Главная страница

1. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Существует много определений понятия общество


Скачать 0,61 Mb.
Название1. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Существует много определений понятия общество
Анкорobshestvo.pdf
Дата16.10.2017
Размер0,61 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаobshestvo.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#42917
страница2 из 15
Каталогr.nikolaeva97

С этим файлом связано 34 файл(ов). Среди них: obschestvo_dosrochny4.pdf, obshestvo.pdf, Tema_7_Ekonomika_i_ee_rol_v_zhizni_obschestva.pdf, Tema_6_Pravovoe_regulirovanie.pdf и ещё 24 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
6. Нации и межнациональные отношения в современном обществе.
Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.
Признаки нации:
общности территории; общность языка; общность экономической жизни; общие черты психического склада; национальное самосознание.
Нация возникает в период зарождения капитализма. В этот период складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство.
Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов.
На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.
Этносы — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.
Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего это племена, народности и нации.
Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов.
Россия – многонациональное государство. Нерусское население составляет около 18% и включает, по оценкам авторов программы микропереписи 1994 г, представителей более
170 этносов. Специалисты-этнографы иногда насчитывают в России в 1,5 – 2 раза больше этнических общностей. По своему национально-государственному устройству Российская
Федерация не имеет аналогов в мире. Среди субъектов Российской Федерации 32 имеют статус национально-территориальных, для которых "коренными" являются более 40 этносов. Около 7% населения, включающего около 130 этносов и этнических групп, не имеют национально-территориальных образований в России.
Межнациональные взаимоотношения всегда отличались своим противоречивым характером — тяготением к сотрудничеству и периодическими конфликтами.
Межнациональные отношения – материя особо тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.
Национализм — идеология, суть которой в проповеди особенности и/или исключительности своего народа, приоритета национальных ценностей и т.д.

Крайней формой национализма является шовинизм, проповедующий исключительность своей нации, противопоставление интересов своей нации интересам остальных наций, разжигающий национальную вражду и ненависть.
Национализм возникает как реакция этноса на деструктивный действия внешней среды.
Как политический принцип национализм формировался в процессах образования государств, распада империй. На современном этапе национализм многих этнических общностей — своего рода ответная реакция на усиливающийся общемировой процесс интернационализации.
Причины межнациональных конфликтов: территориальные споры; исторически возникшая напряжённость в отношении между народами; политика дискриминации, проводимая господствующей нацией; попытки национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности; стремление народов к созданию собственной государственности.
При решении этих конфликтов необходимо соблюдать гуманистические принципы политики в области национальных отношений: отказ от насилия и принуждения; поиск согласия на основе консенсуса всех участников; признание прав и свобод человека важнейшей ценностью; готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции.
Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.
С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
Межнациональные отношения — материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.
В современном мире, в том числе и в России, существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами: территориальными спорами; исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами; политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов; попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности; стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности.
Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия.
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:
отказа от насилия и принуждения; поиска согласия на основе консенсуса всех участников; признания прав и свобод человека важнейшей ценностью; готовности к мирному урегулированию спорных проблем.
7. Исторический процесс и его участники.
Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
Основу исторического процесса составляют исторические факты. При изучении таких фактов следует помнить о том, что: любой исторический факт представляет собой элемент объективной реальности, тесно связанный с другими элементами. Каждый исторический факт влияет на последующее развитие общества; содержание факта исторического процесса является результатом деятельности субъектов исторического общества.
Под субъектами исторического процесса обычно понимаются те индивиды и их общности, которые принимают в нём непосредственное участие. Такими субъектами могут быть народные массы.
Народными массами можно назвать социальные общности, сложившиеся на определённой территории, члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и вместе создают материальные и духовные ценности.
Ещё одним субъектом исторического процесса являются социальные группы и общественные объединения. Социальные группы выделяются по различным признакам – возрастному, половому, профессиональному, религиозному и т.д. Наиболее распространёнными социальными группами являются классы, сословия, страны.
Каждая из социальных групп имеет общие черты, составляющие в совокупности социальный характер данной группы.
Большое влияние на исторический процесс оказывают и отдельные личности, которых учёные называют историческими деятелями. Таковыми традиционно считают тех, кто осуществляет власть. Однако кроме них большое влияние на развитие общества оказывают великие учёные и деятели культуры и искусства.
Исторический процесс складывается из поступков, как отдельных личностей, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.
Ступени человеческой истории
В науке существует несколько подходов к определению этих ступеней (стадий), различающихся в том числе в зависимости от того, какой фактор общественного развития признаётся основополагающим.
Один из подходов к историческому процессу принято называть формационным. Учение об общественно-экономических формациях как ступенях исторического процесса, по которым последовательно восходит человечество как единое целое, разработал К. Маркс и
Ф. Энгельс. Решающим фактором общественного развития при этом являлся способ производства, как соотношение уровня развития производительных сил и производственных отношений. Политическая структура и духовная сфера общества – это надстройка, всецело зависящая от способа производства. Движущей силой исторического развития являются противоречия производительных сил и производственных отношений, антагонистических классов и классовой борьбы, что неизбежно ведёт к социальной революции.
Целью исторического процесса в марксизме выступает коммунизм – общество, в котором не будет социального неравенства, лозунгом которого станет: “От каждого – по способностям, каждому – по потребностям” К. Маркс выделял пять общественно- экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная,
капиталистическая и коммунистическая (её первая стадия – социализм). Одной из основных черт этой теории общественно-экономического развития является убеждённость в том, что всё человечество закономерно проходит определённые ступени (стадии) развития.
Идею стадиального развития разделяют и большинство сторонников теории постиндустриального общества, где ступенями развития выступают доаграрное общество
– аграрное общество – индустриальное общество – постиндустриальное общество.
К стадиальному принципу относится и теория модернизации, по которой все общества делятся на традиционные и современные. Переход первых ко вторым и составляет содержание модернизации. Согласно этой теории, основой модернизации является замена конкретных отношений традиционного общества (тесная связь человека с природой, приспособление к окружающей среде; созерцательное, образное мышление; важная роль традиций; сословно-кастовая, иерархическая структура, коллективизм, вмешательство государства во все сферы деятельности общества, господство принципа “власть выше закона”) формально-рациональными отношениями современного общества.
Главными чертами современного общества признаются индивидуальная свобода личности; свобода хозяйственной деятельности, основанной на частном предпринимательстве; незыблемость прав человека, политический плюрализм, интенсивное производство, рациональное мышление, правовое государство, неприкосновенность частной собственности.
Обычно формационному подходу к изучению общества противопоставляют цивилизационный. Их отличие можно свести к следующим линиям сравнения:
Формационный подход
Цивилизационный подход
Главное внимание уделяется изучению объективных, независимых от человека закономерностей развития.
Решающая роль отводится в истории общества материальным факторам, прежде всего производству.
Общество рассматривается как движение от более низкой ступени развития к более высокой.
В центре изучения – человек. Общество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной, политической и других видов деятельности.
Определяющее значение имеют мировоззрение, система высших духовных ценностей, ядро культуры.
Общество – это совокупность цивилизаций, каждая из которых неповторима, прогресс относителен.
Однако надо отметить, что внутри цивилизационного подхода существуют два направления: линейно-стадиальная теория цивилизаций и теория локальных цивилизаций.
Сторонники линейно-стадиальной теории цивилизаций рассматривают общество сквозь призму цивилизаций-стадий. Отличие данной трактовки истории общества от формационного только в том, что определяющим критерием стадий-ступеней выступает не материальное производство, а система культурных ценностей.
Важно помнить, что понятие “цивилизация” очень многозначно и используется разными исследователями в разных смысловых контекстах.
Так, ещё в XVIII веке ряд мыслителей выделял последовательные периоды дикости, варварства и цивилизации. В этом смысле цивилизация выступает синонимом высших достижений человека и человечества.
Часто в линейно-стадиальном значении используется понятие античная цивилизация, средневековая цивилизация, современная цивилизация. Ряд исследователей выделяют следующие ступени-цивилизации:

Космогенная цивилизация. Природа (космос) определяет формы жизнедеятельности данного общества (цивилизация древности и средневековья).
Техногенная цивилизация (индустриальная) определяется развитием науки и техники, машинного производства.
Антропогенная цивилизация (информационная, постиндустриальная) основана на развитии информационных технологий и приоритете прав человека.
Второе направление в рамках цивилизационного подхода – теория локальных цивилизаций. Её основное отличие от всех вышерассмотренных концепций в том, что её сторонники не выделяют в истории человечества каких-то единых ступеней – стадий.
Наиболее последовательно данная теория разработана в произведениях А. Тойнби. По его мнению всемирная история представляет собой совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. Каждая цивилизация проходит в своём развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой цивилизации.
В этом значении цивилизация – это некий организм, развивающийся в определённой культурно-географической зоне, обладающей неповторимым своеобразием и уникальной исторической судьбой. Таким образом, локальной цивилизации свойственны единое пространство, единая система ценностей и определённый архетип (т.е. совокупность осознаваемых и неосознаваемых установок и стереотипов индивидуального и коллективного поведения). Понятие “архетип” весьма близко к понятию “менталитет”
(ментальность) – это глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определённым образом. Примером локальной цивилизации можно считать российскую цивилизацию. Ядром этой цивилизации будет выступать система высших духовных ценностей.
Так, писатели и историки относят к таким ценностям российской цивилизации духовность, веру в особое предназначение, коллективизм и общинность, максимализм в решении проблем и т.д.
Развитие цивилизации может идти двумя путями – изнутри, через естественные изменения собственно культуры и системы ценностей, или под влиянием других цивилизаций, политико-государственная оболочка в этом случае утрачивает свою непроницаемость.
Существуют разные точки зрения на проблему соотношения цивилизационного и формационного (стадиального) подхода к развитию общества: каждый тип цивилизации нужно рассматривать как самостоятельный, имеющий собственные этапы развития, не надо пытаться загнать цивилизации в прокрустово ложе стадий-ступеней (например, в развитии российской цивилизации никогда не было рабовладельческого этапа, феодальная и капиталистическая стадии развития хронологически не совпадают с западноевропейскими и обладают специфическими чертами); формационный подход отражает глобальность изменения истории человечества. Внутри каждой формационной модели можно выделить отдельные локальные цивилизации
(например, в рамках рабовладельческой общественно-экономической формации существовали древнегреческая, древнеримская, эллинистическая цивилизации и др.); устойчивые цивилизации в их пространственных рамках как бы рассекаются формационными эпохами с их хронологическими рамками. При всей своей несхожести каждая цивилизация проходят универсальные стадии-ступени, выделяемые с учётом целого комплекса экономических, социальных, политических, духовных факторов
(например, в рамках развития российской цивилизации выделяются стадия феодализма, капитализма, современного общества).

Попробуем соотнести приблизительно все вышеназванные подходы к изучению общества и перечислить основные традиционно выделяемые ступени человеческой истории: ступень – первобытность (примерно 3 – 2,5 млн. лет назад – IV тыс. до н.э.) - первобытнообщинная общественно-экономическая формация, доаграрное, традиционное общество охотников и собирателей. Для нее характерны присваивающий характер хозяйства, полная зависимость человека от природы, “первобытный коммунизм”, где неравенство в распределении благ определяется половозрастным отличием, господство коллективистского начала над личностью, отсутствие государства и письменной культуры. ступень – древность (примерно IV тыс. до н.э. – V в.н.э.) – рабовладельческая общественно-экономическая формация, доиндустриальное (аграрное), традиционное общество, космогенная цивилизация. В это время зарождаются и сосуществуют несколько локальных цивилизаций.
Древнеегипетскую, месопотамскую (Двуречье), древнеиндийскую, древнекитайскую называют ещё древневосточными или речными цивилизациями. Для каждой из них характерна своя система ценностей. Общими чертами этих цивилизаций можно считать переход к производящему хозяйству, развитие земледелия и скотоводства, появление торговли и ремесла. Происходит усложнение социальной структуры, появляется имущественное и социальное неравенство, выделяются касты, как замкнутые группы людей, выполняющих специфические функции, связанные с наследственными занятиями и профессиями. Появляются первые государства, в которых верховный правитель
(фараон, император) является и верховным собственником и судьёй. В духовной сфере господствует религия, возникает письменность, монументальная архитектура.
Чуть позже в рамках этой ступени возникают античные цивилизации (древнегреческая, древнеримская, эллинистическая). Эти цивилизации в период своего расцвета объединены полисной системой ценностей: для гражданина благо полиса (города-государства) – высшая ценность. В рамках этих локальных цивилизаций распространяется рыночная экономика и частная собственность. Рабский труд становится основой экономики.
Полноправные граждане полиса равны перед законом, появляется демократия и выборность власти. В духовной сфере античные цивилизации характеризуются расцветом науки, искусства, образования, большой ролью юриспруденции. Принцип состязательности способствует раскрытию творческого потенциала личности.
III. ступень – средневековье (примерно V -Х V в.в.) – феодальная общественно- экономическая формация, аграрное, традиционное общество, космогенная цивилизация. В рамках этой ступени сосуществуют несколько локальных цивилизаций
(западноевропейская средневековая, византийская, арабская и т.д.) со своей системой ценностей. Для этой ступени характерно аграрно-ремесленное общество с тенденцией к натурализации хозяйства. Земля, как правило, находится в условной собственности социальной группы профессиональных воинов (феодалов), но обрабатывается находящимся от них в зависимости крестьянством. Существует жёсткая сословно- иерархическая структура общества, основанная на господстве личностных связей. В политической сфере существование больших империй сменяется феодально- раздробленными государствами. В духовной сфере господствуют религиозные догматы.
IV. ступень – новое время (примерно начало XVI – начало XX в.в.) – капиталистическая общественно-экономическая формация, модернизация (переход от аграрного, традиционного к индустриальному), с XIX века – индустриальное общество, техногенная цивилизация. В Европе рубежом между средневековьем и новым временем является эпоха
Гуманизма и Реформации ( XV - XVI в.в.). В это время формируется новая система ценностей, основанная на раскрепощении личности, идеалах свободы, стремления к успеху, новой протестантской трудовой этике. Происходящий в это же время процесс первоначального накопления капитала и появления первых капиталистических предприятий (мануфактур) способствовал оформлению новоевропейской (западной)
цивилизации. Эта цивилизация, расширяя географические рамки, становится индустриальной цивилизацией.
В XVIII – XIX веках происходит промышленный переворот, бурное развитие машинного производства, урбанизация, развивается разделение труда и его специализация. Для индустриальной цивилизации характерно господство частной собственности и рыночных отношений, разрушение сословных границ, открытость и подвижность социальных структур, формирование правового государства и гражданского общества, отделение церкви от государства, индивидуализация жизни.
V. ступень – современность, новейшее время (начало XX в – начало XXI в.) – капиталистическая общественно-экономическая формация (в СССР – социализм, как первая фаза коммунистической общественно-экономической формации), индустриальное общество (со второй половины XX века в развитых странах – постиндустриальное общество), техногенная и антропогенная цивилизации. В рамках этой ступени существуют локальные цивилизации (западноевропейская, американская, российская, латиноамериканская, индо-буддийская, дальневосточно-конфуцианская, арабо-исламская и др.) Ядро этой ступени – постиндустриальное общество. Здесь компьютеризация и всё ускоряющийся поток информации приводит к превращению товаропроизводящей экономики в обслуживающую, классовое деление уступает место профессиональному, основным критерием социального неравенства становится не собственность, а уровень образования и знания, существует приоритет прав личности (страны Западной Европы,
США).
Полупериферия этой ступени – это индустриальные страны с быстро развивающимся производством, с динамической политикой. Однако большинство технологических достижений заимствовано у постиндустриальных стран (Бразилия и др.).
Периферия – это существующие традиционные аграрные общества.
В целом для современности характерны глобализация и создание мировой системы
(мирового общества), включающего все существующие на планете страны.
Изучение основных ступеней человеческой истории и знакомство с локальными цивилизациями позволяют сделать вывод о многообразии путей и форм общественного развития.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов
связь с админом