Главная страница

1. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Существует много определений понятия общество


Скачать 0,61 Mb.
Название1. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Существует много определений понятия общество
Анкорobshestvo.pdf
Дата16.10.2017
Размер0,61 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаobshestvo.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#42917
страница14 из 15
Каталогr.nikolaeva97

С этим файлом связано 34 файл(ов). Среди них: obschestvo_dosrochny4.pdf, obshestvo.pdf, Tema_7_Ekonomika_i_ee_rol_v_zhizni_obschestva.pdf, Tema_6_Pravovoe_regulirovanie.pdf и ещё 24 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
53. Федерация, ее субъекты.
Федерация есть одна из форм государственного, или политико-территориального, устройства.
Современная Россия как государство федеративное создано на национально- территориальной основе. Большинство федераций мира являются асимметричными, в том числе и Россия. Асимметрия заложена в структуре федеративных государств, в которых различные субъекты имеют неодинаковый конституционно-правовой статус. В России асимметричность проистекает из неодинаковости субъектов Федерации. Конституция РФ делит субъекты Федерации на шесть видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
Республики (21) являются государствами, имеют свои конституции, гражданство, бюджет, налоговую систему и т.п. Остальные субъекты являются государственными образованиями, не имеющими прав, которыми обладают республики, хотя многие из них по потенциалу,, численности населения, ресурсам и т.п. значительно превосходят республики. К тому же в некоторые из них входят автономные округа. Данная неодинаковость порождает неравноправие субъектов как в отношениях между собой, так и во взаимоотношениях субъектов с федеральными органами государственной власти.
Последнее противоречит ст.5 Конституции РФ, подчёркивающей, что “во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты
Российской Федерации между собой равны”.
Федеративное устройство Российской Федерации основывается на Федеративном договоре от 31 марта 1992 г. и Конституции РФ (1993). Данные политико-правовые документы содержат, закрепляют принципы федеративного устройства России: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти её субъектов, равноправие и самоопределение народов
РФ, равноправие субъектов РФ. Особенностями российского федерализма являются следующие положения: Россия была провозглашена федерацией, а не создана путём добровольного объединения её частей-субъектов; поэтому она была не конституционно- договорной, а конституционно-правовой федерацией; она создавалась как асимметричная
Федерация; субъекты РФ создавались по национально-территориальному признакам; субъекты Федерации права сецессии (выхода) не имеют; статус субъекта Федерации может быть изменён.
Статус российского федеративного государства характеризуется его суверенитетом, распространяющимся на территорию всей страны, высшей властью в отношении всей территории. Конституционные и федеральные законы обладают верховенством на всей территории России. Российская Федерация имеет единое гражданство, государственные флаг, гимн и герб России, общие федеральные органы государственной власти. В структуре федеральных органов государственной власти отражена федеральная природа страны. Так, парламент страны – Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат, в одну из которых – Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта

Федерации. Федерация имеет единую денежную и кредитную систему, единый государственный бюджет и т.д.,
Федерация является наиболее сложным государственным образованием. Так, в РФ входят
21 республика, 6 краёв, 49 областей, два города федерального значения (Москва, Санкт-
Петербург), 10 автономных округов и Еврейская автономная область. Отношения между ними и центральными органами федеральной государственной власти строятся в правовом смысле на основе Конституции РФ, Федеративного договора и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти акты определяют: исключительные предметы ведения и полномочия Федерации; предметы совместного ведения и полномочия Федерации и её субъектов; исключительные полномочия субъектов
Федерации.
Исключительные полномочия Федерации охватывают полномочия в сфере государственного строительства и правотворчества; в сфере экономического и социально- культурного развития; в сфере международных связей и внешнеэкономической деятельности; в сфере обороны страны, государственной безопасности и охраны правопорядка и др.
К совместным полномочиям Федерации и её субъектов Конституция относит обеспечение соответствия конституцией и законов республики, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; общественной безопасности; режима пограничных зон; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и др. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Конституционно-правовой статус республики определяется Конституцией РФ и
Конституцией республики. В соответствии с ним республика имеет органы государственной власти, конституционно-правовую систему, своё гражданство, республиканскую символику, свой государственный язык, возможность быть самостоятельным участником международных связей, отношений при координирующей роли федеральных органов и др.
Конституционно-правовой статус краёв, областей, городов федерального значения определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта РФ. Этот статус предполагает наличие органов государственной власти, устава, собственного законодательства, возможность иметь свою символику, собственную территорию, границы которой не могут быть изменены без согласия субъекта РФ, возможность быть участником международных связей, отношений при координирующей роли федеральных органов и др.
54. Государство, его признаки.
Государство – важнейший институт политической системы общества. Отличительной чертой государства является суверенность (верховная власть, независимость).
Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять всё общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, которые должны выполнять все члены общества, и осуществлять правосудие.
Любое государство характеризуется целым рядом признаком. Часть из них отличает государство от организации власти в первобытном обществе.
К ним относятся следующие признаки:
Наличие особой публичной власти, отделённой от общества и не совпадающей с ним;

Государственная власть осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия), который состоит из людей, специально для данной цели организованных и располагающих материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций;
Территориальная организация власти и населения. Если при родовом строе люди были объединены кровнородственными связями и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности и действует по территориальному признаку. Государственная власть распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровнородственной связи. Население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом;
Налоги (займы). Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и организации, имеющие какие-то доходы, получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.
Вторая группа признаков отличает государство от иных политических организаций
современного общества (политических партий, профсоюзов и др.):
1. Суверенитет – верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества и одновременно её независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет характеризуется двумя сторонами – верховенством и независимостью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Независимость характеризует самостоятельность государства на международной арене.
2. Монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, общеобязательные для населения всей страны.
Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определённого исторического этапа развития.
По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние.
Внутренние функции – это основные направления деятельности государства внутри страны.
Среди внутренних функций государства необходимо выделить следующие: функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства; функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов; экономическая функция (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т.д.); социальная функция (система социальной защиты населения, здравоохранение и образование, пенсионное обеспечение и т.д.); экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей); идеологическая функция (пропаганда определённых идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т.д.).
Такой набор функций государства – свидетельство полного огосударствления общества, характерное для тоталитарных режимов. С изменением социальной структуры общества на современном этапе насилие в отношении многих социальных групп перестаёт быть
актуальным. Государство уменьшает своё присутствие в экономике. Не может быть признана главной и идеологическая функция: общество должно развиваться в условиях идеологического и политического плюрализма. На первый же план выходит охрана интересов, прав и свобод человека. В деятельности государства важны также учёт и координация интересов различных групп населения, защита прав меньшинств, охрана окружающей среды.
Внешние функции – это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими государствами.
К внешним функциям относятся: защита общества, государства от внешней угрозы (строительство вооружённых сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т.д.); функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями
(экономическое сотрудничество, участие в различных международных организациях и т.д.).
Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу,
«уходя» из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Но в кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.
В последней трети двадцатого века во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которое в совокупности характеризуют его как государство правовое. В социально – политической жизни это означает верховенство права в обществе во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства.
Нерушимость его закрепляется в Конституции страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже соблюдения конституционных предписаний стоит
Конституционный суд и вся система судов правового государства.
Верховенство права в обществе как главный принцип правового государства и предопределяет и прочие6 его принципы, в частности подчинения закону самого государства, его органов и должностных лиц, других организаций, граждан.
Формы правления
Истории известны различные типы государства – рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, правовое. Каждому типу присуще свои формы, которые зависят: от формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Формы правления или политические режимы:
Монархия – власть одного человека передаваемая по наследству.
Демократия – народовластие, всеобщая избирательная система.
Олигархия – власть немногих.
Охлократия – власть толпы.
Аристократия – власть высших слоёв общества.
Тирания – единоличная власть, основанная на насилии.
Республика - выборная власть.
По форме правления мы сегодня выделяем монархию (абсолютную, конституционную или парламентскую); республику (президентскую, парламентскую, смешанную).
По форме государственного устройства: унитарное, федеративное, конфедеративное.

По политическому режиму: демократическое, авторитарное, тоталитарное.
55. Политический плюрализм. Становление многопартийности в России.
Разнородность общественных элементов – один из важных признаков демократии, правового государства. Самостоятельность и равноправие разнообразных партий и движений в определении своих целей и действий в обществе создают благоприятную обстановку для творчества, поиска альтернативных путей развития. Терпимость к оппонентам, готовность к компромиссам, поиск консенсуса способствуют политической консолидации общества в целом.
Плюрализм – это принцип организации общества, основанный на признании многообразия существующих интересов и их конкуренции. Политический плюрализм является условием и признаком демократического режима.
Политический плюрализм:
признает создает необходимые условия для реализации поощряет многообразие интересов политических организаций и интересов, конкурирующих между собой.
Плюрализм является полной противоположностью монополистического принципа организации общества. Среди политических организаций, включенных в политическую систему (движения, группы, клубы и др.). важнейшими по значению являются партии.
Политическая партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.
Партия имеет определённую структуру и политические цели. Партии играют большую роль в демократическом обществе и являются связующим звеном между гражданским обществом и государством. Некоторые учёные считают, что политические партии обязательно стремятся к политической власти в своём государстве. Они выражают интересы тех слоёв общества, которые представляют и стремятся донести их до государства, государственных органов.
Признаками партии являются:
наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии; наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; фиксированное членство; разветвленная сеть первичных местных организаций.
Под многопартийностью понимают наличие двух или нескольких партий – как общественное явление, так и многопартийность как система партийной власти.
Многопартийная система является важным признаком демократического государства. Это означает, что в стране существует больше одной партии. Это важно потому, что таким образом представлены интересы различных групп общества, появляется возможность оппозиции правящим структурам, уничтожается возможность узурпации власти одной партией или группировкой.
Наиболее эффективной считается партийная система, включающая от двух до пяти партий. Наличие множества политических партий ведёт к их слабости, раздробленности в обществе, размытости и дублированию их позиций.
Многопартийность способствует поиску согласия с представителями различных политических партий в выработке стратегии и тактики в различных сферах общества.
Партии России молоды, их становление протекает в трудный период отечественной истории – переход от тоталитаризма к свободе и демократии, рыночным отношениям, существует раскол в обществе, отсутствие правой и политической культуры населения.
История политических партий начинается с XVIII — XIX вв. Первоначально политические партии формировались в результате объединения парламентских фракций.

Сейчас наряду с этим путём создания партий существуют ещё несколько. Партии возникают в результате трансформации непартийных структур. Довольно часто партии создаются популярными и влиятельными политическими деятелями. Особой разновидностью политических партий стали массовые партии, которые формировались в результате стихийных социальных движений.
Функции политических партий:
политическая; социального представительства; социальной интеграции; политического реконструирования; идеологическая; электораторная; осуществлять набор новых членов.
Существует несколько классификаций политических партий в соответствии с
различными критериями: в зависимости от способа организации внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на кадровые и массовые. Первые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях. Массовые же партии имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями; в зависимости от степени участия в осуществлении политической власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Последние могут быть легальными (деятельность которых разрешена государством и которые официально зарегистрированы) и нелегальными
(запрещенные государством и действующие подпольно); по устойчивости существования политические партии подразделяются на стабильные и неустойчивые; по характеру членства политические партии могут быть открытыми (со свободным членством представителей различных социальных слоев) и закрытыми (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема); по характеру целей и отношению к существующему общественно-политическому строю партии делятся на революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные
(выступают за восстановление старых, отживших общественных структур); по месту в политическом спектре общества партии можно условно подразделить на левые
(коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся, социализацию производства, создание основ социалистического общества), правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).
В Конституции РФ (принята 12 декабря 1993 г.) признаётся политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне
невелика численность. С другой стороны, интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной мере.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

перейти в каталог файлов
связь с админом