институту теории и истории искусства Чехословацкой Академии наук, Институту истории искусств Академии наук СССР, Институту востоковедения Академии наук СССР, Институту архитектуры и искусства Академии наук Азербайджанской ССР, Институту истории искусства Академии наук Армянской ССР, Институту искусства Академии наук Белорусской ССР, Институту истории грузинского искусства Академии наук Грузинской ССР, Институту истории Академии наук Литовской ССР, Институту искусства Академии наук Украинской ССР, Институту истории архитектуры Академии строительства и архитектуры Украинской ССР, Институту истории Академии наук Эстонской ССР, Государственной Третьяковской галлерее, Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. АС. Пушкина, Государственному Русскому музею, Государственному музею восточных культур, Государственному музею Грузии, Государственному музею искусств Грузинской ССР, Государственному музею украинского искусства в Киеве, Кафедре истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Персонально за помощь в работе над первой книгой второго тома редколлегия благодарит действительного члена Академии художеств СССР МВ. Алпатова, члена-корреспондента Академии наук СССР Ш. Я. Амиранашвили, доктора Дж. Бошковича (Югославия, профессора Ас. Васильева (Болгария, кандидата искусствоведения И. Врона, Е. А.
Зингер, кандидата искусствоведения. ТА. Измайлову, действительного члена Академии художеств СССР В. И. Касияна, кандидата искусствоведения В. В. Курильцеву, члена- корреспондента Академии наук СССР В. Н. Лазарева, сотрудников Музея украинского искусства ПИ. Говдя, Л. С. Миляеву и Л. Сак, кандидата искусствоведения НЕ. Мневу, кандидата искусствоведения ГА. Недошивина, МА. Орлову, зав. древнерусским отделом Гос. Русского музея Н. Г. Порфиридова, действительного члена Академии наук Грузинской ССР Г. Н. Чубинашвили, кандидата архитектуры П. Г. Юрченко. Введение

Ю.Колпинский, Б. Веймарн Вместе с переходом человеческого общества к феодальному способу производства начался новый этап исторического развития мирового искусства. Многие народы, не знавшие развитых рабовладельческих отношений, переживали в эпоху феодализма первый расцвет своей художественной культуры. Феодальный период был временем значительных эстетических завоеваний и для ряда стран бывшего рабовладельческого мира. В эпоху феодализма в культуре ив искусстве различных народов впервые появились элементы национального своеобразия, впоследствии послужившие основой для формирования самобытных национальных художественных школ. Средневековым искусством называют искусство поры раннего и зрелого феодализма в странах Западной и Центральной Европы (до 14 столетия, византийское и древнерусское искусство (до 17 столетия. В отношении стран Востока, где средневековый тип искусства существовал значительно дольше, это определение обычно применяется к искусству всей феодальной эпохи, включая и период позднего феодализма.
При оценке исторической роли искусства средневековья важнейшее значение имеет вопрос об эстетической ценности того неповторимого вклада, который внесло искусство народов этой эпохи в развитие мировой художественной культуры. В тесной связи сданной проблемой находится вопрос, в какой мере искусство средневековья представляло дальнейший подъем или частичный упадок по сравнению с завоеваниями классического античного искусства. Ответ на эти вопросы представляет известную трудность, поскольку неравномерность, сложность и противоречивость художественного прогресса, характерные вообще для классового, эксплуататорского общества, сказались в эпоху феодализма гораздо острее, чем в эпоху рабовладения. Оставляя пока в стороне основные типичные особенности средневекового искусства, к рассмотрению которых мы обратимся ниже, укажем на некоторые существенные отличия искусства средневековья от художественной культуры предшествовавшего времени. По сравнению с древностью возросло число народов, участвовавших в создании художественной культуры, само искусство стало многообразнее и сложнее, шире стали художественные связи между народами. Но еще важнее было то, тов средние века в различных частях мира по мере укрепления и развития феодальных общественных отношений независимо друг от друга образовались мощные очаги культуры и искусства. В эпоху рабовладения высшей для своего времени ступени развития реализма и гуманизма в искусстве достигли народы античного Средиземноморья. В средние века творцами искусства, весьма различного по своим особенностям, но одинаково ценного эстетически, были народы Китая и Индии, Византии и Древней Руси, Средней АЗИИ и Ирана, Западной Европы и многие другие. Если в античную эпоху искусство, как правило, не обращалось крабам основному эксплуатируемому классу, тов средние века оно превратилось водно из средств воздействия на сознание эксплуатируемых масс. В искусстве Средневековья воплощены многие качества и стороны нравственного мира человека, которых не замечали художники античности. Образный строй и язык искусства стали более сложными, развитыми, эмоционально насыщенными. Поэтому совершенно очевидно, что искусство феодального общества сыграло большую прогрессивную роль в художественном развитии человечества. Однако наряду с ростом многообразия искусства в эпоху средневековья и появлением новых качественных особенностей сразу заметны и некоторые важные черты его исторической ограниченности. Если в Древней Греции и Древнем Риме все виды искусства развивались относительно равномерно, тов период средневековья особенное значение получила архитектура, синтезировавшая ив значительной мере подчинявшая себе остальные пространственные искусства. Если для древних греков и римлян внутренний мири телесный облик человека были лишь различными сторонами человеческой сущности, тов сознании людей средневековья душа и тело чаще всего воспринимались как два противоположных начала. Поэтому, в отличие от художников античности, мастерам средневекового искусства осталась неведомой красота реального человеческого тела они обычно жертвовали правдивой передачей телесного облика человека во имя повышенной одухотворенности образа. Наконец, и это самое главное, если искусство античности было реалистическим по самой своей основе, тов искусстве большинства народов средневековья жизненное содержание, реалистическая основа, как правило, выражалась в рамках ив формах условной, аллегорической художественной системы.
Чтобы яснее представить себе основные противоречия искусства средневековья, основные тенденции его развития, следует хотя бы кратко напомнить о характерных особенностях, свойственных феодальной общественной формации. Феодализм представляет следующую после рабовладения и более высокую ступень в истории человеческого общества. В основе производственных отношений феодальной эпохи лежала собственность феодала на землю ив отличие от рабовладения, неполная собственность на основного работника производства — крестьянина. Крепостная зависимость крестьянина от феодала- землевладельца по тяжести немногим отличалась от рабства. Однако феодальный строй нес в себе некоторые важные возможности развития производительных сил, дальнейшего прогресса экономики и культуры. Наряду с собственностью феодалов существовала личная собственность крестьян и ремесленников, в частности на орудия труда, которыми они работали не только на феодала, но известную часть времени и на себя. Естественно поэтому, что крепостной крестьянин и ремесленник несравненно более, чем раб, были заинтересованы в техническом прогрессе, в росте производительности труда. Вместе стем благодаря наличию хотя и ограниченных форм личной собственности не только у класса феодалов создавалась возможность образования в недрах феодального общества буржуазной собственности, буржуазных форм накопления капитала. Крепостное общество всегда было более сложным, чем общество рабовладельческое. В нем был большой элемент развития торговли, промышленности, что вело еще в то время к капитализму».(В.И.Ленин.Соч.,т.29,стр.444.) Большой сложностью и противоречивостью отличались политическая структура феодального общества и его культура. Феодал не только владел своим поместьем, но и управлял им как государь. Отсюда возникла сложная иерархия внутри господствовавшего класса и неизбежная борьба сепаратистски настроенных феодалов против королевской власти, хотя последняя была вызвана к жизни интересами тех же феодалов для защиты от внешних и особенно от внутренних классовых врагов. Огромное значение — конечно, различное в отдельных частях феодального мира — приобрела в эпоху средневековья церковь. Она не только распространяла и укрепляла религиозную идеологию, но и была могучей экономической и политической силой. Шла непрерывная борьба между церковными и светскими феодалами, в которой нередко побеждали первые, объединяя в своих руках, как, например, папа римский или багдадский халиф, всю полноту духовной и светской власти. Глубокую характеристику роли религии в средние века дал Ф. Энгельс. Мировоззрение средних веков,—пишет он,—было по преимуществу теологическим. Европейский мир, фактически лишенный внутреннего единства, был объединен христианством против общего внешнего врага — сарацин. Единство западноевропейского мира, представлявшего группу народов, развитие которых совершалось в постоянном взаимодействии, это единство было осуществлено католицизмом. Это теологическое объединение было не только идеальным. Оно в действительности существовало не только в лице папы, своего монархического центра, но прежде всего в организованной на феодальных и иерархических началах церкви, которая в каждой стране владела приблизительно третьей частью всей земли и составляла поэтому крупную силу в феодальной организации. Церковь с ее феодальным землевладением служила реальной связью между различными странами феодальная организация церкви освящала религией светский феодальный государственный строй. Духовенство к тому же было единственным образованным классом. Отсюда само собой вытекало, что церковная догма была исходным моментом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия — все содержание этих наук приводилось в соответствие сучением церкви»(
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

перейти в каталог файлов
связь с админом