Главная страница
qrcode

Ответы 31-45 кроме 39 42. 1. Что называют научной теорией, и чем научная теория отличается от лженаучной


Название1. Что называют научной теорией, и чем научная теория отличается от лженаучной
Дата05.02.2020
Размер0,91 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтветы 31-45 кроме 39 42.docx
ТипЗакон
#158563
страница1 из 8
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8

1. Что называют научной теорией, и чем научная теория отличается от лженаучной?

Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т.д.

Обозначим основные черты научной теории:

1. Научная теория - это знание об определенном предмете или строго определенной, органически связанной группе явлений. Объединение знания в теорию определяется ее предметом.

2. Теорию в качестве важнейшего ее признака характеризует объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описание, вскрытие закономерностей их функционирования и развития.

3. Теория должна обладать прогностической силой, предсказывать течение процессов.

4. В развитой теории все ее главные положения должны быть объединены общим началом, основанием.

5. Наконец, все входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы.


2. Что такое научная гипотеза и чем она отличается от теории

Гипотеза - предположение, мнение одного человека, а теория - это научно доказанная гипотеза.

Гипотеза — частично обоснованное предположение о причинах, движущих силах, сущности (коренных свойствах, закономерностях развития) того или иного предмета (явления, процесса), которое временно принимается за истинное. Гипотеза — эти то частично обоснована наличным знанием предположение, вероятность которого требует дальнейшего обоснования, проверки, подтверждения. Гипотеза в большей степени предположение обоснованное, использующее накопленное научное знание о той или иной предметной области и ее закономерностях, оно экстраполирует это знание, предполагает влияние известного на неизвестное, и наоборот. В этом, на наш взгляд, и заключается научность гипотезы.

Структурно гипотеза состоит из следующих элементов:

— базис, т.е. исходное, накопленное наукой знание, данные, полученные из наблюдения, экспериментально или другими способами, выступающее основанием для предположения;

— затруднение, несогласованность знания и некоторых полученных наукой фактов, т.е. проблемная ситуация;

— предположение, выдвинутое (сформулированное) для объяснения этого факта, для разрешения затруднения;

— следствия, полученные из этого предположения и сопоставленные с реальностью;

— заключение об истинности или ложности предположения.

В гипотезе легко выделяются два этапа: выдвижение предположения и проверка его.

Вплоть до открытия закона. В научной практике гипотеза выступает как предпосылка, предшественница теории.

Научная гипотеза станет теорией, когда будет проверена эмпирически, нуждается в последующем доказательстве, подтверждении.

Теория - это система взаимосвязанных идей (понятий, суждений), доказательств (теорем, определений), законов и гипотез.

Теория имеет наиболее сложную логическую структуру. Она отражает сложные системы и поэтому элементами теории выступают все уже известные, ранее рассмотренные формы мысли, в том числе и гипотезы. Можно выделить в качестве составных элементов теории совокупность принципов (аксиом, постулатов), законов, определений (теорем), категорий, направленных на отражение той или иной предметной области, систему фактов, которые адекватно или относительно адекватно отражаются элементами теории, теорией в целом; внутрисистемные, внутритеоретические правила и пр.

Теории в основном подразделяются на общие и частные (специальные), дедуктивные (математизированные, аксиоматические) и описательные (индуктивные). Подразделение их почти аналогично подразделению гипотез. Теория, как и гипотеза, также проходит в своем формировании разные этапы, периоды, ступени, порой значительно более продолжительные, чем в гипотезе. В сформировавшемся же виде теории склонна к стабильности, замкнутости, консерватизму.

3. Какова структура организации науки в мире и в нашей стране в настоящее время?

Современная наука имеет сложную структуру, включающую:

I. Естественные, технические (прикладные в том числе) и общественные науки.

II. а) эмпирическое научное знание (знания, почерпнутые из обыденного сознания, специально добытые рецепты, законо-подобные выводы, правила, рекомендации и результаты опыта, эксперимента, наблюдения, описание фактов и т.п.);

б) теоретическое знание (ядро-законы; проблемы, гипотезы, теории);

в) мировоззренческие, философские основы и выводы науки (как продолжение и завершение, методологическая оценка теории).

III. Отрасли науки: физика, химия, биология, сопротивление материалов, история, социология, теория металлов и сплавов и т.д.).

IV. Наука как форма деятельности, в том числе социальный институт, представляющих собой единство теоретической (духовной) и практической (прикладной, организаторский и т.д.) деятельностей.

Следует выделять: практику науки (наблюдение, эксперимент, процесс изготовления научного оборудования и приборов в лабораториях и на производстве, управление техникой науки, специальную технику и технологию науки).

V. Фундаментальные и прикладные исследования.

VI. Основные типы научных учреждений и организаций:

а) академические (АН, НИИ) – занимаются решением фундаментальных проблем;

б) отраслевые, прикладные НИИ, заводские институты, лаборатории, опытные станции;

в) университеты и вузы;

г) проектные институты, КБ, центры;

д) МНТК – более 20 (в бывшем СССР);

е) НПО – более 500 (в бывшем СССР). Временные творческие коллективы с функцией «мозговой атаки»;

ж) прокатные пункты науки;

з) вычислительные информационные центры, банки данных.

VII. Развитие и организация деятельности науки осуществляются специально подготовленными людьми, т.е. она имеет разветвленную систему кадров: организаторов и исполнителей научного труда, систему подготовки, переподготовки, повышения квалификации научных работников, кадры высшей, средней квалификации, младших научных сотрудников, вспомогательный и технический персонал.

Структурирование кадрового состава современной науки определяется вышеизложенной структурой, а также потребностям общественной практики и специальными внутренними потребностями науки. Наблюдается тенденция количественного роста кадров этой сферы деятельности общества. Так, например, количество ученых в бывшем СССР составляло: в 1913 г. (в России) – 10 тыс., в 1939-м – 98,3 тыс., в 1950 г. – 162,6 тыс., в 1960 г. – 364,3 тыс., в 1970 г. – 900 тыс.,

а 1990 г. – 5 млн чел.
VIII. Один из аспектов структурирования науки – классификация наук. Она может быть проведена по самым разным основаниям: по всеобщим формам движения материи, по предмету изучения, по сферам приложения знания, по уровню абстрагирования, обобщения и идеализации, по отношению к практике и т.д., что в определенной мере реализовано выше при изложении вопроса о структуре современной науки

4. Какие методы проверки научных гипотез вам известны?

Для проверки гипотез применяют экономико-статистические методы:

- метод экспертных оценок - процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора).

- корреляционно-регрессионный анализ - определение аналитического выражения связи, в котором изменение зависимой (результативный признак), обусловлено влиянием одной или нескольких независимых величин (факторов).

- вариационный анализ - построение вариационного ряда. Это упорядоченное распределение единиц совокупности по возрастающим (убывающим) значения признака).

- дискриминантный анализ - это раздел статистики, содержанием которого является разработка методов решения задач различения (дискриминации) объектов наблюдения по определенным признакам.

- факторный анализ - многомерный метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями переменных.

- кластерный анализ - многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы.

5. Какова роль методологии при разработке научных теорий?

Методоло́гия – система принципов и способов построения организации теоретической и практической деятельности людей; в то же время методология является учением об этой системе. А методика – это способ организации деятельности чего-либо. Методология – способ достижения, действенный механизм построения научного знания.

Методология – совокупность общих принципов и методов (совокупность Ф., познавательных и общетеоретических методов и принципов).

Под методологией очень часто понимают систему методов, используемых в некоей области деятельности (в науке, искусстве, технике, технологии и т.д.). Но в контексте философского исследования акцентируется иное смысловое содержание термина «методология». Это, прежде всего, учение о методах научной деятельности, общая теория научного метода. Включая в сферу своего рассмотрения соответствующие вопросы, методология решает их с гносеологических позиций, дает им гносеологическую оценку, в минимальной степени занимаясь технической стороной дела. Ее задачи заключаются в исследовании возможностей и перспектив развития соответствующих методов в ходе научного познания. Методология науки представляет собой теорию научного познания, исследующую познавательные процессы, происходящие в науке, формы и методы научного познания. В этом отношении она выступает метанаучным знанием философского характера.

Под методологией в широком смысле слова понимают учение о методе, т.е. теорию самого метода. В теории метода должны быть решены, по крайней мере, такие проблемы:

- Какова закономерность, на которой основан метод?

- Каковы правила действия субъекта (их смысл и последовательность), составляющие суть метода?

- Каков класс задач, которые можно решать с помощью данного метода?

- Каковы границы применимости метода?

- Как связан данный метод с другими методами?

Для науки вообще, в том числе и для естествознания, важно знать не только теорию отдельных методов, но и теорию всей системы методов, применяемых в естествознании или в его отдельной отрасли. Поэтому наиболее полное определение методологии такое: методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методология науки – это научная дисциплина, дающая достаточно полное и пригодное для использования знание о свойствах, структурах, закономерностях возникновения, функционирования и развития систем научного знания, а также об их взаимосвязях и применениях.

6. Каковы критерии научности метода в психологии?

Наиболее общий критерий научности метода — воспроизводимость. Иногда его называют выполнимостью. Воспроизводимость метода — это объективная возможность его неоднократной реализации на основе сведений, способных транслироваться по обезличенным информационным каналам. В методах эмпирического исследования этот принцип ориентирует исследователя на осмысление их онтологических оснований, а именно — объективной возможности осуществления предписываемых ими взаимодействий объектов исследуемой реальности со средствами познания. Отражая онтологический аспект метода, критерий воспроизводимости позволяет отличать объективно обоснованные методы, чьи предписания и регламентации относятся к реально существующим объектам и их взаимодействиям (равно мысленным отражениям реально существующих объектов и их взаимодействий), от нормативных построений, не имеющих объективно существующей сферы приложения в виде реальных предметных взаимодействий и их мысленных отражений.

Вырисовывается еще один достаточно определенный критерий научности метода, предполагающий наличие в процессе его разработки преемственной связи предметно-концептуального содержания данного метода с исходным конкретно-научным знанием, полученным другими методами, а также преемственной связи предметно-концептуального содержания метода с исходным и приращенным знанием в процессе функционирования метода. При этом исходное (полученное другими методами) знание и приращенное (добытое посредством данного метода) должны быть объединены в целостную систему на основе предметно-концептуального содержания данного метода. Следовательно, предметно-концептуальное содержание метода представляет собой опосредующий элемент в системе транзитивного отношения между исходным и приращенным знанием, т.е. элемент, должный обеспечивать это отношение. Если предметно-концептуальное содержание метода выполняет эту функцию, можно говорить о транзитивности метода как его способности обеспечивать связь исходного и приращенного знания; если не выполняет, следовательно, данный метод не обладает транзитивностью. А в целом транзитивность метода в соответствии с изложенными представлениями о механизмах его преемственной связи с исходным и приращенным знанием представляет собой один из важнейших критериев его научности, точнее, — это достаточный критерий научности метода.

7. Что такое научная школа и как она возникает?

Научная школа — оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. Формирование научной школы происходит под влиянием лидера, эрудиция, круг интересов и стиль работы которого имеют определяющее значение для привлечения новых сотрудников. Отношения внутри такого научного коллектива способствуют обмену информации на уровне идей (а не конечных результатов исследований), что значительно повышает эффективность творческой научной работы.

Научная школа — это интеллектуальная, эмоционально-ценностная, неформальная, открытая общность ученых разных статусов, разрабатывающих под руководством лидера выдвинутую им исследовательскую программу.

К. А. Ланге выделяет «классические» и «современные» школы: «Классические научные школы формируются исключительно на базе высших учебных заведений… Отличие современных научных школ от классических состоит в том, что они могут создаваться на базе научно-исследовательских институтов при условии существования тесной связи последних с соответствующими высшими учебными заведениями».

С. Д. Хайтун в работе «О предпосылках возникновения научной школы» выстраивает классификацию на основе эволюции организационных форм науки, выделяя при этом три этапа: этап индивидуального научного труда (до конца XIX в.); этап дисциплинарной науки, т.е. специализированных исследовательских лабораторий и институтов (с начала ХХ в. до современности); этап науки, организованной по проблемному принципу (начинается в наше время). Каждому из этих этапов он соотносит тип научной школы. Первому этапу соответствует «классическая научная школа». Первые научные школы, по мнению исследователя, создавались на базе учебных заведений т.к. других площадок для создания научных школ не существовало. Ученые стихийно группировались вокруг «естественных центров кристаллизации» - выдающихся ученых, работающих в университетах. Таким образом, можно говорить, что первые школы были сформулированы вокруг крупных ученых, которых было еще не много и которые выступали лидерами школы.

На втором этапе, во время возникновения формальных групп (таких как научно-исследовательский институт, лаборатории) «классическая» школа, по мнению С. Д. Хайтуна, начинает терять свое значение. Что так же влияет и на феномен «научной школы», который трансформируется и превращается в «неформальную группировку ученых вокруг «естественного центра кристаллизации» - выдающегося ученого, работающего теперь уже в стенах научно-исследовательского института». Существенным отличием этого этапа является то, что научная школа формируется скорее не вокруг какого-то ученого, а вокруг предмета исследования, а также она, по сравнению с «классической» формой, кратковременна по срокам существования, т.к. впоследствии перерастает в научное направление. Третий этап связан с формированием «проблемной» науки. По мнению С. Д. Хайтуна научная школа должна трансформироваться в формальную структуру: «Именно на основе научной школы, как нам представляется, будут в основном формироваться элементарные ячейки проблемной организации науки будущего… Проблемная научная школа… будет представлять собой формальный коллектив ученых, объединившихся под руководством крупного ученого для разработки той или иной проблемы».

8. Чем различаются известные вам отечественные научные школы (примеры)?

9. Какие научные школы в современной отечественной психологии вам известны?

Научная школа – это структурный компонент науки, как сферы коллективной деятельности.

Типы школ:

1) научнообразовательные (МГУ), 2)научнообразовательные, разрабатывающие научную программу (Ананьева), 3)школа, как направление в науке, включающая устойчивые традиции и охватывающая ряд ученых и коллективов (школа советской, американской психологии)

Перечисление школ:

1. Бехтерев – целостное изучение человека (излагал основные принципы объективной психологии, позже он назвал ее рефлексология. Бехтерев не отвергал сознания, разрабатывая объективную психологию, как психологию поведения, основанную на изучении рефлексологии),

2.Мясищев – школа психологических отношений и медецинской психологии (исследовал психологию личности. Им был предложен новый подход, названный психологией отношений. Отношения понимались им, как сознательные избирательные связи человека с окружающим миром и с самим собой, которые влияют не его личностные качества и реализуются в деятельности. Такой центральный подход к личности обеспечивал динамическое понимание личноти как единства субъекта и объекта),

3.Ананьев – школа изучения онтопсихологии, целостной индивидуальности (выступал за целостный подход к проблемам психики, отразившийся в его исследованиях восприятия пространства и времени. Он доказывал необходимость комплексного изучения психики. Разрабатывал принцип междисциплинарного подхода к проблеме человека. В основу его программы была положена идея об индивидуальности как системе, интегрирующей разноуровневые свойства индивида, личности и субъекта. Он занимался изучением проблем зрелости и старения. Им были получены данные о гетерохронности и неравномерности психического развития, особенностях протекания психических процессов в период зрелости, было положено начало психологической акмеологии),

4.Ломов – школа системного подхода.

5. школа Выготского – культурно-историческое развитие человека (занимался выявлением конкретного механизма влияния среды, который и изменяет психику ребенка. Главное различие между натуральными и высшими психическими функциями состоит в уровне произвольности, в отличие от натуральных психических процессов, которые не поддаются регуляции со стороны человека, высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Создал схему психических процессов)

6. школа МГУ. Леонтьев – деятельностный подход к пониманию психики (сосредоточился на вопросе о связи сознания и предметной, практической деятельности. Создал в Харькове собственную научную школу. Центральным для которой стало понятие деятельность. Он начал изучать проблему развития психики. Он стремился проследить этапы эволюционного процесса)

7. Школа Павлова, Теплова, Небылицина– дифференциальная психология и психофизиология. (Б.М.Теплов стремился изучать механизм возникновения не просто образа, а «эмоционального, эстетического» образа, который формирует «культурную память» человека, го эстетические и этические пристрастия и установки. В своих исследования Теплов наряду со способностью выделил одаренность, понимая под ней такое сочетание способностей, которое определяет успешность деятельности, которая может быть достигнута различными путями. И.П.Павлов создал учение о высшей нервной деятельности).

9. Школа Рубинштейна – субъективно-деятельностного подхода. (рассматривает сточки зрения методологии эмпирику психологической науки, пытается частично систематизировать и объяснит эмпирический хаос. В центре его концепции оказываются прежде всего проблемы гносеологии - познания мира. Его волнуют проблемы метода и объективности психологических исследований, места психологии в системе научного знания. Он выдвинул принцип единства сознания и деятельности).

10. Узнадзе – школа установки.
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом