Главная страница
qrcode

Ответы 31-45 кроме 39 42. 1. Что называют научной теорией, и чем научная теория отличается от лженаучной


Название1. Что называют научной теорией, и чем научная теория отличается от лженаучной
Дата05.02.2020
Размер0.91 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтветы 31-45 кроме 39 42.docx
ТипЗакон
#158563
страница4 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8


Согласно теории П. Я. Гальперина в процессе формирования умственного действия можно выделить шесть этапов:
Этап мотивации (создание личностного отношения к усвоению действий).
  • Формирование ориентировочной основы будущего действия. Ключевым моментом второго этапа является ознакомление на практике с составом будущего действия и итоговыми требованиями к действию
  • Этап материальных (с реальными предметами) или материализованных (с предметами-заместителями) действий. На данном этапе происходит практическое освоение действия с использованием предметов.
  • Этап внешнеречевых действий. На этом этапе действие продолжает осваиваться уже без опоры на реальные предметы. Начинается процесс Этап внутренней речи про себя. На пятом этапе выполнение действия уже не требует внешней речи — процесс выполнения действия полностью переносится во внутреннюю речь (речь «про себя»).
  • Этап умственных действий. На последнем этапе процесса формирования умственных действий завершается его переход во внутренний план (действие для своего выполнения уже не требует речевой основы). При этом действие подвергается существенным преобразованиям: оно сокращается, автоматизируется и уходит из сферы сознания.
    На каждом из выделенных этапов действие выполняется изначально в развернутой форме, но постепенно «свертывается» (сокращается).


    В ходе исследований проведенных П. Я. Гальпериным по теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий, изучения феномена интериоризации внешних действий и создания модели, воспроизводящей искомый феномен, возникла объективная необходимость дальнейшей оценки качества сформированного действия. Для этого П. Я. Гальпериным была создана система свойств человеческих действий.Все свойства действия делятся две группы:
    Первичные параметры действия, характеризующие любое человеческое действие:
    полнота свойств звеньев
  • мера дифференцировки существенных отношений от несущественных
  • уровень осуществления
  • энергетические свойства (временные и силовые характеристики)
    Вторичные параметры действия, представляющие собой результат интеграции первичных свойств:
    разумность — ориентация на полный состав действия и дифференциация существенных признаков от несущественных
  • осознанность — разумность и вербализованность действия
  • критичность — разумность действия, его осознанность и ориентировка на критерии качества действия
  • мера освоения — помимо первых трех вторичных свойств учитывает требуемую скорость и энергозатратность действия
    Теоретическое значение
  • П.Я.Гальперин предложил единицу анализа психической жизни человека — целенаправленное осмысленное развивающееся человеческое действие.
  • Созданный П. Я. Гальпериным метод планомерно-поэтапного формирование умственного действия с заранее заданными свойствами стал орудием развития душевной жизни.
  • Создал новый подход к методу исследования – формирующий эксперимент.
  • Создал систему контроля качества выполнения действия.
    Практическое значение
  • Использование метода планомерно-поэтапного формирования значительно сокращает время формирования навыков при повышении их качества (способствует автоматизации действий на высшем уровне).
  • Данная теория может быть использована на практике на всех уровнях образования.
  • На основании положений данной теории учениками и последователями П. Я. Гальперина было осуществлено множество прикладных проектов по совершенствованию содержания и процесса обучения.
    Теория Гальпеина — основные положения:
    Умственное развитие есть результат переноса внешних материальных действий во внутренний план восприятия, представлений и понятий.
  • Процесс переноса осуществляется через ряд этапов, на каждом из которых происходит новое воспроизведение действия и его системные преобразования. 
  • На первом этапе действие происходит во внешней материальной форме. На втором — в громкоречевой, ребенок вслух повторяет содержание ориентировочной схемы. На третьем постепенно исчезает внешняя сторона речи — действие осуществляется во «внешней речи про себя». На четвертом этапе речевой процесс уходит из сознания — действие выполняется во «внутренней речи».
  • Изменение действий по уровням составляет основу движения по этапам развития. Соответственно на первом этапе формируется мотивационная основа, на втором — ориентировочная, от особенностей которой зависит качество формируемого действия, на третьем этапе и далее начинается отработка действия.

      Научная школа В.М. Бехтерева
      В.М. Бехтерев «создал в науке материа­листическое направление, охватившее круг знаний о деятельности нервной сис­темы, которое получило название психоневрология [АММ В.М. Бехтерева, ф. I, ед. хр. 234]. Таким образом, почти тридцать лет сложная многомерная психоневро­логическая концепция В.М. Бехтерева, включавшая проблемы общей биологии, анатомии, физиологии, психологии, невропатологии, психиатрии, а также ана­лиз философских, социологических и педагогических вопросов, определяла не только создание и работу ряда исследовательских учреждений, но и периодиче­ских научных изданий, научных заседаний и съездов [Гервер А.В., 1926]. То, что школа В.М. Бехтерева сохранила свою самостоятельность, свидетельствует о специфичности ее мировоззренческого основания [Савостьянов А.Н., 2003].

      Научный вклад


      Бехтерев исследовал большой ряд 
      Широко использовал понятие «нервный рефлекс». Ввел в оборот понятие «сочетательно-двигательный рефлекс» и разработал концепцию этого рефлекса. Открыл и изучил проводящие пути спинного и 
      Описал некоторые болезни и разработал методы их лечения («Постэнцефалитические симптомы Бехтерева», «Психотерапевтическая триада Бехтерева», «Фобические симптомы Бехтерева» и др.). В 1892 Бехтеревым была описана «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» («Болезнь Бехтерева», «Анкилозирующий спондилит»). Бехтеревым выделены такие заболевания, как «хореическая падучая», «сифилитический множественный склероз», «острая мозжечковая атаксия алкоголиков».

      Создал ряд лекарственных препаратов. «Микстура Бехтерева» широко использовалась в качестве успокаивающего средства. Многие годы исследовал проблемы гипноза и внушения, в том числе при алкоголизме. Более 20 лет изучал вопросы полового поведения и воспитания ребенка. Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей. Многократно критиковал психоанализ (учения 
      Кроме того, Бехтерев разрабатывал и изучал связь между нервными и психическими болезнями, 
        Психоанализ в советской психологии
        Психоанализ как научное движение утвердился в России еще до 1917 г., обладая собственным журналом и небольшой, но активной группой сторонников в Академии наук. Революция, что не удивительно, привела к отсеву в этой группе, в особенности к уходу в 1920 г. ее ведущей фигуры - Николая Осипова (Осипов полагал, что большевики будут проявлять враждебность по отношению к психоанализу, хотя в действительности все оказалось совсем не так). Оставшиеся же, как и многие другие интеллектуалы из среднего класса в те времена, относились к революции либо с подозрением либо безразлично.

        Но самую выдающуюся роль в деле спасения психоанализа среди невиданных социальных потрясений мировой войны и революции суждено было сыграть одному из немногих специалистов, которые испытывали политические симпатии к большевизму, психиатру Татьяне Розенталь. Те факты ее биографии, о которых мы узнаем из книги Миллера, просто восхищают: присоединившись к большевикам во время революции 1905 г., она познакомилась с трудами Фрейда в медицинском училище, решила стать психоаналитиком и опубликовала в 1911 г. в качестве своей первой научной работы исследование о связи между психоанализом и художественной литературой, основанное на творчестве датской писательницы Карен Михаэлис (Michaelis).



        В этот период в Советском Союзе появлялись всевозможные объединения детей и экспериментальные школы; большевики предпринимали полномасштабную попытку реорганизации системы образования, уходя от схоластики и механической зубрежки к тому типу политехнической школы, который предпочитал обучение через опыт и был основан на прогрессивных педагогических теориях Джона Дьюи (Dewey). Принцип "без наказаний" не являлся уникальной особенностью школы Шмидт: политика Народного комиссариата просвещения во главе с большевиком Анатолием Луначарским была направлена на отмену наказаний, экзаменов и домашних заданий во всех школах. И даже в правоохранительной системе такие термины, как "вина", "преступление" и "наказание" были исключены из первого советского Уголовного кодекса 1919 г., поскольку они использовались для прикрытия социальных причин преступности

          Работа А.Н. Леонтьева «Проблемы развития психики»
          Докторская диссертация 1940 года была посвящена развитию психики в Концепция Леонтьева отчасти продолжала линию Выготского в психологии, утверждая ведущую роль социальной детермина­ции личности, минимизировала роль врожденного, наследствен­ного, природного (но в отличие от Выготского, Леонтьев вслед за Рубинштейном разрабатывал деятельностный подход), отчасти представляла оригинальный, целиком основанный на деятель­ности подход к личности.

          Психологическое развитие человека —по А.Н.Леонтьеву —это процесс развития его деятельности, сознания, личностию.

          Традиционной для российской психологии является сформулированная А.Н. Леонтьевым в работе «Проблемы развития психики» идея о возникновении психики на основе появления чувствительности у живых организмов. Активность простейшего живого организма (например, инфузории) направлена на установление взаимодействия с окружающей его средой. Единственной для простейших формой взаимодействия со средой является раздражимость.

          Дискретность среды привела к появлению новой формы раздражимости – чувствительности.

          А.Н. Леонтьев предложил выделять несколько стадий развития психики животных. Согласно его точке зрения, эволюция психики животных включает три стадии:

          1.Стадию элементарной сенсорной психики.

