Главная страница
qrcode

1 Происхождение и ранняя история славян


Название1 Происхождение и ранняя история славян
Анкор1161420 207F4 bilety po istorii rossii.doc
Дата15.11.2016
Размер1.98 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла1161420_207F4_bilety_po_istorii_rossii.doc
ТипДокументы
#2615
страница2 из 30
Каталогid74756837

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: pE2lEUZnBFs.jpg, Skachat_albom__quot_ST_-_25_quot__Chast_2__Novy_Rep.zip, BlackStar.rar, Xzibit.rar, KhAJD_x_KhASAN_x_Walkie_T_x_KUBINETs_x_Kent_Rap_x.mp3, 1161420_207F4_bilety_po_istorii_rossii.doc.
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

. Социально-экономическое развитие Киевской Руси



Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытно-общинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенствована. На черноземном юге пахали преимущественно ралом или плугом с парной упряжкой волов, на севере и в лесистый местах — сохой, в которую запрягали одну лошадь. Земледелие играло настолько важную роль в жизни Древней Руси, что засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности— житом (от глагола "жить").

К IX—Х вв. стала применяться переложная система (когда пашня на некоторое время забрасывалась). Уже было известно двуполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами. Подсечное или огневое земледелие сохранялось в лесных районах.

В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, козы, домашняя птица. Подспорьем были рыболовство, охота, бортничество (добыча меда).

На Руси тогда господствовало натуральное хозяйство, при котором почти все необходимое для жизни производилось в каждом хозяйстве. Большое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси имело ремесло. Главными центрами его средоточения были древнерусские города, но отдельные отрасли развивались и в селах.

Важнейшей отраслью была черная металлургия, являвшаяся вместе с земледелием основой экономического развития страны. Железо добывалось из болотных руд, которыми богата территория Древней Руси. Обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта осуществлялись в кузнечных мастерских. Древнерусские кузнецы владели множеством технологических приемов обработки железа: ковкой, сваркой, цементированием, обточкой, инкрустацией цветными металлами, полировкой. Древнерусское слово "кузнец" означало также и ремесленника, работавшего с цветными металлами. "Кузнецы злату, серебру и меди" достигли исключительного мастерства в изготовлении ювелирных изделий.

Большого развития достигли стеклодельное, деревообрабатывающее, гончарное, кожевенное ремесла. Значительное распространение на Руси имели и так называемые домашние ремесла, к которым относились прядение, ткачество переработка сельскохозяйственной продукции, приготовление продуктов питания и др.

Политический строй


Древнерусское государство IX—Х вв. — это раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Он управлял при помощи совета из других князей и дружинников (боярская дума). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами и др. С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территорию русского государства.

Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения территорий, входивших в состав Древнерусского государства. С развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными, собственниками, ведшими хозяйство в своих имениях.

Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных из них существовали должности тысяцкого и сотских.

В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации власти над населением, так и для расширения границ государства и его защиты. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение. В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких походов, так и для борьбы с конными отрядами южных кочевников. Известно, что во время походов на Балканы князь Святослав собрал 60-тысячное войско.

В Древней Руси был значительный поденный флот, действовавший на реках и на Черном море.
6 Города - земли Древней Руси XI - первая треть XIII в. Образование и основные черты политического строя.

Вскоре после принятия христианства Владимир Святославич ввел новую систему управления Древнерусским государством.

Владимир посадил своих сыновей наместниками в Новгород, Полоцк, Туров  и  Ростов. Сам князь остался в Киеве. Наместники управляли княжествами и собирали дань, значительную часть которой отправляли в Киев.

Княжения занимались сыновьями Владимира в порядке старшинства. Самым почетным и важным -- после киевского -- было новгородское княжение. Его занимал старший из братьев. Младший брат княжил в наименее важном и значимом княжестве. Если старший брат умирал, его место занимал следующий по старшинству князь, а все остальные переходили на освободившиеся более почетные княжения. Они как бы поднимались на одну ступеньку по лестнице (такую систему распределения княжений принято называть лествичной). Нарушение ее было возможно в случае смерти одного из младших княжичей. Ему наследовали собственные сыновья и внуки. При этом княжение, которое он занимал, выпадало из общей системы распределения княжеских престолов. Так произошло после смерти второго по старшинству Владимировича -- Изяслава. В итоге Полоцкое княжество, закрепилось за потомками Изяслава и по сути первым вышло из состава Древнерусского государства.

В 981 г. Владимир отвоевал у Польши Червенские города (Перемышль и др.), затем покорил вятичей, ятвягов и радимичей. Удачно складывалась борьба киевского князя с печенегами. Цепь укрепленных пунктов на реках Десна, Осетр, Трубеж, Сула позволила отодвинуть границу на юг и юго-запад. «Лествичная система» действовала только при жизни главы правящей династии -- князя Киевского. Еще в 1014 г. княживший в Новгороде Ярослав Владимирович прекратил выплату в Киев положенной части новгородской дани.  В  ответ Владимир решил наказать непокорного сына. Но подготовку к походу на Новгород прервала смерть киевского князя  в  1015 г. Между сыновьями Владимира началась кровопролитная борьба за власть.  В  ней победил Ярослав, занявший  в  1019 г. киевский престол. Ему не удалось осилить лишь Мстислава Тмутараканского.  В  результате Русская земля была поделена между братьями по Днепру. Однако после смерти Мстислава Ярослав вновь объединил всю державу.

С именем Ярослава, вошедшего  в  историю с прозвищем Мудрый, связывают дальнейший расцвет  Древней   Руси . Князь решительно пресекал все распри, стремясь упрочить новые отвечающие интересам государства порядки, творил суд  и  издавал законы. Летописцы не случайно назвали его «самовластием» -- Ярослав воспринимался современниками уже не как  первый  среди князей, а как государь, самовластный правитель.

Особенно покровительствовал Ярослав церкви. При нем Киев превратился  в  один из крупнейших европейских городов. С появлением  в  городе храма св. Софии, Золотых ворот, монастырей святых Георгия  и  Ирины столица Древнерусской державы  в   основных   чертах  дублировала святые места Константинополя. Тем самым бросался вызов могущественной Византийской империи; Киев осмеливался претендовать на роль центра христианского мира, вместо утративших эту функцию «ветхого» Иерусалима и даже Константинополя.

Мысль о переходе центра мира на  Русь , которая ответственна за судьбы всех православных христиан, надолго стала идеей, сплачивавшей древнерусские земли. Она объясняла необходимость  и  цель существования Древнерусского государства. С этой идеей  в  дальнейшем будут сверять свои действия древнерусские правители и их подданные.

С именем Ярослава связан  первый  писанный закон Древнерусского государства -- «Русская Правда». Древнейшая часть ее, так называемая «Правда Ярослава», регламентировала имущественные отношения и отношения внутри княжеской дружины.

Законодательство Ярослава формировало представления о значимости княжеского права, идущего на смену обычному праву, в том числе и таких его архаичных проявлений, как институт кровной мести. «Правда Ярослава» еще не отменяет, а лишь ограничивает кровную месть. Но разветвленная система штрафов уже лишает дальних родственников права мстить виновным за погибшего сородича, нанося тем самым невосполнимый удар по родоплеменным представлениям.

Стремясь предотвратить усобицу между своими сыновьями, Ярослав перед смертью A054 г.) разделил между ними русские земли. Князья заняли престолы согласно старшинству. Старший, Изяслав, стал князем Киевским и Новгородским. Святослав был посажен в Чернигов, Всеволод --в Переяславль, Игорь --во Владимир, Вячеслав -- в Смоленск. Ярослав завещал сыновьям жить в мире, «не преступать предела брата». Все должны были подчиняться киевскому князю и почитать его как отца. Тот, в свою очередь, должен был защищать братьев как старший князь. Сохраняя первенство Киева, новая система призвана была предотвратить возникновение конфликтов между князьями. Однако дальнейшие события показали, что внесенные изменения не принесли стабильности.

В новых условиях возросла роль общин главных городов. Последние обязывали князей править и судить «по ряду» -- договору. В случае его нарушения вече могло изгнать неугодного князя и призвать нового. Так случилось в 1068 г., когда жители Киева отказали не сумевшему защитить их князю Изяславу. Вече санкционировало возведение на престол полоцкого князя Всеслава. Позже Изяслав с помощью поляков вернул свое княжение.

Старшие Ярославичи продолжили законотворческую деятельность отца. «Правда Ярославичей» -- это новый закон, который прежде всего защищал княжескую собственность. Устанавливались штрафы за кражу хлеба, скота, сена, дров, лодок, за вторжение в охотничьи угодья и за иные имущественные преступления.

Убийство княжеского тиуна каралось по новому закону или смертью, или огромным штрафом, разорявшим сразу всю деревню. «Правда Ярославичей» вошла в состав «Русской Правды», отразив более зрелую стадию общественных отношений.

Развернувшаяся ожесточенная борьба уже почти не прекращалась, втягивая в водоворот новое поколение князей -- внуков Ярослава. Князья все чаще прибегали к помощи половцев, которые обосновались после разгрома печенегов в южнорусских степях.

Половецкие ханы выступали не только союзниками русских князей в их усобицах, но и сами совершали самостоятельные набеги, разоряя русскую землю.

Князья осознали губительные последствия распрей: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают...» Масштабы разорения заставили русских правителей заняться поисками мирного решения вопросов о власти.

Князья начали собираться на снемы (съезды). В 1097 г. в Любече состоялся княжеский съезд, на котором внуки Ярослава установили новый принцип взаимоотношений между князьями. Теперь каждый князь должен был управлять только своей «отчиной». Тем самым отменялся прежний принцип занятия престолов, основанный на представлении, что все члены великокняжеской семьи являются совместными владельцами Русской земли. Отныне старый порядок сохранялся только в пределах отдельных княжений. Старшинство больше не играло решающей роли и на смену «лествичной» системе пришло наследственное династическое правление. Русские земли были окончательно распределены между отдельными ветвями потомков Ярославичей. «Старший», киевский, князь перестал нести ответственность за соблюдение порядка в стране. Против нарушителя договора с этого времени должны были выступать все князья, присутствовавшие на съезде.

Новый порядок управления не принес спокойствия на Русскую землю. Княжеские усобицы сопровождались разорением сел и городов, захватом пленных, поборами. Южные города и поселения страдали от постоянных набегов половцев. Даже походы против кочевников тяжким бременем ложились на плечи простых людей.

В 1113 г. в Киеве внезапно умер князь Святополк. Сразу же разгорелась борьба за столичный престол между старшими князьями, среди которых был Владимир Мономах, и сыновьями покойного Святополка. Каждый из претендентов на престол пытался найти поддержку у горожан. В городе начался бунт. Восставшие разгромили дворы тысяцкого Путяты, ростовщиков, купцов, осадили даже княжеские палаты. Должники перестали отдавать долги и выплачивать проценты, холопы вышли из повиновения своим господам. По призыву митрополита Никифора, которого поддержали жители города, на киевский престол был приглашен Владимир Мономах, княживший в своей «отчине» в Переяславле. Беспорядки в Киеве прекратились. Владимир Мономах осознал необходимость в уступках, призванных снизить накал социальных противоречий. Новый закон -- «Устав Владимира Всеволодовича» -- заметно облегчал положение простых людей: был снижен ростовщический процент, который брали заимодавцы с должников-закупов -- с 33% до 20% годовых.

Закупы получили право уходить с господского двора на заработки. За несправедливое наказание закупа господин обязывался платить штраф, еще больший штраф взимался за самовольное обращение закупа в полного холопа. «Устав» Владимира Мономаха вошел в состав «Русской Правды».

Владимиру Мономаху удалось организовать несколько совместных походов русских князей на половцев. Особенно удачным оказался поход 1111 г. Вместе с союзниками-князьями Мономах вторгся далеко вглубь степей. В решающем сражении на р. Сольнице (приток Дона) отряды хана Шарукана были разбиты наголову.

Остатки побежденных отступили от русских границ. Борьба с общим врагом сплотила князей вокруг Владимира Мономаха. Авторитет  и  могущество его стали столь высоки, что утверждение Мономаха на киевском престоле было признано другими князьями. Новому великому князю Киевскому удалось на время приостановить распад Древнерусского государства:  в  Новгород, Смоленск, Ростов  и  Суздаль Владимир Мономах посадил своих сыновей, беспрекословно признающих власть отца. Опасались противиться воле Мономаха  и  другие князья-родственники.

После смерти Мономаха  в  1125 г. его сыну Мстиславу Великому еще удавалось удерживать князей  в  повиновении. Это был энергичный князь, достойный преемник отца, который, по словам летописца, «много пота утер за Землю Русскую». С его смертью  в  1132 г. период единовластия закончился.  Древняя   Русь  стала рассыпаться на самостоятельные уделы.

7 Культура Киевской Руси.

К XII—XIII векам древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля. В основе этих достижений — успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло. В Древней Руси существовало более 40 ремесленных специальностей. Важное место занимало кузнечное. Производилось более 150 видов изделий из железа, стали. На Руси были сделаны научно-технические открытия, в том числе создание цилиндрического замка, который с успехом продавался в Европе. Знания ремесленно-практического толка развивались, укреплялись, передавались из поколения в поколение.

В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах. Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная языковая поэзия, опиравшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания, обрядовые песни. На протяжении многих поколений народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде эпических сказаний о прошлом родной земли. Устная летопись предшествовала летописи письменной. К X веку относится возникновение нового эпического жанра — героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Былины — это устные поэтические произведения о прошлом. В их основе лежат реальные исторические события. Былины пелись часто в сопровождении гусляров. Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси. В народной памяти былинный эпос сохранился до XX века.

Значительным культурным переворотом было введение единой письменности, так как язык являлся несущим элементом культуры. Русский язык — один из славянских языков, относящихся к индоевропейской группе, прошел долгий путь развития. В VII—VIII веках можно предположить существование восточно-славянских племенных диалектов, на основе консолидации которых возник древнерусский язык Он сформировался в XI—XIV веках. Старославянский язык пришел на Русь с богослужебной литературой. Славянская азбука была составлена греками Кириллом и Мефодием с учетом специфики славянской речи на основе греческого скорописного письма с добавлением букв из коптского и самаритянского алфавитов. Один из письменных памятников Киевской Руси «Русская правда» написан подлинно народным, простым, ясным языком. Этому языку не страшны были «влияния». Он мог только обогащаться новыми словами, оборотами, не теряя своего национального облика.

Славянская письменность, литература в XI—XII веках достигла своего расцвета. За менее чем 150 лет Русь прошла путь от периода бесписьменности к вершинам словесного искусства. Язык величайшего произведения «Слово о полку Игореве» корнями уходит в народную устную поэзию, откуда автор черпал свои образы, эпитеты, сравнения. «Слово» уникально, оно наиболее полно отражает дух эпохи, ее мировоззрение. Для истории русской культуры важно подчеркнуть еще одно свойство. Русский язык, литература при наличии особенностей народных говоров прочно внедрились на всей территории Руси. От севера до юга в юридических документах, исторических повестях, стихах, прозе звучал гибкий, образный русский язык

Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Городское население Руси было грамотным. Князья владели иностранными, древними языками. Киевскую Русь называли «книжной страной». При монастырях были созданы школы, библиотеки, архивы, переводилось большое количество литературы, писались летописи. Уровень развития культуры Киевской Руси для своего времени был достаточно высок.

После принятия христианства для Руси стало характерным противоречивое отношение к светским увеселениям: их то запрещали, то признавали необходимость смеховой разрядки. Первое было характерно для духовенства, которое видело в народных традициях проявление язычества. Но в сознании народа, большинства князей аскетическое отрицание плотских радостей вызывало противодействие. С XI века в литературных памятниках встречаются упоминания о скоморохах. Это были актеры, сочетавшие черты потешника, драматического лицедея, музыканта, певца, танцора, фокусника. Со своими «бесовскими» песнями и плясками они были любимы и при дворе князя и в крестьянской избе. Помимо скоморохов любимым зрелищем народа были коллективные игрища, приуроченные к традиционным бытовым и земледельческим праздникам. Гротеск, буффонада, смех были непременным элементом этих веселых зрелищ. «Смеховая культура» сохранялась в традициях этих праздников. Но христианские ценности и обряды постепенно входили и в народную культуру, вытесняя язычество, перемешиваясь с ним.

От XI—XII веков дошло более 80 духовных и светских книг. Древнерусские авторы предпочитали оставаться неизвестными. Литература Древней Руси быстро стала самостоятельной. Она взяла на себя как бы все функции по воспитанию народа. Церковная литература сформировалась в различных жанрах — притчи, жития, поучения («Поучения Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе»). К первой половине XI века относятся истоки философской культуры. Их связывают с религиозно-философским произведением «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона.

Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история. Тема — смысл человеческой жизни. Многотомные великие Четьи-Минеи (то есть чтения, расположенные по месяцам года), летописи («Повесть временных лет» и др.), хронографы, «хождения» (описания путешествий) — все это свидетельствовало о чувстве величия мира древнерусским человеком. Литература этого периода носила поучительный характер, рассказывала не о придуманном, а о реальном. До XVII века она не знает почти условных персонажей. Имена действующих лиц исторические. Литература Руси видела свою главную роль в просвещении, проповеди светской жизни, введении русской культуры в мировую христианскую культуру. Высокого уровня достигло законодательство Древней Руси. Правовой кодекс «Русская правда» поражает развитой для своего времени правовой культурой.

Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную

(Десятинную церковь, построенную в честь принятия христианства), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов (крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба — куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест.

Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой — сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже в первой каменной церкви — Десятинной — наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность — это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым элементом украшения были иконы. Первые архитекторы и иконописцы в Древней Руси были греки, которые обучали русских. Но где бы ни обучались русские художники, они перенимали лишь технику, интересовались стилем. Уже в XII веке русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции на темы, не известные в Византии. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI веке. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси.

В условиях феодальной раздробленности важную роль в сохранении и укреплении связей между разрозненными землями играла общность культурных традиций. Художественное наследие Киевской Руси сохраняло значение в качестве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили самостоятельное развитие. Образование местных школ способствовало сближению искусства народного и «ученого», более широкому проникновению народных элементов в культуру господствующего класса: В середине XII века во Владимиро-Суздальском княжестве началось широкое строительство монументальных храмов (Успенского, Дмитровского во Владимире, роскошных дворцовых сооружений в Боголюбове). Высокого развития достигло церковно-певческое искусство.

В XIII—XIV веках крупнейшим центром древнерусской культуры становится Новгород. Искусство Новгорода отличалось чертами яркого своеобразия. В новгородских былинах воспевалась не только защита страны от внешнего врага, но и внутренняя жизнь большого города с его контрастами, борьбой интересов, широким разгулом, весельем, расточительностью. Популярный герой новгородского эпоса Садко — бедный гусляр, певец — становится первым в городе купцом. Типично русским явлением в новгородской культуре было искусство колокольного звона, которое здесь доведено до степени высокого и тонкого мастерства.

Наряду с наличием общих с Европой тенденций в развитии культуры этого периода существовал ряд особенностей ее формирования, связанный со спецификой социальных процессов. Своеобразно шел процесс классообразования. Преобладала свободная земледельческая община, основанная на коллективных формах собственности. Ячейкой общественного устройства была община. Русь страна городов, но их роль иная, чем в Европе. Там они — центры ремесла, торговли. На Руси — политические центры. Важнейшая проблема Руси — соотношения личности и общества — разрешалась в пользу коллектива.

К середине XII века Русь распалась на несколько княжеств. Европа тоже прошла этот период развития, после которого сформировались национальные государства. Но на Руси этого не случилось, потому что с XIII века возникла опасность с Востока — монголо-татарское нашествие, а с Запада — интервенция Литвы, Швеции, требовавших смены вероисповедания, принятия католичества. Юго-западные земли Руси, оказавшись в составе Beликого княжества Литовского, продолжали развиваться по европейскому типу. На северо-западе своеобразно развивался Новгород. Церковь здесь была самостоятельной, верующие выбирали себе духовного пастыря. Этот порядок был ближе к протестантским традициям. В Новгороде процветали ереси. Здесь раньше, чем на Западе появились реформаторские тенденции и даже атеистические настроения. Многое напоминало здесь европейскую реформацию. Принципы новгородской демократии давали возможность участвовать в жизни республики не только знати, но и городскому плебсу. В условиях давления с Запада и с Востока республика стремилась сохранить свой тип развития. В борьбе за независимость прославился князь Александр Невский. Своей гибкой политикой уступок Золотой Орде он сопротивлялся наступлению катастрофы. В 1478 году Новгородская республика пала под ударами великого московского князя Ивана III. Исчез последний островок, имевший европейский тип развития.

В целом, древнерусская цивилизация киевского периода по своим типологическим чертам мало отличалась от раннефеодальных цивилизаций Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер культуры, единообразие многих ценностных ориентации. Православный характер русского христианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили стилевую специфику цивилизации Древней Руси. В первые века Киевская Русь по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общественного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к центральной Европе, так что на первом этапе своего становления российская цивилизация уже синтезировала черты европейской, эллинистической культуры и византийской мистики.
8 Борьба Руси и народов Прибалтики с немецкой и шведской экспансией.

Утрата государственного единства Руси (феодальная раздробленность) и княжеские усобицы, которые велись, как правило, с целью укрепления своего княжества и расширения его границ за счет соседей, подорвали ее политические силы, что незамедлительно было использовано внешними врагами. В конце XII - первой половине XIII в. Северо-Западная Русь столкнулась с опасностью с запада в лице немецких рыцарей-крестоносцев, а также датских и шведских феодалов.
Причины немецко-шведской агрессии на русские земли:
1) в XII в. единое прежде государство Киевская Русь распалось на враждующие между собой земли. Шведские и немецкие феодалы воспользовались сложившейся на Руси ситуацией. В основном их привлекала территория Прибалтики, где в это время проживали племена западных славян. Междоусобная вражда последних сделала их легкой добычей.
2) XII век был также временем экспансии Запада на Восток. Римская католическая церковь раздавала индульгенции за военные завоевания в надежде распространить сферу влияния церкви и на Северо-Западную Русь. С этой целью в 1202 г. был основан немецкий Орден меченосцев. В 1237 г. немецкими рыцарями был основан Ливонский орден. Уже с конца XII в. немцы приступили к захвату Латвии. Экспансия Германии и Швеции на восток усилилась в начале XIII в., после призыва папы римского, когда против народов Финляндии и Прибалтики, поддерживавших русских, были организованы крестовые походы.
Летом 1240 г. Наступление рыцарей особенно усилилось в связи с ослаблением Руси, истекавшей кровью в борьбе с монгольскими завоевателями. В июле 1240 г. тяжелым положением Руси попытались воспользоваться шведские феодалы. Шведский флот с войском на борту вошел в устье Невы. Шведы хотели захватить город Старую Ладогу, а затем и Новгород. Князь Александр Ярославич, которому было в то время 20 лет, со своей дружиной стремительно бросился к месту высадки. Александра Ярославича за победу на Неве русский народ прозвал Невским. Значение этой победы в том, что она надолго остановила шведскую агрессию на восток, сохранила за Русью выход к Балтийскому побережью. 
15 июля 1240 г. русские имели численный перевес. При этом очень скоро немецкие рыцари захватили и Псков, и Изборск. В этой ситуации новгородцы, хотя и находились в ссоре с Александром Ярославовичем, призвали его дружину на помощь. Князь Александр со своей дружиной освободил захваченные города.
5 апреля 1242 г. На Чудском озере произошла битва, которая получила название «Ледовое побоище». Силы противников были примерно равные, но Александр сумел искуснее построить войска и во время боя заманить противника в западню, рыцари в панике бежали. Плененные рыцари с позором были проведены по улицам Господина Великого Новгорода. Значение этой победы состоит в том, что была ослаблена военная мощь Ливонского ордена. Откликом на Ледовое побоище был рост освободительной борьбы в Прибалтике. Однако, опираясь на помощь Римско-католической церкви, рыцари в конце XIII в. захватили значительную часть прибалтийских земель.
Итоги:
1) сокрушительный разгром в битве надолго обескровил немцев и датчан.

2) в результате была сохранена независимость Северо-Восточной Руси, остановлен натиск на Восток. Новгород оставался самостоятельным экономически и политически, кроме того, он был единственной неразграбленной землей, куда не дошли войска Батыя. Все эти обстоятельства позволяли Новгороду вести независимую политику, не прислушиваться к мнению соседей.

9 Образование и развитие Великого княжества Литовского.

Образ.в XIII.Делится на 2 big гр.:1.Аукштайты(верхн.Литва)2.Шимайты(нижняя литва)

Образ.гос-ва в связи с рыцарством из-за давл-я:1ый князь-Миндофк в 60х годах XIIIв(убив.заговорщкик и начин-ся смута)Через долгое время появл.Геденин(1316-1341)-сам.велик.правитель Литовск.гос-ва оч.чильно раздвинул границы,в том числе оч много входит русск.земель.Осн.масса насел-я-восточн.славяне.Многие литовск.князья прин.христианство,древн.р.яз. станов.их языком.Больш.русск.земель вошли добровольно в состав Литвы,т.к.Литовцы никогда не меняли внутр.отнош-я,только требовали дань.Они освобожд.от ига Золотой Орды.Кн.Ольгер,затем Ягайло,затем знамен.деятель Витовт-принем Литва достигла макс.границ.(от балт.моря до черного)

1385-Ягайло предлож.жениться на польск.королеве Едвиги,на некот.услов-х:1.В качестве офиц.религии ввести катализм 2.подписание уний м/д Польшей и Велик.кн.Литовским.

Права католиков уменьш. Янайло женился и стал королем Польши и кн.Велик.Литовского гос-ва.Витовт затем стал велик.князем Литвы,объедин.2 гос-ва:Польшу и Литву(помогали друг другу).Координация внешн.политики.Осн.враг-Тифтонский орден(немцы),в 1409-1411 война м/д ними. Решающ.битва 15июля 1410-Гринвальдская битва(у деревни Гриндвельд)

Литовцы побежали,но затем вернулись и вместе с поляками полностью разгромили тефтонск.орден.Орден перестал вообще существовать через некот-е время.

1413-Городельская уния м/д Литвой и Польшей.Насажд.ктализм множество привилегий,только католиков. Религиозн.конфликт.Вост.слав.поддерж.Московск.княжество.

Формирование народности на княжество Литовское-формир-е украинцев и белорусовюДревнерусск.следовательностаробелорусск.следовательно1.украиск.2.белорусск.языки

1569-Люблянская уния(окончат.объединение Литвы и Польшы в гос-во:Речь Пасполиты)

10 Монгольское иго и его влияние на политическое и экономическое развитие Руси.

Монго́ло-тата́рское и́го — название ордынской военно-политической диктатуры, системы политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов (до начала 60-х годов XIII века монгольских ханов, после — ханов Золотой Орды) в XIIIXV веках[1]. Установление ига стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 12371241 годах и происходило в течение двух десятилетий после него, в том числе и в не разорённых землях. В Северо-Восточной Руси длилось до 1480 года. В других русских землях устранялось вXIV веке по мере поглощения их Великим княжеством Литовским и Польшей.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

перейти в каталог файлов


связь с админом