Главная страница
qrcode

1. Конституционное право как отрасль права понятие предмет и методы правового регулирования место в системе российского права


Скачать 190.35 Kb.
Название1. Конституционное право как отрасль права понятие предмет и методы правового регулирования место в системе российского права
Дата28.07.2019
Размер190.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаBilety_KP.docx
ТипДокументы
#157235
страница6 из 13
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Содержание социально-экономических прав и свобод






Вопрос 33. Права и свободы человека и гражданина в сфере труда. Социальные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституция 1993 г. более четко сформулировала права человека в сфере труда, применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно обусловлено изменением роли государства, переставшего быть единственным собственником всех средств производства и вследствие этого, как раньше, единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым работы.

Однако это не означает устранения государства от обеспечения прав граждан в сфере труда. Его роль здесь многогранна. Государство:

1. запрещает принудительный труд;

2. закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

3. утверждает право на защиту от безработицы;

4. признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Государство своей политикой призвано создавать и другие условия, способствующие экономическому развитию страны, наиболее полной занятости населения, подготовке квалифицированных кадров работников и управляющих; защите прав человека в сфере труда.

Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностью соответствует положениям Международного пакта от 16.12.1966 г.«Об экономических, социальных и культурных правах».

Трудовые права и свободы (ст. 37 Конституции РФ) включает:

- Свободу труда;

- Право на труд и на защиту от безработицы;

- Право на забастовку;

- Право на отдых.

Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможность отстаивать свое достоинство и интересы.

Комплекс трудовых отношений регулируется Трудовым кодексом, принятым 30 декабря 2001 г. Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Кодекс закрепляет основные принципы регулирования трудовых отношений: свободу труда, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, защиту от безработицы, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, равенство прав и возможностей работников, обеспечение права каждого работника на своевременную выплату справедливой заработной платы, обеспечение права на объединение, социальное партнерство и др.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество (бомжи) и т.д.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания.

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимателю или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно, чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о минимальном размере оплаты труда, а работодателя выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие по безработице в размере 45-75% среднего заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т.е. лиц наемного труда), Конституция гарантирует установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Трудовой кодекс (ст. 91) устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Законом установлены все предусмотренные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят и более высокие стандарты.

Социальные права человека и гражданина РФ

Они позволяют решить задачу, сформулированную в ст. 7 Конституции, которая провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, деятельность которого должна быть направлена прежде всего на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Виды социальных прав и свобод:

- Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания обучения и творчества (часть 2 статьи 26 Конституции РФ)

- Право на свободный выбор религиозных и иных убеждений и действий в соответствие с ними (статья 28 Конституции РФ).

- Право на защиту материнства, детства и семьи (часть 1 Конституции РФ).

- Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и других случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции РФ).

- Право на жилище (часть 1 статья 40 Конституции РФ).

- Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41 Конституции РФ).

- Право на благоприятную окружающую среду (часть 1 статьи 42 Конституции РФ).

- Право на образование (статья 43 Конституции РФ).

- Право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества или преподавания (часть 1 статьи 44 Конституции РФ).

- Право на защиту интеллектуальной собственности (часть 1 статьи 44 Конституции РФ).

34. Культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
















35. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.
Основные обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов гос-ва, общества, других граждан.

1. Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15 п.2 Конституции). Строгое соблюдение Конституции и законов государства всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, всеми гражданами и их объединениями - одно из важнейших условий поддержания режима законности и правопорядка в государстве. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности соблюдать законы влечет за собой возможность применения к виновным государственно-правового принуждения. Применение санкций к правонарушителям имеет главной задачей охрану установленного порядка.

2.Обязанность уплаты налогов. Согласно ст.57 Конституции РФ "каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы устанавливающие, новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно ст.104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть вынесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. В целях обеспечения проведения налоговой политики в структуру исполнительной власти включены Государственная налоговая служба и Департамент налоговой полиции Российской Федерации.

3. Обязанность охраны природы (ст.58 Конституции РФ) . Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам."

4. Обязанность защиты Отечества (ст.59 Конституции РФ). Защита Отечества является долгом и обязанностью граждани­на Российской Федерации." Употребление в Конституции категории "долг" указывает на особое место обязанности по защите Отечества среди других юридических обязанностей гражданина.

5.Обязанность военной службы. Основной, наиболее активной формой реализации обязанности защиты Отечества является служба в Вооруженных Силах Российской Федерации. Статья 59 Конституции РФ устанавливает, что "гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

6. Обязанности детей и родителей.
7. Обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, Закон РФ «Об образовании»);

8. заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, Основы законодательства РФ о культуре, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и др.);

36. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Правовые гарантии основных прав и свобод человека и гражданина можно определить как систему установленных и реализуемых государством правовых мер, направленных на их защиту и охрану

Под такого рода охраной понимаются взаимосвязанные меры, осуществляемые государственными органами и общественными организациями, направленные на предупреждение нарушений прав и свобод, устранение причин, их порождающих, и способствующие нормальному процессу реализации личностью своих прав и свобод.

Под защитой - способ осуществления права, применяемый в установленном законом порядке компетентными органами в целях восстановления нарушенного права.

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина:

1) Государственная защита прав и свобод. В соответствии со статьёй 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина определяют содержание всех органов государственной власти и местного самоуправления. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления и принимает меры по восстановлению нарушенных прав, о судебной защите см. ниже

2) Право на самозащиту. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (статья 45 Конституции РФ). Право на самозащиту раскрывается, в частности, в гражданском законодательстве (статья 14 ГК РФ "Самозащита гражданских прав"), в уголовном законодательстве (статья 37 "Необходимая оборона", статья 39 "Крайняя необходимость" УК РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению.

3) Судебная защита прав и свобод. В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Порядок обращения в суд, судебной защиты прав, судебного обжалования, судопроизводства устанавливается Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, другими федеральными законами.

4) Право на международную защиту. В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

5) Квалифицированная юридическая помощь. Статьёй 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юридическую помощь.

6) Защита прав потерпевших. В соответствии со статьёй 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба.

7) Право на возмещение вреда. Согласно статье 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Статья 1069 ГК РФ устанавливает ответственность государства за вред, причинённый государственными органами (а также органами местного самоуправления) и их должностными лицами, статья 1070 ГК РФ - ответственность государства за вред, причинённый органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также порядок возмещения такого вреда,

8) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Президент РФ как гарант прав и свобод человека и гражданина не только сам обязан соблюдать положения Конституции и законодательства, закрепляющие права и свободы граждан, но и обеспечить их реализацию и защиту всеми другими государственными органами.

В этих целях он: ежегодно обращается c посланиями к Федеральному Собранию; участвует в законотворческом и бюджетном процессе;  решает вопросы гражданства; предоставляет политическое убежище; осуществляет помилование; может выразить недоверие главе субъекта РФ, отправить в отставку Правительство и использовать другие публично-правовые механизмы обеспечения прав и свобод.

Правительство РФ

Например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ обязано принимать меры по обеспечению пенсионных прав граждан, Министерство внутренних дел – решать вопросы борьбы c преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств и т. п.

Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) органов власти, должностных лиц,, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Вправе посещать все органы власти; присутствовать на заседаниях запрашивать и получать сведения, документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и государственных служащих; проводить проверки; поручать проведение экспертных исследований и подготовку заключений; знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решениями и приговорами.

37. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.














38. Особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.







Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением следующих прав и свобод:

1. Свобода передвижения и выбор места жительства;

2. Право избирать и быть избранными;

3. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на предпринимательскую или иную не запрещенную законом экономическую деятельность ;

4. Право: находиться на государственной или муниципальной службе; замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом России; быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

5 . Быть командиром воздушного судна гражданской авиации, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации.

6. Иностранный гражданин не может быть призван на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не может поступить на военную службу в добровольном порядке и не может быть принят на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала.

7. Особый порядок регистрации по месту жительства.

8. Административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина или пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства.

Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации, в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений…..

Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.…..

Особые права и социальные гарантии

1) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации или перемещения по территории РФ;

3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания;

4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения;

5) охрану в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

6) пользование жилым помещением, предоставляемым из фонда жилья для временного поселения;

7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации;

8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве;

9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации;

10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации;

11) получение содействия в устройстве детей в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования;

15) участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации и др.

39. Основные черты конституционно-правового статуса Российской Федерации.

















1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов


связь с админом