Главная страница
qrcode

Ответы 31-45 кроме 39 42. 1. Что называют научной теорией, и чем научная теория отличается от лженаучной


Название1. Что называют научной теорией, и чем научная теория отличается от лженаучной
Дата05.02.2020
Размер0,91 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтветы 31-45 кроме 39 42.docx
ТипЗакон
#158563
страница2 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8

10. Что означает термин «научная парадигма»?

Понятие парадигмы появилось в работе Т. Куна «Структура научных революций». В переводе оно означает «образец», совокупность признанных всеми научных достижений, определяющих в данную эпоху модель постановки научных проблем и их решение. В рамках парадигм формулируются общие базисные положения, используемые в теории, задаются идеалы объяснения и организации научного знания.

Парадигма - это общепризнанный эталон, образец научного исследования, включающий теорию, метод, примеры его конкретного применения, указание на характер выявляемых закономерностей и т.д. Парадигма обеспечивает интегрированность научного знания, «метатеоретическое единство», которое базируется на онтологических и гносеологических установках, распространённых в определённых сообществах учёных.

В психологии, на современном этапе её развития, отсутствует единая научная парадигма - главенствующая система теоретических постулатов, принципов и предписаний, определяющая науку в целом и обеспечивающая единство в толковании теорий, организации эмпирических исследований и интерпретации научных данных. Более того, влиятельные направления современной психологии нередко основываются на диаметрально противоположных научных принципах, а полемика между их сторонниками оборачивается резким размежеванием и открытым противостоянием. Таковы, например, расхождения между психоанализом З.Фрейда и аналитической психологией К.Г.Юнга, между учениями бихевиоризма и гуманистической психологией и т.д. Не достигнуто согласие и по ключевому вопросу, что первоочередно должна исследовать психология, каков её предмет.

Данное неустойчивое положение, обусловлено неискоренимой концептуальной разноголосицей, имеет две альтернативные трактовки. Сторонники первой склоняются к мнению, что психология вообще лишена парадигмального основания, поскольку является наукой описательной, нарративной (от лат. naratio - рассказ, повествование). Она сочетает в своём составе самые разнообразные способы описания и концептуализации психической действительности, которые неизбежно множатся по мере исторического развития психологических дисциплин и варьируются в широком диапазоне в зависимости от культурных традиций конкретных профессиональных сообществ психологов. Согласно второй точке зрения, психология изначально дуалистична, поскольку одновременно тяготеет к двум, противоположным по сути и методологии, исследовательским подходам: естественно-научному и гуманитарному. Её научная парадигма представляется расколотой, распадающейся на эти два полярных компонента. То же самое утверждение можно переформулировать и в более позитивном ключе: в психологической науке автономно сосуществуют естественнонаучная и гуманитарная парадигмы.

11. Что вам известно о научной школе Л.С.Выготского?

Л.С.Выготский в своих теоретических построениях также опирался на марксизм, самостоятельно придя к нему, как к философскому учению, открывшему новые методы видения человека в мире, и принял его не как догму, а как основу для развития.

Важнейшее отличие деятельности человека от поведения животных заключается, согласно положениям марксизма, в использовании человеком орудий труда для преобразования мира и сохранении этих орудий.

Он различает два уровня психического — натуральные и высшие психические функции:
Натуральные процессы заданы, заданы биологически (память, непроизвольное внимание). Человек не может ими управлять.
  • Высшие психические функции - они формируются в процессе социализации (речь, мышление), в процессе овладения какой-либо деятельностью. Человек может ими управлять.
    Выготский был увлечен Спинозой. У Спинозы душа и тело появляются из божественной сущности.

    Психология развития –одна из основных линий исследования Выготского.

    Внутренняя речь по Выготскому формируется из взаимоотношений с людьми, не самостоятельно, путем накопления структурных изменений.

    Как же возникают высшие психические функции?

    Основной путь — интериоризация (перенос во внутренний план; Л.С.Выготский использовал термин «вращивание») социальных форм поведения в систему индивидуальных форм. Этот процесс не является механическим. Высшие психические функции, по мнению Л.С.Выготского, возникают в процессе сотрудничества и социального общения — и они же развиваются из примитивных корней на основе низших.

    Центральный момент — возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком. Именно он выступает тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую жизнь. Знак вначале выступает как внешний, вспомогательный стимул. Всякая высшая психическая функция, указывает Л.С.Выготский, в своем развитии проходит две стадии.

    Важным моментом в концепции Л.С.Выготского является его отношение к проблеме связи развития и обучения. Должно ли обучение «следовать» за развитием ребенка или же оно должно «вести за собой» развитие? Выготский настаивает на втором, и это представление было развернуто им в разработке понятия «зона ближайшего развития».

    Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством, как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка: она и называется зоной ближайшего развития.

    Из учеников и последователей Л.С.Выготского одной из наиболее примечательных и влиятельных в отечественной психологии фигур был Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979 гг.), с именем которого связано развитие теории деятельности.

    12. Что вам известно о научной школе С.Л.Рубинштейна?

    С.Л. Рубинштейн – основоположник деятельностного подхода в психологии и педагогике. Деятельностный подход разрабатывался Сергеем Леонидовичем Рубинштейном (1889—1960) и был им обозначен впервые уже в начале 20-х гг. при рассмотрении 
    Рубинштейн проводил исслед-я, направленные на создание общей теории психологии мышления, рез-ты опубликовал в книге "О мышлении и путях его исследования", а также в осуществленном под его руководством коллективном труде "Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения". Проведенные эксперименты ставили своей целью выявить самый процесс мышления, его ход и динамику, главным образом творческий аспект мышления - способность идти к новым обобщениям, - и те закономерности, которые регулируют творческий процесс.

    В теории деятельности Рубинштейна исходным выступает действие, проникающее в объективную действительность. Деятельность - один из уровней практического и всегда непрерывного взаимодействия человека с миром. Оценивая кризисную ситуацию в мировой психологии, Рубинштейн подчеркивал, что именно методологический кризис связан с приверженностью большинства психологов той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для переживаний субъекта, способного к рефлексии. В противовес этому С.Л. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности. 
    . Он утверждал, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. => сознание возможно изучать через д-ть. Созн. и д-ть не противоположны и не тождественны дрдр, а образуют единство. Созн-е, с од.ст., формируется в д-ти, а с др., именно созн-е определяет д-ть. => изучение психики и исследование закономерностей её развития целесообразно строить на принципах деятельного подхода
  •   Внешние причины воздействуют только через внутренние условия. Совокупностью всех внутренних условий является личность с ее потребностями и способностями.Деятельность, которой занимается человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. Следовательно, особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека. 
  • , сознания в д-ти. Психика м.б. правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и рез-т д-ти. Идея о том, что общение ч-ка с миром не является прямым и непосредственным, но совершается посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменяло всю систему прежних взглядов на сознание. Его зависимость от предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе становится важнейшей проблемой психол. Сознание, ставя цели, проектирует активность субъекта и отражает реальность в чувственных и умственных образах. Считалось, что природа сознания социальна т. к. социальные отношения изменяются, сознание – это исторически изменчивый продукт.
    Рубинштейн наметил , которую детально разработал А.Н. Леонтьев. По Рубинштейну, в зависимости от характера мотивации различаются и деятельность, и поведение: преобладание в деятельности отношения человека к другим людям превращает её в поведение. Единицей поведения является поступок, а единицей деятельности - действие. Рубинштейн выделял в качестве основных следующие виды деятельности: труд, игра, учение

    В трудах С.Л. Рубинштейна, созданных на рубеже 40х годов, в проблематику общей психологии был включен весь  и показана зависимость развития всех сторон его сознания и личности от особенностей генеральной линии жизни индивида. Развитие стало пониматься как основной способ существования личности на всем протяжении её индивидуального пути.

    13. Что такое деятельностный подход в психологии?

    Деятельностным подходом (или по-другому теорией деятельности) называется подход, разработанный советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на основании культурно-исторического подхода Л. С. Выготского в 30-е годы 20 века. При этом следует заметить, что подход разрабатывался учеными параллельно и независимо друг от друга, однако в связи с общностью теорий, на которые они опирались (подход Выготского и философская теория Маркса) в их теориях прослеживается много сходств.

    Подход Рубинштейна

    Основной тезис деятельностного подхода: деятельность определяет сознание (а не наоборот). Теория представляет собой систему методологических и теоретических принципов, на основе которых авторы предлагают рассматривать психику и, в частности, сознание. Деятельность выступает в качестве предмета исследования и, согласно данной теории, опосредует все основные психические процессы. Опираясь на этот тезис, Рубинштейн выдвинул принцип «единства сознания и деятельности», согласно которому сознание и психика в целом формируются в процессе деятельности и проявляются в деятельности человека. Деятельность в данном контексте выступает не как совокупность определенных реакций на внешние стимулы, а как система, регулируемая сознанием. Сознание же в свою очередь описывается им не как некая субъективная реальность для познания самого себя, а как нечто, что может быть познано только через отношение к объективной реальности, в том числе через деятельность. Таким образом, деятельность и сознание формируются и развиваются в органичном единстве и при этом не тождественны друг другу. Сознание является одновременно и предпосылкой, условием всякого действия (мотив, направленность), и результатом этого действия, выражаемом в навыках, привычках, умениях и т.д.

    Подход Рубинштейна также называют субъектно-деятельностным подходом, поскольку рассматривается автором исключительно в контексте отношений деятельности и субъекта: «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

    Подход Леонтьева

    А.Н. Леонтьев, в свою очередь, занимался разработкой особенностей строения внешней и внутренней деятельности и их взаимосвязи. Его принцип строился совместно с другими представителями Харьковской психологической школы. По Рубинштейну, деятельностью называется некая совокупность действий, направленная на достижение поставленных сознанием целей. Леонтьев расширяет и уточняет это понимание: "Сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней". В результате исследования деятельности в неразрывной связи с сознанием удалось выявить следующие свойства деятельности:

    Свойство предмета психологического исследования (возможность познавать деятельность как самостоятельное явление, раскрывающее внутренний мир человека).

    Объяснительное свойство (в процессе исследования деятельности познается психическое содержание как ее результат).

    Неразрывность исследования деятельности и личности (субъекта) связана еще с тем, что деятельность как таковая не является простой реакцией, а манифестирует некоторое отношение к действительности, что автоматически включает в проблему исследования деятельности также и личностные особенности человека. Заслугой Леонтьева также можно считать и то, что он поставил вопрос развития психики в филогенезе, пытаясь объяснить происхождение психики в животном мире. Для этого он расширил свой принцип единства сознания и деятельности до более общего принципа – принципа единства деятельности и психики в различных ее формах. В этой связи деятельность была им разделена на три структурных единицы, каждая из которых связана с определенными условиями сознания:

    Деятельность—Действие—Операция

    Мотив – Цель – Условия протекания

    То есть, деятельность состоит из действий, а те в свою очередь из операций. Побудительной силой деятельности является мотив, действий – цель, а операции зависят от условий, в которых они выполняются. При этом деятельность как сложная структура, как правило, полимотивирована, то есть может побуждаться несколькими мотивами.

    Виды деятельности

    Анализируя работы Леонтьева и Рубинштейна по теории деятельности, можно классифицировать ее по нескольким критериям по направленности: на объекты внешнего мира; на другого человека; на самого себя. По предмету деятельности: Игровая; Учебная; Трудовая и прочее. Впоследствии Д.Б.Эльконин ввел понятие «ведущая деятельность» – деятельность, спровоцированная наиболее значимым в данный период жизни или для данной личности мотивом.

