Главная страница
qrcode

ВИППЕР Р. - УЧЕБНИК ИСТОРИИ. 1 ДРЕВНОСТЬ. 9. Определение истории Источники истории Археология Хронология Глава. Древнейшие века человеческой культуры 10 48


Название9. Определение истории Источники истории Археология Хронология Глава. Древнейшие века человеческой культуры 10 48
АнкорВИППЕР Р. - УЧЕБНИК ИСТОРИИ. 1 ДРЕВНОСТЬ.pdf
Дата25.03.2020
Размер9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVIPPER_R_-_UChEBNIK_ISTORII_1_DREVNOST.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#73120
страница3 из 15
Каталогid49786323

С этим файлом связано 413 файл(ов). Среди них: и ещё 403 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
— 32 — то египтяне строили каменную могилу гораздо прочнее жилых зданий. По другому верованию, более новому, духи исчезают навеки из круга земной жизни, и для того, чтобы облегчить им перелет в страну райского блаженства вместе с заходящим солнцем, умерших увозили на левый берег Нила, в страну заката.
Хеопс. Хефрен. Среди могил громадами высятся царские гробницы, которые мы зовем греческим словом пирамиды. В основании этой постройки квадрат четыре стены идут наклоном и сходятся водной остроконечной вершине. Посредине пирамиды вровень с землей зал со сводами, где покоится саркофаг царя, к нему узкий ход, тщательно заделанный, чтобы внутрь могилы немо гли проникнуть грабители. Эта, сравнительно небольшая часть строения обложена несколькими слоями плотно друг к другу прилаженных камней, так что пирамида образует почти сплошною каменную гору. Самая большая из пирамид, дошедших до нас, принадлежит царю Хе оп су и находится недалеко от развалин Мемфиса. Хеопс царствовал залет до Р. X. Он начал строить себе вечный дом с первых годов своего царствования, не зная еще, сколько времени проживет. Поэтому его постройка сначала была не выше пирамид прежних фараонов но по мере того, как его правление и жизнь продолжались, фараон расширял план могилы, поднимал пирамиду выше и выше, пока после
30 лет правления не довел ее до 70 сажен высоты (это вышина величайших соборов Европы. Пирамида Хеопса и большой сфинкс. Камень для построения пирамиды приходилось ломать на восточной (правой) стороне Нила в горах Аравийской цепи, перевозить на плотах через реку и доставлять на выступ противоположной Ливийской возвышенности. Так как ни вьючных, ни упряжных животных не применяли в этой работе, и люди должны были тащить все тяжести на полозьях, то сначала построили широкую дорогу из гладких тесанных камней от реки к холмам, где должна была выситься пирамида в безопасности от наводнений. Предание рассказывает, что над постройкой дороги, подвозом материала и устройством сводов работали 100.000 человек в течение 10 лет, по 3 месяца в году (те. в засуху, так как в другие месяцы плотники, каменщики и носильщики были заняты полевыми работами, или же мешало наводнение остальные 20 лет возводили, пирамиду. Брат Хеопса, X е фр е нс самого начала своего правления начал строить пирамиду очень Р. Вшшер, Учебник истории. Ч I. 3
— 34 — крупных размеров, но все-таки не достиг высоты Хеопсовой. После Хефрена усердие строителей стало ослабевать и уже таких громад больше не возводили. Египтяне увлекались красивыми каменными породами своего края высекали пещеры в скалах и устраивали в них храмы вырубали из камня огромные статуи, изображавшие фараонов ставили перед входом в святилища высокие каменные столбы (по греч. обелиски, с верой, что в них будет жить таинственный и сильный дух. Близ пирамид Хеопса и Хефрена есть темно-серая скала, выдавшаяся из песчаной поверхности один из фараонов велел обработать ее так, чтобы она стала похожей на фигуру лежащего льва с человеческой головой (большой сфинкс, Часто сфинксы расположены рядами и аллеями перед входом в храм. Рассказы египтян о богах Смелые охотники старого каменного века, хотя боялись могучих духовно при этом верили ив собственное волшебство. Земледельцы и скотоводы нового каменного века ясно видели свое бессилие перед великими явлениями природы благодетельным наводнением Нила, вредным ветром пустыни, несущим тучи песку, и жгучими лучами солнца для них это были боги, бесконечно превышающие людей своей силой. Египтяне в рассказах о богах соединяли старую и новую веру они представляли себе богов похожими на людей ив тоже время преклонялись перед их величием. Солнечный бог, по имени Ре или Хор, им казался молодым царем, плывущим в сверкающей барке под золотым балдахином по небесному океану на голове его высокий убор, обвитый змеей-хранительницей, которая пышет огнем на его врагов. Больше всего грозит светлому бегу дракон (крылатый змей) А по фи с, скрытый в темной туче но солнце благополучно доходит до западной горы и там, покинув дневной корабль, садится на корабль ночной, продолжая путь под землей, по Нилу подземному, невидимому. Здесь бог избавляет мертвых от сковывающего их