Главная страница
qrcode

Б о гисправленный и дополненный текстсодержаниеПредисловиеЗачем я живу От чего ушел Пушкин


НазваниеБ о гисправленный и дополненный текстсодержаниеПредисловиеЗачем я живу От чего ушел Пушкин
АнкорBog 2015 (A I Osipov).pdf
Дата02.07.2019
Размер0,58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBog_2015_A_I_Osipov.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#28336
страница1 из 9
Каталогsergeidemidov

С этим файлом связано 38 файл(ов). Среди них: Пасхальное телеобращение Святейшего Патриарха Московского и всея, Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла. 2017.docx, Turmalina.rar, Svetlov_I_-_Prerafaelity_Epokhi_Stili_Naprav.pdf, Moy_bedny_bedny_master.pdf, Bulgakov_M_A_Moy_bedny_bedny_master_2006.djvu, Dyshlevaya_I_A_-_Kurs_ispanskogo_yazyka_dlya_pr.pdf, Dyshlevaya_I_A_-_Ispansky_yazyk_Praktikum_po_ra.pdf, Outcomes_Pre-Int_CD_1.rar, Enigma_-_2009_-_The_Platinum_Collection_-_CD2.rar и ещё 28 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Алексей Осипов
Б О Г
ИСПРАВЛЕННЫЙ И ДОПОЛНЕННЫЙ ТЕКСТ
Содержание
Предисловие
Зачем я живу?
От чего ушел Пушкин?
«Бога нет, потому что:
1. Бог-любовь и страдания несовместимы
2. Наука доказала, что Бога нет
3. Бога никто не видел»
Бог или Ничто?
О смысле жизни.
Аргументы.
1. Телеологический аргумент
2. Исторический аргумент
3. Религиозно-опытный аргумент
Как найти Бога?
Что такое религия?
Основные истины религии
Был ли человек без религии?
В какого Бога верили первые люди?
Как возникли другие религии?
Один Бог во всех религиях?
1
Истинность христианства
1. Исторический аргумент
2. Духовно-нравственный аргумент
3. Вероучительные аргументы
Кто есть Бог?
1. Общие замечания к понятию о Боге
2. Бог есть Любовь
3. Один и три
4. Христос — Бог и Человек
5. Распятый и воскресший Бог-Спаситель
Почему Православие?
1. Святоотеческий фундамент.
2. Католицизм.
3. Протестантизм.
Что дает человеку Православие?
1. Человек перед Богом.
2. Идеальный Человек.
3. Свобода.
4. Законы жизни.
Бессмертие
Примечание
1. Две эсхатологические концепции.
2. Тайны мира духовного.
3. Что такое НЕвечные муки?
Заключение
Предисловие
Как возникла идея Бога? Почему всегда верили в Него? Может быть это просто выдумка, которой заразилось всё человечество, или Он действительно есть и Его видели?
Некоторые говорят, что религия возникала постепенно в силу разных причин. И в частности, на заре человеческой истории первобытные люди, не понимая причин возникновения различных, особенно грозных, явлений природы, приходили к мысли о существовании невидимых сил, богов,
которые властвуют над всеми живущими и самими земными стихиями. Так постепенно в сознании людей и отдельных племен возникала религия.
Однако это предположение никак не объясняет факта всеобщности религиозности в мире. А все попытки найти в доступном исторической науке
2
времени какой-либо атеистический народ или хотя бы небольшое племя не увенчались успехом. Более того, когда наступило время потрясающего развития науки, статистика продолжает говорить, что не просто подавляющее большинство землян по-прежнему верят в существование Высшего Разума,
Бога, но и множество ученых, философов, писателей, политиков, деятелей искусства с полной ответственностью заявляют о своей вере в Него. Есть о чём задуматься.
Зачем я живу?
О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!
Ф. Тютчев
Вопрос о смысле жизни всегда волнует человека. А.С. Пушкин в минуту тяжелых раздумий выразил это с особой трагической силой:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Наверное, и теперь очень многие могли бы подобными же словами выразить свое переживание этой мучительной таинственности человеческого существования.
Пушкину тогда ответил митрополит Московский Филарет (Дроздов),
еще при жизни прозванный мудрым и теперь причисленный Церковью к лику святых:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без правды Им же тайно
На печаль осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною!
3
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум.
Ищущую душу поэта глубоко взволновал этот неожиданно обращенный к нему голос знаменитого иерарха. Пушкин пишет митрополиту послание, в котором звучит неподдельное чувство благодарности и умиления:
Я лил потоки слез нежданных.
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей…
От чего ушел Пушкин?
Ибо все, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мiра сего.
1 Ин. 2:16.
Наш русский гений глубоко пережил бессмыслицу, пустоту человеческого странствования по земле, безжалостно и неминуемо прерываемого смертью. Он искал и получил ответ на этот самый жгучий вопрос жизни. И понял, что смерть тела – не тупик. Человек – бессмертное существо, его личность неуничтожима, и она предназначена к бесконечной жизни, где царствует любовь и радость бытия в Боге. Как известно, с Его именем на устах он перешел в тот мир вечности.
Эпоха XIX столетия во многом напоминала наше время. Формально
Российская империя была православной, но по отзывам авторитетных членов
Церкви того времени Православие мало кому было понятно. Народ, в основном, свято соблюдал обычаи и обряды церковные, но не знал своей веры. Великосветское же общество, дворянство, интеллигенция были глубоко заражены нигилизмом, масонством, мистицизмом в разных формах,
пришедших в Россию из просвещенной Европы.
Исторически совсем недавно, где-то со второй половины XVIII века,
начались в Европе резкие и громкие выступления против христианства,
открытое отрицание бытия Бога, пропаганда материализма, культа «разума».
Первоначально и особенно откровенно это проявилось во Франции, а затем распространилось на другие страны. Идеологами этих идей явились так называемые «просветители». И хотя они не были ученымиестествоиспытателями, тем не менее, основной идеей их выступлений было утверждение, что наука опровергает религию и доказывает небытие Бога.
При этом они не стеснялись выдавать свои, подчас просто абсурдные идеи за научные факты. Так, Саму личность Иисуса Христа, о Котором сообщают не только десятки христианских авторов первого столетия, но и другие известнейшие историки того времени, совсем не симпатизировавшие
4
христианству, такие как Плиний Младший, Светоний, Тацит, Иосиф Флавий и др., – эти фантасты объявили мифом.
Обращает на себя внимание и то любопытное обстоятельство, что пропаганда подобных утверждений неожиданно нашла могущественную информационную и финансовую поддержку. Идеи атеизма стали стремительно распространяться по всем странам Европы, выливаясь часто в кровавые революции. Эти идеи не могли обойти России. Сама Екатерина II
называет своим учителем Вольтера. Естественно, теми же идеями было заражено и всё великосветское общество. В ранней юности этот образ мыслей разделял и Пушкин.
Победное шествие атеизма достигло своего апогея в России после революции 1917 года, когда религия жестоко изгонялась из сознания человека, и атеизм стал «единственно научным мировоззрением» на целых 70
лет.
Но что представляют собой атеизм и религия, на чем они основываются?
«Бога нет, потому что:
1. Бог-любовь и страдания несовместимы.
2. Наука доказала, что Бога нет.
3. Бога никто не видел».
Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога».
Пс. 52:2 1. Бог-Любовь и страдания несовместимы
Если Бог есть Любовь, то не могло быть страданий, тем более невинных, - таково одно из наиболее распространенных возражений,
касающихся существования Бога. Это утверждение относится, конечно, не к бытию Бога, но к христианскому учению о Боге. И оно проистекает, прежде всего, из смешения понятий «нравственности» и «духовности».
Нравственность – это характер внешнего поведения человека, его отношения к окружающему миру: к общественным нормам поведения, к другим людям,
к работе, законам и т. д. Нравственность описывается в категориях справедливости, честности, милосердия, культуры жизни. Отступления от нее всегда очевидны и окружающим, и самому человеку.
Духовность же – это внутренний мир человека, невидимый для других.
Она подразумевает его скрытые желания, цели, мечты, отношение к людям,
его искренность или лицемерие, его любовь к людям или эгоистичность,
зависть или доброжелательство, чистота или грязь мыслей, чувств и т. д. В
христианстве духовность человека означает чистоту его души от страстей и особую приобщенность Богу.
5
Различение нравственности и духовности чрезвычайно важно для понимания причин страданий. Человек может быть и нравственным, но в то же время духовно глубоко порочным. О таких говорят: «святой сатана».
Поэтому, когда возникает вопрос, за что страдает тот или иной человек,
почему происходят те или иные бедствия, христианство отвечает: это следствия грехов, совершённых не обязательно делом, но и в тайне души.
Ибо любой грех, совершённый в нравственной или духовной сфере жизни,
является раной, наносимой себе человеком. И какая рана тяжелее: явные воровство и обман, или скрытые злоба и зависть – никто не знает, кроме Бога всевидящего. Христа распяли, кажется, нравственные, но духовно осатаневшие архиереи, фарисе исполнителей Закона Божия и их детей жестоко пострадали при взятии римлянами Иерусалима в 70-м году.
Духовное состояние человека подобно маточному раствору, который рождает соответствующие, добрые или злые, кристаллы всей его жизни и деятельности. Но поскольку это состояние души скрыто от поверхностного взора, и законы взаимосвязи между духовной и внешней сторонами жизни неизвестны, то невозможно определить, какие последствия могут быть по причине действия внутренней страсти или явно совершённого греха.
Несчастья – это, прежде всего, естественные последствия нравственных
(видимых) и духовных (скрытых в сердце) страстей и грехов, главная из которых гордость, порождающая «три кита»: искание наслаждений,
богатства, власти (и славы). Они в своих бесчисленных проявлениях мучают человека, расстраивают его личную и общественную жизнь, могут сделать его игрушкой темных сил.
Не Бог устраивает семейные ссоры, общественные и межгосударственные конфликты, не Он посылает алкоголику цирроз печени,
а эгоисту и гордецу – семейные несчастья. Поэтому апостол Иаков писал:
Бог... не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью
(Иак. 1:13–14). Человек волен в своих желаниях и Бог не может отнять у него его духовную и нравственную свободу. Один из святых очень точно сформулировал этот закон: «Не хочешь
скорбей – не греши».
Об этом просто и ясно говорил преподобный Антоний Великий (IV в.):
«Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, … а мы,
когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом – по сходству с Ним, а
когда становимся злыми, то отделяемся от Бога – по несходству с Ним.
Живя добродетельно – мы бываем Божиими, а делаясь злыми – становимся
отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но
то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же
мучителями соединяют
2
Иную природу имеют страдания детей.
1
Фарисеи – ревностные иудеи, которые давали обет строгого исполнения закона Божьего (наподобие монашества). Отличались, как правило, самомнением, притворной набожностью, лицемерием, тщеславием.
2
Наставления прп. Антония Великого. Добротолюбие. Т. 1. §150 6
Жизнь каждого отдельного человека и всех поколений оставляет после себя как добрые, так и горькие плоды своей духовно-нравственной, научнотехнической и культурной деятельности, которые обнаруживаются в последующих поколениях.
В жизни человека нет случайностей, всё происходит закономерно. Но законы есть как внешние, так и духовные.
Спросиите врачей, почему ребенок рождается больным или заболевает без видимой причины, и они назовут их десятки: наследственность, экология,
химические добавки и препараты, повышенная радиоактивность, нервные стрессы, пьянки родителей… Почему же не у всех детей бывают одинаковые последствия? И на этот вопрос теперь ответят генетики, биологи, врачи.
Христианское вероучение говорит, поскольку ребенок – это плод предшествующих поколений, и, прежде всего, родителей, то он несет в себе как положительные, так и негативные последствия их духовно-нравственной жизни. Грехи отцов и праотцев, не исцеленные покаянием, становятся причиной появления наследственных страстей (т. н. родовых грехов) в их потомках. Отсюда рождаются дети с различными болезнями и тела, и психики, и духовными, и нравственными аномалиями (особая алчность,
жестокость, самолюбие и т.д.), что является одной из существенных причиной бед и несчастий, происходящих с детьми. Родители награждают своих детей несчастьями. Поэтому, как внимательны должны быть родители к своей нравственной и духовной жизни, если хотят иметь детей и здоровыми, и счастливыми!
Но эти невинные, по-человечески, страдания с христианской точки зрения не бессмысленны для детей. Для них, еще не согрешивших, все эти переживания являются тем промыслительным средством, благодаря которому они приобретают в грядущей вечной жизни бесконечную славу и блаженство.
Об этом писал апостол Павел: «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас»
(Рим.
8:18);
«кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:17–18).
7
Этой верой в то, что никакие страдания человеческие, тем более,
детские, невинные, не бессмысленны, но они в силу божественного Закона любви вознаграждаются высшим и бесконечным блаженством в вечной жизни, христианское их понимание принципиально отличается от атеистической веры, для которой трагедия страданий ничего не даёт человеку и является просто тяжелой бессмыслицей.
Действительно, если нет Бога и вечной жизни, то зачем и для кого непрерывно растет это бесконечное море человеческих страданий? Просто безнаказанный произвол человеческой несправедливости и жестокости? Игра слепых сил природы, случайность, стечение обстоятельств? Без веры в Бога и бессмертие личности страдания, тем более невинных детей – это жуткая бессмыслица, порождающая безответное отчаяние. Таков плод слепой веры в небытие Бога.
Смысл всех земных страданий становится понятным и оправдывается только при христианской вере в то, что со смертью тела оканчивается не жизнь, но лишь подготовительный ее этап к бесконечной жизни будущего века, когда совершится всеобщее воскресение.
2. Наука доказала, что Бога нет.
Одним из самых настойчивых утверждений т.н. научного атеизма является версия о непримиримой борьбе между наукой и религией, под которой, прежде всего, имеется в виду христианство. Но и под наукой подразумевается не весь круг человеческого знания (в который входит и сама религия), но естествознание (физика, биология, астрономия и проч.).
Первое, о чем должно сказать по этому вопросу, что области научного и религиозного познания принципиально различны. Если эмпирические науки занимаются изучением материи, то религия – духовным миром и его законами. Эти сферы могут соприкасаться, в чем-то пересекаться, но они также несопоставимы и не могут опровергать друг друга, как километр и килограмм. И «беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать
пирожник». О т. н. «борьбе» науки с религией очень хорошо писал М.В.
Ломоносов: «Создатель дал роду человеческому две книги. Первая – видимый
мир... Вторая книга – Священное Писание... Обе обще удостоверяют нас не
токмо в бытии Божием, но и в несказанных нам Его благодеяниях. Грех
всевать между ними плевелы и раздоры». Наука и религия «в распрю прийти
не могут... разве кто из некоторого тщеславия и показания своего
мудрования на них вражду восклеплет
Поэтому «не здраво рассуждает математик, ежели он хочет Божескую
волю вымерять циркулем, таков же и богословия учитель, если он думает,
что по Псалтыри научиться можно астрономии или химии
3
Ломоносов М. Стихотворения // «Советский писатель», М., 1948. С. 7.
4
М.В. Ломоносов. Сб. статей под ред. В.В. Сиповского. СПб. 1911. С.17.
8
Не задача религии заниматься вопросами: из каких «кирпичиков»
построена Вселенная, Земля вращается вокруг Солнца или наоборот, как возникли существующие формы жизни и т.д. Все эти и подобные им проблемы – область естествознания, но не религии. Об этом хорошо сказал
Пастер (†1895 г.): «Здесь нет ни религии, ни философии, ни атеизма, ни
материализма, ни спиритуализма. Это вопрос фактов и только фактов
Потому немало священнослужит наук
Во-вторых, наличие огромного числа верующих ученых лучше всего говорит о том, что ни наука не имеет никаких противоречий с христианским мировоззрением, ни христианство с наукой. Этот факт вынужден был признать даже такой ведущий специалист советского «научного» атеизма и активный борец «науки» против религии, как Шахнович: «Многие
буржуазные ученые говорят о “союзе” науки и религии. М. Борн, М. Планк,
В. Гейзенберг, К. Ф. фон Вейцзекер, П. Иордан и другие известные физики
неоднократно объявляли, что наука будто бы не противоречит религии
Но
Шахнович только начал бесконечный список тех верующих уч соединяли в себе великие научные достижения с самой искренней верой в
Бога и во Христа.
В-третьих. Вера одних ученых в небытие Бога, других – в Его бытие,
однозначно говорят о том, что научные знания не решают этого вопроса.
В-четвертых. Бесконечность познаваемого мира и вечная ограниченность человеческого знания о нем ясно говорят о
принципиальной невозможности науки отрицать бытие Бога. Потому, в частности, «научный атеизм» именно с научной точки зрения оказывается несостоятельным.
Всё это красноречиво свидетельствует о надуманности самой идеи противостояния религии и науки.
5
Цит. по: Васильев Л. Внушение на расстоянии. М., 1962. С. 18.
6
В католическом средневековье боролись не религия с наукой, а старые научные представления и представители с новыми, используя псевдоцерковные теории.
7
Например, каноник Н. Коперник (†1543); св. митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов) (†1879);
Г. Мендель (†1884) – августинский монах; П. Флоренский (†1937) – священник, богослов, ученыйэнциклопедист; этнограф патер В. Шмидт (†1954); архиепископ Лука Войно-Ясенецкий (†1961); аббат
Леметр (†1966), иеромонах Серафим (Роуз,+1982), Джон Полкинхорн (р. 1930).
8
Шахнович М.И. Ленин и проблемы атеизма. М.-Л., 1961. С. 185.
9
Здесь достаточно привести имена лишь некоторых всемирно известных верующих ученых: И. Кеплер,
Б. Паскаль, И. Ньютон, М. Ломоносов, Л. Гальвани, А. Ампер, А. Вольта, Л. Пастер, А. Попов,
С. Ковалевская, Д. Менделеев, И. Павлов, М. Борн, М. Планк, В. Гейзенберг, К. Ф. фон Вейцзекер,
П. Иордан, Э. Шрёдингер, Б. Филатов, Ч. Таунс, и многие другие.
9
3. Бога никто не видел.
– А Вы свой ум видели? – ответил семинарист одному из задиристых посетителей Троице-Сергиевой Лавры, верующему в
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов


связь с админом