Главная страница
qrcode

ВИППЕР Р. - УЧЕБНИК ИСТОРИИ. 1 ДРЕВНОСТЬ. 9. Определение истории Источники истории Археология Хронология Глава. Древнейшие века человеческой культуры 10 48


Название9. Определение истории Источники истории Археология Хронология Глава. Древнейшие века человеческой культуры 10 48
АнкорВИППЕР Р. - УЧЕБНИК ИСТОРИИ. 1 ДРЕВНОСТЬ.pdf
Дата25.03.2020
Размер9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVIPPER_R_-_UChEBNIK_ISTORII_1_DREVNOST.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#73120
страница5 из 15
Каталогid49786323

С этим файлом связано 413 файл(ов). Среди них: и ещё 403 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
— 65 — очередь и Пандавы, мучимые угрызениями совести, покидают власть и богатство. Все 5 братьев, вместе с женой, в сопровождении верной собаки, удаляются в пустыню и хотят подняться на Гималаи, чтобы увидеть небеса Индры. Один за другим умирают богомольцы по дороге, доходит только Юдхиштира вместе с собакой. Индра приглашает его в небесный рай, но Юдхи­
штира требует допущения также всех остальных. Тогда Индра отказывает, и Юдхиштира низвергается в ад он согласен лучше разделить страдания других, чем быть одному в раю. Но тут внезапно оказывается, что огорчения были только майя (сном и навождением), а наяву вся семья вступает в небеса и соединяется навсегда с Индрой.
Магабгарата сильно отличается от Веды. В долине Ганга арийцы перестали чуждаться туземцев арийских героев выручает черный чародей Кришна, в лице которого скрывается Вишну, бог - благодетель человечества. Завоеватели допускают у себя туземные обычаи братья Пандавы имеют общую жену (это — брак пол и ан др и чески й : одна жена, несколько мужей, между тем как Веда предписывает строгое единобрачие (или моногамию один муж, одна жена. Из Магабгараты видно, что арийцы не смогли образовать в Индостане единое большое государство белолицые ведут между собою истребительную борьбу. В боях воинство истощает свои силы от роскошной жизни слабеет его прежняя суровая храбрость. Его упадок ведет к усилению браминов. ' Господство браминов. В старину вожди умели одинаково командовать на войне и обращаться к богам от имени всего народа молитвы и обряды были просты и кратки. Стечением времени обряды и священные песни становятся сложной наукой, которую могут изучить только брамины, священники, долго готовящиеся к своей деятельности. Брамины объявляют себя единственными посредниками между богами и-людьми: они учат, что без Брам ы , те. молитвы, нет доступа к богам от Брамы зависит сила всех других богов Брама выше всех и как бы заслоняет собой других. Опираясь на это учение, брамины требуют себе первого места в жизни их мудростью должны руководиться цари, воины и весь народ. Брамины старались вернуться к старинной чистоте арийского племени, его вере и обычаям, остановить дальнейшее смешение с туземцами. Они учили, что от начала времен божество разделило людей на нерушимые 4 касты (разряды браминов (священников, кшатриев (воинов, ваисиев (торговцев и ремесленников) и судр (рабов. Непроходимая пропасть разделяет первые три касты, потомков арийцев, от последней, происходящей от туземцев. Они уверяли еще, что брамины выросли из уст Брамы, кшатрии из его рук, ваисии из бедра судры, которые обязаны нести на себе все остальные органы и части тела, из ног. Однако брамины сделали важные уступки туземным обыР. Виппер, Учебник истории. Ч. I. 5
— 66 — чаями вере. В число покровителей индийского народа вступил не только Вишну, божество малоизвестное и невеликое во времена Веды, но также Сива, бог почитаемый темнокожими, в котором арийцы прежде видели злого демона. Вместо старой троицы — Индра, Сурийя, Агни — они установили новую Брама,
Вишну, Сива. Брама — великий творец, Сива — разрушитель,
Вишну — возродитель. По временам, когда разрушение заходит слишком далеко, Вишну спускается на землю и принимает человеческий вид для того, чтобы помочь страждущим людям. Сохранив веру глубокой старины в то, что во всяком животном, растении, камне может жить дух, брамины придали ей новый нравоучительный характер. Человеческое тело представляется им временным местопребыванием души, которая обладает вечностью и осуждена странствовать, переселяться из одного существа в другое. Оттого, как прожита земная жизнь, зависит дальнейшая судьба души добрая душа способна приобретать божественную природу и возвращаться вновь в свою светлую небеснѵю родину, а злые, увлекавшиеся грехом и страстями, должны возрождаться бесконечное число разв других людях и животных. Новое царство в Египте. Пастухи более полутораста лет владели нильской долиной. Их дикая сила постепенно расстроилась подчинивши фиванскому владетелю других египетских князей для сбора дани, они сами подготовили свое падение. Фнванский фараон перенял у кочевников бой на повозках, заделу себя конницу, отвлек на свою службу часть пастухов и разгромил главный их лагерь Ауарис. После этого масса степняков отхлынула назад за Суэцкий перешеек Египет опять объединился под властью фараонов, но их столицей сделались теперь Фивы, расположенные далеко от границы и более безопасно, чем Мемфис. На этом успехе фиванские фараоны не захотели останавливаться, но со своим большим войском, наполовину составленным из чужестранцев, нанятых за деньги, они двинулись в Азию, на новые завоевания. Воинственный Тут мес в 1480 г. до Р. X. прошел победоносно вдоль берега Средиземного моря, перешел горы Ливана и покорил всю Сирию вплоть до реки Евфрата и до гор Тавра. Владетели городов и замков этого края обязались посылать богатые подарки в Фивы и отдавать в виде залога фараону своих сыновей воспитывая их по египетскому обычаю при своем дворе, фиванский владыка думал в них выростить верных слуг своих. Подчинившийся фараону князь города Иерусалима в Ханаане писал униженно семь раз припадаю як ногам твоими еще семь раз не от отца и матери получил я владение, а из могучих рук твоих.
Тутмес, гордый своими победами, велел выстроить в Фивах для своего возвращения триумфальные ворота свои подвиги он записал на 4 огромных обелисках (все обелиски
— 67 —
Тутмеса увезены из Египта и украшают собою в настоящее время площади Константинополя, Рима, Лондона и Нью-Йорка). Египетские ваятели. Для снаряжения и прокормления воинства фараону нужны были в большом количестве золото и серебро он занимал драХетитский рельеф. гоценности в храмах, а по окончании походов отдавал долг с лихвой, одаряя священников и украшая святилища богов. Главную выгоду получал бог-покровитель Фив, А м они его служители. Фараон выстроил Амону храм небывалой величины вся военная добыча, приходившая из Сирии, поступала в пользу фиванского бога его стали почитать, как верховного властелина великой державы, ему подчинили всех других богов. Фараоны один за другим принимали имя Аменофиса, в честь Амона. Торжеством и обогащением Амона были крайне недовольны священники других богов, не получавших богатых подарков и приношений. Пышностью и роскошью богослужения в Амоновых храмах возмущались также проповедники новой возвышенной веры они говорили, что изображать божество человеческими чертами, класть к его ногам поверженных врагов, засыпать его золотом грубо и нечестиво в мире есть лишь единый Бог,
Хетитские иероглифы. изливающий свою благодать на людей он невидим, и его нельзя изображать только через солнечный лик обнаруживается его сила. Увлеченный новой верой, молодой фараон Аменофис IV задумал опрокинуть господство человекоподобного Амона и его алчных служителей. Он предписал прекратить жертвы и подарки, приносимые Амону, отнять у него все его богатства, вычеркнуть всюду его имя. Единым Богом всего Египта он объявил Великую силу Ат она (солнечного круга свое имя Аменофис, в котором слышался ненавистный звук Амона, он переменил в
Эхнатон (те. угодный Атону). Он покинул Фивы и назвал свою новую столицу Ахетатон (восходящее солнце. Фараон требовал, чтобы художники изображали следующую картину наверху солнечный круг с расходящимися вовсе стороны лучами, которые оканчиваются протянутыми к людям руками божества ниже сам фараон, как исполнитель воли Божией и посредник между Богом и народом, раздает всякие блага жизни. Недолго удержались эти новые порядки в обрядах и вере.
— 69 — разъяренные служители Амона по смерти Эхнатона, уничтожили его сооружения, стерли его имя столицу его разорили и разрушили. Новому фараону, выбранному из другой династии (семьи) поставили условием возродить все прежнее величие Амона. Пока
Рамзес II. Египет был полон споров из-за религии, войска фараона не показывались в Азии. Этим воспользовался вождь хе т и тов, Сапалулу: увлеченный примером египетской державы, он соединил в своих руках горные страны Малой Азии и Кавказа, обильные металлом, подчинил себе Месопотамию, те. северную часть
Двуречья, завоевал всю Сирию и назвался великим царем. Фараоны однако не хотели отказываться от своих азиатских владений и вступили в борьбу с великим царем горных стран. В 1320 г. до Р. X. фараон Рам з е с II встретился с врагом в Ливанских горах. Хетиты окружили передовой отряд, в котором
— 70 — находился сам царь, и чуть не взяли его в плен его спасла только большая армия, подоспевшая на поле битвы. Придворный поэт Пентаурт прославил потом этот бой, рассказав в стихах, как царя окружили 2500 вражеских повозок, как он обратился с мольбой к богу Амону, обещая ему бесчисленные подарки и постройки, как после этого, точно волшебством получивНовое царство в Египте, хетитская держава, нападение морских народов. ши великую мощь, фараон разогнали затоптал вражескую силу. Война не дала ни той, ни другой стороне полного перевеса. Воюющие заключили мирный договор, в котором обязались соблюдать вечный мир, облегчить торговые поездки хетитам в египетских владениях, египтянам — в хетитских, выдавать друг другу беглецов и преступников. За хетитами остался север Сирии, фараону отдали Ханаан и кроме того береговую
— 71 — полосу у Средиземного моря. Хетиты? настоящие горцы, чуждались моря напротив, египетские фараоны усердно снаряжали корабли для торговых путешествий на запад. Уже давно в Египет возили с берегов Эгейского моря, лежащего между Балканскими Малоазийским полуостровами, красивую глиняную посуду, расписанную яркими красками. Теперь посредниками торговли между нильской долиной и странами, прилегающими с севера к Средиземному морю, взялись быть рыбаки и судохозяева приморской части Сирии. Берег этот впоследствии назывался Финики ей, те. страной пурпура, красной и синей краски (добываемый из морской каракатицы сок служил для окраски самых дорогих материй, а жители Финикии известны были в других странах, как распространители этих материй. Сначала финикияне, опасаясь двинуться в открытое море, Нагрузка египетского корабля. держались берегового плавании я. Со своего берега они видели в хорошую погоду оконечность о. Кипра, богатого медью, отсюда недалек переезд к Малой Азии следуя вдоль малоазийского берега, финикийские корабли добирались до Эгейского моря, полного островов, которые составляют как бы мост от Малой Азии к европейскому побережью.
Эгейско-критская культура На берегах Эгейского моря, занятого впоследствии греками, залет до Р. X. жил народ, в культуре которого были черты, общие с египтянами. В области, называвшейся потом Беотией, от озера Копаидского были проведены каналы и устроены плотины для пользы земледелия. Умерших хоронили в больших каменных склепах, высеченных в скале или сложенных из огромных плит. В могилу клали убранство и украшения, принадлежавшие умершему на женщинах широкие пояса из тонкого золотого листа с привес­
ками, большие золотые пластинки на груди с воином лежит его парадное оружие на лицах покойников золотые маски как бы для

— 72 — того, чтобы придать им сияющий вид. Из обычая старательного сохранения тела видно, что старинные жители Греции, подобно египтянам, верили в возрождение души воскресение умерших. Недалеко от моря богатые вожди выстроили себе крепкие замки среди подвластного им населения, жившего в деревнях. Особенно замечательны три замка ь Ми к е на хна южной оконечности Балканского полуострова, называемой Пелопоннесом, в Трое на малоазийском берегу у входа в Геллеспонт (Дарданельский пролив, ив Кн ос сена большом острове Крите, замыкающем с юга Эгейское море.
Микенский замок построен на скалистом холме с крутыми, обрывистыми боками. На вершине холма неприступные стены замыкают просторный двор, где в случае нападения врага могли укрыться окрестные жители. Сам владетель замка со своей родней жил в глубине дворца, в укрепленном строении, сложенном из камня и глины вперемежку с деревянными брусьями. Вечером все собирались у очага, горевшего в среднем большом покоев домене было окон, свет проникал только через дымовое отверстие в крыше. Из эгейских вождей больше всего дружил с египетским фараоном обладатель кносского замка, который своим флотом господствовал над островами Эгейского моря. Долго потом жила слава этого владыки морей греки, позднейшие поселенцы на Крите, рассказывали миф о хитроумном и жестоком царе Миносе, увозившем пленников со всех берегов и отдававшем их на съедение Минотавру, полубыку - получеловеку, который жил в громадном запутанном и заколдованном дворце, Лабиринте. В этой сказке есть верные сведения, им только придан волшебный вид, и, как всегда в мифе, дела, совершенные несколькими вождями, приписаны одному герою. В Кн ос се действительно был очень большой дворец, в котором помещался придворный штат и гвардия царя, со множеством приемных зал, передних, спаКрасочная картина со стены Кносского дворца (придворный паж, затянутый в узкое платье, несет тяжелую ношу.
/
— 73 — лен, кладовых, со сложными ходами, корридорами, лестницами и баллюстрадами, так что новому человеку в нем нетрудно было заблудиться. Миф о чудовищном людоеде Минотавре мог получиться вследствие того, что на Крите существовал обычай закалать людей в жертву перед изображением бога в виде человека - быка. Во дворце кносского Миноса были усовершенствования, которых не знали на востоке, между прочим водопровод и канализация вода горных источников сбегала по глиняным трубам во дворец здесь ее наливали для питья, для вина, для умывальников, для мытья каменных полов нечистые воды Кладовая Кносского дворца. по другим трубам отводили из здания дворца в море. Наружные стены дворца были глухие, без дверей и окон, точно стены крепости, с одним лишь входом через ворота. Свет проникал в покои сверху через пролеты крыши подними помещались небольшие дворики и площадки, на которые выходили двери и оконные отверстия комнат. Лабиринт отличался роскошью и блеском жизнь в немки пела шумная и полная развлечений. Внутренние стены дворца были украшены картинами, изображавшими или морскую глубину с водорослями, рыбами и восьминогами, или цветущие луга и собирающих лилии детей, или придворных, несущих к царскому
— 74 — столу чаши и кубки, или охоту дикой кошки за фазанами и т. п. В приемных комнатах стояла мебель, на туалете громоздились безделушки из слоновой кости и фаянса, изображавшие акробатов, прыгающих через спины быков, заклинательниц змей, дикую козочку с козлятами, морских крабов и диковинных рыбок Критские вазы. и т. д. В хозяйстве применялось множество глиняной посуды, большие чаны для хранения вина, масла, муки и зерна, расписанные красками кувшины, вазы, блюда для стола и украшения зал. Посуду эту приготовляли уже не от руки, как в стаХор жнецов (рельефна серебряной вазе. рину, а наго н чар ном колесе, которое позволяло работать несравненно быстрее ив тоже время придавать материалу правильную и красивую форму. Придворные Миноса носили своеобразную одежду дамы — длинные платья, туго стянутые в талии, со множеством сборок, топорщившихся вроде кринолина, мужчины—узкие и короткие панталоны и корсеты. Церемонный костюм этот непохож налег кие просторные рубашки египтян, а также позднейших обитателей Крита, греков. Вблизи дворца Минос выстроил театр под открытым небом с уступообразными сидениями вокруг сцены
— 75 -царь проходил к нему особым длинным корридором и смотрел из своей ложи хороводы, танцы, пантомимы (мифы в лицах. На другом конце Лабиринта была также открытая арена для боя быков к ней спускалась от дворца широкая лестница Минос со своим двором глядел на зрелище сверху, ас другой стороны арены снизу приходила толпа зрителей из города Кносса. Предвестия железного века. - Для изгнания пастухов и для борьбы с хетитами египетские фараоны нанимали в большом количестве иностраннык воинов особенно охотно забирали они на свою службу рослых полудиких европейцев, прибывавших морем с полуостровов Балканского и Апеннинского, с островов Сицилии и Сардинии. Слухи о хорошем военном заработке ибо гатой добыче, проникая в Европу, привлекали на восток все больше и больше беспокойных искателей приключений. Наконец, в умах наиболее предприимчивых европейцев сложилась мысль о самостоятельном большом походе на заманчивый, сказочный по своей роскоши край. Собравшись- из различных европейских стран, воители обрушились прежде всего на Крит. В 1200 гони осадили кносский дворец ворвавшись внутрь, пришлецы перебили всех обитателей Лабиринта, захватили накопленные там драгоценности и, не умея по своей дикости пользоваться красивой обстановкой, изящными изделиями критской культуры, сожгли великолепное здание сего произведениями искусства. Корабли Миноса очень пригодились завоевателям Крит стал местом сборища для их дальнейших предприятий. Отсюда они сделали нападение на о. Кипр, затем большое сухопутное войско европейцев, высадившись на берегу Сирии, разгромило хетитскую державу. После этой победы оно двинулось против египтян между тем флот морских народов (так в Египте называли пришельцев) вошел в восточный рукав Нила и направился вверх по реке. Фараон Рамзес III оказался находчивыми 'неутомимым полководцем . Он повел свои корабли навстречу вражеским, притиснул их к берегу и поставил под стрелы своих пехотинцев. Уничтожив флот противника, Рамзес поспешил через Суэцкий перешеек и подошел к большому укрепленному лагерю, который европейцы выстроили недалеко от берега. И на этот раз искусство египтян одержало верх над диким натиском пришельцев с запада. Нападение морских народов на Ближний Восток, несмотря на испытанную ими неудачу, предвещало в будущем новый прилив европейцев. Теперь цель была ясна, пути открыты все дело заключалось в том, чтобы овладеть морем и приобрести перевес в оружии. В свое время, когда с увеличением войн обнаружился недостаток в каменных орудиях, воители изобрели бронзу теперь, когда стало не хватать бронзы, пришли к мысли воспользоваться лежавшим до тех пор в пренебрежении железом. В странах старинной культуры, в Египте и Двуречьи не имелось металлов. Европа, напротив, была богата ими, особенно железом.
— 76 — Европейцы открывают собою железный век, еще более воинственный, чем был бронзовый. Греки на берегах Эгейского моря В числе морских народов, разгромивших Крит и напавших на Египет, находились греки (или как они сами себя называли ахейцы и дана и ) , которым суждено было создать самую замечательную культуру Древности. По языку близкие к арийцам, греки своим бытом и верованиями отличались от старого населения берегов Эгейского моря. Они забросили каналы и плотины, выстроенные у Копаидского Сбор оливок в Греции. озера и служившие земледелию склоны гори холмов они покрыли виноградниками и оливковыми посадками. Греки привыкли к более простой жизни их вожди не знали, что и делать в громадном Лабиринте. Микенский замок, гораздо менее просторный, они приспособили себе но убранство комнат, изящные вещицы эгейской культуры мало интересовали их скоро перевелись и мастера, умевшие работать эти изделия. Всего больше расходились пришельцы с туземцами во взглядах на загробную жизнь ив способах погребения умерших. Греки не считали нужным сохранять тела покойников и строить для них вечные каменные дома, так как не верили в возможность их возрождения. Тело умершего вождя клали на костер с ним вместе сожигали зарезанных пленников, быков и баранов затем отбирали
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом