Главная страница

1. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Существует много определений понятия общество


Скачать 0,61 Mb.
Название1. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Существует много определений понятия общество
Анкорobshestvo.pdf
Дата16.10.2017
Размер0,61 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаobshestvo.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#42917
страница9 из 15
Каталогr.nikolaeva97

С этим файлом связано 34 файл(ов). Среди них: obschestvo_dosrochny4.pdf, obshestvo.pdf, Tema_7_Ekonomika_i_ee_rol_v_zhizni_obschestva.pdf, Tema_6_Pravovoe_regulirovanie.pdf и ещё 24 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15
32. Общество и научно-технический прогресс.
Современное состояние научно-технического прогресса определяется понятием научно- технической революции.
Научно-техническая революция-это скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно-новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.
В НТР выделяют два этапа:
50-е – конец 70-х гг. ХХ в. Автоматизация производственных процессов; конец 70-х гг. – по настоящее время. Развитие микроэлектроники, внедрение компьютеров, технологическая революция.
Основные направления НТР: автоматизация и компьютеризация производства; внедрение новейших информационных технологий; разработка биотехнологий; создание новых конструкционных материалов; освоение новейших источников энергии; революционные изменения в средствах коммуникации и связи.
Социально-экономические последствия НТР: повышение требований к квалификации и образованию работников; возрастают капиталовложения в науку и наукоемкие отрасли производства; растет количество людей с высшим образованием; обостряются проблемы занятости населения; усиливается социальная направленность экономического роста.
Наука и общество
Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
Социальные функции науки: познавательно-объяснительная (заключается в том, чтобы объяснить: как устроен мир и каковы законы его развития); мировоззренческая (помогает человеку объяснить известные ему знания о мире и выстроить их в целостную систему); прогностическая (наука позволяет человеку изменять окружающий мир и прогнозировать последствия таких изменений).
Наука испытывает на себе определенное воздействие общества.
Потребность развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований.

Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки.
Наука как часть культуры
Наука является многогранным общественным явлением. Это важнейшая составная часть духовной жизни общества. Наука – это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теории, законов) и основанные на результатах научных исследований.
Наука и общество по-разному соотносились в отдельные периоды исторического развития. В одни исторические эпохи наука не оказывала существенного влияния на жизнь общества, ею занимались отдельные исследователи-энтузиасты, затраты на поддержание научной деятельности были минимальными. На других этапах роль науки резко возрастает, как и средства, выделяемые обществом на её развитие. Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определённое воздействие общества:
Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований (так называемый социальный заказ), который общество даёт учёным (например, найти способы лечения СПИДа, обнаружить новые альтернативные виды энергии, решить экологические проблемы и т.д.).
Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые выделяются на развитие науки. Так, сокращение финансирования фундаментальных наук в Российской Федерации может привести к кризису и в прикладных науках. Престиж науки, статус учёного в обществе также напрямую влияют на развитие науки. Низкая зарплата, социальная незащищённость учёных приводит к оттоку талантливой молодёжи из науки в другие сферы производства.
Наука не только система знаний, но и вид духовного производства. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. К результатам духовного производства можно отнести научные теории и идеи. Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни – экономической, политической, социальной. Создаваемые в рамках науки новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.
Некоторые исследователи считают, что развитие науки происходит не путём плавного наращивания новых знаний на старые, а через периодические коренные изменения и смену ведущих представлений, т.е. через периодически происходящие научные революции.
Примером такой революции является научная революция XVII века. Её представителями были Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, Р. Декарт, Ф. Бэкон, Дж. Локк и др. С этого времени научная мысль приобретает черты объективного экспериментально подтверждённого знания, а с другой – само машинное производство становится стимулом развития науки, одновременно создавая для неё необходимую материальную базу. Роль науки постоянно повышается.
Особенности современной науки заключаются в том, что функции науки в обществе усложнились. Культурно-мировоззренческая функция науки заключается в том, что современная наука стала определяющим фактором в решении вопросов первостепенной мировоззренческой значимости.
Наука стала непосредственной производительной силой общества. Она предопределила появление новых отраслей материального производства (химической, радиотехнической, электронной, атомной промышленности и т.д.). В то же время некоторые проблемы, возникающие в ходе развития техники, становятся предметом научного исследования и даже дают начало новым научным дисциплинам.

Наука становится катализатором процесса непрерывного совершенствования производства. Сегодня у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна функция – она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления им. Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.
Развитие современной науки определяется двумя процессами – дифференциацией и интеграцией наук. Возросший объём информации, углубление знаний привело к появлению отдельных наук в рамках традиционных наук. Эта дифференциация наук, например, привела к тому, что в рамках одной только математики сейчас развиваются десятки направлений, претендующих на звание отдельной науки (теория функций комплексного переменного, аналитическая геометрия, теория множеств, математическая логика, функциональный анализ, дискретная математика и т.д.).
Одновременно развивается интеграция наук. Для решения новых сложных задач необходимо строить систему знаний, привлекая её элементы из различных научных дисциплин.
Интеграция знаний способствует появлению новых наук, находящихся на стыке знаний
(математическая лингвистика, математическая статистика, математическая физика и т.д.).
Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знаний тесно связаны.
Вопросы первостепенной мировоззренческой значимости, касающиеся структуры материи, строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека решаются теперь не в сфере мифологического и религиозного сознания, а с помощью научного познания.
Выделяют два уровня научного познания.
Эмпирический уровень – это описание предметов и явлений, получение эмпирического факта. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которой раскрывается сущность познаваемых объектов.
Основными методами научного познания являются метод наблюдения, метод эмпирического описания, метод эксперимента, метод гипотезы и формирование научной теории.
В условиях научно-технической революции роль науки резко возрастает. Наука становится постоянным источником новых идей, указывающих пути развития материального производства. Открытия в области атомной и молекулярной структуры вещества создали предпосылки для производства новых материалов; успехи химии позволили создать вещества с заданными свойствами; изучение электрических явлений в твёрдых телах и газах послужило основой возникновения электроники; исследование структуры атомного ядра открыло путь к использованию атомной энергии; благодаря развитию математики были созданы средства автоматизации производства и управления, развитие микроэлектроники привело к созданию компьютера.
В свою очередь компьютерная революция привела к резкому увеличению потока информации, что стало толчком к дальнейшему развитию науки.
Безграничные возможности современной науки сделали особо актуальными проблемы научной этики. С помощью науки можно благоустраивать пустыни, но можно и превращать в пустыню цветущие сады. Исследования в области атомной физики привели к созданию ядерного оружия, которое может привести к гибели человечества. Развитие генной инженерии вплотную подошло к возможности клонирования человека. Но к каким последствиям для человечества это может привести? Поэтому проблема свободы научного поиска и социальной ответственности учёного должна разрешаться с позиций общечеловеческих требований и запретов. Недаром многие страны мира наложили
мораторий на исследование проблем клонирования человека. Наука должна подчиняться требованиям морали.
33. Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре.
Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Предметом искусства является человек, его отношение с окружающим миром и другими индивидами.
Специфика искусства заключается в том, что: оно является образным и наглядным; для него характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов; воображение и фантазия познающего субъекта.
В отличии от общественных и гуманитарных наук, искусство исследует человека в целом и является особой формой познания окружающей действительности.
Искусство, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, и с другой – в процессе создания нового духовного богатства.
Искусство как вид духовного производства
Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой интеллектуально-чувственное отображение действительности в художественных образах. В широком смысле понятие “искусство” – есть выражение мастерства в любой области деятельности. Синонимом искусства является понятие “художественная культура”. Художник – это творец, отражающий жизнь через идеал, существующий в его сознании.
Искусство – один из видов духовного производства. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности, могут быть приравнены к научным моделям; экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.
Сущность искусства, его происхождение и основные формы
Искусство зародилось около 40 тыс. лет назад как элемент религиозных ритуалов.
Сначала это были различные имитационно-игровые формы поведения (имитация объектов и способов охоты, устные и демонстрационные обряды, обучающие молодёжь нормам и правилам жизни и т.п.), а также изображения, фиксировавшие значимые явления.
Наскальные росписи, дошедшие до нашего времени, показывают, в каких художественных образах воспринимал мир первобытный человек. Это сцены охоты, ритуальные маски, первые изображения идеалов человеческой красоты и красоты природы. На протяжении длительного этапа истории человечество художественное творчество “обслуживало” религиозные, образовательные и иные интересы, выделившись в самостоятельную сферу деятельности лишь к новому времени, т.е. в конце XVII века.
В основе художественного отображения действительности – не копирование натуры, а воспроизведение единичного явления таким образом, чтобы в нём содержалось обобщение, типизация, символизация, т.е. выражение общих черт подобных явлений.
Благодаря обобщающему характеру изображения искусство приобретает идейно- художественное значение. Искусство, воплощая в себе идеологию, само становится её элементом. С другой стороны, противопоставляя себя идеологии, искусство является феноменом общественного сознания. Оно отражает в себе все особенности мировоззрения, традиций, общественных идеалов, социальной психологии.

Главным предметом искусства является человек, его переживания, место в общественной жизни. Вместе с тем, искусство отражает и мир человека, его среду обитания, природу в виде пейзажей, натюрмортов. Художественные произведения выражают идею автора, их творца.
Искусство как эстетическая деятельность
Искусство – это отражение и выражение жизни через идеал, как образ жизненного совершенства и красоты. Наукой о сущности и формах творчества по законам красоты является эстетика (от греч. – чувственное восприятие). Основные эстетические категории
– прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, драматизм, трагическое и комическое, героическое – раскрываются через произведения искусства. Искусство призвано удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой. Создание совершенного, удовлетворяющего эстетический вкус человека, в решающей мере зависит от творческих дарований создателя произведения искусства.
Виды искусства, в которых художественные образы разворачиваются в пространстве, называются пространственными. Это архитектура, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство.
Временными искусствами называются виды, в которых художественные образы разворачиваются в пространстве (литература, музыка, радиоискусство).
Виды искусств, где для воспроизведения художественных образов необходимо и пространство и время, называются пространственно-временными. Это театр, цирк, балет, пантомима, эстрада, кино, телеискусство.
За долгие века существования искусства менялись идеалы красоты и формы их воплощения в художественных произведениях. Своими характерными чертами и стилевым своеобразием отличалось древнеегипетское, месопотамское, древнеримское искусство и т.д. С XVII века в искусстве появляются относительно быстро сменяющие друг друга, параллельно сосуществующие стили и направления.
Значение искусства для человека и человечества заключено в его основных функциях.
Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.
Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности.
Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.
Функция предвосхищения характеризует способность предвосхищать будущее
(фантастические и утопические произведения).
Воспитательная функция отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.
Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику.
Эстетическая функция формирует эстетические вкусы и потребности человека, пробуждает в личности желание и умение творить по законам красоты.
Гедонистическая функция заключается в способности искусства доставлять человеку радость эстетического наслаждения.
Познавательная функция отражает способность искусства к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.
34. Образование и его роль в развитии общества.
Образование представляет собой целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

Закон РФ “Об образовании” определяет образование как “целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)”.
Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколениям опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности. Основным институтом современного образования является школа. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями других типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности. Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации.
Назовём основные функции образования.
Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т.д.).
Накопление и хранение культуры общества. Образование поддерживает необходимый уровень сплочённости общества, способствует поддержанию его стабильности, ведёт к непосредственному социальному воспроизводству общества как культурно целостности.
Социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования.
Социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь молодёжи. Благодаря этому каждый человек занимает в обществе ту позицию, которая в наибольшей мере удовлетворяет его личные и общественные интересы.
Обеспечение профессиональной ориентации человека.
Введение социокультурных инноваций. Образование способствует открытиям и изобретениям, разработке новых идей, теорий, концепций.
Социальный контроль. Законодательство многих стран предусматривает обязательное образование, что способствует поддержанию стабильности общества.
Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных технологий поставило на повестку дня вопрос о реформировании образования.
Основные направления проводящейся реформы: демократизация системы обучения и воспитания; гуманизация процесса образования; компьютеризация; интернационализация.
В ходе их реализации предполагается: видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса; выбрать новую систему критериев эффективности результатов образования.
Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в процессе социализации.
Образование в системе духовного производства
Основные элементы системы образования
Система образования представляет собой сложную многоуровневую целостность, включающую ряд взаимодействующих элементов: органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации (министерство образования, департаменты, управления и министерства образования субъектов Российской Федерации и др.); нормативно-правовые акты, регулирующие процесс образования (Конституция РФ, Закон
РФ “Об образовании” и др.);
образовательные учреждения (школы, академии, институты, университеты и т.д.); образовательные объединения(научные общества, профессиональные ассоциации, творческие союзы, методические советы и т.д.); учреждения инфраструктуры науки и образования (производственные предприятия, лаборатории, типографии и т.п.); образовательные концепции, программы, стандарты; учебную и методическую литературу; периодические издания (журналы, газеты и т.п.).
Образование традиционно делится на общее (иногда его называют школьное) и профессиональное. На начальном этапе социализации личности доминирует решение задач общего образования, а по мере повышения образовательного уровня человека начинает преобладать специализированное, профессиональное образование.
Общее образование позволяет овладеть основами научных знаний, необходимых для понимания окружающего мира, участия в общественной жизни и трудовой деятельности.
В процессе школьного обучения человек усваивает нормы, ценности и идеалы культуры общества, в котором живёт, а также правила обыденного поведения на универсальном материале исторического опыта человечества.
Профессиональное образование готовит творцов новых ценностей культуры и осуществляется преимущественно в специализированных областях общественной жизни
(экономической, политической, правовой и т.д.). Профессиональное образование обусловлено общественным разделением труда и заключается в усвоении специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере.
С учётом потребностей и возможностей учащихся образование может быть получено в разных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерна. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Правительство
Российской Федерации устанавливает перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерна не допускается.
Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

перейти в каталог файлов
связь с админом