Главная страница

Белый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория. Б. И. Белый тест роршаха. Практика и теория под редакцией Л. Н. Собчик


Скачать 4,18 Mb.
НазваниеБ. И. Белый тест роршаха. Практика и теория под редакцией Л. Н. Собчик
АнкорБелый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория.pdf
Дата24.10.2017
Размер4,18 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBely_B_I_Test_Rorshakha_Praktika_i_teoria.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44277
страница1 из 19
Каталогid37808137

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: Вовк і семеро козенят.ppt.ppt, Бременскі музиканти.ppt.ppt, Бедлер Р., Гриндер Д., Сатир В. - Семейная терапия и НЛП - 1999., Analiz_rechevoy_kommunikatsii.pdf, Skazka_v_treninge_Stishenok.pdf и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Закладка
Б. И. Белый ТЕСТ РОРШАХА. ПРАКТИКА И ТЕОРИЯ под редакцией Л. Н. Собчик

КАСКАД Санкт-Петербург 2005
ББК88.3 Б Белый Б. И. Б Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Л. Н. Собчик. — СПб.: ООО Каскад, 2005. - 240 с.
ISBN 5-902877-01-6 Основной целью данной работы является выявление механизма связей между особенностями восприятия пятен в тесте
Роршаха и отдельными личностными характеристиками. В монографии подробно изложен использованный автором способ трактовки результатов теста. Собственные наблюдения автора включают обследование тестом здоровых детей и взрослых, олигофренов и детей с задержкой психического развития, больных опухолями мозга, атеросклерозом, шизофренией и алкогольным делирием.
ББК 88.3
ISBN
5-902877-
01-6
© Б. И. Белый, 1992 Л. Н. Собчик, 1992
© П. В. Борозенец, обложка,
2004 Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ ....................................................................................... 5 От издателей ...................................................................................... 6 Глава 1. ГЕРМАН РОРШАХ И ЕГО ТЕСТ ............................................ 7 1.1. Об авторе методики ........................................................................... 7 1.2. Основные положения теста Роршаха ............................................... 8 1.3. Распространение методики ............................................................. 10 Глава 2. ШИФРОВКА ОТВЕТОВ ......................................................... 12 2.1. Проведение эксперимента. 12 2.2. Определение ответа ......................................................................... 15 2.3. Локализация ответов ....................................................................... 18 2.4. Детерминанты .................................................................................. 28 2.5. Содержание ответов ........................................................................ 36 2.6. Оригинальность ответов ................................................................. 37 2.7. Оценка уровня формы ..................................................................... 38 2.8. Расчеты ............................................................................................. 43 2.9. Особые феномены ........................................................................... 46 Глава 3. СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕСТА РОРШАХА (обзор литературы) ..........................................53 3.1. Тип восприятия ................................................................................ 53 3.2. Процент ответов с четкой формой (F+%) ...................................... 58 3.3. Тип переживания ............................................................................. 59 3.4. Другие показатели ........................................................................... 68 3.5. ............................................................................................................ Оценка содержательной стороны ответов и психоаналитическая символика. 72 3.6. Проективная гипотеза и оценка теста Роршаха как личностной методики ....................................................................... 75 Глава 4. ТОЛКОВАНИЕ ПЯТЕН РОРШАХА ЗДОРОВЫМИ ВЗРОСЛЫМИ ИСПЫТУЕМЫМИ ........................................................ 82 Глава 5. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЯТЕН РОРШАХА БОЛЬНЫМИ С ОПУХОЛЯМИ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА ....................... 85 Глава 6. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТА РОРШАХА ПРИ ОРГАНИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА ..................................... 110 Глава 7. ДИНАМИКА ЗРИТЕЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЕМАЯ ПО МЕТОДУ РОРШАХА У ДЕТЕЙ
ОТЗ ДО 12 ЛЕТ ...................................................................................... 119 Глава 8. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТА РОРШАХА В ДИАГНОСТИКЕ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОЛИГОФРЕНИИ ............................................................................... НО Глава 9. ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТА ПО РОРШАХУ ...........................151 Глава 10. СОПОСТАВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ПЯТЕН РОРШАХА С ХАРАКТЕРОМ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА ............................................................................. 159 Глава 11. ТЕСТ РОРШАХА И ШИЗОФРЕНИЯ ................................. 167 11.1. Обзор литературы ........................................................................ 167 11.2. Интерпретация пятен Роршаха больными с вялотекущей психопатоподобной шизофренией и больными шизофренией с апато-абулическим дефектом ........................................................... 170 11.3. ........................................................................................................ Интерпретация пятен Роршаха больными с бредовыми формами шизофрении ................................................................................................ 190 Глава 12. ПОКАЗАТЕЛИ ТЕСТА РОРШАХА У БОЛЬНЫХ С АЛКОГОЛЬНЫМ ДЕЛИРИЕМ ..................................................221 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 224 ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................... 228
ПРЕДИСЛОВИЕ Введение в практику теста Роршаха явилось одним из крупных достижений психологии XX в. Автору теста удалось создать чрезвычайно тонкий и многосторонний инструмент, позволяющий судить о разнообразных аспектах личности по характеру восприятия бесструктурных зрительных стимулов. Залет, прошедших после выхода книги Г. Роршаха Психодиагностика, в литературе скопился огромный фактический материал, касающийся особенностей восприятия у здоровых людей разного возраста и у психически больных. Полученные данные в основном подтвердили правильность исходных положений автора теста, однако объяснение механизмов связи между способами восприятия зрительных стимулов и отдельными свойствами личности требовало новой разработки с учетом современных воззрений на работу мозга. Именно эту проблему и попытался решить автор настоящей монографии. Диапазон наблюдений автора достаточно широк. Им обследовано 1234 испытуемых детей и взрослых, здоровых и психически больных, пациентов с опухолями мозга, церебросклерозом и с разными степенями задержки психического развития. В монографии доходчиво изложены сложные теоретические проблемы. Автор впервые отошел от традиционных психологических трактовок и предложил оригинальное толкование теста Роршаха с анатомо-физиологических позиций. Им получены новые данные относительно механизмов организации зрительного восприятия в полушариях головного мозга, выявлены закономерности созревания отдельных мозговых структур в онтогенезе, прослежены связи между особенностями зрительного восприятия и характером электроэнцефалограмм. Помимо научной ценности монография имеет и прикладное значение. В ней четко изложены способы шифровки и оценки показателей теста и дано много примеров интерпретации пятен Роршаха различными испытуемыми. Это позволяет одновременно использовать монографию в качестве учебного пособия для специалистов, желающих глубже освоить тест Роршаха. Полученные автором результаты позволяют рекомендовать тест для обследования детей, как отстающих в развитии, таки опережающих своих сверстников, для определения латеральности органического поражения мозга и как вспомогательное средство для дифференциальной диагностики различных форм психических расстройств. Новые факты и выводы, изложенные в монографии, представят интерес не только для психологов и психиатров, но и для тех специалистов, которые интересуются проблемами зрительного восприятия и деятельности мозга в целом. Директор НИИ мозга Российской АМН академик ОС. Адрианов От издателей Предлагаемая Вам, Уважаемый Читатель, книга смогла появиться в свет на территории России только благодаря личным усилиям Людмилы Николаевны Собчик. По поручению наших коллег-ученых и от себя лично выражаем глубочайшую признательность и благодарность Людмиле Николаевне, которая в наше тяжелое для любого интеллигентного человека время потратила немало сил и своих собственных средств на то, чтобы этот фундаментальный труд не пропал для наших соотечественников. Надеемся, что к нам присоединятся все, кто понимает ценность научного знания. Президент АОЗТ «ИНТЕРС» Соколов АС. Генеральный директор АОЗТ «ДОРВАЛЬ» Кудин В. Н. Глава ГЕРМАН РОРШАХ И ЕГО ТЕСТ
1.1. Об авторе методики Создатель теста Герман Роршах родился в 1884 г. в Цюрихе (Швейцария) в семье художника. Еще студентом медицинского факультета он сблизился с русским землячеством в Цюрихе, изучил русский языки познакомился со своей будущей женой — русским врачом. Получив врачебный диплом, стал психиатром и через три года защитил докторскую диссертацию. В Цюрихе Роршах общался с Блейлером,
Юнгом, Бинсвангером и другими представителями психоаналитического направления. В 1919 гон был избран вице-президентом Швейцарского психоаналитического общества. Трижды он приезжал в Россию дважды проводил там каникулы у друзей в третий разв течение семи месяцев работал в частном санатории в Крюково под Москвой.
Опыты по восприятию чернильных пятен Роршах начал в 1911 г. и через восемь лет изложил их в рукописи Психодиагностика [220]. Вначале она получила отказу шести или семи издателей. В 1921 г. ее удалось напечатать, но приложенные к ней таблицы с изображением пятен по техническим причинам подверглись значительным изменениям. Размеры их были уменьшены, первоначальные цвета искажены, вместо предложенных пятнадцати таблиц были отпечатаны только десять. И именно эти десять измененных таблиц стали каноническими ив тысячах копий разошлись по свету. Главным моментом оказались неконкретные характеристики пятен, а сама идея теста судить о личности по особенностям ее восприятия. Судьба монографии первое время складывалась печально. Из 1200 экземпляров первого издания было продано всего несколько книг. Отзывы были малочисленны и отрицательны. В 1922 г. Герман Роршах умер в возрасте 37 лет от поздно диагностированного аппендицита, не подозревая о том необычайном успехе, который завоюет впоследствии его труд. По отзывам современников, Роршах был многосторонне одаренным человеком. Он свободно говорил на французском, итальянском и русском языках, превосходно рисовал, интересовался искусством. В своих воспоминаниях [221] жена описывает его как гармоничного, скромного, совершенно непритязательного в обычной жизни человека, вечного студента. Он работал с удивительной легкостью, как бы играючи, был очень работоспособен. Роршах испытывал глубокую симпатию к России. Любил Толстого и Достоевского, хотел написать работу о последнем. Передал свои сбережения для открытия столовой голодающим детям на Урале. Свою Психодиагностику считал ключом к познанию человека и его возможностей и рассматривал ее только как начало большой предстоящей работы. После его смерти известный швейцарский психиатр Блейлер написал его жене Ваш муж был гениален.
1.2. Основные положения теста Роршаха Что же принципиально нового внес Герман Роршах? Почему его тест получил всемирное признание В отличие от всех существовавших прежде психологических методик испытуемые в этом тесте дают свои ответы самостоятельно, а не выбирают их среди заранее подготовленных экспериментатором. В этих условиях ответы в значительно большей степени зависят от врожденных особенностей восприятия и индивидуального прошлого опыта, чем от заданных в эксперименте внешних раздражителей. Такие методики получили в дальнейшем название личностных, и тест Роршаха был первым среди них. Толкование чернильных пятен изучалось и до Роршаха, но ограничивалось главным образом содержательной стороной ответов. Роршах [220] впервые перешел от анализа содержания ответов к механизмам их возникновения. Главным он считал не то, что именно человек видит, а то, как он видит и какие особенности пятен (цвет, форму и т. дон при этом использует. В предложенных им десяти таблицах Роршаху удалось создать такую комбинацию пятен, которая позволяет практически неисчислимым количеством способов выделять в них различные участки, опираясь при этом тона форму, тона цвет, тона оттенки пятен, тона очертания прилежащих к пятнам участков белого фона, тона сочетание всех этих способов восприятия.
Роршах сумел формализовать ответы на пятна, ввел количественные критерии, изучил особенности толкования пятен у 405 испытуемых, среди которых были как здоровые лица различных возрастных групп, таки больные разными психическими заболеваниями. Он заметил, что определенные категории ответов сочетаются с некоторыми личностными свойствами и что по характеру интерпретаций можно примерно оценить степень интеллекта испытуемых. Он показал, чем отличаются ответы здоровыхлюдей от интерпретаций психически больных, и описал способы трактовки таблиц, характерные для шизофрении, врожденного и приобретенного слабоумия, эпилепсии и маниакально-депрессивного психоза. Основные теоретические установки Роршаха заключались в следующем. Если человек оперирует всем пятном целиком — значит, он способен воспринимать основные взаимосвязи и склонен к систематизированному мышлению. Если фиксируется на мелких деталях, значит, он придирчив и мелочен, если на редких — значит, склонен к необычайному и способен к обостренной наблюдательности. Ответы на белый фон, по мнению Роршаха, свидетельствуют о наличии оппозиционной установки у здоровых людей — о склонности к дискуссиям, об упрямстве и своеволии, ау психически больных — о негативизме и странностях в поведении. Во всех этих трактовках прослеживается тенденция к прямым аналогиями мысль об однозначности способа видения и характера мышления. Видишь всякую мелочь, — значит, педант, видишь не сами пятна, как большинство людей, а прилежащий белый фон, — значит, и мыслишь нетрадиционно. Способность к четкому восприятию формы пятен Роршах считал индикатором устойчивости внимания и одним из важнейших признаков интеллекта. Ответы по движению, возникающие при содействии представлений о прежде виденных или испытанных самим субъектом движениях, он рассматривал как показатель интеллекта, меру внутренней жизни (интроверсии) и эмоциональной
стабильности. Большое количество цветовых ответов он расценивал как проявление эмоциональной лабильности. Соотношение ответов по движению и цвету Роршах назвал типом переживания. Преобладание ответов по движению он связал с интро-версивным типом переживания, преобладание цветовых ответов
— с экстратензивным. Главное отличие интроверсии от экстратензии он усматривал в большей зависимости от внутренних переживаний, чем от внешних впечатлений. Уделив особое внимание особенностям восприятия пятен, Роршах сравнительно мало останавливался на том, какие именно объекты усматривались в них. Он полагал, что содержательная сторона ответов только случайно отражает переживания испытуемых.
Роршах не смог предложить теории, объясняющей связь особенностей восприятия пятен с теми или иными личностными характеристиками. Все его трактовки носили эмпирический характер и нередко строились по принципу аналогий и здравого смысла. Но ему удалось создать почти универсальный тест, способный давать большое количество оригинальной и новой информации практически о любой однородной группе испытуемых. В создании этого необычайного и удивительно многостороннего аппарата исследования он сумел сделать так много, что за семь десятилетий, прошедших после его смерти, тест в своей основе не изменился, в него были внесены лишь небольшие добавления.
1
.3. Распространение методики После смерти Германа Роршаха его тест постепенно получил широкое признание. В Швейцарии этим тестом занимались Цуллигер, Бин-дер, Мейли-Дворецки [194 ], во Франции — Лосли-Устери [188], в Дании многократно переиздавалось руководство Бома [98]. Наибольшее распространение эта методика получила в США, где появился ряд направлений и школ. Лидирующее положение среди американских роршахистов занял Клопфер. Он разработал подробную систему опроса и оценок ответов, ввел новые символы и термины, внес ряд интерпретационных новинок в 1939 г. открыл институт Роршаха, где трудились психологи, психиатры и социологи. Были созданы специальные трехлетние курсы обучения тесту, где диплом выдавался только после определенной практики (не менее 25 собственных наблюдений) и экзамена. Стал выходить специальный журнал, посвященный этой методике. Из других крупных американских роршахистов следует указать Бека [94], Хертц [157], Рапапорта
[216], Форд [129]. Все перечисленные исследователи подходили к тесту с психоаналитических позиций в наименьшей степени это относится к Беку. Пиотровски [208—211], напротив, интересовался преимущественно перцептивными характеристиками ответов и допускал, что использование теста
Роршаха сопоставимо с любой личностной теорией (цит. по Экснер [121]). Шех-тел [225] в своей книге привел много тонких наблюдений относительно интерпретации ряда категорий ответов. Аронов и
Резников [90] посвятили свою монографию содержательным аспектам методики, Франк [132—138] в серии статей, опубликованных в 1976-1979 гг., обсуждал валидность ряда гипотез Роршаха. В период, когда тест Роршаха переживал свой расцвет, его широко использовали в вооруженных силах США, Канады, Англии и ФРГ для выявления людей, непригодных к военной службе, и при выдвижении на руководящие должности в армии ив промышленности. В 1960 г. тест Роршаха по степени распространенности занял первое место среди всех психологических методик. Однако после появления ряда статей, критиковавших отдельные теоретические установки теста, интерес к нему постепенно стал падать. Если в 1954 г. ссылки на публикации, посвященные тесту Роршаха, составляли 36,4% ссылок на всю психологическую литературу, тов г. число таких ссылок упало до 11,3% [100]. В нашей стране за последние 20 лет появился ряд исследований о применении теста Роршаха при обследовании депрессивных больных [37, 67], при МДП [19], опухолях мозга [8, 11], эпилепсии [4], у детей [9, 12,22], у сенильных больных [21]. Вышла статистическая работа по категории локализации [20], ряд теоретических статей [10, 59, 66, 81]. Защищены три кандидатские диссертации по методике
Роршаха, опубликованы две монографии [26, 72] и методические рекомендации [4]. Методика вошла в программу факультетов психологии университетов. Глава ШИФРОВКА ОТВЕТОВ

В главе рассмотрены две задачи дать описание терминов методики и предложить унифицированный способ шифровки ответов испытуемых, адаптированный к особенностям нашего общества. Большинство отечественных авторов [4, 19, 26, 67] пользовались двумя способами шифровки. Один из них — классический Роршах» — представлен монографией Бома [98], другой — так называемая американская школа — наиболее полно изложен в работах Клопфера и соавторов [173, 174]. Поскольку между этими двумя направлениями имеются различия, то выводы авторов, пользующихся разными обозначениями, в ряде случаев становятся трудносопоставимыми. За основу использованных в данной работе способов шифровки была взята система Клопфера как наиболее разработанная (большинство примеров этой главы взято из руководства Клопфера и соавторов
[174]). Указанная система дополнялась некоторыми положениями, взятыми у других авторов [20, 98, 216,
251].
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов
связь с админом