Главная страница
qrcode

ВИППЕР Р. - УЧЕБНИК ИСТОРИИ. 1 ДРЕВНОСТЬ. 9. Определение истории Источники истории Археология Хронология Глава. Древнейшие века человеческой культуры 10 48


Название9. Определение истории Источники истории Археология Хронология Глава. Древнейшие века человеческой культуры 10 48
АнкорВИППЕР Р. - УЧЕБНИК ИСТОРИИ. 1 ДРЕВНОСТЬ.pdf
Дата25.03.2020
Размер9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVIPPER_R_-_UChEBNIK_ISTORII_1_DREVNOST.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#73120
страница4 из 15
Каталогid49786323

С этим файлом связано 413 файл(ов). Среди них: и ещё 403 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
— 52 — прежнему нерасположенные к работе, они очень умело управляют чужим трудом, и накопленными богатствами. При своей подвижной натуре они расширяют торговые сношения, открывают новые товары и новых покупателей.
Хаммураби вавилонский и его законы Амориты покорили не только нижнее Двуречье, где были старые сумерские города, не также области, выше лежавшие по Тигру и Евфрату. Они стали совершать торговые поездки вдоль Тигра в горные местности Кавказа и Ирана, вдоль Евфрата в Сирию и к берегам моря заХаммураби принимает законы от бога Солнца (рельефна верхней частя колонны, где записаны царские законы. ката (те. Средиземного. Так как обе реки отличаются очень быстрым течением, то вверх приходилось везти товары на верблюдах, и только вниз их спускали на плотах. Главным средоточием торговли сделался город Вавилон на Евфрате в том месте, где к нему близко подходит Тигр. Здесь, находился дворца р я , и помещались огромные склады оружия, золота и серебра, шерсти и тканей, строительных материалов и всякого рода припасов, зерна, масла, вина и т. д. Царь выписывал для своих построек кедры с Ливанских гор в Сирии, диориты и порфиры из Аравии каменные глыбы подвозились на морских судах по Персидскому заливу к устью Евфрата. Государство вавилонское, заключавшее в себе Двуречье и часть Сирии, было значительно больше Египта. Крупных размеров достиг и город Вавилон, в котором, помимо царской гвардии и придворных, жили во множестве торговцы, ремесленники, Одна из таблиц, заключающих в себе законы Хаммураби. писцы, управляющие царскими складами, судохозяевэ, а также низшие служащие, носильщики, грузчики, матросы, лодочники, толкучники, наконец, рабы на главных улицах поднимались дома в несколько этажей у речной пристани пестрел целый лес судов. В 2000 году во главе аморитского воинства, покорившего
Двуречье, стоял царь Хам мура б и , оставивший по себе память в многочисленных надписях и рельефах (выпуклых картинах на камне. Больше всего приходилось заботиться Хамму­
раби обустройстве своих воинов. Они должны быть всегда готовы к выступлению в поход, нов мирное время они обязаны заниматься хозяйством на участках, которые выданы им царем в награду за службу. Воин несмел уйти с поля битвы, иначе ему
— 54 — грозила смертная казнь но также строго было воспрещено уходить со своей земли, бросать поле и дом. Если воин попадает в плен, его выкупают царским золотом. Убитого в походе воина должен заменить его сын если последний еще малолетен, вдове убитого оставляют треть участка, чтобы вырастить нового царского воина. Вавилонский царь хлопотал также о накоплении хорошего оружия. Привозимые из Ирана и Кавказа медь и олово отдаваВавилонский бог Солнца в его святилище. лись царским оружейникам, жившим в особом городе на Тигре. Чтобы поощрить торговцев к дальним поездкам, царь приказал выдавать им взаймы серебро из своих богатых складов для закупки товаров. При большом и быстром обмене было необходимо производить точные счеты поэтому в Вавилоне изобрели металлические деньги. В торговле применялись серебряные ш е к ел к (весом в I
1
/, золотника) в виде кирпичиков, кружков и колец.
