Главная страница
qrcode

Немировский А. Пластическая выразительность акт... А. немеровский пластическая выразительность актера


НазваниеА. немеровский пластическая выразительность актера
АнкорНемировский А. Пластическая выразительность акт.
Дата01.10.2017
Размер2.6 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНемировский А. Пластическая выразительность акт...doc
ТипРеферат
#40024
страница9 из 28
Каталогid9360048

С этим файлом связано 27 файл(ов). Среди них: Товстоногов Г.А._Зеркало сцены_Том 2.doc, Славский Р. Искусство пантомимы.doc, Немировский А. Пластическая выразительность акт...doc, 2013_noch_v_teatre.doc, Professia_rezhisser.rtf, ChEKhOV_M_O_Stanislavskom.doc, Tsellofanovoe_schastye.pdf и ещё 17 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   28

«УХОДИТЕ»


Одно из предлагаемых мною упражнений на точную организацию движения, жеста и слова при выполнении конкретного действия называется «Уходите».

Это упражнение на контрастность, «взрывность», активность воздействия.

Я предлагаю выполнить действие (движение, жест, слово), выражающее желание заставить меня уйти из комнаты.

Студенты сидят по обеим сторонам аудитории и находятся на расстоянии нескольких метров от меня. Для выполнения этого задания студенту предлагается пользоваться только тремя элементами: 1) движением (подняться со стула) — первый приказ; 2) жестом (указать на дверь пальцем или всей рукой) — второй приказ; 3) словом («уходите») — третий приказ.

В этом активном состоянии студент остается до тех пор, пока я не дал сигнал об окончании упражнения. Как он поднимается со стула, каков его жест и с какой интонацией (просьба, приказ, угроза) произносится слово «уходите» — дело студента.



Пока скорость, характер, окраска движения, с которой он произносит «уходите», заранее не программируется. В задачу ученика входит лишь умение точно выполнить возможные варианты организации этого действия.

Приведу четыре наиболее простых варианта.

96

Первый вариант

1. Встать.

2. Пауза.

3. Жест.

4. Пауза.

5. «Уходите» (рис. 15). Все выполняется раздельно.

Второй вариант

1. Встать.

2. Пауза.

3. Жест и слово одновременно (при этом начало и окончание жеста обязательно должно совпасть с началом и окончанием слова «уходите»).

Третий вариант

1. Встать и жест одновременно (при этом должно совпасть начало и окончание движения и жеста).

2. Пауза.

3. «Уходите».

Четвертый вариант

Все выполняется одновременно (встать со стула, жест и слово «уходите»). В этом случае должна быть точно соблюдена одновременность движения — встать со стула, жеста — показать рукой на дверь и слова — «уходите».

В этих наиболее простых вариантах упражнения у студента обнаруживаются:

умение активно действовать (воля), причем характер у этого действия может быть самым разнообразным — просьба, требование, угроза;

умение быстро ориентироваться (мышление) и организовывать свои движения и слова при решении простой сценической задачи;

характер ученика, который выявляется в различных оттенках выполняемых им движений (быстро или медленно, плавно или резко, округло или угловато, вяло или энергично и т. д.) и в различных интонациях, с которыми произносится слово «уходите».

Эти и другие, более сложные упражнения выполняются студентами без всяких репетиций. Каждый из студентов выполняет предложенное ему задание, а остальные внимательно наблюдают и оценивают точность работы товарища. Практически это происходит следующим образом.

Студенту предлагается тот или иной вариант упражнения, он мысленно его проверяет и кивком головы дает понять, что готов. Тогда я говорю «пожалуйста», и студент начинает упражнение. Все остальные сидят в отдалении от меня и должны быть предельно внимательны, так как, во-первых, неизвестно, кому еще будет предложен названный мною вариант, а во-вторых, обращаясь конкретно к кому-нибудь из студентов, я могу неожиданно потребовать выполнения задания совсем другим учеником, который этого не ожидал. Я часто применяю в своей

97

работе подобную тактику, и студенты, зная это, концентрируют свое внимание в течение всего урока.

Приведенные выше четыре варианта упражнения не представляют особой сложности, так как не определен отрезок времени для выполнения каждого элемента — встать, жест, слово. Оно усложняется, когда каждый элемент в отдельности ограничен определенным отрезком времени.

Пятый вариант

(все выполняется раздельно)

1. Встать быстро1, пауза 2 секунды, жест быстро, пауза 2 секунды, слово быстро.

2. Встать быстро, пауза 4 секунды, жест быстро, пауза 4 секунды, слово быстро.

3. Встать быстро, пауза 6 секунд, жест быстро, пауза 6 секунд, слово быстро.

4. Встать за 3 секунды, пауза 4 секунды, жест быстро, пауза 4 секунды, слово нормально2.

5. Встать за 6 секунд, пауза 2 секунды, жест медленно, пауза 2 секунды, слово быстро.

6. Встать за 4 секунды, пауза 2 секунды, жест нормально, пауза 4 секунды, слово быстро.

7. Встать за 2 секунды, пауза 4 секунды, жест быстро, пауза 6 секунд, слово медленно.

8. Встать за 4 секунды, пауза 4 секунды, жест нормально, пауза 4 секунды, слово нормально.

9. Встать за 6 секунд, пауза 6 секунд, жест быстро, пауза 6 секунд, слово быстро.

10. Встать за 2 секунды, пауза 6 секунд, жест быстро, пауза 2 секунды, слово медленно.

Шестой вариант

(встать, пауза, жест и слово одновременно)

1. Встать быстро, пауза 4 секунды, жест и слово быстро.

2. Встать за 4 секунды, пауза 6 секунд, жест и слово нормально2.

3. Встать за 6 секунд, пауза 2 секунды, жест и слово медленно.

4. Встать за 2 секунды, пауза 4 секунды, жест и слово быстро.

5. Встать быстро, пауза 2 секунды, жест и слово медленно.

6. Встать за 10 секунд, пауза 6 секунд, жест и слово быстро.

7. Встать быстро, пауза 10 секунд, жест и слово быстро.

8. Встать за 2 секунды, пауза 2 секунды, жест и слово медленно.

9. Встать за 4 секунды, пауза 10 секунд, жест и слово медленно.

10. Встать за 6 секунд, пауза 6 секунд, жест и слово медленно.

98

В этом варианте первая часть упражнения (встать — пауза) может видоизменяться многократно, вторая же часть (жест и слово) может выполняться только медленно, нормально и быстро.

Седьмой вариант

(встать и жест одновременно, пауза, слово)

1. Встать и жест быстро, пауза 4 секунды, слово медленно.

2. Встать и жест за 2 секунды, пауза 6 секунд, слово нормально.

3. Встать и жест за 4 секунды, пауза 4 секунды, слово быстро.

4. Встать и жест за 6 секунд, пауза 2 секунды, слово нормально.

5. Встать и жест быстро, пауза 6 секунд, слово быстро.

6. Встать и жест быстро, пауза 2 секунды, слово быстро.

7. Встать и жест за 6 секунд, пауза 6 секунд, слово медленно.

8. Встать и жест за 4 секунды, пауза 10 секунд, слово быстро.

9. Встать и жест за 2 секунды, пауза 2 секунды, слово медленно.

10. Встать и жест быстро, пауза 10 секунд, слово нормально.

В этом варианте, как и в предыдущем, последняя часть упражнения (слово) может выполняться только медленно, нормально и быстро.

Это же упражнение можно развить и усложнить, прибавив к нему движение — подойти к партнеру (в данном случае партнером являюсь я).

Восьмой вариант

1. Встать за 6 секунд, пауза 4 секунды, подойти в первой скорости (предельно медленно), пауза 2 секунды, жест и слово одновременно быстро.

2. Встать быстро, пауза 4 секунды, подойти в шестой скорости (предельно быстро), пауза 6 секунд, жест и слово одновременно медленно.

3. Встать за 3 секунды, пауза 3 секунды, подбежать, пауза 4 секунды, жест и слово одновременно нормально.

4. Встать и подойти во второй скорости, жест медленно, слово медленно. Все выполняется без пауз, одно движение переходит в другое, и слово продолжает движение в медленном темпе.

5. Встать и подойти в третьей скорости, жест быстро, слово быстро. Все выполняется без пауз.

6. Встать быстро, пауза 6 секунд, подойти и жест одновременно во второй скорости, пауза 4 секунды, слово быстро.

7. Встать за 6 секунд, пауза 4 секунды, подбежать, пауза 4 секунды, жест медленно, пауза 2 секунды, слово быстро.

8. Встать и жест одновременно быстро, пауза 4 секунды, подойти во второй скорости, пауза 4 секунды, слово медленно.

9. Встать и жест одновременно медленно, пауза 4 секунды, подойти в четвертой скорости, пауза 2 секунды, слово быстро.

10. Встать быстро, пауза 6 секунд, подойти в первой скорости, пауза 6 секунд, жест и слово одновременно быстро.

99

В дальнейшем это упражнение может еще больше усложняться. В нем помимо преподавателя могут одновременно участвовать два или три человека.

Девятый вариант

(В нем участвуют партнеры А и Б и преподаватель. Партнеры А и Б могут сидеть рядом или друг против друга.)

Упражнение 1

А

1. Встать за 4 секунды.

2. Пауза 4 секунды.

3. Пауза.

4. Пауза 4 секунды.

5. Подойти к преподавателю во второй скорости.

6. Пауза 6 секунд.

7. Пауза.

8. Пауза 3 секунды.

9. Жест быстро.

10. Пауза 2 секунды.

11. Пауза.

Б

Пауза.

Пауза 4 секунды.

Встать быстро.

Пауза 4 секунды.

Пауза.
Пауза 6 секунд.

Подбежать к преподавателю.

Пауза 3 секунды.

Пауза.

Пауза 2 секунды.

Слово быстро.


Упражнение 2

1. Одновременно медленно встают оба партнера за 4 секунды.

2. У обоих пауза 4 секунды.

3. Во второй скорости одновременно подходят к преподавателю.

4. У обоих пауза 4 секунды.

5. Жест быстро (А). Пауза (Б).

6. Пауза (А). Слово медленно (Б).

Упражнение 3

А

1. Встать быстро.

2. Пауза.

3. Подойти к педагогу в четвертой скорости.

4. Пауза.

5. Жест нормально.

6. Пауза.

Б

Пауза.

Встать за 4 секунды.

Пауза.
Подойти к педагогу во второй скорости.

Пауза.

Слово нормально.


В третьем упражнении, в отличие от предыдущих, есть непрерывность движения — как только один из партнеров заканчивает свое движение, другой его начинает. Партнеры должны внимательно следить друг за другом, чтобы не образовалось пауз, как в предыдущих упражнениях.

100

Десятый вариант

(В этом варианте участвуют помимо преподавателя еще партнеры А, Б и В. Партнеры А, Б и В могут расположиться, как им удобно.)

Упражнение 1

А

1. Встать за 4 секунды.

Б

Пауза.

В

Встать за 4 секунды.

2. У всех пауза 4 секунды.

3. Подойти к педагогу во второй скорости.


Пауза.



Одновременно с партнером А подойти к педагогу во второй скорости.

4. У всех пауза 4 секунды.

5. Пауза.

Встать за 4 секунды и подойти к педагогу во второй скорости.

Пауза.


6. У всех пауза 4 секунды.

7. Жест медленно.

8. Пауза.

Пауза.

Пауза.

Пауза.

Слово медленно.


Упражнение 2

А

1. Встать быстро.

2. Пауза.

3. Пауза.

Б

Пауза.

Встать за 3 секунды.

Пауза.

В

Пауза.

Пауза.

Встать за 6 секунд.

4. У всех пауза 4 секунды.

5. Подбежать к педагогу.

6. Пауза.
7. Пауза.

Пауза.

Подойти в третьей скорости к педагогу.

Пауза.

Пауза.

Пауза.
Подойти в первой скорости к педагогу.

8. У всех пауза 6 секунд.

9. Одновременно у всех жест быстро.

10. У всех пауза 2 секунды.

11. Пауза.

Слово медленно.

Пауза.


Упражнение 3

1. Все одновременно встают за 4 секунды.

2. У всех пауза 6 секунд.

3. Все одновременно подходят к педагогу во второй скорости.

4. У всех пауза 4 секунды.

5. У всех одновременно медленно жест.

6. У всех пауза 4 секунды.

7. Пауза (А). Слово быстро (Б). Пауза (В).

При выполнении этих упражнений-этюдов (это касается и упражнений других разделов) должны быть исключены все лишние движения (повороты и кивки головой, переминание с ноги на ногу, непроиз-

101

вольная мимика и всякие другие), которые могут возникнуть инстинктивно и фактически мешают зрителю точно воспринимать то или иное действие, выполняемое актером.

В нашей учебной и театральной практике немало этого, если можно так выразиться, пластического «мусора». Он обычно возникает у актеров, неспособных отобрать выразительные средства или точно организовать и закрепить уже отобранные (движение, жест, слово). У актеров чувство времени и пространства должно быть хорошо развито. При постановке массовых сцен это качество особенно важно.

Обычно на занятиях по движению темпо-ритм диктуется музыкой. Студент или актер привыкают к этому или к команде педагога, а на поверку оказывается, что без музыки или подаваемой команды чувство времени у актеров развито слабо, в лучшем случае с точностью до двух-четырех секунд, а иногда и того хуже. Лишенный музыкального акцента или команды преподавателя, студент на репетиции или уроке часто теряется и слабо ориентируется во времени. Вот почему определенную часть работы по движению нужно проводить без музыки и команды педагога. Темпо-ритм действия должен чувствовать сам актер в процессе тренировочной и репетиционной работы. Надо помнить, что в условиях драматического спектакля не будет акцентирующего каждое движение начала, что актер на сцене предоставлен самому себе и способность его чувствовать движение, время и форму сыграет большую роль для сохранения рисунка мизансцены и темпо-ритма всего спектакля.

К сожалению, бывает, что хорошо организованный опытным режиссером спектакль, точно решенный по мизансценам и темпо-ритмам, быстро разваливается, если пластическая и ритмическая рыхлость актеров не позволяет сохранить пластический и ритмический строй спектакля.

«ШПАГУ МНЕ!»


Это упражнение тренирует способность актера органически сочетать движение и слово в точно организованном, динамически развивающемся рисунке.

Действие на сцене может развиваться так, что движение актера органично продолжается его речью, а словесное действие в свою очередь естественно продолжается движением. Такое гармоническое сочетание речи и движения является условием творчества актера. (Это отнюдь не исключает возможного совпадения речи и движения.)

Студент становится в углу зала, в другом, по диагонали, нахожусь я, а в дальнейшем кто-нибудь из его товарищей. У меня в руках находятся две шпаги. Студент возгласом ШПАГУ МНЕ просит, чтобы я бросил ему шпагу, я тут же отвечаю ЛОВИ и бросаю ее так, чтобы ему было удобно поймать шпагу правой рукой за рукоятку. Поймав, он мгновенно перекладывает ее в левую руку и произносит ДРУГУЮ. Я таким же образом, с возгласом ЛОВИ, бросаю ему другую шпагу. Он ловит правой рукой вторую шпагу, после чего прыгает вверх, хорошо группируясь в воздухе, одновременно ударяя одной шпагой о другую, и,

102

опустившись на обе ноги, принимает любое положение, выражающее готовность вести бой, и энергично произносит ГОТОВ.

Схематически это упражнение можно изобразить так:

ШПАГУ МНЕ! — ЛОВИ! — ДРУГУЮ!! — ЛОВИ!! — ГОТОВ!!!

Внутренний темпо-ритм и внешнее его проявление в движении и речи непрерывно нарастают эмоционально и ритмически и заканчиваются словом ГОТОВ, произносимым крещендо.

В дальнейшем упражнение усложняется. Я бросаю шпагу так же, как и в первом варианте, чтобы она оказалась справа от партнера, но значительно выше, чем прежде, и партнеру в обоих случаях приходится ловить ее в динамическом прыжке, хорошо сгруппировавшись в воздухе, а перед финалом прыгнуть еще выше, в прыжке щелкнуть шпагой о шпагу и закончить словом ГОТОВ, как и в первом варианте.

У каждого исполнителя может быть свой, только ему присущий внутренний ритмический строй. Один менее, другой более возбудим и эмоционален, один менее, другой более быстр в движении. Однако не в этом суть. Разнообразие и амплитуда этих качеств у студентов может достигать большого диапазона. Тем не менее каждый из них может выполнить это упражнение хорошо или слабо — самый эмоциональный и быстрый не всегда справится с заданием, а более спокойный выполнит его хорошо. Ведь дело заключается не только в ловкости, гибкости и быстроте, но и в точной реакции студента на заданный преподавателем темпо-ритм. По сути дела, ритм и темп упражнения задаю я. Как это происходит?

После фразы ШПАГУ МНЕ я могу мгновенно и энергично ответить ЛОВИ и тут же быстро бросить шпагу; могу ответить менее быстро и не столь энергично и, наконец, могу ответить спустя 2—3 секунды и произнести ЛОВИ несколько вяло. Это соотношение между требованием студента ШПАГУ МНЕ и моим ответом ЛОВИ и является тем ритмическим и эмоциональным строем, который должен быть отправной точкой для дальнейшего нарастания и развития всей «фразы действия», заканчивающейся возгласом ГОТОВ.

Возможны различные варианты этого упражнения, которые схематически могут быть представлены следующим образом:

Первый вариант

ГОТОВ!!!!
ШПАГУ МНЕ!

Второй вариант

ГОТОВ!!!
ШПАГУ МНЕ!

Третий вариант

ГОТОВ!!


ШПАГУ МНЕ!

103

Четвертый вариант

ШПАГУ МНЕ! ГОТОВ!
Пятый вариант

ШПАГУ МНЕ!
ГОТОВ.

Рассмотрим эти варианты.

В первом, втором и третьем случаях действие нарастает. Правда, во втором случае менее активно, чем в первом, а в третьем менее активно, чем во втором. Однако задание выполнено во всех трех вариантах. Отдельные отклонения, менее крутая линия нарастания есть проявление свойств природы студента: его большей или меньшей возбудимости, быстроты реакции и степени подготовленности.

В четвертом варианте не происходит никакого нарастания, схема свидетельствует о возможной неизменности и монотонности эмоциональных и ритмических качеств ученика.

В пятом варианте не только не происходит никакого нарастания, но активность угасает и вместо крещендо заканчивается диминуэндо. Такое развитие упражнения может свидетельствовать о внутренней и внешней вялости и пассивности студента. Возможно, что для такого студента еще не найден нужный возбудитель, который может раскрыть и дать выход способностям в этой области.

Это упражнение на первый взгляд кажется легким — научился ловко ловить шпагу за рукоятку, и как будто все уже сделано. На самом деле это не совсем так.

Первая трудность заключается в непрерывном действии, выражаемом движением и словом в точно нарастающем ритмическом и эмоциональном рисунке. Часто бывает так, что второй раз я бросаю шпагу, не дождавшись, когда студент скажет ДРУГУЮ. Это происходит, когда ученик запаздывает с возгласом ДРУГУЮ и тем самым нарушает заданный моим первым ответом ЛОВИ точный ритмический строй.

Вторая трудность проистекает от неумения точно распределить свои силы и закончить действие крещендо. Последнее слово ГОТОВ в этом случае произносится медленно и вяло, так как запас энергии, как это ни странно, оказался исчерпанным.

В дальнейшем упражнение еще больше усложняется. В противоположной стороне зала ставится стол, на который с возгласом ШПАГУ МНЕ вскакивает студент. Упражнение продолжается на столе и заканчивается прыжком со стола с возгласом ГОТОВ (рис. 16 а, б). В нем могут участвовать также два человека, находящиеся в разных углах аудитории. Один вскакивает на стол со словами ШПАГУ МНЕ. Я бросаю ему шпагу с возгласом ЛОВИ. Затем другой вскакивает на стол с возгласом ДРУГУЮ. Я ему также бросаю шпагу. И, наконец, оба прыгают одновременно со стола, щелкают в воздухе шпагами и, опустившись на пол, принимают активную позицию, одновременно произнося ГОТОВ. Важно, чтобы в данном варианте все действие выполнялось

104



без пауз в нарастающем темпо-ритме. Предварительно нужно потренироваться в броске и ловле шпаги. Шпага должна лететь рукояткой вперед, чтобы ее было удобно ловить.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   28

перейти в каталог файлов


связь с админом