Главная страница

1. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Существует много определений понятия общество


Скачать 0,61 Mb.
Название1. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Существует много определений понятия общество
Анкорobshestvo.pdf
Дата16.10.2017
Размер0,61 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаobshestvo.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#42917
страница6 из 15
Каталогr.nikolaeva97

С этим файлом связано 34 файл(ов). Среди них: obschestvo_dosrochny4.pdf, obshestvo.pdf, Tema_7_Ekonomika_i_ee_rol_v_zhizni_obschestva.pdf, Tema_6_Pravovoe_regulirovanie.pdf и ещё 24 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
21. Свобода в деятельности человека.
Свобода – это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражается в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности.
Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.
Значение свободы для самореализации человека было осмыслено еще в древние времена.
Стремление к свободе пронзило всю историю человечества.
Марксизм дистанцировался как от волюнтаризма, так и от фатализма, хотя в действительности оставался весьма близок к последнему в трактовке свободы, понимая ее как осознанную необходимость. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.
Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий.
Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Свобода неотделима от ответственности, от обязанности перед обществом и другими её членами.
"Свобода есть познанная необходимость" эти слова принадлежат Гегелю. Что же стоит за ними? Все в мире починено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость неосмысленна, не осознана человеком, он ее раб, если же она познана, то человек обретает способность принимать решение "со знанием дела". В этом и выражается его свобода воли. Таким образом, выходит, что мы ничего не делаем по своей воле. Абсолютно свободным человек быть не может.
Свобода человека во всех ее проявлениях — основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях. В современном обществе все явственнее обнаруживается тенденция к расширению свободы человека.
22. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Социализация человека – это процесс обучения культурным нормам и освоение социальных ролей. Он протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения, и, следовательно, выступают агентами социального контроля.
Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он называется групповой контроль (давление), а если целым коллективом (семьей, группой друзей, учреждением
или институтом), то приобретает общественный характер и называется социальным контролем. Он выступает средством социальной регуляции поведения людей.
Социальное поведение включает два главных элемента – нормы и санкции.
Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего
(общественно одобряемого) поведения.
Нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах), называются
“групповыми нормами”.
Нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом, называются “социальными (общими) нормами”.
Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи, есть общенациональные традиции и нравы.
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости оттого, насколько строго наказание за их неисполнение (санкции):
За нарушение одних норм следует мягкая санкция – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд;
За нарушение других норм жесткие санкции – тюремное заключение, даже смертная казнь.
Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказание.
В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги – пятикратным штрафом. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем – длина волос, форма одежды, манеры поведения.
Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид:
Привычки – обычаи – традиции – нравы – законы – табу.
Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего – привычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, семейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).
Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие групповые санкции (наказание, принятое только среди членов группы). Такого рода привычки получили название неформальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.
Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза) правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления); неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка;
формальные негативные санкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, компромат.
Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально: руководящее начало, правило, образец.
Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входят в него. С помощью норм к людям выдвигаются определённые требования. Социальные нормы направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Они ориентируют человека во всех жизненных вопросах. В этих нормах люди видят эталоны, модели, стандарты поведения. Выявляют следующее виды социальных норм: нормы морали (в них выражается представление людей о хорошем и плохом, добре и зле, справедливости и несправедливости); нормы традиций и обычаев (исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку); религиозные нормы (правила поведения содержащееся в текстах религиозных книг либо установленными церковью); политические нормы (нормы, устанавливаемые различными политическими организациями); правовые нормы (установленные либо санкционированные государством).
В реальной жизни поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам. Когда происходит нарушение социальных норм, говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением. Отклоняющееся поведение называют девиантным. Об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, которое наносит вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.
Отклоняющееся поведение
Соблюдение социальных норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением.
В широком смысле “девиация” подразумевает любые поступки либо действия, которые не соответствуют неписаным нормам или писаным нормам.
Как известно, социальные нормы бывают двух типов: писаные — формально зафиксированные в конституции, уголовном праве и других юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством. неписаные — неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми аспектами государства. Они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т. е. некоторыми конвенциями, или молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным, приличествующим поведением.
Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм — девиантным (отклоняющимся) поведением.
Девиантное и делинквентное поведение можно различать следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, то для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает
свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших — отклонением. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может с их точки зрения считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.
Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм: нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения; нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей; религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными
(Богом или церковью); политические нормы. — нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них; правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.
Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).
В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.
Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания, которое развивается в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или наркотиков.
Преступлением называется общественно опасное деяние, предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Совокупность преступлений в социологии имеет особое название — делинквентное поведение.

23. Особенности социального познания.
Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, в широком смысле – всё общество. Объектом познания является либо познаваемый предмет, либо – в широком смысле – весь окружающий мир.
Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты.
Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов — субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Социальное познание начинается с установления социальных факторов. Различают три вида таких факторов: действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; продукты материальной или духовной деятельности людей; словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.
Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины.
Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что: объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются; ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.
Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются: изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась; рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом; анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).
Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.

Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания.
24. Религия. Свобода совести. Атеизм.
Сейчас в мире существует множество верований, сект, церковных организаций.
Большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих религий. Однако многие люди относят себя к атеистам, т.е. отрицают всякую религию и веру в сверхъестественное.
Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь общества остаётся значительным. Ряд государств признаёт одну из религий государственной и обязательной.
Сегодня роль религии в возрождении и преумножении культурного наследия, приобщении к нему людей неоценима. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали.
Но идеализировать роль религии не следует. Виной многих конфликтов, войн, терроризма является религиозный фанатизм и нетерпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения преступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определённые виды деятельности, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедливость, деспотические режимы освещались авторитетом церкви. Обещая освобождение в ином мире, религия призывает земную жизнь провести в покое и смирении, не противясь злу.
Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.
Свобода совести и вероисповеданий
Одним из путей преодоления религиозных противоречий является признание и соблюдение свободы совести и вероисповеданий.
Всеобщая декларация прав человека в статье 18 провозглашает: “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает – свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения…”
По Конституции РФ является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ гласит:
“Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”.
Свобода совести оставляет за человеком выбор между религиозной верой и атеизмом, который отрицает существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил и религии.
Остановимся подробнее на понятии религии и ее составляющих.
Религия – это форма мировоззрения, которая делит окружающий мир на реальный, в котором живёт человек, и мир потусторонний, в котором пребывает сверхъестественная сила – Бог.
Религиозное верование – это внутренняя убеждённость в существование высшей силы,
Бога, сотворившего мир, управляющего миром, даровавшего нормы морали, устрашающего и утешающего, карающего или вознаграждающего.
Религиозный человек верит, что началом мира является Бог. Служение Богу и выполнение его повелений, считают верующие, составляет смысл человеческой жизни. Наряду с этим широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии:
религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого; религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Религия является одним из вариантов поиска и понимания смысла мира и жизни.
Ядром религии является вера. Религиозная вера складывается из: убеждения в истинности основ религиозного учения; знания положений вероучения; признания и следования нормам нравственности, которые содержатся в религиозных требованиях; соблюдение норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.
Типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога); политеистические (многобожие); ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий); религии спасения (признающие главным вероучение о мире и человеке и их посмертной судьбе); национальные связанные с определенным народом); мировые (не признающие национальных различий).
В религии воплощены многие элементы мировой культуры (искусство, живопись, архитектура, музыка и т.д.)
Значима и гуманистическая направленность вероучения, т.е. рассмотрение религиозных норм морали в качестве абсолютных ценностей.
Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры.
К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире — христианство
(возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).
Крупнейшие мировые религии сегодня:
Христианство
Ислам
Индуизм
Конфуцианство
Буддизм
Синтоизм
Даосизм
Иудаизм
Мировые религии играют огромную роль в современном мире, об этом свидетельствуют следующие данные:
Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий.
Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным.
Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.
Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.
К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, стой разъединения и противоборства.
Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов
связь с админом