          2.Стадию перцептивной психики.

          3.Стадию интеллекта.


          Именно А.Н.Леонтьев заложил основы так называемогодеятельностного подхода в психологии.Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходи­мого его момента возникает психическое “вообще”. Деятельность рассматривалась им как одинаково присущая и человеку, и жи­вотным; правда, в последнем случае она трактовалась как жизне­деятельность.

          А.Н.Леонтьев исходил из различениявнешней и внутренней деятельности.Внешняя деятельность —это чувственно-пред­метная, материальная деятельность. Внутренняя— это деятель­ность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.

          Согласно взглядам А.Н.Леонтьева, внутренняя деятельность вторична:она формируется на основе внешней предметной дея­тельности. Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психо­логии термином“интериоризация”.

          При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

          Существует и обратный переход —от внутренней деятельно­сти к внешней. Такой переход обозначается термином“экстериоризация”.Опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану —примеры эксте-риоризации.


          А.Н.Леонтьев, продолжая линию исследований сознания, намеченную Л.С.Выготским, поставил вопрос о том,из чего об­разуется сознание, как оно возникает, каковы его источники.Онвыделял в сознании три образующих:чувственная ткань образа, значение и личностный смысл.
          По А.Н.Леонтьеву, одновременно с формированием высших, специфических человеческих психических процессов формируются и осуществляющие их функциональные органы мозга.

          Таким образом, в работах А.А.Ухтомского и А.Н.Леонтьева самопсихическоепредстает какфункциональный орган индивида, как реальность особого рода, имеющая собственные закономерно­сти становления и формирования.
            Работа А.Н. Леонтьева «Эволюция психики»
            Теория А. Н. Леонтьева

            Относительно становления и развития психики и поведения у животных существует целый ряд гипотез. А. II. Леонтьев рассматривал эволюцию психики как эволюцию отражения, выделяя и анализируя качественные особенности психического отражения на каждой стадии развития, начиная от простейших животных и кончая человеком.

            В основу описанных им стадий психического развития Леонтьев положил признаки наиболее глубоких качественных изменений, которые претерпела психика в процессе эволюции животного мира. Согласно этой концепции, в развитии психики и поведения животных можно выделить ряд стадий и уровней. А. Н. Леонтьев выделял четыре основные стадии развития психики: элементарную сенсорную, перцептивную, стадию интеллекта и сознательную. Каждая из стадий характеризуется определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения.

            Стадию элементарной сенсорной психики Леонтьев определял как стадию, на которой деятельность животных "отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения". Находящиеся на этой стадии развития животные обеспечивают поддержание жизни за счет чисто сенсорных связей со средой, используя для достижения предметов потребностей отдельные ощущения. А. Н. Леонтьев считал, что этот уровень развития психики отмечается у всех беспозвоночных и некоторых низших позвоночных животных.

            Стадия перцептивной психики, по Леонтьеву, "характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей". Психическое отражение и жизнедеятельность животных на этой стадии в целом характеризуются способностью к восприятию целостного объекта, вещи. Жизненно необходимые связи со средой осуществляются соответственно на уровне не отдельных свойств, а вещей. В поведении животного выделяется содержание деятельности, направленное не непосредственно на предмет воздействия, а на тс условия, в которых оно находится в окружающей среде. Вместо однообразных актов поведения, контролируемых какими-либо сенсорными воздействиями, развиваются сложные формы инстинктивного поведения, состоящие из отдельных, объединенных общим биологическим смыслом звеньев. К этой стадии развития психики А. Н. Леонтьев относил основную массу птиц и млекопитающих.

            Стадия интеллекта выделена А. Н. Леонтьевым для наиболее высокоразвитых млекопитающих – некоторых хищных, приматов, дельфинов и т.д. Ее отличительными особенностями являются способность к рассудочной и когнитивной деятельности.

            Сознательная стадия развития относится к человеку. Психика человека отличается от психики наиболее высокоразвитых животных наличием второй сигнальной системы и сознания, сформировавшихся в результате перехода к общественной по своей природе орудийно-трудовой деятельности. А. Н. Леонтьев отмечал три главных фактора формирования человеческого сознания:

            1) сознание человека возникает "в условиях активного воздействия на природу", что связано с познанием с "активно-познающим отражением";

            2) человеческое сознание "возможно лишь в условиях существования языка, возникающего одновременно с ним в процессе труда";

            3) индивидуальное сознание невозможно само по себе, оно существует лишь в рамках общественного сознания, в условиях выработанных обществом понятий и языковых значений.


              Работа С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии»

              сихика, сознание отражает объективную реальность, существующую вне и независимо от нее; 






              1) в сознании отдельного индивида зна­ние обычно представлено в некоторой специфической для него ограниченности, 
              2) оно в сознании индивида обрамлено и пронизано рядом дополнительных мотивационных компонентов, от которых знание, как оно представлено в системе науки, обычно отвлекается.

              В сознании отдельного индивида, поскольку он остается в рамках своей инди­видуальной ограниченности, знание объективной реальности часто выступает в специфически ограниченных, более или менее субъективных формах, обуслов­ленных зависимостью их не только от объекта, но и от познающего субъекта. Знание, представленное в сознании индивида, является единством объективного и субъективного.*


              В сознании индивида знание не представлено обычно в «чистом», т.е. абст­рактном, виде, а лишь как момент, как сторона многообразных действенных, мотивационных, личностных моментов, отражающихся в переживании.

              Осознание пере­живания – это всегда выяснение его объективного отношения к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано. Осознание переживания, таким образом, всегда и неиз­бежно – не замыкание его во внутреннем мире, а соотнесение его с внешним, предметным миром.



              Бессознательное или неосознанное чувство – это, само собой разумеется, не чувство, не испытанное или не пережитое (что было бы противоречиво и бессмысленно), а чувство, в котором переживание не соотнесе­но или неадекватно соотнесено с объективным миром.


              Мы наметили, таким образом, «механизм» осознания. 

                Работа А.Н. Леонтьева «Потребности, мотивы, эмоции»
                I. Потребности

                II. Мотивы




                Эмоции выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами они не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. При этом речь идет не о рефлексии этих отношений, а именно о непосредственном их отражении, о переживании. Образно говоря, эмоции следуют 

                III. Эмоциональные процессы






                  Работа Б.Ф.Ломова «Методологические и теоретические проблемы психологии».
                  Б. Ф. Ломовым был разработан ряд методологических и теоретических проблем психологической науки, в том числе принципы системного подхода в психологии как основного инструмента познания психики. Он рассматривал психические процессы как системные, органически вписанные во всеобщую взаимосвязь явлений и процессов материального мира и сами выступающие по отношению к ним как органическое единство при раскрытии своих уникальных качеств.

                  Согласно Ломову, понимание психического предполагает его анализ в плане воздействия на него совокупностей внешних и внутренних отношений, с которыми оно вступает в связь прежде всего в качестве единого целого. Исследователь исходил из того, что психическое выступает как отражение действительности и активное отношение к ней, как природное и социальное, как сознательное и бессознательное.

                  Психика как система, по Б. Ф. Ломову, — это многомерное, иерархически организованное динамическое целое. В этой связи им ставилась задача выявления множественности систем бытия человека по отношению к единству его психических свойств. Ядро его системного подхода образуют следующие шесть основных принципов:
                  Психические явления должны восприниматься и анализироваться с нескольких сторон: как некоторая качественная единица, как внутреннее условие взаимосвязи и взаимодействия объекта со средой, как совокупность качеств, приобретаемых индивидом, и как результат активности микросистем организма. Целостное описание явления предполагает сочетание всех планов исследования.
                1. Психические явления многомерны, а потому они должны рассматриваться с разных сторон и в различных системах измерения.
                2. Система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также разделяется на те или иные уровни.
                3. Свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминающее пирамиду: на вершине находятся основные психические свойства, в основании — свойства, их раскрывающие, а грани представляют собой различные категории психических свойств. Так и получается, что системном рассмотрении необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка.
                4. Целостное познание психического явления подразумевает учёт множественности его детерминант. В их число входят причинно-следственные связи, общие и специальные предпосылки психических явлений, опосредствующие звенья, различные внешние и внутренние факторы. Одни и те же детерминанты могут в одних условиях выступать в роли предпосылок, а в других — в роли самостоятельного фактора или опосредующего звена.
                5. Психические явления должны изучаться в их динамике и развитии. Целостность и дифференцированность психических явлений возникают, формируются или разрушаются в ходе развития человека как их носителя, жизнь которого сама представляет собой полисистемный процесс. Таким образом, психическое развитие человека и можно представить как постоянное движение, возникновение, формирование и преобразование его основных качеств и свойств.

                    Работа Л.С. Выготского «Развитие высших психических функций»

                    Лев Семенович Выготский разработал фундаментальную теорию становления и развития высших, специфически человеческих психических функций у ребенка. Основная идея Выготского – о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).

                    Его концепция называется «культурно-исторической» потому, что, согласно этой концепции, сознание ребенка, специфические особенности его высших психических функций (произвольная память, произвольное внимание) формируются у ребенка в общении со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков, выработанных в процессе общественно-исторического развития. Эти знаки опосредствуют его «низшие» (непроизвольные) психические функции и тем самым ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка.
                    1   2   3   4   5   6   7   8

                    перейти в каталог файлов


  • связь с админом