Главная страница
qrcode

ВИППЕР Р. - УЧЕБНИК ИСТОРИИ. 1 ДРЕВНОСТЬ. 9. Определение истории Источники истории Археология Хронология Глава. Древнейшие века человеческой культуры 10 48


Название9. Определение истории Источники истории Археология Хронология Глава. Древнейшие века человеческой культуры 10 48
АнкорВИППЕР Р. - УЧЕБНИК ИСТОРИИ. 1 ДРЕВНОСТЬ.pdf
Дата25.03.2020
Размер9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVIPPER_R_-_UChEBNIK_ISTORII_1_DREVNOST.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#73120
страница2 из 15
Каталогid49786323

С этим файлом связано 413 файл(ов). Среди них: и ещё 403 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
ИСТО] '.
— 18 — мастера запоминать дорогу в однообразной пустыне они зорким глазом улавливают малейшие предметы. Ночью они определяют положение по звездам при постоянно почти безоблачном небе в степях они привыкли наблюдать ярко блещущие светила, различать звезды подвижные от неподвижных, они знают время восхода каждой. Можно сказать, что астрономия, наука о небесных светилах, родилась у степных народов недаром до сих пору нас сохраняются названия звезд, перешедшие от кочевых арабов, например яркий Альдебаран в созвездии Тельца или Альтаир в созвездии Орла (аль-таир = летящий орел. Охотники держатся небольшими лагерями в несколько десятков человек в охотничьем быту юноши рано становятся самостоятельны и уходят от старой семьи. Как бы умны ни были выдающиеся люди среди охотников, стрелки, колдуны, знатоки трав, художники, круг их деятельности остается ограниченным, они не могут получить большую власть над другими охотники очень ценят независимость и не любят подчиняться чьей-либо команде. Иначе у скотоводов. Взрослые сыновья остаются при отце и под его началом берегут большие стада, нарастающие вместе с расширением семьи. Если глава дома — человек с сильным умом и волей, его власть простирается на внуков и племянников, на целый род он окружает себя многочисленными слугами, пастухами и работниками из людей, отдавшихся под его покровительство. Все споры между родственниками и подчиненными он решает по своему усмотрению, определяет вину и наказание никто не смеет возразить владыке, если он присудил провинившемуся смерть или изгнание. К нему приносят новорожденных, и опять от него зависит, признать-ли ребенка членом рода или выбросить его. Он один за всех других совершает гадания, призывает помощь сильных духов и богов, лишь от него подчиненные узнают волю божества. После смерти его вспоминают со страхом и благоговением о его делах рассказывают, как о подвигах героя, те. человека сверхъестественной силы его чтят, как патриарха (родоначальника большого потомства, нескольких сот людей. От приручения животных скотоводы пришли к изобретению земледелия. Никогда и нигде люди не могли ограничиться одной животной пищей им необходимы сырые плоды, приварок из муки и овощей. В поисках растительной пищи, следя за своими животными на лугах, скотоводы заметили среди степных трав злаки, быстро выростающие летом и несущие обильные зерном колосья они начали в оазах сеять ячмень, овёс, просо, пшеницу, применяя к работам стада своих ручных животных. Новое занятие делало ненужным передвижение со скотом, так как корм для него можно было запасать навесь год сбором полевых растений в конце лета напротив, оно привязало к месту тех, кто ему отдался, так как большую часть года нельзя было отлучаться от своих полей. Скотоводы-земледельцы перестали кочевать и сделались оседлыми вместо переносных шатров они начали строить деревянные избы и глиняные мазанки вместо передвижных лагерей появились деревни. Земледельцы вырабатывают так много, что могут прокормить не только свои семьи, но также дать пропитание посторонним. Поэтому, с переходом к земледелию, в больших оазах начинает скопляться много населения. Богатые запасы трудолюбивых и обстоятельных земледельцев привлекают жадное внимание степ
— 20 —
няков, оставшихся в кочевом быту из пустыни то и дело воители делают набеги на поля и деревни. Завязывается борьба, которая заставляет земледельцев огораживать свои деревни стенами, деревянными или каменными, обращать их в города. Владыки, правящие отдельными родами, чтобы дать отпор поСтаринная египетская каменная статуя принц
Кен-Нефер изображен сидящим на его одежде надпись, подробно объясняющая его звание и занятия. сторонним воителям, составляют между собою союз, выбирают из своей среды главу, признают его царем над всеми жителями края, соединившимися для общей защиты. Случалось однако, что земледельцы терпели поражения от большой орды налетевших из степи воителей и подчинялись пришельцам тогда владетелем запасов и царем всей страны становился вождь кочевников. Земледельческое государство в Египте. Из всех оазов великой степной полосы Старого Света самый замечательный — Египет. Расположенный в северовосточном углу Африки вдоль нижнего течения реки Нила, он состоит из двух частей : 1) на юге, начиная от порогов Нила, отделяющих страну от Нубии, тянется вдоль течения великой реки, на растоянии 800 верст узкая полоса земли, иногда не более 15 верст шириной это Верхний Египет, долина, прорытая Нилом среди двух цепей возвышенностей Аравийской — на востоке и Ливийской — на западе 2) на севере, где Нил перед впадением в море разветвляется на рукава, открывается широкая плоская равнина, в виде треугольника, или опрокинутой греч. буквы А (дельты это — Нижний Египет здесь раньше был морской залив, и земля образовалась от наносов Нила течение реки тут ослабевает, и вода застаивается в обширных приморских болотах. Могучая река отвоевала у громадной пустыни плодородную
Нолевые работы в Египте. землю и ежегодно обновляет ее' своими наводнениями. С конца июня Нил приносит массу воды, образующейся от таяния снегов в горах Абиссинии, где начинается правый его исток, река Синяя (те. темная. Эта влага крайне нужна земле, накаливаемой тропическим солнцем, так как в Египте почти не бывает дождей. Кроме орошения, река доставляет еще затопленным ею полями лугам землеудобрительный ил, принося размельченные частицы гори скал, срываемые ею в верхнем течении. Четыре месяца стоит вода в долине Нила. Когда наводнение прекращалось, египетские земледельцы спешили засевать поля, чтобы успеть собрать жатву, пока не наступила засуха. Они впрягали в деревянные плуги, разрыхлявшие землю, быков, потом размельчали взрытые комья ручной мотыгой после посева
— 22 — прогоняли по полю овец, чтобы они втоптали зерно в землю. Ручные животныя применялись еще раз после жатвы пшеницу и ячмень молотили, гоняя по гумну быков и ослов. На время засухи стада животных уводили в болота Нижнего Египта, а вовремя наводнения они паслись в степях Аравийской возвышенности. От древних охотников осталась у земледельцев вера в особую таинственную силу животных богов представляли Египетские боги. себе в зверином образе, в виде быка, крокодила, ибиса нильской цапли, львицы, шакала и т. д. Хора, бога света, почитаемого в Верхнем Египте, воображали соколом или человеком с головой хищной птицы, которая украшена высоким убором в виде солнечного круга, обвитого змеями. На голове богини небес Хатор, почитаемой в Нижнем Египте, рисовали корону с рогами коровы. В каждом городе было свое священное
— 23 — животное, которое берегли, кормили отборной пищей, после смерти хоронили в особой могиле. Залет до Рте. залет до нашего времени Нильский оаз был разделен между двумя вождями воителей, появившихся из степей, царем Нижнего Египта и царем Египта Верхнего. Оба они считались сыновьями бога Хора они привязывали к поясу своему хвост льва, царственного зверя на голове один носил высокий белый шлем, другой —■ красную чалму с султаном. Властители юга, один за другим, стремились покорить север во главе своего воинства, они спускались на барках вниз по реке. Война была жестокая и беспощадная. Один из завоевателей выбрал себе страшное прозвище Скорпиона другой заказал художнику изобразить нас кипе т ре (волшебной царской палочке, s Египетские воины старинного времени. как он, схвативши поверженного врага за волосы, размахивается на' него дубиной, как у его ног кучей набросаны головы побежденных. В 3300 г. до Р. X. царь Верхнего Египта Менее окончательно покорил северное царство, занимавшее Дельту, ив знак своей новой власти надел двойную корону белый шлем, обвитый красной чалмой. Чтобы лучше обозревать свои владения, Менее выстроил на самой границе царств, где Нил покидает узкую долину, белокаменную крепость и основал в ней свою столицу кругом нее вырос потом большой город Мемфис. Египет объединился, стал одним государством, те. большая страна и многочисленный народ — несколько миллионов людей — подчинились воле немногих сплоченных вместе, сильно вооруженных личностей. Тот же самый могущественный царь Менее, желая расширить область земледелия, приказал выстроить близ Мемфиса громадную плотину, чтобы загораживать реке разлив и доставлять воду полям, отдаленным от Нила. Со времени Менеса начались
— 24 — крупные сооружения египтян они выкопали вдоль реки длинные каналы, как бы новые русла, и соединили их с рекой каналами поперечными, которые у самой реки перегораживались плотинами вдоль каналов были возведены насыпи, укрепленные помостами поверх насыпей проходили дороги, обсаженные деревьями. У нильских порогов, там где река вступает в Египет, был поставлен ни ломе рте. шест с делениями, на котором отмечали уровень наводнений за каждый год. Как только вода поднялась "до черты с надписью достаточно, дается сигнал по всей стране тогда открывают плотины, посредством которых загорожен путь воде из Нила в поперечные каналы. Река вливается в повороты, затем в продольные рукава к началу отлива плотины опять запирают и воде загораживают обратный выход.
Отдавши часть разлива долине, Нил потом уже приносил меньше воды в Дельту, иона спасалась от потопления. Сам верховный властитель Египта объявил себя покровителем и наставником земледелия сельские работы начинались с большого праздника взрыхления земли, на котором появлялся царь в праздничной одежде, в сопровождении своих детей он брал в руки мотыгу, ударял ею по земле и бросал первые семена. Орудия и знания нового каменного века. Копать каналы, срубать и обтесывать деревья для постройки плотин и помостов нельзя было теми мелкими и хрупкими орудиями, какие употребляли древние охотники. Египтяне, стали применять иного рода материал в Аравийских горах есть камни, не столь ломкие, как кремень и обсидиан, ив тоже время более мягкие, легче поддающиеся обработке. Топор, например, получался гораздо более крупных размеров лезвее приготовляли уже не откалыванием кусочков, а обтесыванием клина другим камнем, иначе говоря полированием, шлифовкой на тупом конце клина просверливали буравом, при помощи мокрого песку, отверстие, в которое и всаживалась рукоятка. Археологи называют времена, когда пользовались этими более крупными и полированными орудиями, новым каменным веком. Египетские мастера, в поисках красивых и мягких каменных пород, врубались глубоко в скалы и пещеры они находили в каменоломнях, в наносах рек все новые и новые чудеса, камни ярких цветов, прозрачные, синие и зеленые, затем крупинки блестящего золота, а также куски похожей на золото меди. С необычайным искусством и терпением египетские мастера выдалбливали внутри и закругляли снаружи каменные кувшины и чаши из редкостных сверкающих самоцветных кусочков готовили они ожерелья, серьги, браслеты. Работа в новом каменном веке требовала от мастеров новых знаний, каких не имели древние охотники. Для проведения каналов и мостов нужны сведения пом ат ем ат и к е им е хан и к е . Наставником в этой мудрости считался бог Пта, строитель всех видимых предметов на свете, главное святилище которого находилось в Мемфисе хранителями знаний, необходи-
— 25 — Орудия нового каменного века. Сравнительно со старым каменным веком искусство выделки из камня И кости чрезвычайно поднялось клинки крупны и тоньше обделаны. Заслуживают внимания тонкие лезвия и острия клинков
1, 3, 4, копья 9 и Ю, стрелки 12, шлифовка 3, 4, 5, 6. Во многих орудиях просверлены отверстия для рукоятки 13 — каменный клинок, крепко насаженный на рог 21 — веревочная сеть 19 и 20 — костяные иглы.
— 26 —
мых для инженерного и архитектурного дела, были священники, служившие этому богу первосвященник Пта назывался верховным руководителем искусств и ремесл». Для помощи земледельцу нужна еще одна наука — астрономия. В Египте три времени года наводнение, расцвет жизни и засуха они наступают в очень определенные сроки, и, для успешного выполнения полевых работ, необходим точный счет вреЕгипетский священный бык (Апис между рогами диск солнца со змеей -охранительницей спереди. мени. Египетские ученые, первые на свете, составили календарь они вычислили годовой оборот солнца в 36514 дней, далее разделили годна месяцев, применяясь к оборотам луны. Они заметили, что вода в Ниле начинает прибывать как раз, когда яркая звезда Сириус впервые показывается над горизонтом. Главой астрономов был первосвященник солнечного бога Ре, носивший имя созерцателя небесных тайн, в городе Он (по гречески Гелиополе, те. солнечном граде, лежавшем на одном из рукавов нильской дельты. В старину у охотников колдуны и волшебники, знатоки трави ядов, художники и мастера тонкой работы жили разрозненно, а -по обиходу своему не отличались от остального народа. Теперь в богатом оседлом быту искусные строители и механики, наблюдатели неба и священники, возносившие молитвы к богам, соединялись в тесные союзы в своем кругу хранили они приобретенные знания, скрывая как тайну от посторонних, выбирали себе среди молодого поколения преемников и- готовили их в закрытых, никому другому недоступных школах. Священники внушили народу веру, что лишь они одни умеют узнавать волю великих духов и богов, утишать их гнев, привлекать их милость. Они установили жертвы, те. приношения богам в виде закалываемых животных или снятых плодов и Египетские могилы (по арабски мастаба). зерен часть даруемого шла в пользу руководителей жертвоприношения (отсюда старинное обозначение священников жрецами. Они устраивали также праздники для всего народа, повторявшиеся в определенные сроки, чтобы дать трудовому люду отдых в работе, а вместе стем открыть выход потребности веселья. В Египте праздники справлялись шумно и нарядно. К святилищу, где была назначена большая общенародная жертва, везли по Нилу изображения богов на богато украшенных барках, в сопровождении множества пестрых лодок, на которых помещались музыканты, танцоры и скоморохи, выходившие на берег для хороводов и представлений. Когда вера и обряды, под руководством ученых священников, получают стройный, обдуманный вид, мы называем такое соединение понятий о божестве, молитв и обращений к нему — религией (религия — слово латинское, применявшееся у римлян, означает обязанности людей перед богами. Власть, богатство и труд в Египте Точно боги или могучие
— 28 — духи поднимались царь и его приближенные, священники и ученые над толпой подчиненного им народа. Царь считался существом высшим, великим богом на земле. Раскраска стен и потолка внутри могилы. Непочтительно называть его по имени о его приказах говорят так решил высокий дом (по египетски пар-хо, в иудейской Библии это слово произносится фараон. Царь и царица очень любят украшения из самоцветных камней. Для двора всюду ищут
— 29 — драгоценностей в горах, в речных наносах особенно египетские фараоны добиваются синей бирюзы, посылают за ней корабли, Имя царицы Клеопатры в иероглифах (старинных знаках. переплывающие Аравийский залив, чтобы пристать к берегам каменного Синайского полуострова. Иногда сам царь снаряжался во главе войска в дальний поход вверх по Нилу за золотом, которым особенно славилась Эфиопия (нынешняя Нубия). Вся земля в Египте считалась владением царя из нее он раздавал поместья своим приближенным, сановникам, управлявшим его казной, и войскамПосле удачи на войне царь отписывал большие имения богам. Поместья царей, сановников, и богов состояли из главного дома со службами, усадьбы, парка, стад овец и коров, пруда для домашней птицы, полей и лугов, на которых работали земледельцы, пастухи, садоводы. Каждые два гида царь рассылал по всей стране писцов, которые считали имущество всех семей, описывали количество золота в украшениях, сколько хлеба кто получает со своих полей, сколько числится скота в хлевах, сколько кто выручает со своей торговли. Сосчитав имущество, писцы определяли размер налога золотом или товаром, какой приходится на каждую семью, смотря по ее достатку. Для письма употреблялась бумага, приготовленная из волокна папируса, те. нильского тростника. Старинная азбука (по Египетская скоропись (письмо иератическое. гречески иероглифы) состояла из рисунков. Напр. *■""--. » значит плодородная земля (рисунок земной коры и семян, ч
— земля безплодная (изображение каменистых бугров. Т і Т плотина (с посаженными на ней деревьями J\
(шагающие ноги) значит ходить.
— 30 — Жизнь царских слуг, владетелей поместий, священников при божьих имениях, строителей плотин и каналов, обученных писцов как нельзя более отличалась от быта горнорабочих, землеИз картинок, нарисованных на внутренних стенах могилы направо сборщики налога и крестьяне, налево писцы у конторок и шкапчиков с делами. дульцев и пастухов. Весь этот трудовой люд добывал мало, работал без конца и меры. Крестьяне, по окончании полевых работ, везут на санках и тащат на себе мешки с зерном, плоды и ягоды, ведут скот и домашнюю птицу на господский двор под надзором нескольких надсмотрщиков, вооруженных палками, с Мумия Озириса, около которой хлопочет Анубис, провожающий умерших на тот свет. трепетом приходят они сдавать отчет в контору, где за столами с пером за ухом сидят письцы; если оказывается в чем-нибудь неверность или недостача, рабочих тут-же растягивают на земле и бьют палками. Различие богатых и бедных считалось нерушимым вовеки, продолжающимся ив загробной жизни. В сухом климате Египта тела умерших разлагаются медленно, и у людей появилась мысль
— 31 — сохранять их навсегда в засушенном виде для того, чтобы улетевший при смерти дух мог опять вернуться назад в туже оболочку. Нов то время, как знатному покойнику строили просторный вечный каменный дом, бедняка зарывали прямо в песок. Тело человека высшей породы превращали в мумию вынимали внутренности, вкладывали благовонные вещества, заливали асфальтом, завертывали в льняные ткани, налицо надевали маску, придавая умершему юный вид. Мумия покоилась в ярко расписанная деревянном футляре, положенном в каменный изукрашенный гроб (по гречески саркофаг. Саркофаг. Крепко заделан вход в могилу, чтобы никто не мог нарушить покой умершего. Снаружи есть пристройка в виде часовни в ней священники читают заупокойные молитвы, а родственники ставят яства, питье и цветы. Внутри устроено полное убранство дома стены расписаны картинами, изображающими счастливую жизнь умершего, как он охотится, как принимает подарки и приношения пастухов и земледельцев. Для развлечения ему поставлены фигуры и безделушки есть у него каменные и деревянные слуги, псари, пекаря, парикмахеры. Помещена и его статуя (каменное изображение он стоит во весь рост, точно живой, против мнимой двери, точно готовый выйти навстречу своим родным (рисунок на стр. 37).
' В погребальных обычаях египтян соединялись два верования. По одному, сохранившемуся от старины, дух может когда либо войти опять в свое прежнее тело, и, следовательно, умерший воскреснет так как срок возврата неизвестен,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом