Главная страница

Звукорежиссёр №6 2010. 2Musikmesse ProLight Sound 2010. Часть Анатолий Вейценфельд Индивидуальное радиовещание прошлое, настоящее, будущее


Скачать 5,03 Mb.
Название2Musikmesse ProLight Sound 2010. Часть Анатолий Вейценфельд Индивидуальное радиовещание прошлое, настоящее, будущее
АнкорЗвукорежиссёр №6 2010.pdf
Дата12.10.2017
Размер5,03 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаZvukorezhissyor_6_2010.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#42258
страница1 из 9
Каталогid32618330

С этим файлом связано 79 файл(ов). Среди них: Aldoshina_Osnovy_psikhoakustiki.pdf, Straus.pdf, Zvukorezhissyor_7_2010.pdf, Zvukorezhissyor_6_2010.pdf, Proizvodstvo_svezhevyzhatykh_sokov_Juice.pdf, Proizvodstvo_derevyannykh_mini-domikov_i_bytovo.pdf, Скачать квитанцию для оплаты.doc, Инструкция по посадке Сосна горная.doc и ещё 69 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Кабели и коммутационные изделия
Сергей Окунев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2
Musikmesse/ProLight+Sound 2010. Часть Анатолий Вейценфельд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Индивидуальное радиовещание прошлое, настоящее, будущее
Сергей Комаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тестируем микрофоны для радиовещания
Михаил Сергеев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Новое измерение Евгений Шуев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
42
DiGiCo ив Альберт-Холле
Как The Who превратили Quadrophenia в квадрафонию . . . . . . . . . . . . . . . . Испытываем вещательный процессор Omnia Михаил Сергеев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Акустика музыкальных инструментов.
Взгляд звукорежиссера. Часть Петр Кондрашин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Цифровой звук глазами студента консерватории
Александр Цыпкайкин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
56
24, 25, 48, 49, выходит
10 разв год
Свидетельство о регистрации
N 018083 выдано 31.08.1998 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати
Тираж 8100 экз.
OOO "Графика"
Цена – свободная
Мне ния авторов не всегда совпадают с мнением редакции и могут быть оспорены на страницах журнала Рукописи, схемы, фотографии и другие материалы не рецензируются и не возвращаются Ре дак ция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламе На пе ча тан ные материалы немо гут быть скопированы и использованы целиком или частично без разрешения редакции информационно- технический журнал
Для корреспонденции, Россия, Mосква, а/я Адрес издательства, Россия, Москва, ул. Малая Никитская, дом 4, офис 1 тел./факс: (495) 695-9588, 691-7724
e-mail: sound@625-net.ru Журнал издается ООО Издательство Звукорежиссер, 2010
ISSN Главный редактор

Директор Генеральный менеджер
Научный редактор
Дизайнер
Менеджер по распространению
Референт
Экспедитор
Анатолий Вейценфельд
Алексей Шапуров
Екатерина Поташева
Михаил Сергеев
Иван Минаков
Татьяна Олзоева
Ирина Сидорова
Виктор Сычев
С
О
Д
Е
Р
Ж
А
Н
И
Е
С
О
Д
Е
Р
Ж
А
Н
И
Е
профессиональные технологии звукового производства и вещания
ля проектирования и эксплуатации даже больших концертных или студийных комплексов ненужны глубинные знания теории цепей, но без базовых понятий обойтись невозможно. Речь идет именно об ос но вах,
ко то рые помогут сориентироваться, если возникнет конкретный вопрос. Невелика беда, если маловато информации, чтобы ответить на вопрос самостоятельно, но ее должно хватить для того, чтобы грамотно задать его специалисту. И важно понимание, которое не заменить ничем. Провода и ка

бе
ли
Ко аксиальный кабель Название определено устройством один провод размещен внутри другого. Теоретически электрический сигнал не выходит за пределы коаксиального кабеля и с внешними полями не взаимодействует, нона практике не все так глад ко.
Ве роят но появление помех в случае, когда кабель расположен вблизи источника переменного магнитного поля, например трансформатора в блоке питания или отклоняющей системы электрон но-лу че вой труб ки.
Де лов том, что для магнитного поля медная или алюминиевая оплетка препятствием не является. И от помех со стороны электрической составляющей поля коаксиальный кабель тоже защищен не полностью. Например, в цепь сигнала может попасть помеха оттока, наведенного внешними полями в экранирующей оп лет ке,
ког да она используется и как сигнальный проводник. Коаксиальный кабель применяется для передачи аналоговых и цифровых сигналов, в частности, как правило, вне балансных цепях, и экран соединяется с сигнальным нулем и скор пу сом устройства. Электрические параметры волновое сопротивление, погонная индуктивность, емкость и сопротивление центральной жилы и экрана, допустимые мощность, напряжение и ток, зависимость затухания сигнала в кабеле от частоты. Механические параметры диаметр центральной жилы, экрана и оболочки, площадь сечения центрального проводника и экранирующей оп лет ки,
ус той чи вость кус лови ям эксплуатации температура, влажность, солнечный свет, предельное натяжение, минимальный радиус из ги ба.
Ви тая пара) Предельный случай витой пары просто двухжильный нес ви тый провод. Чем меньше шаг свивки, тем лучше защищен провод от магнитного поля, поскольку наводки на соседние петли взаимно компенсируются. Дополнительную защиту от помех обеспечивает экран, в который помещают витую пару. Экран кабеля соединяется скор пу сом одного из приборов, приемника или передатчика, он выполняет именно роль экрана, и по нему не течет ток сигнальной цепи. Если балансное соединение приборов реализовано с помощью витой пары в экране, то обеспечивается очень высокая защищенность от помех пота- кой линии можно передавать сигналы низкого уровня, например от микрофона. Витая параши ро ко используется для передачи сигналов в аналоговой ив цифровой технике, как правило, в балансных цепях. Пример приме не ния:
ана ло го вые соединения в студии в большинстве своем балансные, выполняются витой парой в экране. Кабели этого типа используются для подключения цифровой техники с интерфейсом и 1394 (Firewire). Все тях Ethernet применяют как экранированную ви тую пару, таки не экранированную. Вши не USB используется четырех провод ный кабель одна пара используется для приема и передачи данных, авто рая – для подачи питания на периферийное устройство Ñ Ê È É Æ Ó Ð Í À Ë •
Ç Â Ó Ê Î Ð Å Æ È Ñ Ñ Å Ð

6 | 2 0 1 0
w w w . 6 2 5 - n e t . r u
Д
Сергей Окунев
Фраг мент кабеля со штекером для бытового использования Витая пара в экране медный экран, многожильные сигнальные провода враз ноц вет ной изоляции и корд,
обес печи ва ющий механические свойства кабеля Электрические параметры волновое сопротивление, погонная индуктивность, емкость и сопротивление жили экрана, допустимые мощность, напряжение и ток, зависимость затухания сигнала в кабеле от частоты. Механические параметры диаметр жил, изоляции и экрана, площадь сечения экранирующей оплетки, устойчивость кус лови ям эксплуатации темпера ту ра,
влаж ность, солнечный свет, предельное на тяже ние).
Разъ емы Основным назначением разъема можно считать обеспечение возможности соединять и разъединять проводники. Разъем выполняет несколько фу н кций:
обес печи ва ет ся соединение проводников, фиксация кабеля. Можно упомянуть еще и защиту соединения от случайного размыкания. Для коммутации слабых сигналов в профессиональной аудиотехнике применяют разъемы (он жесте ре од жек),
TS (мо нод жек), BNC (в отечественной версии –
СР50). Для передачи MIDI-сиг на лов используется разъем его отечественными аналогами были СШ5 и
ОНЦ-ВГ-4-5/16-В). Для соединений с большой мощностью коммутируемого сигнала, например подключения акустических систем, есть специализированные разъемы, в частности и SpeakON. С новыми цифровыми интерфейсами пришли и новые разъемы и 1394, атак же их модификации. Если говорить о секторе ин стал ля ци он ном, когда единожды уложенные кабели никто больше не трогает, томе ха ни чес кая прочность отходит на второй плана напер вый выступают другие об сто ятель ства.
В частности, важной становится компактность соединения, именно в этом секторе чаще используются много контактные разъемы типа. Не раз приходилось видеть и компьютерный, который используется для подключения аналогового сигнала или. Экономия понятна вместо шести разъемов два – аналоговый вход стерео, два – аналоговый выход стерео, один – вход AES, еще один – выход ставят два гнезда. И на разъемах экономия, и на монтажной площади. Судите сами сколько разъемов можно разместить назад ней панели высотой Понятно, что для ту ро вой работы такое решение может и не подойти, хотя на рынке профессионального оборудования выпри желании найдете и TRS с дополнительным фиксатором, и и USB, и Firewire. Типичный ин стал ля - ци он ный, его пластмассовый корпус и фиксатор не рассчитаны на эксплуатацию под дождем и снегом, когда и дернуть за кабель могут довольно сильно. Для работы в жестких условиях выпускается линейка разъемов в защищенном исполнении, в том числе и RG45, и USB, и они вполне пригодны и для ту ро вой работы. Надежная фиксация штекера в гнезде, а кабеля в разъеме в определенных обстоятельствах оказывается важнейшим свойством. Например, микрофонный кабель подвергается на сцене серьезным испытаниям. Ив студийной работе забывать про механические свойства соединения не следует. Если в разъеме имеется напряжение, потенциально опасное для здоровья или даже жизни, то предпринимаются специальные меры, исключающие случайное прикосновение к таким проводникам. Во всяком случае, ведущие производители следят за этим очень строго. Обратите внимание на конструкцию разъемов или speakON. Нельзя оставить без внимания такие параметры, как допустимое значение токов и напряжений и сопротивление изоляции контакта. Ив режиме мик ро токов проявляются достоинства хороших разъемов, и при большой нагрузке они не выходят из строя. Почему С пониманием выбираются материалы контактов и изоляции используются специальные покрытия, устойчивые к воздействию окружающей среды, и еще тысяча мелочей, которые непросто скопировать. Строгого во ря, надо было бы обсудить еще и волновое сопротивление разъемов, нов большинстве случаев достаточно знать, что есть такой пара метр,
что бы и не пытаться использовать или СШ5 в линии или Ethernet. И последнее если разъем не вставляется в гнездо, то проверьте ату дали вы его вставляете. В конструкции разъемов предусмотрены меры для защиты от дурака именно в таких случаях. Понятно, что нашего человека такое препятствие не остановит, ион найдет способ вставить, обеспечивая таким образом фронт работ для специалистов поре мон ту обо ру до ва ния.
Ли ния связи Спектр аналоговых звуковых сигналов в аналоговом виде составляет около кГц, и волновыми эффектами в кабеле можно пренебречь. Спектр цифро Í Ô Î Ð Ì À Ö È Î Í Í Î - Ò Å Õ Í È × Å Ñ Ê È É Æ Ó Ð Í À Ë
w w w . 6 2 5 - n e t . r u
M U S I C F O R U M S . R ИНТЕРНЕТ- ПАРТНЕРА iБа зо вый ряд штекер, штекер и гнездо, гнездо Задняя стенка внешнего аудиоин тер фей са. Представлены все основные разъемы Разъем Разъем и TS-джек, разъемы и D-Sub

вых сигналов заметно шире, речь идет оде сят ках и сотнях мегагерц для высокоскоростных интерфейсов, таких как IEEE 1394 (Firewire). Даже относительно медленные интерфейсы, такие как AES/EBU, подвержены влиянию волновых эффектов, ив кабеле длиной всего метров они могут оказаться заметны ми.
К линиям связи, по которой передается широкополосный сигнал, предъявляются специфические требования. Чтобы стоячие волны не мешали нормальной работе устройств, сопротивление нагрузки линии должно быть равно ее волновому сопротивлению. Сопротивление нагрузки это свойство прибора, к линии связи относится только волновое сопротивление, которое должно иметь вполне определенное значение и не изменяется со временем. Например, для передачи цифрового сигнала требуется кабель с волновым сопротивлением Ом. Изменение параметров кабеля при длине мед вали повлияет на качество работы системы, но при расстояниях, близких к пре дель ным,
роль согласования становится существен ной.
От чего зависит волновое сопротивление Для коаксиального кабеля от соотношения диаметров центральной жилы и экрана иди электрической проницаемости диэлектрика. Для витой пары от соотношения диаметра проводников, расстояния между ними и от свойств диэлектрика. Изменение, например, расстояния между проводниками или деформация коаксиального кабеля приведет к изменению волнового сопротивления. Для низкочастотных звуковых сигналов это неважно, а широкополосные цифровые сети оказываются чувствительными к такого рода изменениям. Нетрудно заметить, что диэлектрик в витой паре в экране для AES/EBU жестче, чем в микрофонном кабеле, именно так обеспечивается стабильность его геометрии и, следовательно, волнового сопротивления. Если углубиться в свойства материала, то обнаружим, что и потери диэлектрика в цифровом кабеле обычно меньше. В аналоговых линиях искажения сигнала могут быть вызваны влиянием индуктивности и емкости кабеля. В большинстве случаев влиянием индуктивности можно пренебречь, но погонная емкость может оказать заметное влияние, речь идет о значениях, достигающих пФ/м. В сочетании с выходным сопротивлением источника сигнала емкость кабеля образует фильтр, и появляется спад АЧХ на высоких частотах. Индуктивность и активное сопротивление кабеля следует учитывать при передаче мощных звуковых сигналов на значительные расстояния, например, от усилителя к акустическим системам. В принципе, следует учитывать и нелинейные эффекты в проводниках иди электриках, особенности поведения контактов как в режиме мик ро токов, таки при большой мощности, и ряд других эффектов, нов реальной практике эти явления нечасто оказывают решающее значение на работу грамотно спроектированной сис те мы,
по этому небу дем углубляться вдета ли. Коммутация По устройству коммутаторы можно разделить на две группы. Галетные, кнопочные или патч-па не ли
«ште кер-гнез до попадают в группу пассивных, поскольку не содержат ни усилителей, ни реле. В активных приборах для коммутации применяются реле или электронные ключи. Вне которых коммутаторах есть согласующие усилители. Отсутствие усилителей можно рассматривать и как достоинство, и как недостаток, сужающий применение устройства. Например, пассивный коммутатор с разъемами можно использовать и для аналоговых сигналов, и для цифровых. Активный коммутатор для AES едва ли подойдет для работы сана ло го вы ми звуковыми сигнала ми.
По логике построения продукция разделяется тоже на две группы и «N:M». Коммутаторы обеспечивают направление одного из N входных сигналов на выход, то есть ма - р шру ти зи ру ет ся только один сиг нал.
Ком му та торы иногда называют матричными, они позволяют подать сигнал с одного из входов на один из выходов. В этом случае ма р шру ти - зи ру ет ся одновременно несколько сиг на лов,
мак си маль ное количество Трудно переоценить роль матричного коммутатора в больших комплексах со сложной маршрутизацией сигналов. Нередко оказывается, что именно коммутатор определяет основные параметры качества комплекса и его сервисные возможности. Ив который уже раз вспоминается старая шутка, что электроника это наука окон тактах. Контакты, контакты Контакты и связи это одна из составляющих успеха всей кампании. И запись в студии, икон церт наста ди оне, и радиопередача могут прекратиться из-за одного просчета в контакте. К счастью, сегодня вполне доступны и разнообразные кабели, и отличные разъемы, имеется широчайший ассортимент коммутационных изделий. И тем огорчи тель - нее видеть, что кабель по размеру не соответствует разъему, срезана защитная оболочка или расширен диаметр муфты. Приходилось видеть, обильно смазанный машинным маслом, чтобы лучше входило. А ведь выпускается специальный инструмент для разделки и монтажа разъемов на кабель, и специальные спреи для очистки контактов, и всевозможные клипсы, зажимы и ор га най зе ры, позволяющие превратить кабельные джунгли в культурный цветущий сад, где все ровно икра сиво Ê È É Æ Ó Ð Í À Ë •
Ç Â Ó Ê Î Ð Å Æ È Ñ Ñ Å Ð

6 | 2 0 1 0
w w w . 6 2 5 - n e t . r Коммутационное поле проверенное годами решение коммутационных задач реклама Коммутационные устрой

ства
ком па
нии Сергей Корж

Аме ри канская компания) выпускает среди прочего оборудования и большое число коммутационных устройств рэ ко вый микрофонный сплит тер

Вось ми канальный рэ ко вый сплит тер микрофонного сигнала представляет собой прибор в корпусе высотой. Сплит терне заменимая вещь вин стал ля ци ях с большим количеством оборудования и каналов.
Сплит тер ART S8 имеет восемь микрофонных входов с аттенюатором сигнала и возможностью отключения заземления выходов (два на каждый входной канал. Схемотехника основана на высококачественных трансформаторах и позволяет пропускать через тракт фантомное питание от микшера пассивный ди рект-бокс

ART Z-Direct – это новый пассивный одно канальный ди рект-бокс в металлическом корпусе. Он предназначен для корректного преобразования линейного неба ла н сно го сигнала в балансный и подачи его через муль ти кор в микшер ный пульт, ре кор - дери т. п. Прибор может работать от одной батареи Вили от подаваемого с пульта фантомного питания напряжением В. Характеристики частотный диапазон Гц кГц;
мак си маль ный выходной уровень дБ (батарея дБ фантомное питание максимальный входной уровень дБ динамический диапазон дБ вход TRS-джек, XLR(F) неба ла н сный, 470 кОм выход) балансный Ом;
не линейные искажения отключаемый обрезной фильтр 30 кГц дБ переключаемый входной аттенюатор дБ переключатель фазы переключатель выходной разъем" джек; габариты мм
×
107 мм мм масса 0,4 кг PDB – ди рект-бокс

Это одно канальный ди рект-бокс в металлическом корпусе. Служит для преобразования линейного неба ла н сно го сигнала в балансный для подачи его через муль ти кор в микшер ный пульт, записывающее устройство, трансляционную линию и т.д. На входе расположен неба ла н сный разъем на четверть дюймовом дже ке с входным импедансом кОм, имеется переключаемый аттенюатор дБ. На выходе установлен разъем с со п ртив лени ем 600 Ом. Имеется переключаемый режим. Габариты мм
×
127 мм
×
51 мм. Масса г SplitComPro – микрофонный bbсплит тер/сум ма тор, переключатель фазы Прибор представляет собой компактный микрофонный сплит тер/сум ма тор. SplitComPro отличают низкие искажения и широкий частотный ди апа зон.
Еще одно из достоинств данного прибора сочетание функций сумматора и сплит те ра. Инверсия фазы производится в режиме сумматора. Имеются два 6 | 2 0 1 0

Ç Â Ó Ê Î Ð Å Æ È Ñ Ñ Å Ð
• È Í Ô Î Ð Ì À Ö È Î Í Í Î - Ò Å Õ Í È × Å Ñ Ê È É Æ Ó Ð Í À Ë
w w w . 6 2 5 - n e t . r u
ART S8, лицевая панель, задняя панель, лицевая панель ИНТЕРНЕТ- ПАРТНЕР Аре к лама микрофонных входа и микрофонных выхода на разъемах, атак же функция отключения заземления активный ди рект-бокс
X-Direct – это новый прибор. Вот ли чие от
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов
связь с админом