Главная страница
qrcode

Немировский А. Пластическая выразительность акт... А. немеровский пластическая выразительность актера


НазваниеА. немеровский пластическая выразительность актера
АнкорНемировский А. Пластическая выразительность акт.
Дата01.10.2017
Размер2.6 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНемировский А. Пластическая выразительность акт...doc
ТипРеферат
#40024
страница6 из 28
Каталогid9360048

С этим файлом связано 27 файл(ов). Среди них: Товстоногов Г.А._Зеркало сцены_Том 2.doc, Славский Р. Искусство пантомимы.doc, Немировский А. Пластическая выразительность акт...doc, 2013_noch_v_teatre.doc, Professia_rezhisser.rtf, ChEKhOV_M_O_Stanislavskom.doc, Tsellofanovoe_schastye.pdf и ещё 17 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

ТРЕНИРОВКА РИТМИЧНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ


Одним из важных качеств актера является умение быстро улавливать мелодию и передавать ее ритм движением. Для воспитания этой способности предлагаются следующие упражнения.

Упражнение 1. Студенты равномерно распределяются по залу (у каждого из них по одному маленькому, типа теннисного, мячу). Концертмейстер играет различные мелодии, каждая не более 12—16 тактов.

Вначале студенты прослушивают мелодии, при повторном исполнении «отстукивают» их мячом об пол или подбрасывают мяч и ловят его. В дальнейшем проигрываются другие мелодии и студентам предлагается уже без предварительного прослушивания упражняться с мячом. Подобная тренировка приучает студентов к быстрому восприятию ритма, к способности воспроизводить его движением без подготовки.

Упражнение 2. Задание усложняется. Студенту предлагается выполнять основное движение с мячом, ритмично двигаясь и напевая мелодию.

Упражнение 3. В этом упражнении участвуют два человека. Один из них, как во втором варианте, в такт предложенной концертмейстером мелодии «играет» с мячом, ритмично двигается и напевает. Его партнер также напевает, двигается в ритме мелодии и ждет, когда ему бросят мяч (постукивать или подбрасывать мяч каждый из партнеров может не более 8—10 раз). После перебрасывания мяча они меняются ролями и т. д.

В дальнейшем концертмейстер меняет мелодию или темп ее исполнения и студенты выполняют заданное упражнение в новом ритме. Та-

48

кая тренировка очень полезна, так как развивает способность к импровизации.

Затем студентам предлагается сочинить свою композицию на выбранную ими музыкальную тему.

КООРДИНАЦИЯ


Одним из важных элементов творчества является умение актера координировать свои движения.

Координация движений актера, как мне кажется, есть отобранное, пластически и ритмически точно организованное движение различных мышц при выполнении конкретного действия.

Без координации не может быть ни одного выразительного движения, ни одной точно выполненной мизансцены. Начиная с первых шагов обучения в театральной школе и продолжая свою творческую жизнь в театре, актеру приходится, решая ту или иную сценическую задачу, организовывать и согласовывать свои движения.

Все целесообразные движения, которые мы выполняем в жизни, согласованны, скоординированны. Мы к этому привыкли, ежедневно повторяя их,— они стали почти автоматическими. Однако на сцене происходит отбор и организация наиболее выразительных движений, и они далеко не всегда соответствуют нашим привычным, бытовым. Целесообразность выполнения того или иного движения в повседневной жизни совсем не равнозначна выразительному движению актера в роли.

Во-первых, на сцене все движения актера должны быть прежде всего видны зрителю, где бы он ни сидел. Эту банальную истину приходится повторять не один раз. На сцене есть только средний план, а влияние современного кино (крупный план) на творчество драматических актеров приводит к тому, что игра некоторых из них становится доступной лишь первым рядам партера. Во-вторых, жест актера на сцене — это не всегда преувеличенный, ставший понятным зрителю бытовой жест. Он качественно иной, чем в жизни. В-третьих, на движение актера в роли влияет ряд факторов: историческая эпоха, стиль, жанр пьесы, костюмы, декорация, музыка, решение спектакля. Таким образом, целесообразное движение на сцене есть прежде всего выразительное движение, раскрывающее характер роли.

В творческой практике актера возможны самые разнообразные формы координации. Приведу некоторые из них, наиболее часто встречающиеся.

Первый вариант

Актер координирует (согласовывает) только свои движения, когда он на сцене один, без партнера.

1. Подошел к столу, взял пачку сигарет, достал одну сигарету, вынул зажигалку, закурил.

2. Сел на стул, взял лежащую на столе книгу, раскрыл ее и стал читать.

49

3. Услышал за окном шум, поднял голову, закрыл книгу, погасил сигарету.

4. Встал со стула, подошел к окну, посмотрел, отчего на улице шум.

5. Быстро подбежал к двери, снял с вешалки плащ, надел его, открыл дверь и быстро выбежал на улицу.

В этом случае актер на сцене один и выполнение того или иного действия достигается целесообразной и выразительной координацией движений вне зависимости от партнера. При этом все движения и паузы должны быть точно организованы во времени и пространстве,— это непременное условие координации.

Второй вариант

Актеру приходится координировать свои простые движения в зависимости от действий партнера. Два человека, А и Б, сидят друг против друга на расстоянии 4—6 метров.


А

1. Поднимается со стула.

2. Пауза.

3. Медленно наступает 2 шага. —►

4. Пауза.

5. Медленно вынимает из кармана пистолет, направляет его в грудь партнера.
6. Пауза.

7. Медленно наступает 4 шага. —►

Б

Поднимается со стула (одновременно).

Пауза.

Медленно отступает 2 шага (шаг в шаг).

Пауза.

Одновременно начинает поднимать руки вверх и вместе с партнером заканчивает движение.

Пауза.

Медленно отступает 4 шага.


В этом случае в зависимости от действий партнера А партнер Б синхронно выполняет простые движения.

Третий вариант

Актеру приходится координировать свои сложные движения в зависимости от действий партнера. Партнеры сидят друг против друга на расстоянии 4—6 метров.


А

1. Сидит на стуле.

2. Поднялся со стула.


3. Пауза.

4. Медленно наступает 4 шага. —►

5. Пауза.

6. Снимает пиджак, бросает его, медленно засучивает рукава рубашки.

Б

Сидит на стуле.

Поднялся со стула и одновременно засунул руки в карманы брюк (сложная координация, два движения выполняются одновременно).

Пауза.

Медленно отступает 4 шага и одновременно обнаруживает пустые карманы брюк (сложная координация).

Пауза.

Вынимает из кармана пиджака бумажник и предлагает его партнеру

А (простая координация).


50

Каждую группу движений Б начинает и заканчивает вместе с движениями А (рис. 8).

Четвертый вариант

Актерам приходится взаимно координировать простые и сложные движения. Партнеры сидят друг против друга.


А

1. Сидит на стуле.

2. Поднялся со стула.
3. Пауза.

4. Медленно наступает 3 шага. —►

5. Пауза.

6. Снимает пиджак, бросает его на стул.
7. Пауза.

8. Медленно наступает 3 шага. —►

9. Пауза.

10. Отступая, засучивает рукава.

Теперь уже А координирует свои движения от партнера. Б.

11. Пауза.

12. Опускает рукава рубашки, вынимает пачку папирос, закуривает.

Б

Сидит на стуле.

Поднялся со стула (простая координация).

Пауза.

Отступает 3 шага, одновременно снимает пиджак и бросает его на стул (сложная координация).

Пауза.

Засучивает рукава рубашки (простая координация).

Пауза.

Отступая, вынимает из брючного кармана перочинный нож и раскрывает его (сложная координация).

Пауза.

Медленно наступает 3 шага, (сложная координация).
Пауза.

Складывает перочинный нож, кладет его в карман, опускает рукава рубашки.





51

В этих вариантах, а их может быть значительно больше, важно соблюсти логику поведения. Обязателен момент согласованности, совпадения тех или иных движений партнеров во времени и пространстве.

Однако в приведенных примерах точное время, затрачиваемое партнерами на выполнение согласованных движений, не было определено. Если будут заданы скорость отдельного движения или групп движений и паузы между ними, возникнет наиболее точная форма организации сценического действия. Именно скорость и темпо-ритм движений актеров зачастую определяют взаимоотношения между ними, внутренний психологический ход действия.

Например, возьмем третий вариант и точно определим скорость каждого движения и паузы между ними.


А

1. Сидит на стуле 5 секунд.

2. Поднимается со стула 5 секунд.
3. Пауза 5 секунд.

4. 4 шага вперед во второй скорости. —►
5. Пауза 4 секунды.

6. Снимает пиджак, бросает его, засучивает рукава — 10 секунд

Б

Сидит на стуле 5 секунд.

Поднимается со стула и засовывает руки в карманы брюк — 5 секунд.

Пауза 5 секунд.

4 шага назад во второй скорости, обнаруживает пустые карманы брюк.

Пауза 4 секунды.

Вынимает из кармана пиджака, бумажник и предлагает партнеру — 10 секунд.


Такое темпо-ритмическое построение действия дает психологическую окраску этой сцене. Сцена приобретает совсем иной характер, если изменить темпо-ритм движений, но оставить тот же пластический рисунок.

Очень полезно, взяв за основу то или иное логическое действие и точно построив мизансцену и координацию, сделать несколько вариантов темпо-ритмов. Например, возьмем тот же третий вариант и изменим темпо-ритм.

52

А

1. Сидит на стуле 3 секунды.

2. Поднялся мгновенно.
3. Пауза 2 секунды.

4. Быстро сделал 4 шага к Б. —►
5. Пауза 2 секунды.

6. Снимает пиджак, бросает его, засучивает рукава — 4 секунды

Б

Сидит на стуле 3 секунды.

Поднялся мгновенно, засунул руки в карманы брюк.

Пауза 2 секунды.

Быстро сделал 4 шага назад, обнаружил пустые карманы брюк.

Пауза 2 секунды.

Вынимает из кармана пиджака бумажник и предлагает его партнеру — 4 секунды.


Попробуйте поочередно выполнить эти оба варианта, и вы убедитесь, сколь по-разному выражаются взаимоотношения и характеры А и Б. Если в первом случае доминируют такие черты, как непреклонность, решительность, рассудочность, то во втором варианте ярче выражены несдержанность, торопливость, быстрая возбудимость.

В основе этих упражнений-этюдов, равно как и в основе координации актера, лежит внутреннее ощущение действия и движения, которое зависит от активных эмоциональных контактов между актерами.

Координация зависит и от многих других причин. Главная из них — сложность пластического рисунка и скорость движения. Чем больше амплитуда скоростей, чем больше контрастных переходов от одной скорости к другой в сочетании с разнообразными движениями, тем труднее координация. Многое зависит также и от сценической площадки — от плоскостей и пространства, в котором двигается актер. Чем сложнее творческая задача, поставленная перед актером, тем труднее координация. Чем богаче пластическая и ритмическая культура актера, тем глубже и выразительнее раскрываются тончайшие психологические нюансы действия, образа, роли.

Обычно тренировка координации начинается с простых упражнений. Например, партнеры А и Б находятся друг против друга на расстоянии 3—4 метров. Затем они поочередно наступают друг на друга в разных скоростях. Преподаватель называет по пунктам пластический и ритмический рисунок движения, который студенты должны осмыслить и запомнить.

Упражнение 1

А

1. 2 шага вперед медленно

2. Пауза 2 секунды.

3. 3 шага вперед быстро.

4. Пауза 3 секунды.

5. 4 шага назад медленно.

6. Пауза 4 секунды.

7. 4 шага вперед, постепенно наращивая скорость —►

Б

2 шага назад медленно.

Пауза 2 секунды.

3 шага назад быстро.

Пауза 3 секунды.

4 шага вперед медленно.

Пауза 4 секунды.

4 шага назад, постепенно наращивая скорость.

53

Это упражнение (рис. 9) является подготовительным для других, более сложных.

Упражнение 2

Партнеры А и Б сидят друг против друга на расстоянии 4—6 метров.


А

1. Встает 3 секунды.

2. Пауза 2 секунды.

3. Пауза 3 секунды.

4. Пауза 2 секунды.

5. Одновременно делают 3 шага навстречу друг другу во второй скорости.

6. Пауза 4 секунды.

7. 3 шага назад в третьей скорости.

Б

Сидит на стуле.

Пауза 2 секунды.

Встает 3 секунды.

Пауза 2 секунды.

5. Одновременно делают 3 шага навстречу друг другу во второй скорости.

Пауза 4 секунды.

3 шага вперед в третьей скорости.




Упражнение 3

А

1. Встает мгновенно.

2. Пауза 4 секунды.

3. Пауза 5 секунд.

4. Пауза 4 секунды.

5. 5 шагов в третьей скорости—►, (подошел вплотную к партнеру).

6. Пауза 3 секунды.

7. 5 шагов назад в первой скорости.

Б

Сидит на стуле.

Пауза 4 секунды.

Встает 5 секунд.

Пауза 4 секунды.

Пауза
Пауза 3 секунды.

5 шагов вперед в первой скорости.

54

Упражнение 4

А

1. Встает 3 секунды.

2. Пауза 4 секунды.

3. 3 шага вперед во второй скорости.
—►

4. Пауза 6 секунд.

5. Одновременно расходятся во второй скорости, повернувшись спиной друг к другу, и садятся на свои места.

Б

Встает 3 секунды.

Пауза 4 секунды.

3 шага вперед во второй скорости.
Пауза 6 секунд.

5. Одновременно расходятся во второй скорости, повернувшись спиной друг к другу, и садятся на свои места.

Пятый пункт упражнения довольно сложен, так как партнеры, не видя друг друга, должны синхронно разойтись и сесть на места.

Упражнение 5

А

1. Встает мгновенно.

2. Пауза 3 секунды.

3. Подбегает. —►
4. Пауза 4 секунды.

5. Синхронно 6 шагов назад.
6. Пауза 6 секунд.

7. Медленно садится на стул.

Б

Сидит на стуле.

Пауза 3 секунды.

Резко встает в момент, когда партнер подбегает.

Пауза 4 секунды.

6 шагов вперед, постепенно наращивая скорость.

Пауза 6 секунд.

Пауза.


Упражнение 6

А

1. Встает 5 секунд и без паузы —►

, делает 5 шагов во второй скорости.

2. Пауза 4 секунды.

3. Пауза.

4. Пауза 6 секунд.

5. 6 шагов назад, одновременно поднимает руки вверх.

Б

Сидит на стуле.
Пауза 4 секунды.

Встает мгновенно.

Пауза 6 секунд.

6 шагов вперед во второй скорости



Более сложная координация движения заключается в умении двигаться вдвое чаще партнера. Например, А выполняет медленно 2 широких шага, наступая на Б, а Б должен выполнить одновременно 4 шага назад. Естественно, для того чтобы скоординировать свое движение от партнера, сохраняя при этом дистанцию, шаги Б должны быть вдвое мельче и темп вдвое чаще. Наступающий как бы «давит» своего партнера, который отступает. При этих или подобных ритмических построениях движений между партнерами возникает зависимость, некая со-подчиненность действий. Таким образом, скоординированное, органи-

55

зованное в определенной последовательности, ритмах и скоростях движение получает психологическую окраску и выражает внутреннее взаимоотношение между актерами.

Вот пример упражнения, тренирующего способность выполнять разнообразные мизансцены в едином темпе при разных скоростях.

Ученик в медленном темпе наступает 6 шагов, а его партнеры, их может быть несколько человек, находящиеся на расстоянии 2 метров от него, отступают 6 шагов в том же темпе, но амплитуда их движений больше. В результате к концу упражнения они окажутся от партнера на расстоянии 4—5 метров — увеличивается скорость (рис. 10). Затем, после некоторой паузы, они начинают наступать, окружая партнера, и при этом сохраняют единый темп, но убыстряют скорость движения. Это же упражнение может быть выполнено под музыку.



Актеры должны уметь двигаться: а) в разных скоростях, но в едином темпе; б) в одной скорости, но в разных темпах; в) в одной скорости и в одном темпе. Эти движения, различные по темпо-ритму, помогают режиссеру в построении всевозможных мизансцен.

Упражнения на осмысленную координацию движений могут принимать разные формы. Например, студентам предлагается встать со стула, поднять руки вверх, а потом опустить их вниз по команде педагога, в пределах четырех градаций времени: мгновенно, за 3, 6 или 10 секунд. Студенты выполняют движения, контролируя время. После паузы, во время которой делаются замечания, преподаватель просит опу-

56

стить руки и сесть — мгновенно, за 3, 6 или 10 секунд. Движение начинается по секундомеру. В дальнейшем могут возникнуть более сложные комплексные задания. Возможны следующие варианты.

1. Встать за 3 секунды, пауза 2 секунды, поднять руки за 6 секунд.

2. Мгновенно опустить руки и сесть.

3. Встать за 6 секунд, пауза 2 секунды, поднять руки за 10 секунд.

4. Опустить руки мгновенно, пауза 3 секунды, сесть за 6 секунд.

5. Встать мгновенно, пауза 2 секунды, поднять руки за 6 секунд.

6. Опустить руки за 3 секунды, пауза 3 секунды, сесть за 3 секунды.

7. Поднять руки мгновенно, пауза 2 секунды, встать за 10 секунд.

8. Одновременно опустить руки и сесть за 6 секунд.

Преподаватель, исходя из этого принципа, может сам составить упражнения.

Более сложная задача стоит перед студентами, когда в предложенных вариантах упражнений движения (встать, поднять руки) начинаются одновременно, а заканчиваются в разное время. Например:

1. Встать за 3 секунды, поднять руки за 6 секунд (начав движения «встать и поднять руки» одновременно, студент, поднявшись со стула за 3 секунды, еще 3 секунды продолжает поднимать руки вверх).

2. Сесть за 6 секунд, опустить руки за 3 секунды.

3. Встать за 6 секунд, поднять руки за 10 секунд.

4. Сесть за 10 секунд, опустить руки за 6 секунд.

5. Встать за 10 секунд, поднять руки за 6 секунд.

6. Сесть за 6 секунд, опустить руки за 10 секунд.

Развивая этот принцип, можно включить в упражнение и другие движения, совершенствуя двигательный аппарат студента. Приведу несколько вариантов.

Первый вариант

Упражнение 1. Встать мгновенно, пауза 3 секунды, подойти к педагогу или партнеру (4—6 шагов) в первой скорости, пауза 6 секунд, поднять руки за 10 секунд.

Упражнение 2. Встать за 6 секунд, пауза 4 секунды, подойти в четвертой скорости, пауза 4 секунды, поднять руки мгновенно.

Упражнение 3. Встать за 3 секунды, подойти во второй скорости, пауза 4 секунды, поднять руки за 10 секунд.

Упражнение 4. Встать за 10 секунд, пауза 2 секунды, подойти в третьей скорости, пауза 6 секунд, поднять руки мгновенно.

Упражнение 5. Встать мгновенно, пауза 2 секунды, подойти в пятой скорости, пауза 2 секунды, поднять руки мгновенно.

В этом варианте одно движение следует за другим (встать, подойти, поднять руки) и между ними есть пауза.

57

Второй вариант

Упражнение 1. Встать за 6 секунд, без паузы сделать 4—6 шагов в первой скорости, после остановки без паузы поднять руки за 6 секунд.

Упражнение 2. Встать мгновенно, подойти в третьей скорости, поднять руки за 6 секунд.

Упражнение 3. Встать за 10 секунд, подойти в четвертой скорости, поднять руки за 4 секунды.

Упражнение 4. Встать за 3 секунды, подойти во второй скорости, поднять руки за 10 секунд.

Упражнение 5. Встать мгновенно, подойти в первой скорости, поднять руки мгновенно.

В этом варианте каждое движение (встать, подойти, поднять руки) следует одно за другим без пауз.

Третий вариант

Упражнение 1. Встать и поднять руки одновременно за 6 секунд, пауза 4 секунды, сделать 4—6 шагов в первой скорости.

Упражнение 2. Встать мгновенно, пауза 4 секунды, подойти во второй скорости и одновременно поднять руки.

Упражнение 3. Встать и поднять руки мгновенно, пауза 6 секунд, подойти в первой скорости.

Упражнение 4. Встать за 10 секунд, пауза 4 секунды, подойти и одновременно поднять руки в первой скорости.

Упражнение 5. Встать и поднять руки за 4 секунды, пауза 10 секунд, подойти в первой скорости.

В данном примере два движения — встать и поднять руки или подойти и поднять руки — выполняются одновременно.

Четвертый вариант

Упражнение 1. Встать за 3 секунды, поднять руки за 6 секунд (движения начинать одновременно), пауза 4 секунды, подойти в первой скорости.

Упражнение 2. Встать мгновенно, пауза 4 секунды, сделать 6 шагов в первой скорости, одновременно поднимая руки, на первые 3 шага руки подняты вверх.

Упражнение 3. Встать за 6 секунд, поднять руки за 10 секунд (движения начинать одновременно), пауза 6 секунд, подойти в четвертой скорости.

Упражнение 4. Встать за 10 секунд, пауза 4 секунды, сделать 6 шагов во второй скорости, одновременно поднимая руки, на 4-м шаге руки уже подняты вверх.





60

Пятый вариант

Те же упражнения, что и в четвертом варианте, но без пауз. В четвертом и пятом вариантах студентам предлагаются более сложные задания.

Шестой вариант

В нем участвуют четыре человека — А, Б, В, Г. Они сидят друг против друга. Расстояние между А и остальными партнерами 5—6 метров.

А

1. Сидит на месте.

2. Пауза 3 секунды.

3. Быстро встает (остановить).
4. Пауза 4 секунды.

5. 4 шага вперед медленно.

6. Пауза 4 секунды.

7. 2 шага вперед быстро, —►

Б, В, Г

Одновременно быстро встают.

Пауза 3 секунды.

Одновременно подбегают к партнеру А (остановились).

Пауза 4 секунды.

Синхронно 4 шага назад.

Пауза 4 секунды.

Убегают из аудитории.

Расстояние между партнерами А и Б, В, Г, начиная с третьего пункта, должно быть не менее 1,5—2 метров.

В дальнейшем студенты сами сочиняют этюды (чаще они бывают парные или групповые). Выполняется этюд в трех темпо-ритмических вариантах при неизменном пластическом рисунке движения. Вот, например, этюд «Клятва».

Входит первый солдат со знаменем. Навстречу ему идет второй солдат. Остановились. Первый опустил знамя. Второй сделал шаг вперед, встал на колено, поцеловал знамя, поднялся. Оба развернулись и разошлись (рис. 11 а, б).

Первый вариант

I

1. Медленно входит.

2. Пауза 4 секунды.

3. Опустил знамя.

4. Пауза 4 секунды.
5. Пауза.

6. Пауза 2 секунды.

7. Повернулся и медленно ушел.

II

Медленно входит.

Пауза 4 секунды.

Одновременно опустился на колено.

Медленно взял край знамени и поцеловал.

Медленно поднялся.

Пауза 2 секунды.

Повернулся и медленно ушел в противоположную сторону.


Второй вариант

I

1. Вошел в третьей скорости.

2. Пауза 4 секунды.

3. Пауза 4 секунды.

4. Пауза 4 секунды.

5. Пауза 4 секунды.

6. Опустил знамя медленно.

7. Пауза 2 секунды.

8. Пауза.
9. Повернулся быстро.

10. Ушел в четвертой скорости. Пауза.

II





Вошел медленно.

Пауза 4 секунды.

Подошел, опустился на колено медленно.

Пауза.

Пауза 2 секунды.

Медленно взял и поцеловал край знамени.

Встал быстро.

Ушел во второй скорости.


61

Третий вариант

I

1. —

2. Вошел быстро.

3. Пауза.

4. Пауза 4 секунды.

5. Медленно опустил знамя.

6. Пауза 2 секунды.

7. Пауза.
8. Пауза.

9. Медленно повернулся и ушел — в среднем темпе.

II

Вошел медленно.

Пауза.

Быстро подошел к знамени.

Пауза 4 секунды.

Опустился на колено.

Пауза 2 секунды.

Быстро взял край знамени, поцеловал, медленно поднялся.

Быстро повернулся и ушел.




Умение выполнять один и тот же рисунок движения в разных темпо-ритмических вариантах дает возможность отбора выразительных средств в зависимости от предлагаемых обстоятельств.

Вот еще одно упражнение на координацию.

Студенты, как и в начале урока, размещаются по обеим сторонам аудитории, друг против друга. У каждого свой партнер. Желательно, чтобы расстояние между ними было не менее 5—6 метров. Возможны четыре варианта упражнения.

1. Сбежаться, разбежаться.

2. Сойтись во второй скорости, разойтись во второй скорости.

3. Сбежаться, разойтись во второй скорости.

4. Сойтись во второй скорости, разбежаться.

Расстояние между партнерами, когда они сходятся или сбегаются, должно быть не менее одного метра. Взаимные контакты партнеров в движении и паузах выполняются:

1) по команде педагога. Подается сигнал к началу, студенты сбегаются или сходятся, затем по второму сигналу расходятся или разбегаются в зависимости от варианта упражнения;

2) когда характер движения, его начало и окончание определяются музыкальной фразой, проигранной концертмейстером. Например: а) по аккорду сбежаться, по аккорду разбежаться; б) сойтись и разойтись по музыкальной фразе (она должна быть элегичной и продолжаться не более 10 секунд); в) по аккорду сбежаться, по

62

музыкальной фразе разойтись и наоборот — по музыкальной фразе сойтись, по аккорду разбежаться; 3) когда запрограммированное движение выполняется без сигнала педагога и сопровождения концертмейстера. Например: а) сойтись во второй скорости, пауза 4 секунды, разбежаться и сесть на свои места; б) сбежаться, пауза 6 секунд, разойтись во второй или третьей скорости и сесть на места. В этом случае, наиболее трудном для исполнения, необходима особая «чувствительность» партнеров друг к другу, то, что Немирович-Данченко называл «нервно внимательным отношением», так как движение, естественно начатое одним из студентов, должно быть подхвачено «мгновенно», со скоростью не менее 1/4 секунды, всеми остальными, иначе не возникает впечатления одновременности — необходимого условия выполнения этого упражнения во всех трех случаях. Это ансамблевое упражнение предполагает точное ощущение исполнителями времени и пространства в пределах долей секунд и активного контакта партнеров. Наиболее интересными в актерском отношении являются контакты партнеров в паузах, в которых как бы проигрывается немой диалог.

Все эти разнообразные варианты координации движений не являются механическими. В каждом отдельном случае они находят у студента оправдание, заставляют его мыслить. Особенно важен момент координации в массовых сценах, когда группе актеров приходится согласовывать свои движения с одним или двумя партнерами.

В некоторых случаях я сам принимаю активное участие в упражнениях по координации, диктуя студентам их поведение. Возможность активных контактов между мною и студентами, как правило, приносит хорошие результаты. Вот одно из этих упражнений.

Студенты сидят на своих местах, я — на расстоянии 5—10 метров от них. Объясняю им начало упражнения, все последующие задания возникают по ходу действия.

1. Медленно поднимаюсь со стула и делаю шаг вперед. Начав и закончив движение одновременно со мной, ученики должны оказаться на расстоянии 1—1,5 метров от меня. Так как они находятся на разном расстоянии от меня, скорость их движений будет разной. Тем, кто находится вблизи, достаточно сделать 3—4 шага, а тем, кто далеко, придется подбежать. Затем, находясь в общении со мной, они воспринимают следующее задание.

2. Наступаю, предлагая им отступить и координировать свои движения от моих. Меняю скорость, амплитуду и характер движений. В результате они оказываются прижатыми к стене, находясь от меня на расстоянии 1,5—2 метров.

3. Убегаю от них и прошу меня догонять. В момент, когда поворачиваюсь к ним лицом и резко поднимаю руки вверх, они должны остановиться.

4. Держу паузу, а они должны застыть в ожидании.

5. Наступаю во второй скорости непрерывно и плавно, а они синхронно или в зависимости от задания (вдвое быстрее) отступают.

63

На этом упражнение может закончиться, а может продолжаться дальше.

Обычно я строю упражнение следующим образом. Сначала называю первое задание. Студенты его выполняют, координируя свои движения в зависимости от моих. Последующие задания студенты получают в паузах, находясь в общении со мной. Затем выполняют их, согласуя свои движения с моими. Таким образом, студентам заранее никогда не известно, как будет развиваться и чем закончится подобный этюд с моим участием. Необычная форма урока, неожиданность заданий, предлагаемых мною в каждом отдельном случае, и зависимость поведения студентов от моих действий хорошо тренируют внимание, быстроту ориентировки, способность импровизации, чувство партнера, творческую пристройку и ряд других очень ценных психофизических качеств. Главная же причина успеха этого эксперимента кроется в живых контактах, возникающих между мною и учениками, в тех творческих «манках», которые вызывают природу актера к активному действию. Понятно, что одних только «манков» еще недостаточно. Необходимы внутренняя подвижность природы студента, его оснащенность техникой (сосредоточенное внимание, восприимчивость — способность понимать и чувствовать партнера,— скорость, ритмичность).

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

перейти в каталог файлов


связь с админом