Хаммураби велел записать на столбцах из чернаго камня свои указы, изданные для воинов, торговцев, земледельцев, судохозяев, архитекторов, врачей и ремесленников. С этого оригинала писцы приготовили списки на столбах глиняных в каждом городе на главной площади был помещен такой список царских законов. В верхней части колонны изображен сам Хамму-
— 55 —
раби, принимающий уставы жизни от бога Солнца. Земной царь стоит здесь как подчиненный перед царем небесным но для своих подчиненных сам царь есть божество, призванное высшими богами для того, чтобы истреблять дурных и злых, чтобы не дать сильному притеснять слабого. Закон устанавливает цены на товары и плату за труд во всех ремеслах и искусствах. Он определяет, как судить и как наказывать неисправных и провинившихся. Если на человеке тяготеет обвинение в убийстве или краже, а он отрицает свою вину, применяется испытание водой бросают обвиняемого в реку и, если он удержится на воде, оправдывают если станет тонуть, оставляют на произвол судьбы, считая тогда вину доказанной. При очевидной вине применяют правило око за око, зуб за зуб напр. если при падении плохо выстроенного дома убит хозяин, казнят архитектора если убит сын хозяина, должен быть казнен сын архитектора. Вавилонские мифы Законы
Хаммураби написаны на семитском языке старинными клинообразными знаками, которые применялись у сумеров. В рассказах вавилонян о богах также соединяются верования, принесенные семитами из пустыни, с почитанием светил небесных, принятым у суме­
ров. Вначале мира — по представлению вавилонян — был великий океан от морской бездны, чудовищной Т и а мат, родились боги, сначала одно поколение, потом другое. Старые боги боятся молодых и поднимают против них страшную
Тиамат, которая создает воинство громадных драконов, бешеных псов и людей-скорпионов. Младшие боги провозглашают своим царем бога света Мардука. В сопровождении семи ветров вступает он в бой с Тиа­
мат, бросает в чудовище сноп огненных лучей, опутывает ее огромной сетью и вонзает в ее тело копье великанов, составляющих воинство Тиамат, бог заковывает вцепи. Наступив на труп, МарГильгамеш в борьбе с львом.
— 56 —
дук разрубает Тиамат на две части, небо и землю в каждой половине образует он три царства океан, сушу и воздух из них вода, окружающая отовсюду землю — самая могучая стихия. Небесная суша подобна крепкой плотине, обходящей кругом весь свод на ней возведено 12 дворцов, это — 12 созвездий большого кольца (эклиптики, по которому ходит солнце. Первым человеком на свете был Адапа, сын бога мудрости
Эа, хитроумный, мощный, но лишенный бессмертия. За дерзкие подвиги Адапу зовут на ответ к небесному царю Ану. Эа предостерегает Адапу не есть хлеба смерти и не пить воды смерти, которые ему подадут во дворце небесном. Ану вместо того, чтобы разгневаться на Адапу, прощает его и, желая дать человеку вечность, велит подать ему хлеба жизни и воды жизни но Адапа, Крылатые божества перед священным древом, из дворца Саргона. помня наставления отца, отказывается и лишает себя бессмертия. За грехи потомков Адапы боги решили наслать на землю великий потоп. Друг людей, бог Эа, хочет спасти своего любимца
Утнапиштима и советует ему сломать свой дом, построить корабль, набрать туда всякого рода зверей и птиц, золото и серебро и выехать в океан. Когда разразилась жестокая буря, тьма окутала небо и землю, потоп залил весь мир, боги сами стали' плакать от ужаса. Нона седьмой день ураган остановился корабль Утнапиштима пристал к острову, который оказался вершиной высокой горы. Утнапиштим выпускает птиц, сначала голубя, потом ласточку и ворона когда ворон не вернулся назад,
Утнапиштим решил выйти из корабля и принес богам благодарственную жертву. Великие подвиги совершает богатырь Г иль гаме ш : своими могучими руками удушил он льва, убил огнедышащего быка і

— 57 — нов борьбе с этим чудовищем гибнет молодой друг Гильга­
меша Эабани. Глубоко опечаленный, Гильгамеш идет узнавать свою судьбу в далекий край блаженных, куда боги перенесли его предка Утнапиштима. За великой горой, охраняемой людьмискорпионами, Гильгамеш открывает райский сад с плодами, сверкающими, как алмазы и рубины через безбрежное море Смерти
Гильгамеша перевозит лодочник, отправляющий души умерших на тот свет. Утнапиштим узнает Гильгамеша и открывает чудесную траву вечной юности, растущую на дне морском. Гильгамеш добывает траву, нона возвратном пути змея похищает у него волшебное растение. Вера и наука вавилонян Гильгамешу удается вызвать с того света лишь тень Эабани, "которая подобно вихрю вырывается из Изображение демона (с двух сторон. под земли он узнает, что ушедший в ад больше ожить не может. Отвратительные демоны наполняют преисподнюю выходят они и на поверхность земли, свирепствуют ночью, воют пронзительным ветром, насылают лихорадку и чуму, разрушают тело человека, его орудия и постройки, не щадят даже изображений богов. Вавилоняне представляли себе бесов волосатыми и хвостатыми с обезьяньими, гиеновыми и козлиными головами, оскаленной пастью и выпущенными когтями.
— 58 — Против адских сил даже боги бывают безпомощны. Прекрасная богиня И шт ар, творящая жизнь на земле, спускается в преисподнюю, и у каждого из семи затворов ада отдает часть своих украшений. Царица подземная Эре шк ига ль поражает богиню проказой по всему телу и велит заковать ее вцепи. Пока Иштар заключена ь аду, на земле вянут и сохнут цветы и деревья, звери перестают плодиться. Боги посылают в ад волшебного певца, чтобы высвободить Иштар, но он не имеет успеха. После долгих и слезных молений Эрешкигаль смягчилась Иштар кропят водой жизни, она исцеляется от своих рани получает назад свои украшения и сияющие одежды. Есть против злых духов волшебные средства повесить перед домом куклу, изображающую демона, сжечь его деревянную фигуру, призвать заклинателя, чтобы он читал таинственные молитвы. Наконец, защиту могут дать великие боги, которые показываются всеми светилах небесных солнце (по вави­
лонски Шамаш), луне (Сини пяти ярких планетах, видимых простым глазом (из них Венера, Марс и Юпитер посвящены Иштаре, Нергалу и Мардуку). Звезды приносят счастье и горе белая звезда Иштары дает счастливое предзнаменование, красный
Нергал — зловещее. Служители богов непрерывно наблюдали за расположением светил на небе новорожденному сыну царя предсказывали по звездам всю его судьбу при выступлении царского воинства в поход гадали, каков будет успех задуманногодела. Число семь считалось священным. Каждому' из семи великих светил принадлежит по очереди определенный день отсюда у вавилонян счет семидневными неделями, который перешел потом к европейским народам вместе с названиями дней по светилам (воскресенье — день солнца, Sonmag. Sunday, понедельник — день луны, lundi, Monlag и т. д. Разделение года на месяцы по кругам оборота луны также принадлежит вавилонским астрологам (звездочетам. Будучи народом практичным, привыкши к быстрому обмену, вавилоняне во всем стремились к круглым числам. В каждом из
12 месяцев они считали 30 дней, хотя оборот луны = 29 дням. Дальше в году 365 дней, а 12 X 30 равняются 360; опять таки, чтобы не отступать от этого замечательного числа, делящегося на 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 и 12, они прибавляли в конце года 5 недостающих дней. От вавилонян, считавших не десятками, а дюжинами, мы имеем разделение суток на 24 часа (2 X 12), часа на 60 минут, минуты на 60 секунд (5 X 12). От них же усвоено принятое в геометрии разделение круга на 360 градусов вавилоняне заметили, что вдень равноденствия, те. когда солнце делает ровно полкруга от востока к закату, оно укладывается своим диском на небе 180 раз (360 : 2). Нашествие пастухов на Египет Распространение металлического оружия повело к тому, что войны стали чаще, и воинские силы крупнее на слух о богатых и счастливых землях поднимаются племена с дальних окраин. Скоро после Хаммураби у земледельцев Двуречья появился новый враг с севера это были хе т и ты, или хетты, войСфинксы в искусстве хетитов. тели горных местностей Малой Азии, пришедшие с востока из Туркестана, похожие на монголов, с узкими глазами, бритой головой и чубом, заплетенным в длинную косу. .Хетиты скрывались за горами Тавра точно в неприступной крепости их замки часто выложены внутри скал над обрывами;-своих богов они изображают в виде могучих великанов, шагающих по горным вершинам. Хетиты несколько раз нападали из своего горного убежища на Вавилон, пока не разрушили державу, где царствовали преемники Хаммураби (около 1800 г. В тоже самое время в степях, прилегающих к Сирии, скопилась новая грозная сила кочевников, которая обрушилась на Египет, до тех пор избавлявшийся от вражеских налетов. Степ­
няки (по египетских и к - ша сут. е. вожди пастухов) прошли Суэцкий перешеек и вторглись в Дельту. Они впервые применили против египтян новое военное изобретение часть воинов была поставлена на небольшие двухколесные повозки, запряженные лошадьми, до тех пор в Передней Азии невиданными. Стремительным натиском налетала эта конница на пешие отряды, рассеивала их и топтала бегущих. Пастухи заняли равнину Нижнего Египта, взяли Мемфис и прошли по Нилу вверх. Беспощадно уничтожали они все па пути своем, жгли города и деревни, обращали людей, уцелевших от резни, в рабство, жадно бросались на царские могилы, подкапывались подкаменные громады, добирались до скрытых там сокровищ. В глазах египтян пастухи были злыми святотатцами они не признавали светлого бога Ре, а чтили только своего " ■ " ГОСУДАРСТВО ХАММУРАБУ! . Передняя Азия около 2000 года до Р. X. мрачного бога пустыни. С ненавистью обрушивались они на изображения богов, опустошали храмы от украшений и как бы в насмешку покрывали оголенные стены каррикатурами. Их хан приказал стереть на обелисках и сфинксах имена фараонов и написать свое. Не желая смешиваться с покоренными, он выстроил большую крепость Ау ар и сна границе пустыни у восточного края Дельты, где и засел со своим войском, оберегая награбленные сокровища. Пастухам не удалось разгромить только город Фивы, на
— 61 — юге Египта но они заставили фивского фараона признать свое владычество и поручили ему собирать в их пользу дань со всех других владетелей в долине Нила. Двухколесные повозки в битвах египтян. Переселения на Дальнем Востоке Одновременно с нашествием хетитов на Двуречье и пастухов на нильскую долину происходили большие передвижения в восточной и южной Азии. Середина азиатского материка представляет собой горный узел, от которого расходятся в разные стороны высочайшие в мире хребты на восток Гималаи (те. снеговые дворцы, Кара­
корум и Тиан-шань (небесные горы) на запад Памир (дикий край, он же Бам-и-дунья, те. крыша мира) и Гиндукуш. По одну сторону этого узла, от склонов Тианшаня к верховьям реки
Гоанго и дальше на восток к равнинам, расстилающимся у Великого океана, направилось большое племя желтой (или монгольской) расы завоеватели покорили множество народцев, разбросанных в долинах больших рек этого края Гоанго, Янцзы и реки Жемчужной, и образовали царство Середины, или Небесную империю, которую мы' зовем Китаем. По другую сторону того же горного узла Средней Азии от склонов Памира двинулись на юг через Гиндукуш племена белой ( кавказской) расы, по наружности и языку близкие к европейским народам. Белолицые, сами называвшие себя ария (благородными, господами) разделились на несколько ветвей. Одна из них двинулась на северозапад по равнинам, расстилающимся к северу от Аральского и Каспийского морей под названием скифов она встретится нам потом в степях нынешней южной России. Другая направилась на югозапад к долинами оазам Иранского плоскогория; от нее произошли говорившие наз е н д с ком языке мидяне и персы, судьбы которых тесно связаны с Передней Азией. Третья ветвь нашла себе путь к благословенным странам, лежащим у Индийского океана.
62 — Движение народов в Азии китайцев, индусов, зендов, скифов.
— 63 — Завоевание арийцами Индии. В сопровождении своих стад арийцы вступили через Кабульский проходи Кашмирскую долину в широкую область, орошаемую реками Индом и его четырьмя притоками Панд жаб, те. пятиречье). Плодородная страна была занята темнокожими дравидами, которые уже знали земледелие и умели обрабатывать металлы. Началась ожесточенная борьба гордые своей наружностью, высокие и стройные с правильными чертами лица, завоеватели называли своих противников, низкорослых, косоглазых, с приплюснутыми носами — да с а отверженцами, дьяволами. На богатый край, открывшийся передними, они смотрели как на свою обетованную землю, называя его Ар и а вар тате. собрание арийцев постепенно они оттеснили туземцев в горы, а оставшихся обратили в рабство. Памятниками побед арийцев служат священные песни и молитвы, собранные в книге Риг- Веда (Веда значит мудрость, наука, слово того же корня, что наше ведение, вещий. В обращениях к богам открывается характер арийцев видно действие на них величественной природы, где у подножия высочайших гор, покрытых вечным снегом, вырываются могучие многоводные потоки, где глаз слепит яркость и пестрота сказочных тропических лесов воображение молящихся склонно к преувеличению, к восторженности. Арийцам кажется, что их боги — светлые, благодетельные, тогда как над темным миром их врагов царят и боги черные, страшные, силы дьявольские. Старейший из арийских богов, Вару на, небесный царь со многими головами, тысячеокий с руками и ногами, обращенными вовсе страны света. За ним идет троица богов Индра, Сурийя, Агни.
Индра — повелитель воздушных сил, грозы и зимы, властитель ветров (как в Египте произрастание хлеба зависит от нильских наводнений, так в Индии земледелие и садоводство должны приспособляться к ветрам - муссонам, приносящим дожди.
Индра молнией рассекает темную тучу, освобождает благотворную воду, которая напояет жаждущую землю таким же могучим ударом разрушает он замки врагов, убивает их тысячами, охраняя свой арийский народ. Сурийя — сверкающий бог солнца, от которого исходят все блага, тепло, свет, жизнь утром богиня зари Ушас открывает ворота его сияющей колеснице.
Агни (тот же корень, что огонь, хранитель домашнего очага будучи зажжен на алтаре, он — посредник между богами и людьми на врагов он — страшный опустошительный пожар. Арийцы приготовляют для богов сладкий опьяняющий напиток, сома. Молящийся просит Индру принять его в дар в таких словах готов для тебя, Индра, кубок сома да наполняет он тебя мощью пей чудесный напиток, вселяющий радость, дающий бессмертие Приблизься, Индра, вкушай с удовольствием выжимку охмеляйся, могучий, чтобы разгромить врагов садись на крышу дома моего вот я тебе, мой благодетель, выжал сладкий сок наполни им чрево твое тебе, грозный бог, мы его даруем
— 64 — В Панджабе арийцы побеждали дравидов благодаря колесницам, запряженным лошадьми, и своему уменью сражаться сплоченными рядами. Они остались далеки от сближения с туземцами, но их быт на новых местах поселения сильно изменился они перешли к оседлости, земледелию и садоводству, выстроили себе деревни и города. Однако они не ограничились Пятиречьем; их тянуло в богатые края Ганга и его притоков. Здесь положение завоевателей стало иным они встретили большие царства, роскошную жизнь, блестящие одежды, драгоценности. Для того, чтобы утвердиться в новой стране, им приходилось заключать дружбу с туземными властителями. Они покидают простоту старинной своей жизни, вступают в браки с темнокожими из смешения и получилась та раса, которую мы называем индусами. Памятью о покорении равнины Ганга осталась огромная поэма Мага б га р ат ат. е. великие бои вроде Бгарата). На наш европейский глаз здесь все преувеличено, начиная от размеров произведения в Магабгарате 220.000 стихов (строк, так что из нее можно сделать 18 наших больших томов (в Илиаде
Гомера, поэме о Троянской войне, враз меньше, только
16.000 стихов. Необыкновенны подвиги героев, полна крайностей их жизнь. Содержание главной части поэмы следующее. У старого царя Дритараштры 10Q сыновей, по имени Каурава; они ненавидят пятерых Пандава, племянников царя, порученных его опеке умершим братом его, Панду. Каурава собираются сжечь Пандавов, ноте в одежде браминов (священников) ускользают. После долгих блужданий по лесам они приходят на праздник состязания женихов при дворе царя Драупада. В военных играх наибольшую ловкость показывает третий из братьев, прекраснокудрый Арджуна, которому удается натянуть крепкий лук, не поддававшийся его соперникам. Он получает руку прекрасной дочери царя, Драупади, называемой также Кришной черной но она становится женой всех 5 братьев. Снова Пандава в доме Дритараштры, который делит оарство между ними и Кауравами. Но старший из Пандавов, Юдхиштира, проигрывает в кости свое владение, все имущество братьев и их общую жену. Они уходят опять в изгнание и после многих приключений возвращаются с оружием в руках. С обеих сторон собираются знаменитые герои во главе несметных сил начинается 18-тидневный бой. В ожесточенной схватке сталкиваются колесницы и слоны, воины, конные и пешие, сверкают пламенем панцыри и шлемы, огни носятся над сражающимися, земля дрожит и стонет, звери рыщут среди трупов убитых. Главные подвиги совершает Арджуна, колесницей которого правит хитрый чародей Кришна. Все Каурава погибают в битве, и Пан­
дава торжествуют победу. Ослепший Дритараштра уступает им все царство огорченный гибелью своих детей, он обращается в отшельника, уходит в дикие края и умирает среди великого лесного пожара. В свою
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом