Главная страница
qrcode

Арбитраж .ответы. Апп как самостоятельная отрасль права


НазваниеАпп как самостоятельная отрасль права
АнкорАрбитраж .ответы.doc
Дата23.11.2016
Размер0,71 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаArbitrazh_otvety.doc
ТипДокументы
#7767
страница1 из 10
Каталогid11686940

С этим файлом связано 4 файл(ов). Среди них: Milovidova_Vi_-_Palitra_snov_2009.pdf, otvety_kommercheskoe_34.doc, Arbitrazh_otvety.doc, KPRF.rar, Istoria_soobscheniy.docx.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. АПП как самостоятельная отрасль права.


Почему арбитражное процессуальное право самостоятельная отрасль права.

Арбитражное право в разное время по-разному квалифицировали. И как самостоятельную отрасль, и как подостраль гражданского процессуального права, и как подотрасль хозяйственного права. Теперь же главная позиция – что это самостоятельная отрасль.

Наличие самостоятельного предмета правового регулирования.

Предмет арбитражного процессуального права – это процессуальные отношения, связанные с рассмотрением экономических споров.

Понятие экономического спора в следующей теме более подробно рассмотрим. Экономические споры – это споры, связанные с осуществлением предпринимательства (самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск, деятельность, направленная на извлечение прибыли – в ГК есть понятие закреплённое).

Метод правового регулирования – тот же, что и в гражданском процессе.

Диспозитивно-разрешительный метод, или диспозитивно-императивный.

С одной стороны, метод разрешительный или императивный он потому, что состав, виды процессуальных действий и условия их совершения жёстко и императивно установлены АПК РФ. То есть, к примеру, в арбитражный суд можно отправить исковое заявление (а не ходатайство, скажем), и чётко требования к нему устанавливаются – иначе его могут оставить без движения и установят срок до исправления.

С другой стороны, он является диспозитивным, потому что само совершение процессуальных действий – обращение в суд, последующее движение дела – определяются действиями лиц, участвующими в деле. Само заинтересованное лицо обращается в суд.
Арбитражное процессуальное право имеет собственную упорядоченную структуру, состоящую из общей части, особенной части, которые в свою очередь подразделяются на правовые нормы, институты, объединения институтов и подотрасли арбитражного процессуального права.
Арбитражное процессуальное право имеет собственный источник – АПК РФ 2002 года.
Таким образом, все признаки отрасли права налицо.
От гражданского процесса арбитражное процессуальное право мы обособляем по предмету правового регулирования, то есть здесь мы будем обращать внимание на то, что эти процессуальные отношения связаны именно в экономическими спорами и обращаем внимание на субъектный состав этих споров (по общему правилу эти субъектные составы – это организации (юридические лица) и индивидуальные предприниматели). Потом подробнее об этом будем говорить.



  1. Принципы арбитражного процесса.

Принципы арбитражного процесса – это основополагающие правовые идеи, закреплённые в нормах арбитражного процессуального права и определяющие содержание арбитражных процессуальных отношений.

Традиционно принципы подразделяют на:

1) организационные – это принципы судоустройства, принципы организации арбитражной судебной власти, и

2) функциональные – это принципы отправления правосудия по арбитражным делам.

Принцип назначаемости на должность.

Означает следующее: все судьи системы арбитражных судов на должность назначаются. Председатель, заместители председателя и судьи Высшего Арбитражного Суда на должность назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Остальные судьи системы арбитражных судов назначаются на должность Президентом по представлению Председателя ВАС с учётом мнения законодательных органов субъектов Российской Федерации.
Принцип несменяемости судей.

Он таков же, как и в других отраслях права.
Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении арбитражных дел.

Здесь есть два существенных и серьёзных отличий от гражданского процесса.

Во-первых, общее правило, предусмотренное частью 1 статьи 17 АПК РФ – все дела в первой инстанции рассматриваются судьёй единолично. Исключение составляют – коллегиально в составе трёх профессиональных судей – в статье 17 АПК РФ предусмотрено по первой инстанции: дела, отнесённые к подсудности ВАС, дела об оспаривании нормативных правовых актов, в некоторых ситуациях, например, суд кассационной инстанции может направить в суд первой инстанции с указанием о необходимости его коллегиального рассмотрения.

Статья 17 предусматривает, что в суде по интеллектуальным спорам тоже будут рассматриваться коллегиально.

В ГПК РФ пока только формальная норма есть в отношении возможности рассмотрения дел в коллегиальном рассмотрении – но, по большому счёту, там таковые дела только об избирательных комиссиях.
Есть институт арбитражных заседателей. Имеется он достаточно давно, есть ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов РФ», подписан президентом 30 мая 2001 года 70-ФЗ. В него несколько раз вносили изменения.

Статья 19 АПК РФ. Арбитражные заседатели могут привлекаться в случаях: в связи с особой сложностью дела или в связи с необходимостью особых познаний. Раньше этот институт использовался единственно в целях затягивания дела.

В 2009 году изменили регулирование этого института – АПК не предусматривает жёсткой необходимостью – суд может, а не обязан, их привлекать. И не позднее, чем за месяц до первого заседания нужно заявить ходатайство о привлечении арбитражных заседателях. И также решена проблема, что делать, если не являются в судебное заседание арбитражные заседатели – в общем, придумали несколько способов не затягивать и чтобы им не злоупотребляли.

Некоторые категории дела – в частности, из публичных правоотношений – рассматривается без привлечения арбитражных заседателей.

Схема того, откуда берутся арбитражные заседатели достаточно сложная. Есть списки арбитражных заседателей, которые утверждает Пленум (которые сперва представляются общественными организациями и прочими, эти списки – в субъектах формируются, потом передаются в Пленум ВАС и он их утверждает).

В не первых инстанциях не участвуют арбитражные заседатели.

Дела в других – кроме первой – инстанциях всегда только коллегиально.
Принцип независимости.

Здесь тоже всё понятно.
Принцип равенства перед законом и судом.

Здесь всё понятно.
Принцип гласности.

Здесь два момента – один простой, другой непонятный.

Который простой.

Статья 11 АПК РФ предусматривает, что разбирательство дел в арбитражных судах открытое. Закрытое возможно только в случаях, предусмотренных в части 2 статьи 11 АПК РФ (если разгласится государственная тайна, или коммерческая тайна по ходатайству сторон…).

Теперь непонятный момент.

Открытое предполагает возможность появления так называемой «публики». Статья 11 АПК предусматривает открытое судебное разбирательство – то есть возможность явки любого лица в любое заседание при соблюдении порядка. Но открытое оно, конечно, открытое – но пройдёте вы туда пройдёте только если пристав пропустит, а в некоторых случаях – если есть какие-то полномочия…

Так что не настолько оно открытое, как могло бы быть.
Принцип государственного языка судопроизводства.

Статья 12 АПК РФ. Здесь всё достаточно просто.

Государственный язык – потому что судопроизводство во всех арбитражных судах ведётся на русском языке, государственном языке РФ. Лицам, не владеющим русским языком, предоставляется переводчик.

Это принцип не национального языка (как в гражданском процессе), а государственного – только русский.
Функциональные принципы.

Одним из основных судопроизводственных принципов является:

Принцип диспозитивности.

Действует как в гражданском процессе, так и в арбитражном. Метод у нас императивно-диспозитивный. Диспозитивный – это свобода для сторон распоряжаться своими материальными и процессуальными правами.

Инициирование процесса целиком и полностью зависит от воли лица. Исключение – в некоторых случаях может быть инициировано производство по заявлению прокурора (но там только в защиту публичных образований). Движение процесса, совершение процессуальных действий также зависит от усмотрения заинтересованных лиц (экспертиза по собственной инициативе арбитражный суд не имеет право). Переход из одной стадии в другой также зависит от усмотрения сторон (есть апелляционная жалоба – будет апелляционное рассмотрение).

Материальные права: принять меры к мирному урегулированию спора (мировое соглашение, медиатор…)…
Принцип состязательности.

Статья 9 АПК РФ.

Наличие независимого от сторон юрисдикционного органа, наличие сторон с разными интересами и равными правами…

Принцип процессуального равноправия – стороны наделяются одинаковыми процессуальными правами, в одинаковой степени заявлять ходатайства…
Принцип сочетаемости устности и письменности.

Здесь, как и в гражданском процессе, судоговорение (судопроизводство) осуществляется в устной форме, но все важные моменты находят своё отражение в письменной форме – в судебном протоколе, в ходатайстве…

С 2009 года в арбитражном процессе осуществляется аудиозапись каждого судебного заседания.

Предметом рассмотрения в арбитражных судах являются экономические споры, которые вытекают из соответствующих положений, которые требуют подтверждения официальными письменными документами.

Поэтому иногда говорят, что здесь письменность доминирует, потому что в качестве доказательств используются определённые документы по содержанию и форме. Не как в гражданском процессе – нельзя иными способами подтвердить (свидетельские показания там нельзя…).
Принцип непосредственности судебного разбирательства.

Статья 10 АПК РФ, определяя способ и форму исследования доказательств говорит о том, что арбитражный суд должен непосредственно исследовать все доказательства по делу.
Принцип непрерывности.

Он имеет несколько иное содержание в арбитражном процессе. Иногда даже говорят, что его как такового и нет.

В частности, в АПК нет запретов, которые бы не давали во время перерывов рассматривать другие арбитражные дела (в гражданском процессе – обязанность суда не отвлекаться от рассмотрения одного гражданского дела).

Непрерывность предполагает в том числе рассмотрение дела неизменным составом суда. Это правило действует и в арбитражном процессе – дело рассматривается неизменным сосатвом суда, замена судьи только по основаниям, предусмотренным законом и если замена – то с самого начала должно быть судебное разбирательство.

Статья 18 часть 5 АПК РФ – совершение процессуальных действий в случаях, не терпящих отлагательства, в том числе принятие искового заявления или заявления и возбуждение производства по делу, рассмотрение заявления об обеспечении иска, отложение судебного разбирательства, одним судьёй вместо другого судьи в порядке взаимозаменяемости не является заменой судьи.
Принцип арбитрирования.

Означает содействие арбитражного суда мирному урегулированию спора. В теории к этому принципу достаточно сложное отношение.

Когда были органы государственного арбитража – там всё было понятно, потому что государственный арбитр рассматривался именно как арбитр и его задачей не являлось рассмотрение спора по существу, а сблизить позиции сторон так, чтобы решение удовлетворяло обе стороны.

Теперь к этому принципу стали относиться сложнее – ведь это же правосудие, нужно рассматривать дело по существу, разрешать его. И считается, что это противоречие – либо разрешать по существу, либо мирить.

Считается, что это – вспомогательная задача, разъяснить возможность мирного урегулирования.

Судья на стадии подготовки к судебном заседанию объясняет сторонам, что они могут окончить дело миром (обратиться к посреднику, отказаться от иска истцу, согласиться с иском ответчику…).
3.Стадии арбитражного процесса.

Стадии арбитражного процесса – это определённая совокупность процессуальных действий, направленных к достижению определённой процессуальной цели.

Соответственно, выделяют следующие стадии:

1 стадия. Стадия возбуждения производства по делу.

Глава 13 АПК РФ предусматривает регулирование процессуальных действий на этой стадии. Начинается с момента поступления искового или иного заявления в суд и заканчивается возвращение или принятием искового заявления.

2 стадия. Стадия подготовки дела к судебном разбирательству.

Глава 14 АПК РФ. Задачей является совершение определённого количества подготовительных действий, предварительное заседание обязательно и решение о готовности к судебном разбирательству.

3 стадия. Стадия судебного разбирательства.

Как и в гражданском процессе, о ней говорят как о центральной стадии, ибо основная задача по разрешению определяется ею.

4 стадия. Стадия проверки законности и обоснованности постановлений в апелляционном порядке.

Глава 34 АПК РФ. Проверка законности и обоснованности постановлений, не вступивших в законную силу.

5 стадия. Стадия проверки законности и обоснованности судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Глава 35 АПК РФ. Кассационный пересмотр, которым занимаются суды округов.

6 стадия. Стадия пересмотра судебных постановлений в надзорном порядке.

Глава 36 АПК РФ. Высший арбитражный суд, конкретно – Президиум ВАС, при наличии достаточно сложных оснований в рамках достаточно сложной процедуры.

7 стадия. Стадия пересмотра судебных постановлений по новым или вновь открывшихся обстоятельств.

Глава 37 АПК РФ. Перечень таковых обстоятельств закрепляется.

8 стадия. Исполнение судебных актов.

Раздел IV АПК РФ – исполнение судебных актов.

Два стандартных подхода: исполнительное производство – самостоятельная отрасль права (комплексная, так как много других: административного (структура и т.д.), гражданского (проведение торгов), процессуального (поворот в исполнении судебного акта…). Второй подход – это всё же стадия, в нашем случае, арбитражного процесса, поскольку лицо обращается не просто за судебным решением, но за судебной защитой, такова позиция Европейского Суда и Конституционного Суда (ЕСПЧ написал, что тогда бы беспредметным было бы разбирательство без исполнения).

Система действий по исполнению конкретного решения суда – это стадия арбитражного процесса.
4.Досудебный порядок урегулирования споров ,последствия его несоблюдения.

Доарбитражное урегулирование споров – это система мер, выполняемых организациями и предпринимателями, и заинтересованными лицами, права которых предположительно нарушены, для непосредственного разрешения возникшего конфликта до обращения в арбитражный суд.

В системе государственного арбитража раньше претензионный порядок был обязательным для рассмотрения дел. До этого надо было предложить стороне исполнить обязательство, и только потом можно было обращаться.

После 1995 года претензионный порядок для всех категорий дел не сохранился – есть только в ряде случаев, закреплённых либо в законе, либо в договоре.

Досудебный порядок сохранился теперь только для случаев, предусмотренных законом или соглашением сторон.

К примеру, статья 129 АПК РФ «Возвращение искового заявления». В неё сказано, что арбитражный суд возвращает исковое заявление, если не устранены обстоятельства, по каким давали время на то, чтобы исправить недостатки. Пункт 8 части 2 статьи 125 АПК – требование об обязательном претензионном порядке.

Статья 452 ГК РФ предусматривает, что требование о расторжении или изменении договора может быть заявлено в суд только если сторона отказала или в определённый срок не ответило и не исполнило обязательство. Статья 120 Устава Железнодорожного транспорта, также предусматривает, что до предъявления к перевозчику иска необходимо направить претензию. Закон о связи, закон о почтовой связи также предусматривает такие ситуации.

НК РФ также предусматривает досудебный порядок – сначала требуется подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, если вы обжалуете деяния налогового органа.

Стороны в соглашении могут указать, что сперва они попробуют мирно урегулировать споры. При этом должно явно быть предусмотрено, оговорено это.

Последствия. На стадии возбуждения дела – это остановление без движения, потом – оставление иска без рассмотрении.
5.Система арбитражных судов РФ.

Она определена ФКЗ «Об арбитражных судов РФ» от 28 апреля 1995 года.

Система арбитражных судов является четырёхзвенной.

Эту системы образуют:

  • Высший арбитражный суд РФ (ВАС РФ).

  • Федеральные арбитражные суды округов.

  • Арбитражные апелляционные суды.

  • Арбитражные суды субъектов РФ.

Правда, сравнивая системы арбитражных судов с судами общей юрисдикции (их там четыре звена тоже). Как правило, звенья в общей юрисдикции многофункциональны, а в арбитражном – узкоспециализированы.
Высший арбитражный суд РФ.

Он состоит из Пленума, у Пленума достаточно широкий спектр организационных полномочий, в том числе дача руководящих разъяснений в виде постановлений Пленума.

Президиум ВАС. Тоже определённое количество организационных полномочий. Президиум ВАС – это единственная в система арбитражных судов надзорная инстанция, которая занимается пересмотром судебных постановлений, вступивших в законную силу.

С 2012 года в системе общей юрисдикции тоже только одна надзорная инстанция (правда, там спорные моменты, ибо надзор от кассация не шибко отличаются).

В составе ВАС действуют коллегии: коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

ВАС является также и судом первой инстанции – эти коллегии рассматривают некоторые категории дел по первой инстанции. Сравнительно небольшой и исчерпывающий перечень дел, рассматриваемых по первой инстанции (дела по экономическим спорам между субъектами РФ, между субъектами РФ и самой РФ и дела об оспаривании нормативных и ненормативных актов Президента, Правительства, Государственной Думы, федеральных министерств и ведомств).
Федеральные арбитражные суды округов.

Узкоспециализированное звено, пересмотр в кассационном порядке постановлений арбитражных судов, вступивших в законную силу.

То есть единственная в системе арбитражных судов кассационная инстанция – то это суды округов. В системе общих судов функции кассации выполняют президиумы судов субъектов и ещё в ВС РФ тоже.

По первой инстанции суды округов рассматривают одну-единственную категорию дел: дела о присуждении компенсации за нарушение права на разбирательства дела в разумный срок (про разумный срок, в общем). Кассации для этих дел нет, их можно только по надзору проверить, и они сразу вступают в силу.

Эти округа – это округа арбитражные округа, их перечень и границы определены в ФКЗ «Об арбитражных судах РФ».

Мы в юрисдикции центрального округа. В Брянске расположены, туда же многие ещё области входят.

Структурно состоит из Президиума, выполняющего организационные функции, и двух коллегий: коллегий по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и коллегий по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Коллегии занимаются рассмотрением дел в кассационном порядке.
Арбитражные апелляционные суды.

Тоже специализированное звено, поскольку занимается проверкой судебных актов в апелляционном порядке и только ею.

19 арбитражный апелляционный суд на Плехановской расположен, на пять областей у него компетенция располагается.

Структурно состоит из Президиума и двух коллегий (по гражданским и из административных правоотношений).

Проверяют акты, не вступившие в законную силу.

Закон об арбитражных судов предусматривает возможность создания арбитражных судебных присутствий. Это что-то вроде «филиала» суда, это чтобы вне местонахождения суда можно было рассматривать дела.
Арбитражные суды субъектов РФ.

Не бывает районных и городских судов (за исключением арбитражных судов Москвы и Санкт-Петербурга, но это тоже суды субъектов).

Их функция – рассмотрение дел, подведомственных арбитражным судам, по первой инстанции.

Компетенция по рассмотрению дел по первой инстанции распределяется между АС и ФАСО (суды округов), поэтому всё, что не рассматривают вышестоящие – рассматривают по первой инстанции суды субъектов.
В декабре 2011 года в ФКЗ «Об арбитражных судах» внесены изменения, и в АПК РФ тоже, которые предусматривают возможность создания специализированных арбитражных судов и, в частности, не позднее 13 февраля 2013 года – суда по интеллектуальным правам.

Это будет в системе арбитражных судов самостоятельное специализированное звено, которое в отношении этих сферах будет выполнять функции как первой инстанции, так и кассационной инстанции, а надзор – ВАС.

Предусмотрено ФКЗ возможность создания специализированных судов, так что, возможно создание других судов (в частности, много говорят о создании административных судах).
6.Компетенция и структура ВАС РФ.

 

1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации:

 

1) рассматривает в пределах своей компетенции, определенной федеральным законом, дела в качестве суда первой инстанции;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

 

4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров;

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

 

5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

 

6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

 

7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

 

8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

 

9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

 

9.1) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

 

10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами.

 

2. Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

 

3. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:


  • (см. текст в предыдущей редакции)

  • Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

  • Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;




  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

 

2. В составе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

7.Компетенция и структура ФАСО.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Федеральные арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

1. Федеральный арбитражный суд округа действует в составе:

  • (см. текст в предыдущей редакции)

  • президиума федерального арбитражного суда округа;

  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;




  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

 

2. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе федерального арбитражного суда округа могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.


Полномочия федерального арбитражного суда округа
Федеральный арбитражный суд округа:
 

проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

 

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

 

изучает и обобщает судебную практику;

 

подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

 

анализирует судебную статистику;

 

рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.
8.Компетенция и структура арбитражного апелляционного суда.

Тоже специализированное звено, поскольку занимается проверкой судебных актов в апелляционном порядке и только ею.

Структурно состоит из Президиума и двух коллегий (по гражданским и из административных правоотношений).

Проверяют акты, не вступившие в законную силу.

Закон об арбитражных судов предусматривает возможность создания арбитражных судебных присутствий. Это что-то вроде «филиала» суда, это чтобы вне местонахождения суда можно было рассматривать дела.
Арбитражный апелляционный суд действует в составе:

  • президиума арбитражного апелляционного суда;




  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

 

2. В составе арбитражного апелляционного суда по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.


Полномочия арбитражного апелляционного суда
Арбитражный апелляционный суд:

 

1) проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

 

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

 

3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

 

4) изучает и обобщает судебную практику;

 

5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

 

6) анализирует судебную статистику.
9.Компетенция и структура арбитражного суда субъекта РФ.

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

 

2. На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

 

3. Арбитражные суды в Российской Федерации создаются федеральным законом.
 

Состав арбитражного суда субъекта Российской Федерации
 

1. В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. В арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

(см. текст в предыдущей редакции)

 

2. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.
 

Статья 36. Полномочия арбитражного суда субъекта Российской Федерации


  • Арбитражный суд субъекта Российской Федерации:




  • рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;

  • (см. текст в предыдущей редакции)




  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;




  • обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;




  • изучает и обобщает судебную практику;




  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;




  • анализирует судебную статистику.


10.Критерии определения подведомственности .
Три аспекта подведомственности.

Первый – это относимость определённого круга дел к компетенции арбитражных судов.

Здесь мы могли бы сказать следующее – есть определённый объём правовых споров и конфликтов и есть определённые юрисдикционные органы, в том числе и арбитражный суд – и нужно решить, какие именно органы должны рассматривать спор.

Второй аспект – подведомственность рассматривается как институт арбитражного права (совокупность норм), устанавливающих правила определения круга дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Третье, традиционное значение подведомственности.

Подведомственность рассматривают как предпосылку права на предъявление иска.

Правда, в этой трактовке есть один нюанс. При разработке АПК и ГПК было два подхода к возможности ограничения права на судебную защиту. В гражданском процессе исходили из того, что отказ от принятия искового заявления – это значит, что нет права, которое надо защитить, да и отказ процессуально оформляется и можно быть обжалован.

Есть глава 13 АПК РФ. Разработчики АПК исходили из того, что право на обращение в суд ограничивать нельзя. Поэтому итоговое решение по делу, делающее невозможным обжалования – этого нет.

Поэтому в АПК РФ нет термина «отказ в принятии искового заявления».

Вывод: с одной стороны, подведомственность – это предпосылка, всё равно предпосылка, даже если нет отказа в принятии искового заявления, ведь есть прекращение производство по делу в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражных судах на стадиях подготовки дела к рассмотрению.
Статья 27 АПК РФ.

Критерии подведомственности споров арбитражным судам.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов


связь с админом