Главная страница
qrcode

ВИППЕР Р. - УЧЕБНИК ИСТОРИИ. 1 ДРЕВНОСТЬ. 9. Определение истории Источники истории Археология Хронология Глава. Древнейшие века человеческой культуры 10 48


Название9. Определение истории Источники истории Археология Хронология Глава. Древнейшие века человеческой культуры 10 48
АнкорВИППЕР Р. - УЧЕБНИК ИСТОРИИ. 1 ДРЕВНОСТЬ.pdf
Дата25.03.2020
Размер9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVIPPER_R_-_UChEBNIK_ISTORII_1_DREVNOST.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#73120
страница1 из 15
Каталогid49786323

С этим файлом связано 413 файл(ов). Среди них: и ещё 403 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Учебник истории Проф Р. Ю. ВИППЕР Древность Рига, 1925 Издание акц. общ. Вальтере и Рапа Оглавление. Введение. История человечества и ее источники 5—9. Определение истории 5. Источники истории 5. Археология 6. Хронология 9. Глава. Древнейшие века человеческой культуры 1048. Быт древних охотников 10. Вера старинных людей 13. Конец старинного каменного века 16. Культура скотоводов и земледельцев 16. Земледельческое государство в Египте ^
20. Орудия и знания нового каменного века 24. Власть, богатство и труд в Египте 27. Рассказы египтян о богах 34. Культура Нижнего Двуречья 38. Землянки, площадки и курганы южной России 42. Свайные деревни и мегалитические сооружения 47. Глава. Переселения народов и войны бронзового века 49—80. Металлическое вооружение и новые завоеватели в Передней Азии 49. Вера и нравы кочевых семитов 51. Хаммураби вавилонский и его законы 52. Вавилонские мифы 55. Вера и наука вавилонян 57. Нашествие пастухов на Египет 58. Переселения па Дальнем Востоке 61. Завоевание арийцами Индии 63. Господство браминов
65. Новое царство в Египте 66. Эгейско-критская культура 71. Предвестия железного века 75. Греки на берегах Эгейского моря 76. Глава. Семиты, греки персидская держава 81
135. Путешествия и колонии финикиян 81. Израильское царство 83. Ассирийская военная держава So.
Гибель Иерусалима и начало вавилонского плена 95. Колонии и торговля греков
97. Греческие общины 101. Иран и религия Заратустры 107. Образование персидской державы 109. Устройство персидского государства 111. Войны Дария со скифами и с греками 115. Великий поход Ксеркса и его крушение 118. Греция после освободительной войны 119. Афинская демократия 121. Афиняне в Черноморыі и государство скифов 127. Междоусобная война греков и конец афинской державы 132. Глава. Эллинизм, Индия, римская республика 136—188. Наука и вера греков
136. Подготовка завоевания Азии 140. Поход Александра 143. Эллинистические государства 143. Черноморье вовремя эллинизма 151. Великопндийская держава 152. Ашока, царь просветитель 156. Начало джайнизма и буддизма 161. Карфаген и сицилийские греки 163. Италия и Рим до 290 года 167. Пунические войны 173. Начало римской державы 179. Революция в Риме 182. Гражданская
Еойна в Италии 184. Глава. Римская империя 189—230. Монархия Цезаря 189. Принципат Августа
193. Римская империя 196. Борьба Рима с иудейством 201. Сближение религий
206. Начало общехристианской церкви 211. Нашествие германцев и новое персидское царство 212. Восстановление империи 219. Победа вселенской церкви
222. Конец античной культуры 226.
1*
Введение. История человечества и ее источники. Определение истории Мы называем историей рассказ о событиях и переменах, испытанных народами и странами в течение многих веков. Историей мы называем также и самый ход событий в жизни народов и стран. Мы различаем во 1) историю одного народа или одной страны такова, напр, история русского народа, история Египта, история Франции и др во 2) историю всех народов, оставивших по себе память такую историю мы называем всеобщей. Источники истории Ученый историк для составления своего рассказа обращается к источникам, или памятникам истории, те. ищет различных известий о прошлом и следов прошлого. Когда он собирается излагать события недавнего времени, например, Великой войны 1914 —1918 г.г. или империи Наполеона I
(1799—1815 гг.), или деяний Петра Великого (1689—1725 гг.), его источники очень обильны это — книги и газеты, указы правительства, записки участников и свидетелей происшествий. Чем глубже ученый заходит в старину, тем труднее ему найти точные известия о событиях, тем меньше исторических источников. Газеты существуют Б Европе всего 300—400 лет, в России они появились впервые при Петре I, около 200 лет назад. Книги печатные имеются только с 1455 года до тех пор книги были рукописные, атак как рукописи изготовлялись в гораздо меньшем количестве экземпляров, их было труднее сохранить для потомства. Нынешний историк может считать себя счастливым, если у него есть предшественник, уже раньше позаботившийся собрать все сведения о своем народе, какие только сохранились. Для русской истории первым собирателем исторических известий был летописец, живший в Киеве около 1050 года после Рождества Христова, при великом князе Ярославе. Когда он рассказывает о предках этого князя, Рюрике, Олеге, Ольге, Святославе, живших за 150 и 100 лет до его времени, у него мало письменных источников, те. кем-нибудь записанных сведений. Он пользуется устными известиями, или преданиями, переходившими через стариков от одного поколения к другому. Предания рассказывались в виде сказок или пелись в виде былин. В большей части русских былин поется об Илье Муромце и других богатырях, окружавших князя Владимира Красное Солнышко, отца Ярослава. Предания хранят память об очень отдаленных временах, гораздо более старинных, чем те, о которых могут порассказать книги. Однако точных сведений в них нельзя искать. Например, имеется у многих народов предание о великом потопе,.уничтожившем все живое наземной поверхности. В этом предании есть доля правды когда-то в наших краях было жарко подобно нынешней тропической Африке но потом с севера надвинулись громадные льды, холод сгубил растения и животныя; по прошествии некоторого времени стало опять теплее, льды и снега растаяли, и из них образовались нынешние реки и озера Европы и Азии. Предание рассказывает об этих событиях коротко и неточно оно передает только о самом конце—о навод­
нении—и не говорит о его причине—появлении снегов и льдов оно представляет все происшествия делом нескольких недель, тогда как они тянулись десятки тысяч лет. Притом из предания невидно, когда же именно произошел потоп, задолго-ли дона шего времени. Предания вплетают в рассказ о старинных людях разные чудеса, например Илья Муромец, по былинам, сражается с чудовищами, с исполинами, побеждает целые рати воинов. Но, даже рассказывая о событиях правдоподобных, предание приписывает одному необыкновенному человеку то, что сделали общими силами многие люди. Археология. В поисках известий о прошлом, ученые обращаются еще к одному виду источников, именно, к остаткам человеческого быта. В наших старых городах, Москве, Новгороде, Пскове, Смоленске, Ростове, Казани, стоят до сих пор кремли, те. обведенные стеной древние крепости, в которых население защищалось от нападения врага. Но по большей части старинные постройки разрушены, предметы обихода прежних людей разбиты и растеряны. Лишь с большими усилиями удается искателям старины подбирать инструменты, оружие, украшения, куски одежды, посуду, — предметы, бывшие в употреблении за 1000 и более лет до нашего времени. Вещи эти, хранящиеся в наших музеях, добыты большею частью путем раскопок из-под верхнего слоя земли и мусора, который покрывает старые, покинутые и разрушенные жилища людей. В 1748 году в Италии близ Неаполя у подножия вулкана Везувия принялись раскапывать землю и отрыли два города, Геркулан и Помпеи, разрушенные извержением этого вулкана, засыпанные пеплом и залитые лавой на свет Божий появились улицы и тротуары, фундаменты домов, кое-где уцелевшие стены, убранство комнат, мебель, утварь, статуи и безделушки, нашлись останки людей. Извержение это произошло в 79 году после Рождества Христова, во времена римского императора Тита, когда римляне, предки нынешних итальянцев, правили великой империей, охватывавшей все страны кругом Средиземного моря. Ужасное действие вулкана похоронило сразу цветущие города,
— 7 — нов тоже время помогло сберечь для потомства картину жизни, какой не мог бы дать ни один писатель по остаткам, найденным в Помпеях, мы узнаем, как одевались, как проводили день, как развлекались горожане римской империи за 19 веков дона шего времени. В нашей стране очень интересные находки были сделаны в курганах, те. больших старинных могильных насыпях. В
1862 г. русские ученые раскопали большой Чертомлыцкий курган, расположенный на верховьях речки Чертомлык, впадающей в Днепр, в нижнем его течении. Насыпь имела в окружности 165 са­
жен, бока ее подпирались огромными камнями она покрывала несколько гробниц, в середине которых находилась большая моВид Александропольского кургана (близ Днепра. гила: видно, что тут был похоронен вождь, князь или царь, а кругом его близкие и слуги. В могилах лежали золотые и серебряные украшения, медное и железное оружие, богато вышитые одежды. Кроме людей, были похоронены кони вместе со множеством изукрашенных удил, уздечек и седел. На вершине кургана стояло большое, выше человеческого роста, каменное изображение воителя (народ зовет такие фигуры каменными бабами. Ученые, разбиравшие эти останки, выяснили, что громадные могилы должны принадлежать скифам, народу, кочевавшему в нынешней южной России по низовьям Днепра и Дона за две слишком тысячи лет до нашего времени. В этой догадке они опирались на сведения греческого историка и путешественника Геро-
— 8 — дота (его годы жизни 483—424 до Рождества Христова, который описал быт скифов, их увлечение коневодством, их жестокие погребальные обычаи, где вместе с вождем хоронили убитых на могиле его слуг, точно посылая их вдогонку за ним на тот свет. Уменье производить раскопки, распознавать, какому народу и времени принадлежат добытые остатки человеческого быта, составляет очень сложную науку — археологию (от греческого слова арх ос древний ил б гос слово, наука. При помощи археологии мы добираемся до следов жизни, весьма отдаленной, до таких времен, о которых уже нет никаких Образчик свайной постройки у дикарей Новой Гвинеи. записей и преданий. Раскопки на дне швейцарских озер открывают нам остатки свайных деревень, которые составляли как бы островки, отделенные от берега водой, служа для защиты людей и домашней скотины от дикого зверя в таких деревнях европейцы жили 5—10 тысяч лет тому назад. Еще более ранние времена раскрываются перед нами благодаря разысканиям в пещерах южной Франции и северной Испании, служивших жилищами древних охотников 40—50 тысяч лет тому назад. И, наконец, исследование громадных куч мусора и кухонных отбросов на западном берегу Дании открывает нам быт бесконечно древний, когда люди не имели ни хозяйствами запасов, а питались выброшенными приливом рыбами, устрицами, моллюсками. Все эти открытия археологии составляют как бы вступление к истории. Времена, описываемые археологами, называют поэтому доисторическими. Хронология В историческом рассказе очень важно установить порядок событий что случилось раньше, что позже например когда жили скифы в России, долго-ли сохранялось господство Киева, когда началось возвышение Москвы и т. д. Определение времени в истории называется хронологией (от греческого словах ро нос время. Счет времени неодинаков у разных народов света у каждого своя эра, те. свое памятное великое событие, с которого начинается счет времени. Для римлян эрой было основание города Рима они, например, говорили в 245 году от основания города народ изгнал наследственного царя и стал избирать ежегодно двух консулов. Европейцы, принявшие христианство, отсчитывают годы своей истории от Рождества Христова. У мусульман, последователей учения Мохамеда, эрой служит бегство этого пророка из Мекки и основание им в Медине первой правоверной общины по христианскому счету это выходит 622 год после Рождества Христова. Кроме точного обозначения событий по годам мы считаем еще веками, или столетиями например бегство Мохамеда приходится на седьмой век по Р. X. (седьмой век обнимает сто лет от 601 до 700 года. Век, в котором мы живем, двадцатый, начался с 1901 года, а 1900-ым годом закончилось столетие девятнадцатое. То что случилось раньше нашей эры, мы обозначаем обратным счетом, те. годами и веками до Рождества Христова. Мы говорим Рим основан в 754 г. до Р. X.; пирамиды были возведены в Египте в м веке до Рит. д. Для времен более отдаленных, о которых мы узнаем по раскопкам, нельзя установить такого точного счета. У археологов слово век имеет поэтому другой смысл под веком они разумеют уже не столетие, а тысячелетие, иногда десяток тысяч лет. Они различают века сообразно характеру орудий, употреблявшихся людьми раннее время называют каменным веком, позднее металлическим. Добывать и обрабатывать металлы люди стали сравнительно недавно в Европе не более 4 или 5 тысяч лет тому назад. Каменный же век несравненно длиннее металлического. Археологи -еще различают в нем век старый каменный палеолитический от греческих слов пале ос древний или то с = камень, время кочевой охотничьей жизни, и век новый каменный (неолитический, от греч. неос = новый, время земледелия, постройки городов, применения письма.
Глава I. Древнейшие века человеческой культуры. Быт древних охотников. О том, давно-ли появился человек на земле, археологи ничего не могут сказать. По раскопкам видно только, что уже и 40 тысяч лет тому назад в Европе ив Азии жили люди, знавшие употребление огня, применявшие орудия, мастера в искусстве. Жили они в климате суровом и холодном, наступившем посте большого ледяного потопа. Тающие снега и льды обращались в громадные, мощные потоки, которые шумно неслись, затопляя низины, вырывая с корнем деревья, образуя обширные болота и озера реки служили скорее преградой для движения Северный олень в изображении старинных людей. человека, чем средством сообщения. Людей окружали крупные звери, теперь исчезнувшие или ушедшие на холодные окраины мамонт — высокий слон с чернобурой густой шерстью, длинной гривой и сильно загнутыми клыками зубр — горбатый бык, тоже с гривой и с бородой большой длинношерстый олень, которого мы теперь зовем северным. Лошади и рогатый скот водились только в диком виде. Многочисленные хищники медведи, волки, рыси, тигры, барсы — угрожали существованию человеческой породы. Среди этого звериного царства люди жили рыболовством и охотой. Они забирались в земляные ямы, вроде барсучьих или лисьих нор, ив пещеры, причем иногда они отбивали жилье у дикого зверя, иногда он их выгонял оттуда. Хлеба они не сеяли, обработки полей и огородов не знали, собирали дикорастущие плоды, ягоды, коренья домашних животных при них не имелось, даже собаки не было для помощи на охоте. К изготовлению металлов они не обращались орудия они делали из звериных и рыбьих костей, из оленьего рога и Мамонтова клыка, из твердых пород камня, особенно из кремня и еще из обсидиана (похожего на коричневое стекло. Больших рыб они кололи острогой, которую выделывали из спинного хребта зверя, обрубив и заострив концы ребер они старались также отравить каким-нибудь ядом водоемы и ручьи, чтобы выловить потом всю заснувшую рыбу. На зверя им служило оружием копье или лук со стрелой но так как маленькая стрелка из заостренной кости или кремня могла только слегка ранить зверя, то охотник снабжал ее ядом, который проникал в сердце раненого и вызывал смерть для помещения яда сбоку стрелы проводилась небольшая бороздка. Человек прибегал также к разным хитростям ставил лисе и зайцу западни, а для Из картин, написанных красками на- своде пещеры Альтамира: дикий бизон на воле. оленя и дикой лошади устраивал завалы, в виде ям, прикрытых хворостом, старался загнать туда зверя, чтобы добить его потом своими стрелами и копьями.
Убивши оленя, охотники жадно бросались на любимое лакомство просверливали рогу сгиба и выпивали теплый еще мозг животного. Они разрезали тушу убитого зверя каменным ножом, отделяли от шкуры мясо и внутренности, жарили их на раскаленных камнях каменным скребком они потом очищали изнутри кожу и сшивали из кусков мохнатой шкуры кафтаны, шапки, сапоги. Для всех названных дел нужно много проворства рук, глазо-
— 12 — Орудия старого каменного века из камня (1 — 16), кости (17 — 19, 21, 22) и рога (20, 23, 24). Два рисунка под одними тем же номером показывают орудие с двух сторон спереди и сбоку. По таблице можно видеть, как улучшалось мастерство человека в верхнем ряду—самые старинные вещи, еще грубо сделанные, в двух нижних — самые новые, более искусные по выделке, срав, напр, клинок 1 с клинком 12 и 13.
— 13 — мер, наблюдательность. Чтобы открыть ядовитые растения, необходимо долго и внимательно изучать травы и цветы в лесу и на лугу и уже если кто знает яды, то знает и противоядия, те. лекарственные травы, которыми можно утишать боль, залечивать рану. Чтобы делать орудия из кремня, нужно осторожной и верной рукой обрабатывать каменные глыбы. Мастер сильно нажимал на верхний край каменного желвака или стукал по нем короткими сильным ударом таким образом он откалывая длинную каменную щепу заостряя один ее конец, он получал шило или бурав отсекая мелкие кусочки по одному продольному краю, получал нож, топор, пилку, скребок, орудия с одним лезвеем; отсекая кусочки с двух сторон — стрелу, копье, кинжал, орудия с двумя лезвеями. Каменную или костяную стрелу и копье охотники подвязывали к деревянной палке рыбьей или оленьей жилой топор чаще всего употребляли без рукоятки, забравши тупой конец в руку а то всаживали каменный клин в расщепленную кость или в просверленный олений рог из тонкой рыбьей кости, прорезав ушко на одном конце, заострив другой, получали иглу для шитья. Топоры, ножи, скребки, пилки древних охотников, сравнительно с нашими орудиями, очень мелки. Некоторые из этих вещей сделаны грубо, едва тронуты рукой человека, другие, напротив, отличаются чрезвычайно тщательной и искусной отделкой. Первые принадлежат более древней поре, вторые — более поздней. Долгое время люди бились над материалом и лишь постепенно стали находить приемы обделки всякий раз младшее поколение, выучившись у старшего, что-нибудь прибавляло к его уменью руки и пальцы становились ловчее и увереннее. Наконец, среди мастеров появились настоящие художники кроме орудий, которые служили для борьбы со зверем и для приготовления пищи и одежды, они выделывали разные предметы для забавы, для передачи мыслей, для колдовства. В пещерах, раскопанных археологами, нашлись свистки, волчки, фигурки зверей, рукоятки кинжалов, в виде лошадиной головы или присевшего к земле оленя палочки из клыка мамонта с нарезными знаками, показывающими, что древние люди умели считать и объясняться посредством сочиненной ими азбуки. Встречаются чертежи и рисунки в больших размерах. Особенно замечательна картина на забеленной стене пещеры Альтами р а (в северной Испании, изображающая зубров и лошадей, пасущихся на воле, скачущих и бегущих уверенной рукой проведены черные контуры, обозначены дико блестящие глаза, щетинистая грива фигуры покрыты различными красками коричневой, красной, желтой, розовой. Вера старинных людей Пещеры, где нарисованы так живо и художественно животныя, находятся в конце глубоких и запутанных подземных ходов в них совершенно темно, и художники для своей работы должны были зажигать огонь. Надо думать, что картины также, как резьба на палочках, служили не развлечению, а скорее волшебству в изображенных зверях видели 'необыкновенные существа, их почитали, как воплоОхотники стреляют в антилоп (рисунок старинных людей. щение могучих духов, к ним обращались с молитвами о помощи, о даровании всяких благ. Среди охотников встречались колСтраусы (рисунок современных бушменов) дуны, которые умели заклинать зверей, знали их таинственные свойства. И волшебные палочки с нарезными знаками, и поклонение животным встречаются у нынешних диких охотничьих племен,
— 15 — живущих вдали от образованных народов, напру краснокожих колумбийцев в северозападной Америке или у степняков, кочующих в глубине Австралии. Иногда небольшой жезл означает объявление войны и посылается в решительную минуту врагу. Иногда дощечки, деревянные или костяные, считаются заместо пребывание душ умерших предков старики берегут их вскрытом месте и гадают по ним о будущем. Почитаются у нынеішшх диких охотников не только крупные животныя, медведи, волки, орлы, но часто мелкие существа, змеи, ящерицы, кузнечики, движения которых кажутся почему-нибудь загадочными и внушают дикарю суеверный страх. Многие охотники любят рисовать картины ловли зверей, например чукчи в северовосточной Сибири изображают свои поездки на санях, запряженных оленями малорослые бушмены в южной Африке рисуют антилоп и носорогов, за которыми охотятся. Австралийские, африканские и американские дикари раскрашивают свое тело и лицо красками ( татуируются это Эскимосские игрушки (резьба из кости. обычай очень старый среди остатков древнего быта археологи находят комочки из жирного притирания, которым старинные люди намазывали свое тело в ярко-красный цвет. Эти черты сходства в орудиях ив искусстве показывают, что нынешние дикие охотники нечто иное, как остаток старинного человечества, сохранившийся до нашего времени. Правда, они очень огрубели, многое забыли из древних искусств, но всетаки по их обычаям можно судить о нравах и понятиях древних людей. Окруженные большими хищными зверями, бессильные против гроз, наводнений, смерча и других явлений природы, дикари полны разных страхов, нов тоже время готовы верить во всякое чудо везде им видится дух или бог, который пробивается из земли в старом дереве, растущем с незапамятных времен, в большом камне, имеющем странную форму. По временам дикарю кажется, что в нем самом завелась необычайная сила чтобы поразить своего врага, который далеки недоступен, ан изготовляет из глины слепочек человека и протыкает его стрелой, уверенный, что в туже минуту погибнет тот, кого он изобразил. Иногда волшебные действия совершаются сообща большим числом людей зараз например, когда ушли бизоны, главный предмет охоты, их стараются опять привлечь пляской с оружием в руках, в которой участвуют все охотники округи. Очень боятся дикари духов умерших людей. По их мнению, дух умершего, хотя и покинул тело, но улетел недалеко он часто посещает свой старый дом, досаждает живым, мучит их по ночам. Жители Никобарских островов (в Индийском океане) придумали такой способ избавляться от беспокойных духов они изготовляют особый корабль, на который стараются привлечь духов вкусными яствами корабль отвозят в открытое море и оставляют там, в уверенности, что духи погибнут с голода, потому что пища им положена только натри дня. В сравнении с народами образованными, дикари ведут жизнь крайне неправильную они могут день и ночь проводить на охоте, гоняться за зверем без устали и отдыха, а зато потом целые дни лежать без дела или отдаваться игре и пляске, одеваясь в пестрые перья птиц, нацепляя смешные и уродливые маски, чтобы изобразить собой духов. Они могут долго без перерыва возиться над изготовлением игрушки, ноне подумают распахивать землю, исполнять однообразное, расположенное в строгом порядке дело. Больше всего ценят они свободу, подневольной же работы не выносят. Конец старого каменного века. В описанном быту люди жили очень долго, несколько тысячелетий. Поворот в их жизни наступил вследствие изменения климата. В Европе ив Азии становилось все теплее и теплее льды отступили от середины материка к Полярному морю. Северный олень, которому при его густой шерсти жарко уже в местности нынешнего Петербурга, ушел к прибрежьям Белого моря. От таяния ледников прибавилось много воды, поднялся уровень рек, они залили большую часть пещер, в которых жили охотники. От исчезновения дичи и от наводнений люди стали голодать, болеть и вымирать. Перевелись искусные мастера, забылись их тонкие художественные приемы, знания и уменья колдунов и лекарей опять появились грубые нескладные орудия. Часть охотников, не умея приспособиться к переменам, бросилась вслед за уходящими оленями в холодные страны. Старый каменный век кончился более, чем залет до ' нашего времени. Новая жизнь началась в другом климате, у других племен. Ее первым шагом было приручение животных из ем лед ели е . Эти изобретения составили основу культуры, те. знаний и богатства народов, которые ныне господствуют наземном шаре. Культура скотоводов и земледельцев. От Атлантического океана через северную Африку и вовсю ширину Азии до Be-
— 17 — ликого океана тянется обширная полоса степей и пустынь, на западном краю которой находится Сахара, на восточном Гоби. Здесь климат иной, чем в странах лесистого севера Европы и Азии, более сухой и здоровый. Другие животныя окружают человека не те быстроногие бегуны, вроде оленей, лосей и кабанов, которых так трудно догнать охотнику, а медлительные незлобивые козы, овцы, рогатый скот, которые как будто сами жмутся к людям, ищут их защиты, держатся около человеческого жилья стадами. Обладатели овец и коров, добывая молоко животных, пользуясь их мясом и шерстью, перестали видеть в охоте главное средство пропитания и обратились в скотоводов. Они не только сделали счастливую находку в окружающей их природе, но также проявили большое искусство в приручении животных. Диких пород рогатого и мелкого скота на свете очень много скотоводы сумели, после долгого и внимательного наблюдения, выбрать из них такие, которые особенно пригодны для человека затем, ухаживая за животными, подбирая из них самых красивых и здоровых, они улучшили качество скота, развели густошерстых, тонкорунных овец, богатых молоком коров. Далее они решились на новые опыты, захватили в степи дикую лошадь и приспособили ее для верховой езды, загнали к себе верблюда и применили его для переноса тяжестей. Наконец, они приручили одного из плотоядных зверей, собаку, которая стала оберегать их стада от других хищников. Быт скотоводов богаче жизни охотников. Питание и одежда обеспечены у них на круглый године зависят от случайных встреч со зверем. Их занимает только одна большая забота — найти корми питье для скота. Весною и летом сочные степные травы и злаки дают все, что нужно трудно становится к осени, когда степь выгорает и почва сохнет. В эту пору скотоводам приходится перебираться к источниками колодцам, отыскивать о азы, те. полоски земли по течению рек или в горных долинах, где держится постоянная влага, растут пальмы, плодовые деревья, где вечная зелень. Странствования за кормом для животных создают у скотоводов другой образ жизни сравнительно с охотниками, бродившими за дичью с оружием в руках они кочуют, те. в правильные сроки передвигаются всей семьей и совсем домашним скарбом. В то время, как охотники, чтобы скрываться от непогоды, отыскивали берлоги и пещеры, случайно данные самой природой, скотоводы сооружают себе жилища, обтягивая переплет из шестов и жердей шкурами и войлоками эти юрты и кибитки при передвижении разбираются и по частям грузятся на вьючный скот или телеги, везомые упряжными животными. Обыкновенно табор скотоводов располагается кольцом вокруг большого загона, куда на ночь укрывается весь скот. У скотоводов иные наблюдения над природой, чему охотников. Благодаря постоянным передвижениям, они — большие Р. Виппер, Учебник истории. Ч. I. г
судзяств. пу'личнвя
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом