Главная страница
qrcode

1 Происхождение и ранняя история славян


Название1 Происхождение и ранняя история славян
Анкор1161420 207F4 bilety po istorii rossii.doc
Дата15.11.2016
Размер1.98 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла1161420_207F4_bilety_po_istorii_rossii.doc
ТипДокументы
#2615
страница29 из 30
Каталогid74756837

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: pE2lEUZnBFs.jpg, Skachat_albom__quot_ST_-_25_quot__Chast_2__Novy_Rep.zip, BlackStar.rar, Xzibit.rar, KhAJD_x_KhASAN_x_Walkie_T_x_KUBINETs_x_Kent_Rap_x.mp3, 1161420_207F4_bilety_po_istorii_rossii.doc.
Показать все связанные файлы
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30

Образование. В военные годы, система образования переживает очень трудные времена. Многие вузы и школы ока­зались на оккупированной территории. Сотни учебных заведений эвакуировали на восток. В 2,5 раза сокращается число студентов, уменьшается общее количество вузов. В 1942 г. университеты были временно переведены на сокращенный, 3–4-летний срок обучения.

В прифронтовой полосе и глубинных районах СССР учебные здания превратились в призывные пункты, казармы, госпитали. Учащимся приходилось нередко заниматься в тесных помещениях, в несколько смен. Но школы и вузы продолжали работать, причем, даже в тылу врага, в «партизанских краях» Белоруссии, Украины и западных районов РСФСР.

Был свернут взятый перед войной курс на всеобщее среднее образование. В тоже время, война заставила задуматься о качестве образования. В 1943 г., начиная с 5-го класса, с целью улучшения воен­но-физкультурной подготовки  вводится раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1944 г. были введены экзамены в 4-х и 7-х классах, а также экзамены на аттестат зрелости, зо­лотые и серебряные медали. В вузах наряду с госэкзаменами стала обязательной защита дипломной работы. В последние годы войны было открыто 56 новых высших учебных заведений, в т.ч. Институт международных отношений.

В связи с тем, что на предприятия пришло много подростков, заменивших своих отцов и старших братьев, государство уделяло особое внимание расширению сети вечерних семилетних и средних школ для обучения молодежи без отрыва от производства. В фабрично-заводских школах и ремесленных училищах с 1941 по 1945 г. было подготовлено более 2250 тыс. молодых рабочих. За эти же годы вузы и техникумы дали стране 842 тыс. молодых специалистов. В дни войны школьники и студенты оказали большую помощь Красной Армии своим трудом в госпиталях, на за­водах и колхозных полях.
Наука. Работа Академии наук СССР, исследовательских институтов и вузов была полностью перестроена применительно к требова­ниям военного времени. В сентябре 1941 г. ученые СССР создали комиссию  под  председательством  президента АН СССР академика В.Л. Комарова, в которую вошло свыше 800 специалистов. Научные работники сосредоточились в основном на трех задачах: разработке военно-технических проблем; научной помощи промышленности в улучшении и освоении но­вого военного производства; мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны, замене дефицитных материалов мест­ным сырьем.

Основные силы советской науки были переведены в глубокий тыл – за Волгу, на Урал, в Сибирь. Невзирая на трудности и лишения, которые принесла война, в целях развертывания научной деятельности были созданы академии медицинских и педагогических наук, академии Узбекской, Азербайджанской и Армянской ССР, филиал АН СССР в Западной Сибири.

В век господства техники военные конфликты стали «войной моторов», приводя к огромных потерям всех воюющих сторон. Основной акцент в научных исследованиях делался, на разработку новых видов вооружения. Создавались все более совершенные образцы орудий, танков, стрелкового автоматического оружия, бронебойных снарядов, бомб, средств связи, кораблей, самолетов.

Тяжелый танк ИС и средний танк Т-34 (конструкторы Ж. Котин, А. Морозов и др.) во вторую мировую войну считались самыми совершенными боевыми бронемашинами. На гитлеровцев наводил ужас истребительный огонь советской реактивной артил­лерии, установки которой бойцы Красной Армии называли «катюшами». Ведущая роль в налаживании массового производства танков и артиллерии принадлежала Институту электросварки АН УССР во главе с академиком Е.О. Патоном. Ученые И.В. Курчатов и А.П. Александров разработали новый метод защиты боевых кораблей от мин.

Под руководством П.Л. Капицы велась напряженная работа по монтажу оборудования для получения жидкого воздуха и кислорода для госпиталей и военных заводов. За эти разработки академику Капице в военное время были присуждены Государственные премии, он дважды награждался орденом Ленина, а в апреле 1945 г. ему присваивается звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Мощь советских вооруженных сил во многом опре­делила новая авиация. Прославились конструкторы А. Микулин, А. Яковлев, С. Ильюшин, В. Петляков, С. Лавочкин. Особое место в отечественном авиастроении занимает А.Н. Туполев. В судьбе Андрея Николаевича сплелись высокие и трагические ноты. В 20–30-е годы  коллектив Туполева построил 28 новых самолетов,  а том числе 14 серийных. В октябре 1937 г. Туполев был объявлен вредителем и шпионом. Особый цинизм ситуации заключается в том, что власть предержащие прекрасно понимали цену интеллекту. Было создано особое КБ для осужденных, где трудились многие  замечательные конструкторы, в т.ч. и С.П. Королев, тоже – «шпион и вредитель».

Восемь  самолетов Туполева участвовало в Великой Отечественной войне. Ни у кого из конструкторов не было такого количества боеспособных машин. ТУ–2  был признан лучшим фронтовым бомбардировщиком второй мировой войны. Созданию самолетов А.Н. Туполев посвятил всю жизнь. Под его руководством создано более 50 оригинальных машин различных модификаций. На них установлено 78 мировых рекордов грузоподъемности, дальности и скорости полета.

В военные годы возрастает роль медицины, основной задачей которой стало спасение, и возвращение в строй раненных. «Главным хирургом Красной Армии» называют академика Н.Н. Бурденко. Предложенный им метод лечения ранений черепа сульфамидными препаратами позволил резко снизить смертность, с 65 до 25%. В целом, свыше 70%  воинов после ранения снова возвращались на фронт. Медики изыскивали новые способы борьбы с дистрофией (истощением). Впервые в годы войны удалось избежать эпидемий. Большая заслуга в решении многих проблем принадлежит заместителю Народного комиссара здравоохранения В.В. Парину.

В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по рас­щеплению   ядра   урана   во главе с академиком И.В. Курчатовым. Под его руководством работало около двух десятков ученых. Институт под наименованием лаборатории №2 построили на окраине Москвы у бывшего Ходынского поля, служившего много десятилетий артиллерийским и пулеметным полигоном. Здесь в начале 1945 г. заработал циклотрон, построенный всего за один год.

Литература. Ведущая тема литературы военных лет – защита Отечества. Страстный призыв бить «проклятого зверя, вставшего над Европой и замахнувшегося на твое будущее» звучит в очерках Л. Леонова «Слава России», А.Н. Толстого «Родина», в стихах-воззваниях «К оружью, патриот!» П. Комарова, «Слушай, Отчизна» И. Авраменко,  «Бей врага!» В. Инбер.

Литература времен войны приобретает яркий публицистический характер. Многие произведения часто создавались «по горячим следам». «День на передовой, вечер в пути, ночь в землянке, где при тусклом свете коптилки писались стихи, очерки, статьи, заметки. А утром все это уже читалось в полках и на батареях», – вспоминает поэт А. Сурков.

