Главная страница
qrcode

Свободное крестьянство феодальной норвегии. (Гу... Библиотека группы Асатру


НазваниеБиблиотека группы Асатру
АнкорСвободное крестьянство феодальной норвегии. (Гу.
Дата01.02.2017
Формат файлаpdf
Имя файлаSvobodnoe_krestyanstvo_feodalnoy_norvegii__Gu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#26631
страница14 из 20
Каталогgorobecd

С этим файлом связано 19 файл(ов). Среди них: Taktika_iskusstvo_boya.pdf, SV_42_1978.djvu, Svobodnoe_krestyanstvo_feodalnoy_norvegii__Gu.pdf, Nefedkin_A_K_Voennoe_delo_sarmatov_i_alanov_H.djvu, Artamonov_M_I_Istoria_khazar_1962.pdf и ещё 9 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   20
134. Bolverkr Arnórsson. Drape om Harald hardråde, 8.
135. Halli stirdi. Fiokkr, 2; Þjóðolfr Arnórsson. Sexstefja, 12, 22. Здесь встречаются оба термина, обозначавшие народное ополчение leiðangr и almenningr.
136. Steinn Herdísarson. Nizarvísur, 2.
137. Hkr: Haralds s. Sigurðarsonar, kap. 60.
138. Fagrskinna, kap. 51: næfne or hværio fylke hværir fara skulldu. Cp. Morkinskinna, s.
112.
139. См. гл. II.
140. Случайно сохранившаяся анонимная виса (от конца X в) свидетельствует о сопротивлении, которое оказывали датчане конунгу, пытавшемуся заставить их принять на себя расходы по снаряжению флота "Жители Ютландии не желают платить дань на корабли" (gjald til skeiða). Насколько велики были расходы на военные нужды, отчасти видно из Fagrskinna (kap. 44). Когда Магнус Олавссон и Харальд
Сигурдарсон поделили между собой власть над Норвегией (в 1046 г, конунг Харальд, похваляясь своими сокровищами, награбленными в различных походах, якобы спросил конунга Магнуса, много ли золота он имеет. Тот ответил "Часто происходили войны и созывались большие лейданги (storer leiðangrar), так что все золото и почти
Библиотека группы Асатру
109 все серебро были истрачены на воинов, и у него осталось только одно золотое кольцо.
Ср. Morkinskinna, s. 21.
141. Об ополчении бондов Готланда конунг Харальд Сигурдарсон говорит, что они плохо снаряжены и страшатся противника (Morkinskinna, s. 90).
142. Hkr: Óláfs s. Tryggvasonar, kap. 102.
143. Hallfreðr Óttarson vandrædaskáld. Óláfsdrápa.
144. Haralds s. Sigurðarsonar, kap. 61: ...lét aptr fara bóndaliðit; Fagrskinna, kap. 46: Конунг Харальд разделил свое войско, отправил назад ополчение бондов (let aptr fara almenning bonda hærss) и отплыл со своей дружиной и лендрманами, а из крестьянского войска (af bonda liði) оставил лишь тех, кто жил ближе всего к восточной границе, (те. тех, кто находился вовремя военных действий поблизости от дома. Ср. Morkinskinna, s. 55.
145. Hkr: Haralds s. Sigurðarsonar, kap. 35: þat var leiðangrslið ok bœndr einir. Согласно
Morkinskinna, s. 59, и Fagrskinna, kap. 46, это были бонды из Вика.
146. Þórleikr fagri. En flokk om Sven Ulfssön, 9.
147. Fagrskinna, kap. 46. Под 1134 г. Fagrskinna (kap. 79) сообщает, что, несмотря на призыв конунга Магнуса Сигурдарсона (Слепого) созвать ополчение, многие лендрманы остались дома и "немного народа пришло к нему из херадов" (sva com ос fatt af hæraðom til hans).
148. Ágrip af Nóregs konunga sögum, hrsg. von Finnur Jónsson. Halle (Saale), 1929, kap.
LVI, 7. Ср. слова скальда Стейна Хердисарсона о конунге Олаве Тихом, что он (Олав) желает утвердить мир в своей стране, – "это нравится людям" (Steinn Herdísarson.
Óláfsdrápa, 13).
149. Finnur Jónsson. Den norsk-islandske Skjaldedigtning. В I Bd., København, 1908, s.
599: heidr vill hilmir herja an erja. Ограбления крестьян и разорение их хозяйств в результате военных экспедиций конунгов упоминаются скальдами неоднократно. Скальд Оттар Черный, воспевая конунга Кнута, говорит "Еще юный, ты велел, государь, сжигать поселения и дома частоты вынуждал бондов взывать о помощи от вражеских нападений" (Óttarr svarti. Knútsdrápa, 4). Столь же доблестным представляется Тьодольву Арнорссону поведение конунга Магнуса Олавссона на острове Фьон вовремя его нападения на Данию "Разгневанный конунг трендов, ты велел уничтожить дома огнем ты сжигал каждый дом" (Þjóðolfr Arnórsson.
Magnúsflokkr, 20). Вовремя экспедиции конунга Магнуса Голоногого на Оркнейские и
Гебридские острова его отряд грабил, жег и убивал всех, кто ему попадался. "Бонды лишались жизни и имущества" (Björn Krepphendi. Magnúsdrápa, 5 – ок. 1100 г. В висе исландца Эйрика о разбое на Оркнейских островах говорится "Шесть дворов сожжены были утром и ограблены бонды это дело рук Свейна, большой костер разжег он для них и ссужает теперь уголь лейлендингу (leigumanni)" (Eirekr. Lausavísa – ок.
1140 г. Не касаемся в данной связи сообщений о карательных походах норвежских конунгов, которые они предпринимали в собственной стране против непокорных бондов, – о них речь впереди (см. гл. IV).
150. Hkr: Óláfs s. Tryggvasonar, kap. ИВ заключительном титуле раздела "Законов Гулатинга" об охране побережья страны содержится следующее замечание "Мы записали законы, определяющие
Библиотека группы Асатру
110 порядок охраны берега, ноне знаем, правильны эти постановления или нет. Но даже если они неверны, мы будем придерживаться законных распорядков относительно военного набора (um utgerðir), как они издавна установились (er fyrr hever verit) и как о них поведал Атли перед людьми в Гуле (ос Atle talde firi monnum i Gula), если только конунг не даст нам других и мы все не согласимся на них" (G., 314). Атли – очевидно, лагман, продиктовавший обычаи, касавшиеся военной службы населения Вестланда. Конунг вправе их изменить, хотя и должен считаться с тингманами. То, что лейданг подчинен государю, здесь само собою подразумевается.
152. G., 296, F., VII, 10. Повинность по постройке судов распространялась и на лендрманов (F., VII, 18).
153. Skipreiður – так назывались корабельные округа в Вестланде. Трендалаг подразделялся на skipsyslur, по-видимому, совпадавшие с фюльками. Желая дать определение, что такое фюльк в Норвегии, Одд Сноррасон пишет в "Саге об Олаве
Трюггвасоне": "У норвежцев фюльком называется округ, который выставляет 12 полностью снаряженных кораблей с людьми и вооружением, и на каждом корабле обычно по шести или семи десятков человек. См. Saga Óláfs Tryggvasonar af Oddr
Snorrason munk, kap. 45 (А, 34 (S).
154. Размеры корабля определялись количеством скамей для гребцов.
155. G., 315. Тяжесть лейданга неравномерно распределялась по отдельным областям наибольшей она была в Вестланде, несколько более умеренной в Остланде.
156. Н. Т, 5. R., I. Bd. Kristiania, 1911, s. 274-275.
157. G., 299; F., VII, 7.
158. Edv. Bull. Leding, s. 35.
159. G., 297.
160. L., III, 9, 4; 13, 2.
161. H. S. Uberg. Leidangsordningen..., s. 565-566.
162. Бонды, долго находившиеся в ополчении, созванном конунгом Сверриром, требовали его роспуска (ætluðu at riufa leiðangrin) (Sverrirs saga, kap. 139). В другом месте "Сага о Сверрире" сообщает о волнениях среди ополченцев, которых Сверрир не распускал по домам в течение продолжительного времени gerþiz mikill kur i liðinu. villdu flestir leiðangrs-menn heim (ibid., kap. 176).
163. G., 296.
164. G., 298, 299, 301.
165. G., 302.
166. F., VII, 7, 8, 9, 10, 20.
167. Упоминание leiðangrsvíti (штрафа за неучастие в лейданге) в "Саге об Олаве
Трюггвасоне" (гл. 13) – явный анахронизм вряд ли этот штраф, который существовал в XII в. (см. G., 301), взимался с уклонявшихся от службы уже в конце X в.
168. G., 300: бонды должны доставлять на корабли мясо и масло в количестве,
Библиотека группы Асатру
111 достаточном на два месяца G., 303: при нехватке продовольствия команда могла забирать скоту хозяев, получавших за это денежное вознаграждение. См. F., VII, 12,
21, 23.
169. G., 306-308; F., VII, 1, 2, 4, 5, 6, 13.
170 F., VII, 26.
171. G., 312.
172. L., III, 3,4.
173. Отсюда различия между borðleiðangr (сдача продуктов) и útfarar-leiðangr (военная служба во флоте.
174. Edv. Bull. Leding, s. 38.
175. Эдв. Бюлль справедливо отмечает, что сохранение бондами права носить оружие означало в тот период их обязанность нести воинскую повинность (Edv. Bull. Uding, s.
173-174).
176. G., 309; F., VII, 13.
177. Óláfs s. Tryggvasonar, kap. 65; Sverris s., kap. 29, 167 и др.
178. G., 312.
179. В рассказе о событиях на Оркнейских островах Снорри передает, что их ярл
Эйнар (начало XI в) "имел обыкновение каждое лето созывать ополчение (útboð)", чем крайне истощил ресурсы бондов и вызвал среди них большое недовольство. Под их давлением однажды ему пришлось сократить свои требования и удовлетвориться тремя боевыми кораблями вместо шести, которые они должны были поставлять ему в другие годы, но впоследствии он вновь брал с них по шести кораблей (Hkr: Óláfs s. helga, kap. 98).
180. Соответствующий материал собран в указанной статье Эберга. О том, что в конце
XII в. воинская повинность носила по-прежнему всеобщий характер и была тягостной для населения, косвенно свидетельствует булла папы Целестина о привилегиях
Нидароского архиепископа от 15 июня 1194 г. Здесь в виде особой привилегии духовенства Нидароса (древнего Трандхейма) упоминается его свобода от исполнения лейданга: ...Specialiter autem presbiteros vel clericos et laicos beati Olaui martins seruicio deputates et sacerdotes alios omnes tam in rare quam ciuitatc morantes qui iuxta regie pietatis priuilegio sunt exempli ab Ulis angariis immunis esse orrmino censemus que lingua
Norwagica certo et appropriate vocabulo nuncupantur leidangre (Latinske dokument til norsk historie framtil år 1204, utg. ved E. Vandvik. Oslo, 1959, № 29, S. 100). Издатель полагает, что речь идет об освобождении от уплаты налога (leidangs-skatten, ibid., s. 199), однако из предшествующего текста буллы явствует, что имелось ввиду освобождение от воинской службы non habeant arma sumere vel in expedicionem ire (ibid., s. 98). В привилегии, пожалованной королем Магнусом Эрлингссоном церкви святого Суизина в Ставангре и подтвержденной Хаконом Хаконарсоном, лейданг фигурирует в качестве налога (DN, I, № 51, 1226-1254 гг.). В г. король Магнус Хаконарсон достиг общего соглашения с архиепископом Йоуном о привилегиях церкви в частности, 100 человек архиепископа (skutilsveinar) были освобождены от участия в военном ополчении и от уплаты лейданга, а епископы Осло, Бергена, Ставанга и
Хамара получили подобные же привилегии для 40 своих слуг каждый. См. DN, I, №
Библиотека группы Асатру
112 а. Ср. DN, I, № 80 (1292 г.
181. Hkr: Hákonar s. góða, kap. 15. В ответ на требование конунга Хакона перейти в христианскую веру и блюсти воскресенье бонды Трёндалага на Фростатинге ворчали, что конунг хочет отнять у них доходы и тогда они не смогут обработать землю. Но работники и рабы (verkalýðr ok þrælar) говорили, что они "могли бы и не работать в воскресные дни, если бы не должны были добывать себе пищу.
182. F. Indl., 19.
183. G., 33.
184. F., III, 19. Ср. Ágrip af Nóregs konunga sögum, kap. XXIX, 2.
185. О крестьянских повинностях в пользу государства и церкви см S. Hasund. Bønder og stat under naturalsystemet, s. 100, f.; O. A Ёнсен (O. A. Johnsen. Die wirtschaftlichen
Grundlagen des ältesten norwegischen Staates. – "Wirtschaft und Kultar". Festschrift zum
70. Geburtstag von A Dopsch. Leipzig, 1938, S. 278), с полным основанием утверждая, что "Древнее норвежское государство основывалось в экономическом отношении на труде крестьян, как на их военной службе и публичных рабочих повинностях, таки на их собственно сельскохозяйственном производстве, не ставит, однако (как и другие историки, вопроса, какое влияние на последнее оказывала государственная эксплуатация бондов.
186. E. Arup. Leding og ledingsskat. – H. T., 8 R., 5 Bd. København, 1914-1915.
187. Е. Arup. Danmarks historie. I. Bog. København, 1925, S. 139.
188 Добровольность раннего лединга ставят под сомнение современные историки. См
C. A. Christensen. Krigsledingen. – KHL, X Bd., 1965, s, 434.
189. E. Arup. Danmarks historie, I, S. 139-140.
190. E. Arup. Danmarks historie. I, S. 181-188.
191. Ibid., S. 243 ff., 281-282.
192. Ibid., S. 283-287.
193. F. Dovring. Attungen och marklandet. Lund, 1947, s. 130 ff.
194. См. G. Hafström. Ledung. "Strandblomster". Stockholm, 19S0, s. 64.
195. C .G. Andrae. Kyrka och frälse i Sverige under äldre medeltid. Uppsala, 1960, s. 71-72.
196. Ibid., s. 78, 83.
197. Ibid., s. 48-49.
198. J. Rosén. Svensk historia, I. Stockholm, 1962, s. 131 ff.
199. G. Hafström. Ledung och marklandsindelning. Uppsala, 1949; Idem. Die altschwedische Hundertschaft. "Die Anfänge der Landgemeinde und ihr Wesen". II
(Vorträge und Forschungen, Bd. VIII). Konstanz-Stuttgart, 1964.
200. J. Rosén. Op. cit., s. 139.
Библиотека группы Асатру
113 201. Ibid., s. 164 ff; cp. J. Rosén. Frälse. – KHL, IV Bd., 1959, s. 681 ff.; E. Lönnroth. The
Baltic Countries. – "The Cambridge Economic History of Europe". Vol. III. Cambridge,
1963, p. 368 ff.
202. G., 299: "Тот должен управлять кораблем, кого назначит конунг" (Sa scal skipi styra er konongr nemner til); F. VII, 7; L., III, 8.1.
203. L., III, 8, 2.
204. См. Введение.
205. В III главе "Ландслова" (Landvarnarbolkr) содержатся правила, касающиеся службы в ополчении, называемом здесь leiðangr и útboð, и лишь изредка под термином leiðangr подразумевается подать (L., III, 1, 4; 6; 7); в VII главе "Ландслова" (Landzleigu bolkr), трактующей вопросы сдачи земли за ренту, под лейдангом неизменно имеется ввиду военный налог. См. L., VII, 5, 2; 7, 3; 52, 1, 2.
206. L., III, 1, 3.
207. L., III, 3. Любопытно, что здесь вновь встречается традиционная формула þegn ос
þræll (свободный и раб, которой прежде обозначалось всенародное ополчение, хотя рабов в Норвегии давно уже не существовало.
208. L., III, 2.
209. См. гл. I.
210. В XII в. в норвежский флот входило более 300 кораблей (по разным подсчетам –
318 или 336), поставляемых бондами. Во второй половине XIII в, согласно завещанию
Магнуса Хаконарсона (1277 г, число корабельных округов было сведено к 279 (DN,
VII, М 3). См. A. Taranger. Udsigt over den norske rets historie. II, 1. Christiania, 1904, s.
294 ff.; E. Hertzberg. Ledingsmandskapets størrelse i Norges middelalder. – H. Т, 5 R., 2 Bd.
Oslo, 1912-1914, s. 249 ff.; N. E. Tuxen. De nordiske Langskibe. – "Aarbøger for nordisk
Oldkyndighed og Historie". København, 1886, S. 49 ff.; G. Hafström. Ledung och marklandsindelning, s. 61.
211. G., 309.
212. F., VII, 13, 15.
213. L., III, 11.
214. Клеймо мастера, изготовившего шлем, требовалось для того, чтобы привлечь его к ответу, в случае если в его изделии обнаружится брак.
215. Сравнение этого предписания "Ландслова" с соответствующим постановлением "Законов Фростатинга" (ср. F., VII, 13, и L., III, 11, 5) обнаруживает снижение наказания за отсутствие оружия. Не следует ли видеть в этом некоторое послабление со стороны королевской власти в пользу явных бедняков
216. Водной рукописи этого памятника они названы riddarar. См. N. g. L., II, S. 399.
217. Spaldenera – прикрытие для спины.
218. Hirðskrá, 35.
Библиотека группы Асатру
114 219. Термин stétt заимствован из латинского языка. См. N. Cleasby, G. Vigfusson, W. A.
Craigie. An Icelandic-English Dictionary. Oxf., 1957, p. 592.
220. Описание процедуры осмотра и проверки оружия на специально для этого ежегодно созываемом тинге (uapna þing) в свою очередь свидетельствует о большой важности, которую государство придавало всеобщей воинской повинности. На него были обязаны являться со своим оружием "все бонды, ведущие свое хозяйство и носящие имя бонда". Строем по трое они должны были медленно проходить перед сюсломаном, который внимательно проверял их вооружение вместе с ним осмотр производили дружинники и вейцламаны. Уклонявшихся от явки на этот тинг, а также лиц, которые продали свое оружие либо нарушали порядок его проверки, ожидали штрафы если кто-либо ссужал другому собственное оружие, то оно подлежало конфискации королем, а виновный подвергался наказанию. (L., III, 12).
221. См А. Я. Гуревич. Норвежские бонды в XI-XII веках. – "Средние века, 24, с. 50-
51.
222. Военные действия на скандинавском Севере ив эпоху викингов, ив вв. велись сплошь и рядом на море, точнее – в прибрежных водах или во фьордах. Широко распространенным способом боевых операций была борьба за захват судов противника. С этой целью старались взять на абордаж вражеский корабль и вступить врукопашную схватку на его борту, чтобы очистить судно от воинов противника. Особенно характерен этот прием для норвежцев. Изучение описаний крупнейших битв в истории Норвегии в XI-XIII вв. создает впечатление, что норвежские воины чувствовали себя более уверенными на море и на палубе корабля, чем на твердой земле. Вполне естествен глубокий интерес средневековых норвежцев ко всему связанному с морем, любовь к своим судам, поистине культ корабля, нашедший выражение ив бесчисленных скальдических кеннингах корабля, ив рисунках на скалах и камнях, ив тщательном украшении судов. Имена многих прославленных кораблей норвежских конунгов известны из саг. Корабль был главным средством сообщения норвежца, нередко и его домом, и его "полем битвы. См А. Я. Гуревич. Походы викингов, с. 37 сл.
223. См. гл. II.
224. J. A. Seip. Problemer og metode i norsk middelalder forskning, s. 92. Ср. А. Я.
Гуревич. Некоторые спорные вопросы, с. 125-128.
225. См. F., XVI, 1: "Новые постановления, дарованные жителям Трёндалага конунгами Сигурдом, Эйстейном и Олавом (начало XII в) – освобождение отряда повинностей в пользу государства тех, "кто служит в береговой обороне освобождение бондов от обязанности предоставлять постой конунгу F., XVI, 2: освобождение жителей Халогаланда от податей продуктами, разрешение свободно пользоваться альменнингом, запрещение устраивать обыски в домах бондов; F., XVI,
4: обещание конунгов Харальда и Магнуса (е годы XII в) соблюдать "все законы святого конунга Олава" и его преемников.
226. Hkr: Hákonar s. góða, kap. 15; Óláfs s. Tryggvasonar, kap. 54, 68.
227. Говоря о причинах восстания трандхеймских бондов против ярла Хакона, авторы саг отмечают лишь его распущенность. Нов "Саге о святом Олаве" Снорри выдвигает уже другой мотив самовластие ярла, которое народ не хотел сносить. Автор
Fagrskinna также говорит, что ярл Хакон не соблюдал законов (Fagrskinna, kap. 20),
Библиотека группы Асатру
115 Таким же самовластием отличался и сменивший его конунг Олав Трюггвасон, который тоже недолго правил страной (Hkr: Óláfs s. helga, kap. 36).
228. Hkr: Magnúss s. ins góða, kap. 15.
229. "Я убежден, что простонародье, как и знать (karifolk ok svá jarla), сделали правильный выбор (knóttu kjósa rétt), ибо Олавы [Трюггвасон и Харальдссон] охраняли собственность людей (gófu eignum lofða frið); славный сын Харальда и сын Трюггви велели соблюдать справедливый закон, который тезки оба Олава] установили для народа. Выражение "как карлы, таки ярлы", обозначает, по-видимому, все население Норвегии (ср. древнеангл. ge eorl ge ceorl).
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   20

перейти в каталог файлов


связь с админом