Главная страница

Тарасов. Поточный метод тренировки в хоккее. А. В. Тарасов, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР поточный метод тренировки


Скачать 1,24 Mb.
НазваниеА. В. Тарасов, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР поточный метод тренировки
АнкорТарасов. Поточный метод тренировки в хоккее.docx
Дата23.06.2018
Размер1,24 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаTarasov_Potochny_metod_trenirovki_v_khokkee.docx
ТипРеферат
#33237
страница1 из 6
Каталогid79617268

С этим файлом связано 21 файл(ов). Среди них: Tarasov_Khokkey_bez_tayn.pdf, Boumen_Iskusstvo_rukovodit_komandoy_vo_vremya.pdf, Rezhim_i_pitanie_sportsmenov.pdf, Pitanie_sportsmenov.pdf, Kh-Aryskaya_Arifmetika.pdf, Khokkey_khokkey_khokkey.pdf, Vyzov_prinyat.rtf, Eto_khokkey.pdf и ещё 11 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6




А. В. ТАРАСОВ,

заслуженный мастер спорта,
заслуженный тренер СССР


ПОТОЧНЫЙ МЕТОД ТРЕНИРОВКИ
В ХОККЕЕ


Издательство

"ФИЗКУЛЬТУРА И спорт"

Москва 1966
ВВЕДЕНИЕ
Повышение спортивного мастерства требует не только качественных сдвигов в учебно-тренировочной и воспитательной работе, но и существенных изменений форм организации и методов проведения тренировочных занятий. В данной брошюре мы касаемся лишь одного раздела - тренировочной работы команды на льду.

В последние годы тренировочная работа в наших ведущих хоккейных командах значительно улучшилась главным образом за счет увеличения интенсивности, режима тренировок, объема физических нагрузок. И все же содержание тренировочного процесса, его организация и методы не полностью отвечают тем требованиям, которые мы предъявляем к хоккеистам высшего международного класса.

Хоккеист высокого класса - это физически разносторонний атлет, у которого ярко выражены скоростные, силовые качества, взрывная быстрота реакции. Его техническая оснащенность должна позволять ему безошибочно выполнять и основную роль в команде и мгновенно решать возникающие тактические задачи. Высокий класс в современном хоккее немыслим без высокой игровой культуры спортсмена, куда входят тактическая интуиция и сыгранность, совершенное чувство ориентировки, умение ощущать ритм игры, действия противников и партнеров. Разумеется, это должен быть спортсмен с крепкой волевой закалкой.

Но как достичь такого высокого уровня разносторонней подготовки хоккеистов?

Испытанный годами метод заключался в том, что мы разбивали команду на отдельные группы и, удобно разместив их на поле, давали различные тренировочные упражнения по физической, технической или тактической подготовке. При этом каждая группа игроков действовала в какой-то степени изолированно друг от друга.
3
Подобная организация тренировочного занятия в прошлом позволяла нам подготавливать хоккеистов достаточно высокого класса, которые, кстати, сумели одержать немало блестящих побед на большой международной арене. Но хоккей не стоит на месте. Диалектики жизни неминуемо требует совершенствования форм и методов тренировочного процесса, и то, что было хорошо вчера, не подходит для сегодняшнего дня.

Но, может быть, при существующем методе тренировки и сложившейся организации типового урока можно добиться желанного за счет более тщательного подбора упражнений, повышения тренерского мастерства? Уверен, что нет. Дело в том, что характер тренировки в рамках сложившейся организации урока почти невозможно приблизить по содержанию и накалу даже к рядовому матчу. Обычно в такой тренировке выпадает темповой, волевой накал борьбы, часто технические приемы выполняются в "тепличных" условиях, в комбинациях упускается какой-то важный элемент хоккейной игры, что не создает обстановки, способствующей оптимальному совершенствованию мастерства игроков, не готовит их к матчу с сильным противником. А если хоккеист изо дня в день "не дополучает" в ходе занятий нагрузку и тренировочный материал, хотя бы равный тому, что понадобится в напряженной календарной игре, то замедляются и темпы спортивного роста хоккеиста. Не в этом ли одна из причин того, что в нашем хоккее за последние годы не так уж много воспитано хоккеистов высокого международного класса, а уровень и спортивные достижения тех команд, которые укомплектованы сильными игроками, невысоки и нестабильны?

Кроме того, мы должны очень внимательно следить за равномерностью развития всех основных компонентов хоккея. Ведь не секрет, что несколько лет назад мы вдруг ощутили свою беспомощность в завершении атак и средствах обороны. Выправив эти недостатки, мы вдруг заметили меньшую готовность игроков к скоростному катанию, к единоборству. И все это происходило лишь из-за неправильного содержания тренировочной работы, которая в определенной мере была оторвана от постоянно возрастающего и изменяющегося класса игры мирового хоккея.

И, наконец, последнее доказательство в пользу изме
4

нения организации и методов тренировочного процесса. Широкое общение нашего хоккея с зарубежным из года в год ставит наших тренеров и хоккеистов перед постоянно возникающими новыми тактическими проблемами. Эти проблемы все чаще стали касаться не только игры отдельных хоккеистов или звеньев, но что очень важно, всей команды. Больше того, по моему убеждению, над общепринятой в мировом хоккее тактикой ("пять в атаке, пять в обороне") и системой игры (вратарь, два защитника, три нападающих) нависла "туча" перемен. Во всяком случае, в нашем хоккее такая попытка серьезной реконструкции тактики ведется не первый год, и мы надеемся, что рано или поздно из "тучи" разразится такой "ливень", который сможет во многом изменить и расстановку сил, и характер хоккея, и методы ведения игры. А новая система, новые методы ведения атаки и организации обороны, безусловно, потребуют изменения форм и методов учебно-тренировочного процесса. Новая игровая идея требует не только вдохновенного и большого труда, но непременно труда целенаправленного, осмысленного, заставляющего хоккеиста изо дня в день повторять и творчески обогащать свой навык, умение и знания. Предлагаемый нами новый метод тренировки как раз и предусматривает быструю и качественную тактическую перестройку команды, смелого внедрения в хоккей новых приемов и комбинаций.

Необходимость нахождения новых организационных форм и методов тренировочной работы назрела несколько лет назад. Вначале были проведены эксперименты на некоторых окружных армейских командах, а затем новый, как мы его назвали, "поточный" метод командной тренировки был взят на вооружение хоккейного коллектива ЦСКА, а несколько позже сборной страны. По нашему глубокому убеждению, поточный метод может позволить хоккеисту в более сжатые сроки повысить мастерство, а звену и команде обеспечить сыгранность и повышение класса игры. Именно поэтому мы предлагаем его для широкого использования в учебно-тренировочной работе команд по хоккею.
◊◊◊
СУЩЕСТВО ПОТОЧНОГО МЕТОДА
При поточном методе урок организован так, что тренировочные упражнения выполняются хоккеистами как бы в постоянно движущемся потоке. На рис. 1 показано одно из простейших упражнений, выполняемых в потоке - обводка игроками стоек с завершающим броском по воротам, с дальнейшим подхватом шайбы и передачей ее партнеру. На площадке две исходные позиции (и. п.), где игроки, разбитые на две равные группы, начинают выполнять упражнение. Игрок 5 обводит на скорости стойки, а затем делает бросок по воротам. Если шайба оказалась в воротах, он может подхватить на скорости любую шайбу, лежащую у лицевого борта, и без промедления послать ее партнеру 9. Тот повторяет упражнение, атакуя другие ворота. В этом упражнении одновременно могут участвовать 12 - 15 и более игроков, как это показано на рис. 2.

Игроки могут выполнять в потоке любое задание тренера. Вот, например, звеньевое упражнение (рис. 3). Звено нападающих (5, 6 и 7), двигаясь от одних ворот к другим (по Стрелке "A") и передавая друг другу шайбу, стремится с ходу обыграть двух защитников (2 и 3) и атаковать ворота. Как только это звено вошло в зону обстрела ворот, другое звено нападающих (8, 9 и 10) начинает движение в обратном направлении (по стрелке "Б"), и также стремится обыграть двух защитников (4 и 5) и с ходу атаковать ворота. Затем другие звенья в определенной последовательности повторяют это же упражнение.

Хоккеист в потоке, один или в составе звена, двигаясь в заданном направлении, выполняет на определенном участке поля конкретные игровые задания. Если он действует с шайбой один, то на одном участке это может быть обычное ведение или с ускорением, на другом - совершенствование обводки, в том числе с выполнением финтов, ускорением (а для обороняющихся - отбор шайбы клюшкой, силовое единоборство, ловля шайбы на себя), далее бросает шайбу по воротам, добивает отско-
6

Условные обозначения на рисунках


путь игрока с шайбой

путь игрока

путь шайбы

запасные шайбы


Рис. 1

чившую шайбу, быстро стремится овладеть ею с последующей точной передачей шайбы партнеру.

Точно так же в составе звена хоккеист на разных участках площадки может совершенствовать скоростной маневр с шайбой и без нее, скоростную обводку, различные передачи, завершать атаку или разрушать ее.

Если игроки (звенья) знают не только последовательность выполнения упражнений, но и свою очередность в потоке, это позволяет добиваться наиболее четкой организации урока, максимального использования времени пребывания на льду каждым хоккеистом. Игрок или участвует в тренировочном упражнении, или использует кратковременные паузы отдыха для осмысливания того, что он сделал, анализа всего происходящего у него перед глазами.

Итак, поточный метод тренировки позволяет:

1. Включать в тренировочные упражнения нужные для совершенствования мастерства элементы хоккея. Представляется большая возможность не только одновременно совершенствовать скоростные -качества и маневр, технические приемы и тактические комбинации, но и закалять волю спортсмена.

2. Легко регулировать физическую нагрузку хоккеистов и темп командной тренировки, регламентировать, ее по времени, сочетая интенсивные действия с отдыхом, а

7
также придавать совершенствованию нужных качеств, технических приемов, тактических элементов особую значимость в зависимости от поставленных в уроке задач.

3. Чередовать большие физические нагрузки с активным отдыхом, что отражает существо хоккейной игры. Игрок имеет возможность контролировать свои действия не только в ходе выполнения приема, но, наблюдая за





Рис. 2

Рис. 3
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом