Главная страница

3. Клетка элементарная единица размножения и развития живого


Скачать 3,19 Mb.
Название3. Клетка элементарная единица размножения и развития живого
Анкорbio-B6-teoriya+praktika.pdf
Дата28.06.2018
Размер3,19 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаbio-B6-teoriya_praktika.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#11158
страница4 из 6
Каталогid225698840

С этим файлом связано 59 файл(ов). Среди них: Obschestvoznanie_Polny_spravochnik.pdf, Primernye_temy_Esse.pdf, C5_zadachi_s_parametrom_semenova_yaschenko.pdf, Vladimirova-O_V-Istoria_-Polny-spravochnik-dlya.pdf, Istoria_daty2.pdf, 18_vek_tablichka.doc, Ploschad_kruga_i_ego_chastey_7.pdf, Ekonomika_express-repetitor_dlya_podgotovki_k_E.pdf, 1.doc, Istoria_Rossii_v_tablitsakh_6-11kl_Agafonov_S_V.pdf и ещё 49 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6
Овогенез – образование яйцеклеток у особей женского пола. У животных он происходит в яичниках. В зоне размножения находятся овогонии – первичные половые клетки, размножающиеся митозом. Из овогониев после первого мейотического деления образуются овоциты первого порядка. После второго мейотического деления образуются овоциты второго порядка, из которых формируется одна яйцеклетка и три направительных тельца, которые затем гибнут. Яйцеклетки неподвижны, имеют шаровидную форму. Они крупнее других клеток и содержат запас питательных веществ для развития зародыша. У мхов и папоротников яйцеклетки развиваются в архегониях, у цветковых растений
– в семяпочках, локализованных в завязи цветка. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ Часть А А. Мейозом называется процесс
1) изменения числа хромосом в клетке
2) удвоения числа хромосом в клетке
3) образования гамет
4) конъюгации хромосом А. В основе изменения наследственной информации детей по сравнению с родительской информацией лежат процессы
1) удвоения числа хромосом
2) уменьшения количества хромосом вдвое
3) удвоения количества ДНК в клетках
4) конъюгации и кроссинговера А. Первое деление мейоза заканчивается образованием
1) гамет
2) клеток с гаплоидным набором хромосом
3) диплоидных клеток
4) клеток разной плоидности А. В результате мейоза образуются
1) споры папоротников
2) клетки стенок антеридия папоротника
3) клетки стенок архегония папоротника
4) соматические клетки трутней пчел А. Метафазу мейоза от метафазы митоза можно отличить по
1) расположению бивалентов в плоскости экватора
2) удвоению хромосом и их скрученности
3) формированию гаплоидных клеток
4) расхождению хроматид к полюсам А. Телофазу второго деления мейоза можно узнать по
1) формированию двух диплоидных ядер
2) расхождению хромосом к полюсам клетки
3) формированию четырех гаплоидных ядер
4) увеличению числа хроматид в клетке вдвое
www.ctege.info А. Сколько хроматид будет содержаться в ядре сперматозоидов крысы, если известно, что в ядрах ее соматических клеток содержится 42 хромосомы
1) 42 2) 21 3) 84 4) 20 А. В гаметы, образовавшиеся в результате мейоза попадают
1) копии полного набора родительских хромосом
2) копии половинного набора родительских хромосом
3) полный набор рекомбинированных родительских хромосомы
4) половина рекомбинированного набора родительских хромосом Часть В В. Биологическое значение мейоза заключается в поддержании постоянства видового числа хромосом создании условий для комбинативной изменчивости произвольном расхождении родительских хромосом по гаметам сохранении родительской наследственной информации без изменений увеличении числа хромосом в клетке сохранении полезных признаков организма при размножении В. Установите соответствие между процессом и событиями, происходящими входе этого процесса
ВЗ. Установите правильную последовательность процессов, происходящие в мейозе
A) Расположение бивалентов в плоскости экватора Б) Образование бивалентов и кроссинговер
B) Расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки Г) формирование четырех гаплоидных ядер Д) формирование двух гаплоидных ядер, содержащих по две хроматиды Часть С С. Мейоз лежит в основе комбинативной изменчивости. Чем это объясняется С. Сравните результаты митоза и мейоза Раздел 3 Организм как биологическая система
3.1.3 Разнообразие организмов одноклеточные и многоклеточные автотрофы (хемотрофы, фототрофы, гетеротрофы (сапротрофы,
3 В целях соблюдения логики изложения темы пункты кодификатора 3.1 распределены по всем крупным разделам курса.
www.ctege.info паразиты, симбионты). Вирусы – неклеточные формы. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний
3.2. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных Термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе бесполое размножение, вегетативное размножение, гермафродитизм, зигота, онтогенез, оплодотворение, партеногенез, половое размножение, почкование, спора Размножение в органическом мире Способность к размножению является одним из важнейших признаков жизни. Эта способность проявляется уже на молекулярном уровне жизни. Вирусы, проникая в клетки других организмов, воспроизводят свою ДНК или РНК и таким образом размножаются. Размножение – это воспроизведение генетически сходных особей данного вида, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Различают следующие формы размножения Бесполое размножение Эта форма размножения характерна как для одноклеточных, таки для многоклеточных организмов. Однако наиболее распространено бесполое размножение в царствах Бактерии, Растения и Грибы. В царстве Среди животных этим способом размножаются в основном простейшие и кишечнополостные. Существует несколько способов бесполого размножения
– Простое деление материнской клетки на две или несколько клеток. Так размножаются все бактерии и простейшие.
– Вегетативное размножение частями тела характерно для многоклеточных организмов – растений, губок, кишечнополостных, некоторых червей. Растения вегетативно могут размножаться черенками, отводками, корневыми отпрысками и другими частями организма.
– Почкование – один из вариантов вегетативного размножения свойственен дрожжами кишечнополостным многоклеточным животным.
– Митотическое спорообразование распространено среди бактерий, водорослей, некоторых простейших. Бесполое размножение обычно обеспечивает увеличение численности генетически однородного потомства, поэтому его часто применяют селекционеры растений для сохранения полезных свойств сорта. Половое размножение – процесс, в котором объединяется генетическая информация от двух особей. Объединение генетической информации может происходить при конъюгации (временном соединении особей для обмена информацией, как это происходит у инфузорий) и копуляции (слиянии особей для оплодотворения у одноклеточных животных, а также при оплодотворении у представителей разных царств. Особым случаем полового размножения является партеногенезу некоторых животных тли, трутни пчел. В этом случае новый организм развивается из неоплодотворенного яйца, но до этого всегда происходит образование гамет. Половое размножение у покрытосеменных растений происходит путем двойного оплодотворения. Дело в том, что в пыльнике цветка образуются гаплоидные пыльцевые
www.ctege.info зерна. Ядра этих зерен делятся на два – генеративное и вегетативное. Попав на рыльце пестика, пыльцевое зерно прорастает, образуя пыльцевую трубку. Генеративное ядро делится еще раз, образуя два спермия. Один из них, проникая в завязь, оплодотворяет яйцеклетку, а другой сливается с двумя полярными ядрами двух центральных клеток зародыша, образуя триплоидный эндосперм. При половом размножении особи разного пола образуют гаметы. Женские особи производят яйцеклетки, мужские – сперматозоиды, обоеполые особи (гермафродиты) производят и яйцеклетки, и сперматозоиды. У большинства водорослей сливаются две одинаковых половых клетки. При слиянии гаплоидных гамет происходит оплодотворение и образование диплоидной зиготы. Зигота развивается в новую особь. Все вышеперечисленное справедливо только для эукариот. У прокариот тоже есть половое размножение, но происходит оно по-другому. Таким образом, при половом размножении происходит смешивание геномов двух разных особей одного вида. Потомство несет новые генетические комбинации, что отличает их от родителей и друг от друга. Различные комбинации генов, проявляющиеся в потомстве в виде новых, интересующих человека признаках, отбираются селекционерами для выведения новых пород животных или сортов растений. В некоторых случаях применяют искусственное оплодотворение. Это делается и для того, чтобы получить потомство с заданными свойствами, и для того, чтобы преодолеть бездетность некоторых женщин. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ Часть А А. Принципиальные различия между половыми бесполым размножением заключаются в том, что половое размножение
1) происходит только у высших организмов
2) это приспособление к неблагоприятным условиям среды
3) обеспечивает комбинативную изменчивость организмов
4) обеспечивает генетическое постоянство вида А. Сколько сперматозоидов образуется в результате сперматогенеза из двух первичных половых клеток
1) восемь 2) две 3) шесть 4) четыре А. Отличие овогенеза от сперматогенеза заключается в том, что
1) в овогенезе образуются четыре равноценные гаметы, а в сперматогенезе одна
2) яйцеклетки содержат больше хромосом, чем сперматозоиды
3) в овогенезе образуется одна полноценная гамета, а в сперматогенезе – четыре
4) овогенез проходит с одним делением первичной половой клетки, а сперматогенез
– с двумя А. Сколько делений исходной клетки происходит при гаметогенезе
1) 2 2) 1 3) 3 4 ) 4 А. Количество образуемых половых клеток в организме, скорее всего, может зависеть от
1) запаса питательных веществ в клетке
2) возраста особи
3) соотношения мужских и женских особей в популяции
4) вероятности встречи гамет друг с другом А. Бесполое размножение преобладает в жизненном цикле
1) гидры 3) акулы
2) майского жука 4) мухи А. Гаметы у папоротников образуются
1) в спорангиях 3) на листьях
www.ctege.info
2) на заростке 4) в спорах А. Если диплоидный набор хромосом пчел равен 32, то 16 хромосом будет содержаться в соматических клетках
1) пчелиной матки
2) рабочей пчелы
3) трутней
4) всех перечисленных особей А. Эндосперму цветковых растений образуется при слиянии
1) спермия и яйцеклетки
2) двух спермиев и яйцеклетки
3) полярного ядра и спермия
4) двух полярных ядер и спермия А. Двойное оплодотворение происходит у
1) мха кукушкина льна 3) ромашки лекарственной
2) папоротника орляка 4) сосны обыкновенной Часть В В. Выберите правильные утверждения
1) Образование гамету растений и животных происходит по одному механизму
2) У всех типов животных яйцеклетки одинакового размера
3) Споры папоротника образуются в результате мейоза
4) Из одного овоцита образуется 4 яйцеклетки
5) Яйцеклетка покрытосеменных растений оплодотворяется двумя спермиями
6) Эндосперм покрытосеменных растений триплоиден. В. Установите соответствие между формами размножения и их признаками
ВЗ. Установите правильную последовательность событий, происходящих при двойном оплодотворении цветковых растений.
A) оплодотворение яйцеклетки и центральной клетки Б) образование пыльцевой трубки
B) опыление Г) образование двух спермиев Д) развитие зародыша и эндосперма Часть С С. Почему эндосперм покрытосеменных растений триплоиден, а остальные клетки
www.ctege.info диплоидны? С. Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений, в которых они допущены, и исправьте их. 1) В пыльниках покрытосеменных растений образуются диплоидные пыльцевые зерна. 2) Ядро пыльцевого зерна делится на два ядра вегетативное и генеративное. 3) Пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика и прорастает по направлению к завязи. 4) В пыльцевой трубке из вегетативного ядра образуется два спермия. 5) Один из них сливается с ядром яйцеклетки, образуя триплоидную зиготу. 6) Другой спермий сливается с ядрами центральных клеток, образуя эндосперм.
3.3. Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Причины нарушения развития организмов Онтогенез Онтогенез – это индивидуальное развитие организма от момента образования зиготы до смерти. Входе онтогенеза проявляется закономерная смена фенотипов, характерных для данного вида. Различают непрямой и прямой онтогенезы. Непрямое развитие (метаморфоз) встречается у плоских червей, моллюсков, насекомых, рыб, земноводных. Их зародыши проходят в своем развитии несколько стадий, в том числе личиночную. Прямое развитие проходит в неличиночной или внутриутробной форме. К нему относятся все формы яйцеживорождения, развитие зародышей пресмыкающихся, птиц и яйцекладущих млекопитающих, а также развитие некоторых беспозвоночных (прямокрылых, паукообразных и др. Внутриутробное развитие происходит у млекопитающих, в том числе и у человека. В онтогенезе выделяют два периода – эмбриональный – от образования зиготы до выхода из яйцевых оболочек и постэмбриональный – с момента рождения до смерти. Эмбриональный период многоклеточного организма состоит из следующих стадий зиготы бластулы – стадии развития многоклеточного зародыша после дробления зиготы. Зигота в процессе бластуляции не увеличивается в размерах, увеличивается число клеток, из которых она состоит стадии образования однослойного зародыша, покрытого бластодермой , и формирования первичной полости тела – бластоцели ; гаструлы – стадии образования зародышевых листков – эктодермы, энтодермы (у двухслойных кишечнополостных и губок) и мезодермы (у трехслойных у остальных многоклеточных животных. У кишечнополостных животных на этой стадии формируются специализированные клетки, такие как стрекательные, половые, кожно-мускульные и т.д. Процесс образования гаструлы называется гаструляцией .
Нейрулы – стадии закладки отдельных органов.
Гисто– и органогенеза – стадии появления специфических функциональных, морфологических и биохимических различий между отдельными клетками и частями развивающегося зародыша. У Позвоночных животных в органогенезе можно выделить а) нейрогенез – процесс формирования нервной трубки (головного и спинного мозга) из эктодермального зародышевого листка, а также кожного покрова, органов зрения и слуха б) хордогенез – процесс формирования из мезодермы хорды, мышц, почек, скелета, кровеносных сосудов в) процесс формирования из энтодермы кишечника и связанных с ним органов – печени, поджелудочной железы, легких. Последовательное развитие тканей и органов, их дифференцировка происходит благодаря эмбриональной индукции – влиянию одних частей зародыша на развитие других частей. Это связано с деятельностью белков, которые включаются в работу на определенных стадиях развития зародыша. Белки регулируют активность генов, определяющих признаки организма. Таким образом, становится
www.ctege.info понятным, почему признаки определенного организма появляются постепенно. Все гены никогда не включаются в работу вместе. В конкретное время работает лишь часть генов. Постэмбриональный период разделяется наследующие этапы
– постэмбриональный (до полового созревания
– период половой зрелости (осуществление репродуктивных функций
– старение и смерть. У человека начальная стадия постэмбрионального периода характеризуется интенсивным ростом органов и частей тела в соответствии с установленными пропорциями. В целом постэмбриональный период человека подразделяется наследующие периоды
– грудничковый (от рождения до 4 недель
– грудной (от 4 недель до года
– дошкольный (ясельный, средний, старший
– школьный (ранний, подростковый
– репродуктивный (молодой до 45 лет, зрелый до 65 лет
– пострепродуктивный (пожилой долети старческий – после 75 лет. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ Часть А А. Двуслойное строение текла характерно для
1) кольчатых червей 3) кишечнополостных
2) насекомых 4) простейших А. Мезодермы нету) дождевого червя 3) кораллового полипа
2) майского жука 4) крысы А. Прямое развитие происходит у
1) лягушки 2) саранчи 3) мухи 4) пчелы А. В результате дробления зиготы образуется
1) гаструла 3) нейрула
2) бластула 4) мезодерма А. Из энтодермы развивается
1) аорта 2) мозг 3) легкие 4) кожа А. Отдельные органы многоклеточного организма закладываются на стадии
1) бластулы 3) оплодотворения
2) гаструлы 4) нейрулы А. Бластуляция – это
1) рост клеток
2) многократное дробление зиготы
3) деление клетки
4) увеличение зиготы в размерах А. Гаструла зародыша собаки – это
1) зародыш с образовавшейся нервной трубкой
2) многоклеточный однослойный зародыш с полостью тела
3) многоклеточный трехслойный зародыш с полостью тела
4) многоклеточный двухслойный зародыш А. Дифференциация клеток, органов и тканей происходит в результате
1) действия определенных генов в определенное время
2) одновременного действия всех генов
3) гаструляции и бластуляции
4) развития определенных органов
www.ctege.info
А10.4Какая стадия эмбрионального развития позвоночных животных представлена множеством неспециализированных клеток
1) бластула 3) ранняя нейрула
2) гаструла 4) поздняя нейрула Часть В В. Что из перечисленного относится к эмбриогенезу
1) оплодотворение 4) сперматогенез
2) гаструляция 5) дробление
3) нейрогенез 6) овогенез В. Выберите признаки, характерные для бластулы
1) зародышу которого сформирована хорда
2) многоклеточный зародыш с полостью тела
3) зародыш, состоящий из 32 клеток
4) трехслойный зародыш
5) однослойный зародыш с полостью тела
6) зародыш, состоящий из одного слоя клеток
ВЗ. Соотнесите органы многоклеточного зародыша с зародышевыми листками, из которых закладываются эти органы Часть С С. Приведите примеры прямого и непрямого постэмбрионального развития на примере насекомых.
3.4. Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные генетические понятия Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе аллельные гены, анализирующее скрещивание, взаимодействие генов, ген, генотип, гетерозиготность, гипотеза чистоты гамет, гомозиготность, дигибридное скрещивание, законы Г. Менделя, количественные признаки, кроссинговер, летали,
4 Этот вопрос встречается в экзаменационной работе, однако в ряде учебников нет таких понятий, как ранняя нейрула (Д.К. Беляев) и нейрула (И.Н. Пономарева). Этот вопрос предполагает следующие рассуждения бластула состоит из одинаковых клеток. Двухслойные животные – кишечнополостные и губки на стадии гаструлы заканчивают свое развитие и имеют специализированные клетки. Они не проходят стадий нейрулы, на которых закладываются нервная труба и остальные органы. Следовательно, правильный ответ – 1– бластула.
www.ctege.info множественные аллели, моногибридное скрещивание, независимое наследование, неполное доминирование, правило единообразия, расщепление, фенотип, цитологические основы законов Менделя. Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов. Эти два свойства неразрывно связаны друг с другом, хотя имеют противоположную направленность. Наследственность предполагает сохранение информации, а изменчивость эту информацию меняет. Наследственность – это свойство организма повторять в ряду поколений свои признаки и особенности своего развития. Изменчивость – свойство организмов изменять свои признаки под влиянием внешней или внутренней среды, а также в результате новых генетических комбинаций, возникающих при половом размножении. Роль изменчивости заключается в том, что она поставляет новые генетические комбинации, подвергающиеся действию естественного отбора, а наследственность сохраняет эти комбинации. К основным генетическим понятиям относятся следующие Ген – участок молекулы ДНК, в котором закодирована информация о последовательности аминокислот водной молекуле белка. Аллель – пара генов, отвечающих за альтернативное (различное) проявление одного итого же признака. Например, за цвет глаз отвечают два аллельных гена, расположенных в одинаковых локусах (местах) гомологичных хромосом. Только один из них может отвечать за развитие карих лаза другой – за развитие голубых глаз. В том случае, когда оба гена отвечают за одинаковое развитие признака, говорят о
гомозиготном организме поданному признаку. Если аллельные гены определяют различное развитие признака, говорят о гетерозиготном организме.
Аллельные гены могут быть доминантными
, подавляющими альтернативный ген, и рецессивными , подавляемыми. Совокупность генов организма называется генотипом данного организма. Генотип организма описывается словами – «гомозиготный» или гетерозиготный. Однако не все гены проявляются. Совокупность внешних признаков организма называется его фенотипом. Кареглазый, полный, высокий – это способ описания фенотипа организма. Говорят также о доминантном или рецессивном фенотипе. Генетика изучает закономерности наследования признаков. Основным методом генетики является гибридологический метод или скрещивание. Этот метод был разработан австрийским ученым Грегором Менделем в 1865 г. Развитие генетики повлекло за собой развитие многих научных направлений и, прежде всего, эволюционного учения, селекции растений и животных, медицины, биотехнологии, фармакологии и др. На рубеже XX и XXI столетий расшифрован геном человека. Ученых поразило, что у нас всего 35 000 генов, а не 100 000, как думали раньше. У круглого червя 19 тыс. генов, у горчицы – 25 тыс. Различия между человеком и шимпанзе составляют 1% генов, ас мышью – 10%. Человеку достались в наследство и гены, которым 3 миллиарда лети относительно молодые гены. Что дает науке прочтение генома Прежде всего, это знание позволяет целенаправленно вести генетические исследования по выявлению как патологических, таки нужных, полезных генов. Ученые не оставляют надежды на излечение людей от таких заболеваний, как раки СПИД, диабет и др. Также не оставляют надежды и на преодоление дряхлой старости, преждевременной смертности и многих других бед человечества.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом