Главная страница
qrcode

страдаем с божедаевой ыы. 9. 01. 2020 Периодизация


Скачать 82.91 Kb.
Название9. 01. 2020 Периодизация
Дата12.06.2020
Размер82.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файластрадаем с божедаевой ыы.docx
ТипДокументы
#159290
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

9.01.2020

Периодизация:

Раннее хр-во – от 30х гг н.э. до 325 г.

Есть методологический вопрос о несовпадении этапов развития искусства с общеисторической периодизацией: первые хр памятники датируются 230-240 гг., т.е. это ещё Древний Рим.

Ну как бы и в 1453 г. в Италии сложно говорить о страдающем средневековье.

15 в. – уже новое или ещё старое?

Зыбкость границ «должна нас насторожить»: много путаницы.

230-е – сер 6 в.

презе был слайд с датами, АВ скинет – вставлю)

После 476 г. на Западе империи нет. «История варварских королевств». Но в Италии раннехристианские и ранневизантийские традиции. Разнообразие тенденций.

2 фазы генезиса культуры и искусства раннего христианства

Апологетика – до сер. 4 в. Христианство и язычество сосуществуют. Апологетика защищает своё вероисповедание от языческого, ориентируется на позднеримские нормы. Катакомбы. Христианство имеет «нелегальное» положение – нет церковной арх-ры, официального искусства. Домовые церкви – домус эклесиас. Литургический процесс крайне отличается от того, что мы привыкли этим называть. Большинство сохранившихся памятников относятся к погребальному искусству. К началу 6 в. катакомбы заброшены, не обновлялись и не использовались.

Проблема отношения к образам в древней церкви. В сознании христианина - жителя Рима оставалась римская образная система.

Выработка системы новых подходов к проблеме образов. Символический образ и знаковая система – то, что неизвестно Древнему Риму. Отказ от иллюзионизма. Не декоративная, а знаковая функция.

Период легального хр-ва сер.4 – сер.6 вв.

Активное «завоевание» населения христианством. Но статистики, конечно, нет. Главные проблемы: строительство, разработка типологии зданий. Базилики. Проблема архитектурного декора: техники и иерархия пространства. Мозаика и фреска – смена стилистических качеств, положения в пр-ве. Связь декора с литургическим процессом. Апсида, купол – для служения – изображения догматического характера, теофания. Профанные места – нарративные композиции.

Какие проблемы у пришлых народов (то бишь варваров) в бывшей римской империи?

Темные века 500-800 гг. Период варварских королевств. «Мрачноватый период».

Так, проблемы – темные века = неизвестные, документов почти не осталось. Около 300 рукописных источников.

Взаимодействие варваров с коренным населением + тема адаптации к новым условиям (были кочевыми – теперь иди паши в поле)

Переход от городской к аграрной цивилизации. Падение города в античном представлении.

А ГДЕ ТЕПЕРЬ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР? Монастырская культура развивается.

529 г.: закрывается последняя риторическая школа в Афинах, в Константинополе – гигесты (?) Юстиниана, законодательный документ, как салическая правда почти. Устав монашеской общины Бенедикта.

Скрипторий в монастыре: центр юрисдикции. Обучают тоже при монастырях.

С точки зрения ИИ три главных зоны: Италия, зап. Европа, север Европы.

Италия: понятие малого римского (6-8 вв.) и пасхалиевского (817-824) ренессансов. Явление не сознательного возрождения прошлого, а попытки его продолжить развивать.

Иконоборчество (726-787 – 813-843): раннехристианская и греческая традиция взаимодействуют. Трудно датировать (кроме пасхалиевского ренессанса). Огромный разброс стилистических возможностей от варварского до «субантичного».

Заальпийская Европа и Ирландия: преобладает варварское. Арх-ра ориент на римские раннехрист постройки. Сочетание варваризации и подражания Риму. Изобразительный мир сохранится в рукописях. Самобытность кельтов побеждает. Хорошие представления о мировой географии, есть собственная литературная традиция, не ориент на Рим. Христианизировались лет на 100 раньше, чем франки. Вместо сводов – «шалашики». Орнамент в художественной традиции. «Из чистой стихии орнамента создать образ человека и сверхъествественного» – проблематика осмысления орнаментального.

К концу этого периода мы испытываем только разочарования… Сплошной разброд и никакой унификации христианского и изобразительного..

Каролингское возрождение 9 в.

Объединение от Пиреней до нынешней чешской границы

Зап. Германия, Ахен – фиксированная резиденция императора.

Западная церковь становится землевладельцем.

Франки христианизировались на римский лад --- + защищают Рим от лангобардов. На протяжении КВ формируются архитектурные тендениции.

Капитулярий о монастырях – бенедиктинский устав + римский образец богослужения, ревизия текстов. Унификация строительства. Многобашенные и многоалтарные базилики – новый тип. Формируется позиция запада к проблеме иконопочитания: варварский мир равнодушен к портрету, тк изначально его не понимал. Почитаем тела и одежды святых.

Примерно с 800 г. реликвии – движущая сила развития архитектуры, сакральных топосов и т.д.

Сантьяго-де-Компостелла – мощи Иакова.

Монашество – элитарная культура, центр получения образования.

Просветительская политика + унификация системы богослужебных рукописей. Создание придворной академии. Важная роль скрипторией – копирование древних рукописей (благодаря этому у нас есть предстваление о более ранней лит-ре). Создание библиотек.

962-1024

Оттоновское возрождение (вы думаете, между этимипериодами ничего не происходило? Да нет. Там было безвластие + атака норманнов, которе почти уничтожило ирландскую монастырскую культуру. Можно не строить – викинги придут и сожгут.).

962 г. – священная римская империя, ура

Альтернатива восточной римской))

……………………………………………………………………………………

Проблема наследования Карлу (и Риму заодно)

Культурное объединение связано с абсолютизацией королевского наследства

Церковная скульптура ещё не монументальное, но уже не декоративно-прикладное искусство. Почитание образов неотделимо от почитания реликвий. Паломничества!

Влияние византийской золотофонной миниатюры. Условность и иератичность стиля, уже нет связи с античностью – точка невозврата пройдена

Система изображения реальности по римскому образцу «прочно умерла». Никакого тебе иллюзионизма как минимум ещё 200 лет. (у нас 10 в.). Отказ от перспективы. Экспрессия – движущая сила искусства.

Активизация представлений о суде и втором пришествии к 1000 году… это не мем!

Оттоновская традиция: каролингская бализика как непреложный образец

Но потом пришёл «первый романский стиль» (не романика ещё, но к этому движется) 950-1050 или 980-1080 (АВ предпочитает второе). Формирование единого архитектурного типа СВОДЧАТОЙ БАЗИЛИКИ.

Что такое большой стиль? Обширная территория, долго главенствует, един для всех видов искусства (последний БС – модерн). Единые стилистические критерии. В средневековье тоже есть привязка к единому архитектурному типу, но всё сложнее и разнообразнее.

Возвращение к римским типам сводов в связи с:

Стремлением к уменьшению пожароопасности

Развитием процесса литургии – нужно структурированное помещение с хорошей акустикой

Паломничества! Надо вместить толпу в храм --- храмы становятся больше

Сантьяго-де-Компостелла – мощи апостола, + не надо пересекать горы, разработаны 4 дороги. На них строятся новые религиозные центры. ----- связь географии и архитектуры.

Сев. Италия, Ломбардия. Бассейн р. По. «Между папой и императором» по геогр. расположению.

Кирпичное наследие Византии. Новый заказчик: включаем социальную историю искусства. Коммунальные постройки. Независимые города – формирование понятие пьеве – народные комплексы базилика-баптистерий-кампанила. Убежище во время осады, культурный центр. Такие типы построек сохранились в основном в небольших населённых пунктах.

Римская клинчатая полуциркульная арка, цилиндрический и крестовый своды – основное в арх-ре (никогда такого не было, и вот опять).

Мосарабская Испания….. Ислам, иудаизм, испанские беатусы… и английская миниатюра – противоположности малых форм.

К середине 11 в. мы можем говорить (1080-е) о формировании на тер-и всей Европы единого архитектурного типа.

Романский стиль. Конец его наступил для разных территорий в разное время… Сложно с региональными объединениями.

Франция- 1080-1140-е гг. Сен-Дени – первая готическая постройка, но романская базилика Святого Петра построена в то же время. ГОТИКА НЕ СМЕНИЛА РОМАНИКУ! Альтернативный стиль.

Опус францегенум – французская манера, готика становится модной.

Романика:

Сводчатые базилики, паломнический тип с двумя ярусами для свободной циркуляции толп, могли быть и другие типы, но все сводчатые. Сложные планы.

Монументальная скульптура: перспективный портал со скульптурным тимпаном, скульптурная капитель. Эсхатологические темы: апокалиптические видения, страшный суд, вознесение, пятидесятница – основной набор сюжета тимпанных композиций. Проблемы проповеди, формирования чистилища, развития западного антропологического богословия: могу ли я воздействовать на посмертную участь?

О стилистике в чистом виде: соотношение арх-ры и ск-ры: давление архитектурного поля, конфликт, «романская экспрессия».

Италия (ещё хуже, чем Франция..). Она такая разделённая, шо капец… Сер. 11- пер. пол. 13 вв.

Слабо воспринимает проблему готики – есть родное античное, климат отличается от хранцузского… Коммунальный север – городской собор (в плане раннехрист и ранневиз влияния с продвинутой системой сводов, ордерно-классические пропорции в облицовке – проторенессанс, античность также в ск-ре и монументальной живописи, не тимпанные композиции, а фризы. Искусство мозаики сохраняется) и папский юг

Германия. Сер. 11 – 1235 г.

1235 - ц. Св Елизаветы в Марбурге – первое готическое здание.

Оттоновский план с башнями + итальянские своды. Скульптура внутри, влияние оттоновских реликвариев.

Англия 1066-1180-е гг.

Романские постройки перестраивали зачем-то…….

Связь с Францией очевидна. Но появляются орнаменты а-ля кельтские

Романская живопись меньше привязана к регионам

10 в. – 1200 гг.

Итальянскую мозаику отставляем пока

Стенопись – НЕ ФРЕСКИ (поэтому сохранность страдает)

Писали по сухому, синефонные (тр византийская) и белофонные (тр английская) композиции

Книжные миниатюры – простор иконографических изменений.

Взаимоналожение геометрических полей в композиции – как диаграммы)

Готика!

1137-15 в.

Готика – не искусствоведческий термин, в 6 в. возник для обозначения исковерканной латыни)))))). Отделяем этим термином античное от варварского. Самоназвания у стиля нет. Опус францегенум – тоже не самоназвание.

Новый тип конструкции – каркасная:

Крестовый свод с конструктивной нервюрой на стрельчатой арке – уменьшение давления на опору. Главная цель (аббат Сугерий) – светоносность пространства.

Отдельно в элементах нового нет, но в объединении…..

Перекрытие ад триангулум- треугольные распалубки. Уменьшается кол-во опор в интерьере.

Франция- затем распространение в Англию, Германию, Италию, Испанию

Подпериоды:

Ранняя=цветущая от сен-дени до больших фр соборов 1140-1230 гг.

Рост в высоту до 37 м. Расцвет идеи света.

Зрелая=лучистая 1220 (1220-1230-е –королевский подпериод, активизация королевского заказа при Людовике Святом)-1350 гг.

Оживление скульптуры. Самый активный период.. Восточные влияния в связи с крестовыми походами – «идеализм и натурализм французской готики».

Романика: главное с ск-ре – тимпан. Готика – композиции откосов. Важны фигура человека в скульптуре и приближенность к росту реального человека. Ориентация на светского потребителя.

Поздняя=пламенеющяя готика эпохи кризиса столетней войны. 1350-15 в.

Рампляж – членение готического окна. Самое гармоничное ушло. «неистовая готическая стилизация». Декор затмил конструкцию. Развитие при вирийском и бургундском дворах.

15 в. для заальпийской Европы – арс нова или готика?

Новый тип заказа – ориентация на эмоциональное переживание, частные капеллы – личностные переживания.. камерность.

Новые техники. Небольшие алтарные образы. Масляная живопись. Говорящие подробности.

14 в. – в Авиньоне папский двор. Компромисс Италии и Франции. Готика + итальянский интерес к перспективе.

Арс нова = новое искусство. Ещё не возрождение. 1400 – интернациональная готика, так сказатб. Интерес к однотипному декору.

Английская готика – декоративность архитектурных деталей, в т.ч. сводоов

Итальянская готика – до чумы 1340-х гг. Использование в арх-ре некоторых выигрушных элементов готической конструкции, сосущ. с античной типологией здания и иллюзионизмом.

Немецкая готика – феномен кирпичной готики. Упрощённая версия. Докатилась до Новгорода, прикиньте….. Максимальная экспрессия. Влияние мистицизма. Образы личного благочестия. До 1500 г.

«Барочная готика»

13.01.20

Катакомбный период 230-е-сер. 4 в. (после 313 г.).

До этого еще был Рим……

- «маргинальное искусство» в системе римского официоза (солдатские императоры);

- не профессиональное;

Основные рамки развития живописи.

С т.з. техники (исп. до 15 в.):

- фрески

- мозаика (как правило, напольная) – иллюзионистическая, разная по степени сложности;

- живопись на досках (но лучше не называть станковой); - фаюмские погребальные портреты

Жанровая классификация:

- исторический

- мифологические сцены

- портрет

- пейзаж

- натюрморт

- жанровая сцена («зародыш бытового жанра»)

- большой пласт живописи – копии греческих оригиналов: панорамные, многофигурные композиции.

- спец. римский жанр – «осератон» («замусоренный пол»)

4 помпейских стиля (1900 г.) – большинство памятников относится к помпейским находкам. Стилистическая классификация по принципу отношения изображения к плоскости и степени иллюзионизма:

- инкрустационный стиль – до 80 г. до н.э. – имитация облицовки.

- наложенные стуковые пластины, имитирующие пилястры - 80-70 гг. до н.э., развитие ордерных членений

- 80-е гг. до н.э. – обогащение фигуративными и сюжетными изображения (пришло из Греции)

Вилла Мистерий – непрерывный фриз с ордерным членением. Изложение цикла ритуальных практик дионисийского культа.

- сюжет туалета Венеры

- изобр-е сидящей матроны (хозяйка дома?)

- проскениум в пространстве живописи – на формирование декоративной фресковой живописи повлияли комп-и театральных декораций (трагические – колонны, фронтоны (долгое время был исключительно храмовым элементом!), всякие «царственные» конструкции, комические (место – рынок, улица), сатирические (сельские пейзажи). Это всё – из греческого опыта. Не совсем универсальная классификация.

- второй стиль – архитектурно-перспективный (альдебранистская (?) свадьба)

- августовское время (30 г. до н.э. - 30 г. н.э.) – канделяберный стиль

- культ плоскости с декоративными элементами

- «августовский канделябр»

- флоральные или видоизмененные ордерные декоративные элементы

Витрувий – ок. 30 г. до н.э.: «живопись начинает заниматься глупостью»

- амуры, дети, имитирующие взрослые занятия –«бессмысленные фигурки»

- всепобеждающая декоративность против сложного иерархического членения стены («красная комната»)

- среди фигуративных вставок в декоративной плоскости выделяются: отдельные фигуры, наложенные на фон, «входящие» в глубину стены или «выходящие» из неё (вилла Цицерона – кентавр и Ахилл, менада в контрапосте)

- книжная миниатюра была, но нам не досталась – каролинги видели

- проблема носителя и наследования

Поздние Юлии Клавдии – гибель Помпей в 80 г. Перспективно-орнаментальный стиль

- нагуженность, множество орнаментов

Дом Витиев (половина) – композиции греч трагедий

- архитектурные иллюзии в прорывах плоскости стены – как окна

«перспектива» - понятие 15 в.

- приемы: персонаж или предмет в ракурсе, параллельная или интуитивная перспектива. Обратная перспектива (её наследует византийская живопись; не объяснено возникновение обр. п.).

- монументализация объёмных членений

- нейтральный пейзажный фон, важность ракурса (Пасифайя; жертвоприношение Эфигении - разные степени скорби в оригинале, но в копии - ???? но понятия мимики толком не существовало);

- вопрос верности копий греч живописи: экфрасисы не соответсвуют тому, что видим, но мы можем не понимать

- дежурная цель живописи – иллюзия живого

Панормный пейзажи – стабианская фреска

Сцены на форуме

Ксения – гостевые наборы

- «прародитель десюдепорта и трамплёй»

Натюрморты из Геркуланума – кролик как персонаж, игровой элемент))))

Фресковые портреты – Сафо из дома Либания, пекарь – со стилусами: модно облагораживать модель. «пушистые щёки»)))))

Амуры или пигмеи – воюющие карлики из дома медика

Мозаика: техники.

- опус барбариум – битая галька для простых орнаментов и силуэтных изображений

- опус тесселатум – крашенные каменные элементы. Более сложные орнаменты, фигуративные сцены. Но грубовато для сложного

- эмблемата – сложные фигуративные ставки в технике опус вермикулатум («червячки» - криволинейная выкладка»). Вставлялись в более простые орнаментальные «рамки».

- гирлянды с театральными масками

- проскниум в вермикулятум

- морское дно – модная тема. 2 в. до н.э. дом Фавна. Нет прямого иллюзионизма, «каталог» изображений животных.

- копии греч картин – битва Александра с Дарием. Эмоции. Батальная сцена.

Как рассматривать? Нет четкого распределения жанров.

Святилище в палистрении - мозаика с нильским пейзажем с городской и сельской частями. Культ Исиды и Фортуны? Нет линейной связи.

Традиционный набор для виллы – 3-4 вв. Сицилия.

Темы и композиции распределены: галереи перистиля – цирки; тесселатум без затей. Большая охота с хозяином-тетрархом. Битвы гигантов. Амуры рыбачат – малые галереи, зоны для детей. Малая охота – дети, а не амуры, комические сцены. Состязание амура и пана – два вида любви, добровольная и «любовь за деньги». Эротические сцены. Сцены занятий физ-рой. Несколько уровней сложности, разные сюжеты.

Как это всё адаптировалось на фоне новой функции образа в христианское время?

…………………………………………………………………………………….....

230-240-е гг.

Римское официальное искусство, декор жилого дома – доминирующий материал. На его почве возникают идеологически окрашенные и религиозные образы.

Синагога, баптистерий – Дура Европос. Таинства. Умножение хлебов. Крипта Люцины в катакомбах св.

Калликста и катакомбы на Виа Анапо. III в))))

От декора осталось мало

З а х о р о н е н и я

Разительная противоположность античного подхода

Структура меняется, как и сакральная топография

К сер. 3 в. – отделение христ некрополей от нехристианским

Жертвуют земельные наделы для захоронений

Некрополис – город мертых, цеметерий – место временного упокоения

Сеть христианских погребальных комплексов

Богослужения на мощах святых – П. Браун

Сер. 3 в. Папа Фабиан, служение на могиле мученика Цецилия, казнь папы. Потом эту практику узаконили

Рождается идея культа реликвий

Расширяются коридоры катакомб (зах. Присциллы)

Тофей епископа Гая – эдикула, отмечающая место захоронения апостола Петра (не факт, что он был там)

Мартюрос=свидетель, мартирий – памятная постройка

Мартирий святой земли. Более ранние мартирии (чем константиновские, относ к Христу) - раньше на 70 лет, погребальные

Антонио Бозио, 16-17 вв. «Колумб подземного Рима». Покровительство Франческо Барберини.

Изучал катакомбы, их устройство. К сер. 5 в. захоронения прекратились, там проводились криминальные разборки.

Сан-Себастьяно. Языческие катакомбы. Под третий стиль)

Дублирует римские катакомбы. Галереи в туфовой породе с погребальными камерами и поминальными залами для трапез.

Рифригериум – «прохлаждение», поминальное мероприятие в дохрист Риме.

Люнет – полукруглая плоскость для изображения

Кубикулы – имитации жилых помещений. У этрусков что-то подобное было.

Проблема допустимости образов в церкви. Рим – эстетическое насыщение образа, красота=благо – калосхагатхия (Тертуллиан). Христианство – понятие истинной и видимой красоты (Климент): видимый мир утрачивает авторитет, украшательство не есть хорошо, красота не зло, но стремление украшать – оно.

Красота = одно из божественных орудий, но мы не безгрешны и не видим в ней совершенного. Поэтес = художник, творец, создатель.

Тертулиан: художником христианину быть не следует.

Упоминание символического не в быту, а в духовной сфере как указание на высшую реальность. 3 в.

Как картинка меняет функцию?

Страх идолопоклонства сопровождался страхом карикатурности.

Адриан – закон об истинности всех религий.

Запреты церкви не могут сломить стремление почитать образы.

Вопрос о профессионализме мастеров. Дилетантизм образов.

Трактовка образа распятого с ослиной головой «Алексамен поклоняется Господу» - игра слов (тоон – сущий, тоонос – осёл), представление о дурном нраве иудеев.

Апологетика – защита христианства от язычества.

Иустин Мученик – «кресты везде, поэтому мы главнее».

Сюжеты и темы программы катакомб (по Грабару):

связь с идеей спасения, благопожелания; верой.

- композиция учителя и учеников ---- Христос с апостолами

- Геракл и Орфей (кон. 3 в.): Геракл и гидра. В люнете – Геракл с цербером и битва с Танатосом. Победа над адскими силами. Павлин как птица Геры, бессмертия (мясо не гниёт). Орфей – вышел из преисподней.

- Добрый пастырь. В античности – милосердие. Слово одно, понятия разные.

- Оранты – визуальное воплощение благочестия (пиитас – добродетельность в широком смысле для античности).

Люнет Присциллы – оранта (как предстояние перед богом) с периферийными сценами жизненного пути: брак, изобр-е с младенцем. Нарратив с разделением на повествовательное и вечное, догматическое.

Символические изображения.

Рыба (ихтюс – иисус христос): указание на имя христово – риторическая игра слов. «Рыба жареная – Христос страдающий» - указание на евхаристию. Указание на умножение рыб и хлебов.

Нет кубикул с полным сохранением росписей.

Благопожелательные изобр-я (античность – рог изобилия, корзины с Программные изображения.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом