Главная страница
qrcode

книга_по_манипуляции_женщиной_2006_+. А. В. Вознюк манипуляция женщиной в современном мире и как с этим бороться


НазваниеА. В. Вознюк манипуляция женщиной в современном мире и как с этим бороться
Дата23.03.2020
Размер6.24 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлакнига_по_манипуляции_женщиной_2006_+.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#158757
страница5 из 38
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
ГЛАВА 2.
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПОВЕДЕНЧЕСКОГО
И ИНЫХ МЕТОДОВ ВЛИЯНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА
Общество как любая целостная система, в известном смысле, выступает по отношению к каждому своему члену, в эволюционной перспективе являющемуся суверенной и самодостаточной личностью, как некая чуждая ему сила. Дело в том, что любая система в силу закона гомеостаза стремится сохранить свой статус кво – состояние своей целостности, а это предполагает, что направленность процессов целостной системы может не совпадать с направленностью развития его отдельных членов. Здесь действует принцип
“целое важнее частей”.
Одним из фундаментальных открытий науки как формы общественного сознания есть целостность, синергия
, обнаруживающая феномен "непричинных" целостно-синхронических связей, когда целокупности оказываются владеющими свойствами, которые принципиально не могут быть выведенными из свойств их составных частей. Таким образом, целостность есть, прежде всего, парадоксальная сущность, поскольку она предстает там, где наблюдается процесс достижения единства противоположностей, синтеза функционально и субстанционально различных и даже противоположных вещей.
Живые существа, включая и человека, также предстают пред нами как целостности. Как свидетельствуют этологи, изучающие поведение животных, когда живые существа собираются в большие группы, в их среде обнаруживается некий “разум”, начинающий ими управлять. Приведем здесь наблюдение французского ученого Луи Тома, занимавшегося изучением термитов. Он обнаружил, что отдельный термит является существом, задействованным в хаотичном движении. Но если мы увеличим число термитов до некой
“критической массы”, то произойдет чудо: термиты начнут создавать рабочие бригады и, действуя в высшей степени согласованно, возводить грандиозное строение, обнаруживая “большое знание” о сооружении в целом. Это же можно говорить и в отношении всех “общественных животных”. Все они, взятые в целом
, образуют "живое вещество" В. И. Вернадского, которое формирует "целостный планетарный организм " (Тейяр де Шарден), интегрированный в единый монолит жизни при помощи так называемых "слабых экологических связей" В.П.Казначеева.
Целостность обнаруживает себя и в плоскости социальных явлений, где она концптуаьно обнаруживается в виде социальной синергии. Как показала Р. Бенедикт, общества с высоким уровнем синергии
(“социальной спаянности”) обнаруживают низкий уровень агрессии их членов и высокий уровень сотрудничества
, характеризуясь высоким доверием, чувством ответственности и минимальной централизацией
[Benedict, 1970].
А
. Маслоу показал, что в обществах с высоким уровнем синергии существует такой порядок, когда действия индивида, которые направлены на достижение личной выгоды, оказываются выгодными для всего общества в целом (сравните с принципом “соответствия свободного развития каждого условиями свободного развития всех”). Тут развит дух доброжелательства, надежды на лучшее, в то время как в обществах с низким уровнем синергии мы встречаем распространение чувства страха, унижения, неуверенности в будущее. Тут успех одного индивида обуславливается поражением другого. Если в обществах с

23 высоким уровнем синергии власть и достаток как бы растворены в сфере общества, то в обществах с низким уровнем синергии они тяготеют к концентрации [Maslow, 1976].
Р
. Бенедикт показала, когда исследовала характер синергии примитивных общества, что независимо от того, богаты они или нет, в них укоренены два противоположных способа распределения богатств: 1) способ
“лейки”, когда богатства концентрируются в руках немногих (этот способ характерен для обществ с низким уровнем синергии); 2) способ “сифона”, который характерен для высокосинергийных обществ и который предполагает равномерное распределение социальных благ.
Однако общественное развитие осуществляется как раз за счет нарушения стагнационного состояния общественной целостности, за счет разрушения закостенелых форм жизни, выражающихся в тех или иных устоявшихся традициях, нормах поведения и морали.
Здесь обнаруживается диалектический механизм общественного развития, которое осуществляется посредством борьбы двух глобальных тенденций – консервативной тенденции к сохранению общественной целостности, и прогрессивной тенденции членов общества к обретению статуса свободной личности.
Личность уже по своему определению есть нечто свободное, самодостаточное и идентичное только самой себе. То есть личность не может быть биологическим роботом, она способна совершать свободный выбор и обладает свободной волей, являющейся основным признаком личностного, волевого начала в каждом из нас.
Что касается феномена воли, то она есть выразителем принципа противоречия, или принципа
отрицательной обратной связи. Как пишет П. В. Симонов, воля, в отличие от феноменов нашего инерциального мира, где тела от толчка ускоряются, а перед препятствием замедляют свое движение, проявляет неинерциальные свойства (отвечающие принципу отрицательной обратной связи): от толчка она замедляется, а перед препятствием эскалируется. Здесь воля действует “от противного”: она атрофируется вне препятствий и усиливается при их наличии. Так ведут себя в мнимом неинерциальном мире тела с мнимой массой, подобной “корень квадратный из минус единицы” [Симонов, 1974].
Для того, чтобы проиллюстрировать действие механизма воли, приведем выводы Б. Беттельгейма, проведшего несколько лет в фашистских концлагерях и напивавшего книгу “Просветленное сердце”. Он изучил условия лагерной среды, где происходит быстрая деградация личности: коллективная ответственность за проступки; уничтожение тех, кто как-то выделялся из толпы, что заставляло заключенных сливаться с общей массой; и, что самое главное, – лишение узников самостоятельности, когда каждый самостоятельный шаг наказывался; регламентация до мельчайших деталей лагерной жизни. Автором книги был найден метод избежания коррозии личности – создание сферы автономного поведения, в которой можно самостоятельно совершать поступки и нести за них личную ответственность. Для этого нужно было делать то немногое, что в лагере не запрещалось (но и не заставлялось делать), например, чистить зубы
[Bettelheim, 1984].
Итак
, быть личностью (некоторые исследователи, например А.В. Петровский, И.Д. Бех и др., полагают
, что основной потребностью человека – является потребность стать личностью), значит быть в состоянии совершать свободный выбор, то есть уметь противостоять влиянию извне. Одно из мощных таких влияний
, оказываемых обществом на женщину, есть влияние моды.
Мода
, как непродолжительное господство определенного эстетического, гастрономического или иного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры, является, как это ни странно, прежде всего феноменом экономическим
. Существование моды вызвано к жизни потребностями развития тех или иных отраслей экономики
, а также необходимостью постоянного обновления ассортимента их продукции. Чем более высоки темпы экономического развития стран, являющихся законодателями моды, тем более изменчивой является мода. Иногда мода может коренным образом меняться от сезона к сезону, когда, например, острые носы у обуви вдруг сменяются квадратными. Поэтому для тех, кто следует моде, нужно обновлять свой обувной гардероб практически каждый сезон. Данное обстоятельство ставит женщину в большей степени
, а мужчину в меньшей в экономическую зависимость от кучки экономических магнатов, под чью диктовку мода совершает свои годовые кругообороты.
Освободиться от влияния моды (что тождественно утверждению себя личностью) женщина сможет только тогда, когда разовьет свое личностное начало, станет неповторимой и своеобразной, культивирующей индивидуальный стиль в поведении и одежде. В противном случае женщина превращается в обезличенный тип, на который так падки некоторые мужчины, стремящиеся быть свободными от каких бы то ни было обязательств перед женщинами, а поэтому и стремящихся избежать личных отношений с ними
. Как пишет В. Франкл [Франкл. 1990, с. 254–255], мужчина в данном случае может просто “иметь” такой обезличенный тип женщины, а следовательно нет необходимости ее любить. В этом случае она превращается в собственность, без индивидуальных черт характера, без личностной ценности. Испытывать любовь можно только к личности, а тот или иной безличных тип, культивируемый модой, любить нельзя. С такой женщиной не встает вопрос о верности, так как неверность вытекает из самой безликости. В.Франкл отмечает
, что неверность в таких эротических отношениях не только допустима, она необходима. Такая поверхностная эротика учитывает только внешний, диктуемый модой, облик партнера, оцениваемого по чисто внешним параметрам. Здесь отношение женщины к мужчине соответствует отношению мужчины к женщине
, которая делает все возможное, чтобы с помощью косметики и модной одежды скрыть свои личные качества, чтобы не беспокоить ими мужчину и дать ему то, что он ищет – предпочитаемый им тип.

24
Таким образом, мода имеет тенденцию оказывать мощное обезличивающее влияние на развитие женского личностного начала, которое по мере роста способствует формированию у женщины критического отношения к веяниям моды.
Общество может оказывать на женщин влияние во многих областях их жизненной активности. Так, например
, женщины могут эксплуатироваться в спорте. Приведем пример. Исследования израильских ученых показали, что тренерам не следует требовать от спортсменок полового воздержания накануне спортивных соревнований, так как секс для женщин (в отличие от мужчин) весьма полезен, ибо он способствует достижению высоких спортивных результатов [Шапошникова, 1991]. Сейчас открыт “секретный козырь
” бывших лидеров мирового спорта, спортсменов ГДР, который основывался на том обстоятельстве
, что пик физической активности женщины приходится на первые два месяца беременности. Согласно данной
“технологии” спортсменка беременела перед соревнованиями, а потом ей делали аборт.
Здесь можно отметить и такой путь влияния на женскую природу, как стерилизация. Существенная доля женщин в бедных странах добровольно подвергаются стерилизации. Это сильно меняет и психическую их сферу, и некоторые стороны поведения [см. Кара-Мурза, 2000, с. 8].
Поговорим о гороскопическом принципе влияния на женщин. По восточному 12-летнему гороскопу человек рождается в один из 12 знаков животных, отношения между которыми координируется по принципу векторного кольца “хозяин-слуга”. Векторное кольцо представляет собой пары знаков, на первом месте которых находится хозяин, а на втором – слуга: Крыса – Лошадь, Лошадь – Кабан, Кабан – Дракон,
Дракон
– Кот, Кот – Петух, Петух – Собака, Собака – Бык, Бык – Тигр, Тигр – Коза, Коза – Змея, Змея –
Обезьяна
, Обезьяна – Крыса.
Можно говорить о демографическом факторе влияния на женщин. Любопытно, что вдовец, или одинокий мужчина любого возраста имеет более широкий выбор партнерш: поскольку продолжительность жизни женщин больше, чем мужчин, то в определенном возрасте женщин становится больше, и вдовец имеет возможность выбирать себе спутницу любого возраста. Вдовы же, наоборот, ограничены в выборе
: это может быть либо ровесник, либо человек старшего возраста.
Можно говорить и об экономическом факторе влияния на женщин, одно из следствий которого – проституция
. В одних общественных формациях проституция отсутствует, а других наличествует. В сущности практически все проститутки занимаются своим ремеслом из экономических соображений. Можно упомянуть домашних “девочек”, работающих в публичных домах, и уличных девочек, пристающих к клиентам на улице. Есть и девочки по вызову, используется также и секс по телефону. К этому можно добавить массажные салоны и некоторые другие завуалированные учреждения. Массовой и узаконенной стала проституция, вплоть до возникновения профсоюзов проституток. В города США “работают” 200 тысяч малолетних проституток в возрасте от 9 до 12 лет. Одним из важных видов туризма стали секс-туры с Запада в страны Юго-восточной Азии.
Рассмотрим причины, которые заставляют женщин изменять своим мужьям [Ботуин, 1995, с. 100 и
сл
.]. Проблема супружеской измены является настолько серьезной в современном, что иногда раздаются голоса специалистов, утверждающих, что, по сути, в настоящее время мы имеем дело полигамную цивилизацию
Очевидным является тот факт, что измены всегда были связаны с главенствующим членом семьи.
Мужчины
, как держатели финансов и власти в семье, исторически закрепили за собой право на измены.
Исторически же женщины, материально независимые, обладающие большими по сравнению с другими правами и властью, имели немало любовных приключений, будучи замужними дамами. Женщины из высших каст чаще имели любовников, чем их сестры из средних классов, и в их кругу это молчаливо поощрялось
Рассмотрим
ситуации, приводящие к измене.
Разочарование. Исследования показывают, что чем дольше женщина живет в замужестве, тем более разочарованной в нем становится. Эпидемия разочарования может быть результатом более высоки ожиданий и запросов современных женщин, чем их предшественниц. В некоторые периоды брак становился делом чисто практического свойства. Мужчина был вправе ожидать от жены секса, заботы о доме, детях, в
крестьянских семьях – помощи в хозяйстве. Женщине же традиционно была необходима экономическая обеспеченность и защита. Если эти требования друг к другу удовлетворялись, брак складывался удачно.
Затем на смену этому со стороны женщины пришло требование и ожидание любви мужа. Им захотелось
, чтобы любовь мужа была одновременно и страстна, и нежна. От него, помимо помощи по дому, ожидают романтики чувств. Здесь эмоциональный аспект выдвигается на первый план.
Рассказывает
женщина:
Честно говоря, это муж сам толкнул меня на эту связь. Я долго не ощущала никакой привязанности или внимания с его стороны. Ему нет дела до меня, и он не знает, жива ли я еще. Мы с ним женаты 22 года
, и мое замужество превратилось в скуку и рутину. Мне стало одиноко и я почувствовала потребность в
собеседнике. Им оказался мой шеф.
Чувство привлекательности и собственной значимости, поиски себя. Женщины привыкли судить о себе по тому, как они выглядят. Большинство женщин смотрит на себя глазами мужчин. В браке мужчины зачастую скупятся на комплименты, которые щедро раздавали будущим женам, пока ухаживали за ними.
Рассказывают
женщины:

25
Я
пошла работать, когда все мои дети начали ходить в школу. У меня был лишний вес, на что мне указывал мой муж. Мой любовник. который тогда был мне еще другом, воодушевил меня на занятия спортом
, я начала бегать, заниматься собой, хотя он и говорил, что я нравлюсь ему любая. Но даже тогда
, когда я сбросила весь, мой муж не переставал упрекать меня в полноте, а любовник, наоборот, находил меня все более и более привлекательной – в конце концов мы стали больше, чем друзьями. Этот человек помог мне поверить в себя, обрести уверенность. Я много лучше, открытее и общительнее сейчас.
Я
стала себя больше ценить и уважать. Он помог мне понять цену личности. Я ощущаю себя важной, нужной
, поскольку любовник ценит меня за мой талант и способности к работе. Он успокаивает меня в момент промахов, воодушевляет меня, указывает мне на мои недостатки – и все это в любящей, мягкой, сочувствующей манере. Он мужа только ругань. Мой любовник – умный, тонкий, романтичный и чувственный мужчина. Поскольку мы не можем видеться часто и подолгу, любое наше свидание запоминается.
Декларация независимости.
Если женщина все время очень зависима от мужа или попираемая им, любовная связь может быть средством самоутверждения.
Рассказывает
женщина.
Мой брак начал рушится два года тому назад, когда я нашла эту работу. Я думая, что осознала, что могу быть независимой, и мне не нужен в доме босс. Мой любовник не пытается управлять мной или изменять меня. Он меня понимает.
Кризис середины жизни.
На любовные романы часто решаются женщины, которым уже за сорок. Они понимают, что старость неизбежно приближается, уже появились ее признаки, жизнь проходит и в ней была так мало приятных приключений
Разные сексуальные потребности.
Сексуальность мужчины достигает пика в молодости и в среднем возрасте начинает падать. Женщина же достигает сексуального пика около 30–40 лет. В результате жена в среднем возрасте может быть очень активна в сексе, в то время как ее муж почти утерял интерес к нему.
Можно говорить и о некоторых других факторах, способствующих измене, а именно: месть, влияние депрессии
, жажда власти над мужчинами, стремление вызвать ревность и повлиять на своего мужа в нужном направлении и др.
Существует наблюдение, что женщина любит ушами, а мужчина глазами. Данное наблюдение близко к реальному положению вещей. Поясним наш вывод. У женщин меньше, чем у мужчин, развито левое
, абстрактно-логическое, вербально-понятийное полушарие головного мозга. То есть, у женской половины человечества баланс психической активности сдвинут в сторону правого интуитивноэмоционального полушария, избыточная активность которого у многих женщин может делать их повышено эмоционально возбудимыми, в некоторых случаях раздражительными, обидчивыми. Данное обстоятельство
, с одной стороны, предполагает то, что на женщину легко повлиять, внушая им что-то, так как именно правое полушарие, как полагают многие исследователи, активно в состоянии гипнотического транса
[Каструбин, 1995], в то время как левое полушарие обеспечивает волевое усилие человека [Нем-
чин
, 1983].
Примером
, иллюстрирующим важность вербального аспекта коммуникации для женщины, может служить следующее высказывание. “Когда вам случается оказаться с девушкой в интимной обстановке, важнейшее значение имеет то, что вы ей говорите”, – так считает Милтон Даймонд, автор книги “Sex
Watchіng(Наблюдения о сексе). Он пишет, что и любовь, и секс – формы общения; разговор в постели
– ваше наиболее мощное оружие. “Я просто с ума схожу от некоторых мужиков, внешне самых заурядных
, – рассказывает 28-летняя Гарриет. – Для меня сексуальность – это прежде всего сексуальный голос и
умение общаться”.
Кроме того, эмоциональность женщин делает их восприимчивыми к раздражителям именно эмоционального ряда. Поэтому на женщин легко влиять посредством устрашающей информации, внушающей страх и всевозможные опасения, повышающей уровень тревожности. Именно на волне тревожности, страха
, эмоционального возбуждения, активизирующего правое гипногенное полушарие, возможно быстрое и эффективное воздействие на психику женщин. Для того чтобы противостоять подобным действиям женщинам следует поддерживать состояние самосознания, научиться поддерживать внутренний диалог
, активизировать внутреннюю вербальную рефлексию, которая усиливает левополушарные волевые механизмы психики. Для этого необходимо концентрировать свое внимание на внутренней речи, как направленного
, так и произвольного содержания. В старые времена с этой целью использовались мысленно проговариваемые молитвы и другие мистические формулы.
Итак
, повышенная эмоциональная возбудимость женщин постоянно требует компенсации в виде активности левого абстрактно-вербального полушария (“Беспокойная я – успокой ты меня” – поется в одной песне). Поэтому общение мужчины и женщины на сугубо вербальном уровне в данном случае может быть весьма желанным для последней, что и иллюстрируется пословицей “женщины любят ушами”.
Данное обстоятельство может выступать фактором манипуляции женщинами со стороны мужчин, которые имеют тенденцию “загружать” слабую половину человечества всевозможными рассуждениями абстрактного и часто демагогического свойства. Принимая во внимание все вышесказанное, женщинам следует остерегаться многословных демагогизирующих мужчин.

26
Приведем пример влияния вербального фактора, взятый из собрания частных объявлений службы знакомств
(“Меркурий”, 3. 04. 2001):
“Уважаемая и чтимая мной дамочка из нашего Житомира, на каком из перекрестков жизни ты стоишь, мечтаешь
, размышляешь? Один из индивидуумов грешной матушки Земли, живущий динамикой мыслей, действий и поступков, давным-давно перешагнувший возраст Иисуса, но глубоко раскаявшийся в грехах, как души, так и тела, предлагает, для начала, эрудированной, с легкими элементами интеллигентности, обаяния и шарма, юмора и оптимизма, философски мыслящей, хрупкой телом, одинокой сударыне, свободной от ложного стыда, закомплексованности и предрассудков, имеющей толику материально-бытовых условий и возможностей произвести дуэтом на физическом уровне возвышенное магическое действо очистки своих, катастрофически грязных, тел от ядов, шлаков и токсинов по методу Надежды Алексеевны
Семеновой
. Заинтригованной душе, стремящейся к свету, чистоте и возвышенности, бросаю якорь надежды по адресу...”
Составитель данного объявления получил следующий ответ, который привел его в неописуемый восторг
:
“Уважаемый господин неизвестный!
Для меня было весьма отрадно на пыльном перекрестке нашей грешной матушки Земли встретить довольно необычное явление Ваше читающему народу. Удивительно было, пробежав глазами Ваше лапидарное послание миру, узреть, как пробивается из глубоких недр катастрофически грязного тела Вашего
, наполненного ядами, шлаками и токсинами, кристальная идея возвышенно-магического действа очистки по методу Н. А. Семеновой.
Мне кажется, что я уже почти готова вступить на путь коренной очистки и ликовать с Вами дружным дуэтом
, обогащая Вселенную легкими элементами интеллигентности, обаяния и шарма, юмора и оптимизма
, которых ей так недостает. Думается, что я, хрупкая телом одинокая сударыня, свободная от ложного стыда, закомплексованности и предрассудков, имеющая толику материально-бытовых условий, уже почти готова погрузиться вместе с Вами в пугающие и вместе с тем обольстительные бездны философской мысли, а может быть подняться на ее ослепительные устрашающие вершины. Как писал Шопенгауэр
, “философия – это высокая альпийская дорога. К ней ведет лишь тропа, покрытая шипами и усеянная острыми камнями. Она единственная и становится тем пустыннее, чем круче по ней восходишь”. Впрочем
, не все согласятся воспарять в ледяные сферы холодного философского анализа. По крайней мере
Гете в “Фаусте” предостерегал:
Кто
философствует, то выбрал путь плохой,
Как
скот голодный, что в степи глухой
Кружит
, кружит, злым духом обойденный,
А
вкруг цветет роскошный луг зеленый.
Напишите о своем философском кредо. Жду послания”.
В
связи с изложенным выше, поговорим о
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

перейти в каталог файлов


связь с админом