Главная страница

Ивик О. - Еда Древнего мира (История. География. Этнография) - 2012. 1 1 викЕ1 да Древнего мира


Скачать 16,6 Mb.
Название1 1 викЕ1 да Древнего мира
АнкорИвик О. - Еда Древнего мира (История. География. Этнография) - 2012.pdf
Дата11.05.2018
Размер16,6 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIvik_O_-_Eda_Drevnego_mira_Istoria_Geografia_Etnografia_-_2012.p
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#7892
страница5 из 14
Каталогtopic32169312_30837358

С этим файлом связано 96 файл(ов). Среди них: Bontempi_V_-_Entsiklopedia_italyanskoy_kukhni.pdf, Semenova_S_V_-_Frantsuzskaya_kukhnya.pdf, Fedor_Evsevskiy_-_Edim_po-frantsuzski.djvu, 12_2.jpg, 11_2.jpg, myaso.7z, Nazarov_Kak_zagubit_restoran.djvu, Dzheymi_Oliver_-_Ministerstvo_pitania.djvu, The_Elements_of_Pizza__Unlocking_the_Secrets_to_World-Class_Pies, Science_of_Good_Cooking_Master_50_Simple_Concepts_to_En_Cookbook и ещё 86 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
65
действительно большие любители выпить, свидетельствует и сохранившийся до наших дней обычай, существующий только у них, — а именно первым из всех кушаний за обедом они едят вареную капусту...»
Пили египтяне и медовую брагу. На стене одного из храмов Древнего царства сохранился рельеф, где показан весь процесс ее изготовления. Ульи в Египте делали из тростника или использовали глиняные кувшины, положенные один на другой (иногда их ставили на плоти сплавляли по Нилу в поисках медоносных цветов. Рельеф показывает и сами ульи, и пасечника, который держит в руках наполненный медом кувшин и дует на пчел, чтобы они на него не садились. Другие пасечники отжимают соты, выдавливая из них остатки меда, смешивают мед с водой и закупоривают будущую брагу в широких круглых каменных сосудах. Сегодняшний пасечник положил бы в медовую воду дрожжи, — вероятно, египтяне тоже добавляли что-то для брожения.
Ели меди просто таки в этой жизни, ив загробной. На стенах гробниц встречаются изображения пасек, в гробнице Рехмира в Фивах изображены кувшины с надписью меда в гробнице Тутанхамона стояли настоящие глиняные кувшины с надписью мед хорошего качества. Правда, настоящими оказались только кувшины и надписи, что же касается меда, то его в них не оказалось. Вообще говоря, вопреки Винни-Пуху, уверявшему, что мед если есть. то его сразу нет, мед не может исчезнуть бесследно даже и затри с лишним тысячелетия — хоть что-то, но должно остаться. Однако в горшках Тутанхамона сохранились лишь ничтожные следы какого-то сухого вещества, причем анализ показал, что меда там нет и не было. А вот в другом, алебастровом, кувшине из той же гробницы археологи действительно обнаружили довольно много темного вещества, пронизанного сладкими светло-коричневыми кристалликами внутри и покрытого останками множества насекомых снаружи, — это мог быть мед или фруктовый сироп. Известно, что египтяне (как позднее и греки, и римляне) делали сиропы, прежде всего из виноградного сока, который они выпаривали до густого состояния
Еда Древнего мира
Несмотря на то что в целом кухня египтян была обильна и разнообразна, у них существовало несколько жестких религиозных запретов на некоторые виды пищи. В основном мы знаем об этом от Геродота, который путешествовал по Египту в пятом веке до н.э. Отец истории, несмотря на все наше к нему уважение, довольно часто пользовался непроверенными сведениями, кроме того, его описание египетских нравов относится к периоду персидского вла­
ды чества-врем ени заката древнеегипетской цивилизации. Нов целом египтяне были людьми достаточно консервативными, и можно ожидать, что запреты, о которых рассказывает Геродот, возникли задолго до того, как он совершал свое путешествие по Нилу.
Одним из самых строгих требований, распространявшихся на всех жителей Египта без исключения, был запрет на коровье мясо (есть быков и телят дозволялось. Геродот объясняет это тем, что египтяне почитали богиню Исиду, которую часто изображали в виде женщины с коровьими рогами. Особой логики в этом нет, поскольку все египетские боги могли иметь головы разнообразных животных, и если следовать Геродоту, тона берегах Нила нельзя было бы есть ни баранов (баранью голову имел бог Амон), ни гусей (бог неба Геб)... Что же касается быков, то бог Апис и вовсе был быком с головы до ног, причем это было его главными единственным воплощением. Но как бы тони было, если прав великий историк, то египтяне коров не ели. Более того, когда жители городов Марей и Аписа, обитавшие на границе с Ливией и считавшие себя ливий­
цами, отправили вестников к оракулу Аммона и попросили позволения избавить их от этого запрета, бог отклонил просьбу, объявив, что вся страна, наводняемая и орошаемая Нилом, принадлежит Египту и все люди, живущие ниже Элефантины и пьющие нильскую воду египтяне, а значит, должны придерживаться египетских традиций. Запрет этот был настолько строгим, что, по уверению Геро­
дота, ни один египтянин или египтянка не станет целовать эллина в уста и не будет употреблять эллинского ножа, вертела или котла из опасения прикоснуться к нечистой пише.
Трапезы реальные и нарисованные
67
Быков, как пишет Геродот, египтяне ели, но преимущественно (или даже исключительно) в рамках жертвоприношений. При этом голову животного отсекали и призывали на нее следующее проклятие Если тем, кто приносит жертву, или всему Египту грозит беда, то да падет она на эту голову. Не вполне понятно, какие беды могли обрушиться на мертвую голову уже убиенного быка, но египтяне свято верили, что есть ее после этого нельзя, поэтому ее относили на рынок и продавали эллинам, которые в это не верили. Если скептичных эллинов поблизости не находилось, голову бросали в Нил. Геродот пишет, что в силу этого обычая ни один египтянин не может употреблять в пищу головы какого-либо животного. Правда, из этого текста непонятно, можно ли было есть головы животных, убитых помимо жертвоприношения, или же любое мясо в Египте было жертвенным.
Сложные отношения были у египтян и со свиньями. Если верить Геродоту, то свинину они могли есть только в дни полнолуния, принося жертвы Селене (Селена, конечно, богиня греческая — ноу греков было в обычае называть чужеземных богов своими именами. О том, почему в другие праздники они пренебрегают свиньями, а в этот приносят их в жертву, у египтян существует сказание, — сообщает историк. Но он тут же разочаровывает своих читателей Я знаю это сказание, ноне считаю благопристойным его рассказывать. Таким образом, история запрета свинины осталась, во имя благопристойности, скрыта во мраке веков известно было только, что в другой день уже больше никто не станет есть свинины. В полнолуние же поросят приносили в жертву Дионису, но их не ели, а отдавали обратно свинопасам, которые этих поросят продали.
Таким образом, потребление свинины было весьма ограниченным. Зато Геродот приводит пример достаточно нетрадиционного применения свиней в качестве рабочего скота После каждого естественного разлива, когда река, оросив поля, снова входит в берега, каждый египтянин засевает свою пашню, а потом выгоняет на нее свиней. Затем, когда семена втоптаны в почву свиньями, ожидают время жатвы, а потом при помощи этих же свиней обмо­
Еда Древнего мира лачивают зерно и, наконец, свозят его в амбары. Откуда простой египетский крестьянин брал свиней, не вполне понятно, если разведением их занимались только свинопасы, составлявшие, по словам Геродота, отдельную касту. Он пишет Свинью египтяне считают нечистым животным. И если кто-нибудь, проходя мимо, коснется свиньи, то сразу же идет к реке ив одежде, которая на нем, погружается вводу. Также и свинопасам, единственным из всех египтян, несмотря на их египетское происхождение, не дозволено вступать нив один египетский храм. Никто не хочет выдавать за них замуж своих дочерей или брать в жены их девиц, так что они женятся и выходят замуж только между собой».
Существовали и региональные запреты на пищу. Так, все египтяне, жившие в Фиваиде, не могли приносить в жертву баранов, считавшихся здесь священными, и есть баранину. А жители округа Мендеса не употребляли козьего мяса. Крокодилов тоже где-то ели, а где-то почитали. Геродот пишет поэтому поводу:
«Так вот, в иных областях Египта крокодилы считаются священными, а в других нет, и сними даже обходятся, как с врагами. Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. Там содержат по одному ручному крокодилу. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу и, пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными и даже употребляют их в пищу...»
Возможное объяснение таких различий предлагает Дио­
дор Сицилийский Поскольку при древних царях народ часто единодушно восставал против правителей, один из царей, отличавшийся особым умом, разделил страну на множество частей ив каждой из них повелел местным жителям почитать какое-либо животное или не употреблять какой-либо вид пищи, дабы, почитая каждый только свою святыню и презирая святыни других, египетский народ не мог никогда прийти в согласие друг с другом. Впрочем, тот же Диодор дает и другую версию происхожде­
Трапезы реальные и нарисованные
69
ния египетских диет Некоторые из египтян не едят многие из имеющихся у них видов пищи. Одни вовсе не вкушают чечевицы, другие — бобов, третьи сыра или лука или какой-либо иной пищи, каковой в Египте существует немало, показывая тем самым, что следует научиться воздерживаться от полезного и что, если все будут есть всё, никаких запасов может не остаться».
Застольные традиции египтян порой удивляли греков. Геро­
дот писал поэтому поводу Подобно тому как небо в Египте иное, чем где-либо в другом месте, и как река у них отличается иными природными свойствами, чем остальные реки, таки нравы и обычаи египтян почти во всех отношениях противоположны нравами обычаям остальных народов. Естественные отправления они совершают в своих домах, а едят на улице на том основании, что раз эти отправления непристойны, то их следует удовлетворять втайне, поскольку же они пристойны, то открыто Историк утверждает также, что египтяне пьют из бронзовых кубков и моют их ежедневно, при этом именно все, а не только некоторые».
Пожалуй нас сегодня трудно удивить любым из этих сообщений. Но что касается еды на улице, великий историк явно погорячился. Может быть, обитатели нильской долины и считали вполне приличным перекусить на ходу, но обедать они все-таки предпочитали дома. Археологи находят изображения египетских обедов и пиров и подлинную мебель, которой были обставлены комнаты, где обедали египтяне. Со времен Древнего царства здесь была принята низенькая мебель — высота стульев, как правило, не превышала тридцати сантиметров (хотя иногда встречались и высокие, удобные сточки зрения нашего времени стулья и кресла. Дети и молодежь могли сидеть на подушках или циновках. В бедных домах циновки заменяли стулья.
Столы были каменными, обычно из алебастра или сланца они изготовлялись двух видов круглая столешница на одной ножке или столешница в виде обрезанного с одной стороны овала на четырех ножках. Столы на одной ножке иногда бывали довольно высокими, но чаще столы любой конструкции делались ниже, чем стулья (до двадцати трех
Еда Древнего мира сантиметров, и египтяне не сидели за столами, а использовали их как подставки, к которым приходилось наклоняться, чтобы взять еду. За редчайшими исключениями столы были очень маленькими, рассчитанными на одного человека. И если семья обедала одновременно, то для каждого едока ставился свой собственный стол.
Обычая собираться заутренним завтраком, судя по всему, не существовало. Главе семьи подавали еду сразу после умывания, а жена его завтракала вовремя утреннего туалета, пока ее причесывали служанки (если у нее таковые имелись, или сразу после.
Древнеегипетской посуды, причем самой разнообразной, до наших дней дошло множество — это и блюда, и тарелки, и чаши, и бокалы, и разнообразные кувшинчики, и ложки. Сделана она была из дерева, из глины, но чаще всего из камня. Впрочем, не исключено, что каменную посуду, как самую качественную и долговечную, чаще всего укладывали в гробницы. Изготовление посуды из камня — процесс достаточно трудоемкий, нона этот счет существует особая теория. Современный французский химики технолог, изобретатель геополимерного бетона, Иосиф Давидович высказал интересную мысль, согласно которой египтяне не высекали свою посуду из твердого камня, а формовали ее из своего рода бетона, сделанного из каменного порошка. Заметим попутно, что Давидович таким же образом объясняет и изготовление каменных блоков, из которых построены пирамиды. Как египтологи, таки химики к этой теории относятся настороженно, нона конгрессы египтологов Давидовича приглашают видимо, они считают интересной саму возможность того, что замечательные египетские чаши, вазы и кувшины были изготовлены по технологии, восстановить которую смогли только люди конца двадцатого века.
Еще одна загадка (правда, не столь глобальная, касающаяся египетской посуды, это вопрос о вилке. Собственно, история вилки вообще очень противоречива и до сих пор окончательно не изучена. Известно, что в Европе столовые вилки появились только в Средние века, а в странах Ближнего Востока традиция есть вторые блюда руками
Трапезы реальные и нарисованные
71
сохранилась едва лине посей день. Тем не менее первые вилки найдены археологами еще в поселениях эпохи неолита. Известен, например, изящный костяной набор из трех предметов ложка, ножи двузубая вилка из поселения Чатал-Хююк в Анатолии, существовавшего с седьмого по середину пятого тысячелетия до н.э. В Египте археологи тоже нашли немало вилок, но вопрос о том, использовались они при еде или только на кухне, остается открытым. Во всяком случае, даже если египтяне иногда и ели вилками, в основном они брали еду пальцами. Известен рельефна котором изображен обедающий Эхнатон с семейством — и сам фараон-реформатор, и прекрасная Нефертити, и их дочери едят руками. Возможно, именно поэтому на столах рядом с пирующими египтянами часто стоят кувшины и тазики для мытья рук.
Египтянки участвовали не только в семейных обедах, но ив пирах вместе со своими мужьями и отцами. Женщины Египта вообще пользовались редкой для Древнего мира и для Востока свободой, ив сценах пиров часто можно видеть дам, которые сидят либо напротив мужчин, по другую сторону залы, либо даже вперемешку, рядом с мужьями. На головах у них, как и у пирующих мужчин, как и услуг, снующих по залу, видны белые колпачки, смоченные благовониям и,—они были непременной принадлежностью парадных обедов. На девушках, которые прислуживали за столом, эти колпачки были порою единственной одеждой не считая ожерелья и пояска. А если служанки и надевали платья, то они могли быть полупрозрачными.
Еще одним непременным атрибутом пира были цветы лотоса, которые раздавались гостям. В зале, как правило, звучала музыка флейта, арфа и гобой появились уже в эпоху Древнего царства. А во времена Позднего царства первая половина первого тысячелетия до н.э.) и вплоть до греко-римских времен пиршественные залы украшались несколько непривычным, сточки зрения современного человека, предметом небольшим декоративным гробом, в котором лежала игрушечная мумия. Целью этой композиции было повысить настроение и аппетит пирующих. Ука- зуя на мумию, хозяин дома возглашал Взгляни на него
Еда Древнего мира а потом пей и наслаждайся, ибо после смерти ты станешь таким же, как он Нередко гости очень буквально принимали эти слова и сильно напивались, несмотря на то что крепленых вин, не говоря ужи водке или самогоне, египтяне не знали. Сохранилось немало изображений, на которых гости извергают излишек выпитого видимо, такое поведение было в порядке вещей и не смущало ни пирующих, ни художников.
Тем не менее пьянство осуждалось по крайней мере некоторыми египтянами. Текст второй половины второго тысячелетия до н.э., озаглавленный Упреки неисправному писцу, гласит:
«Говорят мне, что ты бросил писание и закружился в удовольствиях. Ты ходишь с улицы на улицу, и исходит запах пива от тебя, куда бы ты ни пошел. От пива ты перестаешь быть человеком. Оно заставляет тебя блуждать, ты подобен кривому рулевому веслу судна, которое не слушается его нив одну сторону, ты подобен святилищу без бога его, ты подобен дому без хлеба. Ты обнаружен переползающим через стену, после того как ты разбил колодки, надетые на тебя, и люди бегут от тебя, после того как ты нанес им ранения. О, если бы знал ты, как вино отвратно, ты отрекся бы от напитка (далее идет непереводимое название хмельного напитка. — О. И тыне помещал бы кружку пива в сердце свое, ты забыл бы (и снова непереводимое название напитка. — О. И Обучен ты играть на свирели, играть на флейте, сопровождать лиру и петь. Но вот ты сидишь в доме, и окружают тебя прелестницы. Вот ты встал покачиваясь. Вот ты сидишь перед девкой, облитый маслом для умащения, с венком из цветов на шее твоей и барабанишь по животу своему. Но вот спотыкаешься ты и падаешь на живот свой и вымазан весь в грязи».
Но хотя среди египтян встречались и пьяницы, и обжоры, в целом для них была характерна умеренность. Геро­
дот сообщал, что, по мнению египтян, все людские недуги происходят от пищи и они не только ограничивают себя ведено и очищают желудок каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами
Трапезы реальные и нарисованные
73
Диодор Сицилийский писал Также у них (египтян. — О. И был обычай питаться негрубою пищей, телятиной и гусятиной, вино же пили в ограниченном количестве, дабы не вызвать ненужного пресыщения или опьянения. Да и вообще, в том, что касается питания, казалось, будто бы не законодатель установил эти законы, но лучший из врачей, заботящийся о здоровье. Диодор отмечает, что куме ренности детей приучали с детства. Кормят же детей они невероятно скудно и невзыскательно они дают им дешевую похлебку, приготовленную на скорую руку, стебли папируса, которые можно поджаривать на огне, а также корневища и стебли болотных растений, одни сырые, другие — вареные, третьи — обжаренные. Поскольку большинство детей растет голыми и босыми в силу мягкости климата, то родители, покуда ребенок не вырастет, тратят на него не более двадцати драхм. Вот именно по этим-то причинами получилось так, что Египет отличается большим населением
Степь глазами археологов
К
огда мы изучаем обеденные меню великих цивилизаций Месопотамии и Египта, у нас возникает немало вопросов, но общая картина более или менее ясна, и для этого есть все основания.
Во-первых, у этих народов уже на рубеже четвертого и третьего тысячелетий до н.э. существовала письменность, которую в основном и создавали для того, чтобы вести хозяйственные заметки. Во-вторых, их художники и скульпторы охотно отражали повседневную жизнь своих сограждан на стенах гробниц и дворцов. А Египет имел еще и то преимущество, что в его сухом климате органические остатки неплохо сохраняются, и пища, особенно законсервированная в наглухо запечатанных гробницах, порой долежала до сегодняшнего дня — конечно, не в таком виде, чтобы ею можно было пообедать, нов таком, который позволяет определить, чем это было пять тысяч лет назад.
У греков письменность возникла позже, но глиняные таблички с хозяйственными записками и песни аэдов донесли для нас информацию, идущую по крайней мере из четыр­
надцатого—тринадцатого веков до н.э. А подвалы древних дворцов (например, Кносского) сохранили огромное коли
Степь глазами археологов
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов
связь с админом