Главная страница

PDF — Прп. Исаак Сирин — О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Библиотека христианской мысли изд а ель своол e га я бы шк о


Скачать 2,13 Mb.
НазваниеБиблиотека христианской мысли изд а ель своол e га я бы шк о
АнкорPDF — Прп. Исаак Сирин — О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты.pdf
Дата03.12.2017
Размер2,13 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPDF__Prp_Isaak_Sirin__O_Bozhestvennykh_taynakh_i_o_dukhovnoy_zhi
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#50046
страница1 из 29
Каталогramm1984

С этим файлом связано 65 файл(ов). Среди них: и ещё 55 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Преподобный ИСААК СИРИН О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙHАХ Новооткрытые тексты Ш I M F
-БИБЛИОТЕКА ХРИСТИАНСКОЙ мысли изд а τ ель св о о л e га я бы шк о

bUbAUOTEKA
XVUCTUAHCKOU мысли ИСТОЧНИКИ
Ge воистину ВОЗЛЮБИЛ еси, Безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси... Слуху моему даЧи радость и веселие, возрадуются кости смиренный. Отврати лице Твое от грех моих и вся Беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав ОБНОВИ во утрове моей. Не отвержи мене от лица Твоего. и Духом £
ладь'(чним утверди мя... Жертва Богу дух сокрушен сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Псалом 50, стихи 8, 10-14 Серия основана в 2002 г.
Преподобный ИСААК СИРИН О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ ИО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ Новооткрытые тексты Перевод с сирийского, примечания, предисловие и послесловие епископа Илариона (Апфеева) Издание третье, исправленное и дополненное изд аль св о о л e г^а^б ы шк о
Санкт-Петербург
2006

УДК 2-14
ББК 86.2 И По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Исаак Сирин, преподобный ИО божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты / Перс сирийского, прим, предисл. и послесл. епископа
Илариона (Алфеева). — е изд, испр. и доп. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. — 336 с. — (Серия Библиотека христианской мысли. Источники.
ISBN Х В новое издание книги вошли Беседы из го тома сочинений великого отца Церкви VII водного из основоположников восточно- христианской аскетической письменности, пользовавшегося широкой известностью в Сирии, в Византии, на средневековом Западе и на Руси. Речь в книге идет о молитве и безмолвии, о созерцании и мистическом озарении, о любви Божией к человеку, о почитании Креста, о таинственных судьбах божественного Промысла и о последних временах. В настоящее, дополненное и исправленное, издание включены несколько впервые переведенных на русский язык Бесед преп. Исаака Сирина и обширный раздело его эсхатологии. Для всех, кто стремится приблизиться к Богу.
ISBN Х
9 > 7 8 5 8 9 7 ' l 4 0 1 4 2 0
© Епископ Иларион (Алфеев), предисловие, перевод, примечания, послесловие, 2006
© Издательство Олега Абышко», 2006
СОДЕРЖАНИЕ С . Б Ж Ж ДВЕРЬ В БЕСКОНЕЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО 10 Е. Н. МЕЩЕРСКАЯ О ПРЕПОДОБНОМ
ИСААКЕ СИРИНЕ И ЕГО СОЧИНЕНИЯХ 17 ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ 20 ВТОРОЙ ТОМ ПИСАНИЙ MAP ИСААКА СИРИНА, ЕПИСКОПА НИНЕВИЙСКОГО Беседа L
Послание к мар Ишо-зека...] об особенностях жизни в безмолвии 35 Беседа 2.
Того же блаженного мар Исаака. Что есть признак появления лучей разумения в душе 72 Беседа 3 (фрагменты Снова того же мар Исаака, епископа и отшельника, различные главы о знании, в которых < содержатся возвышенные созерцания, совершенное знание, обильные и чудные прозрения, и великие тайны. Они приносят пользу и услаждение душе, и способствуют возрастанию ее в духовных < предметах > 75 Беседа 4.
Снова того же мар Исаака другие произведения, составленные им после Глав о знании в качестве > указаний и разъяснения относительно нашего досточестного служения в безмолвии Беседа 5. Беседы мар Исаака о сокровенной молитве 91 Беседа 6. Того же мар Исаака. Указательные знаки на пути ко спасению. Ио видах истинной связи с Богом, которые усматриваются в душе 105

6 Содержание Беседа 7: Его же. Отчего рождается в душе духовное чувство и сколь возвышена мера его 109 Беседа 8. Каковы отличительные < черты > тех < вещей >, око торых говорилось выше когда человек сосредоточивается в мысли своей ив безмолвии открываются они. И как ощущаются они и распознаются, и что они такое 112 Беседа 9.0 доверии к Богу, рождающемся от знания истины и от истинной веры. Ио благой ревности души. Ио том, что, если естественным образом направляет душа ревность свою, не остается в человеке никакого телесного побуждения 119 Беседа 10. О чине размышления и о различных видах его и что является главной составной частью его и о просветленном служении разума и как приблизиться человеку к превосходной степени любви к Богу и каковы отличительные свойства этой главной составной части 124 Беседа 11.0 созерцании тайны Креста и какую силу несет он невидимо в своей видимой < форме >, и о многих тайнах домостроительства Божия, которые совершались среди древних и совокупность этого во Христе, Господе нашем и как совокупность этого несет в себе всесильный Крест 138 Беседа 12. О созерцательном образе жизни и о том, как благотворное безмолвие и одиночество способствуют этой цели духовного знания 149 Беседа 13.0 воспитании внутреннего человека 151 Беседа 14. Того же мар Исаака. Главы о молитве и ее внешних формах 152 Беседа 15. Того же мар Исаака. Глава, которая подробно показывает и хорошо объясняет, что есть чистая и нерассеян­
ная молитва 172 Беседа 16. Его же. Об «осенений» 176 Беседа 17. Того же мар Исаака. О том, чем сохраняется сокровенное трезвение в душе. И откуда сонливость и холодность входят вразуми угашают в душе святую горячность, и умерщвляют стремление к Богу ради духовных и небесных наслаждений 178
Содержание
7 Беседа 18. Снова того же мар Исаака. О разных вопросах .... 184 Беседа 19. Того же мар Исаака. Что такое естественные свойства, благодаря которым познающее естество получает божественное знание, и что встречается ему на этом пути 193 Беседа 20. Того же мар Исаака другое рассуждение, в котором ясно < описываются различные виды размышления, происходящего в сознании соответственно степени преуспеяния и мере знания, которых достиг человек 197 Беседа 21.0 том, как новоначальная душа становится добродетельной и преуспевает, когда освобождается от первоначальных напряженных трудов. И как приближается она при малом утомлении тела к свободному существованию благодаря помощи свыше. И с какой целью трудится она в трудничестве своем 207 Беседа 22. Об изменении образа жизни каким образом один образ жизни заменяется с божественной целью на другой. И как и каким образом преуспевшие заменяют один образ жизни на другой, высший. Ив какой степени заменяют они его, а в какой продолжают пользоваться им. И на другие темы 213 Беседа 23.0 тайне служения святых, которая усматривается в природных явлениях 216 Беседа 24. О том, что нет пользы в телесных трудах, которые не сопровождаются мыслительной деятельностью, если человек полностью возлагает на них надежду на достижение цели своего > пути и мыслит и думает только о них 217 Беседа 25.0 том, что, если среди тяжких испытаний человек ищет в себе знания истины, оно сохранит разум его в покое и невозмутимой тишине, когда они встречаются ему. Но когда неразумными помыслами возмущен человек, еще более безумно сетует он на них и тем лишь добавляет огонь к скорби своей. Знание же, напротив, утешает человека и успокаивает и с легкостью дает ему Бог выйти из уныния его, когда принимает он от Него труд разума своего 220 Беседа 26. Того же блаженного мар Исаака. О том, что именно Бог попускает тяжким испытаниям находить на нас и что Сам

8 Содержание милосердный Господь допускает эти периоды уныния, когда мы скорбим и страдаем ; 222 Беседа 27.0 внутреннем смирении 224 Беседа 28. Защищение и увещание на туже тему — попово ду этих глав об искушениях и о смирении для чего они былина писаны в таком порядке 226 Беседа 29. Его же. О великих благах, рождающихся от собеседования с Писанием, от сокровенного служения и от размышления о нем и постоянного исследования его, и от поиска цели учения его. И против тех, кто считает ненужным прилежно заниматься этим чудными божественным трудом. И ублажение тех, кто удостоился в этом размышлении и полезном труде провести дни свои в мире сем , 227 Беседа 30.0 славных и избранных путях к Богу в безмолвии .... 233 Беседа 31. Пояснение к сказанному вместе с необходимыми увещаниями, относящимися к теме путешествия к Богу 238 Беседа 32. Того же блаженного мар Исаака. Об изменении,
< происходящем > от святых движений, и о просветленном пути в час молитвы, который дается нам милосердием Господа нашего .. 243 Беседа 33. Его же. О добрых и дурных изменениях, которые получаем мы от различного понимания Писаний 246 Беседа 34. Того же блаженного мар Исаака. Об утешениях, которые милосердный Бог дает тем, кто пребывает в безмолвии ради Бога 248 Беседа 35. О цели возвышенного служения разума, которое есть совокупность всякого подвижничества, совершаемого посредством телесных чувств благодаря ему входит человек на всякий миг в совершенное слияние с Богом 254 Беседа 36. Его же. На другие темы, касающиеся знания, и о причине непоследовательности в изложении темы, способствующей лучшему уразумению предмета 260 Беседа 37. Каковы признаки смирения, ощущаемые человеком в самом себе. Ио благодарении в искушениях. И как возможно для человека претерпевать их без жалоб 263
Содержание
9 Беседа 38. Того же блаженного мар Исаака. О таинственных предметах созерцания, которые однажды пришли ему о величии нового века, и о свойствах божественного Естества, и о грядущем порядке ив сокращении, мысль, которая пришла ему относительно образа существования в новой жизни 266 Беседа 39. Созерцание на тему геенны, насколько может быть дарована человеческому естеству благодать иметь мнение относительно этих тайн 269 Беседа 40. Снова о духовном созерцании — Слово, в котором подтверждаются и уточняются вопросы, касающиеся созерцания божественных тайн, посредством сокровенной и таинственной вдохновляющей его силы во имя Христа, Господа нашего, из Которого изливается источник знания о спасении всех разумных < существа Предмет этого слова есть постоянство, неизменность и любовь божественного Естества вначале ив конце творения 282 Беседа 41. Снова его же. Увещание вместе с необходимыми предостережениями, соответствующими данной теме 289 О СОВЕРШЕНСТВЕ ДУХОВНОМ Слово 19.0 различных откровениях и действиях, бывающих святым в образах 292 Слово 20. О различии мыслительных сил ума в действии откровений и видений духовных 299 Слово 21. О том, что случается в молитве с живущими в безмолвии 301 Послесловие. ОБ ОСНОВНЫХ БОГОСЛОВСКИХ ТЕМАХ И ОБ ЭСХАТОЛОГИИ ПРЕПОДОБНОГО
ИСААКА СИРИНА 302 КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ 323 С С. АВЕРИНЦЕВ. ТАИНСТВО МИЛОСТИ 328
ДВЕРЬ В БЕСКОНЕЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО Это произошло в 1983 году, когда я работал в Восточном читальном зале Бодлеианской библиотеки. Пожелав сделать перерыв в работе над чем-то совершенно другим, я заказал по списку неката- логизированных манускриптов рукопись № 7 из сирийской коллекции (Bodleian syr. е, о которой было сказано, что она относится кили веку и содержит писания Исаака Ниневийского (Исаака Сирина. Когда рукопись оказалась у меня на столе, я прочел ее название и увидел, что она содержит второй том его бесед. Хотя я знал, что должны существовать два (или даже три) тома его писаний и что только один том был до тех пор известен, я в тот момент не мог вспомнить, какой именно том был опубликован в 1909 году П. Беджаном (тот, что в конце VIII — начале IX века был переведен на греческий язык в палестинской Лавре святого Саввы, а какой считался утраченным. Только когда я в тот же вечер вернулся Домой и возобновил в памяти имеющуюся информацию, я понял, что нашел нечто весьма уникальное — а именно, единственную полностью сохранившуюся рукопись второго тома. Эта рукопись, приобретенная Бодлеианской библиотекой в
1896 году у о. Я. Неесана, состоит из 190 листов (или 380 страниц она была переписана неким Марком из монастыря мар Аб- дишо вселении Ком. К сожалению, переписчик не указал дату появления рукописи на свет, но датировка, содержавшаяся в индексе некаталогизированных рукописей (X-XI вв.), казалась полностью соответствующей истине. Ком — это современное селение Кома- не, к юго-востоку от Амадия, в северном Ираке. Монастырь мар
Дверь в бесконечное пространство
11
Лбдишо, который довольно хорошо известен из других источников, ныне находится в маленькой деревушке Дере, недалеко от Ком Писец Марк сообщает нам, что он переписал текст (он назы- иает его книгой, полной жизни и премудрости) для раббана Ишо, духовного руководителя наших времен. Не тот ли самый раббан
Ишо упомянут здесь, который также упоминается в Житии знаменитого святого X века, жившего в тех же местах, Иосифа Буснайи и житии, кстати, несколько раз упоминаются творения святого Исаака Храм монастыря мар Абдишо еще стоял в середине
XIX века, когда английский миссионер Дж. П. Бэджер посетил деревню Дере.
2 После того, как стало ясно, что передо мной текст второго тома сочинений Исаака Сирина, мне удалось сопоставить его с другими имеющимися свидетельствами об этом тексте. В издании первого тома творений Исаака, подготовленном П. Беджаном в 1909 году, содержались отрывки из второго тома, взятые издателем из рукописи, которая происходила из Урмии (ныне западный Ирак) и содержала полный текст второго тома. К сожалению, эта рукопись ныне утрачена (по-видимому, она погибла в Урмии — вместе со многими другими сирийскими рукописями — в годы Первой мировой войны.
( )днако удалось обнаружить еще две рукописи, которые некогда содержали полный текст второго тома одну в Париже (около XI века, другую в Гарварде (около XIII или XIV века. Выяснилось также, что Оксфордская рукопись была в 1895 году скопирована для мистера Неесана, английского миссионера — это некто иной, как тот самый Неесан, у кого Бодлеианская библиотека приобрела рукопись
№ 7. Неесан на самом деле не был англичанином он происходил из Урмии, но работал в просветительской миссии архиепископа Кен-
1
В 1987 году, входе анти-курдской военной операции в северном Ираке, организованной президентом Саддамом Хусейном, монастырь был разрушен. См Sanders /. С. /. Assyrian-Chaldean Christians in Eastern Tur­
key and Iran. Hernen, 1997. P. 63.
2
Badger G. P. The Nestorians and Their Rituals. Vol. I. London, 1852.
)\ 252-253.

12 С. Брок
терберийского для Церкви Востока (эта миссия располагалась в Урмии. Копия была сделана вселении Сир, недалеко от Урмии, и сейчас находится в Тегеране в библиотеке покойного халдейского епископа Тегерана, мар Иссайи. Ничего неизвестно об истории Оксфордской рукописи между временем ее написания и ее появления в урмийском регионе в конце XIX века. Ясно, однако, что рукопись много раз читали, так как на многих ее пергаментных страницах видны отпечатки пальцев, а также пометы читателей на полях (впрочем, ни одна из помет не дает указания на то место, где она могла быть сделана. Хотя второй том никогда не был переведен на греческий, он, как кажется, был весьма широко известен в различных сиро- и арабоязычных Церквах на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствует тот факт, что фрагменты из него находятся в различных средневековых монашеских антологиях. Эти антологии составлялись и читались не только монахами Церкви Востока (к которой принадлежал преподобный Исаак, но и византийскими православными, а также сирийскими православными монахами. Так, например, весьма длинные фрагменты из первого и второго томов содержатся в сирийской рукописи
№ 14 из монастыря святой Екатерины на Синае (около X века один фрагмент из второго тома присутствует в более ранней рукописи византийского православного происхождения, скопированной в 882 году недалеко от Триполи (Ливан. Другие весьма длинные фрагменты содержатся в сирийской православной антологии, собранной около
1300 года, а несколько глав из второго тома были переведены на арабский и, как кажется, циркулировали весьма широко. Все известные рукописи атрибутируют второй том преподобному Исааку. Так, Оксфордская рукопись озаглавлена Второй том мар Исаака, епископа Ниневийского». В двух рукописях, содержащих неполный текст, заглавие утрачено, однако в парижской рукописи более поздней рукой написано, что этот том — мар Исаака. Также ив различных фрагментах, содержащихся в других рукописях, имя Исаака обычно всегда дается. Это относится, например, к византийской православной антологии, содержащейся в Синайской
Дверь в бесконечное пространство
13 рукописи, где фрагменты из обоих томов названы принадлежащими
«мар Исааку (в первом фрагменте он назван епископом града Ни­
невии», и переписчик называет его писания розами для душевной пользы. Таким образом, вся рукописная традиция, включающая различные рукописи из трех Церквей (Церкви Востока, Византийской Православной и Сирийской Православной Церквей, единогласна в атрибутировании второго тома святому Исааку. Тот факт, что более известный первый том называется в рукописях первым томом, тоже указывает на существование второго тома. Содержание обоих томов свидетельствует о том, что у них один автор в обоих томах есть общие весьма характерные темы, а также многочисленные фразеологические совпадения общими являются даже выражения, которые либо крайне редко встречаются у других сирийских авторов, либо вовсе не встречаются. Все это свидетельствует о том, что обязанность доказывать свою правоту лежит не на тех, кто уверен в принадлежности второго тома автору первого тома, а на тех, кому вздумается настаивать на обратном. Первый том писаний святого Исаака сохранился на сирийском языке в двух несколько отличных одна от другой редакциях. Наиболее заметное различие между этими двумя редакциями заключается в том, что имеющиеся в тексте цитаты в них атрибутированы разным авторам. Так, если в восточной редакции цитата приписана, например,
Феодору Мопсуестийскому, в западной редакции она надписана иным именем, таким как Иоанн Златоуст или Кирилл Александрийский. Именно с западной редакции сирийского текста был в свое время сделан греческий перевод первого тома (ас греческого — русский. Какое надписание более правильно К счастью, на этот вопрос ответить нетрудно, ибо во всех случаях, когда цитату удается идентифицировать, правильное надписание дает именно восточная редакция. Так, например, Слово 60 из издания греческого перевода, основанного на западной редакции, содержит цитату из толкования Кирилла на Бытие, тогда как в восточной редакции сирийского текста (легшей в основу издания Беджана) цитата надписана именем Феодора Мопсу

14 С. Брок
естийского. Тщетными окажутся попытки найти искомую цитату в толкованиях св. Кирилла, зато весьма нетрудно обнаружить ее в толкованиях Феодора на Бытие. Опять же, в Слове 32 греческого издания имеется цитата из великого и божественного Григория в сирийском тексте эта цитата надписана именем Евагрия. Здесь снова восточная редакция дает правильную атрибуцию, поскольку цитируемый текст содержится в Мыслях (Skemmata) Евагрия. Нетрудно объяснить, каким образом эти изменения были внесены. Преподобный Исаак принадлежал к Церкви Востока, для которой как Евагрий, таки Феодор являлись весьма почитаемыми авторами. Находясь территориально за пределами Римской империи, Церковь Востока никогда не принимала участие в Соборах, созьь вавшихся римским (византийским) императором не участвовала она ив Константинопольском Соборе 553 года, на котором писания обоих авторов были осуждены. (В скобках должно быть отмечено, что сирийские переводы и Евагрия, и Феодора отличаются тем, что в них в некоторых случаях изменено содержание оригинала в частности, исключены отдельные места, которые переводчики сочли неоправданно спекулятивными. Это означает, что сирийские тексты означенных авторов вовсе неидентичны тем греческим текстам, которые были осуждены Отцами Пятого Собора) Учитывая эту ситуацию, мы должны признать неудивительным тот факт, что, когда рукописи, содержавшие оригинальную восточно-сирийскую редакцию писаний Исаака, копировались сироязычными византийскими православными монахами, имена ненадежных сих точки зрения
Феодора и Евагрия были заменены другими, более безупречными. На самом деле это было весьма распространенной практикой, ив рукописной традиции греческих патристических авторов можно найти множество подобных примеров. Православные монахи-пере­
писчики, которые вносили эти изменения, прекрасно понимали, что присутствие имен Евагрия и Феодора могло бы оттолкнуть некоторых слишком придирчивых читателей от чтения творений святого Исаака и, следовательно, лишить пользы от содержащихся в них глубоких духовных прозрений.
Дверь в бесконечное пространство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

перейти в каталог файлов
связь с админом