Главная страница
qrcode

ВИППЕР Р. - УЧЕБНИК ИСТОРИИ. 1 ДРЕВНОСТЬ. 9. Определение истории Источники истории Археология Хронология Глава. Древнейшие века человеческой культуры 10 48


Название9. Определение истории Источники истории Археология Хронология Глава. Древнейшие века человеческой культуры 10 48
АнкорВИППЕР Р. - УЧЕБНИК ИСТОРИИ. 1 ДРЕВНОСТЬ.pdf
Дата25.03.2020
Размер9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVIPPER_R_-_UChEBNIK_ISTORII_1_DREVNOST.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#73120
страница14 из 15
Каталогid49786323

С этим файлом связано 413 файл(ов). Среди них: и ещё 403 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
клетиана, смущенного неудачей, Галерий на востоке продолжал

223
— жестокую борьбу с христианством, между тем как на западе Кон­
станций Хлор и его сын Константин (с 306 г) примирились с христианами и даже стали им покровительствовать. В 311 году Галерий на смертном одре признался в своем бессилии совладать с церковью. Мы хотели на благо наших подданных и ради возрождения империи восстановить строгие обычаи предков, хотели исправить и христиан, которые высокомерно и безумно сопротивлялись этим обычаям. Но они, пренебрегая опасностями и смертью, упорствуют в своем безумии. Мы решили, из расположения к нашим подданным, дать им опять свободу их собраний наша к ним милость обяжет их молить за нас Бога. Два года спустя Константин указом, изданным в Милане г, подтвердил полную свободу в делах веры и обрядов христиане получили одинаковые права с последователями других религий. Очень скоро однако Константин стал давать перевес христианской церкви, чувствуя к ней определенное влечение. Силачи гигант, необыкновенно горячий-и отважный, юношей, при дворе Галерия он вздумал бороться со львом в сражении он всегда был впереди других. Он сознавал себя избранным свыше орудием, чтобы истребить врагов истинного Бога и установить на земле Его царство. Бога он больше всего представл и себе, Колумбарий (голубиные гнезда) — склеп, в нишах которого ставились погребальные урны с прахом умерших (христиане заменили этот языческий обычай сожжения тел их погребением. как Аврелиан, в чертах Солнца Непобедимого себя самого он велел однажды изобразить, на стене дворца, солнечным богатырем, пронзающим чудовищного дракона тьмы. Солнце Непобедимое сливалось у него с образом Христа, а христианские символы он считал самыми вернымы чудодейственным средством. На своем шлеме он поместил в качестве амулета, защищающего от ударов, монограмму Христа (соединение всех букв имени водном знаке в свою диадему (царский венец) он вделал Христос — добрый пастырь. обручь из гвоздя в кресте Спасителя, найденном в Иерусалиме. От отца своего по наследству Константин получил Галлию, Испанию и Британнию. Войной с другими императорами он приобрел сначала Рим, Италию и Африку, потом весь Восток и таким образом восстановил единство империи г.
— 225 — Везде он одерживал победы благодаря поддержке христиан, а успех увеличивал его веру в силу христианства. Также как Диоклетиан, Константин перенес столицу из Римана восток близко к Диоклетиановой Никомедии, но по другую сторону Босфора, он выбрал Византию, счастливо расположенТриумфальная арка Константина в Риме. ную на скрещении морской и сухопутной дороги между европейскими азиатским материками с этой поры город называется его именем Константинополь. Также, как при Диоклетиане, каждые 5 лет объявлялись индикции; также продолжалось прикрепление людей к занятиями даже в 331 году Константин издал особый указ о повинностях крепостных колонов. Также много оставалось в империи чиновников, управлявших на местах, разъезжавших по провинциями состоявших при канцеляриях в ожидании нового назначения. Р. Виппер, Учебник истории. Ч I. 15

226
— Только в делах веры Константин разошелся с Диоклетиа­
ном. Оба они хотели единства религии по всей империи, но один искал поддержки у старых богов, другой уповал на новое вероучение. Константин приблизил к себе епископов, сделал их главными советниками своим ему чудилась в них волшебная сила. Епископов он освободил от всех взносов и повинностей. Им в угоду он дал церкви право принимать вклады и наследства в короткое время чуть-ли не одна десятая часть земель империи перешла в их руки. Одновременно он закрыл множество языческих храмов, отобрал их имущество и драгоценности, поснимал с крыши дверей золотые украшения, а главное отменил должности почти всех жрецов и их помощников и перестал выдавать средства из казны на жертвоприношения. Теперь массами начали переходить в христианство поклонники Митры, Сераписа, Диониса, Адониса, Солнца. Раз занявшись делами церквы, Константин должен был войти вовсе ее внутренние столкновения. Его осаждали жалобами на еретиков и просьбами решать богословские споры между церковными учителями. Особенно кипела на востоке борьба изза учения о Троичности Бога. Одни утверждали равенство трех лиц, Отца, Сына и Духа Святого, другие, последователи александрийского пресвитера (священника) Ария, считали Христа неравным Богу-Отцу. Споры между богословами переходили в кровавые бои на улицах грозило распадение церкви. Для спасения ее единства Константин созвал в 325 году епископов на вселенский собор в Нике е (в Малой Азии, недалеко от Никомедии). Сам император, в качестве общего епископа, председательствовал в собрании. Верх взяли сторонники учения о равенстве лиц Троицы, которые признали свой взгляд православным, а мнение Ария ересью. Православные выработали символ веры (до сих пор остающийся основой христианского вероучения) и приняли такое постановление что касается тех, кто утверждает, что было время, когда Сын еще не­
родился, или кто думает, что Сын Божий другого существа, церковь католическая (те. вселенская) говорит им анафема проклятие навеки Решение епископов как нельзя более расходилось совсем, что было до тех пор привычно греками римлянам в делах религии. Прежде различные боги, храмы, обряды, верования, существовали рядом, бок о бок, соперничая, ноне исключая друг друга. Теперь стала устанавливаться, благодаря победе церкви, непримиримость ко всем несогласно мыслящим, какую на востоке можно было встретить только у иудейских фарисеев и у последователей Заратустры. В государственном устройстве ив религии одинаково свобода мысли и действий заменилась подчинением единому авторитету (безусловной-власти). Конец античной культуры Согласно решению Никейского собора Константин запретил еретикам собрания и осудил Ария
— 227 — на изгнание. Но ариане далеко не признали себя побежденными. Им удалось проникнуть ко двору Константина и привлечь его на свою сторону под конец жизни он изгнал главного противника арианства, Афанасия, епископа александрийского, составителя Никейского символа, веры. Из сыновей Константина младший, Констанций, переживший других, сделался горячим приверженцем арианства и гонителем православия. Жестокая вражда между двумя партиями христианства вызвала надежды у сторонников язычества на восстановление старой веры. Они сплотились вокруг племянника Константинова, Юлиана, которого провозгласила императором рейнская армия, возмутившаяся против Констанция. Юлиан учился в Афинах, вырос в тесной дружбе с греческими учеными, желавшими возродить поклонение олимпийским богам христианство было ему ненавистно зато, что отвергало всю греческую старину недаром один из христианских писателей, Татиан, уверял, что в греческой религии и философии все нелепо, в греческом искусстве все безнравственно. В короткое время своего правления (361—3) Юлиан, вместе со своими друзьями, испробовали все, что могли придумать язычники для спасения погибающей старой религии. В борьбе с христианами он не применял грубых насильственных мер Дио­
клетиана и Галерия; он старался только увеличить в их среде раздоры, а главное затруднить распространение христианства путем школы и проповеди. Всякий желающий учить, должен был выправить себе свидетельство у самого императора. Юлиан ревностно приглашал р и торов (учителей красноречия, писали проповедовал лично против христианства. Своим собственным примером думал он помочь возрождению языческих жертв, сам выступал в торжественных обрядах, тратил огромные суммы на заклание жертвенных животных. Понимая, что сила христиан в их подчинении епископам, Юлиан пытался создать такой же состав властных руководителей из языческого жречества. Но здесь-то яснее всего и обнаружилось бессилие отжившей веры трудно было заместить должности при храмах, люди образованные чуждались устарелых обрядов, жрецы не пользовались уважением среди народа. Когда Юлиан погиб, 32 лет отроду, в битве с персами, все затеянное им дело сразу рушилось. Его преемники еще более, чем Константин, стали покровительствовать церкви разрушение старых языческих святилищ и превращение их в христианские храмы пошло еще более быстрым ходом. Все, что напоминало старину, должно было исчезнуть из римского сената вынесли статую Виктории (богини Победы, знак былой славы Рима. Торжество христианской церкви не придало новой прочности государству. Восстановленная Диоклетианом и Константином империя в целом виде просуществовала не более полувека после смерти Юлиана. Около 400 года по Р. X. нашествия германцев усилились, стали передвигаться большие племена готов, вандалов, франков, бургундов. В 410 году готский вождь Аларих разгромил Италию и взял Рим. В 455 году вандальский вождь Гейзерих утвердившийся в Карфагене, подверг вечный город, как звали Рим, еще большему разорению. В средней Европе и на берегах Средиземного моря появляются новые народы, германские, славянские, тюркские, приливающие с севера, и востока. Главная масса переселяющихся плеТак паз. Черные ворота в Трире. Остатки римской многоэтажной постройки. мен напирает на империю со стороны Дуная и черноморских степей. После нескольких попыток проникнуть на ближайший к ним Балканский подуостров, кочевники отклонились к западу, в Галлию, Италию, Испанию. Греция оказалась наиболее защищенной страной южной Европы оправдалась проницательность Дио­
клетиана и Константина, которые покинули Рим и перенесли столицу на восток. Западная, собственно римская часть империи погибла уже полтора века спустя после Константина (его смерть в 337 году, свержение последнего императора на западе в 476 году там водворились новые народы, чуждые по крови и языку италикам и романизованным иберам и галлам. Напротив, восточная эллинизованная часть империи удержалась гораздо дольше под именем Византии она просуществовала до 1453 года, когда Константинополь был захвачен турками. Но и Византия, одинаково с занятой германцами западной
— 229 — частью римской империи, сохранила немного от античной культуры (те. старинной греко-римской), господствовавшей около 1000 лет вокруг Средиземного моря. После варварских нашествий и вызванных ими пожаров, после разрушения языческих храмов христианами почти не осталось зданий античной архитектуры. Исчезли также украшения и прежняя обстановка жилищ сначала киники и стоики, потом христиане и манихеи своими нападками на изображения богов подорвали мастерство и работу художников. Искусство и ремесло пришли в упадок еще подругой причине разгромы городов и деревень, Громадная бронзовая статуя императора Валентнниана I преемника Юлиана. взыскание тяжелых повинностей, вечная тревога вызывали умно жества людей глухое отчаяние, желание уйти от всякого труда и всякой службы на государство, хотя бы ценой отказа от богатства, удобств и даже самых необходимых условий жизни. Вследствие такого настроения умов со времени Диоклетиана и Константина усиливается монашество. Раньше отшельники, одинокие или соединенные в братские союзы, вроде ессеев, встречались на границе аравийской и африканской пустынь теперь количество убегавших от человеческого общества крайне уве-

230
— дичилось кроме Палестины и Египта они появились в других странах, в Малой Азии, Греции, Африке, Италии, Галлии, на Рейне и Дунае. Изменилась не только материальная (видимая и осязательная) сторона жизни, атак же идеальная (словесная и мысленная, прекратились народные собрания, выборы должностных лиц, смелые свободные речи к народу, кончилось вообще ораторское искусство осталась только возможность произносить хвалебные речи правителям, а это было и очень однообразно, и плохо служило вдохновению. В упадок также пришла школа большая часть книг, в свое время написанных греками и римлянами, казались теперь христианам нечестивыми и заслуживающими уничтожения. Когда в Александрии в 391 году христиане, побуждаемые епископом, под предводительством суровых монахов, принялись громить большой храм Сераписа, загорелась знаменитая библиотека, которую старательно составляли ученые, начиная со времени первых Птолемеев. Между прочим погибли географические и астрономические сочинения греков, а вместе стем стали забываться и многие открытия ученых, как напр, понятие о шаровидности земли, о вращении земли вместе с другими планетами вокруг солнца лишенные науки и широты кругозора, люди вернулись опять к старинному взгляду, будто солнце и звезды существуют для землті, и будто человек составляет центр мира и вместе стем единственный предмет внимания Божества. Исчезла также привязанность к своему отечеству и своему народу. Во времена нашествий население имперских провинций не защищалось от варваров считали, что ведение войны касается только государственной власти, к государству же относились враждебно, видя в нем только постороннюю, давящую силу. Церковь совсем не ценила унаследованных обычаев и самостоятельности народов в ее глазах земная жизнь была лишь подготовкой к загробной, к царству не от мира сего в варварах она видела новых сынов СРОИХ
и скорее радовалась, чем огорчалась их приходу. В то время, как в Европе античная культура разрушалась под напором новых народностей, на востоке готовилась великая перемена веры и обычаев, которая также послужила ударом созданиям греков и римлян. Сто лет спустя после падения западной римской империи (в 570 году) родился Мох а мед, положивший проповедью ислама начало объединению арабов в большую завоевательную силу, которая не только изгнала европейцев из Передней Азии, но еще далеко продвинулась на запад до самого Атлантического океана, захватив всю южную африканскую половину римской империи. Судьба арабов, византийцев, славян, германцев составляет новый отдел истории культуры, который по своему характеру более тесно связан с нашим временем, чем жизнь античного мира.
Указатель указана страница, где А.
Абдера 137 авгуры 169 Август (Октавиан) 195 августы (титул) 220 Августа Тревиров 213
Авентин 184
Аврелиан 219 автономия 132 авторитет 226
Агамемнон 78
Агафокл 166
Агни 63 аграрный закон 175
Агурамазда 109 Ад 130
Адапа 56 Адонис 208 Адриан 204 Азия (римская провинция) 181 Академия 139
Аквинк 213
Акрагант 165 акрополь 105
Актеон 99
Актий 193
Аларих 228
Алевады 118
Алезия 191 Александр 143 Александрия в Египте
144 Александрия крайняя 145
Александропольский курган 7 алеманны 216
Алкивиад 133
Алкмеониды 106 Аллах 51
Альтамирская пещера 11
Аменоіис IV 68
Амои 67 амориты 50 амулет ISO
Амфиполь 133 амфитеатр 196
Анаксагор 137 анархизм 139 анафема 226 термин или имя появилось в объяснение.
Анахарсис 129 ангел 109
Ангроманьу 109
Антигон 146
Антиох III 179
Антиохия 149
Антисфен 139 античная культура 229
Антоний 192 Антонин Пий 210
Ану 56.
Анубис 30 Апис 26 Аполлон 79 Аполлон Бранхндскнй оракул) 222 апология 211 апостолы 206 апофеоз 196
Апофис 34 арабы 50 Арарат 86
Арбела 144 арверны 191
Аргенторат 213
Аргинузекпе острова 135
Ардашир 214
Арджуна 64
Арей 80 Ареопаг 122
Ариаварта 63 Арий 226
Ариман 109 аристократия 105 Аристотель 143. ария, арийцы 61 Армения 85
Артаксеркс II 135 Артемида 78 артиллерия 143 архангел 109 археология 8
Архий 99 архонты 107 Ассирия 85 ассирияне 61, 85
Астарта 81
Ассур 50
Ассурбанипал 92
Ассурназирпал 86 астрологи 58 впервые, или где дано его астрология 149 астрономия 18 атеизм 139
Атон 68 атрий 187 Аттика 97
Аѵарис 60
Ахав 87 ахейцы 76
Ахемениды 112
Ахетатон 68
Ахилл 78 Афанасий 227
Афина-Дева 124 Афина Паллада 79 афинская демократия 121 афинская держава 121 Афины 100 Афонский мыс 117 Африка (в Древности)
83 ' Африка (римская провинция) 181
Ашока 156 Б.
Баал 88
Баград о
Бактра 108
Бардия 111 Барка 175
Бар-Кохба 205 баснлей 106 бедуины 50
Беллерофонт (трагедия)
138
Бел-Эллнль 41
Бел-Мардук 91
Бен-Акиба 232
Беотия 71
Берит 206
Берос 150 бессмертные (персидск. гвард.) 112 бесы 57
Бетхар 205
Биас ПО Библия 70-ти толковни­
ков 150
Бирса 82 Ближний Восток 40
- 232 — боги 15 Бог Единый 38
Бомилькар 167 боевые слоны 144
Борисфен 130
Боспорское царство 152 Босфор Киммерийский 94
Брама 65 брамины 65
Брасид 133
Британния 94 бритты 191 бронза 49 Брут младший 192 Брут старший 192 Будда 161 буддизм 161 будимы 130 бургунды 228
Бурдигала 218 В. Вавилон 52 Вавилонский плен 97 ваисии 65
Вакх 106 Валериан 216 вандалы 228 варварские страны 105
Варрон 176
Варуна 63 Веда 63 век 9 Великая Греция 168 Великая мать богов 129
Велико-индийская держава 152 вербовка солдат 185 Верхний Египет 21
Верцингеторикс 191
Веспасиан 201 Веста 169. весталки 169 ветераны 146 Ветхий Завет 211 Византия (город) 98 Византия (империя) 228 Виктория 227
Виндобона 213
Вифпния 151
Вишну 65 владыка (рода) 19 владыка (тнтѵл государя) 219 водопровод 73 волшебство 14 вольноотпущенные 182 воплощенный бог 220 всадники (класс в Риме)
172 вселенная 206 вселенская церковь 211 вселенский собор 226 всеобщая история 5 Второзаконие 95 Г.
Газдрубал 177
Галерий 220
Галикарнас 111 Галилея 90 Галлия 81 галлы 170
Гамилькар 175
Ганнибал младший 176
Ганнибал старший 165
Ганнон 165
Гасмонеи 190 Гвинейский Золотой бе per 165
Гедрозия 146
Гейзерпх 228
Гектор 78
Гелиополь 26
Геллеспонт 72
Гелон (город) 130 Геракл 78
Геркулан 6 германцы 191
Геродот 7, 126 ,
Герговиг 191 герои 19 геты 197 Гефест 79
Гнерон 173
Гіілипп 135
Гильгамеш 56
Гимера 165
Гимилькон 166
Гиппарх 106
Гиппои 83 гладиаторы 154 глиняная посуда 44
Гобрнй 117
Гомер 78 гончарное колесо 74 гоплит 117 Гораций 195 город 20 государево око 115 государство 23 готы 215 градоначальники 149 гражданская война 187
Гракх Кай 184
Гракх Тнбернй 183 греки 76 гунны 93 Д. Давид 8,3. дакийцы 203
Дакия 203 Дальний Восток 40. Дамаск 84 данаи 76 дарейк 113
Дарий I сын Гистаспа 112
Дарий III Кодоман 144 даса 63 лвенадцатиричный счет
58, 78
Двуречье 40
Девкалион 78 деловые агенты (в рнмек. импер.) 221
Делос 120 Дельта 21 Дельфы 99
Деметрий Полноркет 146 демагогия 105 демократия 105 демос 105 деньги 54
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

перейти в каталог файлов


связь с админом