Главная страница
qrcode

Бронетанковыми и механизированными войсками красной армии для служебного пользования


НазваниеБронетанковыми и механизированными войсками красной армии для служебного пользования
Дата21.11.2019
Размер2,99 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTank_T-34_rukovodstvo.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРуководство
#158157
страница1 из 28
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДУЮЩЕГО
БРОНЕТАНКОВЫМИ И МЕХАНИЗИРОВАННЫМИ ВОЙСКАМИ
КРАСНОЙ АРМИИ
Для служебного пользования
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. н-ка ГБТУ Красной Армии генерал-лейтенант инженерно-танковой службы
И.Лебедев
7 июня 1944 г.
ТАНК Т-34
РУКОВОДСТВО
ВТОРОЕ
ИСПРАВЛЕННОЕ
ИЗДАНИЕ
ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ
МОСКВА
1944

2
В составлении настоящего Руководства приняли участие инженеры эксплоатационного отдела и конструкторского бюро завода №183 им.Коминтерна тт.: Каганер Б.А., Левчук Е.К., Митник А.Я., Нечаев Л.Н. и инженер-майор ГБТУ Красной
Армии Качур И.С.
Рукопись полготовлена к изданию офицерами Редакционно-издательского отдела ГУФ и БП БТМВ Красной Армии инженер-подполковником Горюшиным Н.Х., инженер-подполковником Чуфаровским Б.И., инженер-капитаном Котляр
С.И. и старшим техником-лейтенантом Сытиным Б.М.
Редактор инженер-подполковник Горюшин Н.Х.
Технический редактор Стрельникова М.А. Корректор Курашов А.А.

3
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТАНКА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТАНКА
Танк Т-34 (рис. 1...7) — боевая гусеничная машина с вращающейся башней, обеспечивающей круговой обстрел из пушки и спаренного с ней пулемёта.
Рис. 1. Общий вид танка.
Рис. 2. Вид танка спереди.
Рис.3. Вид танка сбоку.
Танк вооружён 76-мм пушкой Ф-34 или 85-мм пушкой С-53 и двумя пулемётами (один спарен с пушкой, другой устанавливается в носовой части танка).

4
Экипаж танка Т-34: 4 человека.
Основные части танка:

броневой корпус и башня (в них помещается экипаж, а также размещаются вооружение, боеприпасы, приборы наблюдения и связи, электрооборудование и механизмы танка);

двигатель: дизель-мотор марки В-2-34, V-образный, водяного охлаждения;

механизмы трансмиссии: главный фрикцион, коробка перемены передач, бортовые фрикционы, тормозы, бортовые передачи;

приводы управления: рычаги бортовых фрикционов, педали главного фрикциона и ножного тормоза, механизм переключения передач;

ходовая часть: ведущие колёса, гусеничные цепи, направляющие колёса (ленивцы), опорные катки с балансирами, подвеска;

оборудование и снаряжение.
Рис. 4. Вид танка сзади.
Рис. 5. Вид танка сверху.
Внутри корпус танка делится на четыре отделения: управления, боевое, моторное, трансмиссионное. Отделение управления находится в носовой части танка. В нём размещены сиденья механика-водителя и стрелка-радиста, приводы управления механизмами танка, приборы, контролирующие работу двигателя и электрооборудования, пулемёт ДТ в шаровой установке, часть боекомплекта, радиостанция, два баллона с сжатым воздухом для воздушного запуска двигателя, запасные части, инструмент и принадлежности.
Боевое отделение находится в средней части танка. Над ним установлена на шариковой опоре башня, в которой размещены вооружение, часть боекомплекта, приборы наблюдения, а также сиденья командира танка и башенного стрелка. В вентиляционном люке башни установлен мотор-вентилятор.
Основную часть боекомплекта укладывают в боевом отделении — на полу и около бортов. За железными

5 съёмными листами фальшбортов, между шахтами подвески, расположены баки для горючего.
Моторное отделение находится в средней части танка, за боевым отделением, от которого оно отделено перегородкой.
В этом отделении установлены: двигатель, два водяных радиатора, два масляных бака и четыре аккумуляторные батареи — попарно, на кронштейнах, между нижней половиной картера двигателя и радиаторами.
Трансмиссионное отделение находится в кормовой части танка. В нём расположены главный фрикцион с центробежным вентилятором, коробка перемены передач, бортовые фрикционы с тормозами, электростартер, бортовые передачи и два топливных бака.
БОЕВАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНКА
Общие данные
Тип машины
Средний гусеничный танк
Боевой вес
30 т
Длина
6070 мм
Ширина
2950 »
Общая высота
2604 »
Высота без башни
1697 »
Ширина колеи (расстояние между серединами гусеничных цепей)
2450 »
Клиренс
400 »
Длина опорной поверхности по тракам
3840 »
Р а с ч ё т н ы е с к о р о с т и д в и ж е н и я п р и 1 7 0 0 о б / м и н в а л а д в и г а т е л я ( в к м / ч а с )
1
Пятискоростная коробка передач:
Четырехскоростная коробка передач
На 1-й передаче
6,65 7,40
На 2-й »
14,25 15,45
На 3-й »
20,00 25,60
На 4-й »
30,50 48,30
На 5-й »
48,30

На передаче заднего хода
7,50 6,90
Р а с х о д г о р ю ч е г о и с м а з к и и з а п а с х о д а
Расход горючего на 1 км пути: по грунтовой дороге
2,3 л по шоссе
1,6 »
Расход горючего на 3 час работы двигателя: по грунтовой дороге со средней скоростью в 25 км/час.
50
» по шоссе со средней скоростью в 30 км/час
48 »
Запас хода по горючему (учитывая только основные баки): по грунтовой дороге ок. 250 км по шоссе ок. 300 »
Расход масла на 1 км пути:
по грунтовой дороге
0,10 л по шоссе
0,05 »
Расход масла на 1 час работы двигателя: по грунтовой дороге со средней скоростьюв 25 км/час
2,00 л по шоссе со средней скоростью в 30 км/час
1,50 л
1
Скорости движения округлены.

6

7
Вооружение
П у ш к а марка
Ф-34
С-53 калибр
76-мм
85-мм горизонтальный угол обстрела
360°
360° угол возвышения
28°
22...25°
2
угол снижения


П у л е м ё т ы количество
2 марка
ДТ размещение один спарен с пушкой, другой расположен в носовой части танка горизонтальный угол обстрела пулемета, установленного в башне
360° горизонтальный угол обстрела пулемёта, установленного в носовой части танка
±
12° максимальный угол возвышения пулемёта, установленного в носовой части танка
16° максимальный угол снижения пулемёта, установленного в носовой части танка

П и с т о л е т - п у л е м ё т (укладывается в башне) марка
ППД или ППШ количество
1
В о з и м ы й б о е в о й к о м п л е к т при пушке
Ф-34
С-53 снарядов для пушки
100 56 пулемётных дисков
50 (3150 патронов)
31 (1953 патрона) патронов для пистолета-пулемёта
4 диска
4 диска ручных гранат Ф-1 25
.20
Двигатель
О б щ и е д а н н ы е марка двигателя
В-2-34 расположение цилиндров
V-образное под углом в 60°
порядок нумерации цилиндров от боевого отделения к трансмиссионному
(отдельно по каждой группе цилиндров) число цилиндров
12 диаметр цилиндра
150 мм ход поршня: левый ряд
180 мм правый ряд
186,7 мм рабочий объём всех цилиндров
38,88 л степень сжатия
14 - 15
направление вращения коленчатого вала по часовой стрелке (если смотреть из боевого отделения)
Мощность двигателя: номинальная при 1750 об/мин
450 л.с. эксплоатационная при 1700 об/мин
400 л.с. максимальная при 1800 об/мин
500 л.с. минимально-устойчивые обороты на холостом ходу
600 об/мин максимально допустимое число оборотов на холостом ходу
2050 об/мин удельный расход топлива на нормальном и эксплоатационном режимах
160-175 г/л.с. час
Г а з о р а с п р е д е л е н и е
Клапан впуска
число клапанов в цилиндре
2 открытие до ВМТ в градусах поворота коленчатого вала.
20
±
3 закрытие после НМТ в градусах поворота коленчатого вала
48
±
3 продолжительность всасывания в градусах поворота коленчатого вала
248 максимальный подъём клапана
13 мм зазор между тарелкой стержня клапана и затылком кулачка распределительного валика
2,34
±
0,1 мм
2 22
°
- при широком погоне, 25
°
- при узком погоне.

8
Клапан выпуска
число клапанов в цилиндре
2 открытие до НМТ в градусах поворота коленчатого вала
48
±
3 закрытие после ВМТ в градусах поворота коленчатого вала
20
±
3 продолжительность выпуска в градусах поворота коленчатого вала
248 максимальный подъем клапана
13 мм зазор между тарелкой стержня клапана затылком кулачка распределительного валика
2,34
±
0,1 мм
Порядок работы цилиндров
1 л — 6 п.
5 л — 2 п.
3 л — 4 п.
6 л — 1 п.
2 л — 5 п.
4 л — 3 п.
С и с т е м а п и т а н и я д в и г а т е л я применяемое топливо дизельное топливные баки: основные бортовые
6 основные кормовые
2 дополнительные наружные
3
ёмкость основных баков
570...580 л
ёмкость дополнительных баков
270 л
Система подачи топливным насосом
Топливоподкачивающая помпа тип коловратная БНК-12Б число помп
1 отношение числа оборотов помпы к числу оборотов коленчатого вала
0,786 давление топлива, подаваемого топливоподкачивающей помпой на эксплоатационном режиме, замеренное,. После топливного фильтра
0,5...0,7 кг/см
2
Топливный насос
тип
НК-1 число насосов один 12-плунжерный порядок нумерации секций насоса от боевого отделения к трансмиссионному секции, обслуживающие левый блок четные секции, обслуживающие правый блок нечётные порядок работы секций
2 — 11 — 10 — 3 — 6 — 7 — 12 — 1 — 4 — 9 — 8 — 5 постоянный угол опережения подачи топлива топливным насосом в градусах поворота коленчатого вала (муфты опережения нет)
30...33 направление вращения против часовой стрелки если смотреть на двигатель со стороны боевого отделения) отношение числа оборотов топливного насоса к числу оборотов коленчатого вала
0,5
Форсунка
тип закрытый затяжка пружины форсунки
200 кг/см
2
Регулятор
тип центробежный
С и с т е м а с м а з к и д в и г а т е л я применяемое масло авиамасло: летом — МК зимой — МЗ баки для масла количество баков 2 заправочная ёмкость
80 л система смазки комбинированная циркуляционная система «сухого картера» маслонасос шестеренчатый трехсекционный одна секция нагнетающая, две отсасывающие отношение числа оборотов масляного насоса к числу оборотов коленчатого вала
1,725 давление масла на эксплуатационном режиме после прохождения через масляный фильтр
6...9 кг/см
2

9 давление масла после .прохождения через фильтр при установившихся минимальных оборотах двигателя не ниже 2 кг/см
2 температура масла при выходе из двигателя не выше +105°С удельный расход масла на эксплоатационном режиме не более 13 г/л.с.час. производительность масляного насоса при 1600 об/мин коленчатого вала
3750 л/час
С и с т е м а о х л а ж д е н и я д в и г а т е л я тип водяной, принудительный
Радиаторы
тип трубчатый поверхность охлаждения (обоих радиаторов)
107,36 м
2 заправочная ёмкость
80 л.
Водяной насос
тип центробежный отношение числа оборотов водяного насоса к числу оборотов коленчатого вала
1.5 производительность водяного насоса при 2550 об/мин крыльчатки
500 л/мин температура выходящей воды не выше +105 0
С
С и с т е м а п у с к а д в и г а т е л я основная система пуска электростартером дополнительная (запасная) система пуска сжатым воздухом максимальное давление воздуха в баллонах
150 кг/см
2
давление воздуха, поступающего в воздухораспределитель не выше 90 кг/см
2
и не ниже летом — 45 кг/см
2
, зимой — 65 кг/см
2 момент начала подали воздуха — до ВМТ по такту сжатия в градусах поворота коленчатого вала
6
±
3
Привод к тахометру
тип привода гибкий валик отношение числа оборотов гибкого валика к числу оборотов коленчатого вала
0,5 направление вращения валика привода по часовой стрелке (если смотреть сверху мотора)
Трансмиссия танка
Г л а в н ы й ф р и к ц и о н тип многодисковый сухой материал дисков сталь количество ведущих дисков
11 количество ведомых дисков
11 количество пружин
16 механизм выключения фрикциона шариковый с наклонными канавками в отжимных кольцах максимальное усилие, необходимое для выключения фрикциона
25 кг соединение с коробкой перемены передач через зубчатую муфту
К о р о б к а п е р е м е н ы п е р е д а ч
Тип трехходовая пятискоростная или трёхходовая четырёхскоростная
Число передач пятискоростная коробка перемены передач пять передач вперёд и одна назад четырёхскоростная коробка четыре передачи вперёд и одна назад
Передаточные отношения
Пятискоростная коробка перемены передач
Четырехскоростная коробка перемены передач на конической паре
1,859 1,859 на первой передаче
5,570 5,000 на второй передаче
2,600 2,390 на третьей передаче
1,855 1,450 на четвёртой передаче
1,215 0,756 на пятой передаче
0,756
— на передаче заднего хода
4,950 5,350 смазка разбрызгиванием

10
Б о р т о в ы е ф р и к ц и о н ы и т о р м о з ы тип фрикционов многодисковый, сухой материал дисков сталь общая толщина набора дисков
137,6
±
1 мм количество ведущих дисков от 17 до 21 (в зависимости от их толщины) количество ведомых дисков от 18 до 22 (в зависимости от их толщины) количество пружин
18 механизм выключения бортовых фрикционов шариковый с наклонными канавками в отжимных кольцах максимальное усилие на рукоятку рычага, необходимое для выключения бортовых фрикционов
20 кг тип тормозов ленточные с чугунными колодками (плавающего типа) наружный диаметр ведомого барабана
500 мм ширина ленты
200 мм
Б о р т о в ы е п е р е д а ч и тип одноступенчатый понижающий редуктор передаточное отношение
5,7 смазка разбрызгиванием
Ходовая часть танка
В е д у щ и е к о л е с а тип зацепления гребневое, при помощи роликов расположение на шлицах валов бортовых передач наружный диаметр
634 мм
Г у с е н и ч н а я ц е п ь тип мелкозвенчатая зацепление гребневое количество траков в каждой цепи
72, из них 36 с гребнем и 36 без гребня соединение траков пальцами, имеющими головку и без шплинтовки (головки обращены к корпусу) забивание пальцев на место при выходе их в сторону корпуса
«кулаками», укреплёнными на крышке бортовой передачи шаг трака
172 мм ширина трака
500 мм способ натяжения гусеничной цепи поворотом кривошипа направляющего колеса способ поворота кривошипа червячной парой
Н а п р а в л я ю щ и е к о л е с а ( л е н и в ц ы ) обода колёс стальные установка на кривошипе наружный диаметр
500 мм
О п о р н ы е к а т к и тип с наружной .амортизацией (обрезиненные бандажи) или с внутренней амортизацией и стальными ободами (только для 2, 3 и 4-го катков) количество по пяти катков на каждую сторону диаметр катков с наружной амортизацией
830 мм с внутренней амортизацией
830 мм ширина обрезиненного.бандажа
150 мм ширина диска катка с внутренней амортизацией
100 мм

11
П о д в е с к а тип пружинная, индивидуальная расположение подвесок наклонное количество пружин в каждой подвеске
2 расположение пружин у передних катков концентрическое расположение пружин у 2, 3, 4.и 5-го опорных катков одна над другой ход катка: вверх
140 мм вниз у переднего катка — 75 мм, у 2, 3, 4 и 5-го катков — 115 мм
Электроборудование
система проводки однопроводная (аварийное освещение — двухпроводное) напряжение в сети
24 и 12 В
И с т о ч н и к и э л е к т р о э н е р г и и
Электрогенератор
марка
ГТ-4563-А мощность
1000 Вт напряжение
24 В отношение числа оборотов вала генератора к числу оборотов коленчатого вала
1,5 тип привода невыключающаяся фрикционная муфта направление вращения по часовой стрелке (если смотреть со стороны привода) начало зарядки аккумуляторной батареи при 665 об/мин коленчатого вала двигателя реле-регулятор
РРА-24 Ф
Аккумуляторные батареи
марка
6-СТЭ-128 тип кислотные
Емкость
128 Ачас количество батарей
4 напряжение
12 В начало зарядки при 665 об/мин коленчатого вала
П о т р е б и т е л и э л е к т р о э н е р г и и
Электростартер марка
СТ-700 мощность
15 л.с. напряжение
24 В
Электромотор поворотного механизма башни
марка
МБ-20А тип сериесный, четырёхнолюсный мощность
1350 Вт.
Напряжение
20 В число оборотов (максимальное)
5800 об/мин потребляемая сила тока
90...120 А передаточное отношение от вала якоря к погону башни
1257
Электромотор вентилятора
марка
МВ-12 мощность
19 Вт число оборотов
1500 об/мин напряжение
12 В потребляемый ток
3,8 А

12
Осветительные приборы фара
1 (слева) с двумя лампами в 25 и 5 Вт сигнальный фонарь
1 (сзади) с лампой в 5 Вт освещение щитка контрольных приборов
1 лампа в 5 Вт освещение щитка электроприборов
1 лампа в 5 Вт внутреннее освещение
2 плафона с лампами по 10Вт освещение передатчика
1 лампа в 5 Вт освещение артприборов
3 лампочки по 0,15 Вт освещение шкалы угломера
1 лампочка в 10 Вт
Электросигнал тип
ГФ-4702 потребляемая мощность
60 Вт
Радиостанция 9-Р потребляемая мощность
150 Вт умформеров радиостанции два: один РУ-45В, на 47 Вт для питания анодных цепей передатчика и один РУ-11В на 35 Вт- для питания анодных цепей приемника.
Средства наблюдения и связи
С р е д с т в а н а б л ю д е н и я в люке водителя
2 смотровых перископических прибора в башне
2 смотровые щели приборы для прицеливания и наблюдения
ТМФД-7 и ПТ-4-7, спаренные с пушкой
С р е д с т в а с в я з и
Внешняя связь тип радиостанции
9-Р радиус действия
18 км во время стоянки, при заглушенном двигателе — до 25 км.
Внутренняя связь
тип прибора
ТПУ-3Р количество приборов
3 место установки телефонный аппарат №1 у водителя телефонный аппарат №2 у стрелка-радиста телефонный аппарат №3 у командира танка

13
ГЛАВА ВТОРАЯ
БРОНЕВОЙ КОРПУС И БАШНЯ
БРОНЕВОЙ КОРПУС
Броневой корпус и башня служат для размещения экипажа, вооружения, механизмов танка и защиты их от поражения ружейно-пулемётным огнём и осколками снарядов.
Устройство корпуса
Рис. 8. Корпус танка:
1 — верхний броневой лист; 2 — нижний броневой лист; 3 — балка носовой части корпуса; 4 — люк водителя; 5 — броневой колпак шаровой установки пулемета; 6 — заглушка над хвостовиком червяка натяжного механизма; 7 — кронштейн ленивца; 8 — отверстие для кронштейна оси балансира; 9 — вырез для цапфы балансира; 10 — площадки для резиновых буферов; 11 — стойки ограничителей балансиров; 12 — картер бортовой передачи; 13 — наклонный броневой лист; 14 — горизонтальный лист.
Рис. 9. Корпус танка (внутреннее устройство):
1 — шахта наклонной подвески; 2 — нижний наклонный лист; 3 — картер бортовой передачи; 4 — крыша над боевым отделением; 5 — вырезы для шахты подвески; 6 — крышка над заливной пробкой топливного бака;7 — вентиляторная перегородка; 8 — поперечный лист для крепления коробки перемены передач; 9 — буксирный крюк.
Корпус танка (рис., 8 и 9).состоит из следующих основных частей: носовой части, бортов, кормы, днища, крыши и поперечных перегородок
Носовая часть корпуса
Носовая часть корпуса (рис. 8) состоит из верхнего 1 и нижнего броневых листов, скреплённых литой балкой 3. В верхнем наклонном листе имеется люк для водителя 4. Он закрывается броневой крышкой на петлях. Крышка (рис. 10) оборудована двумя вертикальными окнами для смотровых приборов. Она запирается двумя задрайками 1 на винтах 14, закреплённых в крышке. При открытом положении крышки задрайки удерживаются шариковым стопором 15. В средней части крышки расположен самозапирающийся замок 2, корпус которого приварен к ней. В корпусе находится пружина, палец со штифтом и ручкой для отпирания замка.

14
Крышка люка имеет пружинный уравновешивающий механизм воспринимающий на себя вес крышки и облегчающий её открывание. При помощи стопора крышка фиксируется в шести положениях.
Рис. 10. Крышка люка водителя:
1 — задрайки крышки; 2 — самозапирающийся замок крышки; 3 — броневая крышка смотрового прибора; 4 — рычаг крышки; 5 — серьга штока; 6 — фланец уравновешивающего механизма; 7 — наружная пружина уравновешивающего механизма; 8 — внутренняя пружина уравновешивающего механизма; 9 — опорная гайка; 10 — крышка; 11 — направляющая втулка; 12 — шток уравновешивающего механизма; 13 — кронштейн;14 — винт задрайки; 15 — стопор задрайки; 16 — корпус уравновешивающего механизма; 17 — стопор и маховичок уравновешивающего механизма
Уравновешивающий механизм состоит из корпуса 16, штока 12 фланца 6, двух пружин 7 и 8, стопора с маховичком 17, опорной гайки 9 и крышки 10 с направляющей втулкой 11. Корпус механизма устанавливают при помощи опорной гайки на кронштейне 13, приваренном к крыше корпуса танка. Шток имеет серьгу 5 для соединения с рычагом 4, приваренным к крышке люка, и шесть впадин для зуба стопора. При закрывании крышки шток сжимает пружины, которые удерживают крышку от падения и удара. При открывании крышки пружины 7 и 8 стремятся разжаться и помотают поднять её. Для фиксирования крышки нужно, вращая маховичок, ввести зуб стопора в одну из впадин на штоке.
Смотровые приборы водителя — две самостоятельные перископические установки (рис. 11). Каждый перископический прибор представляет собой призму 19 из силикатного или органического cтекла. Приборы для увеличения обзора расположены, под углом к оси люка с разворотом в сторону бортов.
Призма заключена в жестяную оправу с двумя пластинчатыми пружинами 18, поджата снизу опорой 27, к которой приварены две пластинчатые пружины и прикреплена ручка. Вверху призма упирается в резиновый или войлочный буфер 20, прикреплённый к козырьку 22, а снизу поджимается крышкой 26.
Для защиты водителя от осколков призм в случае их повреждений установлено общее защитное стекло 25.
Снизу, под окнами смотровых приборов, крепятся крышки, удерживающие призмы и защитные стёкла от выпадения. Они запираются общей задрайкой 28 и, кроме того, застегиваются на крючок. Для защиты призм от пуль и осколков снарядов их перекрывают снаружи броневой крышкой. Каждая крышка открывается самостоятельными приводами, расположенными по краям люка. Привод состоит из тяги 21, соединённой с крышкой шарниром, вилки, рычага с приваренным стаканом, в котором помещается стопор с пружиной, и. рукоятки 29, связанной со стопором. Стопор, входящий в отверстия сектора 30, может фиксировать крышку в закрытом и в трёх открытых положениях. Чтобы уменьшить возможность поражения призм, следует держать наружные крышки чуть приоткрытыми.
Мягкие налобники 23 и 24, установленные над защитным стеклом и на наклонном листе, предохраняют

15 голову водителя от ушибов.
Рис. 11. Смотровой прибор водителя:
18 — пластинчатая пружина призмы; 19 — призма смотрового прибора; 20 — войлочный буфер призмы; 21 — тяга привода крышки смотрового прибора; 22 — козырек; 23 — налобник; 24 — налобник; 25 — защитное стекло; 26 — крышка призмы; 27 — опора; 28 — задрайка крышек; 29 — рукоятка привода крышки смотрового прибора; 30 — сектор рукоятки
Чтобы заменить призмы или очистить их от грязи, необходимо повернуть задрайку и, отведя в сторону крючок, открыть соответствующую нижнюю крышку. Четыре запасные призмы хранят в обоймах в переднем ящике левого подкрылка. Два запасных защитных стекла укладывают в специальный ящик на правом фальшборте. Нельзя допускать повреждений или загрязнений полированных поверхностей призм. При загрязнении нужно призмы и стёкла немедленно вытереть фланелью, ватой, чистой мягкой тряпкой или тонкой
(папиросной) бумагой.
В верхнем наклонном листе (с правой стороны люка водителя) имеется отверстие, в которое вставлен приваренный броневой колпак для шаровой установки пулемёта ДТ. В нижней части листа сделаны два закрытые броневыми заглушками отверстия для доступа к хвостовикам червяков механизма натяжения гусениц.
Рядом с этими отверстиями приварены крюки с защёлками для буксировки танка.
Механизм натяжения гусениц расположен внутри кронштейнов ленивцев, которые приварены к балке в носовой части танка и к бортам его корпуса.
Нижний наклонный лист 2 приварен к балке, бортам и днищу. К верхнему наклонному листу с внутренней стороны приварены кронштейны для крепления подвесок передних катков и щитка контрольных приборов, а к нижнему листу — кронштейны для крепления баллонов с сжатым воздухом. На внутренней же поверхности носовых листов, кроме того, приварены бонки для крепления проводов электрооборудования и ряд других мелких деталей.
Борты корпуса
Борты корпуса состоят из верхних наклонных и нижних вертикальных листов. Верхние и нижние листы соединены горизонтальными листами; в местах стыков листы соединены сварным швом.
Нижняя вертикальная часть борта имеет пять отверстий для прохода осей балансиров (см. рис. 8) в кронштейны 8, четыре .выреза 9 для цапф балансиров, шесть приваренных кронштейнов с площадками для крепления резиновых буферов 10, ограничивающих поворот балансира, и пять приваренных стоек 11 для
Крепления ограничителей балансиров.
К передней части бортов приварены кронштейны ленивцев 7, а к задней части приклёпаны и приварены картеры бортовых передач 12.
Верхняя часть борта представляет собой наклонный броневой лист 13, образующий вместе с горизонтальным листом 14 подкрылок. Вдоль всего подкрылка над гусеницей приварена полка.
К левому наклонному листу, приваривают кронштейны фары и два поручня для десантников. На правом наклонном листе имеются также два поручня для десантников и антенный ввод.
На наклонных листах и полках над гусеницей крепят инструмент и принадлежности, возимые на танке.
К бортам с внутренней стороны приварены (см. рис. 9) восемь шахт 1 (по четыре с каждой стороны) для установки пружинных подвесок катков. Между шахтами крепятся баки для топлива и масла, которые в боевом отделении закрыты фальшбортами (они служат также для крепления боеукладки). Кроме того, к бортам в носовой части крепят щитки для ограждения подвесок передних катков. К внутренним кромкам наклонных листов приварены угольники, к которым крепится крыша над мотором и верхний лист кормы.

16
Корма корпуса
Корма корпуса состоит из верхнего наклонного листа, нижнего наклонного корытообразного листа 2 и двух картеров бортовой передачи 3. Нижний наклонный лист кормы нижней кромкой приварен к днищу, боковыми кромками — к бортовым листам и картерам бортовых передач.
К нижнему листу приварены снаружи два крюка с защёлками 9 для буксировки танка.
Верхний наклонный лист (откидывающийся) прикреплён к корпусу тремя петлями и болтами. В средней части листа имеется закрытый крышкой круглый люк, который служит для доступа к агрегатам, установленным в задней части трансмиссионного отделения.
По обе стороны люка расположено два отверстия, через которые проходят выхлопные трубы. Последние закрыты броневыми колпаками, прикреплёнными к листу. Возле каждого колпака к броневому листу крепят по одному запасному наружному баку для топлива.
Днище корпуса
Днище является основным скрепляющим броневым листом корпуса. Оно состоит из двух или четырёх частей, соединённых встык сварным швом и усиленных накладками.
В днище имеются три люка, закрывающихся броневыми крышками. Передний люк-лаз (рис. 12) овальной формы. Он расположен в носовой части днища, у ног стрелка-радиста, и служит запасным выходом из танка. У кромок люка приварен фланец 5, в который упирается крышка 6, соединённая с днищем петлей 1. Крышка закреплена четырьмя задрайками 7, надетыми на шпильки 10, ввёрнутые в крышку. Задрайки прижаты гайками так, что один конец их упирается в крышку, а другой заходит за фланец. При отвёртывании гаек задрайки отжимаются вверху пружинами 11. Для быстрого запирания люка служит защёлка 9, состоящая из корпуса 2, зуба защёлки 4 с ручкой 8 и пружины 3. Чтобы открыть люк, необходимо:
1) ослабить гайки, прижимающие задрайки;
2) повернуть задрайки, чтобы их концы сошли с фланца;
3) ручкой 8 отжать защёлку и опустить крышку люки вниз.
Рис. 12. Передний люк-лаз:
1 — петля крышки люка; 2 — корпус защелки; 3 — пружина защелки; 4 — зуб защелки; 5 — фланец люка; 6 — крышка люка; 7 — задрайка; 8 — ручка защелки; 9 — защелка; 10 — шпилька задрайки; 11 — пружина задрайки.
Средний подмоторный люк — прямоугольной формы, расположен в моторном отделении под масляной и водяной помпами и служит для доступа к ним. Люк закрывается крышкой, которая крепится к днищу шестью болтами.
Задний люк (круглой формы) расположен под коробкой перемены передач. Он служит для слива масла из коробки. Люк закрывается крышкой, прикреплённой к днищу четырьмя болтами. По краям днища имеются восемь вырезов — по четыре у каждого борта. Вырезы служат для осмотра и монтажа подвесок катков. У кромок вырезов, с их внутренней стороны, приварены основания шахт подвесок.
В средней части днища, под масляными баками, вырезано два отверстия, которые служат для. слива масла из баков. Такие же отверстия имеются и под топливными баками: два под боевым отделением (слева и справа) и два в корме танка.
В моторном отделении укреплена подмоторная рама, на которой устанавливают двигатель. В трансмиссионном отделении приварены две подставки для кронштейнов тормозов.

17
Поперёк днища расположены десять кронштейнов. Они служат опорами для осей балансиров. К внутренней торцовой поверхности кронштейнов приварены заглушки, предотвращающие вытекание смазки из внутренней полости. Два передних кронштейна имеют окна для прохода рычага, соединяющего передние балансиры с подвесками.
Крыша корпуса
Крыша разделяется на три части: крышу над боевым отделением, крышу над мотором и крышу над трансмиссионным отделением.
Рис. 13. Крыша над моторным отделением:
1 — средний продольный лист над двигателем; 2 — боковой продольный лист над радиатором; 3 — броневая планка; 4 — крышка люка над двигателем; 5 — замок крышки; 6 — окно для прохода воздуха к радиатору; 7 — броневые жалюзи.
Крыша над боевым отделением 4 (см. рис. 9) состоит из одного или двух броневых листов. В ней имеются круглый вырез для установка башни и отверстия для болтов крепления нижнего погона. В листах, над шахтами
— по два выреза 5 для доступа к верхней части подвесок катков. Вырезы закрыты крышками. В передней части, над заливными пробками топливных баков, имеются два отверстия, которые также закрыты крышками 6.
Крыша над моторным отделением (рис. 13) съёмная. Состоит она из среднего продольного листа над двигателем 1 и двух боковых -продольных листов над радиаторами 2
Средний лист крыши над двигателем корытообразный, с выпуклостью, обращенной вверх. Боковые стенки листа усилены приваренными броневыми планками 3. В верхней части листа имеется люк для доступа к двигателю, закрываемый крышкой 4 на петлях. Крышка люка запирается специальным замком 5. Передняя части среднего листа крыши прикреплена пятью, а задняя четырьмя болтами.
Каждый продольный лист крыши прикреплён болтами к среднему листу и к угольникам корпуса, поэтому крышу над моторным отделением можно снимать и всю сразу и по частям.
В средней части листов, расположенной над радиаторами, имеются продольные окна 6 для прохода к ним воздуха. Окна закрываются броневыми жалюзи. Лист жалюзи укреплён на двух осях. При помощи привода его можно устанавливать в трёх положениях горизонтальном, когда вырез будет закрыт, вертикальном — с открытым вырезом и в среднем — между тем и другим положениями. Жалюзи устанавливают в нужном положении из боевого отделения.
Привод (рис. 14). состоит из рукоятки со стопором 4, сектора 3, серьги 5 и тяги 2. Тяга, верхним концом прикрепляется в ушку оси жалюзи 1, а нижним к серьге, сидящей на одной оси с рукояткой. Стопор рукоятки входит в отверстие сектора, укреплённого на передней перегородке, фиксируя положение жалюзи.
Каждый продольный лист над мотором имеет по три закрытых броневыми крышками круглых отверстия: среднее для заливки масла в маслобаки,; а боковые для смазки подвесок катков.
Над жалюзи устанавливают броневые колпаки. Последние имеют решётки для прохода воздуха.
Одновременно решетки препятствуют попаданию внутрь танка крупных посторонних предметов. В колпаке над наливным отверстием маслобака имеется вырез, закрытый броневой крышкой. К колпаку, приварен поручень для десантников.
Крыша над трансмиссионным отделением состоит из двух броневых листов, расположенных над топливными баками (в правом листе над заливным отверстием топливного бака имеется люк, закрытый крышкой), двух броневых листов жалюзи, узкого поперечного броневого листа и откидного колпака с сеткой, который закрывает крышу над трансмиссионным отделением, предохраняя от попадания в него посторонних предметов.
Листы жалюзи при помощи привода могут быть установлены и зафиксированы в трёх положениях.

18
Привод к жалюзи (рис. 15) состоит из тяги 6, соединяющей оба листа жалюзи 5, продольной тяти 2, рычага
3 с рукояткой, имеющей стопор 4, и сектора 1. Листы жалюзи крепятся на осях к листам над баками. Рукоятка привода 4 перемещается по сектору 1, укреплённому на левой шахте подвески второго опорного катка 7.
Рис. 14. Привод жалюзи над радиаторами:
1 — ушко оси жалюзи; 2 — тяга привода; 3 — сектор привода; 4 — рукоятка со стопором; 5 — серьга.
Рис. 15. Привод к жалюзи над вентилятором:
1 — сектор привода; 2 — продольная тяга; 3 — рычаг; 4 — рукоятка со стопором; 5 — листы жалюзи; 6 — тяга, соединяющая листы; 7 — шахта подвески второго опорного катка.
Поперечные перегородки корпуса
Боевое отделение от моторного отделяет моторная перегородка, (рис. 16). Она состоит из боковых несъёмных листов 2 и 12 и средних съёмных листов 6 и 13.
Боковые листы в нижней части имеют вырезы, через которые устанавливают и вынимают аккумуляторы.
Вырезы закрываются дверцами 1.
На правом листе установлены: шприц 4 для смазки водяной помпы, топливный распределительный кран 3 и сектор с ручкой привода к жалюзи 5. На левом листе имеются: дверца 9 для доступа к предохранителям блока защиты аккумуляторов, отверстие для шланга с тросом тахометра и трубками к термометрам 10, ручной маслонасос 8 и сектор с ручкой привода к жалюзи 5. К левому верхнему углу этого листа со стороны моторного отделения крепят сигнал 11.
В средней части верхнего съёмного листа есть отверстие для вентиляции боевого отделения, перекрытое сеткой и крышкой 7.
В верхней части нижнего съёмного листа имеется дверца. К планке (между верхним и нижним съёмными

19 листами) приделана ручка привода к сливному крану водяной помпы; над ручкой привода прикреплена табличка с надписью «Слив воды».
Рис. 16 Моторная перегородка:
1 — дверца бокового листа; 2 — боковой несъемный лист; 3 — топливный распределительный кран; 4 — шприц для смазки валика водяной помпы; 5 — привод к жалюзи над радиаторами; 6 — верхний съемный лист; 7 — крышка вентиляционного люка; 8 — ручной маслоподкачивающий насос; 9 — дверца предохранителей блока защиты аккумуляторов; 10 — шланг с тросом тахометра и трубками к термометрам; 11 — электросигнал; 12 — боковой несъемный лист; 13 — нижний съемный лист.
Между моторным и трансмиссионным отделениями расположена (см. рис. 9) вентиляторная перегородка 7.
В ней имеется круглый вырез для обода вентилятора с приваренными к кромкам выреза тонкими железными секторами для уменьшения зазора между вентилятором и перегородкой. В верхней части перегородки проделано два отверстия, через которые проходят выхлопные трубы.
Для того чтобы легче было вынимать мотор с вентилятором, верхняя средняя часть перегородки сделана съёмной. За вентиляторной перегородкой приварен к днищу и к бортам поперечный лист 8, к которому прикреплена горловина коробки перемены передач.
Разборка корпуса
Для того чтобы вынуть радиаторы, достаточно снять колпаки над продольными жалюзи, отсоединить привод от жалюзи и снять продольные боковые листы крыши над мотором (средний лист крыши снимать не требуется).
Чтобы снять крышу, расположенную над мотором, необходимо снять сетку жалюзи над вентилятором и колпаки над продольными жалюзи, отъединить привод от жалюзи, а также снять боковые продольные листы крыши, после чего, вращая башню, установить (поочерёдно) имеющийся в ней вырез над каждым из пяти винтов, крепящих лист, и вывернуть их.
Для снятия жалюзи, установленных над вентилятором, нужно отвернуть по два болта, расположенных у левого борта, и вынуть листы жалюзи налево.
Для того чтобы откинуть верхний наклонный лист кормы, необходимо: снять броневые колпаки над выхлопными трубами, вынуть эти трубы, откинуть сетку над жалюзи, снять жалюзи, отъединить провод фонаря «стоп», отвернуть болты, крепящие листы над кормовыми баками, а также болты, крепящие задний лист. Резко откидывать лист нельзя, иначе возможен срыв его с петель.
Уход за корпусом
После каждого выезда необходимо:
1. Тщательно очистить корпус снаружи от пыли, грязи или снега.
2. Очистить корпус внутри от воды, грязи, снега, строю следя зимой за тем, чтобы не было воды, грязи иди льда в углублении днища под вентилятором.
3. Очистить и смазать тонким слоем солидола все петли и затворы крышек люков.
Все резиновые и желобчатые уплотнения должны быть всегда в порядке. Нельзя допускать попадания на них бензина и масла.
Перегородки должны быть плотно пригнаны и надёжно закреплены, в противном случае нарушится нормальная работа системы, охлаждения двигателя.

20
БАШНЯ
Во вращающейся башне танка устанавливают вооружение, размещают боеприпасы, приборы наблюдения.
Вращающаяся башня позволяет вести из пушки и пулемёта круговой обстрел. В башне располагаются командир танка и башенный стрелок.
Устройство башни
Башня танка литая, продолговатой формы с цилиндрическим основанием. Она установлена на шариковой опоре над боевым отделением корпуса.
Башня состоит из корпуса и крыши с люками и снабжена механизмом поворота и смотровыми приборами.
Рис. 17. Башня (общий вид):
1 — вырез для пушки и спаренного с ней пулемета; 2 — замок крышки люка; 3 — смотровая щель; 4 — отверстие для установки перископического прицела ПТ-1-7; 5 — крышка люка; 6 — крышка люка для вентиляции; 7 — рымы для съемки башни; 8 — шарнирная петля крышки люка; 9 — захват; 10 — резиновый буфер.
Рис. 18. Башня (вид сбоку).
Корпус башни (рис. 17 и 18)
Передняя стенка башни наклонная. Она имеет прямоугольный вырез для монтажа пушки, спаренной с пулемётом ДТ. Снаружи вырез закрыт броневым лобовым щитом с вырезом для спаренной системы. Лобовой щит прикреплён к башне болтами. По бокам выреза крепятся кронштейны для цапф люльки.
На правом кронштейне имеется вертикальная площадка для крепления стопора походного положения пушки, а на левом (в нижней части) — направляющее отверстие для подъёмного механизма пушки. На боковых стенках башни (в средней части) прорезаны две смотровые щели 3, защищённые приваренными снаружи планками.. Щели оборудованы; смотровыми приборами. Задняя стенка наклонная. Вместе с боковыми стенками и цилиндрическим основанием она, образует нишу, где укладывают в специальных рамках диски с патронами для пулемёта. В задней стенке ниши имеется отверстие для укрепления приспособления проверки отката и наката компрессора пушки. Отверстие закрыто заглушкой, укреплённой изнутри башни гайкой. В танках последних выпусков башня имеет также два отверстия, для стрельбы из пистолета, которые закрываются заглушками, укрепленными изнутри башни планками.
Крыша башни
Крыша башни представляет собой плоский броневой лист, приваренный к корпусу башни. В крыше имеются четыре выреза (рис. 19). В передней части крыши (с левой стороны) в круглом отверстии 1 устанавливают перископический прицел ПТ-4-7, закрытый сверху броневой защитой.
В средней части крыши оборудовано два люка—для входа и выхода экипажа, Между ними помещена съёмная перемычка 5, позволяющая вынимать через люки бортовые топливные баки, не снимая башни.
В задней части крыши (посредине) имеется люк 4 для вентиляции с отбуртованными вверх краями. Люк

21 закрыт приваренной сверху крышкой с четырьмя вырезами для прохода воздуха. Для съёмки башни оборудовано четыре рыма 8 (два в передней и два в задней части крыши)
Рис. 19. Крыша башни (схема):
1 — отверстие для установки перископического прицепа ПТ-4-7; 2 — люк; 3 — люк; 4 — люк для вентиляции; 5 — съемная перемычка; 6 — захват; 7 — шарнирная петля; 8 — рым; 9 — замок.
Крышки люков крепятся к крыше башни при помощи шарнирных петель 7 с захватами 6, удерживающими их в открытом положении. Для надежности удержания открытых крышек при движении танка установлен резиновый буфер. Крышки люков запираются замками 9.
Замок 9 имеет корпус, в котором помещена защёлка с ручкой и пружина. При закрывании крышки защёлка, сжимая дружину, входит внутрь корпуса, замка. Чтобы отпереть замок изнутри, нужно ручкой вывести защелку за кромку опорной площадки. Снаружи замок если он не застопорен, отпирается ключом. Если же он застопорен, то отпереть его снаружи невозможно.
Для того чтобы застопорить замок, необходимо повернуть кверху ручку замка и застопорить её пуговкой; при этом ручка упрётся в ограничитель, приваренный к крышке люка у корпуса замка. Для предотвращения самозапирания замка нужно накидывать ручку на ограничитель.
Для облегчения открывания крышек последние уравновешены пружиной.
Рис. 20. Смотровой прибор башни:
1 — заслонка; 2 — резиновый налобник; 3 — щиток; 4 — защитное стекло; 5 — крышка корпуса; 6 — ручка заслонки; 7
— корпус прибора; 8 — пластинчатая пружина.

22
Смотровые приборы башни
Башня имеет два боковых смотровых прибора (рис. 20), которые состоят из корпуса 7, крышки корпуса 5, заслонки 1, резинового налобника 2, щитка 3 и защитного стекла 4. Корпус 7 приварен к башне так, что вырез его находится против щели башни. Корпус закрывается крышкой 5. Между ним и крышкой помещается заслонка 1, удерживаемая в верхнем положении пластинчатой пружиной 8. Заслонка служит для закрывания смотровой щели. К крышке укреплён щиток 3 с резиновым налобником 2 в верхней части. Между крышкой и щитком, против их окон, установлено защитное стекло 4, защищающее глаза наблюдателя от свинцовых брызг.
Два запасных стекла и фланелевую протирку к ним хранят в боковом кармане сумки на правом борту танка.
Для пользования смотровым прибором надо оттянуть ручку заслонки 6 вниз, благодаря чему откроется смотровая цель.
Рис. 21. Шариковая опора башни:
1 — нижний погон; 2 — шарик; 3 — сепараторное кольцо шариков; 4 — опорное кольцо; 5 — верхний погон; 6 — захват; 7 — щиток ограждения.
Шариковая опора башни
Шариковая опора башни (рис. 21) обеспечивает лёгкость вращения башни вокруг её вертикальной оси.
Состоит опора из нижнего погона 1, верхнего погона 5 и 120 шариков 2 в сепараторном кольце 3. Нижний и верхний погоны представляют собой плоское кольцо с буртом, ограничивающим перемещение шариков в радиальном направлении. На погонах имеется угломерный круг для стрельбы с закрытых позиций.
Нижний погон установлен на крыше танка. На внутренней окружности его имеется зубчатый венец, с которым зацепляется шестерня поворотного механизма башни.
Верхний погон крепится к опорному кольцу 4, приваренному к башне. К погону крепятся секторы захватов
6, охватывающие снизу торец нижнего погона, что предохраняет башню от опрокидывания. Зубчатый венец погона ограждён кольцевыми щитками 7, прикрепляемыми к верхнему погону. Для обеспечения нормальной работы шариковой опоры необходимо обильно смазывать беговые ; дорожки и шарики: в тёплое время солидолом, а зимой смесью из 50% солидола и 50% авиамасла МЗ.
Рис. 22. Стопор походного положения башни:
1 — корпус стопора; 2 — гребенка; 3 — стопор; 4 — стопорные винты; 5 — установочный винт.

23
Стопор походного положения башни
В заднем, захвате, расположенном между спинками сидений, смонтирован стопор башни (рис. 22), который состоит из следующих основных частей: штампованного корпуса 1 с захватом, гребёнки 2 с внутренним резьбовым отверстием, оси стопора 3 и двух стопорных винтов 4, установочного винта 5 и ручки. Корпус стопора имеет цилиндрическое отверстие, в которое входит гребёнка с завёрнутой в неё осью. На квадратный конец оси надевается ручка, закрепляемая стопорными винтами 4. При вращении рукоятки гребёнка стопора зацепляется с зубьями погона и стопорит башню в любом положении.
Рис. 23. Поворотный механизм башни (общий вид).
Поворотный механизм башни
Поворотный механизм (рис. 23 и 24), при помощи которого вращается башня, расположен с левой её стороны и крепится болтами к верхнему погону 9 и к кронштейну 42, имеющемуся в корпусе башни. При помощи поворотного механизма башню можно вращать и вручную и с использованием электромотора. При ручном способе скорость вращения башни зависит от скорости вращения маховика, при вращении же с использованием электромотора — от числа оборотов последнего. Ориентировочно она делится на три ступени: первая ступень 2...3 об/мин, вторая ступень 3...4 об/мин и третья ступень 4...6 об/мин. При помощи поворотного механизма башню можно вращать как по часовой, так и против часовой стрелки.
Устройство поворотного механизма
Поворотный механизм смонтирован в разъёмном картере 1 и 2 в верхней части которого имеется прилив для установки электромотора. Электромотор 44 крепят двумя лентами, концы которых закреплены в ушках картера. Электромотор имеет реостат 24 с рукояткой 45 и кнопкой 46 стопора рукоятки. Для вращения башни электромотором необходимо нажать кнопку стопора рукоятки и повернуть рукоятку в ту сторону, в какую требуется вращать башню. Вращение валика электромотора передаётся через эластичную муфту 23 с резиновым кольцом ведущей шестерне 21, которая укреплена на ведущем валике 22, установленном на двух шарикоподшипниках 34. Ведущая шестерня через паразитную шестерню 20, вращающуюся на шарикоподшипнике, укреплённом на оси, вращает ведомую шестерню 18, а вместе с ней и червяк 17, на котором она установлена на шпонке. Все три шестерни заключены в кожух 19, который крепится к верхнему картеру поворотного механизма. Червяк, изготовленный заодно с валом и установленный на двух шарикоподшипниках 37, вращает червячную шестерню 16, жёстко соединённую с фигурной шестерней 15, которая вращает сателлиты 13. Сателлиты 13, вращаемые. фигурной шестерней, вращают шестерню с внутренним зубом 10, посаженную на шпонке в средней части вала 3. Нижней шейкой вал 3 расположен во втулке 29, запрессованной в нижний картер 2, а верхней частью закреплён в двух шарикоподшипниках 28, один из которых помещён в хвостовике фигурной шестерни. На нижнем конце вала 3, выступающем из картера, укреплена при помощи фрикционной муфты шестерня 4, сцепленная с погоном 8. Получив вращение от вала, шестерня 4 обкатывается по неподвижному погону 8, и башня поворачивается относительно корпуса танка.
Фрикционная муфта предохраняет поворотный механизм от ударных нагрузок, возникающих как при выключении мотора поворота башни, так и при включении его и при возможных ударах ствола. Фрикционная муфта состоит из двух конусов 5 и 6, сидящих на шлицах вала 3. Конусы входят внутрь шестерни, сцепленной с погоном, и снизу прижаты пружиной 7. Фрикционная муфта закрыта кожухом 55.
Для вращения башни вручную нужно повертывать рукоятку маховика 25 поворотного механизма, укреплённую на червяке ручного привода 12. Червяк ручного привода 12 вращает спаренную с ним червячную шестерню 11. К торцу червячной шестерни 11 привёрнут диск со ступицей 32, на которую напрессована внутренняя обойма шарикоподшипника 27, прижатая к диску гайкой. Наружную обойму шарикоподшипника

24 устанавливают в нижнем, картере 2. Червячная шестерня 11 свободно посажена на шестерню с внутренним зубом 10. Получив вращение от червяка 12, червячная шестерня 11 увлекает прикреплённые к ней сателлиты
13 и обкатывает их вокруг фигурной шестерни.
Фигурная шестерня стоит неподвижно, так как она соединена с червячной шестерней электропривода 16, тормозимой червяком 17. Сателлиты, обкатываясь вокруг фигурной шестерни, вращают шестерню с внутренним зубом 10, которая вращает вал 3. Вращение вала передаётся через фрикционную муфту шестерне
4, которая обкатывается по зубчатой рейке неподвижного погона и вращает башню.

25
Рис. 24. Поворотный механизм башни (в разрезе):
1 — верхняя часть картера; 2 — нижняя часть картера; 3 — вал; 4 — шестерня; 5 — верхний конус фрикционной муфты; 6 — нижний конус фрикционной муфты; 7 — пружина конусов; 8 — нижний погон; 9 — верхний погон; 10 — шестерня с внутренним зубом; 11 — червячная шестерня ручного привода; 12 — червяк ручного привода; 13 — сателлит;
14 — ось сателлита; 15 — фигурная шестерня; 16 — червячная шестерня электропривода; 17 — червяк электропривода;
18 — ведомая шестерня; 19 — кожух; 20 — паразитная шестерня; 21 — ведущая шестерня; 22 — ведущий валик; 23 — эластичная муфта; 24 — реостат электромотора; 26 — рукоятка маховика; 26 — диск нижнего картера; 27 — шарикоподшипник; 28 — шарикоподшипник; 29 — втулка нижнего картера; 30 — прокладка; 31 — фланец; 32 — диск со ступицей; 33 — прокладка; 34 — шарикоподшипник, 35 — кожух; 36 — крышка; 37 — шарикоподшипник; 38 — кольцо;
39 — картер червяка ручного привода; 40 — крышка картера; 41 — прокладка; 42 — кронштейн корпуса башни; 43 — кольцо; 44 — электромотор; 45 — рукоятка реостата; 46 — кнопка стопора рукоятки.

26
Установка поворотного механизма
Поворотный механизм должен быть надёжно укреплён — шаткость его недопустима.
При установке поворотного механизма под бонки верхних и нижних болтов, крепящих поворотный механизм, устанавливают прокладки для регулировки зацепления шестерни с погоном.
Необходимо, чтобы зубья, находящиеся в зацеплении, при перекатывании шестерни 4 прилегали по всей своей ширине. Правильность зацепления шестерни с нижним погоном проверяется вращением башни на 360° в обе стороны при крене танка или при подъёме до 10°. Башня должна вращаться свободно, без заклинивания и заедания. Зазор между зубьями шестерни механизма и нижнего погона должен быть не больше 0,7 мм. На подъёме до 10° проверяется также затяжка пружины фрикциона шестерни, причём пробуксовка фрикциона недопустима. При пробуксовке необходимо небольшим усилием подтянуть гайку, прижимающую пружину.
Величина усилия определяется по высоте пружины: затянутая пружина должна иметь высоту 32...32,5 мм.
Сиденья в башне
В башне, по обеим сторонам пушки, установлено два откидных сиденья, высоту которых можно регулировать. Левое сиденье занимает командир танка, правое командир башни.
Сиденья могут быть установлены по высоте в трех положениях и в любом из этих положений закреплены стопорным болтом. Подушка сиденья откидывается в вертикальное положение двумя пружинами.

27
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

перейти в каталог файлов


связь с админом