Главная страница
qrcode

Антропология ДО и ЗО ГОТОВО. алтайский государственный университет


Названиеалтайский государственный университет
АнкорАнтропология ДО и ЗО ГОТОВО.doc
Дата30.09.2017
Размер181 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАнтропология ДО и ЗО ГОТОВО.doc
ТипРабочая программа
#39664
Каталогid40469362

С этим файлом связано 70 файл(ов). Среди них: УМКСоциальная антропология 15.09 редактировано 20.09.doc, 10.gif, 9.gif, autofagia_i_apoptoz.pdf, Khaydegger_i_vostochnaya_filosofia.pdf, Manipulyatory_soznaniem_-_G_Shiller.pdf и ещё 60 файл(а).
Показать все связанные файлы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УТВЕРЖДАЮ


Декан факультета социологии

___________________ О.Н. Колесникова

М.П.

«5» мая 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АНТРОПОЛОГИЯ
Специальность «Социология» (040201.65), специальность «Социальная работа» (040101.65), специальность «Организация работы с молодежью» (040104.65), «Прикладная информатика в социокультурной сфере» (080801.65)

Направление «Конфликтология» (040300.62)

Форма обучения очная, заочная


Барнаул 2011

Составитель: Коростелева О.Т., д.с.н., профессор; Калуцкий А.А., канд. культурол., ст. препод.
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС ВПО по специальности «Социология» (040201.65) утвержденный Министерством образования РФ «10» марта 2000 г.;

специальности «Социальная работа» (040101.65) утвержденный Министерством образования РФ «10» марта 2000 г.;

специальности «Организация работы с молодежью» (040104.65) утвержденный Министерством образования РФ «27» декабря 2005 г.;

специальности «Прикладная информатика в социокультурной сфере» (080801.65) утвержденный Министерством образования РФ «10» марта 2000 г.;

специальности «Конфликтология» (040300.62) утвержденный Министерством образования РФ «20» мая 2003 г.;
2Учебный план по специальности «Социология» утвержденный ученым советом факультета социологии «18» апреля 2007 г., протокол № 8

Учебный план по специальности «Социальная работа» утвержденный ученым советом факультета социологии «18» апреля 2007 г., протокол № 8

Учебный план по специальности «Организация работы с молодежью» утвержденный ученым советом факультета социологии «18» апреля 2007 г., протокол № 8

Учебный план по специальности «Информатика в социокультурной сфере» утвержденный ученым советом факультета социологии «18» апреля 2007 г., протокол № 8

Учебный план по направлению «Конфликтология» утвержденный ученым советом факультета социологии «20» декабря 2007 г., протокол № 5
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры

общей социологии

от «_28__» ___04_____2011 г., протокол № _2__
Заведующий кафедрой Попов Е.А._____________
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета социологии от 5 мая 2011 г., протокол № _5_
Председатель методической комиссии Чуканова Т.В.___________
Введение

Учебный курс «Антропология» во многом является авторским курсом, адаптированным для чтения студентам-социологам в I семестре дневного обучения. Будучи одним из первых по срокам преподавания в вузе гуманитарным предметом, антропология призвана сыграть важную роль в формировании у студентов базовых знаний о человеке и человеческом обществе, а также устойчивого интереса к центральным проблемам гуманитарной теории и методологии: к проблемам целостности и гармонизации человеческого бытия, диалога, понимания, значения и смысла. Обращение к данным проблемам вносит существенный вклад в реализацию принципа культуроцентричности образования, так как ориентирует студентов на рассмотрение любого аспекта человеческого бытия и любого элемента социальной жизни в герменевтическом, смысловом пространстве культуры, в мире культурных ценностей, значений и смыслов.

Структура курса складывается из трех тематических блоков:

1. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии;

2. Проблема социоантропогенеза;

3. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия.

При чтении курса и проведении семинарских занятий реализуется принцип сочетания серьезного изучения оригинальных работ, принадлежащих классикам социальной антропологии (К. Леви-Стросу, Л. Леви-Брюлю, Дж. Фрэзеру, В. Тэрнеру, Е.М. Мелетинскому, Э. Фромму, Й. Хейзинге, М. Элиаде и др.), с максимально свободным и заинтересованным обсуждением актуальных проблем самореализации и бытия человека в мире. Привлечение достаточно широкого этнографического материала не является самоцелью, а ориентировано в первую очередь на понимание родовой общности людей, принадлежащих к различным типам культур, а следовательно – на преодоление позиции этноцентризма и различных форм национальной нетерпимости. При этом, на наш взгляд, преподавание курса позволяет оптимальным образом учесть диалектику глобального, национального и регионального при изучении человека и общества. Ведь делая объектом своего изучения человека в контексте родной для него культуры (и неизбежно акцентируя момент ее уникальности, неповторимости, исключительности), социальная антропология демонстрирует наличие инвариантных, константных, архетипических форм бытия в мире, которые могут реализоваться и реализуются лишь при условии этнической и региональной уникальности.

Организационно-методический раздел

Курс предназначен для чтения студентам ФС (специальность – «социология», «социальная работа», «реклама», информатика в социокультурной сфере», «организация работы с молодежью») в I семестре.
Цель курса – ознакомление студентов с основными разделами и и проблемами антропологии, что является важнейшей составляющей профессиональной социологической и общегуманитарной подготовки.

Задачи курса:


  1. Сформировать у студентов целостное представление о человеке и гранях его экзистенции.

  2. Рассмотреть архетипические проявления человеческого бытия в контексте родной для человека культуры.

  3. Показать формы и механизмы социального опосредования бытия человека в мире.

Формой проверки усвоения знаний студентами является зачет.

Органичным продолжением данного курса для студентов-социологов должен стать предмет «Социальная антропология», читаемый в 5 семестре дневного и заочного отделений.

Тематический учебный план курса для студентов
дневной формы обучения







Наименование тем и разделов


Аудиторных занятий (час) в том числе

Самостоятельная работа

Всего

часов

лекции

семинары



Антропология как комплексное учение о человеке

2

-

2

4



Проблема социоантропогенеза в антропологии

4

2

6

12



Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия

2

-

2

4



Homo faber: самореализация и отчуждение в труде

2

2

4

8



Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов

2




2

4



Человек играющий в смысловом пространстве

2

2

4

8



Человек любящий: тема любви в антропологии

2

2

4

8



Природа и проявления человеческой агрессивности

2

2

4

8



Человек перед лицом смерти

2

2

4

8



Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения

4

-

4

8



Человек в современном мире

2

-

2

4




Всего:

26

12

38

76



Тематический учебный план курса для студентов
заочной формы обучения







Наименование тем и разделов


Аудиторных занятий (час) в том числе

Самостоятельная работа

Всего

часов

лекции

семинары



Антропология как комплексное учение о человеке

2

-

2

4



Проблема социоантропогенеза в антропологии

2

2

8

12



Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия

2

-

2

4



Homo faber: самореализация и отчуждение в труде

-

-

8

8



Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов

-

-

4

4



Человек играющий в смысловом пространстве бытия

-

-

8

8



Любовь и агрессия как модусы бытия человека в мире

2

2

12

16



Человек перед лицом смерти

2

2

4

8



Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения

-

-

8

8



Человек в современном мире

-

-

4

4




Всего:

10

6

60

76

Содержание курса



Тема 1. Антропология как комплексное учение о человеке.

Человек как целостное, универсальное существо, как космопсихобиосоциальное единство, как предмет междисциплинарного и межотраслевого исследования. Невозможность ограничить антропологию сферой собственно научного знания. Разделы антропологии (антропология религиозная, философская и научная), связь между ними. Проблемы и сложности создания единой науки о человеке. Гносеологическая и методологическая специфика изучения человека. Дискуссионный характер антропологической проблематики.

Тема 2. Проблема социоантропогенеза в социальной антропологии.

Основные модели антропогенеза в науке и философии. Эволюционная модель антропогенеза: этапы, механизмы и перспективы эволюции вида Homo Sapiens. Дискуссионные проблемы эволюции человека: проблема исторических сроков появления первых людей; проблема «недостающих звеньев» в эволюционной цепи; проблема очагов антропогенеза и др. Креационистская и космологическая гипотезы происхождения человека: их соотношение и концептуальное единство. Варианты сочетания различных моделей антропогенеза. Христианский эволюционизм П. Тейяра де Шардена. Проблема социогенеза в современной науке: биологические предпосылки и факторы.

Тема 3. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия.

Человек как целостное существо и грани его экзистенции. Основные «миры» герменевтического пространства человеческой жизни и диалоговые структуры их освоения. Мир повседневности как первичный, фундаментальный мир порождения культурных значений и смыслов. Большой и малый герменевтические круги жизненного мира человека. Формирование архетипических бинарных оппозиций в контексте человеческой жизни и смыслотворчества. Проблема соотношения сакрального и профанного бытия. Оппозиции «часть-целое», «центр-периферия», «мужское и женское начало» в архаичной культуре.

Тема 4. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде.

Труд как материальная основа производства и воспроизводства жизни на уровне повседневности. Человек в вещном мире материальной культуры. Проблема свободы творчества в сфере материального производства; причины и механизмы отчуждения человека в труде. Проблема противостояния человека и вещного мира (феномены порабощения человека вещами, «бунта» вещей и т.д.); социальное отчуждение в сфере производства и пути его преодоления. Культурно-исторические типы хозяйственной деятельности человека. Эволюция Homo faber в современном обществе.

Тема 5. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов.

Сознание как атрибут человеческой жизни. Многогранность и критерии оценки человеческого интеллекта и «духовности». Сознательное и бессознательное в человеческой психике; рациональное и иррациональное в духовном мире человека. Соотношение понятий «рассудок» и «разум», «дух» и «душа». Культурно-исторические варианты и формы идеального конструирования реальности в жизни человека и человечества. Единство индивидуального и общественного сознания. Интерсубъективный характер смыслотворчества.

Тема 6. Человек играющий в смысловом пространстве бытия.

Различные трактовки игры в современном гуманитарном знании: психологическая концепция Э. Берна, социально-ролевая Ч. Кули и Дж. Мида, философско-культурологические концепции М. Бахтина и Й. Хейзинги. Игра как форма реализации человеческой свободы и смыслотворчества, как переход с одной смыслообразовательной платформы на другую. Специфика игрового поведения, его место и роль в жизни человека и общества. Функции игры: социализирующая, компенсаторная, моделирующая, гармонизирующая и др. Проблема противопоставления игры и искренности. Эволюция игрового начала в современной культуре.

Тема 7. Человек любящий: тема любви в антропологии.

Любовь как способ реализации человеческой экзистенции. Сущность и смысл любви. Формы проявления и типы любви в жизни человека и человечества. Проблемы распада и патологии любви. Культурно-исторические типы семейно-брачных отношений.

Тема 8. Природа и проявления человеческой агрессивности.

Агрессивность как одна из граней человеческой экзистенции. Проблема соотношения биологического и социального, сознательного и бессознательного в агрессивном поведении человека: различные варианты трактовки. Агрессивность «доброкачественная» и «злокачественная» (по Э. Фромму), конструктивная и деструктивная. Проблема контроля и «снятия» агрессии в истории развития человечества. Бинарные оппозиции поведения как архетипическая основа человеческой агрессии.

Тема 9. Человек перед лицом смерти.

Проблема отношения человека к смерти: основные варианты ее постановки и решения. Формирование мифологических и религиозных представлений человека о смерти и бессмертии. Архетипические бинарные оппозиции «мир живых» и «мир мертвых»; «время и вечность»; «конечное и бесконечное». Герменевтика погребального обряда в культуре различных народов. Витальная значимость диалога с «миром мертвых» и гармонизация общества на традиционной основе. Современные философские, научные и паранаучные концепции смерти. Обращенность к небытию как предпосылка решения проблемы смысла жизни.

Тема 10. Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения.

Проблема понимания, значения и смысла как центральная проблема гуманитарного знания. Основные подходы к проблеме смысла жизни: структурно-функциональный, целевой и ценностный. Трудности, возникающие при данных переходах к смыслу жизни, и пути их разрешения. Жизнь как центральная ценность человеческого бытия.

Тема 11. Человек в современном мире.

Проблема постоянства человеческой природы. Архетипы бытия человека в мире и их социокультурные трансформации. Антропологические дилеммы современности: кризис национальной и личностной самоидентификации; потери и обретения себя человеком XX–XXI вв.

Учебный план курса



Тема 1. Антропология как комплексное учение о человеке. (Лекция – 2 часа)

Лекция:

  1. Человек как универсальное существо и предмет междисциплинарного исследования.

  2. Разделы антропологии, связь между ними.

  3. Проблемное поле современной антропологии.

Тема 2. Проблема социоантропогенеза в антропологии. (Лекции – 4 часа, семинары – 4 часа)

Лекция 1:

  1. Основные модели антропогенеза, их связь друг с другом.

  2. Современные представления об основных этапах и механизмах эволюции вида Homo sapiens.

  3. Дискуссионные проблемы эволюционизма в антропологии.

Лекция 2:

  1. Особенности и проблемы креационизма в антропологии.

  2. Космологическая гипотеза происхождения человека, ее основные варианты.

  3. Проблема социогенеза: биологические предпосылки и факторы.

Семинарское занятие

Эволюционная модель антропогенеза.

  1. Основные модели антропогенеза, их связь друг с другом.

  2. Современные представления об основных этапах и механизмах эволюции вида Homo sapiens.

  3. Дискуссионные проблемы эволюционизма в антропологии.

Тема 3. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия. (Лекции – 2 часа.)

Лекция:

  1. Человек как целостное существо, основные грани его экзистенции.

  2. Основные миры смыслового пространства человеческой жизни.

  3. Архетипические бинарные оппозиции, формирующиеся в процессе освоения человеком мира.

Тема 4. Homofaber: самореализация и отчуждение в труде. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа).

Лекция:

  1. Труд как материальная основа производства и воспроизводства человеческой жизни.

  2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде.

  3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности.

Семинарское занятие

  1. Мир повседневности и формирование архетипических бинарных оппозиций.

  2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде.

  3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности.

Тема 5. Homosapiens в мире культурных значений и смыслов. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

  1. Разумность как специфически человеческая черта.

  2. Проблема соотношения понятий «рассудок» и «разум», «дух» и «душа».

  3. Критерии оценки человеческого интеллекта и духовности.

Тема 6. Человек играющий в смысловом пространстве бытия.

(Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

  1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании.

  2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества.

  3. Игровой элемент в контексте современной культуры.

Семинарское занятие


  1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании.

  2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества.

  3. Игровой элемент в контексте современной культуры.

Тема 7. Человек любящий: тема любви в антропологии. (Лекции – 2 часа, семинары – 4 часа)

Лекция:

  1. Любовь как модус бытия человека в мире.

  2. Формы проявления и типы любви.

  3. Проблема распада любви. Патология любви.

Семинарское занятие


  1. Сущность и смысл любви.

  2. Формы проявления и типы любви.

  3. Проблема распада любви. Патология любви.

Тема 8. Природа и проявления человеческой агрессивности (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:


  1. Агрессивность как одна из граней человеческой экзистенции.

  2. Виды агрессивности.

  3. Проблема контроля и «снятия» агрессии в истории развития человечества.

Семинарское занятие


  1. Агрессия как модус бытия человека в мире: предпосылки и архетипические проявления агрессивности.

  2. Символы зла в контексте человеческой культуры.

  3. Проблема преодоления человеческой агрессии.

Тема 9. Человек перед лицом смерти. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

  1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения.

  2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии.

  3. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых и мир мертвых».

Семинарское занятие


  1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения.

  2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии.

  3. Герменевтика погребального обряда в культуре различных народов.

Тема 10. Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения (Лекции – 4 часа)

Лекция 1.

  1. Проблема понимания, значения и смысла в методологии гуманитарного знания.

  2. Системно-функциональный подход к проблеме смысла жизни: возможности и ограничения.

  3. Пути выхода человека из статусно-ролевого смысложизненного «тупика».

Лекция 2.

  1. Целевой подход к смыслу жизни: соотношение целей и средств их достижения.

  2. Ценностный подход к смыслу жизни: проблема утраты и поиска идеалов.

  3. Жизнь как высшая ценность и ориентир ценностного смыслотворчества.

Тема 11. Человек в современном мире (Лекции – 2 часа)

Лекция:

  1. Проблема исторической и культурной вариативности человеческого бытия.

  2. Архетипы человеческого бытия и их современные трансформации.

  3. Дилеммы родовой, национальной и личностной самоидентификации современного человека.

Примерный перечень вопросов для самостоятельной подготовки





  1. Перспективы создания единой науки о человеке.

  2. Специфические признаки человеческого бытия.

  3. Человек как творец и творение культуры.

  4. Варианты сочетания различных моделей антропогенеза.

  5. Борьба идей вокруг эволюционизма.

  6. Специфика человеческого общества в сравнении с формами социальности высших животных.

  7. Место и роль повседневности в жизни человека.

  8. Архетипические бинарные оппозиции освоения мира на уровне повседневности.

  9. Проблема существования искусственного интеллекта.

  10. «Позитивные» и «негативные» эффекты игрового поведения человека.

  11. Соотношение любви и агрессии как модусов человеческого бытия.

  12. Проблема степеней свободы для человека любящего.

  13. Проблема соотношения доброкачественной и злокачественной агрессии.

  14. Проблема примирения человека с неизбежностью смерти.

  15. Проблема бессмертия, особенности ее постановки и решения в религиозном, научном и паранаучном сознании.

  16. Семантика погребального обряда в культуре различных народов.

  17. Пути и возможности преодоления агрессии в современном российском обществе.

  18. Проблема смысла жизни в философии, антропологии и социологии.

  19. Архетипы человеческого мышления и поведения в контексте массовой культуры современного общества.

Примерные темы курсовых работ





    1. Соотношение глобального, национального и индивидуального в человеке.

    2. Соотношение социальной антропологии и социологической науки.

    3. «Недостающие звенья» в эволюционной цепочке происхождения человека.

    4. Связь «мира повседневности» с другими «мирами» смыслового пространства бытия.

    5. Особенности взаимодействия современного человека с вещным миром материальной культуры.

    6. Тенденции изменения духовного мира человека в эпоху постмодернизма.

    7. Игровой элемент в политической культуре.

    8. Символы мужского и женского начала в истории культуры.

    9. Соотношение «естественного» и «искусственного» в процессе освоения человеком мира.

    10. «Сакральное» и «профанное» в архаичной и современной культуре.

    11. Механизмы социального обсуждения в архаичном и современном обществе.

    12. Агрессивное поведение: биологические и социальные предпосылки.

    13. Смысловое пространство бытия: инварианты и культурно-историческая специфика.

    14. Разумность и рассудочность в системе ценностей современной культуры.

    15. Формы взаимодействия человека с природой: история и современность.

    16. Парадоксальность как атрибут бытия человека в мире.

    17. Эволюция Homo faber в постиндустриальном обществе.

    18. Антропоцентризм как черта русской духовной культуры.

    19. Соотношение универсального и индивидуального в человеческом бытии.

    20. Современная эпоха как эпоха социально-антропологической напряженности.

Вопросы к зачету по антропологии





  1. Антропология как комплексное учение о человеке: разделы антропологии.

  2. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии.

  3. Место и роль антропологии в системе социогуманитарного знания.

  4. Эволюционная модель антропогенеза: основные факторы, механизмы, исторические вехи.

  5. Теологическая и космологическая модели антропогенеза: их общие черты и специфика.

  6. Человек как целостное существо и грани его экзистенции.

  7. Основные «миры» смыслового пространства человеческого бытия и связь между ними.

  8. Основные принципы диалога и формы их реализации в смысловом пространстве культуры.

  9. Homo faber: проблема самореализации и отчуждения человека в труде.

  10. Человек играющий в смысловом пространстве бытия: различные варианты трактовки игры.

  11. Место и роль игры в жизни человека и человеческого общества.

  12. Игровой элемент в контексте современной культуры.

  13. Человек любящий. Сущность и виды любви.

  14. Агрессия как модус бытия человека в мире, ее место и роль в жизни человека и общества.

  15. Виды, формы проявления и пути преодоления человеческой агрессивности.

  16. Проблема отношения человека к смерти: основные варианты ее постановки и решения.

  17. Мифологические и религиозные представления человека о смерти и бессмертии.

  18. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых» и «мир мертвых».

  19. Структура мифа как проблема социальной антропологии.

Учебно-методическое обеспечение курса



Основная литература:

1. Хасанова Г.Б. Антропология : учеб. пособие для вузов / Г. Б. Хасанова. - М., 2007.

  1. Лукьянова И.Е. Антропология : уч. пособие/И. Е. Лукьянова, В. А. Овчаренко ; под ред. Е. А. Сигиды. - М., 2009.

Дополнительная литература:

  1. Бесчасная А.А. Дети-индиго-пришельцы из космоса?//Человек - №3, 2008 г.

  2. Борзенков В.Г. О природе человека//Человек-№2, 2008 г.

  3. Борзенков В.Г. Дарвинизм на пути к новому синтезу//Человек-№6, 2008 г.

  4. Беспалов О.В. Человек и опыт смерти. Интерпретация современного искусства//Человек-№6, 2009 г.

  5. Денисова Т.Ю. Смерть-предельное одиночество?//Человек-№5, 2008 г.

  6. Ликанов А.А. Гениальность. Божий дар или наказание?//Человек-№1, 2008 г.

  7. Летов О.В. Человек и «сверхчеловек»: этические аспекты трансгуманизма//Человек-№1, 2009 г.

  8. Мальцева А.П. Мифологическое сознание как основание и условие ответственности//Человек-№4, 2009

  9. Тищенко П.Д. Институт человека как философская идея//Человек-№6, 2008 г.

  10. Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Отв. ред. М.С. Киселева., М., 2008 г.

11. Хомутов А.Е. Антропология : учеб. пособие / А. Е. Хомутов. - 2-е изд.. - Ростов н/Д, 2003.



перейти в каталог файлов


связь с админом