    14. Основные положения теории психической деятельности А.Н.Леонтьева?


    15. Основные положения теории психической деятельности С.Л.Рубинштейна?

    В качестве одной из программных работ Рубинштейна можно выделить "Основы общей психологии". В ней ученый подошел к рассмотрению психики, сознания и личности с позиций принципа развития. Он также сделал попытку раскрыть в единстве все существующие аспекты развития: от исторического и онтогенетического до жизненно-биографического. Сама деятельность субъекта также рассматривалась в процессе ее становления и совершенствования (на разных этапах усложнения жизненного процесса деятельность принимает новые формы и начинает строиться по-новому). В конкретизированном виде выступил принцип единства сознания и деятельности (раскрытие этого единства осуществляется в аспекте функционирования и развития сознания в деятельности; проявление сознания в деятельности есть одновременно развитие сознания через деятельность, а также его формирование).

    Рубинштейн дал методологическое определение природы психики как единства отражения и отношения, познания и переживания, гносеологического и онтологического. В этой же работе он представил развернутую характеристику сознания как высшего уровня организации психического. Сознание рассматривалось ученым как регулятор деятельности, осуществляя три взаимосвязанные функции — регуляции самих психических процессов, отношений субъекта к миру, а также регуляции деятельности как целостного проявления субъекта. Сознание, таким образом, выступало как высшая способность действующей личности.

    В своей книге "Бытие и сознание" (1957) Рубинштейн обратился к разработке принципа детерминизма как ключевого метода для философии, психологии и самой социальной жизни. Одной из важнейших методологических особенностей новой формулы детерминизма стало преобразование ложно поставленной философской проблемы: либо психическое материально и тогда объясняется только физиологически, либо оно идеально, тогда его сущность постигаема только за пределами материального мира.

    Наиболее существенные особенности деятельности Рубинштейн проанализировал в статье "Принцип творческой самодеятельности". Он отнес к ним:

    1) субъектность (деятельность всегда осуществляется субъектом, точнее субъектами);

    2) содержательность, реальность, предметность (деятельность не бывает символической и фиктивной);

    3) неразрывная связь с творчеством;

    4) связь деятельности с самостоятельностью.

    Ученый выдвинул следующие идеи относительно природы человека, отражающие суть деятельностного подхода:

    1. Всякое действие человека исходит из мотивов и направляется на цель.

    2. Деятельность и сознание образуют единство. Сам факт осознания своей деятельности изменяет характер ее протекания и, таким образом, перестает быть простой совокупностью ответных реакций па внешние раздражители.

    3. Осознанность действия зависит от отношения, складывающегося в ходе самой деятельности. Таким образом, сознательное действие — это действие, которое сопровождается сознанием.

    4. Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему сознательных действий, которая отличается от реакции иным отношением к объекту.

    5. Действие — это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Действие становится поступком по мере того, как его отношение к субъекту поднимается в план сознания и превращается в сознательное отношение.

    6. Единство сознания и поведения раскрывается в самом их содержании. Их единство основывается на единстве сознания и бытия, объективное содержание которого проявляется через сознание.

    7. Через деятельность субъекта его психика становится познаваема для других. Для познания психики нужно исходить из принципа единства внутренних и внешних проявлений.

    8. Деятельность понимается как взаимодействие субъекта с окружающим миром; это процесс, через который реализуется отношение человека к окружающему миру.

    9. Виды человеческой деятельности определяются по характеру основного продукта, который создается в деятельности и является ее целью: практическая (трудовая) и теоретическая (познавательная) деятельность.

    Единство сознания и деятельности, единство деятельности — внешней и внутренней, происхождение внутренней, психической деятельности из внешней, предметной, — все они утверждают производный характер психики, сознания, его вторичность по отношению к материальному миру — это убеждение ученого было поддержано представителями советской психологии.
    1   2   3   4   5   6   7   8

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом