Главная страница

1. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Существует много определений понятия общество


Скачать 0,61 Mb.
Название1. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Существует много определений понятия общество
Анкорobshestvo.pdf
Дата16.10.2017
Размер0,61 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаobshestvo.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#42917
страница15 из 15
Каталогr.nikolaeva97

С этим файлом связано 34 файл(ов). Среди них: obschestvo_dosrochny4.pdf, obshestvo.pdf, Tema_7_Ekonomika_i_ee_rol_v_zhizni_obschestva.pdf, Tema_6_Pravovoe_regulirovanie.pdf и ещё 24 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
56. Политика, её субъекты и объекты, цели и средства.
Почти на всём протяжении существования человечества и особенно в современный период политика играла огромную роль как в жизни отдельных людей, так и целых народов.
Термин “политика” (от греч. polis – город) в Древней Греции обозначал различные формы государственного правления. Позже он стал обозначать “искусство управления государством”, “государственные дела”.
Политика существовала не всегда. Основными причинами её появления можно считать
следующие: поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждавшихся в разрешении; возросший уровень сложности и значимости управления обществом, который потребовал формирования особых, отделённых от общества, органов власти.
Появление политической и государственной власти и есть важнейшая предпосылка политики.
Политика — это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей.
Существует несколько трактовок термина "Политика":
Политика — это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.
Политика — сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
Функции политики:
выражение значимых интересов всех групп и слоёв общества; интеграцию различных социальных слоёв; обеспечение дальнейшего развития общества; управление и руководство общественными процессами; политическая социализация личности (т.е. процесс освоения индивидом социально- политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль).
По масштабам проведения различают локальную, региональную, общенациональную и международную политику, а по срокам осуществления — текущую, долговременную и перспективную.
Субъекты политики – это индивиды, социальные группы, слои, организации, которые участвуют в процессе реализации политической власти или влияние на неё. Субъектами
политики могут быть: классы, нации и др.; государство, партии и т.д.; привилегированные группы; политические лидеры.

Объекты политики (т. е. общественные отношения, сферы общественной жизни, на которые направлена политика) разнообразны. Внутренняя политика регулирует отношения политической власти внутри общества, внешняя – отношения между государствами на международной арене.
Политика как всякая сознательная деятельность имеет определенные цели. Они могут быть долгосрочными и текущими, актуальными и неактуальными, реальными и нереальными.
Цели той или иной политики зависят от субъектов осуществления политики, от их интересов, от назревших социальных потребностей, от состояния общества. В политической практике остро стоит вопрос о соотношении целей и средств политической деятельности. Оправдывает ли «высокая», благородная цель «грязные», насильственные методы ее достижения? Часть мыслителей, политиков-практиков утверждали нерасторжимость политики и морали, верховенство моральных норм в политике
(Аристотель, И. Кант). Но такой подход ведет к отрыву политики от реальности, делает ее малоэффективной и догматичной. Другой подход связан с именем Н. Макиавелли, отделявшего политику от морали (в соответствии с известной формулой: «Цель оправдывает средства»). Но использование неправедных средств для достижения
«высоких» идеалов не только аморально, но и часто приводит к результатам, заметно отличающимся от заранее поставленных целей. Очевидно, необходима целая система мер общественного контроля за деятельностью политиков — мер, основанных на общечеловеческих ценностях (прежде всего правах и свободах человека).
57. Политический статус личности.
Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказывать влияние на политическую жизнь страны.
Все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности. Каждый человек потенциально является активным субъектом политического процесса. Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те роли, функции, которые она выполняет.
Политическими ролями личности могут быть следующими:
рядовой член общества, не оказывающий ни какого влияния на политику; человек, состоящий в общественной организации или в движении; гражданин, состоящий в выборном органе, который является активным членом политической организации; профессиональный политик; политический лидер.
Процесс освоения индивидом социально политических знаний норм, ценностей и навыков деятельности, в результате, которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности.
Политическая социализация происходит как объективно, так и целенаправленно.
Типы участия личности в политике: бессознательное (поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм), сознательное (способность изменить свою роль и свое положение).
Политическая социализация личности — это процесс политического становления личности, вхождения человека в мир политики, его подготовки и включения в отношения власти.
Назначение:
воспроизводство политической системы общества, его норм, ценностей, отношений;
передача новым поколениям политического опыта, воплощённого в нормах политической культуры; приобретение личностью новых, ранее неизвестных политических знаний за счёт его собственной деятельности, усвоение нового, ранее неизвестного политического опыта.
Политическая социализация – не однолинейное, последовательное восхождение к политике. Кто-то будет активен, кто-то пассивен, а кто-то принципиально предпочитает держаться от политики подальше.
Условия и факторы политической социализации:
Внешние объективные условия и факторы, косвенно влияющие на процесс формирования качеств личности (историческая обстановка, экономическая ситуация).
Широкая социальная среда (общественное политическое сознание и организация общества).
Непосредственная социальная среда (конкретная ситуация, ближайшее окружение индивида).
Биогенетические и психологические особенности индивида.
Природно-географические условия.
Социальный статус (положение индивида).
Структуры, оказывающие влияние на политическую социализацию личности:
Органы государства — политическое образование в учебных заведениях, политические союзы, партии, общественные движения и организации.
Средства массовой информации — не ставят в качестве главной цели политическую социализацию индивида
Семья — имеет монополию на ребёнка в ранние годы жизни, прививает определённые нравственные качества, без которых не может существовать политическая жизнь.
Школа, сверстники — оказывают влияние через обучение, преподавание, неформальные связи.
58. Парламентаризм. Федеральное Собрание РФ.
Система разделения властей между законодательными, исполнительными и судебными ее ветвями является одной из гарантий против установления диктатуры какого-либо государственного органа или должностного лица. Этот принцип разделения означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою присущую ему власть. Эти три ветви власти могут взаимно контролировать и уравновешивать друг друга.
Теория разделения власти уходит своими истоками еще в античные времена, хотя окончательно сформировалась в трудах английских и французских мыслителей XVII—
XVIII вв. Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье. Она исходила из вполне рациональной предпосылки: в любом государстве необходимо осуществлять три вида деятельности — принимать законы, исполнять их и наказывать нарушителей этих законов. Естественно, что более эффективно и компетентно будут выполнять эти функции государственные органы, специализированные только на одной из них. Но есть и другой аспект проблемы: с точки зрения сохранения демократии целесообразно распределить три этих направления государственной деятельности между тремя различными ветвями власти, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком или одним органом.
Будучи относительно независимыми, эти три ветви власти могут взаимно контролировать и уравновешивать друг друга. При последовательно проведенном принципе разделения властей законодательная власть вверяется высшему представительному органу — парламенту, в составе которого заседают избранные народом представители — депутаты.
Исполнительная власть, которая принадлежит президенту и правительству, формируется законодательными органами или населением, подконтрольна и подчинена парламенту.

В компетенции законодательной власти находится система правосудия. Законодательная власть не вмешивается в исполнительно-распорядительную деятельность правительства.
Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом.
Принцип разделения властей нельзя абсолютизировать. Для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.
Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом. При такой организации власти избранные народом представители получают не только монопольное право на законодательство, но и реальные рычаги контроля над органами исполнительной власти.
Выборы парламента должны обеспечить всем гражданам, имеющим право голоса, равные возможности в избрании своих представителей. Избранные в высший законодательный орган депутаты образуют фракции (объединения депутатов от одной партии для более эффективного проведения согласованной политики), профильные комитеты и комиссии для предварительного обсуждения законопроектов. Деятельность парламентов освещается средствами массовой информации, депутаты обязаны периодически работать в своих округах, отчитываться перед избирателями. В некоторых государствах существует право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий (так называемый императивный мандат). Власть парламента велика, но не безгранична. Установлению парламентской диктатуры препятствуют такие институты системы разделения властей, как право вето у главы государства на законопроекты, принятые парламентом, право роспуска парламента, возможность признания закона неконституционным и его отмена решением Конституционного Суда.
Парламентом России является Федеральное Собрание. Оно состоит из двух палат: Совета
Федерации и Государственной Думы.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Депутаты
Госдумы работают на профессиональной постоянной основе.
Совет Федерации утверждает изменения границ между субъектами РФ, назначает выборы
Президента РФ, назначает на должность судей Конституционного Суда РФ и др.
Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя
Правительства РФ и др.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
Затем они передаются на рассмотрение Совету Федерации. Закон вступает в действие после его подписания Президентом РФ.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

перейти в каталог файлов
связь с админом