Главная страница
qrcode

2 занятие, 3 вопрос. 3. Основные исторические вехи развития Великого шелкового пути


Скачать 19.21 Kb.
Название3. Основные исторические вехи развития Великого шелкового пути
Дата17.06.2020
Размер19.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2 занятие, 3 вопрос.docx
ТипДиплом
#159305
Каталог

Наконечная Т., Злобина А.

Занятие 2. Великий шелковый путь
3. Основные исторические вехи развития Великого шелкового пути.

Важную роль в появлении Великого шелкового пути сыграл китайский чиновник, дипломат и путешественник Чжан Цянь, которого император У-ди направил найти союзников для борьбы с племенами сюннов, беспокоящих империю своими нападениями. Чжан Цянь с этой целью побывал в Согдиане и Бактрии, затем в Парфии и Индии, после чего сообщил императору о выгодах возможной торговли китайским шелком с государствами Средней Азии. В 123–119 гг. до н. э. войска Китая разгромили племена хуннов, угрожавшим торговле Китая с западом. Значительную роль также сыграли завоевательные походы Александра Македонского, в результате которых появились крупные эллинистические государства на территории Ближнего Востока и Азии, что способствовало установлению более тесных контактов между странами Запада и азиатскими государствами.

Во второй половине третьего века сложились прочные торгово-экономические связи Парфии с Ираном, Индии и Китаем: “Шелковый путь” в Китай – по долине Вахша, через Каратегин и Алайскую долину на Кашгар. Пути на запад шли через Парфию на Экбатану (Иран), оттуда в Сирию, другой путь – вниз по Амударье, и “золотой путь” - в Сибирь через Давань (Фергану) мимо Иссык-Куля.

Из Индии вывозили пряности, благовония, из Китая – шелк, железо, никель, меха.

Основным товаром Великого шелкового пути были ткани из шелка и шелк-сырец. Примерно до  V-VI в. н. э.  Китай обладал полной монополией на производство шелка, легкая ткань быстро завоевала мировой рынок, в Европе очень ценился шелк.  В средние века Китай экспортировал в Европу фарфор и чай. Торговцы из стран Южной и Юго-Восточной Азии поставляли в Европу специи и пряности (перец, корица, гвоздика, мускатный орех), чрезвычайно ценившиеся там. Европейцы в основном выступали в роли покупателей, расплачиваясь за товары золотом и серебром. Великий шелковый путь действовал до XVII в. и состоял из двух основных веток: северная дорога – от северного Китая через Памир, Фергану к Нижней Волге и Черному морю, южная дорога – от северного Китая через Яркенд, Памир, Бактрию на Ближний Восток и Индии. Две ветки соединялись различными промежуточными маршрутами.

В VI в. Тюркскому каганату удалось на некоторое время взять под контроль торговый путь, затем его роль стала играть китайская империя Тан, но после поражения от арабов в битве при Таласе в 751 г. ситуация изменилась. В результате арабских завоеваний, большую роль в торговле стали играть мусульманские и еврейские купцы.

В VI-VII в.в нашей эры наиболее оживленным становится отрезок пути, который пролегал через нынешние Семиречье и Южный Казахстан. Объяснилось это следующими причинами, именно здесь находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Центральную Азию. Во-вторых, как утверждают историки, дорога на Фаргану в это время стала опасной из-за междоусобиц. Ну, и, наконец, богатые тюркские каганы, как и их окружение, стали большими потребителями заморских товаров. Все это способствовало возникновению и развитию крупных городов на Великом Шелковом пути. Сегодня они у всех на слуху Бухара, Самарканд, Тараз, Испиджаб, Отрар, Туркестан, Тальхир, Каялык и.т.д .

В 629 г. буддийский наёмник Сюань-Цзянь описывал свой путь из Китая в Индию. Он прошел через Тараз, откуда повернул на юг. Пилигрим сообщал об оседлых культурных центрах в эпоху тюркского владычества по долинам рек Чу и Талас. Гость из Китая был поражен уровнем цивилизации управление страной, развитие торговли, письменность, религиозные верования, быт местного населения

В сложный для торговли период VIII—X вв вместо шёлкового стали использоваться речные пути и волоки Восточно-Европейской равнины, основными «операторами» которых выступали хазары и скандинавы-варяги (см. Волжский торговый путь). Наплыв богатств с Востока ускорил расслоение в этих землях и привёл к формированию государственных образований, первоначально состоявших из цепочки торгово-военных факторий вдоль основных торговых путей (Волжская Булгария, Хазарский каганат).

В результате ирано-византийских войн VI—VII вв. по территории Северного Кавказа был проложен один из маршрутов Великого шёлкового пути. Это произошло из-за попытки персов блокировать торговые связи Византии путём обложения греческих купцов высокой пошлиной. В связи с этим караваны из Китая и Средней Азии пошли в обход державы Сасанидов. Они стали огибать Каспийское море не с юга, а с севера — двигаясь через Северный Прикаспий на Северный Кавказ. В связи с этим на Кавказе появились два ответвления Великого шёлкового пути — Мисимианский и Даринский.

В XIII – XIV вв. монголы получили контроль над большей частью Великого шелкового пути. Со второй половины XIV в. начинается постепенный упадок торгового маршрута. Несмотря на то, что Тимуру (Тамерлану) удалось построить собственную империю, практически полностью контролировавшую путь, в ходе его завоеваний серьезно пострадали города Прикаспия и Причерноморья, что привело к остановке северной ветки маршрута.

В 1265 г. Николо и Матео Поло, отец и старший брат Марко Поло, занимаясь торговлей с Монголией, прошли из Венеции через Среднюю Азию и Семиречье. Сам же Марко Полом в Монголию через Памир и Кангар.

Шелковый путь функционировал в нашем регионе вплоть до XVIII века, когда войны и междоусобицы чуть не привели к упадку городскую культуру. Последнее оживление караванной дороги приходится на середину XIII века, когда здесь приходили торговые и дипломатические посольства в Каракум-столицу монгольской империи. К этому периоду относят поездки итальянского миссионера Плано Карпини и венецанского посла Людовика Святого Гильома де Рубрика (Рубруквис), не все знают, что в этот период (XIII-XIV вв) восточная торговля было над опекой средиземноморских купцов. Последней здесь прошла миссия Джовании Мариньоло в 1357 г.

К XV веку шёлковый путь пришёл в упадок ввиду возобновления военных конфликтов в Средней Азии (вторжение туркменов, завоевания Тамерлана), которые стимулировали развитие морской торговли, приведшее в перспективе к Великим географическим открытиям. О росте интереса китайцев к морской торговле свидетельствовали, в частности, путешествия Чжэн Хэ в Персидский залив и к берегам Африки.

В 1424 г. император Юнле из династии Мин приказал закрыть северо-западные границы Поднебесной. Через полторы тысячи лет «Дорога всех времен и народов» прекратила свое существование.

Наше время

Попыткой активизации древнего торгового пути, соединяющего Восток и Запад, является программа международного транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия «ТРАСЕКА» (англ. TRACECA), который порой называется «новым шёлковым путём». Сухопутный маршрут должен был проходить южнее Каспийского моря, через пролив Босфор. Летом 1998 года двенадцать стран Кавказа, Чёрного моря и Средней Азии, при поддержке США, достигли соглашения по созданию железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспортного коридора из Китая и Монголии в Европу, в обход России. Секретариат программы находится в Баку. К 2014 году построены несколько участков автомобильных дорог по этому проекту, в основном на территории Китая.

В наши дни началось осуществление проекта по возрождению Великого Шелкового пути. В рамках китайской стратегической программы «Один пояс и один путь» разрабатывается ряд проектов морских и сухопутных путей между Европой и Китаем под общим названием Новый Шелковый Путь. Сухопутные трассы объединены названием «Экономический пояс Шелкового пути», морские «Морской Шелковый путь XXI века».

В рамках южных сухопутных маршрутов строится железнодорожный маршрут через Пакистан. На северном маршруте строится железнодорожная ветка Китай-Монголия-Россия.

Проект «Морской Шёлковый путь XXI века» предоставляет странам АСЕАН и территории Южного Китая доступ к портовым терминалам на территории Китая.

Список источников и литературы:

1. Сайт Евразийского союза ученых URL: https://euroasia-science.ru/istoricheskie-nauki/истор.. (дата обращения 09.04.2020)


3. Швецов М.Л. 1990. Трассы Великого шелкового пути во взаимосвязи Востока и Запада // Формирование и развитие трасс Великого Шелкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье
перейти в каталог файлов


связь с админом