Главная страница
qrcode

Литвинов П.П. - 3500 немецких слов. Техника зап... Айрис пресс


НазваниеАйрис пресс
АнкорЛитвинов П.П. - 3500 немецких слов. Техника зап.
Дата05.02.2017
Формат файлаpdf
Имя файлаLitvinov_P_P_-_3500_nemetskikh_slov_Tekhnika_zap.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#34763
страница1 из 15
Каталогid153641145

С этим файлом связано 88 файл(ов). Среди них: Aristotel_-_Politika.fb2, PPTOEFL.rar, Fuko_M__Rozhdenie_biopolitiki.djvu, 4_Top_20_Answers.pdf, Tomas_Gobbs_Leviafan.txt и ещё 78 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Павел Литвинов
3500
немецких
слов
Техника
запоминания
4-е издание
Москва
АЙРИС ПРЕСС
2008

УДК 811.112.2(075)
ББК 81.2Нем-9
Л64
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может переиздаваться или распространяться в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, звукозапись, любые запоминающие устройства и системы поиска информации, без письменного разрешения правообладателя.
Серийное оформление А. М. Драгового
Литвинов, .П. П.
Л64 3500 немецких слов. Техника запоминания / Павел
Литвинов. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 256 с. —
(Ступени к успеху).
ISBN 978-5-8112-3355-7
Пособие представляет собой словарь-минимум, содержащий около
3500 слов, необходимых для общения на немецком языке. Словарь со­
здан по авторской методике запоминания немецких слов, в основе ко­
торой лежит принцип деления по темам. В соответствии с классифика­
цией слова распределяются по группам, объединенным общим поняти­
ем, а внутри группы происходит деление на блоки, позволяющие легко отыскать нужное слово в памяти.
Пособие рассчитано на широкий круг лиц, изучающих немецкий язык.
ISBN 978-5-8112-3355-7
ББК81.2Нем-9
УДК 811.112.2(075)
© ООО «Издательство
«АЙРИС-пресс», 2005

Смысловая классификация слов минимума немецкого языка
Введение
Предлагаемая смысловая классификация основана на раз­
делении минимума слов (3500) по частям речи (глаголы, прила­
гательные и существительные) с дальнейшим делением на смыс­
ловые группы (например, у глаголов таких групп десять — см. дальнейшее описание), а смысловые группы делятся на блоки (по
3—7 блоков в смысловой группе). Такую классификацию можно сравнить с библиотекой, в которой отдел библиотеки — это часть речи, шкафы с книгами — это смысловые группы, полки — это блоки слов, а отдельные книги на полках — это отдельные слова.
Вы находите отдел библиотеки (часть речи), подходите к нужно­
му шкафу (смысловой группе), находите нужную полку (смысло­
вой блок) и берете нужную книгу (слово).
При изучении слов в предлагаемой системе со смысловой макроструктурой, состоящей из названий смысловых групп и смысловых блоков, вы точно знаете, что вы знаете. Вы также зна­
ете, в какой части вашей памяти находится нужное слово. Едини­
цей информации при таком изучении является не отдельное сло­
во, а блок слов (7—10 слов). Блоки существительных содержат большее число слов.
Благодаря такому структурированию минимума слов, вы можете воспроизвести весь словарь наизусть, используя в каче­
стве опоры смысловую макроструктуру, состоящую из названий групп и блоков. Вы можете получить доступ к любому слову, ру­
ководствуясь смыслом слова и находя соответствующий блок в смысловой макроструктуре. Для этого вам нужно сделать всего два выбора: 1) Какая смысловая группа? 2) Какой смысловой блок в выбранной группе?

4 • 3500 немецких слов. Техника запоминания
Предлагаемая классификация и учебный словарь, состав­
ленный на ее основе, обеспечивают выбор нужного немецкого слова при выражении мыслей на немецком языке. Мысль рожда­
ется в самых общих чертах, есть общая идея/тема (которую мож­
но сравнить со смысловой группой классификации). Затем ведет­
ся поиск средств для ее выражения (вы останавливаетесь на ка­
ком-то блоке), и уже при составлении предложения вы берете какое-то конкретное слово в блоке.
Слова в блоке объединяются как синонимы, антонимы и как однородные действия, признаки или предметы, объединяемые общим понятием, выраженным в названии блока. Например, блок
«учебные операции» содержит слова: учить, обучать, объяснять,
понимать, запоминать, знать, забывать, ошибаться, исправлять.
Эти слова дают краткое изложение процесса обучения.
Классификация слов по частям речи
Классификация слов по частям речи используется в грам­
матике. Каждый ученик может определить часть речи, к которой относится данное слово. Однако одно и то же понятие в русском языке и в немецком может выражаться разными частями речи.
Например, болеть в русском языке — это глагол, а в немецком это понятие выражается сочетанием: глагол sein + прилагательное krank. Таких случаев не очень много в минимуме, но они имеют­
ся, и на это нужно обращать внимание.
В предлагаемой классификации выделяются три основные части речи: глаголы, прилагательные и существительные. Распре­
деление слов по частям речи облегчает использование слов в пред­
ложениях, поскольку разные части речи выполняют различные функции в предложении.
Из 3500 слов минимума базового уровня немецкого языка глаголы составляют примерно 500, прилагательные — 500, суще­
ствительные — 2000 единиц. Остальные части речи в сумме со­
ставляют около 500 единиц. В соответствии с системой, предла­
гаемой автором, глаголы, прилагательные и существительные де­
лятся на смысловые группы и блоки.

1 раздел. Смысловая классификация словарного минимума » 5
Рассмотрим классификацию с использованием смысловой макроструктуры, состоящей из названий смысловых групп и смысловых блоков, на примере глагола.
Классификация глаголов по смысловым
группам
Глаголы минимума (500 глаголов) разбиваются на следую­
щие десять смысловых групп:
1. Глаголы стадии: начинать, продолжать, завершать
2. Глаголы движения: бежать, ехать, лететь, плыть
3. Глаголы наличия/ количества: иметь, хранить, сокращать,
накапливать
4. Глаголы статического положения: стоять, сидеть, висеть,
лежать
5. Бытовые глаголы: работать, есть, одевать, болеть
6. Глаголы чувства: любить, ненавидеть, радоваться, плакать
7. Глаголы мышления: думать, делать вывод, решать, скла­
дывать, передумать
8. Глаголы, выражающие рабочие операции: изготовлять,
ремонтировать, пилить, стирать
9. Глаголы общения: говорить, спрашивать, отвечать, брать,
давать, знакомиться, извиняться
10. Глаголы борьбы: нападать, защищаться, побеждать,
стрелять
. Названные смысловые группы охватывают нашу жизнь, выраженную в действиях. Действительно, все в окружающем мире изменяется, проходит стадии (группа 1), движется (группа 2), имеет количественное выражение и изменение (группа 3) или находится в состоянии покоя (группа 4).
Каждый человек поддерживает свое существование (груп­
па 5), испытывает какие-то чувства (группа 5) и думает (груп­
па?).
Человек появляется в обществе, чтобы работать (группа 8), общаться (группа 9) и бороться (группа 10).

6 • 3500 немецких слов. Техника запоминания
Глаголы абсолютного минимума (10 групп)
Группа 1. Глаголы стадии
начинать(ся) начинать появляться опаздывать продолжать занимать (время) откладывать завершать прекращать переставать beginnen/ anfangen anfangen erscheinen sich verspäten fortsetzen in Anspruch nehmen verschieben beenden einstellen aufhören
Группа 2. Глаголы д в и ж е н и я
двигать(ся) останавливать(ся) поднимать поднимать подниматься опускать выходить входить отправляться пересекать идти вдоль следовать повернуть налево прибывать возвращаться идти приходить бежать летать скакать
(sich) bewegen stehenbleiben/ halten heben hochheben steigen senken hinausgehen eintreten sich begeben/ abfahren
überqueren gehen (entlang) folgen biegen (nach links) ankommen zurückkommen/ zurückkehren gehen kommen laufen/ rennen fliegen reiten

1 раздел. Смысловая классификация словарного минимума * 7
Группа 3. Глаголы наличия/ количества
быть иметь имеется присутствовать быть достаточным отсутствовать быть пустым собирать добавлять наполнять быть полным сокращать исключать тратить портить оставаться удерживать владеть принадлежать содержать sein haben es gibt anwesend sein/ beiwohnen genügen/ ausreichen fehlen/ abwesend sein leer sein sammeln zufügen füllen voll sein reduzieren/ kürzen ausschließen ausgeben verderben
übrigbleiben behalten besitzen gehören enthalten
Группа 4. Глаголы п о л о ж е н и я
класть лежать сидеть садиться стоять ставить висеть/ вешать находиться legen liegen sitzen sich setzen stehen stellen hängen sein/ liegen

8 « 3500 немецких слов. Техника запоминания
Группа 5. Бытовые глаголы
жить родиться работать зарабатывать есть пить печь жарить кипятить/ кипеть носить надевать стирать гладить ложиться спать спать будить просыпаться вставать болеть лечить выздоравливать leben geboren sein arbeiten verdienen essen trinken backen braten sieden/ kochen tragen/ anhaben anziehen waschen (Wäsche) bügeln zu Bett gehen schlafen wecken erwachen aufstehen krank sein
ärztlich behandeln genesen/ gesund werden
Группа 6. Глаголы чувства
любить любить нравиться хотеть предпочитать восхищаться ненавидеть обвинять страдать вынести плакать gern haben lieben gefallen wollen vorziehen bewundern hassen anschuldigen leiden aushalten weinen

1 раздел. Смысловая классификация словарного минимума » 9 утешать успокоиться улыбаться смеяться наслаждаться радоваться/ веселиться быть уверенным сомневаться уставать/ быть уставшим волновать пугать удивлять обижать оскорблять быть сердитым trösten sich beruhigen lächeln lachen genießen sich freuen sicher sein zweifeln müde sein beunruhigen erschrecken wundern/ überraschen kränken beleidigen böse sein
Группа 7. Глаголы восприятия и мышления
видеть смотреть слушать слышать чувствовать помнить забывать узнавать различать читать писать считать вычислять прибавлять вычитать умножать делить думать решать sehen gucken zuhören hören fühlen/ empfinden sich erinnern (an A) vergessen erkennen unterscheiden lesen schreiben zählen rechnen addieren/ zufügen abziehen multiplizieren dividieren denken entscheiden/ beschließen

10 * 3500 немецких слов. Техника запоминания
передумать sich (D) etwas anders überlegen
Группа 8. Рабочие операции
делать делать выполнять готовить прятать искать находить брать держать толкать тянуть бросать открывать закрывать присоединять отсоединять развязать резать лить проливать/ просыпать сушить tun machen ausführen/ erfüllen vorbereiten verstecken suchen finden nehmen halten stoßen ziehen schmeißen
öffnen/ aufmachen schließen anschließen trennen lösen/ loslösen schneiden gießen verschütten trocknen
Группа 9« Глаголы о б щ е н и я
говорить сказать обращаться спрашивать просить отвечать разрешать запрещать советовать sprechen sagen sich wenden (an А) fragen bitten antworten erlauben verbieten raten/ empfehlen
предупреждать предлагать давать покупать продавать брать взаймы давать на время дарить приглашать посещать тепло встречать приветствовать представлять дарить знакомиться быть знакомым мешать/ беспокоить беспокоить извинять прощать извиняться благодарить
1 раздел. Смысловая классификация словарного минимума «11 warnen anbieten geben kaufen verkaufen leihen/ borgen verleihen schenken einladen besuchen willkommen heißen willkommen heißen vorstellen schenken kennenlernen bekannt sein stören belästigen entschuldigen verzeihen sich entschuldigen danken
Группа 10. Глаголы борьбы
нападать сражаться сопротивляться защищать поддаться выиграть проигрывать стрелять убить ранить нанести поражение angreifen kämpfen
Widerstand leisten verteidigen/ schützen nachgeben gewinnen verlieren schießen töten/ umbringen verwunden eine Niederlage beibringen/ zerschlagen

12 • 3500 немецких слов. Техника запоминания
Разбивка смысловых групп на блоки
Если число слов в группах увеличится до 30—50, что имеет место при разбивке глагольного минимума из 500 единиц на 10 групп, то такие группы являются слишком большими и не вос­
принимаются целиком нашей оперативной памятью. Мы теряем обзор в группе. Для обеспечения обзорности смысловые группы делятся на блоки. Блоки содержат слова, более тесно связанные между собой по смыслу. Например, среди глаголов группы дви­
жения можно выделить блок глаголов, выражающих скорость:
• спешить
• лететь
• ехать
• бежать
• идти
• ползти
• ускорять
• тормозить
• замедлять
Вы видите, что данный блок содержит слова, выражающие разные скорости от максимальной (лететь) до минимальной
(ползти), а также глаголы, выражающие изменение скорости
(ускорять, замедлять).
В названии блока содержится общее понятие, Объединяю­
щее отдельные слова. Например, среди глаголов мышления мож­
но выделить блок «процесс обучения»:
• изучать
• обучать
• объяснять
• понимать
• заучивать
• знать
• значить
• забывать
• ошибаться
• проверять
• исправлять
Этот перечень глаголов передает процесс обучения.

1 раздел. Смысловая классификация словарного минимума «13
Смысловая макроструктура
классификации
При разбивке смысловых групп на блоки получается следу­
ющая макроструктура, образованная из названий смысловых групп и смысловых блоков:
1. Глаголы стадии
1.1. Начало
1.2. Продолжение
1.3. Завершение
2. Глаголы движения
2.1. Виды движений
2.2. Движение вверх/ вниз
2.3. Скорость
2.4. Преследование
2.5. Цикл движения от начальной до конечной точки дви­
жения
2.6. Движение в воде
3. Глаголы наличия/ количества
3.1. Наличие/принадлежность
3.2. Нехватка
3.3. Добавление/ избыток
3.4. Сокращение/ потребление
3.5. Остаток/ сохранение
4. Глаголы положения
5. Бытовые глаголы
5.1. Жить
5.2. Работать
5.3. Есть/ пить
5.4. Одеваться
5.5. Спать/ приводить себя в порядок
5.6. Болеть
6. Глаголы чувства
6.1. Хорошее отношение
6.2. Плохое отношение
6.3. Горе/ радость
6.4. Гордость/ скромность

14 ч 3500 немецких слов. Техника запоминания
6.5. Уверенность/ сомнение
6.6. Старание/ лень
6.7. Оттенки эмоций
7. Глаголы восприятия и мышления
7.1. Восприятие мира
7.2. Обучение
7.3. Учебные операции
7.4. Логические операции
8. Рабочие операции -•,
8.1. Работать/делать
8.2. Готовить/ проверять
8.3. Операции, выполняемые рукой
8.4. Соединять/ закреплять
8.5. Закрывать/ открывать
8.6. Разрушать/ делить на части
8.7. Операции с водой
9. Глаголы общения
9.1. Говорить
9.2. Обращаться
9.3. Отвечать
9.4. Брать
9.5. Давать
9.6. Визит/ этикет
9.7. Нарушение этикета/ наказание
10. Глаголы борьбы
10.1. Нападать
10.2. Защищаться
10.3. Результат борьбы
10.4. Действия с оружием
Как уже говорилось ранее, макроструктуру классификации можно сравнить с библиотекой: отделы — это части речи, полки шкафа — это смысловые блоки, отдельные книги — это слова. В отделе (части речи) глагола имеется десять шкафов (десять групп).
В каждом шкафу имеются полки (блоки). В нашем случае в шка­
фах имеется разное количество полок. В первом шкафу (глаголы стадии) таких полок — три, во втором (глаголы движения) — шесть полок (блоков). Вам не нужно перебирать груду книг, что-

1 раздел. Смысловая классификация словарного минимума «15 бы найти нужную вам. Вы точно знаете, что выучили слово и мо­
жете перевести его на родной язык, но при выражении мысли на немецком с использованием этого слова оно к вам не приходит.
Вы же не можете перерыть все немецкие слова в своей памяти! А если вы и сможете это сделать, то сколько времени у вас уйдет на это? Ведь только минимум базового уровня содержит 3000 слов.
А продвинутый уровень должен иметь не менее 10 тысяч слов.
Используя же смысловую макроструктуру, вы делаете всего два выбора: 1) название группы, 2) название блока.
Блок в этой классификации является единицей изучения: он заучивается целиком, в нем одно слово поддерживает другое. С использованием макроструктуры вы можете воспроизвести все гла- голы за 20 минут. Многократное повторение слов в одной и той же последовательности переводит их в долговременную память.
Методика изучения глаголов минимума
с использованием смысловой
макроструктуры
Для достижения конечной цели — воспроизведение глаголов- как таблицы умножения — рекомендуется выполнить следу­
ющие задания:
1. Научитесь читать немецкие слова в блоках.
2. Научитесь переводить глаголы блоков с немецкого языка.
3. Научитесь переводить глаголы блоков с русского языка на немецкий.
4. Выучите смысловую макроструктуру наизусть (названия групп и блоков). ,
5. Выучите наизусть слова блоков с полным заполнением на русском языке.
6. Расскажите глаголы минимума на немецком языке наи­
зусть, опираясь на смысловую макроструктуру и на русские сло­
ва, заученные в блоке.
Первоначально вы воспроизводите немецкие слова с опо-
; рой на русские слова. Это очень важно, потому что в дальнейшем эта классификация используется для поиска немецкого слова,

16 3500 немецких слов. Техника запоминания соответствующего русскому слову. У начинающих изучать, да и в дальнейшем, мышление на родном языке играет важную роль для выражения мыслей на иностранном языке. Что касается понятий, заложенных в названиях групп и названиях блоков, то они оди­
наковы во всех языках. Именно благодаря тождественности макроструктур возможно понимание между людьми, говорящи­
ми на разных языках. Различается лишь форма выражения (зву­
ковой комплекс слова). Отдельные слова не соответствуют сто­
процентно их переводам на другой язык. Поэтому нужен контекст для уточнения значения слова, нужно предложение. Данная проб­
лема включает грамматику, многозначность, синонимичность слов и фразеологию (устойчивые сочетания).
7. Каждый блок имеет цифровое обозначение. Первая циф­
ра обозначает номер группы, а вторая — номер блока, наряду с обозначением словами.

Научитесь быстро преобразовывать словесное название бло­
ка в его цифровое обозначение. Например, 7.3. — это блок «учеб­
ные операции». Блок «движение вверх-вниз» имеет цифровое обозначение 2.2 (Группа 2, блок 2).
8. Возьмите по одному слову на русском языке из каждого
! блока (около 40 слов). Запишите отобранные слова в список по алфавиту. Научитесь определять по слову блок, к которому он от­
носится. Например, «писать» — это слово блока 7.3. (учебные операции) в группе глаголов мышления. Таким образом, если вы не можете перевести какое-то слово с русского языка на немец­
кий, то вы определяете, к какой группе и к какому блоку отно­
сится это слово. Затем прокручиваете в памяти этот блок, кото­
рый вы уже многократно повторяли, и находите нужное слово.
Заучивая слова в приведенной смысловой классификации, вы точно будете знать, что вы знаете. Вы получаете доступ к нуж­
ному слову, пользуясь смысловой макроструктурой.
Прилагательные и существительные имеют аналогичные смысловые макроструктуры, с помощью которых вы можете вы­
учить слова по описанной методике.

1 раздел. Смысловая классификация словарного минимума - 17
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом