Главная страница

Ббк 53. 54 К78


Скачать 3,89 Mb.
НазваниеБбк 53. 54 К78
АнкорKrasikova_Detskij-massazh.pdf
Дата29.03.2018
Размер3,89 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKrasikova_Detskij-massazh.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#14190
страница1 из 20
Каталогid139737771

С этим файлом связано 26 файл(ов). Среди них: Otoyti_ot_del_Molodym_i_Bogatym.doc, Kvadrant_denezhnogo_potoka.doc, N_A_Belaya_Rukoyodstvo_po_lechebnomu_massazhu_1983.docx, Finando_Entsiklopedia_massazha.pdf, Krasikova_Detskij-massazh.pdf, Atma_-_Tantricheskiy_Massazh.epub, Leon_Cheytou_Iskusstvo_palpatsii.doc и ещё 16 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

ББК 53.54
К78
Красикова И. С.
Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от рождения до трех лет. —
2-е изд., испр. и доп. — СПб.: КОРОНА принт, 2000. — 320 с, ил.
ISBN 5-7931-0066-0
Книга посвящена массажу и гимнастике для здорового ребенка, в ней под­
робно изложены особенности психомоторного развития детей от первых дней жизни до трех лет, в соответствии с которыми предложены возрастные комплек­
сы упражнений.
Далее даны методики занятий с недоношенными детьми и с детьми, страда­
ющими наиболее распространенными заболеваниями, которые требуют длитель­
ного лечения с обязательным участием родителей.
Предложенная в этой книге система массажа и гимнастики основана на методиках известных петербургских педиатров: К. Д. Губерта, М. Г. Рысса,
А. Ф. Тура, которые давно и с большим успехом применяются в детских оздоровительных и лечебных учреждениях.
Охраняется Законом РФ об авторском праве.
Воспроизведение всей книги или любой се части в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельца исключительных авторских прав воспрещается.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
ISBN 5 - 7 9 3 1 - 0 0 6 6 - 0 © ТОО «Атлантида», 1996
© ООО «Атлантида», 1999, с исправлениями
© ООО «КОРОНА принт»,
1999, оформление

ПРЕДИСЛОВИЕ
Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастли­
выми. Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное вли­
яние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человека. Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых — все это та благодатная почва, на которой произрастает здоровье не только телесное, но и душевное.
Правда, и сегодня многие недооценивают значение движений для детей раннего возраста. Часто можно услышать: "У меня замечательный малыш, такой спокойный". Да, это удобно, когда ребенок тихо лежит в кроватке, спокойно сидит в креслице или стоит в манеже, послушно идет со взрослым за ручку. Но ограничение естественной подвижности, недо­
статочная физическая нагрузка крайне неблагоприятно сказывается как на здоровье малыша, так и на формировании его личности. Особенно актуальна эта проблема для городских детей, вынужденных большую часть времени проводить в помещениях.
Недостаток двигательной активности помогут восполнить специаль­
ные занятия. Массаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь дет­
ский организм.
Кроме того, ласковые прикосновения родительских рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие малышу, укрепляют эмо­
циональную связь между ним и взрослыми.
В результате регулярных занятий здоровый ребенок станет более со­
вершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников.
Предложенная в этой книге система массажа и гимнастики осно­
вана на методиках известных петербургских педиатров: К. Д. Губерта,
М. Г. Рысса, А. Ф. Тура, которые давно и с большим успехом приме­
няются в детских оздоровительных и лечебных учреждениях.
3

Основная часть книги посвящена массажу и гимнастике для здоро­
вого ребенка, в ней подробно изложены особенности психомоторного развития детей от первых дней жизни до трех лет, в соответствии с кото­
рыми предложены возрастные комплексы упражнений.
Далее даны методики занятий с недоношенными детьми и с детьми, страдающими наиболее распространенными заболеваниями, которые тре­
буют длительного лечения с обязательным участием родителей.
Массаж и гимнастика являются не только замечательным средством профилактики, но и важнейшей частью комплексного лечения многих заболеваний. Естественно, в этом случае родители должны проконсульти­
роваться с врачом.
Эта книга может быть полезна как родителям, так и всем, кто работает с маленькими детьми. Доступная форма изложения и боль­
шое количество рисунков позволяют освоить массажные приемы и специальные упражнения и применять полученные знания как в до­
машних условиях, так и в детских оздоровительных учреждениях.
Пусть наши дети будут здоровы!

МАССАЖ И ГИМНАСТИКА
ДЛЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
ДО ГОДА

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО МАССАЖА
Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключи­
тельно благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи с чем улучшается ее основная функция — контроль над работой всех органов и систем.
Мощный тактильный раздражитель, каким является массаж, в груд­
ном возрасте особенно важен: он оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций.
Поглаживание, легкое похлопывание по щечке вызывает у младенца улыбку уже в первые дни жизни, когда другие раздражители: зрительный
(улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), еще не всегда спо­
собны ее стимулировать. Педиатры называют эту улыбку физиологичес­
кой, в отличие от улыбки в ответ на обращение. Психологи, изучающие развитие речи у детей, знают, что первые речевые реакции (гуление) чаще возникают в ответ на поглаживание ног, живота, в то время как другие формы общения со взрослым не вызывают у ребенка оживления.
Эти наблюдения получили теоретическое обоснование в работах фи­
зиологов, которые свидетельствуют, что проводящие пути кожного анали­
затора созревают раньше всех других (зрительного, слухового) и готовы уже к рождению. Поэтому ребенок первых месяцев жизни наиболее до­
ступен воздействию через кожу; прикосновение вызывает не только эмо­
циональные, но и определенные двигательные реакции.
Мозг человека растет и развивается исключительно благодаря его использованию. Чем чаще используются чувствительные и двигательные окончания мозга в данный момент времени, тем больший объем занимает мозг в процессе своего роста. В этом смысле рост мозга ничем не отли­
чается от роста мышц.
7

В детском массаже используются все приемы классического масса­
жа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы, некоторые приемы точечного массажа.
Различные приемы массажа оказывают различное действие на н е р- в н у ю с и с т е м у : поглаживание, мягкое растирание и разминание уси­
ливают тормозные процессы — успокаивают нервную систему. Покола- чивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие.
Кроме того, массаж действует непосредственно на те органы и систе­
мы, которые расположены ближе к коже: это прежде всего л и м ф а т и ­
ч е с к а я с и с т е м а . Массаж активно влияет на лимфообращение, ускоряя ток лимфы и тем самым содействуя освобождению тканей от продуктов обмена, поэтому утомленные мышцы при массаже отдыхают быстрее, чем при полном покое.
Под влиянием массажа периферическая к а п и л л я р н а я с е т ь расширяется, что проявляется порозовением кожи (эффект, которого сле­
дует добиваться при массаже). Приток крови к массируемому участку обеспечивает благоприятные условия для питания и оздоровления кожи: она становится розовой, блестящей, эластичной.
Действие различных приемов массажа на мышцы различно: погла­
живание, растирание, разминание вызывает расслабление мышц; покола¬ чивание и пощипывание — сокращение.
При вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которой сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), мас­
саж живота механически содействует освобождению кишечника от газов и приобретает в этих случаях особое значение.
При проведении массажа необходимо помнить, что у младенца кожа первые месяцы сухая, тонкая, легкоранимая. Поэтому вначале приемы массажа должны быть щадящими (поглаживание), потом постепенно можно вводить и другие: растирание, легкие ударные приемы (поколачи¬ вание 1-2 пальцами), разминание. Медленно нарастает интенсивность и длительность процедуры.
Во время массажа тело ребенка должно находиться в горизонтальном положении (лежа), а при массаже конечностей — их следует удерживать в состоянии легкого полусгибания.
При массаже ног следует избегать толчков в коленные суставы, обходя коленную чашечку снаружи, и не затрагивать переднюю повер­
хность голени.
При массаже живота необходимо щадить область печени (правое подреберье) и не задевать половых органов, при похлопывании спины надо обходить область почек (поясницу).
8

ОСОБЕННОСТИ ГИМНАСТИКИ
Движения крайне важны для нормального развития и роста ребенка, в результате систематической тренировки ни одна из систем не останется без изменений. Эти изменения касаются, в первую очередь мышц, кос­
тей, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно в период их формирования и наибольшей пластичности.
Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ в три, а кислорода в семь раз больше, чем бездействующая, поэтому во время работы мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несу­
щей ей питательные вещества и кислород. Мышцы становятся округлы­
ми, эластичными, сильными и выносливыми.
При сокращении мышц в местах их прикрепления происходит раз­
дражение надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся толще, шире и крепче.
Так как к работающим органам кровь приливает более обильно, то во время движений объем крови, выталкиваемой сердцем в сосуды, уве­
личивается, вместе с этим усиливается и легочная вентиляция, т. е. насы­
щение крови кислородом.
Чем продолжительнее физическая активность, тем глубже дыхание.
Для ребенка проползти длинный отрезок без остановки — то же, что для взрослого прогуляться пешком несколько километров.
Во время движений в организме вырабатывается тепло; известно, что в холодное время года на прогулке дети должны больше двигаться, в противном случае они зябнут даже при незначительном морозе, как бы хорошо они ни были одеты. Во время движений, в связи с повышением теплопродукции, усиливается работа потовых желез, которые являются механизмом теплорегуляции.
Таким образом, двигательные акты обслуживаются системами дыха­
ния, кровообращения, теплорегуляции. Все это требует взаимной согла­
сованности в работе всех физиологических систем, что зависит от соот­
ветствующей нервной регуляции.
Так, в тренировку включается и нервная система. Русский физио­
лог И. М. Сеченов писал, что «работа мышц есть работа мозга», и этим определил взаимозависимость мышечной работы и нервной сис­
темы*.
Данные физиологии говорят, что там, где двигательный аппарат на­
ходится в неблагоприятных условиях, задерживается и общее развитие высшей нервной деятельности.
* См. И. М. С е ч е н о в . Рефлексы головного мозга. М., 1961.
9

Важнейшим результатом систематических занятий гимнастикой явля­
ется нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Основ­
ные свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность — совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного развития личности.
В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются для них основным источником радости, а хорошее бодрое настроение — основа крепкого здоровья.
Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для питания тканей, радость расширяет сосуды, и при этом создаются благо­
приятные условия для питания и работы органов. Мы привыкли все наши чувства приписывать сердцу, отсюда выражения «сердце замирает от страха, сжимается от жалости, пылает гневом» и т. д. Эта связь эмо­
ций с работой сердца и сосудов была отмечена еще в глубокой древнос­
ти: «сердце холодное, горячее, доброе, злое, черствое, отзывчивое» и т. д., или «кожа бледнеет, краснеет от страха, стыда» и т. д. Происхождение этой связи И. П. Павлов находил у наших отдаленных предков, каждое
«чувствование» выражалось движением: страх переходил в бег, гнев — в драку, радость выражалась пляской (а движения, естественно, отражают­
ся на работе сердца и сосудов), и таким образом и «установилось точное согласование между чувствованиями и сердечной деятельностью»*.
Все вышесказанное о физиологическом действии движений отно­
сится не только к гимнастике, но и к движению вообще — будь то самостоятельная активная деятельность или организованные подвиж­
ные игры.
В свободных подвижных играх ребенок двигается согласно собствен­
ной инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наиме­
нее утомительная из всех форм двигательной активности детей.
Однако в ней главным образом удовлетворяется свойственная ребен­
ку чрезвычайно большая потребность в движениях. Ни одна из всех дру­
гих форм двигательной активности (организованные подвижные игры, зарядка, гимнастика) и даже все они, вместе взятые, не покрывают эту потребность так полно, как самостоятельная деятельность при условии, конечно, соответствующей обстановки, обеспечивающей активность де­
тей данного возраста. Поэтому организация условий (площадь, пособия,
*И. П. Павлов. Поли. собр. соч., т. 5. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1952, с. 330-332.
10
игрушки) для подвижных игр должна быть на первом месте в плане воспитания движений детей.
Кому не известна детская непоседливость и кажущаяся на первый взгляд неутомимость? Обездвижение причиняет ребенку страдание, и пло­
хие педагоги часто использовали его как наказание: «стань в угол, к стенке» и т. п. Родители должны постараться не ограничивать подвижность и любоз­
нательность ребенка, создавая условия для его активной деятельности.
К сожалению, и педагогика, и медицина, говоря о физическом разви­
тии, имеют в виду вес, рост, заболеваемость и недостаточно внимания уделяют телосложению, пропорциональности, красоте детского тела, которые в очень большой степени зависят от правильности движений, а этому ребенка надо обучить.
Правильное выполнение движений является непременным условием правильного формирования тела (телосложения): «функция творит орган».
Ни в самостоятельной деятельности, ни в организованных подвиж­
ных играх мы не можем, да и не должны добиваться точности движений, так как тогда это будет не игра, а упражнение.
Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия — гимнастика. В этих занятиях формирование правильного двигательного сте­
реотипа проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения по­
степенно уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей затратой энергии и наконец становятся автоматическими и в таком качестве составляют основу всех жизненно необходимых движений.
Чем раньше начинается гимнастика (лучше в грудном возрасте — в период формирования двигательных навыков), тем легче воспитать пра­
вильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты.
Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двига­
тельным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачивать­
ся со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов ведет к деформации позвоночника.
После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом правильно, т. е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результа­
те чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии.
После года надо научить ребенка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Ходьба, если она правильная, может быть отличным средством физической культуры на протяжении всей жизни человека.
Гимнастика является самой напряженной формой двигательной ак­
тивности детей, направленной на развитие статических и динамических
11
функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмично­
сти в широком значении, т. е. пластичности и экономии энергии, обеспе­
чивающих меньшую утомляемость.
Ниже предлагаются упражнения, которые по своему характеру пред­
ставляют собой сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих мышечных групп и не менее двух суставов, что соответ­
ствует характеру жизненно необходимых движений человека.
По форме эти упражнения соответствуют в огромном большинстве естественным наиболее употребительным движениям, что отчасти видно из их названий: «ползание», «скользящие шаги» и пр.
В предлагаемой системе отсутствуют изолированные суставные дви­
жения; такие движения не представляют для детей интереса и не свой­
ственны ребенку раннего возраста, который на внешние раздражения отвечает главным образом общей двигательной реакцией.
В связи с основной задачей гимнастики — улучшать качество движе­
ний — правильность и точность движений в гимнастических упражнени­
ях должна контролироваться руками того, кто проводит занятие, или спе­
циальными приспособлениями. Только при этом условии в гимнастике ребенок получит то, чего он не получает в свободных и организованных подвижных играх. В этом и заключается отличие гимнастики от всех других форм двигательной активности ребенка, основанных на свобод­
ных движениях, точность и правильность которых не обусловлена.
Может ли ребенок, помимо гимнастики, в свободных и организованных играх приобрести правильный динамический стереотип? Может, хотя далеко не всегда, путем так называемых «проб и ошибок», но это в лучшем случае длинный путь. Гимнастика же представляет собой более короткий и верный путь, который должен быть использован для всестороннего воспитания детей.
Особенно это важно в условиях коллективного воспитания, так как двигательная полноценность ребенка в большой степени определяет его место и самочувствие в детском коллективе. Общительность и положи­
тельное отношение ребенка к другим детям отчасти зависит от этого.
Ребенку неловкому труднее согласовать свои движения с движениями товарищей, он становится помехой и нежеланным партнером в играх.
Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельнос­
ти ребенка, должны быть обусловлены точность и правильность движений: в грудном возрасте — руками родителей, в более старшем — специальными приспособлениями (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, эле­
менты домашней обстановки).
Для того, чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

перейти в каталог файлов
связь с админом