сна, исцеляет их муки а они, благодаря солнцу, хватают веревки, привязанные к носу корабля, помогают вывезти его на свет Божий и сами с ним возрождаются. Другой рассказ передает, что в глубокую старину Ре долго Обелиски мирно царствовал на земле. Когда он состарелся, тело его утратило гибкость, кости стали серебром, мускулы золотом, а волосы синим камнем. Боги и люди перестали его слушаться, в особенности умнейшая из всех богиня Изида, которой все ведомо на небе и на земле. Только одного она не знала, волшебного имени Ре, дающего исцеление от всякого яда, и, чтобы выАллея, ведущая к храму между двух рядов сфинксов (в Фивах. манить эту тайну, создала из слюны старого бога, упавшей на землю, червя, который ужалил его в ногу. От невыносимой боли Ре плачет, взывая к богам я велик, я сын великого. Мой отец и мать моя придумали мое имя . Я многоименный и многообразный. Мой образ в каждом из богов. Мое имя скрыто в моем теле от рождения моего, чтобы не воспользовался его волшебной силой тот, кто захочет колдовать против меня. Ре молит
Изиду об исцелении, а она уверяет, что спасти его сможет лишь в том случае, если узнает имя его. Так как с непокорными людьми все жене было сладу, тс Ре решил послать против них свое око, жестокую богиню войны, изображаемую с головой львицы. Эта беспощадная мстительница учинила страшную резню среди грешников, и сам Ре с трудом унял ее ярость, опьянив ее хмельным напитком. После этого Ре захотел уйти на покой. Он оставил на земле своим наместником Тота, бога мудрости, асам поднялся на крышу великого небесного здания.
3*
— 36 — Был у египтян еще рассказ о боге Озирисе, благодетеле и спасителе людей, пострадавшем, умершем и возродившемся.
Озирис также когда-то' царствовал в Египте. Все были счастливы при нем и любили его. Погубил Озириса злой брат его Сет цозвал на пиршество, заманил для шутки лечь в красиво разубранный ларь, захлопнул крышку и бросил в Пил. Жена Озириса
Изида после долгих поисков, нашла гроб мужа, похоронила его и сама с младенцем Хором, сыном своим от Озириса, скрылась от преследований Сета в болотах Нижнего Египта. Сет, во вреНебесный свод, пзображенный в виде короьы. Под звездами посредине с поднятыми руками — бог воздуха. Лодка бога солнца изображена 2 раза направо — солнце народившееся (вскоре после восхода, налево — солнце в полдень, во всей своей силе. мя охоты за кабанами, находит в тростниках тело похороненного Озириса, в ярости рассекает его на 14 частей и раскидывает по всему Египту. Опять Изида ищет останки Озириса и, где находит часть убитого, ставит могильный памятник. Между тем^вырос^сын Озириса и Изиды, Хори стал мстить за отца. В этой борьбе Хора с Сетом, злой бог вырвал у светлого глаз, но мудрый Тот - целитель залечил боль и рознял воюющих. Боги собрались в большом зале, в Гелиополе, чтобы рассудить этот спор они решили в пользу Хора и отдали ему престол отца. Изида пыталась оживить Озириса; но он уже не может править в Египте и воцаряется в далеком западном крае, куда уходит солнце и улетают" души. По другому рассказу, Озирис, перейдя в подземный мир, судит там умерших. Египтяне изображали этот суд таким образом Анубис, бог с головой шакала, приводит душу Ложная дверь, закрывающая вход в могилу. пред лицо подземного царя. Тот, бог с головой ибиса, пишет летопись жизни умершего навесах взвешиваются его дела. Если
— 38 — жизнь была чистая, дела будут легче страусова пера тогда душе открывается рай. Если же дела тяжелы и тянут чашку весоз книзу, душе или грозит вторая окончательная смерть в пасти чудовища, которое тут же ждет своей жертвы, или превращение в нечистое животное, свинью, которую принимается стегать бичем обезьяна. В этих рассказах (по-гречески мифах) заметны противоречия бог Ре — то вечно юный, то дряхлеющий старик ОзиСуд Озириса в подземном царстве. рис — то великий мертвец, то бог воскресший и унесенный в райскую страну. Ученые священники старались примирить эти разногласия и выработать одно стройное учение о богах иные из них хотели придать вере в богов возвышенный характер, устранить рассказы грубые и непочтительные, представить богов существами, стоящими выше человеческих страстей. Наконец, иные учили, что в сущности есть только один Бог в мире те, кого народ принимает за особых богов — лишь разные воплощения, те. телесные существа, в которых обнаруживается одна и та же великая божественная сила. Культура Нижнего Двуречья. Немного позже, чем в Египте, началась культура в соседних с ним странах азиатских. На восток от Нильской дельты за Суецким перешейком лежит обширная степь, простирающаяся на севере до гор Тавра, на юге вовсю глубину Аравийского полуострова. Эта степь окаймлена по краям плодородными оазами: на южном берегу Аравийского полуострова Йемен, или Счастливая Аравия, на северозападе у Средиземного моря Сирия, южная часть которой называлась
Страны Передней Азии.
— 40 — Хана ан ом на северовостоке Д в у речь е , область рек Тигра и Евфрата. С севера степной край огибают большой дугой горы они заходят на своем западном конце в полуостров Малой Азии, далеко вдавшийся в Средиземное море в середине они примыкают к Кавказским горам на восточном конце они спускаются к Персидскому заливу и окаймляют большое плоскогорие Иранское. Все эти страны для нас, европейцев, составляют Переднюю Азию, или Ближний Восток, в противоположность Дальнему Востоку (Китаю, Японии, Индии. Реки Евфрат и Тигр начинаются в горах Армянского плоскогория, близко друг от друга. Евфрат скоро отклоняется от прямо несущегося Тигра (Тигр значит стрела) и образует большой загиб к западу . Обе реки в нижнем течении опять подходят друг к другу, разделяются на рукава, сплетаются между собою эта часть Двуречья, напоминающая Нильскую дельту, называется Сена аром. В Сенааре те же наводнения, происходящие от таяния снегов в верховьях реки тот же удобрительный ил, приносимый реками из горной местности. У земледельцев здесь тот же враг, что ив Египте, — пески и иссушающий ветер пустыни, та же опасность в случае застоя воды з низких местах — образование болот. Поэтому для земледелия нужны" те же сооружения, что и Египте, плотины вдоль русл, чтобы загораживать наплыв в'.>ды, и сеть каналов, чтобы направлять их на поля. Душа в виде птицы над телом, ею покинутым. Во времена Менеса и Хеопса Сенаар занимали су мс р ы, воинственные степняки, пришедшие из Туркестана, приземистые, с косыми глазами, большим острым носом, бритой головой и подбородком мужчины, одетые в юбки из косматой шерсти, на одно плечо набрасывали плед. Каждый город имел своего властителя
— 41 — пате сии чтил, как в Египте, особое божество Ур был город бога Луны, Ларса — бога Солнца, Эриду, стоявший на берегу Персидского залива, чтил бога моря, многомудрого Эа. В городе Ниппуре сумеры, пришедшие из горной местности, захотели воспроизвести для своего бога Эллиля подобие горы среди Евфратской равнины построенный ими з и к кур ат, искусственный холм из глины и необожженного кирпича, похож на египетскую пирамиду на квадратном основании он подымался семью уступами, сужавшимися кверху верхний этаж считался покоем самого бога. Когда один из пате-си побеждал других и соединял весь Сенаар под свою властью, он направлялся в святилище Бел-Эллиля в Ниппуре, приносил богу и его священникам богатые подарки и получал от него утверждение в сане царя всей страны. Титул вавилонского властителя царь четырех стран света (клинообразными знаками. В Сенааре также, как в Египте, подчиненное население несло тяжелую работу на пришлых господ. Земледельцам, пастухам, рыболовам, ремесленникам, работавшим в царских и Клинопись (цифры обозначают порядок чтения. божьих имениях, не позволяли жить собственным домом из огромных житниц и складов им выдавали всё продовольствие зерно, овощи, масло и т. д. Вначале месяца приходили мужчины, женщины, дети, каждый разряд отдельно, и становились длинными очередями получать свою долю они предъявляли при этом билеты в виде глиняных дощечек со вдавленными в них надписями. Способ письма у жителей Двуречья былиной, чему египтян. Папируса на Евфрате нет материалом служили тонкие глиняные доски по сырой мягкой глине надавливали острой палочкой, потом высушивали доску или обжигали на огне. Также, как у египтян, и здесь письмо началось с рисунков N( означало звезду f \ — солнце, ф — тростник. Но повязкой глине нельзя чертить, приходится вынимать острие рисунок от этого разлаживается, фигуры становится трудно узнать, остаются только клинья и запятыя: звезда ооратилась в ^ Т солнце
^ I тростник в . Т ТА Мы называем такое письмо клинообразным. Землянки, площадки и курганы южііой России В настоящее время европейцы превосходят своей культурой все другие народы на свете. Шесть тысяч лет тому назад они, напротив, уступали народам Ближнего Востока в земледелии, постройках и науках. Эта отсталость объясняется тем, что здесь людям приходилось бороться с тяжелыми природными условиями. Долгая и холодная зима требует от европейца забот о теплом жилище и одежде, какой не знают жители Африки и Передней Азии густые леса и обширные болота образуют сильные преграды и земледелию, и торговым сношениям. Зато у народов, населявших Европу, оказались преимущества характера и способностей благодаря упорству в работе, изворотливости и уменью перенимать у других изобретения, они научились побеждать трудности жизни и постепенно стали догонять в культуре египтян и жителей Дву­
речья. Раньше других обратились к обработке земли и разведению домашних животных народы нынешней южной России, занимавшие ближнюю к азиатскому Востоку северную окраину великой степной полосы. В губерниях черноземного края России, Киевской, Черниговской, Подольской и Херсонской, находят сейчас следы земледельческих поселений, существовавших в м тысячелетии (залет) до Р. X.; по местечку Триполье на Днепре, в 50 верстах к югу от Киева, где были сделаны первые находки, мы называем их быт Три польской культурой. Деревни трипольевцев строились на круто обрывающихся холмах, у загибов или устья реки ручьев. Они состояли из землянок, те. погребов, вырытых для защиты от холода и ветра
— 43 — круглая или овальная яма обложена по краям глиной и хворостом и покрыта крышей из того же материала в середине ямы — другая, поменьше, к которой ведут земляные ступеньки против этой лестницы печка, сложенная из камня . Наряду с землянками находят дома для умерших, так наз. площадки также, как
Трипольская землянка. могилы в Египте, они отличаются от жилищ своими большими размерами и прочным устройством. Площадки также, как землянки, врыты в землю, в виде больших четырехугольников всажен длины и 3 ширины пол их глиняный, плотно утоптан, выглажен и выкрашен красной краской, по бокам поднимаются глиТрипольская площадка. няные стены, которые для прочности обожжены крыша из круглых балок, переложенных глиной, дверь забита каменной плитой. Умершего хоронили не так, как в Египте. Тело сожигали на костре, обгорелые кости и золу тщательно складывали в сосуд и ставили посредине площадки сюда же приносили все, что
— 44 — отправлялось вдогонку умершему остатки сожженных в жертву животных, чаши и кувшины, полные зерен пшеницы, ячменя, проса, кремневые и костяные орудия, каменные ручные мельницы для растирания зерна, глиняные фигурки. Обычай сожжения, заменивший собой погребение тела, показывает, что у трипольевцев появился новый взгляд на судьбу души они не ожидают ее возвращения в прежнюю оболочку, считая, что вместе с дымом она улетела в другой мир.
Трипольская глиняная посуда. По остаткам вещей видно, что земледельцы восточной Европы жили, сравнительно с охотниками старого каменного века, гораздо опрятнее, просторнее, богаче. Они приготовляли пряжу из волокон льна и конопли и ткали на станке материи полотняная одежда, плотно и красиво облегавшая тело, заменила грубо сшитые куски звериной шкуры. У них была многочисленная, разнообразная и красивая глиняная посуда. Обожженные на огне кувшины, миски, горшки, чашки появляются у всех народов вместе с орудиями нового каменного века европейцам они особенно удавались, потому что им приходилось гораздо больше, чем обитателям жаркого юга, иметь дело согнем, при
Европа нового каменного_века. Полосками показано распространение мегалитических сооружений.
— 46 —
думывать разные приспособления для варки пищи, кипячения и сохранения горячей воды . Южнорусские мастера гс тысячелетия превзошли всех своих современников в изготовлении изящных, красиво расписанных узорами кувшинов и кубков. Искусство их однако значительно отличается от резьбы и живописи охотников старого каменного века у них нет более срисованных с натуры зверей, а есть лишь орнамент, те. правильные ряды черточек, кружков, спиралей, звездочек и т. д. Остатки большого кромлеха в Стонхенге в юго-западной Англии (к стр. 48).
