Главная страница
qrcode

Большое внимание уделено изучению причин сновидений и их толкованию, магическому действию наркоза, гипноза и аутогипноза. Д ля широкого круга читателей


Скачать 14.99 Mb.
НазваниеБольшое внимание уделено изучению причин сновидений и их толкованию, магическому действию наркоза, гипноза и аутогипноза. Д ля широкого круга читателей
АнкорIstoriya temnogo mira.pdf
Дата02.03.2019
Размер14.99 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIstoriya_temnogo_mira.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#77595
страница1 из 60
Каталогakme_books

С этим файлом связано 176 файл(ов). Среди них: и ещё 166 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60

УДК 133 Б Б К 86.41
КТК 0014 ИЛ идин А. — автор-составитель
И стория темного мира авт.-сост. А. Лид и н .- И 89 Ростов н Д : Феникс СП б ООО « Издательство С еверо-Запад», 2 0 0 7 . - 832 сил (Издательство Феникс 978-5-938-35203-7 (ООО Издательство «Северо-Запад»)

В книге в популярной форме рассказывается о зарождении и этапах развития различных видов религиозных и суеверных воззрений, магии, астрологии, хиромантии, алхимии, спиритизма, оккультизма с древних времен до начала XX века.
Сделаны попытки проанализировать проявления таких магических состояний человека, как телепатия, ясновидение, галлюцинации. Большое внимание уделено изучению причин сновидений и их толкованию, магическому действию наркоза, гипноза и аутогипноза.
Д ля широкого круга читателей.
УДК 133
БКК 86.41
КТК 00 1 4
ISBN 978-5-222-10923-6 Издательство Феникс, 2007
ISBN 978-5-938-35203-7
© ООО Издательство «Северо-Запад», 2007
© А . Лидин, автор-составитель, 2007
© В. Андреева, дизайн, 2007
© А. Ганчурин, обложка, 2007
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Прилив суеверия в настоящее время сильно идет на подъем. В последние годы не только появилось много сочинений о волшебстве, частью в форме исторического изложения, частью в форме перепечатки старинных сочинений о магии, но ив пользующихся уважением философских и психологических журналах наряду со строго научными статьями печатались также истории о привидениях и бабьи сказки. Некоторые известные представители науки устраивали опыты с профессиональными спиритическими медиумами и после нескольких сеансов, не умея отличать немногие, конечно, необыкновенные, но вполне естественные действия этих медиумов от многочисленных их фокусов, стали принимать за чистую монету все спиритические проявления и вследствие такого легко полученного убеждения более или менее открыто стали заявлять себя сторонниками спиритизма. Таким образом, магия, подобно эпидемии, захватывает большие культурные центры.
Поэтому популярное изложение истинной сущности всех этих мистических фактов представляет действительную потребность. Разумеется, оно едва ли убедит тех, кто верит в возможность волшебства но оно будет полезно для тех, кто хотя и отказывается верить этим таинственным историям, нов тоже время, постоянно слыша о них, не знает определенно, чему в них можно верить и как к ним следует относиться, а в таком положении до сих пор находится большинство образованного класса. Ввиду этого я и делаю опыт такого изложения.
При обработке моего труда из него вышло нечто иное, чем я вначале предполагал. С первого раза я поставил себе задачу только исследование тех физических и психических явлений, которые были источником происхождения различных форм суеверия, в особенности новейшего суеверия — спиритизма
ИСТОРИЯ ТЕМНОГО МИРА bОднако я скоро увидел, что такое ограничение практически неприменимо. Хотя спиритизм возник только в наше время в Америке, но он не составляет изолированного явления. Как бы ни желали скрыть этого спириты, но является, несомненно, доказанным, что все их учение имеет своим источником европейские средневековые суеверия и отчасти лишь изменило свою форму применительно к новейшим естественнонаучным воззрениям. Поэтому невозможно дать объяснение спиритизма, не указав на его связь со старинными магическими теориями. К этому присоединяется еще и то, что сами спириты в последнее время извлекли из пыли библиотек значительное количество старинных магических сочинений, сообщениями которых они пользуются как доказательствами справедливости их учения. Поэтому для всестороннего рассмотрения спиритизма требуется знакомство и со старинной магией.
На этом основании мне пришлось войти в область чисто исторического изучения, которое постепенно затрагивало такую подавляющую массу материала, что мне уже было невозможно рассмотреть в психологическом исследовании даже самую необходимую его часть. Вследствие этого я решился отделить историческую часть от психологической и предоставить читателю идти к пониманию изучаемых явлений тем же путем, каким шел и я сам. Таким образом, работа моя получила настоящий вид сначала идет историческая часть, распадающаяся натри отдела, аза ней следует вторая часть, которую я и теперь считаю важнейшей, состоящая в психофизическом исследовании тех явлений, с которыми мы уже познакомились в их историческом изложении.
Я счел нужным заранее сказать о происхождении и расположении моей работы для того, чтобы исторической ее части не было придано неверной оценки. Последняя вовсе не имеет претензий исчерпать весь относящийся сюда материал, иначе эта книга выросла бы в обширное, многотомное сочинение. В особенности я не останавливался на собственно историческом процессе развития и на взаимном влиянии
Предисловие друг на друга различных народов, которое часто обрисовывается лишь в немногих строках. Я постоянно имел ввиду ту главную цель, чтобы дать самые разнообразные и подробные сведения о суеверных воззрениях и магических действиях и, таким образом, получить сколь возможно более широкое основание для психологического объяснения фактов. Вне которых местах я, может быть, зашел слишком далеко в своем желании резко разграничить существующие различия, например, в разделении восточной магии от первобытной европейской, где я выставил их противоположность резче, чем делали другие, изучавшие эту область. Кроме того, я не считал нужным упоминать о явлениях, имевших место у отдельных народов в определенное время, если об этих явлениях мною уже было ранее сказано по другому поводу. Но так как вообще историческая часть моего труда является скорее лишь дополнительной, представляя собой лишь рамку для группирования фактов, то я надеюсь, что подобный способ обработки материалов найдет себе снисходительную оценку со стороны исторической критики.
Если мне удалось сколько-нибудь полно и удовлетворительно выполнить мою задачу, то этим я обязан прежде всего чрезвычайной благосклонности и предупредительности, которыми я пользовался со всех сторон. Было бы слишком долго приводить здесь имена всех лиц, оказавших мне содействие своими советами и указаниями в их специальной области число их так велико, что при перечислении их я невольно мог бы кого-нибудь пропустить. Поэтому я ограничусь выражением моей искренней и сердечной благодарности всем тем, кто своим вниманием к моему труду дал мне силу довести его до конца.
Представляя этот трудна благосклонное суждение читателей, я надеюсь, что он будет способствовать распространению знания и понимания тех явлений, которые составляют предмет настоящего исследования.
Алъфр. Леманн
Копенгаген Апрель 1893

ПРЕДИСЛОВИЕ НЕМЕЦКОГО
ПЕРЕВОДЧИКА
В последние годы в Германии появились различные, очень обстоятельные, а частью и объемистые сочинения о суеверии, волшебстве и др. соприкасающихся сними вопросах, так что, на первый взгляд, казалось бы излишним переводить эту книгу для немецких читателей. Однако я не без достаточного основания взял на себя труд этого перевода и не считаю его совершенно потерянным, так как вышесказанные немецкие сочинения об этих предметах рассматривают их исключительно или с исторической точки зрения, или же сточки зрения оккультизма и спиритизма, между тем как датский автор следует другим путем. Он имеет ввиду не только изобразить эти явления или же объяснить их деятельностью трансцендентального мира или неизвестных нам сил, но он ищет ключ к этим явлениям в самом человеке и приходит к заключению, что в той форме, в какой они представляются суеверию, они основываются на недостаточном знании или неверном наблюдении явлений ив этом находят свое вполне удовлетворительное объяснение. Для этого он дает подробное изложение человеческой способности наблюдения и ее недостатков, состояния сна и сновидений, той стороны душевной жизни, которую называют бессознательной, способности человека подвергаться внушению как при нормальных, таки при болезненных условиях и других, относящихся сюда, предметов. Затем он старается прежде всего доказать неосновательность утверждений суеверия и тем отнять у него объективную почву, чтобы потом, на месте этого разрушенного фантастического здания, построить трезвое воззрение, основанное на психологии и естественных науках и вместо всяких призраков имеющее ввиду только ясность и истину. Сколько мне известно, нив каком немецком со

Предисловие
чинении нет общего, связного изложения вышесказанных факторов, несомненно имеющих важное значение для объяснения человеческого суеверия. Можно в некоторых отдельных частностях не соглашаться с автором — и я тоже по многим пунктам несогласен с ним, о чем и считаю нужным здесь определенно заявить ново всяком случае, основную его точку зрения следует признать правильной, и можно сказать, что избранный им путь, в общем, действительно ведет к пониманию задачи, и, вероятно, идя по нему, мыс течением времени все более будем приближаться к ее разрешению.
Не могу не высказать здесь моей благодарности гну автору за его любезную поддержку и помощь, оказанные мне при этом переводе. Он мне не только предоставил большую свободу относительно формальных изменений в датском тексте и сокращения некоторых отрывков, но доставил мне также содержание многих цитат на их оригинальном языке и, наконец, оказал мне очень существенную услугу просмотром издания вовремя его печатания. Потому я, во всяком случае, уверен, что и немецкое издание вполне отвечает его направлению и образу мыслей.
Независимо от дополнений, сделанных самим автором, я позволил себе присоединить объяснительные примечания относительно предметов, незнакомых немецким читателям. Затем я старался, насколько возможно, сгладить следы перевода, не держась буквально оригинального текста. Желаю, чтобы эта книга, получившая очень благосклонный прием в отечестве автора, нашла бы себе ив Германии многих благосклонных читателей.
Переводчик
Дюссельдорф Май 1898
ОТНОШЕНИЕ СУЕВЕРИЯ И МАГИИ К РЕЛИГИИ И НАУКЕ
П ред м е т исследования
Предмет предстоящей нам работы всего короче и точнее определяется словами История общечеловеческих заблуждений. Суеверие и чародейство — это первые шаги человеческой мысли в религиозной и научной области. Может показаться лишним делать эти явления предметом особого исследования история религиозной и научной эволюции одинаково хорошо может дать представление как о заблуждениях отдельных эпох, таки о том, что сохранило ценность до настоящего времени. В самом деле, человек достигал познания истины не иначе, как впадая в заблуждения и постоянно освобождаясь от них. Следовательно, во всяком сколько-нибудь ясном изложении эволюции религий и наук нельзя обойтись без обсуждения суеверий различных времен, так как суеверия — это те ошибочные путина которые человеческая мысль невольно попадает и через которые пробирается, добиваясь ясного и глубокого понимания.
Тем не менее есть существенное различие между обработкой, которой суеверие и магия подвергаются в исто­
8
Введение bрии религии и науки, и тем изображением этих явлений, которое я хочу предложить. Для более детального указания на это различие возьмем какой-нибудь известный пример. Общеизвестен тот факт, что происхождение современной научной химии нужно искать в алхимии, в стремлении приготовить золото поэтому автор исторического сочинения по химии, если только не хочет насиловать фактов, должен начать с описания самых первых опытов по приготовлению золота именно благодаря этим опытам были накоплены первые химические сведения и образовался первоначальный взгляд на природу вещей и на их взаимное отношение. В детском периоде химии современного химика, естественно, более всего интересуют те верные положения, которые в течение времени были найдены, хотя при нахождении их исходили из ложных предположений и стремились к иллюзорной цели. Всякий химик, желающий знать историю развития своей науки, должен главное внимание обратить на рассмотрение того, что сохранило свою ценность. Наоборот, он может не особенно интересоваться культурно-историче­
ским значением алхимии, те. тем, что стремление превратить все неблагородные металлы в золото и серебро в течение нескольких столетий наполняло жизнь если нецелых народов, то, во всяком случае, некоторых общественных классов. Эта-то культурно-историческая сторона дела и будет служить предметом нашего обсуждения.
Что таким образом выяснено по отношению к химии, одинаково имеет значение для астрономии, а частью также и для физики. Во всех этих науках, по крайней мере отчасти, первоначально ставились цели, признаваемые теперь за совершенно ненаучные, а все-таки постоянно шло накопление верных сведений. Именно эти-то сведения и интересны для пишущего историю своей науки наоборот, мы главное внимание обратим на предположения и наблюдения, оказавшиеся ложными они гораздо более, чем верно установленные факты, кладут печать оригинальности на отдельные эпохи и народы, а потому вполне заслуживают особого исследования
ИСТОРИЯ ТЕМНОГО МИРА bПервой нашей задачей будет точное определение того, что вообще понимается под суеверием и волшебством. Я сказал выше, что это как бы блуждание мысли в религиозной и научной области, но такое определение настолько неясно, что оно недалеко отложного оно нуждается в дальнейшем освещении. Ввиду этого мы займемся сначала исключительно суеверием.
О пределен и е суеверия
Что суеверие есть заблуждение, что оно заключается в предположениях, которые нив религии, нив науке не пользуются признанием, в этом, вероятно, все будут согласны но вместе стем дело обстоит так, что чрезвычайно трудно квалифицировать какой-либо взгляд как суеверный.
Мы имеем дело нес одной религией, а со многими, и то, что одному может представиться величайшей глупостью и суеверием, для другого является религиозным догматом, в справедливости которого он никогда не сомневался. При такой разнице взглядов у различных современников понятно, что еще больший контраст обнаруживается между мнениями, господствовавшими в разное время. Наука также, как и отдельные религии, в своем развитии испытывает постоянные изменения. То, что водно время для самого опытного исследователя кажется вполне законным предположением, в другое время рассматривается как совершенно несогласное с мировым порядком мнение, трактуемое в какой-нибудь определенной церкви как неопровержимый догмат, 100 или 1000 лет спустя объявляется опасной ересью и преследуется самым настойчивым образом. Границы суеверия в высшей степени неуловимы, и назвать ли какой-либо взгляд суеверием или нет всегда зависит от точки зрения, с которой его рассматривают. Несколькими примерами легко можно доказать справедливость этого утверждения.
Большинство образованных людей в протестантских странах считают веру в демонов, привидения, домовых и пр. суеверием уже потому, что и само евангельское учение
Введение вовсе не считает веру в существование их необходимым догматом.
Правоверный католик иначе относится к этому вопросу известно, что даже еще в наше время в южных странах производятся заклинания бесов, притом вовсе не одними только невежественными монахами, но и высокопоставленными духовными лицами. Католическая церковь учит, что даже в наши дни бесы могут вселяться в людей, хотя так называемое беснование всеми признается за болезнь, природу которой легко определит всякий врач, ведению которого она и подлежит. Что, таким образом, одному кажется неопровержимым догматом, другой называет суеверием. В чисто научной области наблюдается тоже самое и здесь решение вопроса, считать ли какое-либо мнение суеверием или нет, зависит от точки зрения. Нельзя совершенно оспорить даже и возможность приготовления золота многое говорит зато, что все наши так называемые элементы, напр, металлы все это только видоизменения единой материи. Следовательно, вполне возможно, что один металл может превратиться в другой — только не при помощи тех средств, которыми мы располагаем в данный момент.
Итак, если теперь какой-нибудь влиятельный естествоиспытатель заявит, как это и случилось несколько лет тому назад, что ему удалось найти средство одни металлы превращать в другие, ток этому известию отнесутся несколько скептически, но суеверным такой взгляд не назовут, потому что вполне возможно, что когда-нибудь будет найдена сила, производящая такие изменения да и знаменитый исследователь без основания не выпустит такого известия в свет. Но вот другой станет рассказывать, что приготовил золото с помощью философского камня — это было вещество, по мнению алхимиков, не только превращавшее один металл в другой, но и увеличивавшее их количество, могущее исцелять все болезни и продлить жизнь такого человека без колебания назовут суеверным, так как допущение существования подобного вещества находится в
ИСТОРИЯ ТЕМНОГО МИРА bполном противоречии с нашим знанием природы и ее за­
конов.
Итак, даже в чистой науке признание данного взгляда за суеверие или нет находится в зависимости от субъективной точки зрения.
Решительно тоже самое можно сказать и о суевериях разных веков называется ли какое-нибудь мнение суеверием или нет, об этом можно судить по развитию мысли в данное время. Мы называем суеверным того человека, который в наше время верит в существование философского камня сего удивительными свойствами для средневекового ученого магика такое мнение не было суеверием. Они ведь не знали, что в природе каждое изменение является результатом множества разнообразных, взаимосталкиваю- щихся причини что поэтому нельзя с помощью одного вещества вызывать такие разнообразные действия, как превращение металлов в золото и исцеление болезней. Еще менее подозревали они о положении, являющемся основным для всей современной химии, именно, что количество материи в мире неизменно, что материя не уничтожается и не может быть создана. Наоборот, они полагали, что часто наблюдали уничтожение материи, например при горении по их понятиям вполне было в порядке вещей, что кусочек философского камня величиною с горошину мог бы превращать фунт меди или свинца в чистое золото. Мы не назовем такое мнение суеверием, потому что оно было в полном согласии с тогдашним взглядом на природу. Только многочисленные неудавшиеся попытки приготовить философский камень убедили этих исследователей, что их желание идет вразрез с мировым порядком. Тогда-то учение о философском камне из научного превратилось в суеверное.
Все сказанное относится и к астрологии. Мнение, что движение звезд является причиной всех изменений на Земле, также древне, как история человеческого рода во всяком случае у халдеев его можно проследить залет до начала нашего летоисчисления, атак как, кроме того

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60

перейти в каталог файлов


связь с админом