Главная страница
qrcode

Идеология. 2. Что произойдет с объемом имени cонет Шекспира , если будет обнаружен еще один, доселе неизвестный сонет Шекспира


Скачать 34.76 Kb.
Название2. Что произойдет с объемом имени cонет Шекспира , если будет обнаружен еще один, доселе неизвестный сонет Шекспира
Дата16.05.2020
Размер34.76 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИдеология.docx
ТипДокументы
#159115
Каталог


Задание 2.

1. Каким был бы объем имени «самый малый по численности населения областной центр Беларуси», если бы оказалось два абсолютно равных по числу жителей областных центра Беларуси, но не больших, чем любой иной областной центр?

2. Существуют ли такие универсумы, для которых имя «празднование Нового года в январе» является пустым? Это же имя не является пустым? Подтвердите ваше мнение примерами.

3. Какие из следующих имен являются общими и собирательными? общими и несобирательными? единичными и собирательными? единичными и несобирательными? пустыми и собирательными? пустыми и несобирательными? а) Русалка; б) роща; в) горный хребет; г) молекула воды, не содержащая атома кислорода; д) президент; е) главный герой повести Я. Коласа «Трясина»; ж) полное собрание сочинений Я. Коласа; з) анкета; и) семья Радзивиллов.

4. Приведите по два предложения, в которых имена «человек», «город», «наука» использовались бы в разных смыслах – собирательном и несобирательном.

Задание 3.

1.С помощью круговых схем установите отношения между объемами следующих имен: а) студент, минчанин, славянин, белорус (национальность); б) слово, изменяющееся по падежам; слово, не изменяющееся по падежам; слово, пишущееся с большой буквы; в) самый крупный промышленный центр Беларуси; самый крупный населенный пункт Беларуси; город с населением более 1 млн человек; г) квадрат, прямоугольник, ромб; д) железная дорога, средство перевозки грузов, железнодорожное депо, шоссейная дорога.


2. Что произойдет с объемом имени «cонет Шекспира», если будет обнаружен еще один, доселе неизвестный сонет Шекспира?

3. Что произойдет с объемом имени «высказывание Тертуллиана», если окажется, что высказывание «Верую, потому что абсурдно», которое ему приписывают, не принадлежит Тертуллиану?

Задание 4.


1. В каких из следующих случаев имеет место логическое деление, в каких – аналитическое?

1) Среди образных выражений встречаются поговорки, пословицы, крылатые выражения.

2) Система права подразделяется на гражданское право, административное право, уголовное право.

3) Норма права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

4) Нормы подразделяются на предписывающие и запрещающие.

5) Различают такие виды доверенностей: разовые, специальные и общие.

6) Декада составляет десять дней.

7) К основным элементам музыки относятся ритм, лад, тем тембр.

8) По характеру психической активности память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

9) Атомы делятся на протоны, нейтроны и электроны.

10) Изобразительное искусство делится на живопись, скульптуру и графику.

11) Сделки совершаются устно или в письменной форме.

12) Рабовладельческое общество было разделено на рабов и рабовладельцев.

13) Самолеты делятся на монопланы и бипланы.

14) Изложение материала в учебниках обычно подразделяется на введение, основные главы и заключение.

15) Градусная сеть Земли состоит из параллелей и меридианов.

16) Географические карты бывают многоцелевые и специальные.

17) Доход делится на потребление и сбережения.

18) Фехтование – это: 1) система приемов владения холодным оружием в рукопашном бою; 2) вид спорта, включающий единоборство на спортивной рапире, шпаге, сабле.

2. Какие разновидности операции деления использованы при составлении следующих планов изложения материала:

а) Основания естествознания.

– Основания математики.

– Основания физики.

– Основания химии.

– Основания биологии.

б) Основания естествознания.

– Собственные основания. – Логические основания. – Методологические основания. – Философские основания.

3. В чем различие при использовании глагола «делить» в следующем тексте? «Людей можно делить по-разному! Это известно всем. Можно на людей и нелюдей». И сказал удивленный палач: «A я делю их на головы и туловища!» (С. Лец).

4. Как можно разделить студентов, сдавших экзамен по некоторой учебной дисциплине, если за основание взять признак «получивший одну и ту же оценку»? Сколько членов деления при этом получится? Возможно ли образование имен с пустым объемом?

5. Нарушится ли требование адекватности, если объем имени «люди» разделить следующим образом: англичане, китайцы, женщины, мужчины, верующие?

6. Соблюдено ли требование единственности основания в следующих случаях: 1) «Различают хвойные, лиственные, листопадные и вечнозеленые леса»; 2) «Преступления подразделяются на совершенные в области промышленности, сельскохозяйственного производства, по причине безработицы и плохих жилищных условий»?

7. Произведите логический анализ следующего высказывания с точки зрения выполнения правил логического деления: «Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков и других жрецов науки, к которым Вы себя причисляете» (А. П. Чехов).

8. Некто разделил людей на основании того, что можно и чего нельзя: одним можно все, даже то, что нельзя; другим можно все, кроме того, что нельзя; третьим нельзя ничего, кроме того, что можно; четвертым нельзя ничего, даже того, что можно. Какие ошибки он допустил?

9. Преобразуйте следующие примеры аналитического деления в логическое:

1) Дерево делится на крону, ствол и корни.

2) Самолет состоит из фюзеляжа, крыльев, управляющей системы, шасси.

3) В научном тексте выделяются введение, основная часть и заключение.

10. Постройте классификацию следующих имен: буддизм, ислам, католицизм, махаяна, мировая религия, православие, протестантство, суннизм, хинаяна, христианство, шиизм.

11. Дайте логический анализ следующего плана лекции на тему «Мировые религии». Назовите допущенные ошибки.

1) Православие.

2) Католицизм.

3) Протестантизм

. 4) Ислам.

5) Иудаизм

. 6) Синтоизм.

12. Освещая вопрос о причинах поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны, учащийся в качестве таковых назвал следующие:

– милитаризацию экономики Германии накануне Второй мировой войны;

– длительную подготовку немцев к войне;

– опыт немецкого командования в ведении военных действий на Западе;

– превосходство в военной силе;

– заблаговременное сосредоточение войск в пограничной зоне;

– мобилизацию на службу Германии военно-экономического потенциала стран Западной и Центральной Европы.

Дайте логическую характеристику ответа ученика.

Задание 5.


1. Что представляет собой определения, используемые в следующих отрывках текстов?

1) «Тут-то он узнал, что такое уха. Трепещется на песке что-то красное; серые облака от него вверх бегут; а жарко таково, что он сразу разомлел. И без того без воды тошно, а тут еще поддают... Слышит – «костер» говорят. А на «костре» на этом черное что-то положено, и в нем вода, точно в озере во время бури, ходуном ходит. Это – «котел» говорят. А под конец стали говорить: вали в котел рыбу – будет «уха»! И начали туда нашего брата валить. Шваркнет рыбак рыбину – та сначала окунется, потом, как полоумная, выскочит, потом опять окунется и присмиреет. «Ухи, значит, отведала» (М. Салтыков-Щедрин).

2) «Не прошло и четверти часа с той минуты, когда мы отчалили от корабля, как он стал погружаться на наших глазах. И тут-то впервые я понял, что значит «дело – табак» (Д. Дефо).

2. Следует ли согласиться со следующим утверждением: «Если же, однако, какое-нибудь имя является наиболее общим в своем роде, то его определение не может состоять из рода и видового отличия, а должно содержать такое описание, которое лучше всего выясняет значение этого имени» (Т. Гоббс)? Подтвердите ваше мнение примером.

3. К какой разновидности с точки зрения выполняемых функций относится определение, встречающееся в следующем тексте? «Сократ: Превосходно. Но что ты понимаешь под выражением „мышление“: то же ли, что и я?


Теэтет: Что ты под ним разумеешь?

Сократ: Разговор, который ведет душа сама с собой о предмете своего исследования. Однако я даю объяснение, собственно, не как знающий. Мне представляется, что душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая. И тогда, когда она определила что-нибудь, быстро и медленно поняла, в согласие с собой пришла и от колебания освободилась, мы полагаем это ее мнением, так что иметь мнение, по-моему, значит говорить, а мнение есть словесно выраженная мысль, но не другому кому-нибудь и не голосом, а молча, самому себе. А ты что думаешь?

Теэтет: То же».

(Платон)

4. Однажды известный французский зоолог Ж. Кювье зашел в Академию наук в Париже, где работала комиссия по составлению энциклопедического словаря. Его попросили оценить определение термина «рак», которое только что «удачно» было найдено. «Мы нашли определение понятию «рак», – сказали составители. – Вот оно: «Рак – небольшая красная рыбка, которая ходит задом наперед». – «Великолепно, – сказал Кювье. – Однако разрешите мне сделать небольшое замечание. Дело в том, что рак – не рыба, он не красный и не ходит задом наперед. За исключением всего этого, ваше определение превосходно». Нарушением какого правила вызвана ирония Кювье? В чем суть допущенной ошибки?


Какое ложное следствие может быть выведено из этих определений как посылок? Что является источником этого ложного следствия? Как называется допущенная ошибка?


6. Какую логическую ошибку допустил ученик при ответах на вопросы учителя?


Учитель. Что такое полюса Земли?

Ученик. Полюса Земли – это точки земной поверхности, соединяемые отрезком прямой, который называется земной осью.


Учитель. А что такое земная ось?

Ученик. Земная ось – это отрезок прямой, соединяющий полюс Земли.

7. В чем недостаток следующих определений: «Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе», «Химия – наука о веществах и таких превращениях их друг в друга, при которых состав ядер атомов не изменяется»?

8. По какой причине нежелательны следующие определения в школьном учебнике по физике: «Вещь – система качеств», «Сила – векторная величина, являющаяся мерой механического действия на рассматриваемое тело со стороны других тел»?

9. В контексте истинного утверждения «Все действительное возможно, а действительное – это то, что осуществлено в настоящем» показать недостаток определения «Возможное – это то, чего еще нет, но что осуществимо в будущем».

10. Какая логическая ошибка в определении дает основание автору иронизировать по поводу выводов ученых из страны великанов? «После долгих дебатов они пришли к единодушному заключению, что я не что иное, как рельплюм сколькатс, что в буквальном переводе означает lusus naturae (игра природы) – определение как раз в духе современной европейской философии, профессора которой, относясь с презрением к ссылке на скрытые причины, при помощи которых последователи Аристотеля тщетно стараются замаскировать свое невежество, изобрели это удивительное разрешение всех трудностей, свидетельствующее о необыкновенном прогрессе человеческого знания» (Дж. Свифт).

11. Установите правильность данных определений, укажите ошибки, если они есть:

1) Фанатик - человек фанатично преданный своим верованиям или убеждениям.

2) Футуризмом называют одно из декадентских течений ХХ века.

3) Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев (Э. Хаббард).

4) «Природа – это наука, способствующая пониманию вопросов, относящихся к духовной истине» (Р. Эмерсон).

5) Власть – это диверсия против человеческого духа (Г. Боровик).


перейти в каталог файлов


связь с админом