Главная страница
qrcode

Ответы 31-45 кроме 39 42. 1. Что называют научной теорией, и чем научная теория отличается от лженаучной


Название1. Что называют научной теорией, и чем научная теория отличается от лженаучной
Дата05.02.2020
Размер0,91 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтветы 31-45 кроме 39 42.docx
ТипЗакон
#158563
страница6 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8

Зона ближайшего развития (ЗБР)


Для объяснения вопроса о влиянии обучения на развитие Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка:
Зона актуального развития – уже достигнутый ребенком уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которые он способен решать полностью самостоятельно, без помощи взрослого. Уровень актуального развития ребенка показывает нам, какие психические процессы у него уже сложились, т.е. фактически по его актуальному развитию мы можем судить об уже завершенных циклах развития.
  • Зона ближайшего развития (ЗБР). Обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач ребенком. Второй уровень выше первого, так как при помощи взрослого ребенок способен решать более сложные задачи. Это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. ЗБР – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.
    Выготский сделал следующие выводы: 1) обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития. И потому Выготский делает главный вывод: педагогика должна ориентироваться  не на вчерашний, а на завтрашний день развития (т.е. на зону ближайшего развития ребенка). То, что ребенок сегодня делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет делать самостоятельно. Таким образом, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка.

      Работа Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса»

      1. Многие теории развивались, используя раз­ную методологию исследования (разные методы получения эмпирических данных и формулируя разные типы гипо­тез, в свою очередь предполагавших разные пути их проверки).

      Выдвижение эксперимен­тальной психологии в самостоятельную дисциплину был связан не с переосмыслением спосо­бов постановки и решения вопросов об организации теоретико-эмпи­рического исследования применительно к разным теориям.

      2. Нет единства: в понимании предмета, способа получения эмпирических данных, способов

      1976 г. – Поль Фресс: психология находится в состоянии кри­зиса.

      1993 г., круглый стол журнала «Вопросы философии» - поня­тие кризиса в контексте противопоставления естественно-научного и гуманитарного мышления.

      Симптомы кризиса:

      1. Различие двух основ­ных методологических платформ в психологии, задающее дихотомии низших и высших психических явлений.

      2. Различие методов — ана­литического (научного, косвенного) и феноменологического (с принятием постулата непосредственности).

      3. Несовпадение научного познания и непосредственного восприя­тия — другой аспект кризиса. (Идеалистическая психология пытается изучать сознание прямыми методами; Она субъективна. Рефлексология и бихевиоризм, изучавшие поведение без психики, хотя и следовали объективному методу, но допускали противоположную ошибку, теряя доступ к высшим формам психики).

      4. Различие методов:






        Работа Л.С. Выготского «Мышление и речь»

        Проблема мышления и речи принадлежит к кругу тех психологических проблем, в которых на первый план выступает вопрос об отношении различных психологических функций, различных видов деятельности сознания. Центральным моментом всей этой пробле­мы является, конечно, вопрос об отношении мысли к слову.

        1   2   3   4   5   6   7   8

        перейти в каталог файлов


  • связь с админом