Главная страница

История медицины - ответы на вопросы к зачету. 1. История медицины как наука, цель, определение, задачи


Скачать 156,59 Kb.
Название1. История медицины как наука, цель, определение, задачи
АнкорИстория медицины - ответы на вопросы к зачету.docx
Дата15.11.2016
Размер156,59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаIstoria_meditsiny_-_otvety_na_voprosy_k_zachetu.docx
ТипДокументы
#5027
страница1 из 9
Каталогid187774742

С этим файлом связано 13 файл(ов). Среди них: 22_Oxford_Case_of_Histories_in_Cardiology.pdf, Istoria_bolezni_po_propedevtike_Khronicheskaya.doc, Istoria_bolezni_po_propedevtike_Khronicheskaya_...doc, Istoria_bolezni_po_infektsii_Ostry_virusny_ge.doc, Istoria_bolezni_po_infektsii_Ostry_virusny_ge.doc, Skhema_istorii_bolezni_psikhiatria.pdf, Desyat-velichayshih-otkrytiy-v-istorii-mediciny.epub и ещё 3 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

1. История медицины как наука, цель, определение, задачи.
История медицины – наука, изучающая развитие медицинской деятельности и медицинских знаний в непрерывной связи с развитием и сменой общественно-экономической формации в связи с общей историей культуры народов.
Цель: сформировать историко-медицинское мышление, поставить прошлое на службу настоящему.
Задачи:
1) Достоверное освещение событий, фактов;
2) Усвоение, осмысление исторических фактов;
3) Формирование исторического мышления;
4) Воспитание у медика высоких моральных качеств.

2. Принципы истории медицины:
1) Историзма;
2) Сочетание национального и интернационального;
3) Сочетание общего и частного;
4) Поиска и оценки главного и второстепенного;
5) Преемственности идей и открытий;
6) Достоверности.

3. Периоды Всемирной истории.
Период Всемирной истории/ Условные хронологические рамки/ Общественно-экономическая формация/ Абсолютный возраст:
1 История первобытного общества/ 2млн. лет назад - 4-1 в до н. э./ Первобытно-общинная/ 2 млн.лет;
2 История Древнего мира/ 4 в до н. э. - середина 1 тыс. н.э./ Рабовладельческая/ 4 тыс. лет;
3 История Средних веков/ 476 – 1640 годы/ Феодальная/ 12 веков;
4 Истрия Нового времени/ 1640 – 1917 годы/ Капиталистическая/ 3 века;
5 История Новейшего времени/ 1917 г - наше время.


4. Источники изучения истории медицины, классификация (лекция).

Все, что создано ранее человеческим обществом и дошло до наших дней в виде материальной и духовной культуры, письменности нашего языка, идеологии, нравов, обычаев является историческим источником.
Первоисточники – объекты созданные человеком на основе объективного образа, объективного мира (история болезни).
Вторичные источники – основываются на первоисточниках, суммируя и анализируя и сопоставляя их. Они обладают большой степенью обобщения по сравнению с первоисточниками (диссертация, учебник).
Все исторические источники делятся на 7 основных групп:



  • письменные;

  • вещественные (материальные);

  • этнографические;

  • устные (фольклорные);

  • лингвистические;

  • кинофотодокументы;

  • фонодокументы.


Письменные источники - это рукописный или печатный документ, выполненный на папирусе, керамике, бумаге, камне, глине, дереве, коре и др. Они могут быть подлинными или копиями.
Вещественные (материальные) источники, основную часть которых составляют археологические памятники, включают и антропологический материал (ископаемые останки человека).
Этнографические источники характеризуют явления культурной и общественной жизни, унаследованные человечеством от предшествующих эпох. К ним относятся суеверия, обряды, верования, обычаи, поверия и т.д.
Устные (фольклорные) источники - это созданные народом и характеризующиеся устной формой передачи образов реальной действительности.
Лингвистические источники - отображение в речевой форме реальной исторической действительности.
Кинофотодокументы, источники, фиксирующие события, которые могут быть воспроизведены повторно.
Фонодокументы отображают звуковую сторону исторического факта и представляют собой фонограмму, сделанную в момент события. 

5. Медицина в Московском государстве 15-17вв. Характеристика эпохи.
Борьба русского народа против монголо-татарского ига (1240—1480) объединила русские земли вокруг Москвы, историческая роль которой особенно возросла во времена княжения Ивана Калиты (1325—1340) и Дмитрия Донского (1363—4389).
Вплоть до конца XVII столетия народная медицина занимала на Руси ведущее положение. Опыт русской народной медицины отражен в многочисленных исторических и историко-бытовых повестях того времени.
В лечебниках этого периода значительное место отводилось хирургии (резанию). Среди резальников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака и вина. Инструменты (пилки, ножницы, долота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими кишками животных. Для извлечения металлических осколков стрел применяли магнитный железняк. Славились на Руси и оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей.
Развитие торговли с соседними странами значительно расширило познания русских людей об иноземных лекарственных средствах. На Руси многократно переписывалась переведенная в ХIII в. с греческого «Христианская топография» Косьмы Индикоплова.Индийские лекарственные средства были издавна известны на Руси. О них сообщается в древнерусских травниках, повести «Александрия» (о походе Александра Македонского в Индию), в путевых заметках (1466—1472) тверского купца Афанасия Никитина«Хождение за три моря», которые в силу их большой исторической значимости были включены в русскую летопись, а также в «Вертоград» («Сад здоровья»), переведенном с немецкого в 1534 г. Николаем Булевым. 
6. Народная медицина. Эпидемии.
В связи с развитием ремесла в Киевской Руси (IX-XIII вв.) получила развитие народная медицина. В феодальной Руси XI-XVI вв. носителями медицинских знаний были народные врачи-ремесленники, лечцы, а также врачеватели, для которых лечение людей было профессией – лекари. Свой практический опыт они передавали из поколения в поколение, в лечебной практике широко используя различные средства растительного, животного и минерального происхождения. Основное место в древнерусской медицине занимали «зелия» растительного происхождения: гвоздика рекомендовалась при слабости зрения, в качестве противопростудных давали имбирь, перец считался панацеей от всех болезней, мускатный орех применялся, как мочегонное средство. Особый «авторитет» имело семейство луковых, а в особенности лук и чеснок. В старинных травниках отмечалась их способность стимулировать регенерацию кожи при ожогах, ушибах, ранениях. Из средств животного происхождения врачеватели применяли сырую печень трески, желчь животных, сало, молоко. При болезнях сердца, при эпилепсии, душевнобольных, при запоях применяли секрет железы кабарги – мускус. Из минеральных средств они широко использовали полудрагоценные и драгоценные камни: камень лазурит применялся в качестве слабительного, алмаз - для смазывания краев гнойных ран и язв, для лечения десен при цинге. Из агата в Древней Руси изготавливали сосуды для перевозки и хранения лекарств, уже тогда агат славился, как лечебное средство. Особым уважением пользовался аметист, он почитался, как противоядие при алкогольном отравлении.
За советом и помощью к народным врачевателям обращались, как простые люди, так и великие князья. Опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках. Рукописные лечебники можно считать медицинскими энциклопедиями, так как помимо болезней и лекарств, в данных лечебниках излагалось течение болезней, способы их распознавания.
Лечение врачей-ремесленников (лечцов) и лекарей-профессионалов было доступно лишь имущим слоям.
Врачеванием занимались светские люди: мужчины и женщины, а также духовенство (главным образом монахи в монастырях после принятия христианства). Врачевание считалось почетным занятием, многочисленные письменные памятники тому подтверждение. 
Для времени Киевско-Новгородского государства характерно наличие определенного уровня санитарной культуры: общественной, пищевой, личной. Внедрение в быт санитарно-гигиенических мероприятий Киевской Руси опережало соседние с ней страны. При раскопках в Новгороде был обнаружен деревянный трубопровод, бани, относящиеся к X- XI веку. Простуду, радикулит, остеохондроз лечили в бане, здесь же рожали детей.
Для светских (вольных) врачевателей была установлена плата за лечение, в отличие от «безмездной» монастырской. Безмездным врачевателем слыл лечец Агапит. Среди светских врачевателей были и иностранцы (лечец-армянин, Петр Сириянин).

В средние века торговые ворота страны открывали путь "повальным эпидемиям". К концу XIV в. их связь с прибытием торговых судов была очевидна. На Руси такими воротами были крупные торговые города Псков и Новгород: известно о 12 эпидемиях, разразившихся в них за короткий период XIV—XV вв. Мысль о «прилипчивости» заразы привела к введению предохранительных мер. Сначала это выразилось в изоляции больных и оцеплении неблагополучных мест: умерших погребали «в тех же дворах, в которых кто умрет, во всем платье и на чем кто умрет». Общение с зачумленными домами прекращалось, их жителей кормили с улицы через ворота. Во время эпидемии чумы 1521 г. в г. Пскове князь Михаил Кислица «велел... улицу Петровскую заперети с обою концов».
В конце XVI — начале XVII в. карантинные меры стали приобретать государственный характер. С 1654 по 1665 г. в России было издано более 10 царских указов «о предосторожности от морового поветрия». Во время чумы 1654—55 гг. на дорогах были установлены заставы и засеки, через которые никого не разрешалось пропускать под страхом смертной казни, невзирая на чины и звания. Все зараженные предметы сжигались на кострах. Письма по пути их следования многократно переписывали, а подлинники сжигали. Деньги перемывали в уксусе. Умерших погребали за чертой города. Священникам под страхом смертной казни запрещалось отпевать умерших. Лечцов к заразным не допускали. Если же кто-либо из них случайно посещал «прилипчивого» больного, он был обязан известить об этом самого государя и сидеть дома «впредь до царского разрешения».
Прекращались ввоз и вывоз всех товаров, а также работы на полях. Все это вело к неурожаям и голоду, который всегда шел вслед за эпидемией. Появлялись цинга и другие болезни, которые вместе с голодом давали новую волну смертности.
Медицина того времени была бессильна перед эпидемиями, и тем большее значение имела система государственных карантинных мероприятий, разработанная в то время в Московском государстве. Важное значение в борьбе с эпидемиями имело создание Аптекарского приказа. 
7. Аптекарский приказ (1620). Первые аптеки.
Под влиянием войн, экономических и общеполитических условий появилась необходимость создания государственной организации медицинского дела, что и было проведено в конце XVI века в правление Ивана IV и, в особенности в середине XVII века, в правление Алексея Михайловича. Начало государственной организации здравоохранения в Московском государстве было положено открытием Аптекарской палаты (1520), переименованной в Аптекарский приказ (1620), который просуществовал в течение всего XVII века. Аптекарский приказ, как высшее государственное медицинское учреждение, осуществлял руководство всем медицинским и аптечным делом в России и обладал широкими функциями: ведал мероприятиями по охране страны от эпидемических болезней, приглашением из-за границы врачей и аптекарей, подготовкой отечественных медицинских кадров, закупкой медикаментов и оборудования, сбором лекарственных трав, выдачей жалования. В ведении Аптекарского приказа находилось также обеспечение войск лекарствами, назначение в войска медиков, организация лечения больных и раненых. В первые годы своего существования он располагался на территории Московского Кремля, в каменном здании напротив Чудова монастыря. Сначала это было придворное лечебное учреждение, попытки создания которого восходят ко временам Ивана Грозного (1547—1584), когда в 1581 г. при царском дворе была учреждена первая на Руси Государева (или «царева») аптека, т. к. обслуживала она только царя и членов царской семьи. Располагалась аптека в Кремле и длительное время (почти в течение века) была единственной аптекой в Московском государстве. В том же 1581 г. по приглашению Ивана Грозного прибыл в Москву на царскую службу придворный врач английской королевы Елизаветы Роберт Якоб (Jacobus, Robertus); в его свите были лекари и аптекари (один из них по имени Яков), которые и служили в Государевой аптеке. Таким образом, первоначально в придворной аптеке работали исключительно иноземцы (англичане, голландцы, немцы); аптекари-профессионалы из прирожденных россиян появились позднее.
Первоначальной задачей Аптекарского приказа являлось обеспечение лечебной помощью царя, его семьи и приближенных. Выписывание лекарства и его приготовление были сопряжены с большими строгостями. Предназначенное для дворца лекарство отведывалось докторами, его прописавшими, аптекарями, его приготовившими, и, наконец, лицом, которому оно сдавалось для передачи «наверх». Предназначенные для царя «отборные врачебные средства» хранились в аптеке в особой комнате — «казенке» за печатью дьяка Аптекарского приказа.
Являясь придворным учреждением, «царева аптека» лишь в порядке исключения обслуживала служилых людей. Сохранилось немало челобитных на имя царя с просьбой отпустить им то или иное лекарство.

Из медицинских документов того периода наибольший интерес представляют докторские «сказки», которые отражали уровень медицинских знаний в России в XVII веке. В «сказках» есть сведения об освидетельствовании больных и раненых, способах лечения болезней, описывался характер ранений, методы лечения ран, давался перечень применявшихся для лечения трав, минеральных средств. По данным «сказок» можно судить об известных в XVII веке болезнях: ангина, рожа, опухоли, «падучая», «сухотка» (туберкулез), водянка, «каменная», «лихорадочная», «чечуйная» (геморрой), «весница». Затрудняясь с постановкой диагноза, врачи указывали лишь симтомы болезней («распух», «ноги опухли», «лом в ногах», «в голове лом» и др.) Об уровне постановки диагноза свидетельствуют многие примеры из врачебной практики, имеются записи с постановкой зубоврачебных диагнозов: «Гришка Афанасьев ранен саблею, отрублен нос и верхние губы и зубы передние... рана тяжела. Ивашка Андронов ранен в голову: пушечным ядром переломило висок левой в трех местах. Раны тяжелы. Алешка Федотов ранен: опалило лицо из пушки и нос сшибло».
В некоторых «сказках» даются прогнозы заболевания, не всегда оптимистичные: «…а лечить его не мочно, потому что болезнь у него застарела». В этих документах есть заключение о том, годен ли человек к несению службы.
В основу терапии было положено использование лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. Важнейшим источником для получения лечебных трав в Москве были аптекарские сады и огороды (у Каменного моста, в Немецкой слободе, за Мясницкими воротами и др.).
В 1581 году была создана первая государственная аптека в Кремле для обслуживания царского двора, а в 1673 году – вторая государственная аптека в Москве. В указе сказано: «На Новом гостином дворе – где приказ Большого приходу, очистить палаты, а в тех палатах указал Великий государь построить аптеку для продажу всяких лекарств всяких чинов людям». 
8. «Новая аптека», снабжение аптек, штат аптекарского приказа.

Первая аптека для населения в Москве была открыта в 1672 году. Предназначенная для свободной продажи лекарств, она была учреждена на коммерческой основе и располагалась на бойком месте—в новом гостином дворе на Ильинке (ныне улица Куйбышева). На эту аптеку возложили снабжение войск лекарствами, а населению здесь продавали лекарства по цене, обозначенной в «указной книге»—так назывался первый ценник лекарств.

Ни новая, ни старая (царская аптека в Кремле, против Чудова монастыря, на участке, занимаемом теперь зданием Президиума Верховного Совета СССР. Эта аптека обслуживала только царскую семью.) аптеки не сохранились. До нас дошло лишь изображение здания Земского Приказа, построенного царем Федором Алексеевичем в 1680 году на Красной площади у Воскресенских ворот (на месте нынешнего Исторического музея). В 1699 году Петр I открыл в нем Главную казенную аптеку.

Аптекарский приказ создал довольно стройную по тем временам систему сбора лекарственных растений. Сбор лекарственных трав возлагался на податные сословия в качестве обязательной повинности. Существовал и целый штат особых сборщиков—«травников». Лекарственное сырье поступало на особые склады, так называемые аптекарские дворы. В XVII веке в Москве их было несколько: на Варварке (ныне улица Разина), близ Арбатских ворот, на Смоленской улице возле Воздвиженского монастыря (угол проспекта Калинина и улицы Маркса—Энгельса). Сохранилось лишь одно из строений этого двора (трапезная) на территории Музея архитектуры имени А. В. Щусева.
9. Доктора медицины и лекари. Подготовка лекарей. Епифаний Славинецкий.

На том этапе истории доктора медицины занимались по преимуществу, лечением внутренних болезней; лекари лечили наружные болезни и занимались хирургией.

В Средние века не было ученых степеней кандидатов и докторов наук. Степень доктора медицины того времени сравнима с современным званием врача. В европейских университетах выпускник защищал докторскую диссертацию, после успешной защиты ему присваивали степень доктора медицины. Лекари университетского образования не имели.

Подготовка лекарей в Московском государстве долгое время носила ремесленный характер: ученик в течение ряда лет обучался у одного или нескольких лекарей, затем несколько лет служил в полку в качестве лекарского помощника. В 1654 была открыта первая Лекарская школа, при Аптекарском приказе. Обучение будущих лекарей было наглядным и велось у постели больного. Анатомию изучали по костным препаратам и анатомическим рисункам. В 17 веке в Россию проникли идеи европейского возрождения, а вместе с ними и некоторые медицинские книги.

Епифаний Славинецкий.

Перевел труд А. Везалия "Эпитоме" по анатомии. Преподавал в Лекарской школе при Аптекарском приказе в Москве.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов
связь с админом