Трипольевцы, основавшие свое богатство на плодородном черноземе, занимали крайне невыгодное положение у края степей они были беззащитны против нападения диких кочевников, передвигавшихся со своими кибитками и вьючными животными на широком просторе между Кавказскими горами и Днестром. Кочевые скотоводы своими набегами разорили зажиточных и трудолюбивых земледельцев и разрушили их культуру от победителей в свою очередь остались памятники в виде курганов, под которыми похоронены их вожди. Тут не было вовсе сожжения умерший, в сидячем положении, обложен целым слоем красной охры, добывавшейся из железной ржавчины. Дикие кочевники держались понятий старинного колдовства побелевше-
— 47 —
MY мертвецу они хотели влить ыовые силы, оживить его захо­
лодевшие члены подобием краской кровяной массы. Свайные деревни и мегалитические сооружения Для защиты от врага и от дикого зверя, в местах, обильных озерами, напр. в Швейцарских Альпах, в Македонии (в северной части Балканского полуострова, строили деревни на сваях. Недалеко от берега в дно вбивались большие столбы их края, поднимавшиеся над водой, соединяли поперечными балками, настилали на них помост, покрывали его глиной, песком и мелким камнем. На такой плотине ставили бревенчатые избы и хлева для скота. ГлавЛьвнные ворота в Микенах. Образчик старинной постройки из больших тесаных камней. Над притолкой рельефное изображение двух львов. ное в избе — большой очаг, где постоянно поддерживается огонь дрова горят на глиняном полу или в кирпичной печке, дым выходит через отверстие в крыше. Для соединения с берегом служили две или три ели, переброшенные с помоста или же выезжали из деревни в лодке-однодеревке, те. выдолбленном древесном стволе. Также, как египтяне, увлекались европейцы каменными сооружениями воздвигали стоймя громадные столбы, подобные обелискам, чтобы привлечь и заколдовать могучих духовг хоронили умерших вождей в вечных каменных домах, выкладывали из каменных плита л леи и круги. Мегалитические постройки (от греческих слов м е гас большой, или то с — камень) встречаются в Скандинавии, Англии, Франции, Испании, Италии, Греции, в Крыму, на Кавказе. Так как больше всего их сохранилось в Бретани (области северозападной Франции, выдавшейся в Атлантический океан, то у археологов они слывут под бретонскими названиями одинокий столб называется м е н хи р, склеп из стоймя водруженных плит с большим плоским камнем сверху — дольмен, круг из камней - - кромлех. Дольмен. Очень примечателен большой кромлех в Стон хе н г е , в югозападной Англии если стать на широкой каменной плите, находящейся посредине, и глядеть утром в самый длинный летний день на северовосток, то увидишь восходящее солнце как раз между двумя столбами, составляющими вход вкруг. Без сомнения, это было священное место, куда собирался народна большой праздник, чтобы приветствовать светило вдень его величайшей силы, вознести ему молитвы, просить благословения полями стадам. В самой постройке ив обрядах, исполнявшихся среди большого каменного кольца, видно участие ученых священников, хорошо знакомых с небесными явлениями только они могли так точно рассчитать место восхода солнца.
Глава И. Переселения народов и войны бронзового века. Металлическое оружие и новые завоеватели в Передней Азии Египтяне жили долгое время мирно и спокойно в своем оазе, хорошо защищенном от природы и удаленном от больших путей, по которым двигались орды степняков. Вином положении были земледельцы и садоводы открытого со всех сторон
Двуречья. Цветущие поля и богатые города приевфратского края привлекали жадное внимание кочевников в их воображении сады и рощи представлялись земным раем там реки текут медом и молоком, там виноградная кисть так тяжела, что одному человеку не под силу ее поднять. Нападения кочевников стали особенно страшны с тех пор, как распространилось новое металлическое оружие. Металлы были давно известны мастерам, ломавшим камень для орудий и поделок и медь, и железо встречаются в виде самородков, лежащих на поверхности земли. К ним было однако мало внимания, пока их не умели обрабатывать на огне. Железо казалось совсем невзрачным. Больше интереса вызывала блестящая медь, похожая на золото медь довольно мягка, каменным молотком можно обивать ее куски, делать из них бусы, ожерелья, серьги но лезвия из меди непригодны, потому что слишком легко гнутся и тупеют. Важным изобретением была плавка меди в соединени соловом получилась бронза, металл, водно и тоже время гибкий и крепкий. Из бронзы стали выделывать, помимо украшений, посуду, блюда, ковши, чашки, затем орудия, плуги, мотыги, заступы но особенно оценили бронзу для оружия, так как она дала несравненные преимущества перед камнем. Из камня можно делать лишь короткие ножи и кинжалы из бронзы получаются длинные мечи, бронзовыми листами можно обить шлем, щит и кожаный панцырь. Воины, одетые в бронзу, закрытые бронзовыми щитами, напиравшие копьями и рубившиеся мечами из бронзы, составляли несокрушимую силу, которая легко рассеивала копейщиков и лучников, вооруженных каменными пиками и стрелками. Первую выгоду от нового оружия получили жители горных местностей Малой Азии, Кавказа и Ирана, где встречаются богаР. Виппер, Учебник истории. 4
— 50 — тые залежи меди. Обладатели металла пытались всячески задержать у себя мастеров нового дела, напр. подрезали кузнецам жилы на ногах. Но все напрасно никакое изобретение не может долго оставаться тайной оно становится известным соседям изобретателей, переходит от одного народа к другому. Нельзя без конца копить у себя оружие приходится отдавать его в обмен на другие вещи для самих оружейников необходимо было покупать олово, которое вообще встречается редко и привозится издалека. Бронзовая позолоченная вещииа, найденная в Трундгольме (на датском острове Зеландии изображен диск солнца, везомый священным конем. С распространением металлического оружия у жителей Дву­
речья появился новый опасный враг — кочевники Аравийских степей.
Степняки, или бедуины, ив настоящее время представляют те же черты характера, что в далекую старину подвижные и беспокойные, бедные и презирающие работу, скудно и грязно живущие, они всегда склонны пограбить чужие богатства в их среде однако нередки таланты поэтов, проповедников, командиров. Сейчас их мало сравнительно с соседними культурными народами, и круг их переселений весьма стеснен четыре тысячи лет тому назад они составляли грозную многочисленную силу. Их орды направлялись из глубины пустыни к ее окраинам. На югозападе арабы завоевали Йемен, или Счастливую Аравию. На севере а морит ы разделились. Одни племена пошлина северовосток и завоевали Двуречье; мы зовем их по имени Вавилона и Ассура, городов ими основанных, вавилонянами и
— 51 — ассириянами. Другие двинулись на запад и заняли Сирию среди них были сыны Израиля, родоначальники народа еврейского, который впоследствии создал одну из великих религий мира. Племена арабов, аморитов, израильтян, близкие между собою по языку и наружности, мы зовем семитами, от
Сема или Сима, старшего сына Ноя, который, по сказанию еврейскому, спасся со своей семьей от потопа, уничтожившего все человечество. Вера и нравы кочевых семитов Бог-покровитель семитских племен (называемый у аморитов Илу, у израильтян Яхве, у арабов Аллахом) чудится воинственным степнякам существом гневным, жестокими беспощадным. Бога нельзя ни видеть, ни изобразить он открывается в буре, в огне. Бог крепко стоит за свой народ, ненавидит неверных' те. все остальные народы зато ему надо отдавать добычу на войне, лучшие головы скота. Когда стряслось великое бедствие — чума, голод — Богу приноВавилонские пахари. сят в жертву самое дорогое, что есть у человека, убивает пер­
венца-сына. Главный праздник, справляемый кочевниками весною, Пасха, состоит в том, что закаляют первенцов-ягнят; ночью, в то время, как люди едят мясо, Бог проносится среди лагеря и вкушает кровь, которой обмазаны шесты и входы в палатки. Кочевники очень боятся злых бесов пустыни, посылающих лихорадку, сбивающих путника с дороги. В бессмертие человеческой души они не верят и потому не заботятся о сохранении тел умерших . Издавна кочевники перевозили на вьючных верблюдах драгоценные и редкие товары, особенно золото, самоцветные камни, душистые смолы и ладан из Аравии. Живя в степи разбоем и торговлей, они относятся с презрением к труду земледельца их пророки, т. с. вдохновенные возвестители воли Божьей, проклинают плуг, запрещают возделывать виноградники и пить вино, запрещают жить в постоянных домах. Когда кочевникам удается стать господами богатого края, они перенимают многое из обычаев и понятий покоренных туземцев. Привыкая к оседлой жизни, они забирают в свое владение лучшие поля и сады. По
4*
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом