Главная страница

Тарасов. Поточный метод тренировки в хоккее. А. В. Тарасов, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР поточный метод тренировки


Скачать 1,24 Mb.
НазваниеА. В. Тарасов, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР поточный метод тренировки
АнкорТарасов. Поточный метод тренировки в хоккее.docx
Дата23.06.2018
Размер1,24 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаTarasov_Potochny_metod_trenirovki_v_khokkee.docx
ТипРеферат
#33237
страница3 из 6
Каталогid79617268

С этим файлом связано 21 файл(ов). Среди них: Tarasov_Khokkey_bez_tayn.pdf, Boumen_Iskusstvo_rukovodit_komandoy_vo_vremya.pdf, Rezhim_i_pitanie_sportsmenov.pdf, Pitanie_sportsmenov.pdf, Kh-Aryskaya_Arifmetika.pdf, Khokkey_khokkey_khokkey.pdf, Vyzov_prinyat.rtf, Eto_khokkey.pdf и ещё 11 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6



упражнений, в котором совершенствование техники ведется параллельно с наигрыванием звеньев, улучшением скоростной выносливости хоккеиста (рис. 8). Звено нападающих (7, 8 и 9), получив шайбу из-за ворот от защитника 6, устремляется к противоположным воротам (по
14
стрелке "А") и с ходу, обыграв двух защитников (2 и 3), атакует ворота. Далее, по сигналу тренера, это звено разворачивается и, получив шайбу от защитника 3, атакует противоположные ворота. Так же, без отдыха, звено может повторить это упражнение третий и четвертый раз, Одно звено сменяет другое и т. д.

Для совершенствования техники, тактики, сыгранности звеньев важна частота повторения приемов, движений, комбинаций. Для этого можно организовать поток на меньшей площадке. Кроме организации занятий, по-






Рис. 12

Рис. 13



казанных на предыдущих рисунках, можно рекомендовать проводить урок и с иным построением занимающихся.

Команда разбита на две группы, каждая из которых. занимает и. п. у боковых бортов на рубеже красной ли-
15
нии (рис. 9). Игрок 5 ведет шайбу, с ходу атакует ворота, а затем, подхватив ближайшую шайбу, посылает ее партнеру 7 из другой группы. Тот повторяет упражнение, атакуя другие ворота. Одновременно в упражнении участвует 6 - 8 игроков. Упражнение может выполняться в парах или целыми звеньями нападающих, в том числе с единоборством, когда путь к цели преграждают один-два защитника.

А вот организация на поле двух самостоятельных потоков (рис. 10). Команда разбита на две группы. И. п. - на флангах, у рубежей красной линии. Игрок 9 (может быть и звено) атакует ворота по центру, затем, подхватив шайбу, возвращается назад и точно передает шайбу партнеру 10. Тот повторяет упражнение.

Рис. 14

На рис. 11 показано иное расположение групп игроков. Здесь команда разбита на две группы, также действующие самостоятельно на каждой половине поля. Но у каждой группы два и. п. на флангах между красной и синей линиями. Таких и. п. на поле четыре ("А", "Б", "В", "Г"). Игрок 7 ведет шайбу и атакует ворота, затем, подхватив шайбу, выкатывается в среднюю зону и передает ее партнеру 8, занимающему и. п. в другой группе. Тот повторяет упражнение. В упражнении участвуют сразу три-четыре хоккеиста. При высоком уровне мастерства и четкой организации занятий количество игроков, одновременно участвующих в упражнении на одной половине поля, может быть доведено до 5 - 7. Можно изменить и организацию занятий, сделав четыре самостоятельных потока, для чего игрок 5, подхватив шайбу, должен пе-
16
предавать ее партнеру 6 той группы, откуда он начал движение (рис. 12). И. п. этих групп можно, изменить, начиная атаку из углов площадки.

На рис. 13 показан комбинированный поток, когда одна группа ведет атаку из угла, а другая из середины поля.

В зависимости от цели урока каждый из перечисленных потоков используется для индивидуального совершенствования мастерства, тактической сыгранности звеньев, в том числе с единоборством, организацией контратак, с целью усиления физической и волевой подготовки хоккеистов.

А вот организация потока для совершенствования командной тактики (рис. 14). Команда разбита на сыгранные пятерки (три нападающих и два защитника). Обычно таких пятерок в команде три. Пятерка "А" начинает атаку из своей зоны, двигаясь к противоположным воротам (по стрелке "А"). Затем по сигналу все игроки возвращаются на предельной скорости назад, подхватывают вторую шайбу и вновь повторяют упражнения.

Естественно, поточный метод тренировки лишь тогда дает хороший тренировочный эффект, когда тренер продумает всю организацию занятий вплоть до мелочей, добьется очень важной в уроке частоты повторяемости упражнения каждым игроком, каждым звеном.
СОВЕТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТРЕНИРОВКИ
Успех тренировки зависит не только от четкой организации занятий, но и от методической осмысленности, с которой тренер, подходит не только к подбору, но и проведению каждого тренировочного упражнения и урока в целом. По-моему, нет необходимости останавливаться на общих методических принципах, какими тренер обязан руководствоваться в своей работе. Принципы "сознательности" и "активности", "наглядности", "систематичности", "доступности" и "прочности" - достаточно широко изложены в нашей спортивной литературе. Мне хочется с учетом предлагаемого поточного метода трени-
17
ровки дать лишь несколько практических советов, которые, по моему мнению, могут оказать помощь в успехе проведения занятий.

Всем тренерам знакомо чувство эмоционального подъема, который они испытывают после удавшейся тренировки. Тренировка прошла интересно, живо, незаметно пролетело время, и игроки были отличными исполнителями воли тренера. Получив изрядную "порцию" физической нагрузки, хоккеисты остались веселы, уходят с тренировки довольными, проникнутыми еще большим уважением к тренеру и его педагогическому мастерству. Что же определяет такой успех тренировочного занятия?

Тренер обязан знать особенности характера, возможности и перспективы каждого хоккеиста.

У каждого спортсмена есть свои черты характера, свои наклонности, способности, качества и навыки, по-разному поддающиеся развитию. К сожалению, часто бывает, что, принимая за эталон игру выдающихся спортсменов, мы, тренеры, подчас заставляем своих воспитанников тратить много сил и времени на совершенствование тех качеств и навыков, которые не характерны для данного спортсмена. Мы забываем иногда, что копия не бывает лучше оригинала. Подражание захлестывает главное - раскрытие творческих способностей и черт характера, природных качеств, которыми одарен каждый спортсмен. Опыт игры и мастерство выдающихся хоккеистов прошлого должны служить тренеру интересной, но далеко не законченной книгой.

Тренер должен не только стараться исправлять имеющиеся недостатки, но и развивать те качества и навыки, которые легко поддаются совершенствованию в силу особенностей организма, наклонностей и черт характера каждого спортсмена. К примеру, у хоккеиста есть наклонности к скоростной, маневренной игре в атаке, но явно недостает навыка к силовому единоборству в обороне.

Исправляя имеющиеся недостатки, тренер изо дня в день стремится развивать его скоростную подготовку. Или хоккеисту легко дается обводка с выполнением финтов, скоростных взрывов, он успешно атакует ворота, но нет навыка в четкой игре в пас. Неверно было бы за счет уменьшения страсти к обводке прививать хоккеисту навык к коллективной игре. Исправление недостатка и
18
развитие ярких игровых черт у хоккеиста должны идти параллельно.

Возьмем теперь набор тренировочных упражнений в уроке. Если не все, то большая часть упражнений должны быть повышенной трудности. Упражнение, легко выполняемое спортсменом, расхолаживает его, не учит его преодолевать трудности, а значит, и не приносит много пользы. И наоборот, трудновыполнимое упражнение заставляет хоккеиста максимально напрягаться, воспитывает у него трудолюбие, волевое усердие, веру в свои силы. Урок с повышенной трудностью проходит интересно, появляется негласное соревнование спортсменов между собой, сразу выявляются недостатки, а поэтому и быстрее принимаются меры к их устранению.

Вера спортсмена в максимальную полезность каждой тренировки, проводимой тренером, бесспорно, усиливает контакт тренера с игроком. Хоккеист обязан знать наперед весь объем, интенсивность тренировочных нагрузок на длительный период подготовки. Он должен ясно представлять все трудности, быть готовым к их преодолению. Если хоккеист ясно представляет, какого из него хотят воспитать игрока, верит, что из него получится именно такой игрок, наконец, знает, как достичь высот мастерства - можно считать, что половина дела сделана, остальное зависит от трудолюбия спортсмена, настойчивости и изобретательности тренера.

Высокий авторитет нужен не лично тренеру, а делу, которое ему поручено. Поэтому в учебно-тренировочной работе нельзя допускать невыполнения хоккеистом указаний тренера или какого-либо равнодушия к его требованиям. Конечно, своей властью тренер не должен злоупотреблять. Здесь следует быть справедливым и требовать лишь то, что выполнимо и по-деловому полезно.

Поточный метод тренировки легко позволяет тренеру сравнивать трудолюбие и исполнительское мастерство каждого из хоккеистов.

Задача тренера заключается и в том, чтобы в процессе тренировочных занятий развивать у хоккеистов любознательность, знание особенностей своего амплуа, сильных и слабых сторон мастерства. Попробуйте почаще спрашивать самого спортсмена накоротке, в ходе тренировки, о качестве выполнения того или иного приема, принятого решения. Не разрешайте долго обдумывать
19
ответ. Ведь он игрок, ему на обдумывание и действия: даются считанные доли секунды. Заинтересуйте его важностью, конкретностью вопроса. Несколько раз сами дайте быстрый и точный ответ, еще и еще заставьте игрока задуматься над верным и быстрым анализом своей игры.

Не оставляйте неясностей! Если надо, останьтесь с игроком после тренировки - все разложите по полочкам так, чтобы игрок получил полную удовлетворенность от беседы. В заинтересованности самого игрока, в его глубоких знаниях тонкостей хоккейной игры надо искать ключ к сердцу спортсмена.

Кроме критических замечаний, полезны и педагогические формы наказания игрока за невыполнение заданий тренера. Например, дано задание в игровом упражнении проявлять каждому хоккеисту выдумку. После ряда замечаний игрок продолжает пользоваться примитивными решениями. Тренер на время исключает его из упражнения, назначая 10 - 30 кругов простого скоростного катания. Полезно, когда такие наказания идут не только от тренера, а от капитана команды или старшего игрока, назначенного тренером в группе выполняющих упражнение. Могут быть и иные меры наказания - перепрыгивание через борт 20 - 40 раз; за леность - самостоятельная скоростная тренировка и другие упражнения. Надо понять, что игрок, временно оторванный от своих товарищей, чувствует и обиду и свою вину; это в дальнейшем настраивает его на качественное исполнение заданий тренера.

Иногда тренер не может образцово показать какой-либо сложный прием или движение. Конечно, это минус в мастерстве тренера. Но этот недостаток вполне исправим эрудированным и четким рассказом тренера с одновременным показом приема авторитетным хоккеистом, который заранее знает, что от него требуется.

Но неверно было бы думать, что один тренер учит хоккеистов. В команде всегда имеются опытные игроки - верные помощники тренера. Они главные проводники идей тренера, отличные исполнители его воли, они достаточно хорошо знают хоккей и учебно-тренировочный процесс. Из них, этих опытных и грамотных хоккейных бойцов, нужно воспитывать будущих тренеров нашего хоккея. Тренер непременно должен использовать их
20
опыт, их авторитет. Но тренеру нельзя делать какую-либо скидку по отношению к ним только потому, что они его помощники по работе. Наоборот, интересы команды требуют другого. С тех игроков, которым много дано, следует и много и строго спрашивать.

При поточном методе тренировки важным является выбор тренером своего места на поле. Тренер, конечно должен быть там, где хоккеисты выполняют наиболее важные и сложные элементы игры. Если, к примеру, ставится задача завершения атаки, то и тренер обязан быть где-то недалеко от атакующего звена, недалеко от ворот чтобы не только видеть, но и чувствовать ритм атаки, ее характер. Когда ставится, например, задача быстро организовать контратаку и затем на скорости, непременно коллективно, развивать атаку, место тренера - на поле, сбоку в средней зоне, также недалеко от игроков. Когда решается в потоке не командная, а звеньевая или индивидуальная задача и упражнение выполняется по кругу, то тренеру удобно, двигаясь навстречу игрокам или медленно катясь спиной вперед в одном с ними направлении, чаще с ними встречаться, быть у них всегда на виду, а поэтому и лучше контролировать их действия. При встречном потоке тренеру лучше кататься спиной вперед в средней зоне в одном направлении со звеном, участвующим в упражнении, а затем быстро переключаться на следующее звено.

Во время сложных тактических упражнений, в которых участвует полный состав команды, тренеру выгодно занимать место на возвышенности или в углу поля с рупором или микрофоном. Здесь важно улавливать не только действия отдельных хоккеистов и игровые детали, а построение звеньев, взаимодействие всех игроков, что легче сделать, когда видишь все поле.

Легче управлять командой, когда есть два тренера. В этом случае каждому хоккеисту уделяется еще больше тренерского внимания. Но тренеры должны перед тренировкой непременно распределить свои обязанности. Вряд ли будет, например, полезно, когда одному игроку уделяют внимание оба тренера, а кто-то из хоккеистов окажется незамеченным.

Мы уже говорили, что содержание урока лучше объяснять команде в раздевалке, подкрепляя рассказ показом на макете хоккейного поля. Но и этого бывает недо-
21
статочно для четкого проведения новых, и особенно тактически сложных, тренировочных упражнений. Важно в период разучивания упражнений проводить их в замедленном темпе, так, чтобы каждый хоккеист глубоко понял суть упражнения, то, что от него требуется, сумел прочувствовать трудности, но одновременно и обрел уверенность в успехе своих действий. По мере усвояемости темп упражнения увеличивается, вводятся дополнительные сложности.

Для технически грамотных и тактически зрелых хоккеистов полезно тренировку или часть ее проводить в очень сложных условиях, подчас более сложных, чем обстановка матча с сильным противником. Это можно достигнуть за счет нагнетания темпа выполнения упражнения, большего количества игроков, участвующих в упражнении, действий хоккеиста или звена одновременно с двумя-тремя шайбами, постановки на пути игроков дополнительных препятствий. Усиливать темп игры можно за счет более коротких игровых отрезков, а также за счет особой скоростной и беспрерывной активности всех хоккеистов, находящихся на поле.

Когда тренер желает создать дополнительные сложности для атакующих, он должен увеличить количество обороняющихся игроков и т. д.

Интересен и психологический эффект от таких упражнений. Хоккеист, попадая вначале в необычно сложную игровую обстановку, на первых порах может и теряться. Здесь тренеру важно успокоить игрока, дать ему практические советы, поддержать его. По мере повторения упражнения игрок будет обретать уверенность в своих силах.

Например, три нападающих, владеющих шайбами, стремятся обыгрывать одного защитника и с ходу атаковать ворота. Вначале обстановка будет необычно сложна для защитника, его внимание будет рассеиваться, он не сможет быстро переключаться от одного игрока к другому, ему неприятны будут неожиданные столкновения. Далее по мере обретения опытности защитник осознает, как лучше действовать ему в этой, куда более сложной, нежели сама игра, обстановке. Он научится быстро мыслить и действовать, проявлять завидную находчивость и мужество, а чувствуя на себе силовое давление нападающих научится и давать им острастку. Та-
22
кой сложный характер упражнения заставит хоккеиста проявлять все яркие черты своего характера, находчивость, все свои игровые способности. И когда тренер после этого сложного упражнения поручит защитнику вести обычное единоборство, оно для игрока покажется удивительно простым. В его действиях нельзя будет не обнаружить столь важный для защитника запас прочности мастерства.

Успех любой тренировки, естественно, немыслим без инициативности самих игроков. Выдумка хоккеистов должна незамедлительно поощряться тренером. Неверно ругать или одергивать хоккеиста, если он в игровом порыве, выполняя им же выдуманный прием, допускает ошибку, технический брак. Инициатива, высокая активность и боевитость хоккеиста с лихвой окупают тактические ошибки, технические осечки. Эти недостатки не страшны, если игрок их видит и вместе с тренером находит пути их исправления.

Тренеру важно быстро уловить новое, рожденное самими игроками, творчески развить все это, придав повои мысли, идее, логическое продолжение и законченность. О рождении нового технического приема, тактической комбинации, тренировочного упражнения тренер обязан оперативно сообщить всей команде и отдать должное тому хоккеисту, который явился автором поиска.

Поточный метод тренировки благодаря его четкой организации, широким возможностям включать упражнения, в которых заложены одновременно все главные компоненты хоккейной игры, позволяет легко создавать у игроков высокий эмоциональный подъем и боевую обстановку в тренировке команды. Все это позволяет хоккеисту быстро совершенствовать свое индивидуальное мастерство, звеньям обретать тактическую зрелость, команде повышать класс игры.
ПРИМЕРНЫЕ УРОКИ
Предлагаем примерные уроки на льду основного периода подготовки команды мастеров по хоккею.
23
Урок 1

Основная задача урока: совершенствование скоростной и силовой подготовки хоккеистов

Продолжительность урока - 120 мин.

Части урока

Содержание урока

Дозиров­ка упраж­нений

Организационные и методические замечания

Подготовительная часть
(15 мин.)


1. Ведение и передача шайбы в парах с выполнением гимнастических упражнений (повороты, наклоны туловища, выпады, вращение клюшки над головой, бег скрестным шагом)

5 - 7 мин.

Упражнение выполняется в большом круговом потоке




2. "Вальсирование" - обводка партнера с выполнением атакующим гимнастических упражнений (прыжки, в том числе скрестные, вращения, повороты туловища в сторону). Обороняющиеся, отбирая шайбу, катятся спиной вперед, выполняют прыжки, приседают на одно, два колена. Как только хоккеист обвел партнера или шайба отобрана, игроки сразу, по ходу бега, меняются ролями

8 - 10 мин.

Упражнение выполняется в большом круговом потоке (следует один-два раза менять направление потока). Обороняющийся вначале допускает лишь попытку отбора шайбы клюшкой. Далее дать задание - отбирать шайбу коньком при помощи столкновения, падения под шайбу, лишь имитируя отбор клюшкой

Основная часть
(95 мин.)


1. Три хоккеиста (звено нападающих, три защитника) передают друг другу шайбу, двигаясь вдоль поля, преодолевают среднюю зону на предельной скорости и с ходу атакуют ворота

20 мин.

Упражнение выполняется во встречном потоке. Периодически давать задания: 1) преодолевать расстояния в прыжках, наращивая скорость бега в средней зоне; 2) упражнение выполнять со скоростным возвратом всех игроков на исходные позиции по боковым сторонам площадки


24
Продолжение

Части урока

Содержание урока

Дозиров­ка упраж­нений

Организационные и методические замечания




2. Ведение шайбы с выполнением финтов и атакой ворот с ходу

10 мин.

Команду разбить на две группы и выполнять упражнение в среднем темпе в малых круговых потоках




3. Звено нападающих, владея шайбой, стремится преодолеть сопротивление трех обороняющихся (защитников) и с ходу атаковать ворота. Два защитника занимают исходную позицию в средней зоне, откатываясь к своим воротам для отбора шайбы; третий обороняющийся игрок посылает шайбу из-за ворот нападающим и должен сам успеть принять участие в обороне

30 мин.

Упражнение выполняется во встречном потоке. Через 10 - 15 мин. дать дополнительные задания: 1) защитник, посылая шайбу нападающим , должен получать от них пас, после чего повторно передавать ее нападающим, успевая в дальнейшем принять участие в обороне; 2) 1 - 2 защитника действуют в обороне без клюшки, стремясь к столкновению с противником, мешая силовым давлением взятию ворот, блокируя броски в нападении




4. Двусторонняя игра. Задания: 1) среднюю зону звенья нападающих проходят коллективно, на предельной скорости; 2) защитники у себя в зоне в ходе единоборства стремятся к силовой борьбе

35 мин.

1. Перед началом игры дать 40 - 50 сек. беспрерывных скоростных действий с шайбой по всему полю с изменением направления. 2. Для сохранения скоростного режима в тренировке следует давать паузы отдыха. 3. Для скоростного прохода средней зоны обратить особое внимание на четкую и быструю организацию контратаки с активным участием в атаке всех нападающих. Упражнение выполнять в среднем темпе


25
Продолжение

Части урока

Содержание урока

Дозиров­ка упраж­нений

Организационные и методические замечания

Заключительная часть
(10 мин.)


1. Повторить упражнение первой, основной, части урока. Кроме того, игроки, действуя в составе звена, передают одновременно две шайбы

7 - 8 мин.







2. Бег в среднем темпе по полю группой (кучно) с изменением направления

2 - 3 мин.






Урок 2

Основные задачи урока: 1) совершенствование техники ведения, обводки и завершающих бросков на скорости; 2) совершенствование отбора шайбы в сложных игровых условиях Продолжительность урока - 120 мин.

Подготовительная часть
(20 мин.)


1. Ведение шайбы, обводка стоек с выполнением гимнастических упражнений (маховые движения клюшкой, вращения, наклоны туловища вперед, в сторону, с выпадами, вращение клюшки вокруг туловища, прыжковые упражнения) с быстрыми действиями клюшкой во время ведения шайбы вправо-влево.

10 мин.

Упражнение выполняется в большом круговом потоке: у каждого хоккеиста по шайбе (иметь на тренировке до 20 запасных шайб, лежащих у лицевых бортов поля).




2. Ведение шайбы, обводка стоек с приседом на одно, два колена, с падениями на лед, с последующим быстрым вставанием и ускорениями.

10 мин.

Стойки расставить по боковым сторонам поля на расстоянии 5 - 6 м друг от друга.

Основная часть
(95 мин.)


1. Обводка стоек с атакой ворот

15 мин.

1. Команда разбита на две группы и выполняет упражнение в двух малых круговых потоках. 2. Стойки поставить, начиная со средней зоны в


26
Продолжение

Части урока

Содержание урока

Дозиров­ка упраж­нений

Организационные и методические замечания










направлении ворот с достаточной плотностью (1 - 2 м) в шахматном порядке. 3. Проследить, чтобы в обводке стоек игрок хорошо ориентировался и быстро изготавливался к завершающему броску; завершающий бросок выполнять в ходе обводки стоек с короткой изготовкой; обводя стойки, игрок обязан наращивать скорость бега, предельно быстро действуя клюшкой




2. Атака ворот: а) нападающий, владея шайбой, должен обвести защитника и успешно атаковать ворота. Защитник стремится отобрать шайбу; б) то же, но один нападающий действует против двух защитников; в) то же, но два нападающих (каждый владеет шайбой), двигаясь друг за другом, стремятся с ходу обвести одного защитника и атаковать ворота

40 мин.

1. Упражнение выполняется в двух малых круговых потоках. 2. Для нападающих обязательно: а) наращивание скорости (взрывные действия) в момент единоборства, выполнение различных финтов; б) стремление к единоборству и постоянная готовность выполнить завершающий бросок по воротам; в) в случае потери шайбы в ходе единоборства или падения на лед - быстро приготовиться к борьбе за шайбу. 3. Защитники обязаны: а) отобрав шайбу, быстро оторваться от нападающих и четко послать шайбу в среднюю зону тренеру (партнеру) или на предельной скорости с шайбой выкатиться в среднюю зону; б) действуя против двух нападающих, не раскры-


27
Продолжение

Части урока

Содержание урока

Дозиров­ка упраж­нений

Организационные и методические замечания










вать заранее своих намерений, а мгновенными и решительными приемами разрушать атаку (быстрое выбивание шайбы клюшкой, столкновение с противником, падение под броски)



3. Три нападающих (каждый с шайбой), одновременно стартуя с красной линии, стремятся обыграть трех защитников и с ходу атаковать ворота

20 мин.

1. Игроки разбиты на две группы, каждая выполняет поток в сторону одних ворот. 2. Следить, чтобы нападающие, вступая в единоборство с защитником, наращивали скорость бега и готовились к завершающему броску. По окончании атаки все игроки с шайбами быстро возвращаются по сторонам поля на исходную позицию. 3. Каждый защитник должен успевать действовать не только против одного нападающего, но и оказывать помощь партнерам по обороне



4. Двусторонняя игра

20 мин.

1. В атаке - скоростная обводка, самостоятельность в атаке ворот. 2. В обороне - действия, расчетливые и решительные, создающие надежность обороны и остроту контратак

Заключительная часть
(10 мин.)


1. Спокойное ведение шайбы с бегом лицом, боком, спиной вперед, с изменением направления

10 мин.

По окончании занятий построить команду и кратко дать анализ выполнения основных задач урока


28
Продолжение

Части урока

Содержание урока

Дозиров­ка упраж­нений

Организационные и методические замечания



Урок 3

Основная задача урока: совершенствование тактики атаки и особенно первой атаки ворот с ходу с применением активной блокировки

Продолжительность урока - 120 мин.

Подготовительная часть
(25 мин.)


1. Звенья нападающих и защитников, передавая друг другу шайбу и двигаясь вдоль поля, выполняют гимнастические упражнения (повороты, наклоны туловища, махи руками, ногами, приседы и выпады в сторону) и с ходу атакуют ворота

10 мин.

Упражнение выполняется во встречном потоке




2. То же, но нападающие передают одновременно две-три шайбы, защитники - две шайбы. Дополнительные гимнастические упражнения: прыжки вверх с глубоким приседом, падение на одно, два колена с быстрым вставанием и последующим выполнением ускорений

15 мин.

Проследить, чтобы не было одновременно бросков по воротам двух-трех шайб

Основная часть
(90 мин.)


1. Звено нападающих, стартуя от красной линии и преодолевая сопротивление одного защитника, с ходу атакует ворота

20 мин.

1. Команда разбита на две группы, каждая из которых выполняет упражнение в потоке на одной половине поля. 2. Требовать от нападающих наращивания скорости бега в зоне нападения, а во время завершения атаки создавать помехи вратарю, быть готовыми добить любую шайбу в ворота. 3. В завершающей фазе атаки один нападающий,


29
Продолжение

Части урока

Содержание урока

Дозиров­ка упраж­нений

Организационные и методические замечания










свободный от шайбы, обязан блокировать ближайшего защитника, делающего попытку отбора шайбы. 4. По окончании атаки все игроки быстро, по сторонам поля, возвращаются на исходные позиции




2. То же, но против звена атакующих действуют два защитника

15 мин.







3. То же, но против звена атакующих действуют два защитника и один нападающий, мешающий развивать атаку

20 мин.

То же, что в упражнениях 1 и 2. Дополнительно: 1) хоккеист, владеющий шайбой, видя помеху в момент развития атаки, обязан искать единоборства и, наращивая скорость бега, обыгрывать обороняющегося игрока; 2) проследить, чтобы после передачи игрок быстро освобождался от опеки противника, готовясь быть свободным для последующего получения шайбы




4. Два нападающих, передавая друг другу шайбы, стремятся, применяя блокировку, с ходу обыграть одного защитника и атаковать ворота

15 мин.

1. Команда разбита на две группы и выполняет упражнения в двух малых круговых потоках. 2. Защитник, отобрав шайбу, должен стремиться выкатываться с ней в среднюю зону; нападающий обязан вернуть потерянную шайбу и вновь возобновить атаку ворот




5. Двусторонняя игра

20 мин.

Особое внимание уделить первой скоростной атаке ворот с ходу с


30
Продолжение

Части урока

Содержание урока

Дозиров­ка упраж­нений

Организационные и методические замечания










применением блокировки в завершающей фазе атаки

Заключительная часть
(5 мин.)


1. Звенья нападающих и защитников, двигаясь вдоль поля, с ходу атакуют ворота

5мин.

Упражнение выполняется во встречном потоке, в медленном темпе



Урок 4

Основные задачи урока: 1) совершенствование активной тактики обороны с организацией острой контратаки; 2) совершенствование приемов ловли шайбы на себя

Продолжительность урока - 120 мин.

Подготовительная часть
(25 мин.)


1. Два игрока, владея шайбой и передавая ее друг Другу, стремятся обыграть третьего хоккеиста. По ходу бега хоккеисты проделывают гимнастические упражнения (выпады, наклоны туловища, приседы, прыжки), а также меняются ролями. Обороняющийся игрок в начале упражнения лишь имитирует отбор шайбы; далее стремится перехватить шайбу, приседая на одно, два колена , в падениях на шайбу

10 мин.

Упражнение выполняется в большом круговом потоке с изменением направления бега




2. То же, но упражнение проводится с атакой то одних, то других ворот

15 мин.

1. Требовать, чтобы атакующий игрок не допускал свободного выполнения завершающих бросков, для чего в падениях перехватывал передачи, блокировал телом броски шайбы. 2. Проследить, чтобы в завершающей фазе атаки нападающие проявляли


31
Продолжение

Части урока

Содержание урока

Дозиров­ка упражнений

Организационные и методические замечания










самостоятельность, игрок, владеющий шайбой, создавал реальную угрозу ворот

Основная часть
(85 мин.)


1. Хоккеист, владея шайбой, стремится обвести обороняющегося и с ходу атаковать ворота

15 мин.

1. Упражнение выполняется в двух малых круговых потоках. 2. Атакующий игрок по окончании атаки сразу превращается в обороняющегося, стремясь в падении, поймав шайбу на себя, прервать атаку




2. Пятерка атакующих после паса защитника из-за ворот начинает атаку со своей половины поля. Обороняющаяся пятерка стремится прервать передачу, опекая атакующих в своей зоне, использует каждую возможность для организации контратаки

40 мин.

Упражнение проводится в потоке с атакой одних ворот. По окончании атаки или в случае успеха обороняющихся, создавших острую контратаку (организованный выход в среднюю зону), по сигналу все игроки возвращаются на исходные позиции и упражнение повторяется два-три раза беспрерывно. 2. Для создания острой контратаки одного крайнего нападающего периодически оставлять в средней зоне. Оборону у себя в зоне вести четырьмя игроками, используя зонную защиту




3. Двусторонняя игра

30 мин.

1. Оборону вести с обязательной опекой противника в средней зоне; у Себя в зоне широко использовать приемы ловли шайбы на себя. 2. Обороняться у себя в зоне четырьмя игроками, оставляя одного (крайнего)


32
Продолжение

Части урока

Содержание урока

Дозиров­ка упраж­нений

Организационные и методические замечания










нападающего в средней зоне для создания острой контратаки

Заключительная часть
(10 мин.)


Три атакующих хоккеиста стремятся обыграть двух обороняющихся и с ходу атаковать ворота

10 мин.

1. Роль обороняющихся поручить нападающим, плохо играющим в обороне. Действовать при отборе шайбы без клюшек. 2. Упражнение провести вначале в среднем, а к концу урока в медленном темпе



Урок 5

Основная задача: совершенствование командной тактики плотной опеки с вариантом полной нейтрализации двух нападающих противника

Продолжительность урока - 120 мин.

Подготовительная часть
(30 мин.)


1. Звено хоккеистов (три нападающих и два защитника, (передавая друг другу шайбу и двигаясь вдоль поля) выполняет гимнастические упражнения (вращают клюшки вокруг головы и туловища; делают выпады вперед, в сторону, поворачивают и наклоняют туловище, делают частые и высокие прыжки с глубоким приседом); с ходу атакует то одни, то другие ворота

15 мин.

1. Упражнение выполняется при встречном потоке. 2. Защитники двигаются в одной линии с нападающими




2. То же, но хоккеисты ведут атаку, одновременно действуя тремя шайбами. Выполняются дополнительно гимнастические упражнения: при-

15 мин.

Следить, чтобы не было повторных передач между двумя игроками


33
Продолжение

Части урока

Содержание урока

Дозиров­ка упраж­нений

Организационные и методические замечания




на. Средняя зона проходится игроками на предельной скорости: по ходу хоккеисты меняются местами







Основная часть
(85 мин.)


1. Пятерка атакующих, где один из нападающих в своей зоне владеет шайбой, стремится преодолеть сопротивление пятерки обороняющихся и с ходу атаковать ворота. Обороняющиеся в своих действиях используют плотную опеку нападающих, свободных от шайбы. Как только шайба отобрана, обороняющиеся развивают атаку

40 мин.

1. Обороняющимися развивается контратака до красной линии поля, после чего упражнение повторяется. 2. Проследить за особо внимательной опекой атакующих нападающих в средней зоне, за быстрым переходом при отборе шайбы обороняющихся в атаку, их большой активности в этот важный момент. 3. Попробовать периодически оставлять при обороне ворот одного нападающего в средней зоне для организации острой контратаки. 4. В ходе упражнения атакующие и обороняющиеся звенья меняются ролями




2. Завершающие броски по воротам: 1) для нападающих - ведение шайбы с выполнением финтов и внезапных бросков; 2) для защитников - подхват шайбы у лицевого борта, передача ее партнеру, находящемуся на рубеже синей линии; имитация броска этим хоккеистом с дальнейшим выполнением передачи следующему партнеру поперек поля для

15 мин.

1. Упражнение выполняется в двух малых круговых потоках отдельно для нападающих и защитников. 2. Проследить за внезапностью и прицельностью завершающих бросков: нападающим - в ходе ведения; защитникам с короткой изготовкой (с ходу). 3. Упражнения выполняются в среднем темпе; в ходе упражнения потребовать от хоккеистов 3 - 4 раза


34
Продолжение

Части урока

Содержание урока

Дозиров­ка упраж­нений

Организационные и методические замечания




исполнения им завершающего броска по воротам с ходу. Игроки постоянно меняются местами (рис. 15)




выполнить действия на максимальной скорости.






Рис. 15










3. Двусторонняя игра

30 мин.

1. Все звенья придерживаются тактики плотной опеки. 2. Когда игроки не выполняют задания, остановить игру и повторить упражнения основной части урока 1. 3. Упражнение проводится в медленном темпе во встречном потоке

Заключительная часть
(5 мин.)


Звенья игроков, двигаясь вдоль поля и передавая друг другу две-три шайбы, с ходу атакуют ворота

5 мин.





35
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Примерные упражнения большого кругового потока
Организация упражнений: игроки команды занимают и. п. у борта и выполняют упражнения, двигаясь по максимально большому участку хоккейного поля (как можно ближе к бортам).

Упражнение 1. И. п. команды - в углу поля. Хоккеисты, владея шайбой и сохраняя установленную дистанцию (5 - 15 м), двигаются вдоль поля и с ходу атакуют то одни, то другие ворота (рис. 16).

Варианты:

1. То же, но среднюю зону игроки пробегают на предельной скорости.

2. То же, но во время ведения шайбы игрок выполняет гимнастические упражнения, прыжки, вращения, приседает на одно, два колена, имитирует падения под шайбу. Это упражнение надо проводить в подготовительной части урока.

3. Выполняя ведение, игрок периодически бросает шайбу в боковой борт, затем прибавляет скорость, подхватывает шайбу и продолжает ведение.

4. То же, но по ходу бега игрок обводит стойки различными способами, подкидывает шайбу над бортиком, преодолевает различные препятствия.

5. То же, но в процессе ведения шайбы и исполнения завершающих бросков хоккеист постоянно выполняет финты.

6. То же, но ведение шайбы осуществляется определенным (заданным) способом.

7. То же, но игроки чередуют резкие остановки (притормаживание) со стартами (ускорениями).

8. То же, но в средней зоне у бортов ставятся дополнительные ворота (или к бортам подвешиваются мишени). Игроки в процессе ведения шайбы поражают и эти ворота.

Методические указания: 1) совершенствуя ведение шайбы, обращать внимание на непринужденность действий клюшкой, хорошую ориентировку; 2) завершающие броски должны выполняться в процессе ведения, без длительной, заметной изготовки; 3) в случае скопления игроков перед воротами, хоккеисту, вошедшему в
36
зону, следует задержаться на фланге, поиграть там с шайбой. Для того чтобы не было одновременно нескольких завершающих бросков, следует бросать ту шайбу, на которую смотрит вратарь.

Упражнение 2. И. п. команды в средней зоне у бокового борта. Игроки разбиты на пары (тройки). Двига






Рис. 16

Рис. 17
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом