Главная страница
qrcode

4 слайд. Задачи


Скачать 16,46 Kb.
Название4 слайд. Задачи
Дата08.01.2020
Размер16,46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлашостакович.docx
ТипДокументы
#158424
Каталог

2 слайд. Введение

Искусство ХХ века знаменует собой коренной перелом во всех сферах, жанрах, поисках выразительных средств. Изменения в жизни и сознании людей, связанные как с научно-технической революцией, так и социальными потрясениями в виде двух мировых войн, революций, заставили многих композиторов не только искать новые формы для отображения происходящего, но и пересмотреть вообще жизненные традиции и использовать формы, жанры, сюжеты разных эпох европейского искусства. Среди композиторов ХХ века особое место принадлежит Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу. В своей работе я задалась вопросом: в чем же причина притягательности его творчества для нас – сегодняшних слушателей? В этом и есть актуальность моей работы.

3 слайд. Цель

ЦЕЛЬЮ моей работы является изучение жанровых моделей музыки Д. Д. Шостаковича, знакомство с первоначальным этапом его музыкального творчества и формирование композиторского стиля под влиянием эпохи.

4 слайд. Задачи

Для достижения поставленной цели мною были выдвинуты следующие ЗАДАЧИ:

1. Познакомиться с биографией композитора Д. Д. Шостаковича.

2. Прослушать, сравнить и проанализировать различные музыкальные композиции довоенного творчества Д. Д. Шостаковича.

3. Выявить и обозначить основные жанровые модели в данном периоде творчества Дмитрия Шостаковича.

4. Сделать выводы о том, какие черты советской эпохи повлияли на становление творческих принципов композитора.

5. Подготовить и представить презентацию выполненного проекта.

Слайд 5. Объект

ОБЪЕКТОМ моего исследования явились произведения Дмитрия Шостаковича, его музыка для театра и кино, его эстетические взгляды и принципы в довоенный этап жизненного и творческого пути.

Слайд 6. Универсализм

Когда начинаешь знакомиться со списком произведений и читать о творчестве Д. Д. Шостаковича, первое, что поражает, что нет ни одного традиционного жанра, который обошел бы своим вниманием композитор: это и камерная- вокальная и инструментальная музыка, это и произведения для сцены – оперы, балеты, оперетта, это и симфонии, и музыка к пьесам и кинофильмам. Музыковеды отмечают широчайший диапазон его возможностей, проводя параллели с В. А. Моцартом, с равной уверенностью владевшим и инструментальной, и вокальной музыкой. Оба гения столь разных эпох возвратили музыке её универсальность. Универсальный гений Шостакович объял все формы и жанры музыки, соединив традиционные устои с новаторскими открытиями.

Слайд 7. Связь с традициями.

Здесь на слайде схематично представлены принципы, которые продолжал развивать композитор в своей музыке.

Слайд 8. Работа над кино

Трудовая деятельность Дмитрия Шостаковича началась в 1922 году, ещё во время учебы, когда у него умер отец и возникли финансовые трудности в семье. Тогда Дмитрий Шостакович устраивается пианистом-тапёром в кинотеатр.

А. Сопровождая на фортепиано немые киноленты, он не только развивал свое искусство импровизации и осваивал область легкой, прикладной музыки, но и на практике постигал новаторский, “монтажный” способ организации времени, характерный для раннего кинематографа (когда контрастные кадры и эпизоды калейдоскопически, без переходов сменяют друг друга). Фильмы, музыкально оформленные Шостаковичем -это „Человек с ружьем”, кинотрилогия о Максиме и другие.

Б. Особой заслугой Шостаковича является то, что он первым из советских композиторов ввел в кинофильм песню как лейтмотив, то есть музыкальное воплощение определенной мысли, настроения, характеристики действующего лица или группы лиц. Так, например, лейтмотивом кинофильма „Встречный” является знаменитая „Утренняя песня” (или „Песня о встречном”), рисующая коллективный образ молодых рабочих.

В. Под бытовой музыкой любой эпохи подразумеваются произведения «легкого» жанра, соответствующие музыкальным вкусам масс. Отношение к ней у композитора двойственное — он порой утрирует, пародирует характерные обороты модных песен и танцев, но в то же время поднимает до высот настоящего искусства.

Слайд 9. Сценические жанры

Композитор столкнулся с обывательской философией в социалистическом обществе, отражением которой​ в музыке и являлись бытовые жанры. ЧИТАЕМ СО СЛАЙДА

В качестве примера этому может быть «Сцена на бульваре» из музыки к пьесе В. Маяковского «Клоп»: мы слышим модный тогда жанр Фокстрот. К бесконечным ритмическим повторам вступления добавлены не вписывающиеся в гармонию реплики кларнета, темы саксофонов соседствуют с репликами биг–бенда, тогда игравшего на танцах…

Опера «Катерина Измайлова» по мотивам «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова (это была последняя опера Шостаковича) стала возвращением к классическим традициям жанра, обращенного к широкому кругу слушателей. Прослушаем небольшой отрывок: в сцене прихода полиции и ареста звучит марш, как надвигающееся беспощадное зло.

10. Симфонизм Шостаковича

Академик Асафьев сравнивал муз. тему с зерном, в котором уже заложен весь потенциал для развития произведения-растения, в том числе все его выразительные возможности. Развитие в нескольких частях, взгляд с разных сторон на проблему-вот выразительные возможности сонатно-симфонического цикла. Конфликт заложен уже изначально в самой теме. Скерцо («Шутка» в переводе с итальянского) – начиная с Л. Бетховена, не только название отдельной музыкальной пьесы, но и традиционная 3 часть сонатно-симфонического цикла. Для усиления драматизма сонатно-симфонического цикла, композитор перемещает скерцо-это 2 часть, в нём, с одной стороны, звучит традиционная причудливая атмосфера мелькающих масок, но при этом уже ощущается напряженность, подчеркивается невозможность остановиться.


Слайд 11. Вывод: Д.Д. Шостакович - мастер музыкального портрета

Таким образом, для нас- современников музыка Шостаковича понятна и привлекательна. В этом и есть главный вывод моей работы, а также ответ на поставленный мною вопрос вначале проекта. Теперь мы можем сказать - Дмитрий Шостакович - композитор-новатор, созвучный и нашей эпохе!!! Как художник и человек Шостакович с необычайной остротой поставил в искусстве нашего века проблему ответственности за духовный облик современника. Он развил и обогатил традиции классицизма и романтизма, открыв новые страницы в музыке.
перейти в каталог файлов


связь с админом