Героическим воинам, сражавшимся на берегах Волги, посвятил свою повесть «Дни и ночи» К. Симонов. Б. Горбатов в романе «Непокоренные» («Семья Тараса») показал сражающихся  рабочих Донбасса. М. Шолохов в годы войны опубликовал рассказ «Наука ненависти» и начал писать роман «Они сражались за Родину». С пламенным поэтическим «Посланием» к ленинградцам обратился 95-летний казахский акын (поэт) Дж. Джабаев. Радиоглашатаем осажденного города на Неве стала О. Бергольц, автор бессмертных строк «Никто не забыт, ничто не забыто».  Своими стихами поэтесса призывала к мужеству измученных, голодающих граждан, вселяла веру в победу.

Идея единства фронта и тыла нашла отражение в публицистической повести В. Овечкина «С фронтовым приветом». М.И. Калинин справедливо и метко охарактеризовал как «рукопашную схватку с фашистами» творчество И. Эренбурга, опубликовавшего за годы войны свыше трех тысяч статей.

Особое значение в годы лихолетья приобретает исторический роман. Корни патриотизма виделись в историческом прошлом народа. В этот период были написаны третья книга романа А. Толстого «Петр Первый», повесть «Иван Грозный»,  пьеса В. Соловьева «Великий государь».

«Правду, прямо в душу бьющую» стремится сказать о войне А. Твардовский. Его поэма «Василий Теркин» появилась одновременно со знаменитым приказом 227. Конечно, автор не подозревал о готовящемся документе и бессознательно вступил с ним  в полемику. В разгар отступления, поэт не корил,  а восславлял солдата, подлинного героя и мученика войны, расплачивавшегося на фронте не только за собственные промахи, неопытность, неумелость, но и за все просчеты и ошибки, допущенные командованием. Фактически, Твардовский первым попытался восстановить справедливость, задав вопрос: «Что он мог?». Поэма стала подлинной эпопеей жизни мужественного и отважного солдата-фронтовика, глубоко раскрывала характерные черты советского воина. Видимо, поэтому такую массовую  популярность приобрел собирательный герой произведения  Василий Теркин.

В самые тяжелые дни, когда страна оказалась в опасности, были созданы лучшие лирические произведения о Родине. Причем, понятие Родины приобрело более конкретные формы. «В грозную первую зиму войны, –  писал И. Эренбург, –  ленинградцы поняли, как они любят Ленинград. Когда по Крещатику прошли гитлеровские полчища, киевляне узнали всю силу своей привязанности к родному городу. Этот местный патриотизм оживил большой патриотизм, любовь к родному городу укрепила любовь к Родине, к России». В годы войны были написаны взволнованные и искренние стихи о Москве, Ленинграде, Одессе, Сталинграде, Харькове, Сибири, Севастополе, Волхове,   Смоленщине.

Большой популярностью на фронте и в тылу пользовались лирические стихи-письма, стихи-обращения, стихи-размышления, раздумья, монологи, в которых гражданское чувство и глубоко личные, интимные переживания выступали в редкостном органическом единстве («Бьется в тесной печурке огонь» А. Суркова, «Огонек», «В лесу прифронтовом» М. Исаковского, «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» К. Симо­нова, «Моя любимая» Е. Долматовского, «Соловьи» А. Фатьянова).

В тоже время, над литераторами продолжала довлеть административно-командная система, недремлющее око цензуры. Особенно приветствовались произведения, где преувеличивалась роль Сталина. Нужно сказать, что их немало было создано. Одни писались совершенно искренне, другие – а угоду конъюнктуре. В 1945 г. началась травля И. Эренбурга за то, что он посмел критиковать поведение советских солдат в Германии, где насилие и грабеж по отношению к немецкому населению были далеко не единичными случаями.

Подвергся критике первый вариант романа «Молодая гвардия» А. Фадеева  за недостаточно освещенную руководящую  роль партии комсомолом. Роман увидел свет, когда автор убрал из  текста сцены паники, снял критику руководителей, возмущение простого люда некоторыми действиями властей, раздумья о ничем неоправданных потерях.

В целом, литература военных лет стала огромной духовной силой в жизни народа, помогла выстоять в войне, сберечь людям истинно человеческое – доброту, любовь, сострадание, благодаря умению воздействовать на умы, волю и сердца читателей.
Киноискусство. Работники советского кино сражались за победу своим оружием. Операторы были откомандированы в распоряжение фронтовых штабов.  Они участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в самолетах и танках, действия партизанских соединений, героическую оборону Ленинграда. Молодой кинооператор, Мария Сухова, смертельно раненная, вертела ручку аппарата до тех пор, пока не потеряла сознание. В боях погибли операторы В. Сущинский, В. Муромцев, Н. Быков и многие другие. Все  сюжеты  стекались на Центральную и Ленинградскую студии документальных фильмов. Из этих лент составляли очередные выпуски хроникальных журналов.

Художественная кинематография так же была призвана работать только на нужды фронта и тыла. Был пересмотрен план производства художественных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме за­щиты Родины.

С самого начала войны кинематографисты стали работать над созданием короткометражных художественных кинокартин, объединенных в киносборник. В работе над киноновеллами для «Боевых киносборников» участвовали известные режиссеры  С. Герасимов, Вс. Пудовкин, Г. Александров и др. Сценарии писали известные писатели-прозаики, сценаристы, театральные драматурги. В фильмах снимались популярные киноактеры – Л. Орлова, 3. Федорова, Б. Бабочкин, Э. Гарин, Н. Крючков, Н. Охлопков, Б. Чирков, Б. Андреев, М. Штраух, С. Мартинсон, П. Алейников.

«Боевые киносборники» состояли из четырех – пяти короткометражных фильмов (драматические новеллы, скетчи, кинокарикатуры). В  гриме Стрелки и военном костюме на велосипеде Л. Орлова развозила фронтовые письма, «придумывала» новые слова на хорошо известную музыку из «Веселых ребят», декламировала стихотворные лозунги, доставала киноаппарат и устраивала просмотры хроникальных очерков и даже разоблачала переодетого фашистского диверсанта. Эти картины не только призывали к героизму и самопожертвованию, но и были живой связью с мирным временем, вызывал улыбку, про­буждали добрые воспоминания, вселяли надежду на скорое окончание войны.

Не прекращалась работа над полнометражными художественными фильмами. В 1942 году зрители увидели «Секретаря райкома» И. Пырьева с участием великолепных актеров М. Жарова, М. Ладыниной, М. Астангова. О судьбе русской женщины-колхозницы, ставшей партизанским вожаком рассказывал фильм Ф. Эрмлера «Она защищает Родину», с В. Марецкой в главной роли. В короткие сроки были поставлены «Два бойца» Л. Лукова,  «Фронт» братьев Васильевых, «Во имя Родины» Вс. Пудовкина.

Большой популярностью пользовались исторические кинокартины, напоминавшие, что враг никогда не торжествовал победу на русской земле. В. Петров приступил к съемкам фильма «Кутузов»,  А. Роом напряженно работал над экранизацией пьесы Л. Леонова «Нашествие».

Любимыми лентами оставались кинокомедии.  Полон оптимизма музыкальный фильм И. Пырьева «В шесть часов вечера после войны». Лирические  песни были написаны  Т. Хренниковым. В финале картины, как символ грядущей победы, режиссер показал первый день мира – Кремль в огнях фейерверков, праздничные улицы, заполненные радостными, ликующими людьми. В год окончания войны зрители увидели «Сердца четырех», «Близнецы»  К. Юдина.
Музыка. В едином строю защитников Родины находились и деятели советской музыки. Н.Я. Мясковский сочинил 22-ю симфонию,  которую в начале назвал «Симфония-баллада о Великой Отечественной войне». Позже композитор снял это название, считая, что музыка должна говорить сама за себя. С. Прокофьев написал увертюру «1941 год», Ю. Шапорин закончил патриотическую ораторию «Сказание о битве за Русскую землю».

До осени 1941 г. в окруженном врагом Ленинграде жил и работал композитор Д. Шостакович. Его знаменитая седьмая (Ленинградская) симфония стала самым волнующим произведением военных лет. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию», – писал композитор.

Симфония впервые была исполнена оркестром Радиокомитета 9 августа 1942 г. в Ленинграде. Репетиции проходили в холодных, нетопленых залах. Музыканты исполняли сложнейшие партии в верхней одежде. Во время концерта летчики были в небе, чтобы не допустить фашистского налета.

В период Великой Отечественной войны родилось много песен, воодушевлявших народ на подвиги, помогавших ему переносить лишения и невзгоды. Своеобразным музыкально-поэтическим символом тех грозных лет стала «Священная война» (стихи В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова). Впервые она была исполнена 24 июня 1941 года, а уже буквально на другой день под ее аккомпанемент с вокзалов столицы уходили на фронт воинские эшелоны.

Самые разные песни (маршевые,  песни-призывы, о Родине,  партизанские, интимно-лирические) пользовались огромной популярностью.  «Темная ночь», «Вася-Василек», «Песня о Москве», «Вася Крючкин», «Моя любимая», «Враги сожгли родную хату», «Бьется в тесной печурке огонь», «Соловьи», «Смуглянка» и очень многие другие до сих пор остаются любимыми для разных поколений. 
Театр. На театральных сценах в годы войны зрители познакомились с рядом новых драматических работ. Большой успех выпал на долю пьес «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова, «Песнь о черноморцах» Б. Лавренева.

Бригады крупнейших театров СССР выезжали на передовую. Артисты московского Центрального театра Советской Армии дали на фронтах свыше тысячи концертов. Перед бойцами и моряками Балтийского флота более 2500 раз со спектаклями высту­пали актеры Ленинградского театра имени А.С. Пушкина. Специальные концертные группы обслуживали госпитали, военные корабли, призывные пункты, оборонные предприятия. В 1941–1945 гг. из 1300 тыс. концертов и спектаклей для воинов армии и флота 450 тыс. было дано непосредственно на фронте.

Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

Великая Отечественная война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования России. Были разрушены 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследовательских институтов,  сотни лабораторий; сожжены и разграблены 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры, библиотек, клубов, сотни хранилищ исторических сокровищ русского, украинского, белорусского, литовского, латвийского, эстонского и других народов Советского Союза. Пострадали дома – музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, Т.Г. Шевченко в Каневе, А.П. Чехова в Ялте. В руинах лежали многие города страны. Весьма внушительный, хотя и далеко не полный перечень. Культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб.
Культура СССР в 1945 – 1953 гг.

 

    Послевоенная культура развивалась в СССР под воздействием «демократического импульса войны». Война изменила общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в Советском Союзе в 30-е годы. Особые условия войны заставляли людей мыслить творчески, действовать самостоятельно, принимать на себя ответственность. Война проломила тот железный занавес, которым страна была отгорожена от остального, «враждебного» ей  мира. Война побудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля за духовной жизнью общества получит развитие. Союзнические отношения с западными демократиями, как и заграничный поход Красной армии, создали возможности для развития и укрепления культурных контактов с ними.

         Однако с лета 1946 г. в СССР развернулось широкое наступление на отечественную культуру. С лета 1946 г.в стране развернулось широкое наступление против «западного влияния» на отечественную культуру, начинается кампания борьбы с «мелкобуржуазным индивидуализмом» и «заграничным влиянием». По существу речь шла о восстановлении партийно-политического контроля над интеллигенцией. Руководство этой кампанией осуществлял А.А. Жданов. Но и после его смерти кампания продолжилась до 1953 г.  1 августа 1946 г. было принято решение об издании нового журнала «Партийная жизнь», призванного осуществлять идеологический контроль за интеллигенцией.

    14 августа 1946 г. были приняты постановления ЦК партии о журналах «Ленинград» (выговор) и «Звезда» (закрыт), за проведение идеологии, чуждой духу партии, а точнее – за публикацию сочинений Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Ахматова была названа «взбесившейся барынькой», а Зощенко – «пошляком».

     Первым секретарём Союза писателей был назначен Фадеев, которому поручалось навести порядок в этой организации.

     4 сентября 1946 г. вышло постановление ЦК партии о «безыдейных» фильмах, и начинается борьба с фильмами «Большая жизнь» (режиссёр Л.Луков), «Адмирал Нахимов» ( режиссёр В.И. Пудовкин), и второй серией «Ивана Грозного» (режиссёр С.М. Эйзенштейн). 26 августа в постановлении ЦК ВКП(б) подвергся критике репертуар театров (снимаются с постановки пьесы зарубежных авторов). Одним из главных инициаторов этой борьбы стал еженедельник «Культурная жизнь».

В конце 1947 г. жёсткой идеологической критике подверглись советские композиторы. Поводом послужило исполнение в декабре 1947 г. трёх произведений, заказанных к 30-летию Октябрьской революции: Шестой симфонии С.С. Прокофьева, «Поэмы» А.И. Хачатуряна и оперы «Великая дружба» В.И. Мурадели. В феврале 1948 г. ЦК ВКП (б) издал постановление «О декадентских тенденциях в советской музыке», где критике подвергся В.И. Мурадели за пренебрежение лучшими традициями и опытом классической оперы вообще, русской классической оперы в особенности». Критиковались и другие композиторы- «формалисты» - С.С. Прокофьев,  Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян, Н.Я. Мясковский и др. Кампания велась в течение 1948 г. и вылилась в массовые исключения из союза композиторов и других творческих ассоциаций.

С конца 1948 г. начинается преследование «безродных космополитов». Слову «космополит» (в переводе с греческого – гражданин мира) было придано значение «непатриот». Первой «антикосмополитической» мерой стал запрет на контакты и вступление в брак  советских граждан с иностранцами. Критика космополитизма приобрела откровенно антисемитский характер. Были запрещены культурные и общественные еврейские организации, закрыты периодические издания. В 1948 г. несколько сотен человек – представителей еврейской интеллигенции арестованы, а некоторые (Фефер, Перец, Маркиш, Бергельсон, Квитко) расстреляны в 1952 г. Лидер созданного в годы войны Еврейского антифашистского комитета артист  С.М. Михоэлс был убит агентами Министерства Государственной безопасности, а убийство было замаскировано под автокатастрофу.. В январе 1953 г. был «раскрыт»  «заговор убийц в белых халатах» (врачей еврейского происхождения, работавших в кремлёвской больнице – академики Василенко и Виноградов, Раппопорт, Вовси и др., «виновных» в смерти А.А. Жданова в 1948 г. и будто бы пытавшихся умертвить других видных государственных деятелей). 
Культура

Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей партии и государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг. Они проходили на государственной даче под Москвой, в Доме Приемов на Ленинских горах и в Кремле. Встречи носили «отеческий» характер: «отцы народа» хвалили и журили своих способных, но порой нерадивых «детей», иногда забывающих, что литература и искусство должны быть идейно выдержанными. Характер идеологических указаний по форме во многом отличался от жесткого идеологического давления на творческую интеллигенцию в сталинский период. По сути, они преследовали ту же цель: полностью подчинить интеллигенцию партийному влиянию. Культурное развитие общества после смерти Сталина, с легкой руки писателя И.Г. Эренбурга, называют периодом «оттепели».

Резким диссонансом возникшим надеждам прозвучало в мае 1956 г. самоубийство первого секретаря Союза писателей СССР А.А.Фадеева. В предсмертном письме в ЦК КПСС он осудил «самодовольство нуворишей от великого ленинского учения», которые низвели деятелей культуры «до положения мальчишек», называя партийностью идеологическое запугивание. Примером такого запугивания в конце 1950-х гг. стала кампания против поэта Б.Л.Пастернака, которому в октябре 1958 г. была присуждена Нобелевская премия за опубликованный в Италии годом ранее роман «Доктор Живаго». Роман был назван «политическим пасквилем», а его автор «внутренним эмигрантом» и «предателем». В 1959 г. на III съезде писателей СССР Хрущев также осудил «очернителей», а заодно и «лакировщиков» советской действительности. Тем не менее, в 1962 г., по настоянию Н.С.Хрущева, Президиум ЦК КПСС разрешил опубликовать повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой содержались сведения о режиме и порядках в советских концлагерях, считавшиеся тогда секретными.

Культура СССР в 1964--1985 гг.




В культуре еще сохранялось какое-то время вольнодумство хрущёвской эпохи (был опубликован роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»), но постепенно оно придавливалось властями. Вновь набрало силу искажение истины в угоду властям. Любимым жанром властей был производственный роман, где описывались будни советской экономики, когда возникающие проблемы решаются мудрым партийным руководством. Был объявлен крупным писателем Брежнев, за которого были написаны его мемуары. Те, кто не был членом Союза писателей, почти не могли издаваться.

И все же литература продолжала развиваться. В. Г. Распутин, Б. А. Можаев, B. И. Белов, В. П. Астафьев талантливо и правдиво описывали жизнь советской деревни, страдающей от чиновничьего диктата и нарастающей бездуховности. По возможности доносили до читателей правду о войне В. В. Быков, Б. Л. Васильев, В. Л. Кондратьев. Традиции классической русской поэзии продолжал развивать в своей поэзии И. Бродский. Окрепло движение поэтов-бардов (Окуджава, Высоцкий, Визбор), воспевавших общечеловеческие ценности — дружбу, любовь, верность, милосердие, а не советский строй, а А. Галич едко высмеивал его пороки. Достиг расцвета кинематограф (комедии Э. Рязанова и Л. Гайдая, философские картины А. Тарковского, детские фильмы), театр (режиссеры Г. А. Товстоногов, А. В. Эфрос, Ю. П. Любимов). Но многим деятелям искусства пришлось уехать за рубеж (Тарковский, Любимов, Бродский, Галич, Солженицын и др.).

В 1975 г. было введено обязательное 8-летнее образование. Слабой была специализация в школе, зарплата учителей — низкой. Попытки обучить школьников производственным профессиям имели малый успех. Но в целом уровень образования, как высшего, так и среднего, был высоким по мировым стандартам.




  1. Социально экономическое и политическое развитие Российской Федерации в 90-е гг. XX в.

 Социально-экономическое развитие

Либерализация экономики

Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство незамедлительно взяло курс на углубление рыночной реформы.

В первую очередь правительство во главе с и.о. премьер-министра Е.Т.Гайдаром объявило об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования с января 1992 г. В период перестройки в стране существовали цены как рыночные, «коммерческие», так и государственные. Именно нерешительность в политике ценообразования, по мнению Гайдара, не позволила администрации Горбачева осуществить полноценную рыночную реформу. Одновременно правительство стало предпринимать меры по ограничению и отмене системы материально-технического снабжения (централизованного распределения сырья и ресурсов), государственного дотирования убыточных отраслей и регионов, переводу предприятий на полное самообеспечение.

В условиях существовавшего товарного дефицита либерализованные цены стали резко расти, вызывая острое социальное недовольство. Поэтому правительство одновременно взяло Курс на насыщение рынка товарами народного потребления, чему способствовала политика либерализации внешней торговли (фритредерства), открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров, и свободной конвертации (перевода) рубля.

С насыщением рынка рост цен заметно упал, свободная конкуренция товаров сделала цены на них зависимыми, главным образом, от колебания спроса и предложения. Обратной стороной этого процесса стало падение спроса на отечественную продукцию, ее реализация оказалась сильно затруднена. Перенасыщение рынка импортными товарами привело к массовому закрытию предприятий легкой, электронной, машиностроительной и других отраслей промышленности в 1994-1996 гг.
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30

перейти в каталог файлов


связь с админом